Научная статья на тему 'ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ПРАКТИКИ КАК КОМПОНЕНТ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ В ГОСПИТАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ПРАКТИКИ КАК КОМПОНЕНТ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ В ГОСПИТАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
дети на длительном лечении / госпитальная педагогика / персонализированные образовательные траектории / воспитательное пространство вуза / Читательский клуб в университете / children in long-term treatment / Hospital Pedagogy / personalized educational trajectories / educational space of the University / reading club at the University

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адамян Елена Игорьевна, Алмазова Анна Алексеевна, Колосова Елена Борисовна, Туманова Татьяна Володаровна

Как показывают исследования, количество детей, находящихся на длительном лечении, увеличивается в последние годы. Это связано не только с распространением онкологических и иных агрессивных, угрожающих жизнедеятельности болезней в детской популяции, но и с быстрым темпом развития медицинских технологий, позволяющих все большему количеству детей, столкнувшихся с серьезными заболеваниями, сохранить жизнь и – при условии комплексной поддержки и регулярной медико-социальной реабилитации – иметь благоприятные жизненные перспективы. В статье обосновывается необходимость целенаправленной подготовки специалистов, способных к психолого-педагогической работе в различных институциональных формах, в частности, в условиях медицинского стационара. Представлена вузовская модель «Читательского клуба», который авторы статьи рассматривают как педагогический инструмент, способствующий развитию читательской компетенции студентов как части профессиональной культуры, необходимой для обеспечения персонализации образовательного процесса в госпитальных школах. Приведены этапы функционирования «Читательского клуба», логика выстраивания деятельности его участников и перспективы применения читательских практик с детьми на длительном лечении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Адамян Елена Игорьевна, Алмазова Анна Алексеевна, Колосова Елена Борисовна, Туманова Татьяна Володаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READING PRACTICES AS A COMPONENT OF PREPARING FUTURE TEACHERS FOR PERSONALIZED EDUCATION OF CHILDREN IN A HOSPITAL SCHOOL

Studies show that in recent years the number of children undergoing long-term treatment has been increasing. This is due not only to the spread of cancer and other aggressive diseases among children, but also to the rapid pace of development of medical technologies, which allows more and more children to have favorable life prospects. The article substantiates the need for targeted training of specialists who are capable of psychological and pedagogical work with children in various institutional forms, in particular, in a medical hospital. The description of the university “Reading Club” model is given. The university “Reading Club” is considered a pedagogical tool that promotes the development of students’ reading competence as part of professional culture necessary to ensure the personalization of the educational process in hospital schools. The stages of work of the “Reading Club”, the structure of building the activities of its participants with the possibility of using reading practices with children in long-term treatment are given.

Текст научной работы на тему «ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ПРАКТИКИ КАК КОМПОНЕНТ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ В ГОСПИТАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.096 ББК 74.4

DOI: 10.31862/1819-463X-2024-2-106-117

ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ПРАКТИКИ КАК КОМПОНЕНТ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ В ГОСПИТАЛЬНОЙ ШКОЛЕ1

Е. И. Адамян, А. А. Алмазова, Е. Б. Колосова, Т. В. Туманова

Аннотация. Как показывают исследования, количество детей, находящихся на длительном лечении, увеличивается в последние годы. Это связано не только с распространением онкологических и иных агрессивных, угрожающих жизнедеятельности болезней в детской популяции, но и с быстрым темпом развития медицинских технологий, позволяющих все большему количеству детей, столкнувшихся с серьезными заболеваниями, сохранить жизнь и - при условии комплексной поддержки и регулярной медико-социальной реабилитации - иметь благоприятные жизненные перспективы. В статье обосновывается необходимость целенаправленной подготовки специалистов, способных к психолого-педагогической работе в различных институциональных формах, в частности, в условиях медицинского стационара. Представлена вузовская модель «Читательского клуба», который авторы статьи рассматривают как педагогический инструмент, способствующий развитию читательской компетенции студентов как части профессиональной культуры, необходимой для обеспечения персонализации образовательного процесса в госпитальных школах. Приведены этапы функционирования «Читательского клуба», логика выстраивания деятельности его участников и перспективы применения читательских практик с детьми на длительном лечении.

Ключевые слова: дети на длительном лечении, госпитальная педагогика, персонализированные образовательные траектории, воспитательное пространство вуза, Читательский клуб в университете.

1 Работа выполнена в рамках проекта «Научно-методическое обоснование вариативной подготовки педагогов к реализации инклюзивных стратегий персонализированного обучения детей с особыми образовательными потребностями в различных институциональных условиях».

© Адамян Е. И., Алмазова А. А., Колосова Е. Б., Туманова Т. В., 2024

шии

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Для цитирования: Читательские практики как компонент подготовки будущих педагогов к персонализированному обучению детей в госпитальной школе / Е. И. Адамян, А. А. Ал-мазова, Е. Б. Колосова, Т. В. Туманова // Наука и школа. 2024. № 2. С. 106-117. Б01: 10.31862/1819-463Х-2024-2-106-117.

READING PRACTICES AS A COMPONENT OF PREPARING FUTURE TEACHERS FOR PERSONALIZED EDUCATION OF CHILDREN IN A HOSPITAL SCHOOL

E. I. Adamyan, A. A. Almazova, E. B. Kolosova, T. V. Tumanova

Abstract. Studies show that in recent years the number of children undergoing long-term treatment has been increasing. This is due not only to the spread of cancer and other aggressive diseases among children, but also to the rapid pace of development of medical technologies, which allows more and more children to have favorable life prospects. The article substantiates the need for targeted training of specialists who are capable of psychological and pedagogical work with children in various institutional forms, in particular, in a medical hospital. The description of the university "Reading Club" model is given. The university "Reading Club" is considered a pedagogical tool that promotes the development of students' reading competence as part of professional culture necessary to ensure the personalization of the educational process in hospital schools. The stages of work of the "Reading Club", the structure of building the activities of its participants with the possibility of using reading practices with children in long-term treatment are given.

Keywords: children in long-term treatment, Hospital Pedagogy, personalized educational trajectories, educational space of the University, reading club at the University.

Cite as: Adamyan E. I., Almazova A. A., Kolosova E. B., Tumanova T. V. Reading practices as a component of preparing future teachers for personalized education of children in a hospital school. Nauka i shkola. 2024, No. 2, pp. 106-117. DOI: 10.31862/1819-463X-2024-2-106-117.

Введение

Поиск эффективных путей обучения будущих педагогов, готовых работать с детьми с разными образовательными потребностями, приобретает в современной ситуации особую значимость. Это связано с расширительным пониманием инклюзии как разрабатываемой на научных основах стратегии включения в образовательный процесс всех детей вне зависимости от актуального состояния их здоровья, писхофизическо-го и социального статуса. Важно отметить, что педагогические технологии, методы, приемы, а также институциональные формы обучения и воспитания при этом могут варьировать: они должны определяться, в первую очередь, образовательными потребностями конкретного ребенка, его персональными возможностями. Кроме того, необходимо учитывать ресурсы образовательной организации, а также доступный ей опыт успешных инклюзивных практик и традиций, в первую очередь региональных [1].

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ (ст. 2, п. 27) [2] непротиворечиво указывается, что инклюзия - это обеспечение

равного доступа к образованию для всех категорий обучающихся. Необходимо подчеркнуть, что совместное обучение нормотипично развивающихся школьников и детей с теми или иными психофизическими особенностями не может рассматриваться как целевая установка, как предпочтительная форма, а является частным случаем реализации принципов инклюзивного образования. Совместное обучение в существенном ряде ситуаций принципиально не может быть реализовано. Так, например, наряду с хорошо известными отечественной педагогической науке и образовательной практике категориями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью существует категория детей, не относящихся ни к одной из традиционно выделяемых нозологических групп, однако требующих предельно персонализированных психолого-педагогических условий и, соответственно, отдельной подготовки учителей и специалистов [3; 4]. Речь идет о детях, «находящихся на длительном лечении», по объективным причинам вынужденных обучаться в условиях медицинского стационара, проходящих там пролонгированное лечение, реабилитацию, готовящихся к операции или восстанавливающихся после медицинского вмешательства.

В истории образования России существует достойный опыт педагогической помощи болеющим детям, их непрерывного обучения и включения в воспитательную среду школы, сохранения связи со здоровыми сверстниками. Помимо активно развивающихся школ в рамках проекта «УчимЗнаем» [4], обращает на себя внимание практика обучения детей на длительном лечении педагогами в Санкт-Петербургской школе № 123 Выборгского района, которая насчитывает почти вековую историю. Московская общеобразовательная школа «Технологии обучения» в настоящее время сотрудничает с 26 медицинскими организациями, на базе которых педагоги школы проводят занятия для длительно болеющих детей. Среди них: «Московский городской научно-практический центр борьбы с туберкулезом», «Национальный медицинский исследовательский центр фтизиопульмонологии и инфекционных заболеваний», «Московская областная психоневрологическая больница для детей с поражением ЦНС и нарушением психики» и др.

Традиционная форма «обучения на дому» детей, не имеющих физической возможности посещать школу, чаще всего имеющих статус ребенка с инвалидностью, и медицинское заключение, рекомендующее такую форму обучения, также заслуживает исследовательского внимания и выявления наиболее результативных практик. Существуют успешные примеры включения таких обучающихся в детско-взрослое образовательное сообщество средствами дистанционных технологий в рамках интеграции общего и дополнительного образования [1].

Очевидно, что основные дефициты детей на длительном лечении заключаются в социальной изолированности, невключенности ребенка в детско-взрослое сообщество, искажении психологического времени личности как одного из структурных звеньев самосознания, рисках изменения идентичности ребенка под влиянием заболевания. Соответственно необходим поиск таких инструментов психолого-педагогической поддержки, которые способствовали бы нивелированию указанных выше дефицитов и социальной реинтеграции школьников. Читательские практики рассматриваются нами как один из ресурсов в педагогической работе с долго болеющими детьми [5].

Цель исследования - описать модель применения читательских практик при подготовке будущих педагогов к работе в условиях госпитальной школы. Предметом исследования в данной статье является деятельность «Читательского клуба», задача которого - выявление, поддержка и развитие читательской компетенции студентов,

обучающихся по разным профилям и направлениям в рамках УГСН «Образование и педагогические науки».

Материалы и методы исследования. Основным методом в данной работе выступили - описательный, сравнительно-сопоставительный, опрос. Опрос проводился в период 1-30 сентября 2023 г. среди учащихся I курса Института детства МПГУ. Выборка составила 81 человек в возрасте от 17 до 19 лет.

К вопросу о понятиях

Определение «дети, находящиеся на длительном лечении» нуждается в анализе и прояснении. Рассмотрим ключевые понятия, которые встречаются в научных, правовых и методических работах по рассматриваемой нами проблематике (табл. 1).

Таблица 1

Анализ дефиниции «дети, находящиеся на длительном лечении» и связанных с ней (контекстуальных) понятий

Понятие, его формулировка Специфика Комментарий Предварительные выводы

Госпитальная педагогика Указывается новая научная область педагогической теории и практики [6] Существуют примеры дефиниций, образованных похожим способом, таких как: театральная педагогика, музейная педагогика, спортивная педагогика и др. Обнаруживается противоречие, поскольку у других понятий, образованных внешне сходным образом, фиксируется сфера человеческой культуры (театральная деятельность, спортивная; музейная и др.), которая и способствует обучению и воспитанию ребенка, а следовательно, сама по себе обладает дидактическим и воспитывающим потенциалом. Очевидно, что в случае «госпитальной педагогики» пространство медицинского стационара («госпиталь»), напротив, по объективным причинам тормозит и препятствуют развитию ребенка, включению его в образовательную деятельность

Дети, находящиеся на длительном лечении Обозначается жизненная ситуация,связанная с актуальным состоянием здоровья ребенка, подчеркивается процессуаль-ность и долговре-менность указанных обстоятельств Дефиниция присутствует в нормативных документах, в частности, в Федеральном Законе «Об образовании в РФ» Это правовой термин, связанный с необходимостью обеспечения непрерывности учебного процесса для школьников, проходящих долговременное лечение. В то же время, с психолого-педагогической точки зрения, это чрезвычайно обширная категория детей. В настоящий момент дефиниция не соотносится с перечнем особых образовательных потребностей обучающихся указанной категории и соответствующих обеспечению этих потребностей специальных условий обучения и воспитания

Окончание табл. 1

Понятие, его формулировка Специфика Комментарий Предварительные выводы

Соматопедия Область специальной педагогики, в рамках которой происходит изучение проблематики обучения и воспитания детей с органическими заболеваниями, изначально не имеющими психофизических нарушений развития Официальный термин, указанный в Государственном рубрикаторе научно-технической информации (ГРНТИ): 14.29.35 Перспективная область исследования, обладающая легитимным статусом научности и конкретным предметом научного анализа

Госпитальная школа Фиксируется институциональная особенность [7] внешней по отношению к ребенку среды, а именно медицинского стационара, как места, в котором непосредственно организован образовательный процесс Формулировка содержит двойственность, поскольку существует традиция употребления этого же понятия по отношению к подготовке медицинских работников Указанная неоднозначность дефиниции затрудняет коммуникацию между социалистами разных ведомств и поиск исследовательских материалов

Таким образом, как следует из результатов анализа, приведенного в табл. 1, корректные научные работы, обращенные к проблематике обучения и воспитания детей на длительном лечении, должны быть, в первую очередь, соотнесены с исследованиями в области соматопедии как части специальной педагогики. Понятия «госпитальная педагогика», «госпитальная школа» требуют конкретизации и научного обоснования, а термин «дети, находящиеся на длительном лечении» - наполнения педагогическим содержанием, в частности определения специальных условий, характеристик образовательного процесса, которые отвечают потребностям таких детей и поддаются проектированию, управлению и контролю, в том числе с позиций персонализации.

Модель «Читательского клуба» в пространстве университета

Как отмечают исследователи [8], количество школьников с проблемами здоровья увеличивается. Отечественная система образования столкнулась с запросом родительского и медицинского сообщества, суть которого можно свести к необходимости создания специальной инфраструктуры - сети так называемых госпитальных школ, в которых бы на законных основаниях дети, проходя лечение, включались в профессионально организованный учебно-воспитательный процесс. Закономерно предпо-лагется, что обучать и воспитывать, а также оказывать всестороннюю психолого-педагогическую поддержку в таких школах должны педагоги и школьные психологи, а также педагоги-дефектологи, прошедшие специализированную подготовку [9]. Следовательно необходима подготовка квалифицированных специалистов, способных создать среду для обучения и воспитания детей в условиях медицинского стационара, в том числе с помощью читательских практик. Читательская компетенция рассматривается нами как часть функциональной грамотности студента и компонент его профессиональной составляющей в будущем (рис. 1).

Рис. 1. Взаимосвязь компонентов профессиональной культуры педагога

Клуб читательских практик сложился в Институте детства Московского педагогического государственного университета в ответ на запросы обучающихся и профессорско-преподавательского состава о наличии регулярно действующего пространства, в котором можно было бы обсудить как научные, так и художественные тексты разных жанров и проблематики, обменяться читательскими впечатлениями, услышать мнения экспертов - с разных профессиональных фокусировок, наметить книги для последующего прочтения, выбрать наиболее заинтересовавшие методы, приемы и методики как самого группового обсуждения, так и анализа текстов, подходов предпочитаемой работы с книгой.

Стратегия университетского «Читательского клуба» включает в себя создание предпосылок для того, чтобы студенты получили собственный читательский опыт и смогли бы увлечь чтением учеников в рамках будущей профессиональной деятельности, то есть организовать подобный клуб, студию или кружок, при необходимости - в нестандартной образовательной среде. Компоненты сложившейся модели Клуба отражены в табл. 2.

Таблица 2

Модель клуба читательских практик в условиях педагогического вуза

Компоненты модели Содержательное наполнение компонентов

Целевые ориентиры Деятельность Клуба ориентирована на создание условий для личностного развития будущего педагога. Культура читателя, способность уважительно относиться к различающимся мнениям, другому читательскому опыту, при этом удерживая собственные ценности и смыслы, - важнейшее основание становления индивидуального профессионального профиля. Овладение педагогическим инструментарием участия в дискуссии, курирование встреч Клуба, опыт применения приемов модерации группового обсуждения, знакомство с книгами разных жанров и практика анализа текстов вне учебной ситуации - помогут будущему педагогу развивать эту культуру у школьников, находящихся в нестандартных образовательных условиях

Продолжение табл. 2

Компоненты модели Содержательное наполнение компонентов

Субъекты/участники Клуба Студенты бакалавриата и магистратуры, аспиранты; преподаватели вуза, приглашенные специалисты, обладающие специальными знаниями и оригинальным взглядом на обсуждаемые книги, кураторы Клуба (выбранная должность для студентов-участников); модераторы встреч - преподаватели. Парный формат подготовки и модери-рования встреч позволяет увеличить педагогический арсенал применяемых методик и технологий, а усилить коммуникативную направленность работы

Принцип участия в Клубе Свободное зачисление «по желанию» с предварительной регистрацией и согласованием условий посещения Клуба

Содержание встреч За месяц до встречи участникам рассылается письмо-приглашение с указанием предлагаемых для обсуждения книг. Одна из книг является художественной, вторая - научной или научно-популярной. Книги могут быть напрямую не связаны друг с другом содержательно, однако имеют смысловое пересечение, потенциал для углубления рассматриваемых тем, возникновения новых идей и читательских образов. Примеры «парных» книг, рассматриваемых в ходе встреч Клуба Института детства: ■ М. Зощенко «Рассказы о Леле и Миньке» / Е. В. Душечкина «Русская елка. История, мифология, литература»; ■ С. В. Востоков «Фрося Коровина» / Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»; ■ Артур Конан Дойл «Записки о Шерлоке Холмсе» / Р. Сапольски «Биология добра и зла: как наука объясняет наши поступки»

Временной параметр: регулярность и продолжительность встречи Клуб собирается раз в месяц, заседание длится два академических часа. Это позволяет: ■ организовать необходимый ритм читательской активности; ■ создать ситуации свободного выбора для студента, самоопределения относительно предлагаемых книг, участия в обсуждении, уровня погружения в изучаемые материалы, степени активности и включенности в деятельность Клуба

Принципы отбора литературного материала Мнения и читательские предпочтения студентов - основных участников -учитываются, однако списки книг формируются авторами Клуба, его модераторами. Литературный материал рассматривается сквозь призму возможности применения в будущей педагогической практике, в том числе в госпитальных школах. Для чтения и обсуждения отбираются: ■ увлекательные сюжетные книги для детей и юношества, инициирующие «выход» из замкнутого пространства больничной палаты, привлекающие внимание школьников к темам, не связанным с их ограничениями и заболеваниями, расширяющие кругозор и становящиеся частью субъектного читательского опыта; ■ книги, которые содержат «трудные темы» для обсуждения с детьми, например, вопросы ухода из жизни близких, утраты, тяжелые болезни у персонажей, переживания взросления, разочарования и пр.

Окончание табл. 2

Компоненты модели Содержательное наполнение компонентов

Направления и организация обсуждения В центре внимания Клуба - поддержка читательской культуры его участников, поэтому применяются разные подходы и конкретные способы обсуждения: ■ возможность выразить первичное впечатление, эмоции, чувства, возникшие в процессе чтения, задать вопросы, уточнить фактологические аспекты; ■ знакомство с приемами филологического анализа (в разных литературоведческих школах), психологического, ■ обсуждение комментариев текстов, созданных представителями разных научных и профессиональных областей, ■ обсуждение, уточнение, углубление итогового читательского впечатления. Формируемое в процессе обсуждения обоснованное ответственное отношение к прочитанным книгам становится фундаментом читательской культуры педагога, компонентом его функциональной грамотности в части эффективной работы с текстами разных жанров и стилей

Принципы модерации Каждому участнику несколько раз предоставляется слово для свободного высказывания. В высказываниях нет ограничений на выражение субъективных предпочтений, на аллюзии, варианты интерпретации, приветствуется отказ от «шаблонной критики». В ходе встречи создается дополнительный список книг, фильмов, научных и научно-популярных статей, а также спектаклей, произведений изобразительного искусства, так или иначе связанных с идеями и образами обсуждаемых текстов. Составляется объемный «методический портфель» по обсуждаемой теме, который может использоваться в дальнейшей работе с детьми, в том числе на принципах персонализации. На последующих встречах при необходимости актуализируются впечатления и обсуждаются вопросы, возникшие при прочтении произведений из дополнительного списка

Организация работы «Читательского клуба» состоит из трех этапов: подготовительного, стартового и реализационного.

Подготовительный этап включает в себя изучение читательского опыта первокурсника, презентацию клуба среди студентов. Так, например, в начале 2023/24 учебного года в рамках адаптационного модуля «Погружение в профессию» [10] студенты I курса Института детства письменно отвечали на ряд вопросов, среди них необходимо было описать любимую книгу, которую респондент помнит из детства, указать, какую книгу читает сейчас, ведет ли заметки, если да, то в каком виде и пр. Ответы на эти вопросы дают возможность составить первичное представление о читательском портрете и имеющемся опыте учащихся - будущих участников читательского клуба.

Проанализировав ответы 83 участников опроса, мы можем сказать, что читательский интерес сосредоточен на следующих группах книг:

• произведения из школьной программы, отечественная литературная классика; назван ограниченный набор произведений: М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», Ф. М. Достоевский «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание», А. И. Куприн «Гранатовый браслет», К. Г. Паустовский «Акварельные краски», А. П. Платонов «Юшка», Л. Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», И. С. Тургенев «Ася»;

• популярная классическая и современная зарубежная литература: Агата Кристи «Убийство по алфавиту», «Смерть на Ниле», Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту», Э. Бронте «Грозовой перевал», Ш. Бронте «Джейн Эйр», С. Кинг «Оно», Д. Киз «Цветы для Элджернона», М. Митчелл «Унесенные ветром», Л. М. Олкот «Маленькие женщины», «Хорошие жены», Э. М. Ремарк «Три товарища», Дж. Роулинг - серия книг о Гарри Поттере, «Фантастические твари и где они обитают», О. Уайльд «Портрет Дориана Грея», Э. Хемингуэй «Старик и море»;

• книги из жанра нон-фикшн, а именно из серии популярной психологии самопомощи, саморазвития: П. Кинг «Искусство самопознания», О. Примаченко «К себе нежно», С. Гроф «За пределами мозга» и др.

Подготовительный этап позволяет выстроить работу следующих этапов - стартового (первые встречи, во время которых устанавливаются нормы и правила взаимодействия) и реализационного (включает в себя встречи клуба, а также включение приобретенных студентами умений в практическую работу с детьми). Понимание читательского интереса учащихся, их предпочтений, опыта работы с текстами дает возможность построить программу встреч. Например, перечисленные выше книги вошли в тематику первых диалогов с участниками книжного клуба Института детства МПГУ, на встречах происходило обращение к этим текстам, их цитирование, что создавало единое поле читательского и общегуманитарного дискурса.

Заключение

Значимым компонентом профессиональной компетенции будущего педагога является его готовность к работе в нестандартной образовательной среде, в частности в пространстве медицинского стационара.

Мы убеждены, что подготовка будущих педагогов для работы с детьми, находящимися на длительном лечении, должна включать в себя, помимо академических курсов и базовых дисциплин учебного плана соответствующего профиля (в частности, в рамках специального (дефектологического) образования и психолого-педагогического), специально разработанные форматы, способствующие расширению общегуманитарной и профессиональной картины мира. Речь идет о культуре педагога, способного осуществлять профессиональную деятельность в нетипичных образовательных средах, в том числе медицинского стационара [11]. Эти форматы ориентированы, прежде всего, на способность специалиста к личностной и профессиональной самоподдержке, самоорганизации, умению выбирать, принимать решения и нести за них ответственность (то есть профессиональной самостоятельности). В качестве такого формата мы рассматриваем организацию университетского «Читательского клуба», который, с одной стороны, должен быть открытым для всех потенциальных участников, с другой - иметь внутреннюю структуру и логику, обусловленную задачами будущей профессиональной деятельности участников-студентов.

Читательские практики - актуальный педагогический инструментарий, освоение которого позволит будущим педагогам эффективно и персонализированно включать школьников, находящихся на длительном лечении, в образовательный процесс и естественным способом помогать им «наращивать» опыт общения с книгой и с миром.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Kolosova E. B., Adamyan E. I., Adamyan L. I. Educational process within the space of inclusive supplementary education: analysis of regional practices // Perspectives of Science and Education. 2022. No. 2 (56). P. 302-317.

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

3. Профессионально-личностные позиции педагогов госпитальных школ / В. В. Вагарина, А. С. Обухов, А. А. Филатов, С. В. Шариков // Педагогика. 2020. Т. 84, № 10. С. 76-87.

4. Шариков С. В. Создание образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении в стационарах медицинских учреждений // Российский журнал детской гематологии и онкологии. 2015. Т. 2, № 4. С. 65-73.

5. Алмазова А. А., Адамян Е. И., Колосова Е. Б. Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья: научно-методические основы и эффективные практики. 2-е изд., доп. М.: МПГУ, 2023. Гл. 8: Воспитательная работа во внеурочной деятельности: читательские практики для детей на длительном лечении и обучающихся на дому. С. 174-192.

6. Госпитальная педагогика - современное направление в педагогической науке / А. Ф. Лоскутов, С. В. Шариков, Е. А. Ямбург, А. Г. Румянцев // Народное образование. 2023. № 1 (1496). С. 166-172.

7. Появление системы госпитальных школ как развитие заботы общества о детях, нуждающихся в длительном лечении / В. В. Вагарина, А. С. Обухов, А. А. Филатов, С. В. Шариков // Проблемы современного образования. 2021. № 1. С. 17-32. DOI: 10.31862/22188711-2021-1-17-32.

8. Состояние и динамика инвалидности, комплексная реабилитация и абилитация инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации: ежегодный доклад / под ред. М. А. Дымочки. М.: ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, 2022. 436 с.

9. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Технологии будущего в проблемном поле логопедии // Развитие Российской дефектологической науки и практики в современном образовательном пространстве: новый взгляд: II Всерос. съезд дефектологов, Москва, 02-03 ноября 2017 г. М.: Изд. Дом «МИРАКЛЬ», 2018. С. 76-80.

10. Адамян Л. И. Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья: научно-методические основы и эффективные практики. 2-е изд., доп. М.: МПГУ, 2023. Гл. 9: Подготовка к воспитательной работе студентов дефектологического факультета (опыт Института детства МПГУ). С. 193-220.

11. Подготовка педагогических кадров для госпитальных школ / О. А. Иванова, М. М. Шалашова, С. В. Шариков, И. Ю. Долуев // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 2 (93). С. 260-264.

REFERENCES

1. Kolosova E. B., Adamyan E. I., Adamyan L. I. Educational process within the space of inclusive supplementary education: analysis of regional practices. Perspectives of Science and Education. 2022, No. 2 (56), pp. 302-317.

2. Federalnyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" (ot 29.12.2012 No. 273-FZ).

3. Vagarina V. V., Obukhov A. S., Filatov A. A., Sharikov S. V. Professionalno-lichnostnye pozitsii pedagogov gospitalnykh shkol. Pedagogika. 2020, Vol. 84, No. 10, pp. 76-87.

4. Sharikov S. V. Sozdanie obrazovatelnoy sredy dlya detey, nakhodyashchikhsya na dlitelnom lechenii v statsionarakh meditsinskikh uchrezhdeniy. Rossiyskiy zhurnal detskoy gematologii i onkologii. 2015, Vol. 2, No. 4, pp. 65-73.

5. Almazova A. A., Adamyan E. I., Kolosova E. B. Vospitanie detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya: nauchno-metodicheskie osnovy i effektivnye praktiki. Moscow: MPGU, 2023. Ch. 8: Vospitatelnaya rabota vo vneurochnoy deyatelnosti: chitatelskie praktiki dlya detey na dlitelnom lechenii i obuchayushchikhsya na domu. Pp. 174-192.

6. Loskutov A. F., Sharikov S. V., Yamburg E. A., Rumyantsev A. G. Gospitalnaya pedagogika -sovremennoe napravlenie v pedagogicheskoy nauke. Narodnoe obrazovanie. 2023, No. 1 (1496), pp. 166-172.

7. Vagarina V. V., Obukhov A. S., Filatov A. A., Sharikov S. V. Poyavlenie sistemy gospitalnykh shkol kak razvitie zaboty obshchestva o detyakh, nuzhdayushchikhsya v dlitelnom lechenii. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2021, No. 1, pp. 17-32. DOI: 10.31862/2218-87112021-1-17-32.

8. Sostoyanie i dinamika invalidnosti, kompleksnaya reabilitatsiya i abilitatsiya invalidov i detey-invalidov v Rossiyskoy Federatsii: ezhegodnyy doklad. Ed. by M. A. Dymochka. Moscow: FGBU FB MSE Mintruda Rossii, 2022. 436 p.

9. Filicheva T. B., Tumanova T. V. Tekhnologii budushchego v problemnom pole logopedii. In: Razvitie Rossiyskoy defektologicheskoy nauki i praktiki v sovremennom obrazovatelnom prostranstve: novyy vzglyad. II All-Russian congress of defectologists, Moscow, 02-03 Nov. 2017. Moscow: Izd. Dom "MIRAKL", 2018. Pp. 76-80.

10. Adamyan L. I. Vospitanie detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya: nauchno-metodicheskie osnovy i effektivnye praktiki. Moscow: MPGU, 2023. Ch. 9: Podgotovka k vospitatelnoy rabote studentov defektologicheskogo fakulteta (opyt Instituta detstva MPGU). Pp. 193-220.

11. Ivanova O. A., Shalashova M. M., Sharikov S. V., Doluev I. Yu. Podgotovka pedagogicheskikh kadrov dlya gospitalnykh shkol. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022, No. 2 (93), pp. 260-264.

Адамян Елена Игорьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры психологической антропологии Института детства, старший научный сотрудник Молодежной лаборатории инновационных технологий в персонализированном образовании, Московский педагогический государственный университет e-mail: ei.adamyan@mpgu.su

Adamyan Elena I., PhD in Philology, Assistant Professor, Psychological Anthropology Department, Senior Research Fellow, Youth Laboratory of Innovative Technologies in Personalized Education, Moscow Pedagogical State University e-mail: ei.adamyan@mpgu.su

Алмазова Анна Алексеевна, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой логопедии, директор Института детства, Московский педагогический государственный университет e-mail: aa.almazova@mpgu.su

Almazova Anna A., ScD in Education, Head, Speech Therapy Department, Head, Institute of Childhood, Moscow Pedagogical State University e-mail: aa.almazova@mpgu.su

Колосова Елена Борисовна, старший преподаватель кафедры психологической антропологии Института детства, Московский педагогический государственный университет

e-mail: eb.kolosova@mpgu.su

Kolosova Elena B., Senior Lecturer, Psychological Anthropology Department, Moscow Pedagogical State University

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

e-mail: eb.kolosova@mpgu.su

Туманова Татьяна Володаровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии Института детства, ведущий научный сотрудник Молодежной лаборатории инновационных технологий в персонализированном образовании, Московский педагогический государственный университет e-mail: tv.tumanova@mpgu.su

Tumanova Tatyana V., ScD in Education, Professor, Speech Therapy Department, Institute of Childhood, Leading Research Fellow, Youth Laboratory of Innovative Technologies in Personalized Education, Moscow Pedagogical State University e-mail: tv.tumanova@mpgu.su

Статья поступила в редакцию 28.10.2023 The article was received on 28.10.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.