Научная статья на тему 'ГОСПИТАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И США: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ УЧЕНИКЕ'

ГОСПИТАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И США: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ УЧЕНИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / НАХОДЯЩИЕСЯ НА ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ / ГОСПИТАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ УЧЕНИКА / РЕИНТЕГРАЦИЯ В ШКОЛЬНУЮ СРЕДУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адамян Елена Игоревна

Статья посвящена организации обучения детей, находящихся на длительном лечении, в условиях образовательных систем Великобритании и США. Исследование состоит из двух частей. Представлена первая часть, в которой рассматриваются представления об ученике госпитальной школы и его потребностях, отраженные в нормативных документах двух стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Адамян Елена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOSPITAL SCHOOLS IN THE NATIONAL EDUCATIONAL SYSTEMS OF GREAT BRITAIN AND THE USA: INTRODUCING A STUDENT

The article deals with the organization of education for children who are in a long-term medical care under the educational systems of Great Britain and the USA. The study consists of two parts. The present paper is the first part of the research, in which we consider the ideas about the pupil of the hospital school and their needs, reflected in the legal normative documents of the two countries.

Текст научной работы на тему «ГОСПИТАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И США: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ УЧЕНИКЕ»

► МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 371 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-51-59

ББК 74.6

ГОСПИТАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И США: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ УЧЕНИКЕ

HOSPITAL SCHOOLS IN THE NATIONAL EDUCATIONAL SYSTEMS OF GREAT BRITAIN AND THE USA: INTRODUCING A STUDENT

Адамян Елена Игоревна

Доцент кафедры психологической антропологии Института детства, Московский педагогический государственный университет, кандидат филологических наук E-mail: ellena.adamyan@gmail.com

Adamyan Elena I.

Assistant Professor at the Psychological Anthropology Department, the Institute of childhood of Moscow Pedagogical State University, PhD in Philology (Literature)

E-mail: ellena.adamyan@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена организации обучения детей, находящихся на длительном лечении, в условиях образовательных систем Великобритании и США. Исследование состоит из двух частей. Представлена первая часть, в которой рассматриваются представления об ученике госпитальной школы и его потребностях, отраженные в нормативных документах двух стран.

Ключевые слова: дети, находящиеся на длительном лечении, госпитальные школы, особые образовательные потребности ученика, реинтеграция в школьную среду.

Abstract. The article deals with the organization of education for children who are in a long-term medical care under the educational systems of Great Britain and the USA. The study consists of two parts. The present paper is the first part of the research, in which we consider the ideas about the pupil of the hospital school and their needs, reflected in the legal normative documents of the two countries.

Keywords: children with medical needs, hospital school, special educational needs of a pupil, school reintegration.

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Адамян Е. И., 2022

Для цитирования: Адамян Е. И. Госпитальные школы в условиях национальных образовательных систем Великобритании и США: представление об ученике // Проблемы современного образования. 2022. № 1. С. 51-59. DOI: 10.31862/2218-8711-20221-51-59.

Cite as: Adamyan E. I. Hospital schools in the national educational systems of Great Britain and the USA: introducing a student. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 1, pp. 51-59. DOI: 10.31862/2218-87112022-1-51-59.

В настоящее время в отечественном образовании развивается новое направление, которое связано с обучением детей, находящихся на длительном лечении, а также с их комплексным психолого-медико-педагогическим сопровождением, включающим реабилитацию, адаптацию и реинтеграцию в школьную среду. Образовательный процесс для таких детей осуществляется на базе медицинских стационаров в организациях, которые входят в особую систему так называемых госпитальных школ [1, с. 20].

Вопросами системной организации обучения детей, находящихся на длительном лечении в Российской Федерации, стали активно заниматься в последние несколько лет. Условно началом целенаправленной работы над проблемами психолого-педагогического сопровождения детей в условиях стационарного и амбулаторного лечения можно считать 2014 г., когда состоялось открытие образовательной площадки «Проектирование и внедрение образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении в медицинских учреждениях» - госпитальной школы «УчимЗнаем», чья деятельность оказала влияние на появление ряда нормативно-правовых новелл в части отечественного образовательно права [1; 2].

В Великобритании и в США опыт обучения детей, находящихся на длительном лечении, имеет более долгую историю. Так, например, первая госпитальная школа появилась при больнице в Лондоне в 1907 г. Ее основателем принято считать Уильяма П. Трелора, который один из первых в Англии обратил внимание, что дети, оказавшиеся на долгое время из-за проблем со здоровьем вне школы, должны иметь возможность получения образования в стенах больничного учреждения [3]. В США в 1916 г. при больнице Мичиганского университета стали проводить по инициативе добровольцев отдельные занятия с детьми, а уже в 1922 г. Социальной службой была официально открыта госпитальная школа [4, с. 3]. Мы считаем, что опыт организации обучения детей на длительном лечении в Великобритании и в США представляет теоретический и практический интерес для отечественной госпитальной педагогики, с позиции выстраивания поддержки и психолого-медико-педагогического сопровождения.

В этой связи отношение к ребенку и месту, которое он занимает в системе ценностей общества как «заказчика и субъекта образования», нам представляется значимым. Это и определило цель данной работы - изучить представления об ученике госпитальной школы и его потребностях, отраженные в нормативных документах Великобритании и США. Установить, каково отношение к нему. Ведь госпитальная педагогика сотрудничает не с «простыми» детьми, а теми, кто попал в категорию

«находящихся на длительном лечении», кто нуждается в особой поддержке, сопровождении, реабилитации.

Метод исследования: описательный, сравнительно-сопоставительный.

Источником для анализа стали: а) нормативно-правовые документы, регламентирующие права детей, находящихся на длительном лечении в Великобритании и США; б) статьи, научно-исследовательские работы, описывающие опыт психолого-педагогического сопровождения детей на длительном лечении.

Методологической основой исследования выступил аксиологический подход, позволяющий анализировать процессы организации обучения детей, находящихся на длительном лечении с точки зрения тех ценностей и смыслов, которые приняты в системе образования рассматриваемых стран (М. В. Богуславский, Б. Л. Вульфсон, А. Н. Джуринский) [5-7].

Ребенок, находящийся на длительном лечении, занимает особое место в системе образования как в Великобритании, так и в США. Так, на территории Великобритании действует целый ряд нормативно-правовых документов, рекомендаций (имеющих статус государственных), разработанных Департаментом образования с целью обеспечения непрерывным качественным образованием детей, которые из-за сложившихся жизненных обстоятельств оказались в категории длительно болеющих.

Закон равных возможностей (Equality Act 2010), а также пункт 19 в Законе об образо -вании 1996 г., отдельно выделяющий эту категорию обучающихся и обязывающий мест -ные органы власти позаботиться о создании специальных образовательных условий для длительно болеющих детей, лежит в основе официального руководства «Обеспечение качественным образованием детей, не способных по состоянию здоровья посещать школу» [8]. Адресованный, в первую очередь, местным органам власти в сфере образования, он содержит перечень обязательных требований, направленных на создание специальных образовательных условий, которые сводятся к следующим действиям:

а) назначить официальное лицо, которое отвечало бы за образование детей с медицинскими потребностями, а родители при этом имели бы возможность обратиться к такому человеку за помощью;

б) разработать локальный документ, в котором был бы перечислен алгоритм действий по комплексной поддержке детей, находящихся на длительном лечении;

в) выстроить на местах тесное взаимодействие со всеми центрами и службами, чья деятельность пересекается с жизнью болеющего ребенка и его семьи (например, с центрами для лиц с особыми образовательными потребностями и инвалидами, службами психического благополучия детей и подростков, службами социального обеспечения, педагогами-психологами, и, если возможно, школьными медсестрами);

г) осуществлять регулярный мониторинг образовательного маршрута ребенка, чтобы иметь возможность вовремя и быстро реагировать на его меняющееся состояние, внося изменения в план обучения [8, с. 6];

д) выстроить конструктивные отношения со всеми школами вверенного им округа/графства; а также разработать с образовательными организациями систему поддержки и сотрудничества на случай, если ребенок перестанет ходить в школу и попадет в категорию длительно болеющих;

е) проследить за тем, чтобы каждая образовательная организация имела бы разработанный локальный акт на случай, если учащийся окажется в условиях стационарного или амбулаторного лечения, чтобы семья ребенка понимала, куда, к кому обращаться и что им делать. Назначить человека, ответственного в школе за коммуникацию по таким вопросам.

В качестве примера рассмотрим работу правительственного учреждения "Sefton Council", который на основе официального руководства 2013 г. разработал документ под названием «Обучение болеющих детей», действующий только на территории района Сэф-тон графства Мэрсисайд, Англия, в чью юрисдикцию входит 5 городов, 1 территория и 8 общин [9]. Здесь местными властями создана Служба дополнительного образования (The Complementary Education Service), осуществляющая сопровождение детей тяжело/ длительно болеющих в целях получения ими непрерывного образования.

Как только ребенок ставится на учет Службой дополнительного образования, в течение 10 учебных дней организуется встреча межведомственной комиссии, на которой могут присутствовать: ученик, родитель, представитель школы (ответственное лицо/учитель), социальный работник, представитель службы обучения на дому, тьютор Службы дополнительного образования, медицинский работник, представитель службы занятости. Вместе со специалистами прописывается индивидуальный план обучения ребенка, включающий возможные способы взаимодействия с «родной» школой и сверстниками, одновременно назначается дата следующей встречи [9, с. 5].

По сути, каждый регион/округ обязан предложить свои варианты сопровождения обучения и поддержки детей, оказавшихся в условиях амбулаторного и стационарного лечения: разработать рекомендации, назначить ответственных, выстроить план работы с детьми и их семьями, исходя из имеющегося опыта и возможностей. Отдельное внимание уделяется и поддержке сиблингов болеющих детей.

Анализ официальных документов [8-11] показывает, что в Великобритании школа рассматривается ресурсным местом как в период протекания самой болезни, так и на не менее важном этапе - реинтеграции, то есть возвращения после выздоровления или наступления ремиссии назад в «родную» школу. Поэтому крайне нежелательной считается утрата связи с «родной» школой. Например, в «Руководстве по обеспечению образованием детей и молодых людей, находящихся на длительном лечении» (2015), разработанным правительством Шотландии, указано, что за обучение ребенка на длительном лечении, осуществляемой другими службами вне школы, несет ответственность «родная» школа, аргументируя тем, что никто не может знать особенности ребенка в обучении, уровень его подготовки и необходимой поддержки лучше, чем педагогический коллектив «родной» школы. Указано, что «в большинстве своем школа сохраняет за собой ведущую роль и там, где это возможно, работает в тесном сотрудничестве со службами, обеспечивающими обучение в больнице или на дому, с целью обеспечения получения качественного образования, а также поддержку имеющегося уровня развития ребенка или подростка» [11, с. 8].

Существенным также представляется сотрудничество различных служб между собой - медицинских, социальных, образовательных и иных. В большинстве документов

красной нитью проходит мысль о необходимости их слаженного взаимодействия. Так, например, в официальных рекомендациях «Поддержка школьников, нуждающихся в медицинской помощи» (2015), действующих на территории Англии, указано: «Школы, местные органы власти, медицинские работники, уполномоченные и другие вспомогательные службы должны работать вместе, в целях обеспечения качественным образованием длительно болеющих детей» [11, с. 7]. А правительство Шотландии, обладающее независимой правовой системой, свои рекомендации разрабатывали в сотрудничестве с департаментом образования, руководителями отделов образования, национальной службой здравоохранения, местными властями, ассоциацией независимых школ, Национальной организацией родительского сообщества и службой, предоставляющей образовательные услуги в условиях больницы и/или на дому.

Мы видим, что соорганизация всех служб, которые так или иначе соприкасаются с жизнью ребенка и его семьи, оказавшейся в тяжелой жизненной ситуации из-за болезни, является обязательной, так как именно этот подход рассматривается наиболее продуктивным в отношении ребенка на длительном лечении. Подобная соорганизация и взаимодействие между собой местных органов власти, семьи ребенка, медицинского учреждения, основной школы, госпитальной школы и других центров помогает выстроить вокруг ребенка специальную среду. Эта среда, с одной стороны, помогает самой семье справиться с обрушившимся на нее новыми обстоятельствами травматического характера посредством комплексной поддержки, сопровождения, выстроенной навигации, с другой стороны, позволяет ребенку сохранить «точки опоры» через семью, связь со школой (родной и госпитальной), создаваемой вокруг него поддерживающей средой, наполненной гуманистическими ценностями и смыслами.

В США специального документа, посвященного организации обучения исключительно детей на длительном лечении, нет. Эти дети рассматриваются совместно с детьми с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью.

Ребенок на длительном лечении может попасть под защиту сразу нескольких общих федеральных законов: статьи 504 Закона о реабилитации (1974) и Закона об образовании лиц с ограниченными физическими возможностями здоровья и инвалидностью (Individuals with Disabilities Education Act - IDEA, 2004). Оба регламентируют получение бесплатного образования детьми, имеющими проблемы со здоровьем, и создание специальных условий, учитывающих их индивидуальные потребности [12].

Второй закон имеет более широкие возможности и зону влияния, поскольку выходит за пределы основной школы и затрагивает вопросы специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, взаимодействие с различными службами, а также возможность получения Индивидуальной программы обучения (Individualized Education Program (IEP), которая позволяет рассчитывать не только на получение образовательных услуг, но и помощь в сопровождении дополнительных специалистов, например, физиотерапевта, логопеда, психолога, но при условии наличия у ребенка одного из 13 заболеваний из списка, а именно: трудности в обучении (дислексия, дискалькулия), РАС (расстройство аутистического спектра), нарушение зрения, слуха, эмоциональные расстройства, когнитивные расстройства,

интеллектуальные нарушения, нарушения, ограничивающие силу, энергию и внимание ребенка (как пример СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивность) [13].

Способы реализации общих предписаний федерального уровня каждый штат продумывает самостоятельно, особенно в части обучения детей, находящихся на длительном лечении. Так, например, Советом образования штата Иллинойс установлено, что каждый школьный округ обязан обеспечить возможность для получения образования всем детям старше трех лет, находящихся в условиях стационарного и амбулаторного лечения [14; 15]. Обучение возможно на дому или в стенах больницы непосредственно, но для этого должны быть основания - пребывание в лечебном учреждении более 10 дней или наличие заболевания, делающее невозможным посещение образовательной организации в течение длительного периода, подтвержденное справкой от врача. Школьный округ предоставляет детям из этой категории услуги репетитора на дому или в больнице не менее 1 часа в день или минимум 5 часов в неделю, но может выделить и больше времени, если посчитает целесообразным.

Сопровождение других специалистов за государственный счет возможно при условии, если законными представителями ребенка запрошен и одобрен План 504 (по статье 504 «Закона о реабилитации») или Индивидуальная программа обучения (Individualized Education Program - IEP). Обучать могут и представители госпитальной школы, находящейся при больнице, но только если дано согласие школьным округом, к которому прикреплен ребенок, поскольку это связано с вопросами финансирования. Советом образования штата Иллинойс отделом финансирования и выплат разработаны «Инструкции по вопросам обучения в условиях амбулаторного и стационарного лечения», в котором в форме «вопрос - ответ» раскрываются основные возможности, доступные ребенку и его семье [15]. Отдельно школьным округом могут быть приняты локальные документы по обучению детей на дому и в стенах больницы, которые помогают семье сориентироваться относительно специалистов, с которыми им надо будет взаимодействовать, а также познакомиться с обязательствами каждого, включая ребенка, его родителей или опекунов [16].

Разработанные каждым штатом рекомендации, инструкции по обеспечению непрерывным образованием детей, находящихся на длительном лечении, для реализации федеральных законов имеют общую схему действий, представленную выше, но в тоже время отличаются деталями: общими предписаниями (например, в Вирджинии Департамент образования обязывает каждое школьное подразделение создать локальный документ, в котором было бы прописано, помимо самой процедуры обучения вне стен школы, способы включения ребенка во внеклассные и внешкольные мероприятия, общественную деятельность); характером взаимодействия с межведомственными службами (медицинскими центрами, больницами, социальными организациям и др.); количеством часов (например, в штате Теннесси вместо 5 учебных часов в неделю выделяется 3 часа, а в уже упомянутой Вирджинии количество часов определяется уровнем образования ребенка: чем старше ученик, тем на большее количество часов он может рассчитывать) [17-19].

Таким образом, установлено, что в Великобритании и в США особые потребности ребенка, находящегося на длительном лечении, признаются и рассматриваются

как обязательные для удовлетворения и обеспечения, то есть важные для общества в целом. Мы считаем, что эти обстоятельства дают основания сделать вывод о том, что в системе общественных ценностей этих стран личности ребенка отводится значимая роль. И эту ценность не определяет только состояние здоровья школьника.

Наличие функционирующей системы госпитальных школ - показатель гуманистических общественных ценностей, но эта система в Великобритании и в США имеет свою специфику, которая выстраивается, исходя из многих факторов - законов в системе образования, социального обеспечения, связанного с правами детей с ОВЗ и инвалидностью, условиями финансирования. Однако общим является требование к непрерывности образования, проработка вопросов реинтеграции и взаимодействия с семьей.

Список литературы

1. Появление системы госпитальных школ как развитие заботы общества о детях, нуждающихся в длительном лечении / В. В. Вагарина, А. С. Обухов, А. А. Филатов, С. В. Шариков // Проблемы современного образования. 2021. № 1. С. 17-32.

2. Шариков С. В. Создание образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении в стационарах медицинских учреждений // Российский журнал детской гематологии и онкологии (РЖДГиО). 2015. № 2 (4). С. 65-73.

3. Hampshire Archives and Local Studies. The Lord Mayor Treloar Hospital and College: A Life and Legacy on Film, 2018. URL: https://hampshirearchivesandlocalstudies.wordpress. com/2018/06/20/the-lord-mayor-treloars-cripples-hospital-and-college-a-life-and-legacy-on-film/ (дата обращения: 04.11.2021).

4. Lemke R. E. A Hospital School: An Intrinsic Case Study dissertation submitted to the Graduate Faculty of North Carolina State University in partial fulfillment of the requirements for the Degree of Doctor of Philosophy. Raleigh, 2004. 194 p.

5. Богуславский М. В. Новые рубежи педагогической реальности: аксиология, духовность, гуманизм. М.: МГПУ, 2007. 311 с.

6. Вульфсон Б. Л. Методы сравнительно-педагогических исследований // Педагогика. 2002. № 2. С. 70-80.

7. Джуринский А. Н. Изменения парадигмы сравнительной педагогики // Педагогика. 2014. № 2. С. 107-113.

8. Ensuring a good education for children who cannot attend school because of health needs. Statutory guidance for local authorities. Department for Education, 2013. 12 p.

9. The education of sick children. Policy and guidance. Sefton Council. URL: https://sefton. gov.uk/media/3095/education_of_sick_children_policy_and_guidance.pdf (дата обращения: 04.11.2021).

10. Supporting pupils at school with medical conditions. Statutory guidance for governing bodies of maintained schools and proprietors of academies in England. Department for Education, 2015. 29 p.

11. Guidance on education for children and young people unable to attend school due to ill health. The Scottish Government, 2015. 23 p.

12. Bachrach S. J. 504 Education Plans, 2016. URL: https://kidshealth.org/en/parents/504-plans.html (дата обращения: 04.11.2021).

13. Bachrach S. J. Individualized Education Programs (IEPs). 2016. URL: https://kidshealth.org/ en/parents/iep.html (дата обращения: 04.11.2021).

14. A Guide to Educational Services for Ill and Disabled Children. URL: http://www. whittedtakifflaw.com/resources/publications/guide-educational-services-ill-disabled-children/ (дата обращения: 04.11.2021).

15. Illinois State Board of Education Division of Funding and Disbursement Services Home/ Hospital Instruction and Reimbursement Questions and Answers. 2016. URL: https://www. sd25.org/cms/lib/IL01904427/Centricity/Domain/21/Home-Hospital%20FAQ.pdf (дата обращения: 04.11.2021).

16. Homebound Tutoring Parent Manual Plainfield CCSD 202. URL: https://www.psd202.org/ documents/1499964063_homebound_tutoring_parent_manual.pdf (дата обращения: 04.11.2021).

17. Virginia Department of Education Division of Special Education and Student Services Homebound Instructional Services Guidelines. 2018. 22 p.

18. Tennessee State Board of Education. Homebound Instruction. July 2018. URL: https://www. tn.gov/content/dam/tn/stateboardofeducationschools/documents/policies/4000/4206_ Homebound%20Instruction_Current_Accessible.pdf (дата обращения: 04.11.2021).

19. Patterson Ph. D. Guidelines for Providing Homebound Instruction to Students with Disabilities. 07.10.2008. URL: https://www.brainline.org/article/guidelines-providing-homebound-instruction-students-disabilities (дата обращения: 04.11.2021).

References

1. Vagarina V. V., Obukhov A. S., Filatov A. A., Sharikov S. V. Poyavlenie sistemy gospitalnykh shkol kak razvitie zaboty obshchestva o detyakh, nuzhdayushchikhsya v dlitelnom lechenii. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2021, No. 1, pp. 17-32.

2. Sharikov S. V. Sozdanie obrazovatelnoy sredy dlya detey, nakhodyashchikhsya na dlitelnom lechenii v statsionarakh meditsinskikh uchrezhdeniy. Rossiyskiy zhurnal detskoy gematologii i onkologii (RZhDGiO). 2015, No. 2 (4), pp. 65-73.

3. Hampshire Archives and Local Studies. The Lord Mayor Treloar Hospital and College: A Life and Legacy on Film, 2018. Available at: https://hampshirearchivesandlocalstudies. wordpress.com/2018/06/20/the-lord-mayor-treloars-cripples-hospital-and-college-a-life-and-legacy-on-film/ (accessed: 04.11.2021).

4. Lemke R. E. A Hospital School: An Intrinsic Case Study dissertation submitted to the Graduate Faculty of North Carolina State University in partial fulfillment of the requirements for the Degree of Doctor of Philosophy. Raleigh, 2004. 194 p.

5. Boguslavskiy M. V. Novye rubezhi pedagogicheskoy realnosti: aksiologiya, dukhovnost, gumanizm. Moscow: MGPU, 2007. 311 p.

6. Vulfson B. L. Metody sravnitelno-pedagogicheskikh issledovaniy. Pedagogika. 2002, No. 2, pp. 70-80.

7. Dzhurinskii A. N. Izmeneniya paradigmy sravnitelnoy pedagogiki. Pedagogika. 2014, No. 2, pp. 107-113.

8. Ensuring a good education for children who cannot attend school because of health needs. Statutory guidance for local authorities. Department for Education, 2013. 12 p.

9. The education of sick children. Policy and guidance. Sefton Council. Available at: https:// sefton.gov.uk/media/3095/education_of_sick_children_policy_and_guidance.pdf (accessed: 04.11.2021).

10. Supporting pupils at school with medical conditions. Statutory guidance for governing bodies of maintained schools and proprietors of academies in England. Department for Education, 2015. 29 p.

11. Guidance on education for children and young people unable to attend school due to ill health. The Scottish Government, 2015. 23 p.

12. Bachrach S. J. 504 Education Plans, 2016. Available at: https://kidshealth.org/en/parents/ 504-plans.html (accessed: 04.11.2021).

13. Bachrach S. J. Individualized Education Programs (IEPs). 2016. Available at: https:// kidshealth.org/en/parents/iep.html (accessed: 04.11.2021).

14. A Guide to Educational Services for Ill and Disabled Children. Available at: http://www. whittedtakifflaw.com/resources/publications/guide-educational-services-ill-disabled-children/ (accessed: 04.11.2021).

15. Illinois State Board of Education Division of Funding and Disbursement Services Home/ Hospital Instruction and Reimbursement Questions and Answers. 2016. Available at: https://www.sd25.org/cms/lib/IL01904427/Centricity/Domain/21/Home-Hospital%20FAQ. pdf (accessed: 04.11.2021).

16. Homebound Tutoring Parent Manual Plainfield CCSD 202. Available at: https://www. psd202.org/documents/1499964063_homebound_tutoring_parent_manual.pdf (accessed: 04.11.2021).

17. Virginia Department of Education Division of Special Education and Student Services Homebound Instructional Services Guidelines. 2018. 22 p.

18. Tennessee State Board of Education. Homebound Instruction. July 2018. Available at: https:// www.tn.gov/content/dam/tn/stateboardofeducationschools/documents/policies/4000/4206_ Homebound%20Instruction_Current_Accessible.pdf (accessed: 04.11.2021).

19. Patterson Ph. D. Guidelines for Providing Homebound Instruction to Students with Disabilities. 07.10.2008. Available at: https://www.brainline.org/article/guidelines-providing-homebound-instruction-students-disabilities (accessed: 04.11.2021).

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 1

Статья поступила в редакцию 05.11.2021 The article was received on 05.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.