Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В ГОСПИТАЛЬНЫХ ШКОЛАХ'

ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В ГОСПИТАЛЬНЫХ ШКОЛАХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
225
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСПИТАЛЬНАЯ ШКОЛА / ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ / НУЖДАЮЩИХСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ / HOSPITAL SCHOOL / RIGHT TO EDUCATION / TRAINING OF CHILDREN IN NEED OF LONG-TERM TREATMENT / SPECIAL CONDITIONS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ушанков Илья Владимирович

В статье рассмотрен правовой механизм обеспечения реализации права на образование для детей, находящихся на длительном лечении в больницах, клиниках и т.д. Так же обозначены существующие проблемы реализации конституционного права ребенка на обязательное общее образование в условиях длительного лечения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL MECHANISM TO ENSURE THE REALIZATION OF THE RIGHT TO EDUCATION OF CHILDREN IN HOSPITAL SCHOOLS

The article considers the legal mechanism of ensuring the realization of the right to education for children who are on long-term treatment in hospitals, clinics, etc. Also identified the existing problems of the constitutional right of the child to compulsory General education in long-term treatment

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В ГОСПИТАЛЬНЫХ ШКОЛАХ»

УДК 342 УШАНКОВ Илья Владимирович,

ББК 67.400.3 кандидат юридических наук,

старший преподаватель кафедры правового обеспечения рыночной экономики Высшей школы правоведения ИГСУ РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, г. Москва

e-mail: [email protected]

ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В ГОСПИТАЛЬНЫХ ШКОЛАХ

Аннотация. В статье рассмотрен правовой механизм обеспечения реализации права на образование для детей, находящихся на длительном лечении в больницах, клиниках и т.д. Так же обозначены существующие проблемы реализации конституционного права ребенка на обязательное общее образование в условиях длительного лечения.

Ключевые слова: госпитальная школа, право на образование, обучение детей, нуждающихся в длительном лечении, специальные условия обучения.

USHANKOV Ilya Vladimirovich,

PhD in Law,

senior lecturer of the Department of legal support of market Economy, Graduate School of Law Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Moscow

LEGAL MECHANISM TO ENSURE THE REALIZATION OF THE RIGHT TO EDUCATION OF CHILDREN IN HOSPITAL SCHOOLS

Annotation. The article considers the legal mechanism of ensuring the realization of the right to education for children who are on long-term treatment in hospitals, clinics, etc. Also identified the existing problems of the constitutional right of the child to compulsory General education in long-term treatment.

Key words: hospital school, the right to education, training of children in need of long-term treatment, special conditions of education.

Согласно актуальным статистическим данным, в России 700 тыс. детей-инвалидов и еще больше детей с ограниченными возможностями здоровья. По данным Роспотребнадзора, в 2017 г. 12% потенциально здоровых детей. По данным Минздрава России, 6 млн детей проходят ежегодно стационарное лечение в медицинских стационарах. Из их числа примерно 300 тыс. длительно и тяжело больные дети. Около 9 млн детей, имеющих различные хронические заболевания, ежедневно принимают лекарственную и иную терапию. Однако, по словам педиатров-практиков, эти цифры необходимо увеличить, как минимум, на 35-40%, т.е. официальная статистика всегда, с точки зрения практикующих врачей, меньше, чем реальная картина, тем не менее, даже эти цифры вполне внушительные. К сожалению, все большее количество детей не являются здоровыми. В этой связи возникает

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2019

вопрос относительно образования такой группы детей. Данная проблема является обширной, так как включает в себя способы, методы обучения, а также правовой аспект [4].

На основе анализа конституционных норм можно сделать вывод, что дети, находящиеся на длительном лечении (свыше 21 дня изоляции от обычной повседневной жизни и прохождение лечения стационарно или амбулаторно), имеют право на образование наряду с остальными гражданами Российской Федерации, а следовательно, данное право должно быть должным образом реализовано.

Образование - исторически сложившийся социальный институт общества, призванный удовлетворять потребность человека в получении знаний, умений и навыков, овладении социально-культурным опытом человечества, социализации подрастающего поколения.

Дети школьного возраста обладают неотъемлемыми правами на посещение школы и получение образования. Для детей с заболеваниями, угрожающими жизни, школьное образование -проявление нормальной жизни, в отличие от повседневной рутины, связанной с заболеванием. Установлено, что у больных раком детей, которые продолжали обучение в госпитальной школе, уровень доверия и позитивности выше, чем у тех, кто этого не делал. 85% детей-пациентов, которые посещали госпитальную школу, имели стремление и мечты. А из тех, кто не посещал школу, только 2 из 10 говорили о планах на будущее [3]. На результаты лечения ребенка прямым образом влияет наличие у него программы академической реабилитации с самого начала лечебного процесса. Для большинства тяжело больных детей школа олицетворяет норму, нормальность, хотя жизнь их определенно другая. Но когда есть госпитальная школа - это жизнь в сторону нормы. Медицинские показания могут приводить к формированию особых образовательных потребностей, школам предлагается гибкая структура как в отношении определения, так и удовлетворения индивидуальных потребностей в обучении.

Туберкулез. В России в 63 медицинских организациях работают 63 образовательные организации.

Ментальные болезни. В России в 46 медицинских организациях работают 53 образовательные организации.

Жизнеугрожающие заболевания (онкология, гематология, трансплантология и др.). В России в 72 медицинских организациях работают 29 образовательных организаций (из них 26 - школы проекта «УчимЗнаем»).

Другие заболевания (наркология, травматология, осложнения при различных заболеваниях). В России в 105 медицинских организациях работают 72 образовательные организации.

Модели организации обучения детей, находящихся на длительном лечении:

- структурные подразделения: медицинской организации - 4;

образовательной организации - 25;

- приходящие педагоги из закрепленных ближайших к детской больнице школ - 186;

- специализированные образовательные организации - 6;

- исключительно с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий - 5.

Следует отметить, что дети, находящиеся на длительном лечении, при осуществлении своих конституционных прав и свобод достаточно часто встречают на своем пути проблемы как организационного, так и правового характера. Одна из

основных проблем, стоящая перед мировым сообществом, - реализация права на образование для всех. Данное право предстает в виде определенных, осуществимых возможностей для любого человека в социальном и индивидуальном росте и подлинном успехе в жизни [2].

Заметим, что раньше государство мало занималось обучением детей, нуждающихся в длительном лечении. Считалось, что их немного и, возможно, в субъектах или в самих школах придумают, как с ними работать. В Федеральном законе «Об образовании» [1], который вступил в силу в 2013 г., есть несколько строк о таких учениках, но, по сути, ничего не изменилось. В том же году в двух крупнейших федеральных медицинских организациях педиатрического профиля начали реализацию большого, теперь уже межрегионального проекта «УчимЗнаем». Конечно, главная роль в составлении образовательной программы принадлежит врачам: какая разрешена нагрузка, какая интенсивность, какие формы организации занятий - все это обсуждается с медиками. Учитываются и уровень самого ученика, желание заниматься дополнительным образованием, учителя школы строят фактически индивидуальный учебный маршрут для каждого школьника.

Учитель госпитальной школы обладает лучшими возможностями для повышения качества жизни ребенка в период длительного лечения. Вся его деятельность нацелена на доступность образования для таких детей.

- Стратегия общения с больным ребёнком.

- Стратегия общения с родителями больного ребёнка и сиблингами.

- Стратегия общения с медицинским персоналом детской больницы.

- Дополнительные квалификации: арт-педа-гогика, медицинская психология и др.

За период с 2013 г. по настоящее время обучение в структурном подразделении ГБОУ «Школа № 109», в котором обучаются длительно и тяжело больные дети, прошли 12.5 тыс. детей, находящихся на длительном лечении в федеральных медицинских организациях в Москве. Работа школы, находящейся в условиях медицинского центра, требует особой среды. Классы оснащены современным учебным оборудованием и мебелью, работа в классах ведется, в том числе, с использованием современных информационных технологий, некоторые ребята приходят на занятия сразу после серьезных медицинских процедур, и это тоже необходимо учитывать при построении учебного пространства.

Техническую поддержку школе осуществляет российское представительство компании

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2019

«Самсунг». Дети на лечении находятся вместе с родителями, и многие из них активно помогают детям в учебе. Для того чтобы такую помощь оказывать грамотно, педагогами школы и преподавателями Московского городского педагогического университета разработаны и проводятся специальные курсы профессионального обучения для родителей.

Большая работа учителей, педагогов дополнительного образования помогает ребятам не только не отстать от текущего процесса обучения. Выпускники сдают экзамены. Так, например, в 2017 г. непосредственно в медицинском стационаре государственную итоговую аттестацию проходили 30 детей, из них 6 выпускников 11 класса - в форме ЕГЭ; 2 выпускника 11 класса по результатам ЕГЭ в 2017 г. по трем предметам получили более 220 баллов. Все обучающиеся 9, 11 классов школы, вернувшись после длительного лечения домой, успешно прошли государственную итоговую аттестацию по месту постоянного своего проживания.

В феврале 2018 г. московские педагоги организовали региональные стажировочные сессии в Воронеже и Орле для учителей, работающих с детьми, находящимися на длительном лечении. В рамках региональных сессий московские учителя-тьюторы проекта «УчимЗнаем» знакомили коллег с технологиями обучения больных ребят и вариативными моделями обучения детей в условиях их длительного нахождения в детских больницах.

В стенах госпитальной школы онкоцентра им. Дм. Рогачева был создан проект «Музыка на здоровье», и теперь каждый ребенок, который столкнулся со страшным недугом, может проявить свои таланты. Очень много талантливых детей, которые находятся на длительном лечении, к сожалению, они лишены возможности заниматься тем, чем они занимаются в привычной жизни. В госпитальной школе работают обычные учителя, а дети проходят обычную программу. Обучение в госпитальной школе онкоцентра им. Дм. Рогачева осуществляется по индивидуальным образовательным программам в очно-заочной форме с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Не всё так просто с содержательным ядром образования. Остается нерешенным вопрос: соответствует ли получаемое длительно болеющими детьми образование требованиям ФГОС? Не хватает специалистов, учителей, тьюторов для работы с детьми. До сих пор не разработан порядок приёма на обучение. Вопрос с финансированием обучения детей, которые находятся на лечении не по месту постоянного проживания, оста-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2019

ётся недоработанным. Проблемные вопросы законодательного и нормативно-правового регулирования обеспечения права на образование детей, находящихся на длительном лечении в стационарах медицинских организаций, есть. Применение одних и тех же норм, но разных по содержанию, к вопросам организации и осуществления образовательной деятельности в обычной общеобразовательной школе и госпитальной школе в конечном счете приводит к ущемлению конституционного права тяжело больных детей на получение образования и создает существенные препятствия для реализации данного права, а также проблемы в понимании порядка обучения детей, нуждающихся в длительном лечении, со стороны образовательных и медицинских организаций.

Законодательство не определяет, сколько должен болеть ребенок, чтобы считаться «длительно болеющим». Следует отметить, что в регулировании этого вопроса действует в части, не противоречащей Закону об образовании, еще советское Типовое положение, хотя приказа об утверждении Типового положения не издавалось, поэтому существует мнение, что его следует рассматривать лишь в качестве рекомендательного документа. Адрес медицинской организации должен фигурировать в лицензии как место ведения образовательной деятельности. Иными словами, адрес больницы должен быть указан в лицензии как место ведения образовательной деятельности. При отсутствии в лицензии этого адреса школа может быть привлечена к ответственности за ведение деятельности с грубым нарушением лицензии (ведь школьная лицензия не дает права реализовывать основные общеобразовательные программы за пределами адреса собственно школы, указанного в лицензии). Грамотные руководители это понимают и давно имеют в лицензиях своих школ в качестве места осуществления образовательной деятельности адрес медицинской организации. Например, лицензия ГБОУ «Школа № 109» в качестве одного из мест ведения образовательной деятельности содержит адрес Российской детской клинической больницы. Для указания адреса больницы в качестве места ведения образовательной деятельности школа должна представить в лицензирующий орган заявление.

В результате не вполне продуманных норм федерального законодательства об образовании каждый регион устанавливает собственные порядки в меру своих способностей, возможностей и желаний/необходимости сэкономить. Такие порядки могут быть как фиксирующими сложившиеся отношения и, по сути, ничего не меняющими в них, так и «революционными», приводя-

щими к огромным проблемам в организации обучения длительно болеющих детей [5].

Интересной на сегодняшний день является сетевая форма реализации образовательных программ, которая имеет нормативное закрепление в ст. 15 Федерального закона «Об образовании». Сетевое взаимодействие в области образования - один из мощных ресурсов инновационного развития и имеет целью в первую очередь обеспечение возможности освоения обучающимся образовательных программ. Основные задачи использования сетевого обучения направлены на повышение качества образовательных программ, эффективное использование имеющихся образовательных ресурсов и современных образовательных технологий. Такое взаимодействие предполагает наличие совокупности связанных между собой экономических, социальных, информационных и прочих объектов инфраструктуры, обеспечивающих совместную реализацию образовательного процесса в рамках имеющихся ресурсов и на взаимовыгодных для участников условиях.

Однако необходимо отметить, что федеральное законодательство не закрепляет особенных полномочий федеральным органам исполнительной власти по нормативно-правовому регулированию реализации и разработки образовательных программ в сетевой форме и установлению особенности этих программ. Полагаем, что такое закрепление необходимо, причем на федеральном уровне.

Следующим проблемным вопросом является отсутствие четкого законодательного регулирования вопросов ответственности организаций, реализующих образовательную программу с использованием сетевой формы, за надлежащее качество образования перед обучающимися. Решение этой проблемы возможно путем включения данного вопроса к существенным условиям договора, дополнение ч. 3 ст. 15 Федерального закона «Об образовании».

Вышеназванный Федеральный закон не определяет принятие подзаконных актов, которые регламентировали бы использование сетевой формы реализации образовательных программ. В этой связи следовало бы разработать примерные формы договоров о сетевой форме, а также закрепить особенности сетевой формы в порядке осуществления и организации образовательной деятельности.

Совершенствование нормативно-правового регулирования вопросов, связанных с обучением детей, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях, даст мощный толчок в

развитии госпитальных школ и позволит вывести их работу на новый качественный уровень.

Таким образом, можно констатировать, что в современном российском обществе существует необходимость совершенствования нормативно-правового материала в рассматриваемой сфере. Так, на основе вышеприведенного анализа можем сделать вывод о том, что в первую очередь реформированию должны подвергнуться проблемы как надлежащего нормативно-правового закрепления создания условий для обеспечения доступа детей, находящихся на длительном лечении, так и обеспечения инфраструктуры, которые до сих пор остаются неразрешенными. При реформировании законодательства в данной сфере необходима комплексная работа по изучению практики, относящейся к данной категории дел, проведению теоретико-правового обоснования предмета регулирования в данной сфере. В стране могут более эффективно решаться задачи, которые на данный момент стоят перед государством и обществом. В рамках действующего законодательства муниципальные автономные и бюджетные учреждения должны получать муниципальные задания на обучение детей, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях, с соответствующим финансовым обеспечением в форме субсидии. И чтобы исключить возможность нарушения законодательства в этой части, необходимо изменение федерального законодательства - разработка на федеральном уровне порядка обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских организациях.

Список литературы:

[1] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598.

[2] Довгяло В.К., Колышкина В.А. Проблема реализации права граждан на общее образование в Российской Федерации: пути решения // Вестник ПГТПУ. - 2017. - № 2. - С. 146.

[3] Каштанова Е.А. О гарантии реализации права на образование // Вестник Омской юридической академии. - 2017. - № 2. - С. 24 - 28.

[4] Кондратьева Е.П. Прокурорский надзор в сфере соблюдения прав детей на получение общего образования // Прокурор. - 2018. - № 2. - С. 14.

[5] Матвеев В.Ю. Сложные и спорные вопросы реализации права на образование в России // Журнал росс. права. - 2018. - № 2. - С. 123 -131.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2019

Spisok literatury:

[1] Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 26.07.2019) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» // SZ RF. - 2012. - № 53 (ch. 1). - St. 7598.

[2] Dovgyalo V.K., Kolyshkina V.A. Problema realizacii prava grazhdan na obshchee obrazovanie v Rossijskoj Federacii: puti resheniya // Vestnik PGTPU. - 2017. - № 2. - S. 146.

[3] Kashtanova E.A. O garantii realizacii prava na obrazovanie // Vestnik Omskoj yuridicheskoj akademii. - 2017. - № 2. - S. 24 - 28.

[4] Kondrat'eva E.P. Prokurorskij nadzor v sfere soblyudeniya prav detej na poluchenie obshchego obrazovaniya // Prokuror. - 2018. - № 2. - S. 14.

[5] Matveev V.Yu. Slozhnye i spornye voprosy realizacii prava na obrazovanie v Rossii // Zhurnal ross. prava. - 2018. - № 2. - S. 123 - 131.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.