Научная статья на тему 'ОПЫТ ГОСПИТАЛЬНЫХ ШКОЛ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И США: ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЗДАВАЕМАЯ ИНФРАСТРУКТУРА'

ОПЫТ ГОСПИТАЛЬНЫХ ШКОЛ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И США: ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЗДАВАЕМАЯ ИНФРАСТРУКТУРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / НАХОДЯЩИЕСЯ НА ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ / ГОСПИТАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адамян Елена Игорьевна

Исследование посвящено опыту госпитальных школ в Великобритании и США и состоит из двух частей. В его первой части, опубликованной в журнале «Проблемы современного образования» № 1 за 2022 г., были рассмотрены представления об ученике госпитальной школы, его потребностях, которые нашли отражение в нормативно-правовых документах двух стран. В данной статье в центре внимания - анализ целей обучения и воспитания ребенка, находящегося на длительном лечении, связанная с целями миссия госпитальных школ, специфика образовательной среды, а также инфраструктура, с помощью которой эта среда создается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Адамян Елена Игорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOSPITAL SCHOOLS IN GREAT BRITAIN AND THE UNITED STATES: EDUCATIONAL GOALS AND INFRASTRUCTURE UNDER CREATION

The study examines the hospital schools experience in the UK and the US and consists of two parts. In its first part, published this year in issue No.1 of the given journal, we considered the idea of a pupil of a hospital school, their needs, which are reflected in the legal documents of the two countries. In this article, we focus on the goals of education and upbringing of a child under a long-term care, goal-related mission of hospital schools, the specifics of the educational environment, as well as the infrastructure with which this environment is created.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ГОСПИТАЛЬНЫХ ШКОЛ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И США: ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЗДАВАЕМАЯ ИНФРАСТРУКТУРА»

УДК 371 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-59-71

ББК 74.6

ОПЫТ ГОСПИТАЛЬНЫХ ШКОЛ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И США: ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЗДАВАЕМАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

HOSPITAL SCHOOLS IN GREAT BRITAIN AND THE UNITED STATES: EDUCATIONAL GOALS AND INFRASTRUCTURE UNDER CREATION

Адамян Елена Игорьевна

Доцент кафедры психологической антропологии Института детства, Московский педагогический государственный университет, кандидат филологических наук E-mail: ellena.adamyan@gmail.com

Adamyan Elena I.

Assistant Professor at the Psychological Anthropology Department, the Institute of childhood of Moscow Pedagogical State University, PhD in Philology (Literature) E-mail: ellena.adamyan@gmail.com

Аннотация. Исследование посвящено опыту госпитальных школ в Великобритании и США и состоит из двух частей. В его первой части, опубликованной в журнале «Проблемы современного образования» № 1 за 2022 г., были рассмотрены представления об ученике госпитальной школы, его потребностях, которые нашли отражение в нормативно-правовых документах двух стран. В данной статье в центре внимания - анализ целей обучения и воспитания ребенка, находящегося на длительном лечении, связанная с целями миссия госпитальных школ, специфика образовательной среды, а также инфраструктура, с помощью которой эта среда создается.

Abstract. The study examines the hospital schools experience in the UK and the US and consists of two parts. In its first part, published this year in issue No.1 of the given journal, we considered the idea of a pupil of a hospital school, their needs, which are reflected in the legal documents of the two countries. In this article, we focus on the goals of education and upbringing of a child under a long-term care, goal-related mission of hospital schools, the specifics of the educational environment, as well as the infrastructure with which this environment is created.

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Адамян Е. И., 2022

Ключевые слова: дети, находящиеся на длительном лечении, госпитальные школы, образовательная среда, межведомственное взаимодействие.

Keywords: children under a Long-term care, hospital schools, educational environment, interdepartmental interaction.

Для цитирования: Адамян Е. И. Опыт госпитальных школ Великобритании и США: цели обучения, воспитания и создаваемая инфраструктура // Проблемы современного образования. 2022. № 2. С. 59-71. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-59-71.

Cite as: Adamyan E. I. Hospital schools in Great Britain and the United States: educational goals and infrastructure

under creation. Probiemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 2, pp. 59-71. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-2-59-71.

Появление и развитие госпитальных школ в России как новой институции в системе отечественного образования обуславливает актуальность обращения к зарубежному опыту организации обучения долго болеющих детей. Это и определило цель нашего исследования - изучение опыта организации госпитальных школ в условиях национальных образовательных систем Великобритании и США. Мы считаем, что анализ инфраструктуры и «идеологического своеобразия» госпитальных школ в национальных образовательных системах двух стран позволит выявить наиболее значимые характеристики данной сферы, что в перспективе поможет ее отечественному становлению. А общность историко-культурного контекста Великобритании и США, которые на определенном витке времени соприкасались общей культурой (англо-саксонской) и лишь впоследствии разошлись геополитически и социально, позволяет нам сопоставить имеющийся опыт.

Каковы же практики современных госпитальных школ в этих двух странах? Для начала выделим те компоненты, которые окажутся в фокусе нашего внимания.

Прежде всего - цель обучения/воспитания. Какой ее видят госпитальные школы, образовательные центры, работающие с детьми, находящимися на длительном лечении? Для чего учить? Какую цель в обучении и воспитании видят перед собой педагоги госпитальных школ? Является ли эта цель узкопрагматической, или эту область корректнее относить к духовно-нравственной сфере? И какова миссия госпитальных школ в целом?

Следующий компонент - инфраструктура госпитальных школ и образовательная среда, которая в ней создается. Какая она? Какие условия должны быть созданы, чтобы способствовать развитию личности ребенка? Каким образом должно быть выстроено педагогическое взаимодействие? Вопрос образовательной среды в рамках госпитальной педагогики нам видится не менее значимым в силу специфики особых потребностей детей, находящихся на длительном лечении, которым требуется «среда, помогающая противодействовать болезни и формирующая стимулы к выздоровлению; среда, учитывающая психофизическое состояние и состояние здоровья ребенка; среда, в которой дети с разными заболеваниями требуют разных подходов при обучении; среда содержательного общения, создающая возможность личностного роста и успешной

социализации» [1, с. 72]. Рассмотрим также специфику методов и средств и образовательных технологий госпитальных школ.

Основной метод исследования в данной работе - описательный, сравнительно-сопоставительный.

Базой источников для анализа послужили: 1) сайты тех организации, которые осуществляют обучение детей в условиях стационарного и амбулаторного лечения в Великобритании и США (общее количество - 61); 2) нормативно-правовые документы, регламентирующие права детей, находящихся на длительном лечении.

Методология исследования основана на аксиологическом подходе, который позволил рассмотреть опыт госпитальных школ и центров, реализующих образовательные программы для болеющих детей, сквозь призму ценностей, значимых в культуре и в системе образования двух стран (М. В. Богуславский, Б. Л. Вульфсон, А. Н. Джуринский) [2-4].

Проанализируем каждый из перечисленных компонентов.

Цель обучения/воспитания. Цели обучения определяют и содержание обучения, и методы, и способы взаимодействия между детьми и педагогами. Проанализируем страницы сайтов образовательных учреждений, медицинских центров, выстраивающих работу с детьми в условиях амбулаторного и стационарного лечения.

Так, для одной из госпитальных школ Великобритании - Children's Hospital School at Great Ormond St. Hospital and UCH (Лондон, Англия) - целью обучения является «сведение к минимуму последствий от прерванной учебы с тем, чтобы сохранить академическую успеваемость и познавательный интерес к учению, насколько позволяют медицинские обстоятельства».

Для Chelsea Community Hospital School (Лондон, Англия), работающих в шести больничных учреждениях Лондона, важным представляется раскрытие и реализация имеющегося потенциала учащегося для того, чтобы каждый ребенок мог стать более уверенным, выносливым, независимым, способным брать на себя ответственность и управление своей жизнью, «планировать хорошее будущее».

Раскрытие потенциала детей, развитие их положительных качеств для достижений успеха, чтобы «каждый ребенок или молодой человек мог чувствовать себя успешным в жизни» - цель Nottingham Hospital and Home Education and Learning Centre (Ноттингем, Англия). Успешность рассматривается как возможность образованного, воспитанного человека, «позитивной личности» «вносить конструктивный вклад в жизнь общества». Для Bristol Hospital Education Service (Бристоль, Англия) цель обучения заключается в развитии у ребенка навыков самостоятельного обучения, навыков решения проблем (problem solving skills), которые направлены на то, чтобы лучше и больше учиться, а также способствовать мягкому возвращению назад в родную школу.

В Oxfordshire Hospital School (Оксфордшир, Англия) акцент делается на предоставление качественного образования, развитии навыков социального взаимодействия и эмоциональной компетентности, необходимых для будущего и достижений результативности, что содействовало бы успешной реинтеграции в родную школу.

«Поддержка в реализации потенциала каждого учащегося, любовь к учению и минимизация последствий разрыва в обучении», связанного с болезнью ребенка, стоит во

главе угла у Newcastle Bridges Hospital School (Ньюкасл-апон-Тайн, Англия), для Belfast Hospital School (Белфаст, Сев. Ирландия) цель обучения - также сохранить непрерывность образования, поддержку связи с родной школой.

На странице госпитального образовательного центра в Glasgow Hospital Education Service (Глазго, Шотландия), как одного из ведущих центров Великобритании, основным указывается ценностно качественное образование, цель которого - повысить успеваемость ребенка, чтобы при возвращении школьную среду разрыв со сверстниками был мало ощутим, а организуемый воспитательный процесс в госпитальной школе способствовал бы самореализации, формированию уверенности в принятии ответственности за собственные выборы.

Мы видим, что в основу целей обучения госпитальных школ и образовательных центров Великобритании, осуществляющих свою деятельность в больницах и на дому, положена идея о предоставлении качественного образования, а основные направления можно условно свести к следующим смысловым доминантам: раскрытию личностного потенциала, самостоятельности, навыкам социального взаимодействия, ответственности за собственные решения, успешность и результативность, вкладу в жизнь общества (гражданской позиции), реинтеграции.

В контексте истории педагогики и образования эти идеи берут свое начало во взглядах известных философов прошлых столетий в части, например, идеи воспитания джентльмена, человека с высокими моральными ценностями, осознающего свою гражданскую ответственность (Дж. Локк), или социальной эффективности, развитие самостоятельности и инициативы (Дж. Дьюи). Достаточно вспомнить слова Дж. Дьюи, который считал, что «идеальная цель образования - научить самоконтролю» [5, с. 60], а задачи школы - научить детей сотрудничеству друг с другом, что находит отражение в тех целях обучения, которые заявляют большинство английских госпитальных школ.

В США, в частности в школьном кластере при UCSF Benioff Children's Hospital San Francisco (Сан-Франциско, Калифорния), госпитальная школа рассматривается связующим звеном между домом и больницей, а целью обучения является «поддержание здоровой и яркой стороны жизни детей в период лечения, укрепляющей их представление, что в конечном итоге они смогут вернуться к прежней школьной жизни».

Программа госпитальной школы при Детской больнице Норфолка (Hospital School Program at Children's Hospital of The King's Daughters (CHKD) (Норфолк, Вирджиния) основным результатом видит расширение возможностей каждого ребенка в академическом, социальном и эмоциональном плане, в том числе «поощрять, поддерживать, вдохновлять и готовить их как уверенных, успешных граждан глобального общества».

Для школьной программы Детской больницы в Филадельфии (The Children's Hospital of Philadelphia), с одной стороны, важно «помочь детям развить и сохранить академические навыки», с другой - «справиться с ситуацией, уменьшая стресс госпитализации», кроме того, способствовать плавному переходу ребенка из больницы обратно в школу. В проявлении и развитии креативности, продуктивной деятельности заключена цель обучения для некоторых госпитальных школ (Arkansas Children's Hospital School Program, Арканзас), для других - в сохранении учебной активности на все время пребывания в

больнице, поскольку обучение рассматривается как составляющий компонент процесса выздоровления (Learning is a Part of Healing) (School Program OSF Saint Francis Medical Center, Peoria, Иллинойс; центр по сопровождению обучения детей в больницах и на дому Нью-Йорка - Hospital Schools Program, New York City Department of Education).

Образовательный центр при Детской больнице в Цинциннати, штат Огайо (Hospital School Program at Cincinnati Children's), преследует три цели обучения: 1) нормализация состояния на время пребывания в больнице; 2) развитие и поддержание академических навыков; 3) поддержка связи с классом и сверстниками. Помочь сохранить привычный ритм, связанный с обучением, а также «отвлечь от болезни и сосредоточить внимание на будущем за пределами больницы» - цель госпитальной школы при Детской больнице штата Мичиган (Hospital School Program in University of Michigan C. S. Mott Children's Hospital).

Для госпитальных школ США ценным представляется работа над эмоциональным благополучием ребенка, стабилизацией его внутреннего и внешнего состояния, которая позволила бы ему впоследствии безболезненно и легко вернуться обратно в родную школу. Академический компонент не является определяющим, он вторичен, куда большее значение имеет: а) поддержание эмоционального комфорта детей в период болезни, снятие стресса через привычный ритм школьной жизни, проводимые занятия; б) поддержка и сопровождение при возвращении назад в основную школу.

Различие в целях обучения и воспитания в двух странах связано во многом с теми особенностями, которые свойственны системе образования каждой из них. Так, одна из характерных черт теории и практики образования Великобритании - строгий контроль учебных достижений учащихся и мониторинг качества образования, в то время как в США упор несколько иной: прагматизм и индивидуализация [6].

Инфраструктура госпитальных школ и образовательная среда, которая в ней создается. Цели обучения и воспитания во многом определяют и инфраструктуру госпитальных школ, и образовательную среду, выстраиваемую вокруг ребенка. Инфраструктура значима, поскольку госпитальная школа - это не просто приходящий учитель, а специально созданное пространство, целая система, элементы которой прямо и опосредованно оказывают влияние на процесс обучения и воспитания. На сегодняшний день существует множество пониманий «образовательной среды», но мы придерживаемся подхода В. И. Слободчикова, который определяет образовательную среду как совокупность условий, обстоятельств, окружающую индивида и влияющую на него; в качестве основных параметров им выделяется «насыщенность» среды (ее ресурсность) и способ организации [7].

Ниже мы рассмотрим образовательную среду госпитальных школ Великобритании и США с трех позиций: а) предметно-пространственной составляющей (где проходит обучение и как оно организовано); б) коммуникативного аспекта; в) социального.

Госпитальные школы в Великобритании в большинстве своем - это пространства в стенах больницы, где в специально оснащенных для этого классах проводятся индивидуальные, групповые занятия. Если состояние ребенка не позволяет приходить в классы, то уроки проводятся специалистами в палатах непосредственно. С детьми,

которые на время подготовки к определенным медицинским процедурам помещаются в стерильные боксы, занятия ведутся из школьного сектора госпитального учреждения по видеосвязи.

Классные комнаты в больничной среде зачастую оборудованы таким образом, чтобы учесть возрастной аспект своих подопечных. Так, например, при больнице Royal Brompton, профилирующейся на респираторных и сердечных заболеваниях, имеется 2 педиатрических отделения для детей от 4 до 16 лет, и от 16 и старше, в связи с этим госпитальная школа (Chelsea Community Hospital School), работающая в данном учреждении, организует образовательную среду с учетом этих параметров.

В отделении для детей Rose Ward (4-16 лет) образовательный центр размещен в трех классах: для детей начальной школы, средней школы и в комнате, предполагающей многофункциональное использование как для работы в группе, так и индивидуально. В то же самое время в отделении, где обучаются дети от 16 и старше, пространство выстроено с учетом индивидуальных занятий учащихся, а в задачи госпитального педагога рассматриваемого отделения входит поддержание связи с наставниками юношей и девушек из колледжей и университетов.

Преимущественно в госпитальных образовательных центрах, где обучаются дети подросткового и юношеского возраста, есть возможность обратиться к специальным консультантам за советом и рекомендациями в вопросах профессионального самоопределения.

Индивидуальный график обучения, учитывающий особые образовательные потребности каждого ребенка, простраивается на основании собранной информации от семьи, родной школы ребенка, врачей и других специалистов. В уже упомянутой госпитальной школе Chelsea Community Hospital School график обучения согласовывается на 6-недельный период, причем это может быть совместное расписание с основной школой либо индивидуальное обучение на дому или в стенах больницы, но каждые 6 недель проводится обзор того, на каком этапе находится ребенок, каково его состояние здоровья и перспективы. На встрече присутствуют и родители/опекуны, и ребенок (если позволяет здоровье).

Цель таких встреч - оценка динамики развития и составление нового плана обучения, направленного на вовлечение ребенка в образовательный процесс и, как следствие, создание условий для мягкого возвращения в родную школу. К примеру, в другой госпитальной школе - Glasgow Hospital Education Service - междисциплинарные встречи, в которых участвуют разные специалисты, проходят один раз в неделю, в то же время раз в месяц в такого рода обсуждении обязательно участвует школа, в которой ребенок обучался до болезни. Учебные программы в госпитальных школах соорганизу-ются с учебными планами основных школ, занятия планируются таким образом, чтобы «гарантировать, что учащиеся окажутся в той же точке, что и их сверстники, когда они вернутся в школу» (Bristol Hospital Education Service).

В образовательных центрах, работающих с детьми, находящимися на длительном лечении, вопросам реинтеграции уделяется большое внимание. Свою миссию госпитальные школы видят, прежде всего, в поддержке связи со школьными друзьями,

одноклассниками ребенка с целью предотвращения социальной изоляции, оторванности, а это возможно достичь лишь в сотрудничество с основной школой ребенка.

Помимо учебных занятий, входящих в обязательную образовательную программу, детям предлагаются активности в рамках внеурочной деятельности или дополнительного образования - анимация, танцы, арт-терапия, йога, рефлексология (зональная терапия), музыкальный клуб, киноклуб, STEM (наука, технология, инженерия, математика), занятия по декоративно-прикладному искусству, различные творческие мастерские (кулинарная, фотография, искусство коллажа, работа с SD-технологиями и пр.).

Их цель - личное и социальное развитие ребенка. В целом развитию языковых и коммуникативных навыков учащихся отводится особая роль. Так, например, городским советом Глазго и Национальной службой здравоохранения Большого Глазго (Шотландия) была запущена инициатива по поддержке развития коммуникативных компетенций, а в связи с этим разработан план мониторинга образовательных организаций, включающий индикаторы и показатели достижений данного параметра для трех уровней обучения - дошкольного, начального и среднего на предмет, является ли учреждение «дружественным» местом, способствующим развитию языковых умений и навыков в области общения [8]. На сайте одной из госпитальных школ Шотландии - Glasgow Hospital Education Service - можно даже ознакомиться с результатами подобной экспертизы, выполненной в ноябре 2020 г., что говорит о значимости данного аспекта в жизни школы и ребенка.

Лежащая в основании госпитальных образовательных центров Великобритании убежденность в обязательном междисциплинарном сотрудничестве с профессионалами из разных областей направлена на обеспечение учета состояния здоровья ребенка на время болезни, уровня его развития, его текущих возможностей [9; 10].

В этих же целях выстраивается тесная связь с родителями/опекунами, которые рассматриваются в качестве партнеров, нуждающихся в особой поддержке, пока их ребенок находится в трудной жизненной ситуации. Разработано множество памяток, рекомендаций для родителей/опекунов по нормативно-правовым вопросам, по вопросам обучения детей, находящихся на длительном лечении, поддержания родителями читательской активности у детей, вопросам цифровой безопасности в онлайн-среде для дошкольников, младших школьников и подростков, а также психологической помощи членам семьи. Как правило, сайт образовательного центра, работающего с детьми на длительном лечении, имеет раздел, адресованный исключительно родителям с перечнем полезных контактов - адресов, ссылок на ресурсы, лиц, к которым можно обратиться при необходимости.

Изучение материалов показало, что понятие «семьи» в госпитальной школе гораздо шире и не ограничивается только биологическими родителями или опекунами ребенка. В фокусе внимания оказываются и сиблинги, жизнь которых сильно меняется в связи с болезнью их брата или сестры, они также уязвимы и требуют особого внимания [8-10]. Почти в каждом локальном документе, разработанном местными органами власти, посвященном вопросам обеспечения образования детей, находящихся на длительном лечении, присутствуют пункты, касающиеся поддержки сиблингов. Действующим

ресурсным центром Well At School, помогающим школам осуществлять методическую поддержку учащихся, имеющих проблемы со здоровьем медицинского свойства или психического характера, разработана Памятка, состоящая из рекомендаций и отдельных советов с целью корректного сопровождения сиблингов ("Supporting Siblings").

Мы видим, что образовательная среда, выстраиваемая вокруг ребенка, - поддерживающая, гибкая, динамичная, старающаяся учесть все те составные части системы, с которой взаимодействует ребенок: семья, дом, школа, больница, другие организации, ценностные ориентации, принятые в государстве, чтобы усилить поддержку витальности в самом широком смысле.

В США госпитальные образовательные центры очень часто является частью Службы защиты детей (Child Life Services Department) либо Службы школьных услуг при больнице, в которые входят центры по арт-терапии, музыкотерапии, канистерапии, центр поддержки семьи, комнаты активностей для детей, центр социальной помощи и др. Обучение в этом перечне рассматривается как деятельность, несущая непосредственно терапевтическое воздействие на ребенка, оказавшегося в новой, в стрессовой для него ситуации. Занятия по школьным урокам могут проводиться в стационаре как в малой группе, так и индивидуально, в палате непосредственно, их цель в большей степени дать ребенку возможность адаптироваться к новым условиям и не потерять ощущение реальных жизненных перспектив.

На сайтах многих образовательных центров указано, что учителя госпитальной среды выстраивают работу в тесном сотрудничестве со школой ребенка и обеспечивают сопровождение процесса возвращения назад после завершения лечения, среди них Hospital School Program at The Children's Hospital of Philadelphia; Hospital School Program at CHKD, Norfolk, Virginia; Arkansas Children's Hospital School Program; Hospital Schools Program New York City Department of Education; School Program OSF Saint Francis Medical Center Peoria, Illinois; Texas Children's Hospital School Program; Hospital School Program in University of Michigan C. S. Mott Children's Hospital и др.

Чтобы справиться с госпитализацией и болезнью, повысить чувство личного благополучия, детям предлагается целый ряд занятий с терапевтическим эффектом: рисование, музыка (игра на инструментах), театр, конструирование, лепка, создание коллажей, развивающие игры и пр. Помимо арт-терапии в широком ее смысле, есть возможность общения с животными в рамках канистерапии. А вот в госпитальной школьной программе Детской больницы Цинциннати (Cincinnati Children's) действует Семейный центр домашних животных, в котором организуются встречи с домашними питомцами ребенка (если они у него есть или это не противопоказано врачом).

Некоторые центры предлагают своим пациентам так называемые медицинские игры (medical play), их цель - подготовить ребенка к больничной среде, предстоящим врачебным манипуляциям через игровое взаимодействие с игрушками (куклами), медицинским оборудованием, чтобы снять эмоциональное напряжение и чувство страха.

Игра в жизни ребенка имеет особое значение, поэтому выделяются пространства в стенах больницы для создания игровых сред, где дети имели бы возможность отвлечься, справиться со стрессом. Так, в Детской больнице Арканзаса (Arkansas Children's Hospital)

имеется Комната для подростков (The Teen Room at Arkansas Children's in Little Rock), в которой пациенты в возрасте от 12 лет и старше могут уединяться, встречаться, общаться друг с другом, играть в игры; и еще одна комната - Big Red Stores Camp Wannaplay, наполненная различными игрушками, сенсорным столом и др., - но предназначенная для детей всех возрастов и их семей. А в Детской больнице Техаса (Texas Children's Hospital School Program) игровое пространство для болеющих детей - Child Life Zone - представляет собой комнату большой площади, оборудованную игровой стеной Microsoft, бильярдом, аэрохоккеем, настольным футболом, аркадными играми, кухней для кулинарных демонстраций и различных активностей, связанных с ней, настольными и карточными играми, фотобудкой и др.

В программах госпитальных образовательных центров внеклассные мероприятия занимают значительное место. Например, в UCSF Benioff Children's Hospital San Francisco в рамках межведомственного взаимодействия Калифорнийской академией наук проводятся развивающие занятия, а интерактивный научный музей Сан-Франциско («Экс-плораториум») установил в больнице экспонаты, которые позволяют детям и их семьям, включая сиблингов, участвовать в научных исследованиях, а также ежемесячно сотрудники музея проводят занятия, чтобы поддержать у детей познавательный интерес к науке; Департамент полиции Сан-Франциско, Общество по защите животных также участвует в программе поддержки, поэты-профессионалы, известные художники, танцоры проводят регулярно развивающие занятия и встречи.

Важная роль в процессе обучения детей, находящихся на длительном лечении, отводится родителям/опекунам, которые рассматриваются в качестве партнеров, могущих оказать помощь своему ребенку, что возможно через поддержку и сопровождение самой семьи. Почти все госпитальные образовательные центры имеют службы, чья деятельность связана с тем, чтобы помочь родителям ориентироваться в своих правах: получить возможность обучения ребенка на дому или финансовую поддержку, размещаются в открытом доступе инструкции, рекомендации для родителей, цель которых -повышение родительской компетенции, влияющей на качество жизни ребенка. Есть службы, например, в Детской больнице Мичигана (C. S. Mott Children's Hospital), помогающие семье справиться с горем, связанным с уходом из жизни их ребенка.

Выстроить коммуникацию с ребенком и его семьей, которая не владеет английским языком или имеет речевые сложности в общении, помогает специальная служба переводчиков. Так, в UCSF Benioff Children's Hospital San Francisco можно воспользоваться бесплатно и круглосуточно услугами переводчика с разных языков, включая кантонский, мандаринский, испанский, русский и американский язык жестов. Такая же служба имеется и во множестве других госпитальных образовательных центрах, но в каждом из них количество языков, с которых осуществляется перевод, будет разниться.

Образовательная среда в американской госпитальной системе выстраивается таким образом, чтобы помочь ребенку, семье эмоционально справиться с болезнью, травмой, лечением, госпитализацией, выйти из сложившейся ситуации, свести к минимуму последствия стресса, и при этом проследить за тем, чтобы ребенок мог безболезненно вернуться обратно в родную школу.

Мы видим, что в построение госпитальной образовательной среды очевидно влияние идей прагматизма. Так, Дж. Дьюи, один из методологов американского образования, считал, что вся деятельность, среда, организуемая вокруг ребенка, может представлять ценность только в том случае, если она служит исключительно во благо ребенка: «Надо всегда иметь в виду его развитие, его рост, потому что только они могут служить мерилом... Личность и характер важнее школьных предметов. Целью должно быть не знание или осведомление, а выявление личности. Ужасно обладать всеми знаниями мира, но потерять самого себя» [5, с. 62].

Анализ госпитальных школ Великобритании и США с точки зрения целей обучения и воспитания, представления об ученике госпитальной школы и его потребностях, образовательной среды и инфраструктуры госпитальных школ позволяет выделить следующие общие и отличительные черты (табл. 1).

Безусловно, госпитальные школы Великобритании и США имеют как сходство, так и различие, обусловленные многими аспектами, нормативно-правовыми в том числе.

В основе организации обучения детей, находящихся на длительном лечении, лежит экологический подход. Социально-экологическая точка зрения на ребенка и его семью особо ярко выражена в системе образования Великобритании, где соорганизация всех структур, с которой взаимодействует ребенок и его семья в условиях стационарного и амбулаторного лечения, является почти обязательной [9; 10].

В Великобритании выстроена комплексная система, направленная на то, чтобы отслеживать уровень социального, личного развития ребенка, корректировать

Таблица 1

Сравнительный анализ госпитальной образовательной среды в Великобритании и США

Параметры сравнения Общие черты Отличительные черты

Представления об ученике госпитальной школы и его потребностях 1. Ребенок, находящийся на длительном лечении, в фокусе внимания каждой из образовательных систем. 2. Обучение рассматривается как один из компонентов, способствующий выздоровлению. 3. Первостепенное значение придается вопросам реинтеграции. 4. Сотрудничество с родной школой ребенка в период болезни. 5. Поддержка и сопровождение при возвращении назад в родную школу. В Великобритании 1. Наличие документов законодательного уровня, регламентирующих положение детей на длительном лечении в вопросах образования. 2. Ответственность и роль местных органов власти в создании специальных образовательных условий для длительно болеющих детей. 3. Обязательная соорганизация всех служб, с которыми сталкивается ребенок на длительном лечении и его семья. 4. Поддержка на законодательном уровне сиблингов болеющих детей. В США 1. Положение ребенка на длительном лечении регламентируют документы, относящиеся к детям с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью. 2. Каждый штат отдельно разрабатывает рекомендации, инструкции по организации непрерывного образования детям, имеющим сложности со здоровьем

Окончание таблицы 1

Цель

обучения/ воспитания

Инфраструктура госпитальных школ и образовательная среда

6. Включение в образовательную программу занятий в рамках внеурочной деятельности/ дополнительно образования.

7. Конструирование образовательной среды в условия стационарного обучения с учетом возрастных особенностей.

8. Ребенок не рассматривается один, а целостно, как неотъемлемый элемент своей семьи, включая его братьев и сестер.

9. Семья, с одной стороны, является ресурсом для болеющего ребенка в вопросах обучения,

с другой, нуждается в особой поддержке, поэтому имеются отдельные службы, которые занимаются сопровождением семьи и ее реабилитацией.

10. Удобная навигация «карты» ресурсов, позволяющая семье болеющего ребенка разобраться с теми правами и возможностями, имеющимися

в его регионе, также способствующая быстро выстроить контакт со службами, которые отвечают за обучение в условиях стационарного и амбулаторного лечения.

11. Повышение родительской компетенции.

12. Межведомственное взаимодействие

В Великобритании

1. Акцент на предоставление качественного образования детям в условиях стационарного лечения.

2. Уклон в сторону академического компонента при освоении образовательной программы.

3. Цель обучения - воспитание гражданина с высокими моральными убеждениями, личностное развитие ребенка, раскрытие его потенциала, развитие самостоятельности, чувства долга и ответственности, а также коммуникативных навыков.

В США

1. Обучение рассматривается инструментом, влияющим на эмоциональное благополучие ребенка.

2. Академический компонент не столь важен, как эмоциональный комфорт ребенка, находящегося на длительном лечении.

3. Цель обучения - помочь ребенку справиться со стрессом госпитализации, стабилизировать внутреннее состояние и способствовать безболезненному возвращению в школу, в которой ребенок учился до болезни

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Великобритании

1. Разработка индивидуального плана обучения госпитальной школой совместно с родной школой ребенка и другими службами (напр., медицинскими, социальными и др.).

2. Регулярный мониторинг образовательного маршрута ребенка.

3. Развитие языковых и коммуникативных навыков.

4. Поддержка читательской активности детей через вовлечение в совместную деятельность родителей.

В США

1. Наличие игровых зон в пространстве больницы, в которых ребенок может погрузиться в привычную для него среду детства.

2. Упор в сторону занятий с терапевтическим эффектом (музыка, лепка, рисование, канистерапия и др.).

3. Обращение к медицинским играм (medical play) в госпитальной среде как способу снять стресс и страх перед процедурами.

4. Наличие бесплатной службы переводчиков, которая позволяет снимать языковые барьеры при взаимодействии с семьей и ребенком, не говорящем на языке.

5. Ассистивные технические средства для преодоления коммуникативных барьеров

своевременно его образовательный маршрут исходя из текущего состояния здоровья и возможностей. Преобладает значимость академических достижений как необходимое условие для успешной жизни в будущем. В США доминирует понимание социального и эмоционального воздействия на ребенка, реагирование на стресс и поддержка его внутреннего состояния через включение в различные вариативные развивающие программы,

арт-терапевтические практики. Но ключевым для двух образовательных систем является представление о госпитальной школе как о месте, отвечающем за вопросы реинтеграции.

Таким образом, анализ зарубежного опыта помогает осмыслить социокультурный феномен становящейся системы госпитальных школ в России, получающей сегодня довольно широкое распространение. Изучение этого вопроса в условиях национальных образовательных систем двух стран позволяет выделить черты, которые могут представлять интерес для развития отечественной госпитальной педагогики.

Список литературы

1. Шариков С. В. Создание образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении в стационарах медицинских учреждений // Российский журнал детской гематологии и онкологии (РЖДГиО). 2015. Т. 2, № 4. С. 65-73.

2. Богуславский М. В. Новые рубежи педагогической реальности: аксиология, духовность, гуманизм. М.: МГПУ, 2007. 311 с.

3. Вульфсон Б. Л. Методы сравнительно-педагогических исследований // Педагогика, 2002. № 2. С. 70-80.

4. Джуринский А. Н. Изменения парадигмы сравнительной педагогики // Педагогика. 2014. № 2. С. 107-113.

5. Дьюи Д. От ребенка - к миру, от мира - к ребенку. М.: Карапуз, 2009. 176 с.

6. Андриенко Е. В. Сравнительная педагогика: учеб. пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016. 209 с.

7. Слободчиков В. И. Очерки психологии образования. Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005. 270 с.

8. Education Services Glasgow City Council. Supporting Glasgow's Learners: Policy into Practice. The Language and Communication Friendly Establishment. 24 p.

9. Ensuring a good education for children who cannot attend school because of health needs. Statutory guidance for local authorities. Department for Education, 2013. 12 p.

10. Supporting pupils at school with medical conditions. Statutory guidance for governing bodies of maintained schools and proprietors of academies in England. Department for Education, 2015. 29 p.

11. Pediatric hospital school programming: An examination of educational services for students who are hospitalized / S. S. M. Steinke, M. Elam, M. K. Irwin et al. // Phys. Disabil. Educ. Relat. Serv. 2016. Vol. 35, No. 1. P. 28-45. DOI: https://doi.org/10.14434/pders.v35i1.20896.

References

1. Sharikov S. V. Sozdanie obrazovatelnoy sredy dlya detey, nakhodyashchikhsya na dlitelnom lechenii v statsionarakh meditsinskikh uchrezhdeniy. Rossiyskiy zhurnal detskoy gematologii i onkologii (RZhDGiO). 2015, Vol. 2, No. 4, pp. 65-73.

2. Boguslavskiy M. V. Novye rubezhi pedagogicheskoy realnosti: aksiologiya, dukhovnost, gumanizm. Moscow: MGPU, 2007. 311 p.

3. Vulfson B. L. Metody sravnitelno-pedagogicheskikh issledovaniy. Pedagogika. 2002, No. 2, pp. 70-80.

4. Dzhurinskiy A. N. Izmeneniya paradigmy sravnitelnoy pedagogiki. Pedagogika. 2014, No. 2, pp. 107-113.

5. Dewey J. Ot rebenka - k miru, ot mira - k rebenku. Moscow: Karapuz, 2009. 176 p. (In Russian)

6. Andrienko E. V. Sravnitelnaya pedagogika: ucheb. posobie. Novosibirsk: Izd-vo NGPU, 2016. 209 p.

7. Slobodchikov V. I. Ocherki psikhologii obrazovaniya. Birobidzhan: Izd-vo BGPI, 2005, 270 p.

8. Education Services Glasgow City Council. Supporting Glasgow's Learners: Policy into Practice. The Language and Communication Friendly Establishment. 24 p.

9. Ensuring a good education for children who cannot attend school because of health needs. Statutory guidance for local authorities. Department for Education, 2013. 12 p.

10. Supporting pupils at school with medical conditions. Statutory guidance for governing bodies of maintained schools and proprietors of academies in England. Department for Education, 2015. 29 p.

11. Steinke S. S. M., Elam M., Irwin M. K. et al. Pediatric hospital school programming: An examination of educational services for students who are hospitalized. Phys. Disabil. Educ. Relat. Serv. 2016, Vol. 35, No. 1, pp. 28-45. DOI: https://doi.org/10.14434/pders.v35i1.20896.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 2

Статья поступила в редакцию 05.11.2021 The article was received on 05.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.