Читательские интересы молодежи
Читательские интересы молодежи — проявление посредством чтения художественных, научных, учебных и др. текстов в различных формах (книга, газета, журнал, информация на электронных носителях и т. д.) жизненных интересов (познавательных, професси-
ональных, эстетических и т. д.) и осознанных потребностей молодежи. Читательские интересы молодежи формируются на основе духовных интересов и, в свою очередь, влияют на последние. Показателем читательских интересов молодежи является читательский спрос (запросы пользователей).
Основные положения теории читательских интересов, методологические подходы к их исследованию обоснованы в работах Х. Д. Алчевской, Н. А. Рубакина, затем — С. В. Вальгарда, В. А. Невского, А. А. По-
кровского, Я. М. Шафира, С. Н. Плотникова и др. Отдельные аспекты изучения читательских интересов современной российской молодежи, результаты эмпирических исследований рассмотрены в публикациях Б. В. Бирюкова, И. А. Бутенко, В. И. Горбачевой, Е. В. Никоноровой, Д. А. Поздняковой, А. И. Рейтблата, М. М. Самохиной, Н. А. Селиверстовой, В. П. Чудиновой и др.
В 1990-е годы на фоне некоторого падения социальной ценности чтения группа активных читателей среди молодежи остается стабильной: по данным ВЦИОМ, она составляет — 70-80%. Доля читающих традиционно больше среди девушек (82%), нежели среди юношей (68%).
Исследования читательских интересов российской молодежи стремятся ответить
2005 — №4
Энциклопедия гуманитарных наук________157
на два главных вопроса: что избирается для
чтения, и почему чтение сохраняет свое значение как социальная практика? Читательские интересы представляют собой динамичное явление, определяемое политической, социально-экономической и социокультурной обстановкой в обществе. В разные периоды общественного развития исследователи получали результаты, свидетельствующие об изменениях содержания и структуры читательских интересов российской молодежи. Так, в первые годы «перестройки» фиксировали возросший интерес к публицистике, который угас к 1990-м годам. Устойчивый характер на протяжении десятилетий имеет интерес молодежи к фантастике, в последние годы — к ее разновидности «фэнтези». Развлекательные жанры (детективы, приключения, фантастика) характеризовали в целом структуру читательских интересов российской молодежи (60%) в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Классической литературой интересовался только каждый третий молодой человек.
В конце 1990-х — начале 2000-х годов приобретает выраженный характер тенденция обращения молодежи к практикам чтения с утилитарной целью. Так называемое «деловое» чтение, обусловленное подготовкой к учебным занятиям, лежит в основе абсолютного большинства читательских запросов в библиотеках, в том числе — электронных. Тематика запросов вполне тради-
ционна: более 70% из них связаны с гуманитарными сферами знаний. В порядке убывания это — литература как учебная дисциплина, экономика и финансы, история, проблемы государства и права. Удовлетворение прагматических потребностей способствует развитию процесса десакрализации чтения в молодежной среде. Вместе с тем, в этот период проявляются и другие тенденции. Читательские предпочтения российской молодежи в области «неделового» чтения во многом связаны с переводной литературой. Существует своеобразная мода на чтение произведений бразильского автора П. Коэльо, японских — Б. Ёсимото, X. Мура-ками и др.
Лит.: Рубакин Н. А. Психология читателя и книги. Краткое введение в библиографическую психологию. М., 1977; Бутенко И. А. Читатели и чтение на исходе XX в.: социологические аспекты. М., 1997; Homo legens: Памяти С. Н. Плотникова (1929-1995). М., 1999; Левина М. Читатели массовой литературы в 1994 2000 гг. — от
патернализма к индивидуализму? //
Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. М., 2001. №4. С. 30-37; Селиверстова Н. А. Книга в социокультурном взаимодействии России со странами ближнего зарубежья. М.: Социум, 2001; Шендрик А. И. Духовная культура молодежи как объект социологического исследования. М., 1991.
Н. А. Селиверстова