Научная статья на тему 'ЧИТАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА КАДЕТА - ПОДРОСТКА'

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА КАДЕТА - ПОДРОСТКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
105
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ХАРАКТЕР

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ткаченко И.А.

В статье рассматривается читательская активность как понятие и как один из факторов, оказывающих влияние на формирование характера кадета, находящегося на этапе пубертата /12-13 лет/. Представлено диагностическое исследование, входящее в многоэтапный процесс формирования активной, интеллектуально эффективной личности кадета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READER ACTIVITY AS ONE OF THE FACTORS INFLUENCING ON THE FORMATION OF THE CHARACTER OF A CADET - A TEENAGER

The article considers reader activity as a concept and as one of the factors influencing the formation of the character of a cadet at the stage of puberty /12-13 years/. A diagnostic study is presented, which is part of a multi-stage process of forming an active, intellectually effective personality of a cadet.

Текст научной работы на тему «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА КАДЕТА - ПОДРОСТКА»

УДК 1

Ткаченко И.А.

педагог - психолог высшей квалификационной категории ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище»,

г. Оренбург

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА КАДЕТА - ПОДРОСТКА

Аннотация

В статье рассматривается читательская активность как понятие и как один из факторов, оказывающих влияние на формирование характера кадета, находящегося на этапе пубертата /12-13 лет/. Представлено диагностическое исследование, входящее в многоэтапный процесс формирования активной, интеллектуально эффективной личности кадета.

Ключевые слова: читательская активность, подростковый возраст, характер.

Annotation

The article considers reader activity as a concept and as one of the factors influencing the formation of the character of a cadet at the stage of puberty /12-13 years/. A diagnostic study is presented, which is part of a multi-stage process of forming an active, intellectually effective personality of a cadet.

Keywords: reading activity, adolescence, character.

Рассмотрение понятия, заявленного как один из факторов, формирующих характерные личностные особенности в период пубертат, осуществляется в первую очередь через глубокий анализ психолого-педагогической и методической литературы. Трактовка понятия/термина «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ» достаточно многообразна, и сложно найти четкое определение/существуют различные точки зрения по поводу правильности самого термина/однако это емкий и доступный для понимания термин/. Остановимся на первичном понятии - «чтение», затем перейдя через промежуточное понятие «активность» к «читательской активности».

Чтение - одна из высших интеллектуальных функций, целенаправленная деятельность, которая может изменять взгляды, углублять понимание, воссоздавать опыт, влиять на поведение, совершенствовать личность [2].

Чтение - единственная интеллектуальная технология освоения накопленного человечеством знания в самом широком смысле этого понятия. Кроме того, чтение - сильное средство социализации личности, то есть успешного вхождения в социум. Через чтение личностью усваиваются базовые ценности. Социализирующая функция чтения способствует снижению напряжённости в обществе, смягчению общественного климата, формированию толерантности [2, 14].

Согласно трактовке, взятой из толкового словаря русского языка С. И. Ожегова, «активный» -деятельный, энергичный, противопоставляется пассивному. И заметим, что С.И. Ожегов толкует слово «деятельность» как «занятие», «труд». Второе значение слова: «действующий, развивающийся» [11].

Активность личности - деятельное отношение человека к миру, способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно -исторического опыта человечества. «Активность» проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении [12].

По мнению А.А. Гречихина, понятие «читательская активность» является наиболее общим, комплексным понятием, определяемым целым рядом показателей, которые характеризуют поведение читателя [2].

Согласно трудам Н.Н. Сметанниковой, читательская активность в педагогическом смысле восходит к соотношению воспитания и обучения в процессе образования. Если «могу читать» превращается в «хочу читать», это свидетельствует о том, что возможность читать превращается в побуждение, а удовлетворение желания стимулирует рост возможностей активизации чтения [7] и формирует сильный характер.

Исходя из вышесказанного, можно сформировать рабочее определение читательской активности.

Читательская активность - это свойство личности, характеризующееся способностью изменять окружающую действительность и саму личность в процессе читательской деятельности. При этом активно читающий человек имеет потребность в чтении, владеет навыками грамотного, осознанного обращения к чтению, как к источнику самообразования, самовоспитания [9, 12].

Раскрывая тематику статьи, необходимо отметить, что респонденты, принявшие участие в исследовании - кадеты подросткового возраста.

Подростковый возраст - сложный и ответственный период становления личности. Появляется способность логически мыслить, оперировать абстрактными категориями, фантазировать. Именно поэтому в подростковом возрасте ребята часто начинают заниматься творчеством: рисовать, сочинять стихи и песни, а также интересуются философскими учениями и стремятся к логическому мышлению, спорам на философские и другие темы [1].

В интеллектуальной сфере подростков происходят качественные изменения: переход от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития [4]. Закладываются основы нравственности, идет формирование социальных установок, отношение к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения [4].

Таким образом, в литературе подростковый период характеризуется как длительный переходный период между детством и взрослостью, требующий усвоения множества социальных ролей и правил, решения многих проблем. И чтение выступает важным ресурсом преодоления трудностей возраста, /снижение рисков девиантного поведения/формирование социально желаемых черт характера. Всё это делает организацию чтения подростков и стимуляцию читательской активности одним из важнейших направлений работы педагога - психолога.

В рамках реализации проекта по повышению читательской активности на этапе формирования социально значимых характерологических особенностей было проведено анкетирование. В качестве респондентов выступали кадеты 7-х классов в числе 111 человек.

Анкета, предложенная вниманию ребят, состояла из 9 вопросов/два вопроса были соединены в один вопрос - № 7 и № 7.1, см. таблицу 1/. Результаты представлены в виде единой таблицы и диаграмм /см.таблицу 1, диграммы 1- 7/.

Таблица 1

Анкета изучения мнения кадет 7 классов /111 человек/

Вопросы Варианты ответа

1. Любите ли Вы читать? - Да Нет

102/92% 9/8%

2. Как часто Вы посещаете библиотеку? Часто Время от времени Не люблю посещать

41/37% 64/58% 6/5%

3. Читают ли Ваши родные? Много читают Читают редко Не читают

Анкета изучения мнения кадет 7 классов /111 человек/

Вопросы Варианты ответа

62/56% 47/42% 2/2%

4. Ваш любимый жанр произведений /отметьте нужное/

Легенды Сказки Классические произведения Фантастика/ Фэнтези

17/7% 7/3% 8/3% 97/87%

Исторические повести и романы Детективы Научно-популярная литература Приключения и путешествия

15/6% 16/8% 13/5% 40/16%

Поэзия Техническая литература Книги о Ваших сверстниках и их жизни Смешанный жанр

2/1% 8/3% 14/7% 11/10%

5. Какую книгу Вы бы посоветовали прочитать своим друзьям? 1. Дж.Роулинг «Гарри Потер» 2. «39 ключей» 3. Д.Дефо «Робинзон Крузо» 4. А.Пушкин «Дубровский» 5. В.Пикуль «Каждому свое» 6. А.Рыбаков «Кортик» 7. Л.Толстой «Война и мир» 8. А.Гайдар «Тимур и его команда» 9. «Коты - воители» 10. Дж.Кинни «Дневник слабака» 11. М.Брельер «Последние подростки на земле» 12. Автобиография сера Фергюсена 13. Н.Гарин-Михайловский «Детство Темы» 14. Ж.Верн «Дети капитана Гранта»

6. Если вы читаете, то почему? Мне это интересно Потому что надо по учебной программе Заставляют родители

103/93% 8/7%

7 Как Вы считаете, чтение художественных произведений влияет на становление характера молодого человека? Да Нет

103/93% 8/7%

7.1. Какие черты характера Вы цените у героев прочитанных произведений? Смелость 103/93% Хитрость 9/8%

Доброта 101/87% Патриотизм 100/90%

Уверенность в себе 98/88% Находчивость 107/96%

8. Как Вы думаете, на учебном курсе должна быть своя библиотека, в которой была бы собрана литература с учетом пожеланий и интересов кадет? Да Нет

108/97% 3/3%

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Диаграмма 3

"Читают ли ваши родные?"

100%

56% 42% много читают

0% ^^^^^^^^^^^^ 2% ■ читают редко

читательская активность родных ■ не читают

Диаграмма 4

Востребованность жанров читаемых произведений

100% 90% 80% 70% 60% 50°% 40% 30% 20% 10% 0%

87%

16%

7% 3% 3% 6% 8% 5% 1% 3% 7%

/

ел

¿Г

¿¿Г

л*

X У

с/ /

А

8

ж

4 & ко/ 0с

с/

«Г

¿К

Диаграмма 5

"Почему вы читате?

почему вы читаете?

■ мне это интересно

■ потому что нужно по программе

■ заставляют родители

Диаграмма 6

'Как вы считаете, влияет на чтение литературы на становление характера молодого человека ?"

100% 50% 0%

93%

7%

Да, влияет I Нет, не влияет

Влияет ли чтение на становление характера

Диаграмма 7

150% 100% 50% 0%

Качества, ценимые у героев прочитанных произведений

93%

87%

90%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

88%

96%

8%

смелость хитрость доброта патриотизм уверенность в находчивость

себе

Диаграмма 8

На основании исследования мы делаем выводы:

1. Приоритетное количество респондентов / 102/92% /любят читать; 9/8% кадет ответили, что читать не любят.

2. В 7-х классах часто посещают библиотеку 41/37%, «время от времени» посещают 64/58%, не любят посещать библиотеку 6/5% кадет.

3. По мнению кадет, 62/56% их родных и близких много читают. Редко читают 47/42%, не читают -

2/2%.

4. Из наиболее предпочитаемых произведений можно выделить жанровые направления:

• «Фантастика»/«Фентези» - 97/87%

• «Приключения и путешествия» - 40/16%;

• «Книги о сверстниках и их жизни» - 14/7%.

5. Читают, «потому что это интересно» - 103/93%, «потому что нужно по учебной программе» -

8/7%.

6. Приоритетное количество кадет 7-х классов считает чтение художественной литературы фактором, формирующим характер/влияет на становление характера молодого человека/.

7. Среди черт характера, заслуживающих уважение, ценимых кадетами, мы видим находчивость, смелость, патриотизм, уверенность в себе, доброту. Хитрость к таковым не относится.

8. Считают, что на каждом курсе должна быть библиотека, 108/97%, что в ней нет необходимости -

3/3%.

Таким образом, читательскую активность можно рассматривать как один из факторов, влияющих на формирование характера кадета - подростка. Список использованной литературы:

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология: монография. М.: Педагогика- Пресс, 2019.

2. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования:

Дис. ... д-ра пед. Наук: 13.00.01. — СПб., 2018.

3. Мелентьева Ю.П. О чтении (Размышления о теоретических аспектах чтения): монография. М.: Канон+, 2015.

4. Андарова Ж,К. и др. Психология подростка: учебник / Под ред. А.А.Реана. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2017.

5. Рабочая книга школьного психолога. М.: Просвещение, 2018. С. 151 152.

6. Социология и психология чтения / Сост. Л.М. Туева. — Кемерово: КемГУКИ, 2012

7. Чтение московских подростков в реальной и электронной среде: Материалы социологического исследования / Сост. В.П. Чудинова. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2012.

8. ШОЛПО И.Л. Как научить подростка читать? Практические советы учителю 5-7 классов: монография. М.: Ломоносовъ, 2019.

9. https://russianclassicalschool.ru/bibl/slovesnost/obuchenie-gramote/item/1618-l-s-tsvetkova-psikhologiya-chteniya.html

10.https://znachenie-slova.ru/активный

11.https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/4466

12.https://rus-pedagog-enc.slovaronline.com/

13.https://scienceforum.ru/2019/article/2018013952#:~:text=Читательская%20активность%20%20это%20св ойство,как%20к%20источнику%20самообразования%2С%20самовоспитания

© Ткаченко И. А., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.