Научная статья на тему 'Численно-возрастной состав крестьянских девочек в школах Курской губернии в конце XIX в'

Численно-возрастной состав крестьянских девочек в школах Курской губернии в конце XIX в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМСКИЕ ШКОЛЫ / СМЕШАННЫЕ ШКОЛЫ / ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ / КОЛИЧЕСТВО УЧЕНИЦ / ОБРАЗОВАНИЕ / ZEMSTVO SCHOOLS / MIXED SCHOOLS / AGE STAFF / THE QUANTITY OF GIRL STUDENTS / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бородина Светлана Васильевна

В статье показаны возрастной и количественный состав учениц из крестьянского сословия, особенности их обучения в земских школах Курской губернии, тенденция увеличения числа учениц и причины, определявшие этот процесс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Numeric-age composition of peasantry girls in schools of Kurskaya guberniya at the end of the XIX century

In this article the age and quantitative staff of peasantry girl-students, getting education in Kursk province is examined in detail, the tendency of increase in number of schoolgirls and the reasons influencing this process are given.

Текст научной работы на тему «Численно-возрастной состав крестьянских девочек в школах Курской губернии в конце XIX в»

Sidorov A.D. Economical development of Russian provincial towns in the latter half of the XIX - the beginning of the XX centuries (on an example of Kursk province). The article analyses condition and development of towns of Kursk province in the latter half of the XIX - the beginning of the XX century. Social-economic aspects of economical infrastructure of the town centers: fire-

prevention economy and budgets, sanitary condition of settlements and its accomplishment, transport and lighting are examined.

Key words: town economy and budgets; accomplishment; transport; tramway; lighting; fire-prevention and sanitary state of the towns.

УДК 37.019(470.323)(091)

ЧИСЛЕННО-ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕВОЧЕК В ШКОЛАХ КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX в.

© С.В. Бородина

В статье показаны возрастной и количественный состав учениц из крестьянского сословия, особенности их обучения в земских школах Курской губернии, тенденция увеличения числа учениц и причины, определявшие этот процесс.

Ключевые слова: земские школы; смешанные школы; возрастной состав; количество учениц; образование.

О необходимости проведения всесторонних гендерных исследований свидетельствует отечественная историография по рассмотренной проблеме. Ее можно условно разделить на три периода: дореволюционный, советский период и современная российская историография.

Значительную часть дореволюционной историографии составляют работы по проблемам обучения и образования крестьян. Среди них выделяются работы И.П. Белоконского. Он подробно исследовал различные аспекты деятельности первых земских школ, собрал значительный материал о количестве учеников. Из обобщающих работ дореволюционного времени выделяется работа Н.А. Благовещенского, посвященная рассмотрению вопросов распространения грамотности в Курской губернии.

В советское время работ по теме нашего исследования практически не было. Вместе с тем в 80-90-е гг. ХХ в. появились работы о новых методах исследования источников по теме. Особое значение в этом плане представляет метод ретроспективного прогнозирования грамотности населения, предложенный Б.Н. Мироновым.

В постсоветский период значительное внимание этим аспектам уделяется в трудах Д.И. Латышиной, М.М. Громыко, А.С. Амо-скина, Н.Д. Борщика, А.И. Алексеенко. В них на российском и региональном уровнях

рассматривается процесс обучения в земских учебных заведениях детей крестьян, в т. ч. и в Курской губернии. Однако обобщающих работ по теме нашего исследования нет.

Среди источников написания статьи особое место занимают «Итоги первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года по Курской губернии». В них содержатся данные о количестве грамотных крестьян, особенно женщин, возрасте приобретения образования, численном соотношении грамотных и неграмотных крестьян в рассматриваемый период.

Дополнительную, но важную информацию удалось получить из «Курских сборников», «Обзоров Курской губернии» и «Сборников статистических сведений» по Курской губернии. В них отражена информация об итогах работы земств, количестве грамотных крестьянок, состоянии земского образования в целом.

Интересный материал содержится в журналах комиссии Курского губернского земства по народному образованию, заседаний собраний Белгородского уездного земства, сборнике постановлений Курского губернского земского собрания 1865-1891 гг.

С 60-х гг. XIX в. начинают активно работать земские школы. Они были всесословными и в них могли обучаться грамоте все желающие. Рассмотрение процесса обучения следует начать с того, сколько девочек кре-

стьянского сословия получали образование и каким был их возрастной состав. Для этого рассмотрим данные, приведенные в таблице (табл. 1).

Таблица 1

Количество учениц крестьянского сословия по возрасту в земских школах на 1896 г.

Возраст учениц Количество учениц

Младше 10 лет 3185

10-19 лет 24170

20-29 лет 8958

30-39 лет 3459

40-49 лет 22507

50-59 лет 439

60 и более лет 705

Из таблицы видно, что максимальное количество учениц приходится на возраст 1019 лет. Это свидетельствует о растущем интересе к учебе у молодого поколения жителей сел и изменении отношения их родителей к образованию вообще.

Для подтверждения верности данного утверждения приведем возрастной состав учениц из крестьянского сословия на следующий год (табл. 2).

Таблица 2

Количество учениц крестьянского сословия по возрасту в земских школах на 1897 г.

Возраст учениц Количество учениц

До 8 лет 148

8 лет 1064

9 лет 1735

10 лет 1810

11 лет 1152

12 лет 512

13 лет 116

14 лет 29

15 и более лет 5

Неизвестно 273

Всего 6844

Из приведенных данных следует: чем выше возрастная группа, тем меньше количество учащихся. Что касается группы лиц возраста 15 и более лет, то она представляет совершенно случайное явление. Дело в том, что во всех отделениях девушек этого возраста зарегистрировано всего-навсего 5.

Ознакомимся с данными, сообщенными земскими учителями, и выясним, что школьный возраст для Курской губернии ограни-

чен пределами, с одной стороны, 8 лет, а с другой - 13 лет. Вместе взятые в трех отделениях учащиеся возрастов 8, 9, 10, 11, 12 и

13 лет составляют: 92,88 % обоего пола, 92,80 % мальчиков и 93,34 % девочек. Достоверность именно такого школьного возраста для Курской губернии, помимо данных, доставленных учителями, подтверждается и данными подворной переписи, произведенной в 1896 г. Сопоставляя эти данные по возрастным группам, получим процент девочек по данным учителей - 93,34 %, а по данным подворной переписи - 96,36 %, видим весьма незначительное различие предоставленных данных.

Данные учителей земских школ об окончивших обучение подтверждают, что возраст от 8 до 13 лет включительно является истинным деревенским школьным возрастом для Курской губернии.

Были приведены сведения о 44008 лицах обоего пола, в разное время окончивших школы.

Из них нас интересует количество и возраст поступивших и окончивших школу девочек (табл. 3).

Таблица 3 Количество и возраст поступивших и окончивших земскую школу девочек крестьянского сословия

Возраст Количество Возраст Количество

поступив- поступив- окончивших окончивших

ших в шко- ших в шко- школу школу

лу девочек лу девочек девочек девочек

7 369 7 -

8 1284 8 -

9 1039 9 14

10 537 10 203

11 188 11 1053

12 80 12 1364

13 22 13 657

14 - 14 241

15 - 15 73

Таким образом, мы видим, что большинство поступало в 8, 9 и 10 лет, а заканчивало в 11, 12, 13 и даже 14 лет. Вместе взятые группы поступавших и оканчивавших дают проценты всего поступивших и всего окончивших.

Поступавших возраста 8, 9 и 10 лет девочек 70,86 %, окончивших в 11, 12, 13 и 14 лет девочек - 82,14 %. В основном про-

должительность обучения девочек составляет 3 года - 2339 девочки, 4 года пробыли в школе только 899 крестьянских девочек, а 2 года проучились - 206, следовательно, большинство девочек (62,37 %) остаются в школе три года, а около трети - четыре года.

Из всех приведенных данных видим, что для Курской губернии школьный возраст девочек составляет 8-13 лет, но это не значит, что в Курской губернии одновременно учились все девочки от 8 до 13 лет. Так как школьный курс 3-летний, то каждая поступившая в школу при нормальном посещении и успешных занятиях не должна пробыть свыше этого срока. Следовательно, школьный возраст 8-13 лет показывает возможность обучения именно в этот период времени девочек деревенского населения, период поступления и окончания школы. Так что при вычислении количества лиц школьного возраста необходимо брать не все эти шесть лет (8-13), а меньше, именно 4 года [1].

По уездам за взятый период наблюдается такая же тенденция. Сравним данные по Белгородскому и Курскому уездам. Так, в Белгородском уезде в 1897/98 учебном году наибольший процент учениц (54,6 %) был в возрасте 8-10 лет, чуть меньше в возрасте 10-12 лет (36,1 %), самый небольшой (4,5 %) приходился на возраст моложе 8 лет, чуть больше (4,8 %) - на 12-14 лет. Похожая тенденция прослеживалась в 1900/01 учебном году. Наибольшее число учениц, 48,7 % и

40.8 %, приходилось на возраст от 8 до

10 лет и от 10 до 12 лет соответственно, а от 12 до 14 лет было всего 8,9 %, девочек же младше 8 лет и старше 14 - всего 0,3 %. Та же картина наблюдалась и в Курском уезде. Наибольшее число девочек, обучавшихся в земских школах, 45,9 % и 47,3 %, приходилось на возраст от 8 до 10 и от 12 до 14 лет, и лишь 6 % на возрастную группу от 12 до

14 лет в 1897/98 учебном году. В 1900/01 учебном году на этот же возраст - от 8 до 10 и от 10 до 12 лет приходилось соответственно 35,9 % и 49,1 %, а от 12 до 14 лет только

12.8 % [2].

Для понимания существа вопроса большое значение имеет общее количество девочек, обучавшихся в школах Курской губернии. Всего в губернии в 731 церковно-приходской школе и школах грамоты обучалось 4281 девочка. В Белгородском уезде в 63

школах училось 489 девочек, в Курском в 51 школе насчитывалось 253 девочки, в Обоян-ском в 71 школе было 274 ученицы и т. д. [1].

Делая обзор роста и движения числа учащихся в земских школах Курской губернии за 1895-1900 гг., прежде всего, заметим, что за это пятилетие в земских школах получило образование 140974 детей, из которых 28252 были девочки. В целом за пять лет по Курской губернии число обучавшихся девочек увеличилось с 7003 в 1896/97 учебном году до 9397 в 1900/01.

Численность всех учащихся в земских школах губернии за последний год рассматриваемого пятилетия к уровню 1895/96 учебного года увеличилось на 11496 детей. По уездам также наблюдалось увеличение числа учащихся. При этом следует заметить, что в первую половину изучаемого пятилетия количество учащихся в школах увеличилось быстрее, чем во второй половине. За 18991901 гг. численный рост учащихся замедлился. Это было вызвано сокращением сети начальных школ всех типов.

Для подтверждения высказанного суждения возьмем число вновь открытых однокомплектных школ и число учащихся в них за первые и последние два года исследуемого пятилетия и выясним, когда был больший приток детей в школы (табл. 4).

Следовательно, в 1896-1898 гг. школ было открыто на 10 больше, чем в 1899-1901 гг., а также число учащихся в среднем на школу было больше. С другой стороны, особо быстрое увеличение числа учащихся на первую половину исследуемого пятилетия можно объяснить сильным понижением по Курской губернии в период 1886-1888 гг. смертности вообще и детей до 1 года в частности. Безусловно, это способствовало увеличению числа детей школьного возраста, а следовательно, и числа учащихся через десятилетие, т. е. именно в 1896-1898 гг., о которых и идет речь.

Всего по губернии, как уже отмечалось выше, число учащихся в земских школах возросло за 5 лет на 11496 человек. Вместе с тем прирост числа учащихся был несколько выше. Если кроме числа учащихся только в школах, считающихся теперь земскими, примем в расчет число учащихся и в тех министерских школах, которые преобразованы из земских, то получится цифра, вернее характеризующая количественный успех

Таблица 4

Количество открытых школ за1896-1898 и 1899-1901 гг. по Курской губернии

Курская губерния Курский уезд Белгородский уезд

и о Г § ыт ы кр кт о о в с е § ч ло ок « а Количество учеников обоего пола Количество учениц Количество открытых школ Количество учеников обоего пола ениц ч о отв с е ло Ко ых ыыт ы р крт о о отв с е § ч ло ок Кош Количество учеников обоего пола ениц ч с отв с е ло Ко

1896-1898 65 3839 684 13 723 83 7 363 76

1899-1901 55 2769 599 2 65 23 7 282 56

земско-школьного дела. В этом случае общее число учащихся увеличилось за 5 лет на 12853 человека, что на 1357 человек больше, чем учащихся в одних земских школах.

Теперь сравним рост числа учащихся крестьянских девочек в процентном соотношении за пять лет - с 1896 по 1901 гг. С каждым годом процент учениц увеличивался. Особенно заметно это в тех уездах, где в школах преподавалось рукоделие. Например: в Грайворонском, Корочанском, Новооскольском, Старооскольском и Тимском. Преподавание рукоделия привлекало девочек в школы, в среднем оно повышало процент учащихся девочек на 5 %. Повышение процента учащихся девочек в некоторых других уездах нельзя объяснить только этой причиной, потому что в других уездах активно функционировали исключительно женские школы.

Соотношение учащихся девочек по отношению к учащимся мальчикам в Курской губернии показано в таблице (табл. 5).

Таблица 5

Процент учащихся девочек по отношению к учащимся мальчикам в Курской губернии

Учебный год Процент учащихся девочек

1896/97 15,7

1897/98 16,1

1898/99 16,7

1899/1900 18,1

1900/01 17,8

В некоторых населенных пунктах наряду со смешанными школами были открыты исключительно женские. Их в губернии было

23. По уездам они распределялись следующим образом (табл. 6).

Таблица 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Распределение женских школ по уездам в Курской губернии

Название уезда Количество школ

Белгородский 2

Грайворонский 5

Дмитровский 1

Корочанский 2

Курский 1

Новооскольский 2

Рыльский 4

Старооскольский 3

Суджанский 2

Щигровский 1

Открытие этих школ предполагало расширить возможности большему числу девочек поступить в школы, потому что в школах для лиц обоего пола очень часто мальчики вытесняли девочек. Попробуем проследить, насколько оказалась удачной такая мера. Возьмем для этого несколько населенных мест, где было по меньшей мере две земские школы, и разделим их на две группы. В первую выделим селения со смешанными школами, а во вторую те, где были только мужская и женская, и определим процент учащихся девочек в каждой группе. Так как у нас есть сведения по школам о числе учащихся к 1 января за три года, то мы проследим это движение в продолжение трех лет (табл. 7).

В продолжение трехлетия процент учащихся девочек в тех селениях, где есть женские школы, были почти вдвое выше, чем в тех пунктах, где существовали смешанные

школы. Не касаясь вопроса о социальноженских школах с педагогической точки зрения, констатируем лишь факт наплыва девочек в женские училища. Это доказывает, что стремление учится у девочек возрастало, а наряду с этим крепло сознание необходимости обучения их у родителей, и если оставалась масса девочек неграмотных, то из-за недостатка школ. В то же время процент девочек, пользовавшихся различными источниками дошкольного обучения и поступавших в школу грамотными или малограмотными, с каждым годом увеличивался. Дети, которые оставались за дверьми земской школы, шли в церковно-приходскую или школу грамоты, а так как девочки меньше попадали в земскую школу, то процент их в школах духовного ведомства был значительно выше, чем в земских. В 1901 г. количество девочек, учившихся не в земских школах, доходило до 26 %, тогда как в земских школах в том же году равнялось только 17,8 %. В целом процент учащихся девочек в земских школах за пять лет увеличился с 15,7 до 18 % [2].

За четыре года с 1895 г. число училищ и обучающихся девочек увеличилось. Приведем сведения о числе учебных заведений и учащихся в Курской губернии за 1899 г.

Учебных заведений в городе Курске -46, обучающихся девочек - 2210, число учебных заведений в уездных городах - 125, в них получали образование 4567 учениц. В уездах 1511 учебных заведений и 18777 учениц. Всего же по губернии насчитывалось 1682 учебных заведения, в которых получали образование 25554 девочки. В сельских начальных школах по губернии грамоте обучалось 1790 девочек, в одноклассных земских школах - 96 девочек, в частных школах - 146

девочек, в церковно-приходских школах и школах грамоты по уезду - 8354 девочки и по Курской губернии - 9993 девочки [3].

Из приведенных данных следует, что за прошедшие четыре года число учащихся почти удвоилось, что видно на примере церковно-приходских школ и школ грамоты. Так, если в 1895 г. в них обучалось 4281 девочка, то в 1899 г. уже 9993 девочки по губернии.

По мнению земств, было необходимо выстроить еще до 70 новых школьных зданий, для чего необходима помощь крестьян, хотя крестьянские общества не отпускали средств даже для ремонта уже существующих школ. Земство же помогало школам лишь материально: постройкой новых школ, ремонтом старых, оплатой за труд учащимся и снабжением школ пособиями и книгами [4].

Реализуя плановые наметки, курские земцы к 1911 г. добились осуществления, в основном, всеобщего начального обучения в шести уездах. К тому времени еще четыре уездных земства подготовили свои проекты школьной сети, на основе которых тоже приступили к осуществлению всеобщего начального обучения. Конечно, если сделать глубокий и всесторонний анализ состояния всеобщего начального обучения детей в губернии в то время, то следует признать, что и разработанные проекты школьной сети, и уровень их, и критерии общедоступного начального образования были еще далеки от полного охвата всех детей школьного возраста. Статистика свидетельствует, что в 1915 г. в Курской губернии мальчики от 8 до

11 лет были охвачены школой на 83 %, а девочки этого же возраста лишь на 41 %. Но упорная, последовательная, целеустремленная работа земств привела к тому, что в Курской

Таблица 7

Сравнение количества учащихся девочек крестьянского сословия в смешанных и специализированных школах

В смешанных школах В школах мужских и женских

ч о и ’§ ё ю е £ ад ен 5 с о Ч Число учащихся мальчиков £ Число учащихся девочек £ Число селений Число учащихся мальчиков £ Число учащихся девочек £

1898/99 22 1453 82 320 18 24 1743 69,9 749 30,1

1899/1900 22 1637 81 384 19 24 1834 67,4 888 32,6

1900/01 22 1620 80,5 393 19,5 24 1833 68 863 32

Всего - 4710 81,2 1097 18,8 - 5410 68,4 2500 31,6

губернии на 1000 душ населения в начальной школе в 1915 г. обучалось 56 детей, в то время как в среднем по России только 51 человек.

1. Белоконский И. П. Народное начальное образование в Курской губернии с диаграммами и картограммою. Курск, 1897.

2. Обзор состояния начального народного образования в Курской губернии за 5 лет. 1895/18961900/1901 учебный год. Курск, 1902.

3. Златоверховников Н.И. Курский сборник с путеводителем по городу Курску и планом города. Курск, 1901. Вып. 1.

4. Журналы комиссии Курского губернского земства по народному образованию за 17 и 18 февраля 1901 года. Курск, 1901.

Поступила в редакцию 1.06.2009 г.

Borodina S.V. Numeric-age composition of peasantry girls in schools of Kurskaya guberniya at the end of the XIX century. In this article the age and quantitative staff of peasantry girl-students, getting education in Kursk province is examined in detail, the tendency of increase in number of schoolgirls and the reasons influencing this process are given.

Key words: zemstvo schools; mixed schools; age staff; the quantity of girl students; education.

УДК 93/99

РОССИЙСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ КАЛМЫКИИ

© Е.Н. Бадмаева

В статье проанализирована деятельность трех российских экспедиций, осуществленных с 1859 по 1926 г. российским правительством на территории Калмыкии. Автор выявляет и оценивает их вклад в социально-экономическое развитие региона, результаты обследований, которые оказали существенное влияние на изменение хозяйственного уклада всего скотоводческого населения.

Ключевые слова: российские экспедиции; история Калмыкии; социально-экономическое развитие Калмыкии; новая экономическая политика; естественноисторическое обследование Калмыкии; экономические перспективы.

История многонационального российского государства и общества не может быть полноценно исследована без локального исторического анализа. Региональная история -значимое направление научных исследований, позволяющее раскрыть общественнополитическую и социально-экономическую реальность в ее конкретно-историческом проявлении, общности и своеобразии исторического пути. Изучение и оценка исторического прошлого нашей страны имеют существенное значение для эффективного развития важнейших сфер экономики современной России и ее регионов.

Очевидно, что проводимые преобразования в аграрном секторе на нынешнем этапе развития страны и достижение положительных результатов, безусловно, во многом зависят от учета и анализа истории земельных отношений в России, всего предшествующего опыта развития сельскохозяйственного производства с учетом региональных и национальных особенностей.

Всестороннее исследование истории аграрных отношений в Калмыкии невозможно

осуществить без анализа колонизации степного региона, характеристики правительственной аграрной политики, проводимой в разные годы, и оценки достигнутых целей. В этой связи особое значение представляет научное изучение вклада российских колонизационных экспедиций, в частности Кумо-Маныческой в 1859 г., экспедиции 1909 г., Поволжской колонизационно-мелиоративной экспедиции в 1920-е гг., в социально-экономическое развитие Калмыкии. Следует отметить, что, пожалуй, впервые в отечественной истории проблемы, поставленные учеными и практиками в результате обследования территории Калмыкии, ее социально-экономического положения, имели прикладное, практическое значение. Отсюда и вытекает актуальность полного и комплексного изучения итогов деятельности российских экспедиций в Калмыцкой автономной области.

Вклад российских экспедиций в социально-экономическое развитие Калмыкии является слабо изученной темой региональной историографии. По данной проблеме имеется несколько работ: З.Б. Бюрчиева,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.