Петербургский экономический журнал. 2022. № 1-2. С. 210-216. St. Petersburg Economic Journal. 2022. № 1-2. Р 210-216.
Научная статья УДК 94(47)
DOI: 10.24412/2307-5368-2022-1-2-210-216
«ЧИЛИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО» И «ЧИКАГСКИЕ МАЛЬЧИКИ»: ИЗ ИСТОРИИ ПОПЫТКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ АУГУСТО ПИНОЧЕТА
«CHILE ECONOMIC MIRACLES» AND «CHICAGO BOYS»: FROM THE HISTORY OF THE ECONOMIC REFORM ATTEMPT OF AUGUSTO PINOCET
Сергей Валентинович ВИВАТЕНКО
доцент кафедры проектной деятельности в кинематографии и телевидении Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат исторических наук, доцент, [email protected]
Sergey V. VIVATENKO
Associate Professor at the Department of Project Activities in Cinematography and Television, St. Petersburg State University of Film and Television, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, [email protected]
Татьяна Евгеньевна СИВОЛАП
доцент кафедры проектной деятельности в кинематографии и телевидении Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат исторических наук, доцент, [email protected]
Tatyana E. SIVOLAP
Associate Professor at the Department of Project Activities in Cinematography and Television, St. Petersburg State University of Film and Television, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, [email protected]
Аннотация. В статье проанализирована история попыток проведения экономических реформ в Чили, которая получила название «чилийское чудо». Указанное понятие было введено американским экономистом Милтоном Фридманом в целях описания результатов реформ экономической либерализации, которые были проведены в Чили во времена военной диктатуры Аугусто Пиночета в период между 1973 и 1990 гг. Приход к власти военной политической хунты после государственного переворота 1973 г. застал Чили в серьезном экономическом положении. Реформы Пиночета представляли собой насильственное внедрение свободной рыночной экономики в Чили и
© Виватенко С. В., Сиволап Т. Е., 2022.
характеризовались резким сокращением государственных расходов, понижением денежной массы, приватизацией государственных компаний, устранением препятствий для свободного предпринимательства, снижением тарифного протекционизма, поощрением иностранных инвестиций. Политикой промышленного протекционизма с целью замены импорта, что создало пространство для огромных государственных монополий. Проведение приватизации флагманов чилийской экономики прошло без какого-либо контроля, без проведения торгов и при полном отсутствии прозрачности, что нанесло большой экономический ущерб интересам страны. Незаконный и нелегитимный характер военной диктатуры, вне зависимости от ее экономических достижений, породил режим, ответственный усиление насилия и массовое нарушение прав человека.
Ключевые слова: реформы, экономическая политика, руководство, преобразования, ситуация, военная диктатура, приватизация, протекционизм, иностранные инвестиции
Abstract. The article analyzes the history of attempts to carry out economic reforms in Chile, which was called the «Chilean miracle». This concept was introduced by the American economist Milton Friedman in order to describe the results of the economic liberalization reforms that were carried out in Chile during the military dictatorship of Augusto Pinochet between 1973 and 1990. The coming to power of the military political junta after the 1973 coup d'etat found Chile in a serious economic situation. Pinochet's reforms represented the forcible introduction of a free market economy in Chile and were characterized by a sharp reduction in public spending, a decrease in the money supply, the privatization of state-owned companies, the removal of obstacles to free enterprise, the reduction of tariff protectionism, and the encouragement of foreign investment. The policy of industrial protectionism in order to replace imports, which created space for huge state monopolies. The privatization of the flagships of the Chilean economy took place without any control, without bidding and with a complete lack of transparency, which caused great economic damage to the interests of the country. The illegitimate and illegitimate nature of the military dictatorship, regardless of its economic achievements, gave rise to a regime responsible for increasing violence and massive violations of human rights.
Keywords: reforms, economic policy, leadership, transformations, situation, military dictatorship, privatization, protectionism, foreign investment
«Чилийское чудо» - это выражение придумано американским экономистом Милтоном Фридманом1 для описания результатов реформ экономической либерализации, проведенных
в Чили во времена военной диктатуры Аугу-сто Пиночета в период между 1973 и 1990 гг. после свержения президента - социалиста Сальвадора Альенде. Этой фразой М. Фрид-
1 Мильтон Фридман (Milton Friedman; 1912-2006) - видный американский экономист, последовательный сторонник классического либерализма, представитель Чикагской школы экономики, лауреат Нобелевской премии по экономике 1976 года.
ман, пытался провести параллель с «немецким экономическим чудом», имея в виду быстрое восстановление экономики Западной Германии и Австрии после Второй мировой войны. Не все экономисты мира поддерживали эйфорию Мил-тона, утверждая, что предполагаемого «чуда» не существовало, а вера в него была лишь рекламой чилийских военных властей своего кровавого режима. Авторами данной статьи предпринята попытка разобраться в этом вопросе.
Экономические реформы Пиночета в основном - это насильственное внедрение свободной рыночной экономики в Чили. Они характеризуются, главным образом, резким сокращением государственных расходов и с понижением денежной массы, приватизацией государственных компаний, устранением препятствий для свободного предпринимательства, снижением тарифного протекционизма и поощрением притока иностранных инвестиций.
Приход к власти военной хунты после государственного переворота 1973 г., в результате которого было свергнуто правительство Альенде, застал Чили в серьезном экономическом положении, которое, хотя и контролировало безработицу (4,6%), имело высокий уровень бедности [1].
Целью военной хунты было свержение социалистического правительства и его левых экспериментов, а не поддержка в Чили демократии и либерализма. Одержав победу, новая военная власть быстро осознала, что она мало понимает в экономике и финансах, но попыталась корректировать экономический курс страны.
Сразу после чилийского переворота 1973 г. Аугусто Пиночету стало известно о секретном экономическом плане, известном как El ladrillo [2] (буквально «кирпич»), названном так потому, что отчет был «толстым, как кирпич». План был тайно подготовлен в мае 1973 г. [3] экономистами, выступавшими против правительства Сальвадора Альенде.
Авторами этого плана стали молодые выпускники экономических факультетов Католического университета Чили, большинство из которых закончила аспирантуру Чикагского университета. У Католического университета
был договор с Чикагским университетом о сотрудничестве. Отсюда и произошло это прозвище экономистов, под которым они стали известны, «Чикагские мальчики» (Chicago Boys). Проходя обучение в Соединенных Штатах Америки, они изучили идею «монетаризма», восходящую к неоклассической экономике. Экономический план «Чикагских мальчиков» состоял в реализации принципов нерегулируемой экономики, открытой миру, с небольшим и вспомогательным участием государства, строгим финансовым балансом (ограничением государственных расходов и бюрократии) и свободным функционированием рынка. Эти идеи они позаимствовали у своего учителя в Чикаго Милтона Фридмана и других представителей экономического либерализма. Документ содержал основу того, что позже стало экономической политикой Чили, согласно отчету 1975 г. [3]. Расследование Комитета по разведке Сената США показало, что чилийский экономический план был подготовлен в сотрудничестве с ЦРУ (Select Committee to Study Governmental Operations with Respect to Intelligence Activities, United States Senate (1975). Covert Action in Chile 1963-1973).
В начале программы была проанализирована ситуация в стране. По мнению ученых, одной из характерных черт проводимой политики страны того периода, была централизация власти. Злоупотребления государственной властью проникли почти во все сферы жизни общества [4]. Намерение использовать государственное вмешательство для решения экономических проблем привело к обратным последствиям и деформировало экономику до такой степени, что она стала сильно зависеть от административного контроля. Контроль над рыночными ценами и процентными ставками привел к искаженной концентрации производственных ресурсов на неформальном черном рынке и нехватке капитала. Политика промышленного протекционизма с целью замены импорта создала пространство для огромных государственных монополий. Однако, в рамках такой торговой политики Чили, по-прежнему, импортировала огромное количество сельско-
хозяйственной продукции из-за длительного застоя в сельскохозяйственном производстве при росте численности населения. В совокупности они вытеснили капитал, который можно было бы вложить в высокотехнологичные производственные мощности и другие факторы производства, имеющие решающее значение для экономического развития. Попав в ловушку этой дилеммы, чилийские компании выжили, лоббируя у правительства льготы и лазейки.
Еще одним аспектом сложившейся ситуации в экономике стал высокий уровень безработицы. Многие молодые люди не могли найти работу. За этим явлением стояла, в неявном виде, высокая стоимость рабочей силы, связанная с социальным страхованием, пенсионными резервами и регулируемым рынком труда. Кроме того, в результате такой политики, ориентированной на участие государства в борьбе с бедностью, бедные фермеры еще больше обеднели, поскольку цены на сельскохозяйственную продукцию (продовольствие) были ограничены низким уровнем, как для богатых, так и для бедных. Таким образом, такая политика фактически приносила интересы бедных в жертву интересам богатых [4]. Еще хуже было то, что политика борьбы с бедностью, основанная на государственном перераспределении доходов, внушала людям представление о том, что индивидуальные усилия малоэффективны по сравнению с вмешательством государства. Инфляция, вызванная централизованным экономическим планом, также обострила конфликты между капиталистами и рабочими из-за уменьшения покупательной способности заработной платы.
Высокоцентрализованная система подавляла экономическое развитие и разжигала социальные конфликты. Именно эта фундаментальная неудача открыла двери для радикальных экономических преобразований.
Во второй части программы предлагались меры, которые должны были вывести страну из кризиса: проведение политики децентрализации государственного планирования; формирование более свободной внешней торговли; снятие необоснованного контроля над
ценами; монетарная система страны должна была обеспечивать надлежащую валютную ликвидность и иметь своей целью стабилизацию цен, полную занятость и поддержание темпов экономического роста.
В составе Военной хунты за экономическую сферу отвечал чилийский военно-морской флот. Руководство флота стало спрашивать совета у «Chicago Boys». До этого режим использовал традиционные экономические методы, которые не принесли успеха: инфляция продолжалась на уровне около 300%, государственные расходы оставались высокими, а цена на медь резко упала. В апреле 1974 г. инфляция достигла 746,2%.
Чтобы убедить Аугусто Пиночета (главу военной хунты) в своих идеях, молодые экономисты пригласили Милтона Фридмана в Чили. Фридман встретился с Пиночетом 21 апреля 1975 г. и в короткой беседе продолжительностью 45 минут изложил ему свои предложения по преодолению экономического кризиса, заявив, что шоковая программа, подобная этой, могла бы устранить инфляцию в считанные месяцы; она также заложила бы необходимые основы для достижения решения её второй проблемы - продвижения эффективной социальной рыночной экономики.
«Это не проблема недавнего происхождения, а проистекает из тенденций к социализму, которые зародились 40 лет назад и достигли своего логического и ужасного апогея при режиме Альенде. ... Около сорока лет назад Чили, как и многие другие страны, в том числе и моя, пошла по неверному пути -по уважительным причинам, а не по злым, поскольку это были ошибки хороших людей, а не плохих. Самой большой ошибкой, на мой взгляд, было представление о государстве как о решении всех проблем, считая, что можно хорошо распоряжаться чужими деньгами», -отмечается в письме Милтона Фридмана Аугусто Пиночету (1975 г.) [5].
Эта встреча, склонила военную хунту к мнению «Чикагских мальчиков», и была применена шоковая терапия, которая, по словам М. Фридмана, поначалу будет иметь серьезные проблемы, но с течением времени приведет
экономику в нужное русло после исправления дисбаланса. Это было сделано даже вопреки мнению экономистов-классиков.
«Чикагские мальчики» вошли в состав правительства в 1975 г. в рамках антишоковой терапии, взяв на себя руководство Министерством финансов (Хорхе Кауас), Министерством экономики (Серхио де Кастро, лидер «Чикагских мальчиков») и Центральным банком Чили (Пабло Барона).
Первоначальные последствия для чилийской экономики шоковой терапии были серьезными. ВВП упал на 12%, уровень безработицы вырос до 16,5%, а стоимость экспорта упала на 40%. Но система начала закрепляться с 1977 г., начав то, что было названо «бумом», с положительными показателями во многих областях, но с постоянным высоким уровнем безработицы в 17-15%, в том числе, из-за массовых увольнений государственных служащих, должностных лиц приватизированных компаний, и потери работы в производственном и экспортном секторах из-за валютной политики и открытия экономики [6].
«Бум» продлился до экономического кризиса 1982 г., на который сильно повлияла глобальная рецессия 1980 г. и который был частью латиноамериканского долгового кризиса, вызвавшего рост процентных ставок и трудности с доступом к новым кредитам, ослабление реальной активности и падение условий торговли (медь резко упала в цене в начале 1980-х гг.) [7]. Чили осталась незащищенной от этого международного кризиса из-за своей чрезмерной зависимости от внешнего рынка, чрезмерной частной задолженности (дефицит бюджета с 25% в 1976 г. вырос до 64% ВВП в 1982 г.) и фиксации доллара (переход на фиксированный обменный курс), вызвавшие один из самых глубоких кризисов, затронувших нацию в целом в 1930-х и начале 1970-х гг. Это привело к падению ВВП на 13,6% (наибольшее падение, зафиксированное в Чили после кризиса 1929 г.), заметному росту без-
работицы, которая в течение нескольких лет составляла около 20%, а также к банкротству и интервенциям многочисленных банков и финансовых учреждений (на 60% кредитный рынок был конфискован) [7]. В условиях отсутствия гражданских свобод и неоднократных нарушений прав человека, плохая экономическая ситуация вызвала уличные протесты против военной диктатуры, продлившейся с большей или меньшей интенсивностью до конца его мандата. К 1982 г. промышленность была парализована, покупательная возможность населения упала, а валюта рухнула. Протесты и забастовки в городах вынудили Пиночета изменить курс. С неохотой генерал восстановил минимальную заработную плату и право профсоюзов на ведение переговоров. Пиночет санкционировал программу создания 500 000 рабочих мест.
Перед приходом кризиса режим Пиночета на мгновение отказался от нескольких идей Чикагских мальчиков, применив меры кейнси-анского типа1. Однако, как только худшая часть кризиса миновала, он вернулся к неоклассической системе с новым министром финансов Эрнаном Бучи в 1985 г.
Для реанимации программы Бучи были приняты следующие меры.
Резкое сокращение расходов в государственном секторе с помощью таких способов, как снижение социальных расходов и пенсий.
Политика девальвации песо основана на очень сильном долларе, который превысил инфляцию. Таким образом, при высоком долларе предпочтение отдавалось экспорту, а импорт ограничивался.
Приватизация компаний, которые все еще принадлежали государству, таких как (CAP), Enersis, Endesa, Entel, CTC, IANSA, LAN Chile, Laboratorio Chile и другие.
Приватизация банков также проводилась государством во время кризиса.
Контроль процентных ставок Центральным банком, а не рынком.
1 Кейнсианство - это экономическое учение о необходимости и значимости государственного регулирования экономики посредством широкого использования государством фискальной, денежно-кредитной политики и других активных мер воздействия на рыночный механизм.
Контролируемое снижение тарифов.
Результатом такого правления стал возврат к экономическому либерализму, который осуществляли «Чикагские мальчики», но гораздо более контролируемым образом, без рвения и настойчивости, которые придавали ему его предшественники, и экономический рост, который привел бы Чили к удвоению ВВП в период десяти лет.
Была проведена приватизация флагманов чилийской экономики, но она прошла без какого-либо контроля, без проведения торгов и при полном отсутствии прозрачности, что нанесло большой экономический ущерб интересам страны. Журналист Мария Оливия Монкеберг назвала это «грабежом экономических групп чилийского государства» [8].
Подсчитано, что в результате этих операций чилийское государство потеряло сумму, эквивалентную 2 триллионам 223 миллионам долларов США, на самом деле, по данным Генерального контролера Республики, только приватизация САР означала убытки для государства в размере 706 миллионов долларов, а приватизация ENDESA 811,5 миллионов. Среди основных бенефициаров этих операций был зять Пиночета Хулио Понсе Леру, Роберто Де Андрака, Хосе Юрашек, группы Уртадо Викунья, Фернандес Леон и группа РеПа Карлоса Альберто Делано [8].
В 1973 г., когда к власти в результате переворота пришли генерал Пиночет и его хунта, уровень безработицы в Чили составлял 4,3%. В 1983 г., после десяти лет рыночных реформ, безработица достигла 22%. Заработная плата снизилась на 40% в соответствии с военным мандатом. В 1970 г. 20% населения Чили жили в бедности, а к концу диктатуры в 1990 г. число неимущих и бедных удвоилось до 40%.
Либеральный аналитик Даниэль Альсиро охарактеризовал это как «ложное чудо», понимая, что период в целом привел к экономической отсталости страны и чрезмерной зависимости от первичной добычи полезных ископаемых. По этому поводу Альсиро заявил, что Милтон Фридман имел в виду только рост со стабильностью, которого Чили достигла в 1980-х гг., в
то время как застой и инфляция преследовали остальную часть Латинской Америки.
В настоящее время, хотя и с некоторыми вариациями, эта модель в Чили все ещё используется. Указанная модель обеспечила рост валового национального продукта на 40% (в долларах 2005 г.) и среднегодовой рост на 5% в период с 2000 по 2010 г. [9]. С другой стороны, Чили находится в пределах 30 самых неравноправных наций в мире по индексу Джини («GINI index (World Bank estimate)». Banco Mundial). В последние десятилетия бедность снизилась, если взять период 1990-2013 гг., с 68,0% до 14,4% по Новому расчетному показателю, а по Традиционному показателю - с 38,6% до 7,8%. Согласно официальному отчету ОЭСР, в 2018 г. Чили лидирует по индексу социальной мобильности [10]. Исследование, проведенное в последние годы профессором Клаудио Сапелли из Папского католического университета Чили, подтверждает, что социальная мобильность возросла, а неравенство в стране со временем сократилось высокими темпами. Примером тому является снижение среднего коэффициента Джини всех чилийцев в период 2000-2013 гг., который упал с 0,58 до 0,50 пункта [11].
Экономические реформы военной диктатуры привели к огромному росту социального неравенства. Приватизация была выгодна сторонникам правительства (корпоративный меркантилизм), а запрет профсоюзов не позволял рабочим требовать улучшения своего экономического положения. Так уровень безработицы вырос с 4,3 % в 1973 г до 22 % в 1983 г из-за сокращения числа государственных служащих. При этом заработная плата в реальном выражении (не номинальном, а с учетом инфляции периода) потеряла 40% своей стоимости. Примером неравенства является то, что четыре самых богатых семьи в Чили в 2012 г. имели богатство, эквивалентное 20 процентам того, что страна производит в год (ВВП) [12]. В 1982 и 1983 гг. ВВП упал на 19%.
Следует отметить, что незаконный и нелегитимный характер военной диктатуры, вне зависимости от ее экономических достижений, породил режим, ответственный за рост насилия и массовое нарушения прав человека.
! Список источников
: 1. Rosende S. (1987), Una interpretación del desempleo en Chile, Universidad de Chile,
! CEP.
I 2. El Ladrillo: Bases de la Política Económica del Gobierno Militar Chileno. Santiago de
: Chile: June 2002.
• 3. Villaroel Gilberto. La herencia de los «Chicago boys». Santiago do Chile: BBC Mundo. : com - América Latina, 10/12/2006.
: 4. Sergio De Castro (1992). El Ladrillo. Santiago de Chile: Centro de Estudios Públicos.
; 5. Цит. по: «La Carta de Milton Friedman enviada a Augusto Pinochet». El Acontecer.
: 31 de enero de 2016.
• 6. Solimano Andrés (Septiembre de 1981). «Contractionary devaluation in the southern : cone: The case of Chile». Journal of Development Economics (en inglés) 23 (1): 135-151. : 7. Marshall Enrique (Septiembre de 2009). «La crisis financiera chilena de los años
ochenta». Banco Central de Chile.
• 8. El Periodista // «El saqueo de Chile» (www.elperiodista.cl) 3 (86). 22 de julio de 2005.
• 9. Pablo Zambrano Pontón. «El milagro chileno». // www.usfq.edu.ec. (дата обращения: : 12.06.2022 г.)
• 10. «Chile lidera movilidad social entre países OCDE». La Tercera. 17 de octubre de 2018. j 11. Cruz, Diego Sánchez de la (11 de diciembre de 2016). «Cae otro mito progresista: la : desigualdad en Chile está bajando, no subiendo». Libre Mercado. 2016.
• 12. «Economista: Las cuatro familias más ricas en Chile tienen el 20 por ciento del PIB» // : Cooperativa.cl. 7 de marzo de 2012.
Статья поступила в редакцию 12.06.2022; одобрена после рецензирования 14.06.2022; принята к публикации 30.06.2022.
The article was submitted 12.06.2021; approved after reviewing 14.06.2021; accepted for publication 30.06.2022.