РАЗДЕЛ 4 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
PART 4 PHILOSOPHICAL SCIENCES
УДК 130.1+305+211.2
Ю.В. Малахова
Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского ЧЕТЫРЕ УРОВНЯ ГАРМОНИИ
Предлагается рассмотрение понятия «гармония» на четырех уровнях: физическом, социальном, интеллектуальном и трансцендентном. Исследование показывает, что триада «Человек - Природа - Бог», отражающая структуру понятия, сохраняется на каждом из них, однако элементы триады, сохраняя абстрактное значение, наполняются новыми смыслами на каждом из уровней. Абсолютная гармония может быть представлена только на четвертом уровне - трансцендентном, так как только он сопряжен с понятием «вечность», на остальных уровнях гармония временна, а значит, и относительна. Данные исследования могут быть применены в социальном проектировании. Ключевые слова: гармония, человек, природа, Бог, уровни гармонии.
С применением ДИС-технологии понятие гармония было определено как сбалансированные взаимоотношения между человеком, природой и Богом [1, с. 39]. Данную триаду демонстрируют многие философские концепции. Например, в индуизме эта триада имеет следующий вид: Джива - Пракрити - Ишвара. В данной схеме Бог (Ишвара) является главным звеном, а два других элемента триады - Его энергиями: Природа (Практрити) - майа-шакти, внешняя энергия Бога, проявляющая материальный мир; Человек (Джива) - джива-шакти, пограничная энергия, которая может быть привлечена как внешней, так и внутренней энергией Бога [2].
В иудаизме и христианстве структура мироздания отражается в противостоянии Царства Божия («Град Небесный» в терминологии Августина Аврелия) и тварного мира («Град Земной») [3], особенностью которого является наличие в нем греха. Триаду завершает образ «лестницы Иакова» из Ветхого Завета, по которой поднимаются и опускаются ангелы (Быт. 28:12-13) [4, с. 164-165]. Этот образ связующего звена осуществляется в душе человека, что проявлено в символе креста. Крест олицетворяет связь между Небом и Землей, а именно -точку, в которой и через которую это единение осуществляется, - человека, «способного к бесконечному и гармоничному расширению как в горизонтальном, так и в вертикальном
планах» [5, с. 155], как замечает Дж. Купер. Следует также отметить универсальность этого символа, т.к. он присутствует во всех древних культурах [5, с. 156-158], что позволяет говорить о применимости к ним данной триады.
В философии Платона мы встречаем также три элемента: «мир идей» - истинное вечное бытие, «мир вещей» - тварный мир физической данности [6, с. 426-427], связующим звеном выступает человек, о чем говорит миф Платона о пещере [7, с. 357-360]: от того, куда повернут лицом человек - к стене пещеры или к выходу из нее, - зависит его мышление и восприятие реальности.
Структура бытия может быть представлена четырьмя уровнями на основании определения понятия «здоровья» Всемирной организацией здравоохранения [8]. Добавим к ним четвертый уровень, завершающий отражение полноты бытия с позиций философии: 1) физический, 2) социальный, 3) интеллектуальный, 4) трансцендентный. Уровни отражают способы восприятия человеком действительности и самого себя. Каждый из элементов триады (таблица, рис.1, 2, 3, 4) может быть проявлен на четырех уровнях.
Структу
ж мироздания на четырех уровнях бытия
Человек 1) Биологическая особь; 2) часть общества, семьи, государства; 3) представитель культуры (искусство, наука, образование, религия); 4) душа, обладающая вечной природой
Природа 1) Среда обитания и средство удовлетворения первичных потребностей; 2) пространство, структурирующее социальную действительность; 3) пространство для творчества, источник вдохновения; 4) материальное проявление энергии Абсолюта
Бог 1) Законы природы (тотемизм, атеизм); 2) мораль и нравственность, законы государства; 3) Абсолют, свет, Мировая Воля (А. Шопенгауэр), Абсолютный Дух (Гегель), Брахман (безличный аспект Абсолютной Истины в философии Ад-вайта Веданты); 4) Верховная Личность, объект безусловной любви
Законы природы
Среда обитания
Биологическая особь
Рис. 1. Физический уровень
Мораль
Пространство социальной действительности
Социальный субъект
Рис. 2. Социальный уровень
Абсолют
Пространство творчества
Субъект культуры
Рис. 3. Интеллектуальный уровень
Бог как объект любви
Творение Бога
Душа
Рис. 4. Трансцендентный уровень
Таким образом, мы видим, что на всех четырех уровнях указанная триада, описывающая гармонию, будет выглядеть по-разному.
На всех уровнях триада сохраняет свои свойства, но элементы изначальной триады меняют свой характер. К примеру, на физическом уровне не используется понятие «Бог», но место в триаде сохраняется и наполняется новыми значениями соответственно уровню восприятия действительности. При этом абстрактные смыслы элементов триады, как некие изначально заданные предикаты, сохраняются: на каждом из уровней присутствует нечто, превосходящее человека могуществом, властью, красотой, славой, богатством или отречением, также как и присутствует природа в различном ее понимании. Разница заключается в том, что на трансцендентном уровне отношение к высшему началу (Верховной Личности Бога) окрашивается безусловной любовью, на интеллектуальном уровне - чувством прекрасного, на социальном - смесью восхищения и зависти, а на физическом (законы природы) оно может быть окрашено даже страхом и ненавистью.
Как отмечает А. Айтжанова, существует шесть уровней религии, которые отражают уровень сознания человека и его мотивы. Три первых уровня называются материалистическими религиями, т.к. своей целью они не имеют Бога, а преследуют то или иное материальное благополучие. Три последующих уровня считаются трансцендентными, т.к. «связаны с Богом и самосознанием» [9, с. 10-32]. Понятие «Бог» в триаде не включает нас по умолчанию в религиозную систему, а лишь указывает на склонность человека к обожествлению.
Гармонию на интеллектуальном уровне следующим образом описывает П.Д. Успенский (в его терминологии это 4-я, наивысшая стадия эволюции духа): «Живая Вселенная. Космическое сознание. Реальность бесконечного. Чувство общности во всем. Единство всего. Ощущение мировой гармонии» [10, с. 412]. Это описание соответствует восприятию гармонии в философии Адвайта Веданты [11, с. 77-79], а также у русских космистов [12]. Но уже Вишиштадвайта Веданта говорит о другом понимании идеала гармонии, что впоследствии развивается в философии Шуддха-двайты, а затем в философии Чайтаньи, носящей название Ачинтья-бхеда-абхеда-таттва (с санскр. «непостижимое единство и различие») [11, с. 79-83]. Сходное понимание идеала гармонии мы встречаем в христианстве (Матф. 22:35-38) [13, с. 83]. Все это соответствует четвертому уровню понимания гармонии.
Таким образом, гармония может быть представлена на четырех уровнях, но абсолютную гармонию отражает только четвертый уровень - трансцендентный, так как только он со-
пряжен с понятием «вечность» (сат в санскритской терминологии). Остальные три уровня гармонии относительны, а значит, и временны, так как не сопряжены с понятием «вечность».
Библиографический список
1. Малахова, Ю.В. Применение ДИС-технологии к понятию гармонии [Текст] / Ю.В. Малахова // Вестник Омского университета / Изд-во ОмГУ. - Омск, 2013. - № 3 (69). - С. 39-41.
2. Бхактивинода Тхакур. Шри Чайтанья Шикшамрита [Текст]. - М. : Философская книга, 2004. - 464 с.
3. Августин Аврелий. Исповедь [Текст]. - М. : Гендальф, 1992. - 148 с.
4. Пятикнижие Моисеево. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Т. 1 [Текст]. - Петербург, 1904.
5. Купер Дж. Энциклопедия символов. Кн. IV [Текст]. - М. : Ассоциация Духовного Единения «Золотой век», 1995. - С. 155-158.
6. Платон. Тимей. - Сочинения Платона. Ч. VI [Текст]. - М. : Синодальная типография, 1879. - 585 с.
7. Платон. Государство [Текст]. - СПб. : Наука, 2005. - 572 с.
8. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://apps.who.int/gb/bd/PDF/bd47/RU/constitution-ru.pdf.
9. Айтжанова, А.К. Веды и религии мира / А.К. Айтжанова. - Караганда : Идиллия, 2013. - 174 с.
10. Успенский, П.Д. Tertium organum: Ключ к загадкам мира / П.Д. Успенский. - М. : ФАИР-ПРЕСС,
2007. - 432 с.
11. Сатсварупа дас Госвами. Очерки ведической литературы / Сатсварупа дас Госвами ; пер. с англ. -2-е изд.. - М. : BBT, 2008. - 160 с.
12. Makuhin P.G. Holistic intuition of Russian cosmism: presentation of the issue Applied Sciences and technologies in the United States and Europe: common challenges and scientific findings. Papers of the 3rd International Scientific Conference (November 11-12, 2013). CibunetPublishing, New York, USA, 2013, pp. 167-168.
13. Святое Евангелие. - М., Сибирская Благозвонница. - 2012. - 383 с.
Y. Malakhova
Omsk State University of F.M. Dostoevsky FOUR LEVELS OF THE HARMONY The article gives a research of the concept "harmony" on four levels: physical, social, intellectual and transcendental. The research shows us that the triad "Man - Nature - God", which reflects the structure of the concept, remains on each of them, but the elements of the triad, maintaining the abstract meanings, fills with a new content on each of the levels. Absolute harmony can only be fulfilled at the fourth level - transcendental - because it is linked with the concept "eternity". At other levels harmony is temporary, and therefore relative. These studies can be used in social engineering. Key words: harmony, man, nature, God, the levels of a harmony.
References
1. Malakhova Y.V. The use of the DIS-technology to the concept of harmony. Vestnik Omskogo universiteta, 2013, no. 3 (69), pp. 39-41.
2. Bhaktivinoda Thakur. Sri Chaytanya Shikshamrita. Moscow, Philosophskaya kniga Publ., 2004, 464 p.
3. AureliusAugustine. Ispoved' [The confession]. Moscow, Gendalf Publ., 1992, 148 p.
4. Pentateuch of Moseses. Tolkovaya Bibliya, ili kommentariy na vse knigi Sv. Pisaniya Vethogo I Novogo Zaveta [The intelligible Bible, or the commentary on all books of the Holy Scripture of Old and New Testaments]. St.-Petersburg, 1904, vol. 1.
5. Cooper J. Enciklopediya simvolov [The encyclopedia of symbols]. Moscow, Publ. of Associaciya Duhovnogo Edineniya "Zolotoy Vek", 1995, vol. 4, pp. 155-158.
6. Plato. Sochineniya Platona. Timey [The works of Plato. The Timaeus], Moscow, Sinodal'naya tipographiya, 1879, vol. 6, 585 p.
7. Plato. Gosudarstvo [The Republic]. St.-Petersburg, Nayka Publ., 2005, 572 p.
8. Ustav (konstituciya) Vsemirnoy Organisacii Zdravoohraneniya [World Health Organization regulation]. Available at: http://apps.who.int/gb/bd/PDF/bd47/RU/constitution-ru.pdf.
9. Aytjanova A.K. Vedy I religii mira [The Vedas and religions of the world]. Karaganda, Idilliya Publ., 2013,
174 p.
10. Uspenskiy P.D. Tertium organum: Kluch k zagadkam mira [Tertium organum: The key to riddles of the world]. Moscow, Fair-press, 2007, 432 p.
11. Satsvarupa das Goswami. Ocherki vedicheskoy literatury [The outlines of vedic literature]. Moscow, BBT,
2008, 160 p.
12. Makuhin P.G. Holistic intuition of Russian cosmism: presentation of the issue. Applied Sciences and technologies in the United States and Europe: common challenges and scientific findings. Papers of the 3rd International Scientific Conference (November 11-12, 2013). CibunetPublishing, New York, USA, 2013, pp.167-168.
13. Svyatoe Evangenie [the Holy gospel]. Moscow, Sibirskaya Blagozvonnica Publ., 2012, 383 p.
© Малахова Ю.В., 2014
Автор статьи - Юлия Витальевна Малахова, аспирант, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского.
Рецензенты:
Т.П. Мильчарек, кандидат философских наук, доцент, Омский государственный технический университет; В.И. Разумов, доктор философских наук, профессор, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского.
УДК 304
Н.А. Мельникова
Омский государственный педагогический университет
СОБЫТИЙНЫЙ МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ: АНАЛИЗ КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОДВИЖЕНИЯ СОБЫТИЙ
РЕГИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ
Предлагается понимание специального события как технологии работы учреждения культуры -музея. Автор дает определение специальному событию как инструменту продвижения культурного продукта, характеризует возможности использования специальных событий в формировании культурного бренда. Анализу подвергается деятельность Областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля в области событийного маркетинга и коммуникационная деятельность по формированию устойчивого имиджа музея в различных целевых аудиториях. Ключевые слова: специальное событие, событийный маркетинг, культурный продукт, создание имиджа, культурный брендинг, виды коммуникации, информационное поле, СМИ, позиционирование, продвижение культурных брендов, территориальный брендинг.
Сокращение бюджетного финансирования поставило учреждения культуры перед необходимостью самоокупаемости и увеличения доли собственных средств в общем бюджете организации, а возросшая конкуренция со стороны организаций сферы досуга за свободное время потребителей заставила организации культуры изменить стратегию своей деятельности. Что касается эффективности работы по привлечению посетителей, то сегодня учреждения культуры вынуждены использовать методы маркетинга, привлекать спонсоров и расширять общественные связи, используя все возможные средства коммуникации. С этой целью в организационной структуре учреждений культуры формируются отделы развития, маркетинга, общества друзей, службы гостеприимства и сектора связей с общественностью. По мнению Т.В. Козловой, основой реализации кампаний учреждения культуры в области связей с общественностью является организация и проведение различных акций и мероприятий, задача которых - напомнить, сообщить об учреждении культуры максимальному числу потребителей, способствовать созданию благоприятного имиджа и репутации, рекламе его товаров и услуг [4]. Событийные мероприятия - важная составляющая деятельности учреждения сферы культуры, основной инструмент позиционирования и создания имиджа, тем более, что основным продуктом, предлагаемым учреждениями культуры своему посетителю, являются специально организуемые культурные события.
Что касается культурных институтов музейного типа, то ^временная экономическая и социокультурная ситуация диктует необходимость новых подходов в системе работы с целевыми аудиториями. Поэтому развитие музеев сопровождается превращением их из «храни-