Научная статья на тему 'Применение ДИС-технологии к понятию гармонии'

Применение ДИС-технологии к понятию гармонии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
149
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРМОНИЯ / ДИС-ТЕХНОЛОГИЯ / ТРИАДА / ЧЕЛОВЕК / ПРИРОДА / БОГ / HARMONY / DIS-TECHNOLOGY / TRIAD / MAN / NATURE / GOD

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Малахова Ю. В.

Решается задача системного представления понятия Гармонии на основе теории динамических систем (ТДИС), проводятся мутации полученных триад (2-й уровень дешифровки) для детализации понятия гармонии. В результате Гармония была определена как сбалансированные взаимоотношения между человеком, природой и Богом. Последующие мутации позволили установить области, через которые Гармония может проявляться в жизни, и области, в которых осуществляется поиск образа гармонии и путей ее осуществления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of the DIS-technology to the concept of harmony

In the article we solve a problem of a systematic representation of the concept of harmony based on the theory of dynamic informational systems (TDIS), make mutations of the derived triad (the second level of decryption) for detailing of the concept of harmony. In the issue harmony was defined as a balanced relationship between man, nature and God. Following mutations made possible to ascertain spheres through which harmony can become apparent in life and spheres where search for an image of harmony and ways to realize it were made.

Текст научной работы на тему «Применение ДИС-технологии к понятию гармонии»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 3. С. 39-41.

УДК 130.1 Ю.В. Малахова

ПРИМЕНЕНИЕ ДИС-ТЕХНОЛОГИИ К ПОНЯТИЮ ГАРМОНИИ

Решается задача системного представления понятия Гармонии на основе теории динамических систем (ТДИС), проводятся мутации полученных триад (2-й уровень дешифровки) для детализации понятия гармонии. В результате Гармония была определена как сбалансированные взаимоотношения между человеком, природой и Богом. Последующие мутации позволили установить области, через которые Гармония может проявляться в жизни, и области, в которых осуществляется поиск образа гармонии и путей ее осуществления.

Ключевые слова: гармония, ДИС-технология, триада, человек, природа, Бог.

В процессе проведения исследования была применена ДИС-техно-логия [1] с целью представить категорию Гармония в виде ДИС, построить модель категории и провести анализ структурных и функциональных особенностей сформированной модели. В результате дешифровки категории Гармония была получена триада: Человек, Природа, Бог.

Триада показывает, что Гармония представляет собой сбалансированные взаимоотношения между человеком, Богом и природой. Природа может быть понята как материальная форма божественной энергии, овеществленная и ограниченная. Она становится посредником, благодаря которому человек постигает Бога. Бог творит и поддерживает природу и человека, создавая человека «по образу и подобию» своему. Природа же является предельной эманацией Бога [2; 3], или Единого (в традиции неоплатоников [4]), Брахмана (в отдельных ветвях индуизма, например, в Адвайта Веданте [5]). Человек несет в себе свойства божественной реальности и в то же время обусловлен материальным существованием. Для того чтобы обрести гармонию, человеку необходимо установить сбалансированные взаимоотношения с природой и с Богом. Как пишет В.И. Разумов, человек «с одной стороны, трансцендентен Природе как выделившийся из нее; с другой стороны, он же трансцендентен Духу как только начавший открывать в себе всеобщую духовную сущность мироздания» [6, с. 41].

Каждый из элементов триады был дешифрован (уровень 2), в результате чего было получено три дополнительных триады.

На рис. 1 показана расстановка сил мирового порядка, уравновешенное взаимодействие которых является источником гармонии. Категория Человек была развернута как триада: Субъект, Индивид, Личность. Субъектом человек является, вступая в отношения или участвуя в деятельности. Категория Индивид описывает человека как отдельное уникальное живое существо. Определение Личность описывает человека как члена общества, прошедшего процесс социализации. Данная триада показывает различные роли, которые человек осуществляет постоянно.

Категория Бог была рассмотрена в виде триады: Истина, Благо, Идеал. Божественная реальность представляет собой абсолютную реальность. В данной триаде были отражены три основных аспекта: когнитивный, экзистенциальный и аксиологический. Аналогичным образом в индуизме Бог описывается тремя основными характеристиками: сат, чит, ананда, что в переводе с санскрита означает вечность, знание, блаженство [3]. В индуистском описании Бога также присутствуют когнитивный (чит -знание), экзистенциальный (сат - вечность, или бытие) и аксиологический (ананда - блаженство) аспекты.

© Ю.В. Малахова, 2013

40

Ю.В. Малахова

Индивид Челои /

Субъект *//

‘Личность

Пространство>

Природа

I

Материя "ВрТмя Истина

Рис. 1. Предзаданность гармонии

Идеал

Категория Природа образует триаду: Материя, Пространство, Время. Понятая как «физический универсум» [7] природа составляет материальную реальность, простирающуюся в пространстве и изменяющуюся во времени.

По словам К. Маркса, постоянный обмен ресурсом между человеком и природой - это закон, регулирующий общественное производство, так как на основе труда человек постоянно преобразует вещество природы в товар [8]. Таким образом, установление гармоничных взаимоотношений человека с природой крайне важно. Обратной стороной этих отношений в их негативном аспекте являются экологические проблемы, которые наносят вред как природе, так и самому человеку. Но под природой в широком смысле понимается не только флора, фауна и географическая среда, но и вся материальная реальность, включая пространственные и временные физические отношения.

Как отмечает А.В. Барковская, «на гармоническое взаимодействие с природой были ориентированы культуры древнего Востока, романтическая традиция в западной мысли, философия русского космизма» [9]. Таким образом, понимание важности гармоничных взаимоотношений человека и природы существовало в разные времена и в разных традициях.

Далее, согласно ДИС-технологии, были проведены базовые мутации триад с целью детализации содержания категории Гармония.

Рис. 2 демонстрирует явленность гармонии. В результате мутаций были выявлены три сферы человеческой жизни, в которых гармония осуществляется: Традиция,

Познание, Коммуникация. Триада Традиция распадается на категории: Идеал, Время, Личность. Традиция отсылает к категории времени. В ней запечатлены идеалы или их прообразы, изучая которые человек ищет наиболее яркий образ гармонии, чтобы воплотить его в жизнь. Фольклорная традиция различных народов мира транслирует устойчивые образы и поведенческие схемы, которые К.Г. Юнг назвал архетипами [10]. То же самое прослеживается и в мифологии.

Большая часть образов и сюжетов в культурах разных народов совпадает, что говорит об их универсальности. Архетипы, скрытые в древнегреческой мифологии, анализирует в двух своих трудах Дж.Ш. Болен [11; 12]. Работу по анализу сказок произвела К.П. Эстес, она выделяет женский архетип, названный ею «Первозданная Женщина». Этот архетип, по мнению Эстес, является образом естественности и первозданности, чуткости, милосердия и безудержного творчества. Совершая путешествие вглубь женской психики, Эстес пытается вывести на поверхность и продемонстрировать образ по-настоящему гармоничного существа [13].

Индивид Коммуи пня

Пространство

Благо

Поз:

Субъект

Личность

ЩІЯ

Материя Истина Время Идеал

Рис. 2. Явленность гармонии

Триада Познание включает в себя категории: Истина, Материя, Субъект. Человек всегда стремится к познанию. Однако он вынужден иметь дело с «кругом Сократа»: решая одни вопросы, человек неизбежно сталкивается с другими. Все это приводит к перепроизводству информации и к значительному преобладанию информации над знанием. Как пишут В.И. Разумов и В.П. Си-зиков, знание - это информация, обработанная субъектом и «выраженная в знаковой форме на одном из языков» [1, с. 232]. Компонент Истина указывает направленность всякого исследования, стремящегося быть гармоничным.

В триаду Коммуникация входят категории: Благо, Пространство, Индивид. Согласно «Новейшему философскому словарю», коммуникация - это «смысловой и идеальносодержательный аспект социального взаимодействия» [9]. А. Быков, анализируя феномен коммуникации, приходит к выводу, что исторически сложилось несколько актуальных и сегодня толкований этого понятия, однако «любая коммуникативная деятельность связана с передачей, движением, обменом» [14, с. 29]. Кроме того, отмечает он, коммуникация универсальна и охватывает все сферы жизни [14, с. 35], поэтому может трактоваться широко.

Рис. 3 демонстрирует области поиска гармонии. В результате мутаций здесь была получена триада: Искусство, Наука, Этика.

Применение ДИС-технологии к понятию гармонии

41

В триаду Искусство входят категории: Идеал, Материя, Индивид. Испокон веков человек пытается воплотить идеалы в творчестве в процессе преобразования материи. В данной триаде отражен поиск гармонии через экзистенцию.

Триада Наука представлена категориями: Истина, Пространство, Личность. Наука имеет дело с объектами физической реальности, проявленной в пространстве, и психической реальности личности преимущественно в ее рациональном аспекте. Истина является целью всякого познания. Через науку осуществляется поиск гармонии в когнитивном срезе.

Триада Этика образована категориями: Благо, Время, Субъект. Этика ориентирована на выработку совершенного нравственного закона, общего для всех людей во все времена. Этика осуществляет поиск гармонии в аксиологическом срезе.

Использование ДИС-технологии позволило рассмотреть категорию Гармония с разных сторон. Полученные мутации демонстрируют области, через которые гармония может проявляться в жизни, и сферы, в ко-

торых осуществляется поиск образа гармонии и путей ее осуществления.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Разумов В. И., Сизиков В. П. Информационные основы синтеза систем : в 3 ч. Ч. I. Информационные основы системы знаний : монография. Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2007. 266 с.

[2] Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета: в рус. пер. с паралл. местами.

[3] Бхактиведанта Свами Прабхупада А.Ч. Бха-гават-Гита как она есть / пер. с англ. 3-е изд. М. : The Bhaktivedanta Book Trust, 2009. 1008 с.

[4] Плотин. Третья эннеада : пер. с древнегреч. Т. Г. Сидаша; вступ. ст. Т. Г. Сидаша и Д. Ю. Сухова. СПб. : Изд-во Олега Абышко, 2004. 480 с.

[5] Шанкара. Незаочное постижение / вступ. ст. и пер. с санскр. Д. Б. Зильбермана // Вопросы философии. 1972. № 5. С. 109-116.

[6] Разумов В. И. Категориально-системная методология в подготовке ученых : учеб. пособие. Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2004. 277 с.

[7] Жюлиа Д. Философский словарь : пер. с фр. М. : Международные отношения, 2000. 544 с.

[8] Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 23. 2-е изд. М. : Гос. изд-во полит. лит., 1960. 907 с.

[9] Новейший философский словарь / сост.

A. А. Грицанов. 3-е изд., испр. Минск : Книжный Дом, 2003.

[10] Юнг К. Г. Аналитическая психология: теория и практика: Тавистокские лекции : пер. с нем.

B. Зеленского. СПб. : Азбука-классика, 2007. 240 с.

[11] Болен Дж. Ш. Богини в каждой женщине. Новая психология женщины : пер. с англ. М. : София, 2008.

[12] Болен Дж. Ш. Боги в каждом мужчине. Архетипы, управляющие жизнью мужчин : пер. с англ. М. : София, 2008.

[13] Эстес К. П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях : пер. с англ. М. : София, 2007. 496 с.

[14] Быков А. Ю. Журналистика в мире коммуникации / под науч. ред. проф. М. М. Ковалевой. Екатеринбург : Дискурс-Пи, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.