Научная статья на тему 'ЧЕТЫРЕ ФОРТЕПИАННЫХ КОНЦЕРТА В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ С.В. РАХМАНИНОВА: ЭВОЛЮЦИЯ СТИЛЯ'

ЧЕТЫРЕ ФОРТЕПИАННЫХ КОНЦЕРТА В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ С.В. РАХМАНИНОВА: ЭВОЛЮЦИЯ СТИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
115
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
Рахманинов / концерт / жанр / тематизм / эпоха / эволюция / Rachmaninoff / concert / genre / thematism / epoch / evolution

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Драгой Д. В.

В статье рассматривается эволюция творчества С.В. Рахманинова на примере его фортепианных концертов. Особенности музыкального языка каждого из концертов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOUR PIANO CONCERTOS IN CREATIVE LEGACY OF SERGEI RACHMANINOV: EVOLUTION OF STYLE

The article examines the evolution of S.V. Rachmaninov's work on the example of his piano concertos. The peculiarities of the musical language of each of the concerts.

Текст научной работы на тему «ЧЕТЫРЕ ФОРТЕПИАННЫХ КОНЦЕРТА В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ С.В. РАХМАНИНОВА: ЭВОЛЮЦИЯ СТИЛЯ»

УДК 785.6

Драгой Д.В.

преподаватель кафедры «Фортепиано» Приднестровский государственный институт искусств им. А.Г. Рубинштейна (г. Тирасполь, Приднестровская Молдавская Республика)

ЧЕТЫРЕ ФОРТЕПИАННЫХ КОНЦЕРТА В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ С.В. РАХМАНИНОВА: ЭВОЛЮЦИЯ СТИЛЯ

Аннотация: в статье рассматривается эволюция творчества С.В. Рахманинова на примере его фортепианных концертов. Особенности музыкального языка каждого из концертов.

Ключевые слова: Рахманинов, концерт, жанр, тематизм, эпоха, эволюция.

Фортепианные концерты Рахманинова принадлежат к наиболее значительным образцам этого жанра. Продолжая традиции романтического концерта, композитор, существенно обновил их образный строй. Отражение во Втором и Третьем концертах в столь яркой художественной форме явлений, связанных с историческими событиями в российском государстве, имело принципиально важное значение не только для русской, но и для всей мировой концертной литературы.

«Рахманинов способствовал обновлению концертного жанра и созданию особой его разновидности, для которой характерно преобладание монологического начала» [1 c. 27]. Черты монологичности, наметившиеся уже в Первом концерте, наиболее отчетливо прослеживаются во Втором и в Третьем концертах. Используя в них разные формы сочетания сольной и оркестровых партий, композитор с самого же начала подчеркивает ведущую роль солиста, поручая ему исполнение либо вступительной темы (во Втором концерте), либо главной (в Третьем концерте). Благодаря этому слушатель сразу же

концентрирует свое внимание на личности героя музыкального повествования, его внутреннем мире, и через этот внутренний мир начинает воспринимать образы внешнего мира, запечатленные в произведении.

Фортепианные концерты Рахманинова составили эпоху в развитии фортепианно-концертного стиля, в них прослеживается эволюционное развитие жанра. В творчестве Рахманинова жанр концерта занимает важное место: ни для одного из его современников, творческие устремления которых были связаны с областью фортепианной музыки - Скрябина, Метнера, этот жанр не имел такого значения, как для него. К своим концертам Рахманинов относился как к празднествам. В этом была не только понятная в жизни каждого артиста потребность успеха, а нечто большее и более глубокое: «Отнимите у меня концерты, и тогда мне придет конец», — говорил он своим близким друзьям. [3 а 45]. Каждый из четырех фортепианных концертов Рахманинова, к которым следует добавить и Рапсодию на тему Паганини, обозначает определенную веху на пути композитора. К жанру концерта Рахманинов обращался на протяжении всего своего полувекового творческого пути, и каждое из сочинений отражает стилевые черты периода их создания. Для Рахманинова, композитора, тяготевшего к монументальным художественным замыслам, и пианиста безграничных виртуозных возможностей, идеальной формой творческих высказываний стал жанр фортепианного концерта. По мнению Е. Долинской, «Такая ветвь, как фортепианный концерт, традиционно была в лидерах жанра. Причины тому разные, главная среди них: многие крупнейшие музыканты прошлого были не только гениальными композиторами, но и самыми выдающимися пианистами своего времени» [4, с. 5].

Четыре концерта и «Рапсодия на тему Паганини», фактически — пятый концерт, составляют ведущую линию в художественном наследии музыканта. Эти сочинения были своего рода фокусными, вобравшими типические черты искусства Рахманинова на разных этапах его развития, а вместе с тем отразившими узловые моменты в становлении творческой личности их автора.

Первый фортепианный концерт fis moll (1890-1891), написанный им еще до окончания консерватории - произведение еще недостаточно самостоятельное. Первое исполнение концерта состоялось 17 марта 1892 года в Московской консерватории. Солировал автор, оркестром дирижировал Василий Сафонов. В этом концерте ощутимо влияние как русских музыкантов, под воздействием которых рос и формировался юный Рахманинов - Чайковского, Рубинштейна, так и западных романтиков - Шопена, Шумана, Грига и Листа. По высказыванию современного композитора А. Светличного - «Фортепианный концерт Грига, с которого в деталях списана формальная схема Первого концерта». Вместе с тем в этом произведении уже чувствуются рахманиновские напор и энергия. Концерт был первым произведением Рахманинова, которое он предал гласности, обозначив его ор. 1. В концерте три части, вторая и третья исполняются без перерыва:

1. Vivace, 2. Andante, 3. Allegro scherzando (во второй редакции Allegro

vivace).

Концерт необычайно лиричен, как собственно, и все творения Рахманинова. В нём еще можно найти черты подражательности, нет концертности в смысле соревнования между оркестром и солистом - солист доминирует. Это произведение оставалось ему дорого и позже, о чем свидетельствует новая редакция, сделанная в 1917 году, в которой при сохранении основного тематического материала был внесен ряд изменений в план его развития. В этой редакции значительно обогащена фактура фортепианной партии, подвергнута коренному пересмотру инструментовка. В таком виде композитор неоднократно включал Первый концерт в программы своих концертных выступлений (в этой редакции он был впервые исполнен автором 29 января в Нью - Йорке). В новой редакции Первого концерта отражены главные творческие достижения автора данного периода, как результат развития его музыкального языка. Он соединил в себе признаки сложившихся в начальный период творчества средств выразительности (мелодико-интонационный строй, мажорно-минорный гармонический лад, гомофонность,

четкость классических структур, усложнение аккордики и фактуры) с наиболее значительными чертами нового в приемах формообразования. Данная редакция зафиксировала важный этап эволюции композитора и является отражением новых критериев в смене стилевых закономерностей рубежа двух эпох конца XIX века и начала XX столетия.

Второй фортепианный концерт c moll был окончен в 1901 году. Концерт написан в традиционной форме сонатно - симфонического цикла. В нём три части (вторая и третья исполняются без перерыва):

1. Moderato, 2. Adagio sostenuto, 3. Allegro scherzando

После трудного пятилетия мучительных сомнений и размышлений о своем пути композитор предстает в своем новом сочинении как зрелый сложившийся мастер. Концерт был завершен в 23 апреля 1901 года. Рахманинов работал над ним с 1899 года и посвятил его врачу-психиатру Н. В. Далю, благодаря которому композитор снова уверовал в свои силы. Музыка этого концерта, торжественно-радостная, взволнованная и жизнеутверждающая, выразила моральное состояние композитора, победившего душевный мрак силой творческой воли. Как замечает известный музыкальный критик Н. Д. Кашкин в отзыве на первое авторское исполнение концерта 27 октября 1901 года: «миновав период Sturm und Drang'a, Рахманинов показал себя в нем крупным оригинальным художником, свободным от всякой изысканности и в то же время обладателем всех средств новейшей техники»[5, с. 45].

Концерт, принесший ее автору заслуженный успех, был по праву признан лучшим русским фортепианным концертом после си-бемоль-минорного концерта Чайковского. Второй фортепианный концерт c-moll (1901) — это этапное произведение, ознаменовавшее высокий расцвет искусства Рахманинова. Гениальная тема главной партии первой части — ярчайший образец творческого высказывания сильной личности (личностный элемент подчеркнут и необычным для данного жанра, сольным и художественно очень значительным вступлением фортепиано). Эта тема одновременно создает представление о могучей народной силе, которая всколыхнулась призывными

звуками вещего колокола, осененного традициями героического прошлого и зовущего к новым великим свершениям. Асафьев писал: «. . . Не разрушения и хаос слышались ему, а предчувствие великих созидательных сил. . » [1, с. 28].

Последовательное становление образа от экспозиции через разработку к репризе ознаменовано все большим его мужанием, кристаллизацией в нем черт героики. Дальнейшая активизация героического начала происходит в финале, где развитие постепенно приобретает черты драматически напряженного массового действия, порой доходящего до конфликтных столкновений враждующих сил (в исключительно динамичном исполнении автора они вызывают впечатление настоящих батальных сцен).

Ярко индивидуальный и наряду с этим широкий, общезначимый характер присущ лирическим темам концерта. Относительно более личным представляется лирическое высказывание в побочной партии первой части. В Теме Adagio sostenuto эмоциональный мир человека насыщается поэзией природы, неоглядных просторов родной земли. В коде финала лирический образ приобретает еще более общезначимый смысл, вырастая в заключительной теме-гимне во всенародное славление светлых сил жизни. Так возникает целостная художественная концепция мировосприятия, значительно более полнокровно и глубоко отражающая реальную действительность, чем в Первом концерте.

Важнейшим этапом в творческом развитии Рахманинова стало создание в 1909 году Третьего фортепианного концерта d moll, которому принадлежит такое же центральное место среди его сочинений конца 1900 - начала 1910-х годов. Он состоит из трех частей:

1. Allegro ma non tanto, 2. Intermezzo: Adagio, 3. Finale: Alla breve.

Концерт был впервые исполнен 28 ноября 1909 года Рахманиновым с Нью - Йоркским симфоническим оркестром под управлением Вальтера Дамроша в ходе турне Рахманинова по Соединенным Штатам Америки. Премьера концерта в России состоялась в апреле 1910 года.

Третий концерт Рахманинова связан со Вторым принципами трактовки жанра, характером тематизма и эмоциональным тонусом, то есть находится в

общей струе, объединяющей произведения первого десятилетия XX века. Однако он отмечен новыми чертами: монументальнее по масштабам композиции, значительнее и глубже по образам, ярче по контрастным сопоставлениям, эмоциональным состояниям, богаче и совершенней по авторскому пианизму. Третий концерт может быть назван концертом-симфонией. Не уступая своему предшественнику - Второму концерту, по свежести вдохновения, мелодическому богатству и красоте тем, он несет на себе печать большей зрелости и сосредоточенности мысли. Б. Асафьев считал, что, начиная именно с Третьего концерта, происходит окончательное формирование «титанического стиля рахманиновской фортепианности» [2, с. 45]. В нем черты «наивно романтической фактуры», свойственные ранним сочинениям композитора, полностью преодолеваются им. Более широкое дыхание приобретает симфоническое развитие, прочнее становятся связи между отдельными частями формы, огромной мощи звучания достигает монументальная фортепианная фактура наряду с почти моцартовской простотой, легкостью и прозрачностью некоторых эпизодов. Концерт славится своим техническим и музыкальным требованием к исполнителю и имеет репутацию одного из самых трудных концертов в стандартном фортепианном репертуаре.

Творческое молчание, которое длилось десятилетие, было завершено созданием Четвертого фортепианного концерта g moll. Весной 1914 года в печати появилось сообщение, что Рахманинов предполагает к осени написать новый концерт - Четвертый. Некоторыми своими сторонами этот концерт близок к двум предыдущим. В то же время он уступает двум предыдущим по свежести мелодического изобретения, широте и напряженности симфонического развития. В нем проявляется ряд черт, характеризующих последний, зарубежный период творчества композитора: стремление к строгой сдержанности выражения, порой жесткость, графичность музыкального письма отражение темных, мрачных тонов, принимающих иногда зловещую окраску. Четвертый концерт знаменует переход от «русского» периода к зарубежному. Графичность, некоторая «рассредоточенность» и экспрессивность его образов, усложнение

средств музыкальной выразительности - все это поиски нового языка, свидетельства эволюции творческого мышления композитора.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Асафьев Б. Инструментальный концерт// Русская музыка. Х!Х и начало ХХ века. Л. : Музыка, 1966;

2. Асафьев Б. С. В. Рахманинов // Воспоминания о Рахманинове, том 2. М . : Музыка, 1974;

3. Келдыш Ю. Рахманинов и его время. М. : Музыка 1973;

4. Долинская Е. Рахманинов в оценках Свиридова // Сергей Рахманинов: история и современность. - Ростов-на-Дону, 2005;

5. Воспоминания о Рахманинове, Сост. 3. Апетян, т. 1-2, 4 изд. , М. , 1974

Dragoi D.V.

Pridnestrovian State Institute of Arts named after A.G. Rubinstein (Tiraspol, Pridnestrovian Moldavian Republic)

FOUR PIANO CONCERTOS IN CREATIVE LEGACY OF SERGEI RACHMANINOV: EVOLUTION OF STYLE

Abstract: the article examines the evolution of S. V. Rachmaninov's work on the example of his piano concertos. The peculiarities of the musical language of each of the concerts.

Keywords: Rachmaninoff, concert, genre, thematism, epoch, evolution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.