Научная статья на тему 'Четверть века спустя'

Четверть века спустя Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
68
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАСНОЯРСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА МИЛИЦИИ МВД СССР / СЛУЖБА УЧАСТКОВЫХ ИНСПЕКТОРОВ МИЛИЦИИ / КУРСАНТЫ / СТРОИТЕЛЬСТВО / THE KRASNOYARSK SPECIAL HIGH MILITIA SCHOOL OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE USSR / SERVICE OF LOCAL MILITIA INSPECTORS / CADETS / CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Найда Григорий Станиславович

Статья посвящена одному из периодов становления Сибирского юридического института ФСКН России времени строительства и начала работы Красноярской специальной средней школы милиции МВД СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A QUARTER OF A CENTURY ON

The article is devoted to one of the stages of formation of the Siberian Law Institute of the Federal Drug Control Service of Russia the period of construction and beginning of work of the Krasnoyarsk Special High Militia School of the Ministry of Internal Affairs of the USSR.

Текст научной работы на тему «Четверть века спустя»

УДК 93:34

Григорий Станиславович НАИДА,

главный редактор литературно-художественного журнала «Енисей», член Союза писателей России, первый секретарь правления Красноярского регионального отделения Союза писателей России

ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА СПУСТЯ

A QUARTER OF A CENTURY ON

Статья посвящена одному из периодов становления Сибирского юридического института ФСКН России - времени строительства и начала работы Красноярской специальной средней школы милиции МВД СССР.

The article is devoted to one of the stages of formation of the Siberian Law Institute of the Federal Drug Control Service of Russia - the period of construction and beginning of work of the Krasnoyarsk Special High Militia School of the Ministry of Internal Affairs of the USSR.

Ключевые слова: Красноярская специальная средняя школа милиции МВД СССР, служба участковых инспекторов милиции, курсанты, строительство.

Keywords: the Krasnoyarsk Special High Militia School of the Ministry of Internal Affairs of the USSR, service of local militia inspectors, cadets, construction.

/ ■ вадцать пять лет тому назад, в

/ у°густе 1987 г., по плацу Красноярской специальной средней школы милиции МВД СССР, чеканя шаг, прошла парадная «коробка» офицеров - состоялся второй выпуск дневного отделения школы.

Две сотни новоиспеченных лейтенантов милиции, завершив двухгодичный курс обучения, покинули стены школы, чтобы разъехаться, разлететься по стране, от Урала и до Курильских островов. Горечь расставания - два года, проведенных рядом, - срок более чем достаточный для того, чтобы сложилась настоящая, на долгие годы, дружба. Немного тревожное ожидание - а что там ждет впереди?.. И искренняя радость - мы сделали это! Мы прошли этот путь, выдержав все испытания! В минуты прощания с друзьями-однокурсника-ми и преподавателями память невольно обращалась к тому, как все начиналось...

В начале восьмидесятых годов прошлого века руководство страны обратило внимание на службу участковых инспекторов милиции. Ну, дескать, участковый инспектор должен был стать хозяином на административном участке, активно вести профилактическую работу, принимать участие в выявлении и раскрытии преступлений, знать в лицо подучетный контингент, быть не просто в курсе всех событий, происходящих на его территории, но и в полной мере их контролировать.

Идея, конечно, не новая и, надо отдать должное, разумная. Но для ее претворения в жизнь не хватало самой малости - высококвалифицированных кадров среднего начальствующего состава милиции. На тот момент, насколько мне помнится, должности участковых инспекторов милиции занимали в большинстве люди, не имевшие даже среднего юридического образования. Достаточно было

иметь диплом любого гражданского техникума. И все равно, служба участковых инспекторов милиции не была укомплектована в полном объеме.

Вот тогда-то и была создана Красноярская специальная средняя школа милиции МВД СССР, которая должна была готовить Анискиных для восточной части страны.

На дневное отделение набирались молодые люди, отслужившие в Советской Армии. Официально преимуществом при поступлении пользовались сотрудники органов внутренних дел, отслужившие более полугода. Неофициально. Смешно сказать, но при первом и втором наборах большим спросом пользовались ребята, имевшие специальности строителей.

И это не какое-нибудь чудачество или извращение руководства. Школа действительно остро нуждалась в рабочих руках. Дело в том, что строительством учебного и жилого корпусов занимались осужденные к лишению свободы и отбывающие срок наказания лица. Причем они отлично знали, что и для кого именно строят. И первый набор - 1984 г. -ожидало множество «сюрпризов». Это бритвенные лезвия, ловко заделанные в перила лестниц. Это ломики, аккуратно вваренные в систему отопления и водоснабжения. Это бутылочные горлышки, упрятанные под подоконники и в ветреную погоду испускающие непередаваемый жуткий вой. Фантазия заключенных не знала границ. А для своих извечных врагов они старались быть особенно изобретательными. И все их пакости ликвидировались руками курсантов -других просто не было. Наплыва таджи-ков-строителей в страну на тот момент не наблюдалось.

Второму набору досталось меньше. Хотя... На два года слово «хозработы» стало привычным, почти родным. Занятия, самоподготовка - и хозработы. Таков был внутренний распорядок в школе. Между собой школу милиции курсанты

шутя называли строительным техникумом.

Своими руками изготавливали учебные пособия, наглядную агитацию. Оборудовали аудитории, учебные классы, полигоны, тир. В жилых помещениях пришлось делать полный ремонт - потолки, стены, перестилать полы. Кстати, при ремонте жилых кубриков курсанты частенько находили «курки» - тайники заключенных - под полом, в стенах в основном пустые. Хотя мы при ремонте спального помещения своего взвода нашли в хитро замаскированной стенной нише топор. Уж зачем его прятал неизвестный заключенный - трудно сказать.

Примерно в то же время родилась одна из школьных легенд. Дескать, где-то в подвале жилого корпуса есть тайная баня. С парной, с комнатой отдыха, короче говоря, со всеми обязательными атрибутами. Эту баню заключенные якобы построили для своих «авторитетов» и, покидая объект, надежно законсервировали и замаскировали. Было ли что-то такое на самом деле, не было - судить не берусь. Но рассказы с немыслимыми подробностями, как будто рассказчики сами там парились, об этой бане передавались от поколения к поколению курсантов.

Трудно было? Да, трудно. Но - интересно. Учились мы. И вместе с нами учились преподаватели. 85% преподавательского состава пришли в школу со службы в правоохранительных органах и опыта преподавательской работы не имели. Вот только люди были неравнодушные, к делу относились с душой, творчески.

Преподаватель цикла ОРД майор Пархунов одним из первых внедрил на занятиях так называемые деловые игры. На его семинарах кто-то из курсантов превращался в хитрого, изощренного преступника, в то время как остальные должны были отыскать пути к его разработке и разоблачению.

Семинары преподавателя цикла уголовного права майора Беккина - в пос-

ледующем народного судьи - превращались в некое подобие интеллектуального казино «Что? Где? Когда?». Во взводе создавались две команды, которые должны были озадачить друг друга неожиданными вопросами, разумеется, в рамках изучаемой темы. И стремление победить или хотя бы не подвести товарищей по команде заставляло часами просиживать в библиотеке, выискивать самые невероятные, запутанные практические случаи. Разумеется, при таком вот подходе к делу учебный материал усваивался на все сто процентов.

Майоры Яковлев, Ткаченко, Киселев, Железняк, Александров. Молодые преподаватели, пришедшие в школу после окончания «гражданских» вузов Матросов, Пашкин, Бушмин, Шунков... Полковник Шестерня, тот самый, который еще в звании старшего лейтенанта консультировал артистов и обеспечивал поддержание общественного порядка на съемках известного кинофильма «Хозяин тайги», лично знакомый с Владимиром Высоцким и Валерием Золотухиным. Список можно продолжать и продолжать. Все эти люди щедро делились с нами не только академическими знаниями, но и практическим, да и просто жизненным опытом. Вспоминая годы учебы, я испытываю острое чувство благодарности, уважения и, не побоюсь этого слова, любви к командно-преподавательскому составу школы милиции.

Наверное, отдельно стоило бы сказать пару добрых слов о сотрудниках политотдела. На их плечи легла тяжелая задача - вырастить из курсантов не тупых солдафонов или хитроумных законников, а высококультурных людей, в полной мере соответствующих высокому званию офицера. Экскурсии в красноярские музеи, посещение концертов, коллективный просмотр кинофильмов с последующим их обсуждением - все это было в порядке вещей.

Еженедельные встречи с интересными людьми. Школу посетили известные

артисты Николай Олялин и Михаил Жариков, сыгравший главную роль в культовом сериале «Рожденная революцией», посвященном созданию и становлению советской милиции. Встречался с курсантами и писатель, на тот момент действующий сотрудник милиции, Валерий Кузнецов. Кстати, эта встреча сыграла далеко не последнюю роль в судьбе автора этих строк.

В школе из числа курсантов был создан вокально-инструментальный ансамбль. Периодически проводились концерты художественной самодеятельности, в которых наравне с курсантами принимали участие и представители командно-преподавательского состава.

Команда КВН школы, капитаном которой был автор этих строк, победоносно отыграла сезон 1986-1987 гг.

При поддержке руководства школы силами курсантов на втором этаже жилого корпуса был оборудован безалкогольный бар, где можно было вечером перед отбоем выпить стакан сока или молока. Забавно, но только внештатный бармен - такой же курсант - настолько увлекся, так сказать, процессом, что после окончания школы уволился из органов и пошел работать официантом.

Автором проекта бара и руководителем работ был курсант Николай Гаври-ловец, по гражданской специальности -художник-оформитель. Он же стал автором эскиза нагрудного знака школы, изготовленного ко второму выпуску в 1 987 г. Этот же знак стал и эмблемой Красноярской специальной средней школы милиции.

Как на все хватало времени и сил?. . Сейчас и сам удивляюсь. Наверное, молодость, со свойственной ей энергией, задором, жаждой знаний. И - неравнодушные люди рядом. Спасибо им. И - низкий поклон.

Вроде бы все это было вчера. И уже пролетело, незаметно пронеслось двадцать пять лет. Четверть века! Даже представить себе страшно! Мои однокур-

сники стали пенсионерами, заматерели, отяжелели, обзавелись многочисленным потомством.

Кто-то из ребят погиб на боевом посту. Вечная им память. Кто-то остается на посту до сих пор. Удачи им. Все мы разные и судьбы наши тоже сложились по-разному. Но я совершенно точно знаю одно. Я могу приехать практически в любой город Сибири и Дальнего Востока, в котором никогда не бывал рань-

ше. И в этом городе найдется хотя бы один человек, который будет мне искренне рад. Человек, которого я смогу назвать «братом», «братишкой». Нас незримой, но прочной нитью связывает нагрудный знак выпускника Красноярской специальной средней школы милиции, намертво закрепленный на форменном кителе, независимо от того, надет ли он на хозяина или висит на плечиках в шкафу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.