Научная статья на тему 'ЧЕШУЙЧАТЫЙ КРОХАЛЬ MERGUS SQUAMATUS НА РЕКЕ БИРА (ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ)'

ЧЕШУЙЧАТЫЙ КРОХАЛЬ MERGUS SQUAMATUS НА РЕКЕ БИРА (ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ) Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
40
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЧЕШУЙЧАТЫЙ КРОХАЛЬ MERGUS SQUAMATUS НА РЕКЕ БИРА (ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ)»

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2021, Том 30, Экспресс-выпуск 2097: 3592-3598

Чешуйчатый крохаль Mergus squamatus на реке Бира (Еврейская автономная область)

Л.В.Капитонова, П.В.Петрушин

Лина Вадимовна Капитонова. Лаборатория экологии, генетики и эволюции, Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН,

ул. Шолом-Алейхема, д. 4, Биробиджан, 679000, Россия. E-mail: [email protected]

Павел Владимирович Петрушин. Аптека № 163 ГП ЕАО «Фармация».

ул. Пионерская, д. 52, Биробиджан, 679000, Россия. E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 30 июля 2021

Чешуйчатый крохаль Mergus squamatus — редкий малочисленный вид с ограниченным ареалом, занесенный в список МСОП-96, Приложение 2 Боннской Конвенции, Приложение двусторонних соглашений России с Республикой Корея и КНДР об охране мигрирующих птиц. На территории Еврейской автономной области (ЕАО) чешуйчатый крохаль известен как мигрирующий и гнездящийся, но сводений о нём мало.

Обзор материалов о чешуйчатого крохаля в ЕАО и окрестностях мы давали в предыдущей заметке (Аверин, Капитонова 2012). В дополнение сообщаем о встречах чешуйчатых крохалей на реке Бире (левый приток Амура) в 2019 и 2021 годах. Все фотографии и связанные с ними наблюдения сделаны П.В.Петрушиным.

11 сентября 2019 в 10 ч 51 мин по местному времени самец чешуйчатого крохаля (рис. 1 и 2) встречен на реке Бире на южной окраине Биробиджана. Кормившаяся птица подпустила наблюдателя на 150 м и улетела вверх по реке. Через некоторое время она начала спускаться по течению, продолжая кормёжку. Опять увидев наблюдателя, переместилась на середину реки. Ландшафт берегов в месте встречи антропогенный — дамба и дорога вдоль реки, нередко посещаемые людьми; ближайшие жилые дома и постройки частного сектора находятся в 1.5 км. Вдоль реки местами сохранились остатки пойменного леса, в основном из ив, а также участки более молодых ивовых зарослей с включением мелколиственных и широколиственных пород деревьев, кустарники и высокотравье.

На фотографиях 1 и 2 видно, что у данного самца чешуйчатого крохаля голова, шея, зашеек, передняя часть спины и лопаточные области выглядят пёстрыми, коричневато-буровато-чёрными. Также видны дорастающие рулевые, по 3-4 пера слева и справа. Маховые присутствуют в полном объёме, «зеркало» с чёрными полосками. На груди, животе, боках и даже немного на пояснице присутствовала не однотонная желтизна. На внутренней стороне крыла желтизна ровная, но более блёклая. Клюв и ноги оранжево-красные.

Рис. 1. Одиночный самец чешуйчатого крохаля Ывщш squamatus на реке Бира. Окрестности Биробиджана. 11 сентября 2019.

Рис. 2. Одиночный самец чешуйчатого крохаля Ывщш squamatus на реке Бира. Окрестности Биробиджана. 11 сентября 2019.

9 апреля 2021 примерно в том же месте встречена пара чешуйчатых крохалей (рис. 3). Окраска оперения птиц соответствовала сезону размножения. В этот день было довольно холодно (минус 5-7°С), по реке шла шуга, были забереги. Ширина реки в месте наблюдения составляет примерно 100 м. Здесь же в реку впадает протока и расположена галечни-ковая коса (100x40 м) с небольшим количеством кустарников в центре. Наблюдение было начато до рассвета, птицы были замечены на косе спящими с головой под крылом в 1 м друг от друга. Проснувшись с началом рассвета, оба крохаля около 20 мин чистили оперение. Затем самка просто сидела там, где ночевала, а самец спустился в воду и стал кормиться в пределах 100 м. Примерно через 15 мин самка тоже зашла в

воду и оба крохаля стали спускаться по течению, продолжая кормиться, издавая временами характерное «кряканье». Примерно в 7 ч, увидев наблюдателя в 30 м, они улетели вверх по течению.

Рис. 3. Пара чешуйчатых крохалей Mergus squamatus на реке Бира. Окрестности Биробиджана. 9 апреля 2021.

Рис. 4. Пара чешуйчатых крохалей Mergus squamatus и самец большого крохаля Mergus merganser (в центре) на реке Бира. Окрестности Биробиджана. 10 апреля 2021.

10 апреля 2021 самец и самка чешуйчатого крохаля (скорее всего, та же пара) ещё до рассвета была обнаружена спящими на той же косе рядом друг с другом. С началом рассвета, проснувшись, птицы тоже чистили оперение, потом самец спустился в воду и стал кормиться в 30 м. Когда в воду зашла самка, оба крохаля, кормясь, стали спускаться вниз по течению до переката, где отплыли к противоположному берегу. Там они сначала кормились, а потом спали на берегу, подвернув головы под крыло, примерно с 9 ч 00 мин до 10 ч 25 мин. Спустившись опять в воду, стали кормиться, и там к ним присоединился самец большого крохаля Mergus merganser (рис. 4). Он подплывал к паре чешуйчатых крохалей

очень близко, до 1 м. Агрессии или других элементов взаимодейсвия видов отмечено не было. Покормившись рядом 3-4 мин, большой крохаль улетел в верх по реке. Заметим, что большие крохали отмечались нами на реке Бире 11 сентября 2010 - две молодые особи (Капитонова 2013), 6 мая 2021 - группа из 5 самок, 10 мая 2021 - 2 самца.

В ходе наблюдения за кормёжкой птиц в бинокль и на основании рассмотрения фотографий за 9 -10 апреля 2021 можно заключить, что чешуйчатые крохали ловили рыбу типа «бычков» — возможно амурских широколобок МевосоНив На1Ье] или амурских подкаменщиков СоИиэ czanaga. На одной из фотографий на клюве чешуйчатого крохаля, запечатленного в процессе кормления, заметна икра.

8 мая 2021 самец чешуйчатого крохаля (рис. 5) отмечен на реке Бире примерно в том же месте, где произошли предыдущие встречи. Птица была замечена летящей вверх по течению реки в 17 ч 28 мин. В целом его окраска соответствовала брачному оперению самца.

Рис. 5. Одиночный самец чешуйчатого крохаля Швгцш squamatus. Река Бира в окрестностях Биробиджана. 8 мая 2021.

На места гнездования в Приморье прилёт чешуйчатого крохаля происходит: в окрестностях села Лазо - 26 марта (средняя дата); на реке Бикин с 24 марта (Шибнев 1985 - цит. по: Шохрин, Соловьёва 2016), а в основном с 10 апреля (Шибнев 1976 - цит. по: Шибнев 2003); в окрестности села Терней - в среднем 4 апреля (п = 41) (Елсуков 2013 - цит. по: Шохрин, Соловьёва 2016). На восточных склонах южного Сихотэ-Алиня пролёт проходит в сжатые сроки и заканчивается к концу второй декады апреля (Коломийцев 1992 - цит. по: Коломийцев 2019). Учитывая приведённые даты, можно предположить, что пара чешуйчатых крохалей, встреченная на реке Бире 9-10 апреля (рис. 3), совершала перелёт к месту гнездования в нормальные сроки, тем более, что в Среднем При -

амурье даты пролёта могут быть более поздними, как на нижнем Амуре, где эти птицы появляются с середины апреля (Росляков 1977 - цит. по: Бабенко 2000).

Согласно данным Н.П.Коломийцева (2019) об отсутствии среди гнездящихся пар годовалых селезней, отличающихся от взрослых самцов «распространением мелко-чешуйчатого рисунка на бока грудки и нижнюю часть шеи», одиночный самец, встреченный 11 сентября 2019, был особью второго года жизни, линяющей в зимнее оперение и летящей к месту зимовки(рис. 1, 2). У данной особи мелкочешуйчатый рисунок на нижней часть шеи хорошо заметен, в том числе в сравнении с белой окраской этой части тела у взрослого самца из пары, встреченной 9-10 апреля 2021 (рис. 3). О линьке самца, встреченного 11 сентября, свидетельствует пёстрая черно-коричневая окраска головы, шеи и дорастающие рулевые. Дата его встречи вполне вписывается в период осеннего пролёта, который у чешуйчатых крохалей в Нижнем Приамурье длится с сентября по октябрь включительно (Росляков 1977, 1981 - цит. по: Бабенко 2000); в Сихоте-Алиньском заповеднике - в сентябре-октябре (Ра-хилин 1976, Еслуков 1982 - цит. по: Бабенко 2000); в Южном Приморье на реке Киевке - с первой декады сентября, причём селезни летят отдельно от самок и молодых и заканчивают миграцию раньше (Коломий-цев 2019). Только не ясно, к какой категории относятся самцы второго года жизни, не участвовавшие в размножении.

Однако, о сроках пролёта есть и другие данные: например, на реке Бикин он проходит позднее - в конце октября (Шибнев 1976 - цит. по: Бабенко 2000). По данным В.П.Шохрина и Д.В.Соловьёвой (2016), на юго-востоке Сихоте-Алиня ое проходит в октябре - начале ноября, причём все отмеченные ими в это время самцы имели полный брачный наряд и находились в парах. В случае, если и в Среднем Приамурье пролёт тоже проходит в октябре-ноябре, статус самца, встреченного 11 сентября, не ясен.

Одиночный самец чешуйчатого крохаля, отмеченный на реке Бире 8 мая (рис. 5), имел практически полностью сформированный брачный наряд, кроме одного признака из описанных Н.П.Коломийцевым (2019): на белом фоне нижней части шеи отчётливо заметен мелкочешуйчатый рисунок. Однако его распространение у данной особи гораздо меньше, чем у самца, встреченного 11 сентября.

О самце, встреченном 9 мая 2012 на реке Бира (Аверин, Капитонова 2012), можно сказать только, что он был одиночный, его окраска издалека выглядела как у взрослого самца в брачном наряде. А такие мелкие детали оперения, как, например, мелкочешуйчатую рябь на нижней части шеи у самца, встреченного 8 мая, рассмотреть сейчас невозможно, так как фотографии сделаны с дальнего расстояния, причём фотоаппаратом, не приспособленным для подобного рода съёмок.

Сложно судить определённо о статусе одиночных самцов, встреченных 8 мая (рис. 5) и 9 мая (Аверин, Капитонова 2012). Н.П.Коломийцев (2019) писал, что в Южном Приморье (бассейн реки Киевки) к середине мая распадается большинство размножающихся пар, и тогда эти самцы вполне могли быть закончившими размножение. С другой стороны, этот же автор пишет о более поздней весенней миграции чешуйчатых крохалей второго года жизни. Как уже упоминалось, в Среднем Приамурье, вероятно, срок миграции вида в целом более поздний, соответственно, передвижение двух одиночных самцов 8 и 9 мая, скорее всего, поздне-миграционное, характерное для особей второго года жизни, у которых нет строгой привязки к определённым срокам пролёта, что подтверждает и мелко-чешуйчатый рисунок нижней части шеи одного из них. В литературе мало сведений об образе жизни чешуйчатых крохалей второго года жизни, их линьке, окраске оперения, которая именно у самцов этой возрастной группы, по всей видимости, наиболее вариабельна.

Кроме того, С.А.Бутурлин (1935) отмечал, что для взрослых самцов чешуйчатого крохаля белая окраска низа шеи, зоба и ниже «обыкновенно с семговым налётом» (жёлто-оранжевым). У самцов, встреченных в паре с самкой 9-10 апреля и 8 мая, при совершенно белой окраске нижней части шеи и 2/3 верха груди, распознавалась желтовато-оранжева-тая окраска нижней части груди и брюха. А у самца, встреченного 11 сентября, жёлтая окраска была более интенсивная, распространена более обширно, чем у двух предыдущих, но с меньшим оранжевым оттенком. Следовательно, если наше определение возраста самцов, встреченных 8 мая и 11 сентября, верное, то желтоватая окраска тех или иных оттенков, с разной степенью ее распространённости и интенсивности, может быть и у полувзрослых самцов чешуйчатого крохаля.

Таким образом, описанные встречи чешуйчатых крохалей на реке Бире (пары взрослых особей в период весеннего пролета; двух одиночных, вероятно полувзрослых самцов в период поздневесенней миграции; и полувзрослого самца на осеннем пролете) подтверждают предположение о существовании небольшой популяции этого вида в Еврейской автономной области (Solovyeva еЬ а1. 2014).

За помощь в определении возраста самца, встреченного 11 сентября 2019, мы благодарны В.А.Дугинцову, а за определение рыб по фотографиям - В.Н.Бурику.

Литератур а

Аверин А.А., Капитонова Л.В. 2012. Чешуйчатый крохаль Ме^ш вдиашаШв в ЕАО и на прилегающих территориях Хабаровского края // Рус. орнитол. журн. 21 (820): 29782980.

Бабенко В.Г. 2000. Птицы Нижнего Приамурья. М.: 1-724.

Бутурлин С.А. 1935. Полный определитель птиц СССР. Т. 2 Гагаровые, веслоногие,

цапли, пластинчатоклювые, куриные, пастушковые, триперстки. М.; Л.: 1-278. Капитонова Л.В. 2013. К видовому разнообразию птиц в антропогенном ландшафте Среднего Приамурья - окрестности г. Биробиджана // Региональные проблемы 16, 2: 54-63.

Коломийцев Н.П. 2019. К биологии чешуйчатого крохаля Mergus squamatus в бассейне

реки Киевки (Южное Приморье) // Рус. орнитол. журн. 28 (1823): 4364-4384. Шибнев Б.К. 2003. Чешуйчатый крохаль Mergus squamatus на Бикине // Рус. орнитол.

журн. 12 (225): 645-646. Шохрин В.П., Соловьёва Д.В. 2016. К биологии чешуйчатого крохаля Mergus squamatus

на юго-востоке Сихотэ-Алиня //Дальневост. орнитол. журн. 5: 42-60. Solovyeva D.V., Liu P., Antonov A.I., Averin A.A., Pronkevich V.V., Shokhrin V.P., Var-tanyan S.L., Cranswick P.A. 2014. The population size and breeding range of the Scaly-sided Merganser Mergus squamatus // Bird Conservation International. 24, 4: 393-405.

Ю ^

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2021, Том 30, Экспресс-выпуск 2097: 3598-3602

Индустриально-транспортные факторы и зашумление антропогенных местообитаний птиц в Северной Эстонии

Е.Э.Шергалин

Второе издание. Первая публикация в 1991*

Самые крупные колонии озёрных чаек Larus ridibundus в восточной части Прибалтики расположены в пределах административной черты города Таллина. Самая большая и самая старая из них находится в южной части города и состоит из 15-18 тыс. пар. Вторая колония озёрных чаек находится в северной части города и насчитывает 10-12 тыс. пар. В середине второй колонии на низинном лугу, образующим остров площадью 2400 м2, располагается уникальная колония серебристых чаек Larus argentatus из 22-25 пар (1988-1989 годы). Как правило, в Северной Эстонии серебристые чайки гнездятся либо колониально на морских островах, либо одиночно на отдельно лежащих у берега валунах.

Первое гнездование чаек на крышах домов в Таллине зарегистрировано 27 июня 1981. На крыше 9-этажного дома обнаружено 4 гнезда сизой чайки Larus canus и 1 гнездо клуши Larus fuscus (Randle1984). К 1989 году гнездование сизых и серебристых чаек на крышах зданий отмечалось в четырёх пунктах города.

В 1980-1987 годах в аэропорту Таллина с целью сокращения численности молодых птиц, представляющего наибольшую опасность для авиации, был организован сбор яиц озёрных чаек в колонии, находящейся в непосредственной близости от взлётно-посадочной полосы (ВПП). Начиная с 1984 года на эту колонию воздействовали земснарядами. В резуль-

* Шергалин Е.Э. 1991. Индустриально-транспортные факторы и зашумление антропогенных местообитаний птиц в северной Эстонии // Инженерная этология, биоакустика и биолингвистика птиц. М.: 148-153.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.