Udvardy M.D. l958. Ecological and distributional analysis of North American birds // Condor GO, l: 50-66.
Van Valen L. l973. Are categories in different phyla comparable? // Taxon 22, 4: 138-142. Wetmore A.A. 1960. Classification for the birds of the world // Smithsoniam Miscell Coll. 139, ll: l-37.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2013, Том 22, Экспресс-выпуск 929: 2831-2835
К методике учёта чешуйчатого крохаля Mergus squamatus и мандаринки Aix galericulata
Н.П.Коломийцев
Второе издание. Первая публикация в 1990*
Для контроля за состоянием популяций редких и легко уязвимых видов первостепенное значение имеет регулярный сбор сведений об их численности и пространственном распределении. Однако из-за большой трудоёмкости и ограниченного числа специалистов такого рода исследования часто оказываются неосуществимы, и необходимы дальнейшая разработка, упрощение и стандартизация методических приёмов проведения учётов. Некоторый положительный опыт в этом направлении был накоплен нами в 1980-1986 годах при изучении экологии чешуйчатого крохаля Mergus squamatus и мандаринки Aix galericulata на реках восточных склонов Южного Сихотэ-Алиня.
Что касается чешуйчатого крохаля, то к настоящему времени уже имеются попытки объективной оценки его численности. В ряде работ авторы указывали либо абсолютную численность птиц (выводков, брачных пар) для некоторых сравнительно небольших участков рек (Яхонтов 1976; Смиренский 1977; Елсуков 1979), либо усреднённые данные, пересчитанные на 1 или 10 км протяжённости русла (Шибнев 1976). Отнесение результатов учётов не к площади, а к линейной протяжённости русла для этого вида вполне оправдано, так как только река да узкая полоса прибрежной растительности, а не площадь поймы или долины в целом, определяют собой стацию его обитания.
Как показали серии учётов и стационарные наблюдения, у чешуйчатого крохаля весенний пролёт протекает в сжатые сроки и к концу второй декады апреля в основном заканчивается. В третьей декаде апреля уже начинается насиживание наиболее ранних кладок. Учи-
* Коломийцев Н.П. 1990. К методике учёта чешуйчатого крохаля Mergus squamatus и мандаринки Aixgalericulata // Современная орнитология - 1990. М.: 217-221.
тывая, однако, то, что общая доля таких кладок незначительна, учёты по брачным парам и группам (последние, кроме взрослых самца и самки, обычно включают ещё молодых птиц) с небольшими погрешностями можно проводить всю вторую и третью декады апреля.
Занятие гнездовых дупел у многих пар происходит почти сразу же после прилёта (в одном случае даже 31 марта), и в дальнейшем птицы держатся преимущественно в районе своих гнёзд. В период откладки яиц самки тоже очень привязаны к местам размножения и продолжают встречаться в парах. Поэтому там, где птиц не беспокоят, учёты в весеннее время могут дать довольно точные сведения не только о численности, но и о пространственном распределении вида. При обработке данных этих учётов брачную группу любого состава, а также одиночных самок следует принимать за одну размножающуюся пару, так как из нескольких самок, входящих в состав некоторых групп, в дальнейшем к размножению приступает, как правило, только одна. Другие птицы к началу насиживания собираются в обособленные стайки, но часть самок первого года жизни продолжает держаться около гнёзд до появления птенцов и позже. Укажем здесь, что гнёзда чешуйчатого крохаля отличаются от гнёзд близких видов цветом пуховой обкладки, которая у него светло-серая стального оттенка, внешне очень похожая на гнездовой пух мандаринки.
Некоторые сложности при проведении учётов в ранневесенние сроки возникают в связи с приходящимся на это же время пролётом большого крохаля Mergus merganser. Во избежание ошибок в определении самцов основное внимание следует обращать на наличие у них на голове хохла удлинённых перьев, который у чешуйчатого крохаля длинный, почти касается спины, и заметен в бинокль на большом расстоянии. Самки хорошо различаются окраской нижней части шеи и грудки. У самок большого крохаля этот участок спереди почти белый и хорошо виден издали в виде резко отграниченного пятна. У самок же чешуйчатого крохаля он не отличим по цвету от боков грудки. С более близкого расстояния у самок большого крохаля заметно также белое горло. Кроме того, весной и для самцов, и для самок чешуйчатого крохаля характерна ярко-красная (алая) окраска клюва. У большого крохаля окраска клюва темнее, и на расстоянии он кажется чёрным. В полёте чешуйчатые крохали узнаются по трёхраздельному у самцов и двухраздельному v самок зеркалу крыла (Бутурлин, Дементьев 1935).
Что касается определения в природе возраста птиц, то самцы M. squamatus на первом году жизни отличаются от старых особей коричневым оттенком оперения головы и распространением мелкочешуйчатого рисунка на бока передней части тела и низ шеи. Молодых самок можно узнать по поведению: они держатся обычно небольшими группами, более доверчивы и не так привязаны к определённым местам.
Учёты выводков лучше всего проводить в третьей декаде июня — первых числах июля, когда птенцы в них уже немного подрастают, но ещё сильно привязаны к участкам своего обитания. Активны выводки бывают в течение всего светлого времени, но там, где беспокойство птиц со стороны людей носит систематический характер, суточная активность может изменяться — они держатся более скрытно и от них уже на ранних стадиях начинают отбиваться отдельные молодые. Вследствие малочисленности вида недоучёт в таких условиях бывает весьма значительным, до 15% и более. Во избежание этого учёты необходимо повторять. Из других причин, влияющих на точность учётов выводков, укажем присущую самкам этого вида склонность к гнездованию поблизости друг от друга, что при незначительных различиях в количестве и возрасте молодых существенно затрудняет идентификацию отдельных семей. Следует учитывать и то, что чешуйчатому крохалю свойственно в ряде случаев образование объединённых семейных групп во главе с одной старой птицей. Такие группы далеко не всегда можно с полной уверенностью отличить от больших выводков, которые, если судить по максимальным размерам кладок, могут включать до 14 пуховичков.
При тщательном выполнении работ учёты брачных пар, самок в период откладки яиц и выводков чешуйчатого крохаля дают сопоставимые результаты. В сочетании с дневной активностью и заметностью птиц это открывает возможность ежегодного обследования значительных территорий. Экстраполяцию полученных данных следует производить только на те участки таёжных горных рек, где они протекают в зоне долинных кедрово-широколиственных лесов. При этом надо иметь в виду, что на совсем маленьких реках протяжённостью около 30 км и менее чешуйчатый крохаль, как правило, вообще не гнездится.
На мелководных загромождённых завалами участках рек лучше передвигаться пешком, спускаясь вниз по течению и внимательно осматривая в бинокль открывающиеся плёсы и отмели. Регистрировать следует только тех птиц, которые остались сзади. Там, где условия позволяют, можно использовать надувную резиновую лодку.
Мандаринка, в отличие от чешуйчатого крохаля, в период гнездования и воспитания потомства держится скрытно и активна преимущественно в сумерки. Она более пластична в выборе мест обитания. Находить её гнезда и искать выводки приходится на горных реках и пойменных озёрах, по небольшим ручьям и даже просто у лесных луж. Не избегает мандаринка и освоенных человеком мест, поселяясь вблизи дорог, у окраин полей и посёлков. В то же время общее распределение этой утки на гнездовании в бассейнах рек, как это было замечено ещё Е.П.Спангенбергом (1952), весьма неравномерно, и на многих притоках она может вообще не отмечаться.
В силу сказанного учёты мандаринки на большой площади весной после распределения пар по местам гнездования или по выводкам в конце июня очень затруднительны. Из-за общей малой численности обитания на пересечённой лесной местности и трудности поиска гнёзд для оценки численности мандаринки оказываются малопригодными традиционные методы, применяемые для водоплавающих птиц. Нельзя учитывать мандаринку и подобно каролинской утке Aix sponsa на зорях (Hain 1966), так как локальных мест кормёжки и ночёвок, а следовательно, и более-менее массовых суточных перелётов у неё нет.
В процессе изучения фенологии и пространственного распределения мандаринки нам удалось установить, что с момента прилёта и до начала откладки яиц она в основной своей массе концентрируется на реках и активна большую часть суток. В какой-то мере птиц принуждают к этому ещё не полностью оттаявшие ручьи, тихие протоки и лесные озерки, но и в годы с ранней и дружной весной мандаринка в период прилёта и брачных игр явно тяготеет к более крупным водоёмам. Это время, особенно третью неделю апреля, когда транзитных птиц уже мало, можно рекомендовать для проведения учётов.
Фенология размножения вида на разных участках ареала, по всей видимости, различается незначительно. Тем не менее, на севере Приморского края и в Приамурье учёт, скорее всего, нужно проводить в несколько более поздние сроки. Так, для реки Бикин Ю.Б.Шибнев (1985) в качестве наиболее подходящего времени проведения учётов указывает конец апреля.
Пересчёт и экстраполяцию полученных данных следует производить только на облесенные участки долин рек и низовьев ручьёв, исключая площади населённых пунктов и больших полей. Для небольшой территории нельзя пересчитывать плотность гнездования на всю площадь горных лесов, так как материал, представленный в таком виде, не будет отражать ни действительного состояния местной популяции, ни усреднённой плотности гнездования вида на данном участке ареала.
Для обеспечения необходимой объективности учёты чешуйчатого крохаля и мандаринки нужно проводить либо на всем протяжении обследуемой реки, либо на разных участках её течения. В последнем случае длина каждого маршрута должна быть не менее 15-20 км, а общая их протяжённость 50 км и более. В апреле, когда горные реки ещё полноводны, один-два человека, используя надувную резиновую лодку, могут осуществить такой учёт за 2-3 дня.
Литер атур а
Бутурлин С.А., Дементьев Г.П. 1935. Полный определитель птиц СССР. М.; Л., 2: 1280.
Елсуков С.В. 1979. К биологии чешуйчатого крохаля Mergus squamatus // Биология птиц
юга Дальнего Востока СССР. Владивосток: 82-86. Смиренский С.М. 1977. Новый район гнездования чешуйчатого крохаля // 7-я Всесоюз.
орнитол. конф.: Тез. докл. Киев, 2: 245-246. Спангенберг Е.П. 1952. Материалы по экологии мандаринки // Охрана природы 15: 105118.
Шибнев Б.К. (1976) 2003. Чешуйчатый крохаль Mergus squamatus на Бикине // Рус. орнитол. журн. 12 (225): 645-646. Шибнев Ю.Б. 1985. О современном состоянии мандаринки и чешуйчатого крохаля на р.
Бикине // Редкие и исчезающие птицы Дальнего Востока. Владивосток: 95-99. Яхонтов В.Д. (1976) 2011. Чешуйчатый крохаль Mergus squamatus в Приморье // Рус.
орнитол. журн. 20 (665): 1203 [1976]. Hain D. 1966. Float counts and flight counts as indices to abundance of nesting wood ducks // J. Wildlife Manage. 30, 1: 13-16.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2013, Том 22, Экспресс-выпуск 929: 2835-2837
Питание птенцов хищных птиц в подтаёжной зоне Западной Сибири
С.С.Москвитин, Н.С.Москвитина
Второе издание. Первая публикация в 1998*
Питание гнездовых птенцов 5 видов хищных птиц изучали в 1974-1979 годах на водораздельной территории в районе Томска и в пойме среднего течения реки Оби у села Кривошеино. Всего определено 552 жертвы. Основные кормовые объекты составили более 10% всех встреченных жертв. Составившие менее 10% отнесены к второстепенным, а менее 5% — к редким видам корма.
Орлан-белохвост Haliaeetus albicilla. В пище птенцов (55 жертв) первое место занимала рыба — 54.5%, затем птицы — 29.1%; шилохвость Anas acuta - 16.4%, карась Carassius sp. - 20%, ондатра Ondatra zibethicus - 12.7%, налим Lota lota - 10.9%, окунь Perca fluviatilis -9.1%. Осётр Acipenser baeri, тетерев Lyrurus tetrix и заяц Lepus timidus были встречены дважды, озёрная чайка Larus ridibundus и скворец Sturnus vulgaris - по одному разу. Хотя объектами питания орланов бывают и мелкие жертвы, включая несколько видов воробьиных, серых полёвок Microtus и даже бурозубок Sorex, они проявляют избирательность по отношению к крупным жертвам, включая рыб. Поэтому у орлана отмечен наименее разнообразный рацион птенцов и наиболее чётко вычленялись основные формы (5 видов).
* Москвитин С.С., Москвитина Н.С. 1998. Питание птенцов хищных птиц в подтаёжной зоне Западной Сибири // Современная орнитология - 1998. М.: 263-265.