Научная статья на тему 'О современном состоянии мандаринки Aix galericulata и чешуйчатого крохаля Mergus squamatus на реке Бикин'

О современном состоянии мандаринки Aix galericulata и чешуйчатого крохаля Mergus squamatus на реке Бикин Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
99
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Шибнев Юрий Борисович

Второе издание. Первая публикация: Шибнев Ю.Б. 1985. О современном состоянии мандаринки и чешуйчатого крохаля на реке Бикин // Редкие и исчезающие птицы Дальнего Востока. Владивосток: 95-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О современном состоянии мандаринки Aix galericulata и чешуйчатого крохаля Mergus squamatus на реке Бикин»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2014, Том 23, Экспресс-выпуск 967: 431-437

О современном состоянии мандаринки Aix galericulata и чешуйчатого крохаля Mergus squamatus на реке Бикин

Ю.Б.Шибнев

Второе издание. Первая публикация в 1985*

Мандаринка Aix galericulata и чешуйчатый крохаль Mergus squamatus — обычные птицы на реке Бикин, причём первая доминирует среди уток среднего и особенно верхнего течения реки. Лишь в нижнем течении, где высокоствольные долинные леса уступают место обширным марям и лугам с небольшими озёрами, их численность уступает таковой обыкновенной кряквы Anas platyrhynchos и касатки Anas falcata.

Бикин — один из самых крупных притоков реки Уссури, протяжённость его около 500 км. Долина реки долгое время оставалась малоосвоенной человеком, лишь в последние 15-20 лет в нижнем и среднем течении началось интенсивное использование земель, что в значительной мере отразилось на растительном и животном мире, в том числе и на птицах.

Материал собран с 1969 по 1981 год преимущественно в нижнем и среднем течении реки и её притоков. Кроме того, было совершено три поездки в верховье реки: в 1971 и 1980 годах до устья ключа Струистый и в 1977 году — на 30 км выше устья реки Зева.

Учёты мандаринки и крохаля проводили почти ежегодно 1-2 раза в весенне-летний период, главным образом на участке между рекой Большая Сахалинка и селом Красный Яр по основному руслу Бикина (120 км) и его притокам (Большая Сахалинка, Кушнариха, Змеиная), а также на 5 учётных площадях (1 км2; см. рисунок). Птиц учитывали с моторной лодки, за исключением участков, непригодных для проезда и учётных площадей (в таких местах проводились пешие экскурсии). Протяжённость всего маршрута по руслу Бикина составляет примерно 400 км, а с притоками — почти 600 км.

Для оценки общей численность птиц данные учётов экстраполировали на необследованные участки Бикина и его притоков. При этом принимали во внимание неоднородность русла: река то разбивается на множество рукавов, образуя широкую долину, то сходится в один-два потока, что сказывается на распределении птиц. Учитывали также

* Шибнев Ю.Б. 1985. О современном состоянии мандаринки и чешуйчатого крохаля на реке Бикин // Редкие и исчезающие птицы Дальнего Востока. Владивосток: 95-99.

неравномерность распределения этих видов на притоках Бикина: если на тихих, протекающих по марям речках плотность гнездящихся мандаринок низка, а чешуйчатый крохаль вовсе не гнездится, то на лесных горных притоках оба вида обычны. Некоторые сведения о гнездовании этих уток на необследованных нами участках получены от охотников-промысловиков.

Опыт показал, что учёт взрослых птиц лучше всего проводить в конце апреля при невысоком уровне воды (сразу после ледохода), когда утки уже рассредоточены по гнездовым участкам, но большую часть времени проводят на основном русле, так как в протоках ещё мало корма и местами держится лёд. Выводки удобнее учитывать в июне, когда птенцы ещё совсем маленькие, и в августе, перед подъёмом молодых на крыло.

Мандаринка прилетает обычно в первой декаде апреля, наиболее раннее появление её здесь отмечено 28 марта 1969. В 1980 году первые птицы появились только 10 апреля, а в 1981 — 8 апреля. Прилетают мандаринки уже в парах, нередко самку сопровождают два или три

Маршруты обследования гнездовий мандаринки и чешуйчатого крохаля на реке Бикин (показаны пунктиром). Цифры обозначают номера и расположение учётных площадей.

Мандаринка Л1х galericulata

самца. «Лишние» самцы впоследствии обычно оставляют пару, но иногда наблюдаются брачные игры в группах, состоящих из одной самки и двух самцов. Так, 16 апреля 1980 такая группа очень долго кормилась на отмели у берега, затем один из самцов, посвистывая, подплыл к самке вплотную и после взаимных брачных ухаживаний произошло спаривание. Затем до самой темноты все трое продолжали кормиться и отдыхали вместе.

В выборе гнездового дупла значительную роль играет самец. В 1971 году 5 мая нам удалось наблюдать, как на одном из островов Би-кина пара мандаринок занималась поисками дупла. Птицы присаживались на ветви огромных ильмов и тополей, вытягивая шеи, осматривали окружающие деревья, подлетали к дуплам и заглядывали в них, причём, как правило, первым это делал самец. Особенно заинтересовало его одно дупло, расположенное на тополе на высоте около 8 м: он заглядывал в него, отлетал на соседнее дерево и вновь возвращался, как бы приглашая самку, которая после нескольких таких повторов наконец подлетела и тоже заглянула в дупло, но и сразу же улетела. Самец вновь продолжал приглашать её к дуплу, и только после того, как самка ещё раз осмотрела дупло, мандаринки улетели кормиться на ближайшую протоку. Последующие дни они постоянно держались поблизости, а 29 мая самка уже насиживала в этом дупле 6 яиц.

Найденные нами гнёзда мандаринок (4 шт.) располагались на высоте от 7 до 18 м; 3 из них были устроены в естественных дуплах ильма (2) и тополя (1), 1 - в дупле, сделанном желной Бгуосорив шагНив.

Первые отложенные яйца мандаринка почти полностью зарывает в древесную труху дупла и только перед началом насиживания выкапывает их и прикрывает пухом.

Число яиц в кладке в среднем (п = 7) 9.8, размеры яиц из одной кладки (п = 14) - 52-56.5x38.4-41, в среднем 54.2x39.8 мм. Величину кладки, видимо, ограничивают размеры дупла. В найденных нами гнёздах число яиц было прямо пропорционально размерам дупла (яйца всегда располагались в один слой), в крупных дуплах в кладках насчитывалось от 10 до 14 яиц, в маленьких яиц всегда было меньше.

Самец держится в районе гнезда почти весь период насиживания и вместе с самкой летает кормиться на ближайшие протоки и небольшие лужи, изобилующие земноводными. Самка летает на кормёжку рано утром до 8 ч и вечером после 20 ч, реже днём. На гнездо возвращается не более чем через 2 ч.

К середине июня самцы нередко объединяются по 2-3 и удаляются в более глухие протоки на линьку. В это время они неосторожны, при опасности взлетают неохотно и очень близко подпускают к себе. В июле самцы в брачном наряде уже не встречаются.

Первые выводки мандаринки наблюдаются с конца первой декады

июня, но увидеть их довольно трудно, так как держатся они преимущественно в захламлённых заломами глухих протоках, а на открытых руслах рек прячутся под нависающими над водой ветвями деревьев. При опасности молодые ныряют в сторону берега и, выбравшись на него, затаиваются в зарослях травы. Обычно число птенцов в выводке (п = 9) не превышает 7-10, в среднем составляет 8.1. Основная масса молодых мандаринок поднимается на крыло к середине августа, но нелётные встречаются и в первой декаде сентября.

В первой половине октября мандаринки покидают Бикин, но отдельные самцы встречаются до первых чисел ноября, когда летний наряд уже начинает меняться на брачный.

При кормлении в гнездовой период на лесных водоёмах мандаринки ныряют на дно, ворошат и поднимают наверх утонувшие листья, ловят с них мелких беспозвоночных, выпугивают лягушек и углозубов и заглатывают их; в перерывах между кормлениями выбираются на выступающие над водой коряги или откосы, где чистят оперение и сушатся. Так, 29 апреля за 2 ч наблюдений за парой птиц самка проглотила трёх сибирских углозубов Salamandrella keyserlingii Dybowski, 1870 , самец — двух крупных лягушек и углозуба. Кроме земноводных мандаринки охотно поедают рыбу (иногда они ловятся на рыболовные снасти (перемёты), поставленные на живца). Так, 9 и 11 апреля 1969 два селезня мандаринки были пойманы на неглубоком перекате реки, где наживкой служили гольяны.

Осенью мандаринки нередко собираются у водоёмов, расположенных у подножий сопок, поросших дубняком, где кормятся скатившимися к воде желудями или летают за ними в лес на склоны сопок. При хорошем урожае желудей мандаринки почти полностью переключаются на этот корм.

В последние десятилетия численность мандаринки заметно снизилась. В конце 1960-х годов в период осенней охоты она была одним из основных трофеев охотников на Бикине (стайки этих уток по 10-15 особей в ту пору были обычным явлением). Если в начале 1970-х годов на 2-3 км основного русла реки гнездилась 1 пара мандаринок (самая высокая плотность достигала 1-1.5 пары на 1 км), то к началу 1980-х птиц стало вдвое меньше. Общая численность в 1975 году составляла около 550-600 гнездящихся пар, а к 1981 году она снизилась в 1.5 раза.

Значительный ущерб численности мандаринки приносит браконьерство. Ранней весной и осенью, когда эти утки держатся на открытых руслах рек, они часто попадают под выстрел. В гнездовое время мандаринки не так уязвимы, поскольку обитают на скрытых в лесной чаще водоёмах. Однако расчистка лесных проток для лесосплава сделала их доступными для моторных лодок и способствовала проникновению в эти места браконьеров.

Заметно сказывается на численности мандаринки и вырубка леса: недостаток гнездовых деревьев вынуждает уток устраивать гнёзда в несвойственных им местах. Интересно отметить, что на Бикине, где сохранилось ещё много старых дуплистых деревьев, птицы неохотно занимают искусственные гнездовья, в то время как в заповеднике «Кедровая Падь» они охотно селятся в дуплянках, что связано, скорее всего, с нехваткой подходящих дупел.

Чешуйчатый крохаль Mergus squaшatus

В гнездовой период ниже села Верхний Перевал чешуйчатый крохаль не наблюдался. Зимой на Бикине отмечен лишь однажды, 7 февраля 1969, на промоине близ вышеупомянутого села.

Прилетают чешуйчатые крохали в конце марта уже в парах, однако часто встречаются группы, состоящие из одного самца и двух, реже трёх самок. Наиболее ранние сроки прилёта - 27 марта 1980 и 24 марта 1981. Прилетевшие птицы сразу занимают талые родниковые протоки и старицы и кормятся на них до начала гнездования. Длина кормовых участков обычно не превышает 1.5-2 км. Часть птиц рассредоточивается по промоинам основного русла реки, где останавливаются также крохали, продвигающиеся в верхнее течение реки.

Основной пролёт вверх по реке проходит в первой декаде апреля, и к началу ледохода (15-20 апреля) птицы полностью рассредоточиваются по местам гнездовий. Крохали, занявшие гнездовые участки, которые в данном случае определяются местами кормёжек, держатся обособленно парами и небольшими группами и, если кормятся на одном и том же роднике или плёсе реки, сохраняют дистанцию в 20-30 м.

Холостых самок, пытающихся присоединиться к таким группам или парам, отгоняют самцы, которые преследуют их с хриплым криком «кррр...». В одном таком случае мы наблюдали спаривание с «чужой» самкой. Брачные пары наблюдаются в течение апреля (наиболее ранние зарегистрированы 3 апреля 1978.

В первой декаде мая почти все самки уже сидят на гнёздах. На кормёжку они летают в любое время дня, но чаще рано утром и перед наступлением сумерек. Кормиться летают иногда далеко — за 1-2 км. При низком уровне воды в реке кормятся на мелководьях и галечни-ковых косах основного русла реки, при высоком - летают к родникам и заливам с прозрачной водой, куда обычно в массе заходят гольяны и другие виды рыб. Покормившись в одном месте, перелетают в другое и только через 1.5-2 ч возвращаются в гнездо.

Выводки только что покинувших гнездо пуховичков наблюдались 1 и 8 июня 1971, они состояли из 7 и 3 птенцов, причём впоследствии выводки объединялись, некоторое время держались вместе и в последующие дни с птенцами (они различались по возрасту) оставалась одна

самка. Такое явление наблюдалось не раз. Основная масса молодых поднимается на крыло в третьей декаде августа. С 7 по 9 августа 1977 в верхнем течении Бикина было встречено 4 нелётных выводка. 13 и 14 июля 1980 там же наблюдалось 2 выводка с птенцами средних размеров и 1 выводок пуховичков. Самки при выводках были в линьке и не летали. Число птенцов в выводках (п = 11) от 2 до 12, в среднем 6.2.

Отлёт чешуйчатых крохалей с Бикина проходит с середины сентября до середины октября, позже встречаются только одиночные птицы и то очень редко. Птицы летят вниз по течению реки. Как правило, в стаях не более 6-8 птиц, в очень редких случаях — 15-20 (в начале 1970-х годов такие стаи были ещё обычными).

В середине мая самцы интенсивно линяют. Чёрная окраска головы и спины меняется на светло-бурую, затем на буровато-серую, постепенно исчезает контрастная черно-белая окраска шеи, длинные перья хохла меняются на короткие и светлые. Теперь издали их можно отличить от самок лишь по чёрным маховым, которые заметно контрастируют с остальным оперением. Создаётся обманчивое впечатление, будто самцы в этот период покидают места гнездования.

Питаются крохали главным образом рыбой. Ранней весной в глубоких промоинах они ныряют за добычей на дно реки, нередко забираются под береговой лёд, где обычно отстаивается мелкая рыбёшка. Кормятся также, спускаясь вниз по течению до конца промоины или своего участка. Там выбираются на лёд, чистятся и спят в течение 1 ч и более, затем вновь летят вверх по реке, чтобы повторить всё сначала, и так изо дня в день. Предпочитают кормиться на быстрых и не очень глубоких (1.5-2 м) участках реки. На мелководьях в тихих заливах быстро плывут, опустив клюв и глаза в воду, высматривая добычу. Вынырнув с рыбой, умерщвляют её клювом или, выбравшись на корягу, несколько раз ударяют о неё добычу и, снова смочив её в воде, заглатывают. Особенно долго им приходится разминать таким образом головы бычков-рогачей. Среди пойманных крохалями рыб, кроме бычков, были гольяны, пескари и мелкие хариусы.

Наши учёты и результаты опроса местных охотников позволяют представить примерную численность чешуйчатого крохаля на Бикине. В 1980 и 1981 годах в среднем на каждых 6-8 км реки гнездилась 1 пара птиц. Если учесть также крохалей, гнездящихся на притоках, то общее их число составит около 120-150 пар. Наибольшая плотность крохалей, как и мандаринок (в среднем 1 пара на 1 км основного русла), наблюдалась в местах, где река разбивается на несколько больших рукавов и образует множество проток, заливов и стариц.

За последние 10 лет численность чешуйчатого крохаля на Бикине сократилась примерно в 1.5 раза, а в нижнем течении реки — более чем в 2 раза. В старицах среднего течения реки, где в 1971 году на

гнездовании было по 6-7 самок, в 1980 и 1981 годах мы наблюдали только по 2-3. Отрицательное влияние на численность данного вида, кроме браконьерства и вырубки леса, оказывают загрязнение воды и заиливание отмелей промышленными установками, работающими в верховьях Бикина. Если хозяйственное освоение будет продолжаться с той же интенсивностью, то можно определённо сказать, что лет через 20 мандаринка и особенно чешуйчатый крохаль станут большой редкостью на Бикине и по всему Приморью.

Чтобы сохранить места обитания и гнездования этих двух видов, а также обитающих на Бикине других птиц, включённых в Красные книги (чёрного Grus monacha и японского G. japonensis журавлей, чёрного Ciconia nigra и дальневосточного C. boyciana аистов, дикуши Falcipennis falcipennis, скопы Pandion haliaetus, ястребиного сарыча Butastur indicus и рыбного филина Ketupa blakistoni), необходима действенная охрана, и прежде всего — создание охраняемых территорий на среднем и верхнем Бикине.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2014, Том 23, Экспресс-выпуск 967: 437-438

Межвидовая и внутривидовая изменчивость скорости полёта у мигрирующих ночью воробьиных птиц

К.В.Большаков, А.Ю.Синельщикова, М.В.Воротков, В.Н.Булюк

Второе издание. Первая публикация в 2010*

Оценка характеристик естественного полёта мигрирующих птиц, включая направление, высоту, скорость полёта и частоту взмахов крыльями, важна для понимания адаптаций разных видов к сезонным перемещениям. Для крупных видов значительный прогресс в этом направлении уже достигнут с использованием передатчиков (см. обзоры: Meyburg, Meyburg 1999, 2009). Для мелких воробьиных птиц из категории ночных мигрантов существующие данные фрагментарны. До сих пор ни одна из используемых радарных систем не позволяет строго идентифицировать отдельные систематические группы и виды

* Большаков К.В., Синельщикова А.Ю., Воротков М.В., Булюк В.Н. 2010. Межвидовая и внутривидовая изменчивость скорости полёта у мигрирующих ночью воробьиных птиц // Орнитология в Северной Евразии. Оренбург: 66-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.