ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2010. № 6
В.В. Трухачев
(аспирант кафедры истории южных и западных славян исторического
факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)*
ЧЕШСКО-АВСТРИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НАКАНУНЕ
ВСТУПЛЕНИЯ ЧЕХИИ В ЕВРОСОЮЗ (1998-2004)
1 мая 2004 г. Чехия стала членом Евросоюза. На пути в ЕС перед этой страной стояло немало трудностей, причем огромная их часть вытекала из ее отношений с Австрией. Целью данной статьи стало исследование воздействия чешско-австрийских отношений на процесс вступления Чехии в Евросоюз в 1998—2004 гг. Особое внимание было уделено трем темам: вопросу об отмене послевоенных декретов президента Чехословакии Э. Бенеша; ситуации вокруг чешской атомной электростанции «Теме-лин»; проблеме трудоустройства чешских граждан в Австрии.
Ключевые слова: Чехия, Австрия, ЕС, вступление в Евросоюз, чешско-австрийские отношения, декреты Э. Бенеша, судетские немцы, АЭС «Те-мелин».
On May 1, 2004 the Czech Republic became a member of the European Union. This country had faced many challenges on its way to EU, which were mostly connected with its relations with Austria. The aim of the article is to research the influence of Czech-Austrian relations on the process of entering of the Czech Republic into EU in 1998—2004. Three issues are discussed in detail: cancellation of post-war decrees of President of Czechoslovakia E. Benes, situation with Czech nuclear power station Temelin, and the employment of Czech citizens in Austria.
Key words: Czech Republic, Austria, EU, EU entry, Czech-Austrian
relations, Benes decrees, Sudeten Germans, nuclear power station Temelin.
* * *
В 2004 г. сразу 10 стран пополнили ряды Евросоюза. В их числе была и Чехия, которая добилась этого права после шести лет переговоров. При этом Чешской Республике пришлось решать ряд непростых проблем, существующих во взаимоотношениях с соседней Австрией. Эти проблемы определяли не только развитие чешско-австрийских отношений на рубеже ХХ—XXI вв., но и весь процесс переговоров о принятии Чехии в Евросоюз. Поэтому данная тема вызывает исследовательский интерес.
В качестве источников для написания данной статьи привлекались документы официальных ведомств и политических партий
* Трухачев Вадим Вадимович, тел.: 8-903-119-96-18; e-mail: [email protected]
Чехии и Австрии1, а также печатная и электронная пресса и публицистика2.
Документы официальных ведомств и политических партий, среди которых особо выделяются чешско-австрийские договоры и соглашения, позволяют проследить общий уровень развития двусторонних отношений. Они дают представление о точках зрения официальных ведомств, партий и ведущих государственных деятелей двух стран на состояние чешско-австрийских связей.
В свою очередь, средства массовой информации концентрировались на наиболее сложных моментах этих отношений, а также на самых острых высказываниях политиков. Данный вид источников помог выявить существенные проблемы и наиболее непростые периоды в развитии отношений между двумя странами.
Чешско-австрийские отношения в 1998—2004 гг. недостаточно освещены в научной литературе. В России специально этой темой никто не занимался. Что касается Чехии и Австрии, то данный вопрос поднимался преимущественно или в статьях в специализированных изданиях, или в крупных работах, посвященных другой проблематике.
Из чешских исследователей, в той или иной мере касавшихся данной проблемы, следует отметить Д. Буркета, Т. Гавличека, М. Ма-реша, К. Полачкову, И. Штепановского, а также авторов «Истории Австрии»3. Среди австрийских выделяются работы А. Пайрлайтнера, А. Пелинки и З. Розенбергер, Г. Хинтереггера и А. Пече, Ф. Шандля4.
Непосредственно вопросу чешско-австрийских отношений накануне вступления Чехии в ЕС посвящены два сборника. Первый
1 См., например: Conclusions of the Melk Process and Follow-up // http://www. czechembassy.org/servis/soubor.asp?id=1047; Spolecne prohläsenl prezidentü CR a Rakouska Vaclava Havla a Thomase Klestila na schüzce ve Znojme // www.czechembas-sy.org/servis/soubor.asp?id=3257; FPÖ.10-Punkte Programm. EU-Erweiterung nicht ohne Wenn und Aber // http://www.fpoe.at/bundneu/programm/erweiterung.htm
2 См., например: Mlada fronta DNES. 22. rijna 2001; Die Presse. 23. November 2001; Радио Прага. 28.02.2003. Радиогазета // http://www.radio.cz/ru/statja/38103
3 Burket D. Temelin: Obejde se Rakousko bez Temelina? // 02.02.2007 // http:// neviditelnypes.lidovky.cz/temelin-obejde-se-rakousko-bez-temelina-fcz-/p_ekonomika. asp?c=A070201_105656_p_ekonomika_wag; Havllcek T. Trh prace a pracovne podminena migrace v cesko-rakouskem pohranici // http://www.pef.zcu.cz/pef/kge/veda/migrace/ trh.htm; Mares M. Nova rakouska vlada a ceske politicke spektrum // Integrace // http:// www.integrace.cz/integrace/clanek.asp?id=24; Poldckovd K. Ceska republika v rakouske zahranicni politice// Rakousko v evropske a stredoevropske politice. Brno, 2004. S. 32— 59; Stepanovsky J. Rakousko a rozsireni EU // Mezinarodni politika. 9/1999. S. 28—30; Veber V., aj. Dejiny Rakouska. Praha, 2002.
4 Hinteregger G., Petsche A. Österreich und die Osterweiterung der Europäischen Union. Wien, 2001; Payrleitner A. Rakusane a Cesi: svarlive pribuzenstvi. Praha, 2003; Pelinka A., Rosenberger S. Österreichische Politik: Grundlagen — Strukturen — Trends. Wien, 2007; Schandl F. Revanchismus in ökologischer Verkleidung. Temelin und die EU-Osterweiterung // http://www.krisis.org/f-schandl_temelin-osterweiterung.html
из них представляет собой собрание выступлений историков, дипломатов, политологов и экономистов двух стран на конференции, организованной министерствами иностранных дел двух стран в конце 2001 г.5 Во втором сборнике исследователи из Чехии и Австрии не только анализировали чешско-австрийские отношений в 1998—2004 гг., но и сравнивали экономику, внутреннюю политику,
общество и культуру двух стран в означенный период6.
* * *
Переговоры о вступлении Чехии в Евросоюз начались в 1998 г. Казалось бы, чешские власти могли возлагать на Австрию особые надежды в ускорении процесса приема в ЕС. Она представлялась самой близкой Чехии страной из всех входивших тогда в Евросоюз — хотя бы потому, что многие австрийцы имеют чешское происхождение (среди них и тогдашние президент Т. Клестил, и федеральный канцлер В. Клима).
Но на деле это не сыграло никакой роли. «Австрийцы чешского... происхождения стремятся поскорее превратиться в немцев и забыть о своих корнях»7, — объяснил данное обстоятельство австрийский политолог А. Пелинка. Получилось наоборот: на пути Чехии в ЕС встал австрийский барьер, на преодоление которого ушли годы.
Перед вступлением Австрии на пост председателя Евросоюза во втором полугодии 1998 г. представлявший Социал-демократическую партию канцлер Клима заявил, что «расширение ЕС не может быть скорым»8. Занимавший тогда пост главы МИД лидер Народной партии В. Шюссель высказался в подобном же духе: «Нужно отбросить в сторону излишний энтузиазм, сопровождающий расширение ЕС»9.
Самым сложным в двусторонних отношениях оказался вопрос об отмене послевоенных декретов президента Э. Бенеша. История проблемы такова. На встречах с представителями СССР и Великобритании в 1942—1943 гг. Э. Бенеш отметил неблаговидную роль, которую сыграли чешские немцы (называемые в Австрии «старо-австрийцами») сначала в отторжении от Чехословакии пограничных областей осенью 1938 г., а затем в оккупации чешских земель и Моравии гитлеровской Германией в 1939 г.
5 Ceská republika a Rakousko v sjednocující se Evrope. Praha, 2003.
6 Heiss G., Králová K., aj. Cesko a Rakousko po konci studené války: rüznymi cestami do nové Evropy. Praha, 2009.
7 Pelinka A. Rakousko a rozsírení EU // Cesko a Rakousko po konci studené války: rüznymi cestami do nové Evropy. S. 356.
8 Déjiny Rakouska. Praha, 2002. S. 595.
9 Mladá fronta DNES. 30. cervna 1998.
Э. Бенеш представил тогда проект выселения всех чешских немцев. Он был основан на том, что немцы считались гражданами Третьего рейха — в отличие от чехов, признанных гражданами протектората. Судетские немцы лишались своего имущества10. Решение о депортации немцев из Чехословакии было одобрено на Потсдамской конференции стран-победительниц в июле—августе 1945 г.11
В 1945—1946 гг. Э. Бенеш закрепил эти решения серией декретов. При этом слова «выселение» в документах не было. Конфискация имущества проводилась на основании того, что судетские немцы были гражданами другого государства (не Чехословакии, а Рейха), сотрудничали с оккупантами и были повинны в военных преступлениях. Все, кто ранее приобрел германский паспорт, утрачивали право на чехословацкий12.
Итогом реализации декретов на практике стало выселение более трех миллионов судетских немцев, из которых до 350 тыс. осело на территории Австрии. Там появилось землячество «староавстрий-цев» — изгнанных из Чехии немцев и их потомков. Они выдвинули требования отменить «декреты Бенеша» и вернуть утраченное имущество13.
В марте 1999 г. премьер-министр Чехии М. Земан подчеркнул, что нельзя поднимать вопросы, уходящие корнями в прошлое. «Чешское правительство исходит из того, что действие законов, принятых в 1945 г., в связи с изменением ситуации утратило силу»14.
Австрийская сторона придерживалась иного мнения. 11 мая 1999 г. парламент страны принял постановление, в котором призвал Чехию отменить декреты. От нее потребовали возместить
10 Ceskoslovensko-sovétské vztahy v diplomatickych jednáních 1939—1945. Doku-menty. Díl 2 (cervenec 1943 — brezen 1945). Praha, 1999. S. 145.
11 Amtliche Verlautbarung über die Konferenz von Potsdam vom 17. Juli bis 2. August 1945. Auszug // Deutsches Historisches Museum // http://www.dhm.de/lemo/html/do-kumente/Nachkriegsjahre_vertragPotsdamerAbkommen/index.html
12 Dekrety prezidenta republiky // Poslanecká snémovna parlamentu CR // http:// www.psp.cz/docs/laws/dek/; Dekret presidenta republiky ze dne 19. kvétna 1945 o neplat-nosti nékterych majetkové-právních jednání z doby nesvobody a o národní správé majet-kovych hodnot Némcü, Mad'arü, zrádcü a kolaborantü a nékterych organisací a ústavü // http://www.psp.cz/docs/laws/dek/51945.html; Dekret presidenta republiky ze dne 21. cervna 1945 o konfiskaci a urychleném rozdélení zemédélského majetku Némcü, Mad'arn, jakoz i zrádcü a neprátel ceského a slovenského národa // http://www.psp.cz/docs/laws/ dek/121945.html; Ústavní dekret presidenta republiky ze dne 2. srpna 1945 o úpravé ces-koslovenského státního obcanství osob národnosti némecké a madarské // http://www. psp.cz/docs/laws/dek/331945.html
13 Wer sind wir // Sudetendeutsche Landsmannschaft in Österreich // http://www. sudeten.at/index2.html
14 Dienstbier J. Cesi a némci — novy zacátek // Cesi a némci: déjiny, kultura, politika. Praha, 2002. S. 325—326.
гражданам Австрии моральные и материальные убытки, пригрозив в противном случае не пустить Чехию в ЕС15.
Еще одним камнем преткновения стала судьба чешской АЭС «Темелин», построенной по чернобыльскому образцу недалеко от австрийской границы в 80-е гг. ХХ в. В июле 1998 г. по настоянию Австрии было принято решение о начале на «Темелине» инспекций Еврокомиссии. Австрийцы потребовали предоставить им право решающего голоса в комиссии экспертов, Чехия возражала16.
На встрече глав государств ЕС в Кельне 4—6 июня 1999 г. было объявлено, что каждое государство вправе самостоятельно выбирать источники энергии, а австрийцы не получили права решающего голоса в экспертном совете17. Правительство Чехии приняло решение продолжить подготовку к запуску «Темелина». В ответ Австрия отказалась подписать главу «Энергетика» в договоре о вступлении в ЕС 10 новых членов18.
Третья проблема была связана с трудоустройством чешских граждан в Австрии. Австрийцы опасались, что огромное число граждан Чехии, как и других новых стран ЕС, хлынет на ее территорию в поисках работы. А ведь, как известно, население четырех соседних с ней стран-новичков Евросоюза в три с половиной раза превышает собственно австрийское. Канцлер В. Клима и глава МИД В. Шюссель дали понять, что будут добиваться ограничения возможности работать в Австрии для граждан всех новых стран ЕС на протяжении еще нескольких лет после того как произойдет расширение Евросоюза19.
Никаких исключений для Чехии австрийская сторона делать не стала. Даже несмотря на то, что чехов, желающих уехать на заработки в Австрию, было немного. Согласно опросам, только 6 тыс. чешских граждан собирались работать в Австрии и не более 300 тыс.
(4% населения) — в других странах ЕС20.
* * *
В конце января 2000 г. (по итогам парламентских выборов в Австрии 3 октября 1999 г.) была создана правящая коалиция в со-
15 Entschliessungsantrag von 11. Mai 1999 // Republik Österreich. Parlament // http:// www.parlament.gv.at/portal/page?_pageid=908,472152&SUCHE=1&dad=portal&sche ma=PORTAL
16 Mladá fronta DNES. 15. cervence 1998.
17 Stépanovsky J. Rakousko a rozsífení EU // Mezinárodní politika. 9/99. S. 28—30.
18 Mladá fronta DNES. 14. kvètna 1999; Greenpeace warnt Schüssel vor «UmfallerDomino» in Brüssel // http://www.greenpeace.at/home/stories/01-11-28-Schuessel_temelin. htm
19 Mladá fronta DNES. 4. února 2000.
20 Havllcek T. Trh práce a pracovnè podmínéná migrace v cesko-rakouském pohra-nicí // http://www.pef.zcu.cz/pef/kge/veda/migrace/trh.htm; Hinteregger G., Petsche A. Österreich und die Osterweiterung der Europäischen Union. Wien, 2001. S. 53.
ставе Народной партии и Партии свободы. В отличие от других партий, поддерживавших прием Чехии в ЕС, «свободные» этому противились. «Для нас расширение ЕС без всяких "если" и "но" не стоит на повестке дня»21, — говорилось в их программе. Так что вступление Чехии в ЕС могло быть задержано на долгие годы.
Едва Партия свободы вошла в правительство, как остальные члены Евросоюза, а также США, Канада и Израиль ввели против Австрии санкции, действовавшие до 27 сентября 2000 г. Этому способствовали слова ее лидера Й. Хайдера, которые он произнес
в 1991 г. и от которых не отрекся: «В Третьем рейхе была правиль-
22
ная политика занятости»22.
7 февраля новое правительство Австрии во главе с В. Шюссе-лем дало понять, что будет настаивать на возвращении Чехией су-детским немцам утраченного ими имущества: «Правительство на переговорах о расширении ЕС будет следить за соблюдением прав граждан других стран. Их нельзя исключать из процесса возвращения имущества прежним владельцам. Мы поддержим староавстрий-цев за границей»23.
Хайдер пошел дальше, заявив, что Австрия потребует компенсации для судетских немцев и австрийских граждан, отправленных в Чехословакию на принудительные работы. В ответ 8 февраля 2000 г. глава МИД Чехии Я. Каван объявил о присоединении своей страны к санкциям против Австрии. Требование о возвращении имущества судетским немцам Чехия отвергла24.
Но, несмотря на очевидное обострение, отношения двух стран не были полностью заморожены. С обеих сторон звучали и примирительные речи. Так, президенты В. Гавел и Т. Клестил подчеркнули, что наличие спорных вопросов не является препятствием для вступления Чехии в Евросоюз, а канцлер В. Шюссель отверг обвинения в том, что Австрия блокирует принятие Чехии в ЕС25.
В мае 2000 г. в ходе очередного раунда переговоров о вступлении в ЕС власти Чехии представили данные, согласно которым выехать на заработки в другие страны желали не более 20 тыс. чехов. Но Австрия не собиралась обсуждать этот вопрос отдельно с Чехией, а говорила о соседях в целом. Она указала, что до 150 тыс. граждан Венгрии, Польши, Словакии и Чехии хотели бы работать на ее
21 FPÖ.10-Punkte Programm. EU-Erweiterung nicht ohne Wenn und Aber // http:// www.fpoe.at/bundneu/programm/erweiterung.htm
22 «Ordentliche Beschäftigungspolitik» // ORF // http://www.orf.at/0609163953/?hr ef=http%3A%2F%2Fwww.orf.at%2F060916-3953%2F3964txt_story.html
23 Mlada fronta DNES. 8. unora 2000.
24 Ibidem.
25 Radio Prag. Nachrichten. 31.8.2000 // http://www.archiv.radio.cz/news/DE/2000/ 31.08.html Rakousko chce drzet Temelin v sachu // zpravy.idnes.cz. 29.8.2000 // http:// www.zpravy.idnes.cz/domaci.asp?r=domaci&C=A000828170940domaci_jpl&l=1&t= A0008281700949domaci_jpl&r2=domaci
территории. Результатом открытия рынка труда Австрии, по мнению ее руководства, будет падение уровня жизни и сворачивание социальных программ26.
Во второй половине 2000 г. в центре внимания оказался вопрос о судьбе АЭС «Темелин». В начале октября состоялся ее пробный пуск, в ответ активисты экологических организаций совместно с членами австрийских политических партий начали 6 октября 2000 г. блокаду пограничных переходов. Акция рассматривалась ее инициаторами как «способ заставить руководство Чехии пойти на уступки и перенести проблемы "Темелина" на международный уровень»27.
11 октября 2000 г. правительство Чехии выступило с заявлением в адрес Австрии. В нем указывалось, что блокада нарушает право людей на свободное передвижение. Чешская сторона потребовала немедленно снять блокаду переходов28. В ситуацию срочно вмешалась Еврокомиссия. Комиссар ЕС по расширению Г. Ферхойген призвал глав правительств обеих стран сесть за стол переговоров. Он признал право австрийцев на выражение недовольства, но осудил такую его форму, как блокада пограничных переходов29.
На встрече Евросоюза 15 ноября 2000 г. c подачи Австрии было принято решение о приостановке переговоров о вступлении в ЕС с Чехией в связи с ситуацией вокруг «Темелина». Спустя три дня Чехия приостановила работу первого энергоблока АЭС. После этого австрийские демонстранты, требовавшие закрытия станции, разблокировали пограничные переходы30.
27 ноября Австрия официально сняла свои претензии к Чехии по поводу главы «Экология» Договора о вступлении в ЕС31. И это открыло дорогу к переговорам глав правительств двух стран по «Те-мелину» при посредничестве Еврокомиссии, которые состоялись 12 декабря 2000 г. в австрийском городке Мельк. По их окончании стороны заключили соглашение, которое обязывало Чехию предоставлять Австрии информацию о запусках энергоблока и экологической обстановке вокруг АЭС. Австрия брала на себя обязательства «обеспечить свободное передвижение людей и товаров» и продолжать переговоры с Чехией о подписании глав «Экология» и «Энергетика» Договора о вступлении в ЕС32.
26 Mlada fronta DNES. 22. kvetna 2000.
27 Warum eine Blockade? // Wiener Nachrichten Online. 16.10.2000 // http://www. wno.org/newspages/pol.36_html
28 Zaznam z tiskove konference po schüzi vlady CR ve stredu 11. rijna 2000 // http:// www/vlada.cz/tiskkonf/rok00/tisk1011.htm
29 Mlada fronta DNES. 19. rijna 2000.
30 Ibid. 21. listopadu 2000.
31 Ibid. 28. listopadu 2000.
32 Protokol z jednani mezi ceskou a rakouskou vladou, vedenych mezi predsedou vlady Zemanem a spolkovem kanclerem Schüsselem za ucasti komisare Verheugena // http:// www.czechembassy.org/wwwo/mzv/default.asp?id=17716&idoc.10653&idj=1&amb=1
Однако до решения проблемы было далеко. Вопреки взятым на себя обязательствам, Австрия до конца года так и не подписала главу «Энергетика». Вопрос о «Темелине» остался препятствием на пути Чехии в Евросоюз.
* * *
В следующем, 2001 г. Чехия и Австрия смогли найти промежуточное решение вопроса о чешских гражданах, которые захотят работать в Австрии. Чешская сторона призвала обсуждать условия трудоустройства граждан каждой из стран-кандидатов в отдельности, указывая, что «число чехов, готовых отправиться на работу за рубеж, не превышает 200 тыс.»33.
В ответ Австрия призвала ввести 7-летний запрет на трудоустройство граждан новых государств ЕС на своей территории. Делом пришлось заняться Еврокомиссии. В результате был предложен компромисс: чехи смогут работать за границей, но будут обязаны получить на это разрешение принимающей стороны34. Вопрос был снят.
Что касается проблемы «Темелина», то вокруг нее вновь закипели жаркие споры. Австрия отказывалась подписывать документ о соответствии Чехии европейским стандартам в области атомной энергетики. 10 апреля 2001 г. Чехия передала Австрии заключение о влиянии АЭС на окружающую среду, но канцлер В. Шюссель выразил неудовлетворение документом. «Процесс изучения воздействия АЭС на экологию я считаю приостановленным»35, — сказал он.
4 сентября 2001 г. Австрии удалось одержать победу в Европар-ламенте. Там была принята резолюция о необходимости провести международную конференцию по «Темелину», в центре внимания которой стояли бы вопросы финансирования АЭС36. Чешско-австрийские переговоры о судьбе АЭС вновь оказались на грани срыва.
В ситуацию вмешалась Еврокомиссия. Она призвала Чехию и Австрию продолжить консультации в рамках соглашения, подписанного ранее в Мельке37. После этого заявления Чехия подала сигнал о готовности продолжить переговоры, и это повлияло на дальнейший ход событий. В начале ноября 2001 г. была приостановлена работа первого энергоблока «Темелина». На АЭС были приглашены инспекторы Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ)38.
33 Mlada fronta DNES. 19. brezna 2001.
34 Ibid. 7. kvetna 2001.
35 Ibid. 25. cervna 2001.
36 Ibid. 11. zari 2001.
37 Bude dal Temelin rozdelovat Prahu a Viden? 30.11.2001 // http://www.cssd.cz/vis-mo_archiv/dokumenty2.asp?u=422010&id_org=422010&id=107480
38 Infopraga — ^вости за 16—30 ноября 2001 г. // http://www.infopraga.com/ web/arc/news2001/arc16.11_30.11.htm
4 ВМУ, история, № 6
49
Австрия повела себя иначе. В. Шюссель потребовал, чтобы Чехия взяла на себя обязательство рано или поздно закрыть «Теме-лин»39. Но 16 ноября 2001 г. из Брюсселя в Вену было направлено письмо, где Австрии отказывали в созыве конференции по «Теме-лину». Одной из причин этого стало как раз несогласие Чехии на проведение форума40.
Шюссель уступил давлению Евросоюза. 29 ноября 2001 г. он отправился в Брюссель, где вместе с чешским премьер-министром М. Земаном и комиссаром ЕС по расширению Г. Ферхойгеном поставил подпись под новым соглашением о «Темелине». Оно стало частью главы «Энергетика» договора о вступлении Чехии в ЕС. Документ отчасти повторял текст соглашения в Мельке, но в него были внесены дополнения. Так, обе стороны признавали необходимость следования принятым в Европе стандартам безопасности. Чехия обязывалась признать интересы Австрии как соседнего государства при оценках уровня безопасности чешских АЭС.
Но главное заключалось в том, что данное соглашение должно было стать частью Заключительного акта о вступлении в Евросоюз 10 новых государств. За Чехией признали право на запуск «Теме-лина», а проблема АЭС перестала быть препятствием на ее пути в Евросоюз41. Так что договор был, скорее, победой чешской стороны.
Однако подписание данного документа не означало, что Австрия перестала быть препятствием на пути Чехии в ЕС. Что и показал следующий 2002 г.
В январе 2002 г. чешско-австрийские отношения вновь обострились. Выразив свое возмущение по поводу договора в Брюсселе, Партия свободы начала сбор подписей за проведение общенационального референдума за закрытие «Темелина». В противном случае, по мнению сторонников Й. Хайдера, путь в ЕС для Чехии должен был быть закрыт42.
На это отреагировал чешский премьер-министр М. Земан, заявивший следующее: «Чем раньше Австрия избавится от Хайдера, тем лучше»43. Продолжая заочную полемику с австрийским политиком, глава чешского правительства сказал, что акция по сбору подписей направлена не на остановку «Темелина», а против членства Чехии в ЕС. В заключение Земан произнес резкие слова уже в адрес соседней страны: «Австрия была не жертвой нацистской Германии, а ее первым союзником»44.
39 Mladâ fronta DNES. 22. rijna 2001.
40 Die Presse. 23. November 2001.
41 Conclusions of the Melk Process and Follow-up//http://www.czechembassy.org/ servis/soubor.asp?id=1047
42 Haider: Veto gegen Temelin // Wiener Nachrichten Online. 25.01.2002 // http:// www.wno.org/newspages/chr02_html
43 Mladâ fronta DNES. 16. ledna 2002.
44 Prâvo. 22. ledna 2002.
Высказывания социал-демократа Земана вызвали бурную реакцию в обоих государствах. Глава чешской Гражданско-демокра-тической партии В. Клаус отметил, что «чешско-австрийские отношения и так осложнены. С помощью такой прямолинейной политики мы ничего не добьемся»45. Свое несогласие с премьером обозначил и президент В. Гавел46.
В то же время будущий глава МИД, представитель коалиции Христианско-демократического союза и Народной партии Ц. Свобода поддержал социал-демократа Земана: «От речей Хайдера, посвященных нам (Чехии. — В.Т.), повеяло духом выступлений Гитлера»47.
Острой была реакция на высказывания Земана в Австрии. Председатель Социал-демократической партии (федеральный канцлер в 2006—2008 гг.) А. Гузенбауэр заявил, что чешский премьер-министр добавил авторитета противникам приема Чехии в ЕС, так как вмешался во внутренние дела Австрии. Представитель Народной партии, глава МИД Б. Ферреро-Вальднер отметила, что однозначно отвергает высказывания Земана. В МИД Австрии были составлены две ноты протеста. Одну глава австрийского внешнеполитического ведомства лично передала чешскому послу в Вене, а другую посол Австрии в Праге вручил министру иностранных дел Чехии Я. Кавану48.
Но главную лепту в развитие скандала с австрийской стороны внес Й. Хайдер. По его мнению, Земан выразил официальную точку зрения Чехии. Исходя из слов чешского премьера, Хайдер сделал однозначный вывод о возможности вхождения Чехии в Евросоюз: «С таким мышлением в Европе делать нечего»49.
31 января 2002 г. с подачи депутатов от Партии свободы австрийский парламент потребовал от правительства сосредоточить усилия на отмене «декретов Бенеша». Ответ дал занимавший тогда пост вице-премьера Чехии (премьер-министр в 2002—2004 гг.) В. Шпидла: «Правительство, в котором будут социал-демократы, этой дорогой не пойдет»50. С этого момента акценты в чешско-австрийских отношениях сместились с «Темелина» на возможность отмены декретов.
13 февраля 2002 г. в ходе визита в Вену председателя нижней палаты парламента В. Клауса тему отмены декретов поднял президент Австрии Т. Клестил. Он подчеркнул, что чешской стороне
45 Klaus: Vyroky Zemana k Haiderovi a Temelinu jsou velmi nest'astné // Tiscali. Zpra-vodajstvi. 21.1.2002 // http://www.archiv.tiscali.cz/news/news_center_020121_414663.html
46 Mlada fronta DNES. 21. ledna 2002.
47 Ibid. 16. ledna 2002.
48 Ibidem.
49 Haider: Veto gegen Temelin.
50 Lidové noviny. 2. ùnora 2002.
пора признать беззаконие, которое творилось в отношении судет-ских немцев51.
С австрийским президентом фактически согласился комиссар ЕС по расширению Г. Ферхойген. Он заявил, что «декреты Бене-ша», касающиеся изъятия имущества, не соответствуют современным законам как Чехии, так и всей Европы52. 13 марта 2002 г. Евро-парламент потребовал от Чехии направить «декреты Бенеша» в правовую комиссию ЕС для экспертизы на соответствие их стандартам Евросоюза53.
В результате чешская сторона подготовила отчет о том, что декреты не противоречат законодательству ЕС. 3 апреля 2002 г. он был передан в Европарламент54. Такое развитие ситуации обеспокоило В. Клауса: «Это показывает, что в связи со вступлением в ЕС ставятся под сомнение имущественные и правовые отношения в Чешской Республике... Для нас это абсолютно неприемлемо»55.
С Клаусом были солидарны и представители других партий. 24 апреля 2002 г. нижняя палата парламента Чехии приняла постановление, согласованное всеми партиями. В документе отмечалось, что Чехия отвергает переговоры о пересмотре итогов Второй мировой войны. Касаясь будущего декретов, депутаты отметили: «правовые и имущественные отношения, вытекающие из них, неизменны»56.
Чешско-австрийские отношения вновь обострились, но в то же время делались и примирительные жесты. Так, федеральный канцлер Австрии В. Шюссель отказался провести референдум о судьбе «Темелина», на чем настаивал Й. Хайдер57. Не в последнюю очередь разногласия по этому вопросу способствовали развалу австрийской правящей коалиции и назначению на ноябрь 2002 г. досрочных парламентских выборов.
Главный вклад в нормализацию двусторонних отношений внесли президенты В. Гавел и Т. Клестил на встрече 5 сентября 2002 г. Главы государств призвали к деловой дискуссии по всем вопросам. Описывая двусторонние отношения, президенты подчеркнули: «Века тесных связей и общее наследие объединяют чехов и австрийцев
51 Radio Praha. Zpravy. 13.02.2002 // http://www.radio.cz/cz/zpravy/24101
52 Mlada fronta DNES. 2. brezna 2002.
53 Pravo. 14. brezna 2002.
54 Радио Прага. Новости. 03.04.2002 // http://www.radio.cz/ru/novosti/26491
55 Prohlaseni Vaclava Klause k vyroküm komisare Verheugena // 13.3.2002 // http:// www.ods.cz
56 Usneseni Poslanecke snemovny ze 49. schüze. 24. dubna 2002 // Poslanecka sne-movna parlamentu CR // http://www.psp.cz/sqw/text/text.sqw?C=2315&T=K1998PSP 3U&q=dekrety&lem=1&j=1&d1=1
57 Haider: \feto gegen Temelin...
не только как соседей, но и как будущих партнеров в рамках расширенного Евросоюза»58.
14—15 июня в Чехии прошли парламентские выборы, причем австрийская тематика не занимала в ходе предвыборной кампании какого-либо заметного места. В Австрии же карта отношений с соседями разыгрывалась активнее. Основная борьба по вопросу о принятии Чехии в ЕС развернулась между Народной партией и Партией свободы. В предвыборной программе первой говорилось, что «объединение Европы послужит укреплению безопасности нашей страны»59. Мнение Партии свободы выразила вице-канцлер С. Рис-Пассер: «Чехию нельзя принимать в ЕС»60.
В итоге победу на выборах 24 ноября 2002 г. одержала Народная партия, набравшая 42,3% голосов. Социал-демократы с 36,5% заняли второе место, а Партия свободы получила 10%. Хотя правящая коалиция сохранилась, влияние в ней ультраправых значительно уменьшилось61.
Отказ австрийских руководителей от резкой риторики был во многом обусловлен победой Чехии 1 октября 2002 г.: в тот день комиссия европейских экспертов вынесла вердикт о том, что декреты Бенеша не противоречат основам законодательства ЕС. Была лишь сделана оговорка, что на их основе нельзя принимать законы в будущем62.
14 декабря 2002 г. на встрече ЕС в Копенгагене было принято решение о присоединении к Евросоюзу с 1 мая 2004 г. 10 новых стран, в том числе и Чехии. Австрийский канцлер В. Шюссель скрепил подписью Договор о вступлении в ЕС 10 новых членов, в приложении к которому были зафиксированы и чешско-австрийские договоренности по АЭС «Темелин»63.
Кроме того, в документе указывалось, что все государства ЕС обязаны давать преимущество при устройстве на работу гражданам стран — членов Евросоюза перед гражданами третьих государств. В то же время с целью сократить отрицательное воздействие на рынок труда от расширения Евросоюза Австрия получала право ограничить доступ чехов на работу на своей территории64. Вопрос о приеме Чехии в ЕС был практически решен.
58 Spolecne prohlaseni prezidentü CR a Rakouska Vaclava Havla a Thomase Klestila na schüzce ve Znojme // www.czechembassy.org/servis/soubor.asp?id=3257
59 ÖVP. Das Österreich-Programm. Vorwort // http://www.oevp.at
60 PayrleitnerA. Rakusane a Cesi: svarlive pribuzenstvi. Praha, 2003. S. 151.
61 Dejiny Rakouska. S. 604.
62 Nemecky expert v posudku pro EU: Dekrety nebrani vstupu CR. 1.10.2002 // http:// www.cssd.cz/vismo_archiv/dokumenty2.asp?u=422010&id_org=422010&id=228183
63 Radio Prag. Wochenschau. 14.12.2002 // http://www.radio.cz/de/artikel/35542
64 Ibidem. Smlouva o pristoupeni k Evropske unii // http://www.euroskop.cz/cze/article. asp?id=41201&cat=5164&ts=4ec41
В 2003-м — начале 2004 г. основным спорным вопросом в отношениях двух стран стали условия работы чешских граждан в Австрии. Австрийская сторона сделала так, что чехи фактически были вынуждены получать рабочую визу. Австрийский работодатель должен был подать заявление в компетентный орган своей страны, а затем этот орган выдавал чехам разрешение на работу. Взяв с собой разрешение, чехи шли в австрийское консульство, где оформляли вид на жительство в Австрии65.
Но социальные вопросы не сильно влияли на двусторонние отношения. Эстафету их развития принял от В. Гавела ставший в марте 2003 г. президентом Чехии В. Клаус, который объявил развитие связей с Австрией одним из приоритетов внешней политики. В ответ сохранивший пост канцлера Австрии В. Шюссель назвал вступление Чехии в ЕС «исполнением своей мечты»66.
Но для завершения процесса вхождения Чехии в ЕС еще оставались препятствия. Первый барьер в лице Европарламента был успешно преодолен 9 апреля 2003 г., несмотря на сопротивление Партии свободы и ряда депутатов от германского ХДС/ХСС67. 16 апреля австрийский канцлер В. Шюссель скрепил своей подписью Договор о вступлении в ЕС 10 новых членов, в приложении к которому были зафиксированы и чешско-австрийские договоренности по АЭС «Темелин»68. Еще одно препятствие было снято 1 июня, когда свыше 65% австрийцев одобрили расширение Евросоюза на общенациональном референдуме69.
Последнюю попытку помешать приему Чехии в ЕС Партия свободы предприняла в австрийском парламенте. Ее представители указали, что относятся к расширению ЕС критически. Но все прочие партии были готовы голосовать «за». Канцлер В. Шюссель заявил, что это «уникальный шанс создать в ЕС группу стран Центральной Европы»70. 3 декабря 2003 г. положительное для Чехии решение было принято71.
* * *
Говоря о чешско-австрийских отношениях на рубеже тысячелетий, чешские историки М. Кунштат и В. Хандль указали на их противоречивость: «С одной стороны, было стремление придать
65 Lidove noviny. 27. srpna 2003.
66 Ibidem; Радио Прага. 28.02.2003. Радиогазета // http://www.radio.cz/ru/stat-ja/38103
67 Radio Praha. Zpravy. 09.04.2003 // http://www.radio.cz/cz/zpravy/39591
68 Radio Prag. Wochenschau. 14Л2.2002// http://www.radio.cz/de/artikel/35542
69 Referendum v Rakousku // Cesky Rozhlas. 01.06.2003 // http://www.rozhlas.cz/ evropskaunie/referenda/_zprava/75947
70 Wiener Zeitung. 10. Juli 2003.
71 Lidove noviny. 4. prosince 2003.
отношениям новое качество. С другой — излишняя эмоциональность при решении спорных вопросов»72.
Это проявилось и в самих переговорах о вступлении Чехии в ЕС, и в их результатах. С одной стороны, проблемы в отношениях c Австрией не помешали Чехии войти в Евросоюз. С другой — ни одна из проблем не была решена полностью. Причем степень решения каждой из них оказалась разной.
Вопрос о свободном поиске работы в Австрии для чешских граждан был урегулирован почти полностью. Проблема «Темели-на» оказалась решена лишь частично. Ее окончательный исход будет зависеть от общего развития атомной энергетики в странах ЕС и степени влияния на власти экологических организаций.
Решение проблем, связанных с «декретами Э. Бенеша», за время переговоров о вступлении Чехии в ЕС не сдвинулось с мертвой точки. В течение всего обозначенного периода Чехия говорила об их незыблемости, а Австрия требовала их отмены. Никакого соглашения по этому поводу стороны так и не подписали. Оказалось, что само по себе членство обоих государств в Евросоюзе не является обстоятельством, способным положить конец длительному спору вокруг тяжелой истории взаимоотношений двух народов.
1 мая 2004 г. Чехия стала членом ЕС, а ее отношения с Австрией перешли в новую фазу. Отныне они представляют собой отношения двух государств единой Европы. Дальнейшее их развитие будет зависеть как от желания политиков двух стран договориться, так и от обстановки в Европе в целом. Теперь в развитии чешско-австрийских отношений в той или иной степени принимают участие все страны ЕС, и главным образом руководство европейских структур.
Список литературы
1. Burket D. Temelín: Obejde se Rakousko bez Temelína? 02.02.2007 // http://neviditelnypes.lidovky.cz/temelin-obejde-se-rakousko-bez-temelina-fcz-/p ekonomika.asp?c=A070201_105656_p_ekonomika_wag
2. Ceská republika a Rakousko v sjednocující se Evrope. Praha, 2003.
3. Havlícek T. Trh práce a pracovne podmínena migrace v cesko-rakouském pohranicí // http://www.pef.zcu.cz/pef/kge/veda/migrace/trh.htm
4. Heiss G., Králová K., aj. Cesko a Rakousko po konci studené války: ruznymi cestami do nové Evropy. Praha, 2009.
5. Hinteregger G., Petsche A. Österreich und die Osterweiterung der Europäischen Union. Wien, 2001.
6. Mares M. Nová rakouská vláda a ceské politické spektrum // Integrace// http://www.integrace.cz/integrace/clanek.asp?id=24
72 Handl V., Kunstát M. Strední Evropa v zahranicní politice Ceské republiky // Cesko a Rakousko po konci studené války: ruznymi cestami do nové Evropy. S. 64.
7. PayrleitnerA. Rakusane a Cesi: svárlivé príbuzenství. Praha, 2003.
8. Pelinka A., Rosenberger S. Österreichische Politik: Grundlagen — Strukturen —Trends. Wien, 2007.
9. Polácková K. Ceská republika v rakouské zahranicní politice // Rakousko v evropské a stredoevropské politice. Brno, 2004.
10. Schandl F. Revanchismus in ökologischer Verkleidung. Temelin und die EU-Osterweiterung // http://www.krisis.org/f-schandl_temelin-osterweiterung. html
11. Stepanovsky J. Rakousko a rozsírení EU // Mezinárodní politika. 9/1999.
12. Veber V., aj. Dejiny Rakouska. Praha, 2002.
Поступила в редакцию 13 января 2010 г.