Научная статья на тему 'Черты стиля Э. Денисова на примере хорового цикла «Приход весны»'

Черты стиля Э. Денисова на примере хорового цикла «Приход весны» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
947
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
КОМПОЗИЦИЯ / ОБРАЗНАЯ СФЕРА / ГАРМОНИЯ / ФАКТУРА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Равикович Лидия Леонидовна

В статье рассматривается сочинение выдающегося современного композитора Эдисона Денисова, которое является его единственным опусом, написанным для хора a cappella на светский текст. В центре внимания автора анализ музыкально-выразительных средств, позволяющий выявить отличительные особенности письма московского мастера, его музыкального мышления, стиля и творческого метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Черты стиля Э. Денисова на примере хорового цикла «Приход весны»»



SCIENCE TIME

ЧЕРТЫ СТИЛЯ Э. ДЕНИСОВА НА ПРИМЕРЕ ХОРОВОГО ЦИКЛА «ПРИХОД ВЕСНЫ»

Равикович Лидия Леонидовна, Красноярская государственная академия музыки и театра, г. Красноярск

E-mail: llravikovich@list.ru

Аннотация. В статье рассматривается сочинение выдающегося современного композитора Эдисона Денисова, которое является его единственным опусом, написанным для хора a cappella на светский текст. В центре внимания автора - анализ музыкально-выразительных средств, позволяющий выявить отличительные особенности письма московского мастера, его музыкального мышления, стиля и творческого метода.

Ключевые слова: композиция, образная сфера, гармония, фактура.

В многообразном творчестве Эдисона Денисова хоровая музыка занимает особое место. Будучи одним из самых ярких мастеров русского музыкального искусства ХХ столетия, композитор в течение всей своей творческой жизни создавал хоровые произведения разных жанров. Композитор очень любил писать для хора, по его словам «гибкого и живого организма». В его наследии -оратории, кантаты, хоровые циклы, сочинения для камерного хора (вокального ансамбля). При этом подчеркнем, что основная часть хоровых произведений Денисова связана с культовой тематикой. К ним относятся Реквием, оратория «История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа» на тексты из Нового завета и православной литургии, Kyrie для хора и оркестра (своеобразное досочинение незаконченного Kyrie Моцарта), «Свете тихий» для смешанного хора a cappella на текст из православной Вечерни. Сюда также примыкает сюита из музыки к спектаклю по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» для смешанного хора, челесты и ударных инструментов, куда вошли четыре хора на канонические тексты: «Господи, помилуй», «Да исправится молитва моя», «Свете тихий» и «Аллилуйя».

Единственное «светское» произведение Денисова для хора - цикл «Приход весны», созданный в 1984 году. Его литературной основой послужили стихи замечательного русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета (1820 - 1892),

SCIENCE TIME

творчество которого всегда привлекало многих композиторов. Действительно, Фет заслуженно и широко известен как тонкий лирик, чуткий художник, создавший яркие, незабываемые картины природы, отразивший сложнейшие переживания человеческой души. Главными для поэта были «вечные» темы: красота, любовь, природа. Эти три составляющие тесно связаны между собой, переплетены и образуют единый художественный мир, в котором Фет достигает исключительной свободы, глубины и полноты выражения эмоций.

Обратившись к текстам одного из самых музыкальных поэтов XIX века, Денисов создает пятичастный цикл, отличающийся оригинальной образной концепцией. Хоры, вошедшие в данный опус, представляют собой контрастные картины природы, сменяющие друг друга в порядке земного календаря: от осени к лету, причем зимнему времени года, в отличие от остальных, композитор посвятил два хора: № 2 «Зимняя ночь» и № 3 «Белая равнина».

Для своего цикла Денисов отобрал пять стихотворений Фета, не связанных между собой и написанных в разные годы жизни поэта: с 1841 по 1885. В ходе работы над произведением композитор дал новые названия трем из них, оставив в неприкосновенности первое и пятое («Осень» и «Вечер»). Так, второй хор на стихи «Есть ночи зимней блеск и сила» он назвал «Зимняя ночь», третий на текст стихотворения «Чудная картина» - «Белая равнина», а четвертый на стихи «Уж верба вся пушистая» - «Приход весны». Такие коррективы были художественно целесообразны и оправданы. Выделяя главное смысловое ядро стихотворения, акцентируя на нем свое внимание, автор сразу вводит слушателя в образно-эмоциональный строй произведения.

Очевидно, что стихи Фета, скомпонованные в определенной последовательности, составили новый цикл с типичным программным названием, в котором контрастные картины-настроения образуют в совокупности идею движения от «мрака к свету», от увядания жизни к ее расцвету. Подобная жизнеутверждающая концепция характерна для творчества композитора, который говорил: «В музыке должно быть понятие света, должна быть вера, свет должен быть и в жизни» [3, с. 49].

Следует отметить, что данное произведение отличается необычайной цельностью, обусловленной общим для всех хоров образно-эмоциональным содержанием. Каждая часть представляет собой законченную миниатюру, а вместе они слиты в целостный цикл, скрепленный единством лирико-созерцательного настроения.

Все пять хоров роднят и общие композиционные принципы. Организация музыкальной формы в каждом из них происходит на основе структуры поэтического текста и определяется как сквозная строфическая, в которой каждой строфе поэтического текста соответствует новый музыкальный

материал. Исключением является четвертый хор «Приход весны», где, наряду со строфичностью, присутствуют черты трехчастной репризности.

При этом в композиции цикла явно обнаруживаются черты структурной симметрии. Так, сердцевиной произведения является лирическая миниатюра «Белая равнина», имеющая двухчастную строфическую форму. Она обрамляется хорами «Зимняя ночь» (№ 2) и «Приход весны» (№ 4), структура которых в результате группировки строф и контраста приобретает черты трехчастности: первая строфа играет роль экспозиции, вторая имеет признаки срединно-разработочного построения, а третья выполняет итоговую функцию. В крайних частях цикла (№ 1 «Осень» и № 5 «Вечер»), которые окружают вторую и четвертую, наблюдается аналогичный принцип, они обе написаны в строфической форме с чертами трехчастности.

Подчеркнем, что композиционное и драматургическое сходство частей цикла связано с образным содержанием стихотворений, положенных в основу, являющихся, в сущности, поэтическими картинами на одну тему (времена года). Денисов группирует хоры по принципу взаимодополнения, стремясь в самой последовательности раскрыть художественную идею, заключенную в стихах Фета, - любовь к родной природе. Этим обусловлено и сходство структурных принципов и динамического профиля частей цикла. Композитор сохраняет опору на строфичность, подчеркивая окончание каждой строфы интонационной и гармонической каденцией. Вместе с тем музыкальное развитие подчиняется принципу непрерывного обновления материала в связи с движением образов поэтического текста.

К факторам, укрепляющим композицию, следует также отнести тонально -гармонические средства, в частности, оппозицию мажора и минора, которая в хорах цикла проявляется на разных уровнях: от сопоставления аккордов одноименных и параллельных тональностей в пределах фраз и предложений до ладового противопоставления разделов формы. К ним относится также тональный план цикла с функционально четким каркасом в виде автентического каданса (минорная доминанта - тоника), который придает сочинению логическую стройность и завершенность: e - G (№ 1), a - D (№ 2), D - cluster (№ 3), e - D (№ 4), A (№ 5).

Очевидно, что произведение сочетает в себе принцип тонального контраста и тонального родства хоров. Тоники основных тональностей образуют диатоническую последовательность в пределах квинты и связаны между собой первой степенью родства. Так, тоника e-moll, будучи параллелью G-dur, является субдоминантой по отношению к D-dur и доминантой по отношению A-dur. В свою очередь тоника a-moll является субдоминантой по отношению к e-moll и доминантой по отношению к D-dur. Последняя родственна предыдущим и является в данном случае объединяющей, но композитор, используя красочные

»

642

модуляции, завершает весь цикл в A-dur, что художественно более убедительно. Светлая диезная тональность после e-moll воспринимается особенно свежо, ярко подчеркивая глубинно оптимистическую концепцию всего произведения. Кроме того, квартовое соотношение крайних звеньев тонального плана и его разомкнутость (е - A) приобретает символический смысл, олицетворяя непостижимость тайны мироздания. Благодаря этому возникает эффект смысловой открытости, недосказанности, что весьма характерно для творческого стиля композитора.

Для гармонического языка цикла также характерно применение терцовых созвучий, нередко усложненных добавочными тонами, аккордов нетерцового строения (моно- и полиинтервальных), последований из мягко диссонирующих созвучий как в виде параллелизма (точного или вариантного), так и в виде особого рода многоголосных перемещений, всевозможных полигармонических комплексов, разрешающихся в консонирующие трезвучия. Денисов расширяет диатоническую сферу за счет альтерации ступеней, инотональных элементов, неожиданных модуляций. Разумеется, это имеет определенную художественную цель - передать образно-эмоциональное содержание поэтического текста, отличающегося медитативным, лирико-созерцательным характером.

Нельзя не сказать и об интонационных связях, способствующих целостности конструкции. Функцию тематического объединения выполняют многочисленные интонационно родственные мелодические обороты, пронизывающие все части цикла: секундовые, терцовые, квартовые, трихордовые. Есть в цикле и сквозная музыкальная интонация g - fis - g, напоминающая своеобразное секундовое «качание». Она проходит через все части цикла, появляясь в качестве начальной, вершинной (в кульминации), итоговой (в заключительных тактах). Данная интонация, меняя гармоническую окраску, приобретает значение ключевой и принадлежит к числу существенных факторов, объединяющих циклическую композицию, придающих ей черты внутренней цельности и законченности.

Это особенно существенно, если учесть, что мелодия хоров цикла не укладывается в рамки периодических структур, и форма целого возникает на основе непрерывного развития мельчайших тематических элементов-мотивов, субмотивов, ритмических последовательностей и даже интервалов. Таким образом, к структурным особенностям произведения следует отнести также принцип постоянного интонационного обновления минимотивов, которые появляются каждый раз в ином ритмосинтаксическом контексте, в сцеплении-сопряжении с другими интонационными элементами, подвергаются вариантным преобразованиям, образуя свободную, непрерывно льющуюся мелодическую линию.

Скрепляют форму целого и две ритмоформулы: триольная мотивная

»

643

фигура и пунктирная речитативная ячейка в характере возгласа. Они повторяются во всех хорах цикла и создают тонкую игру песенного и речевого элементов. В целом для произведения характерно своеобразное сочетание двух типов ритмики: регулярной и нерегулярной. К первой следует отнести неизменность такта, классические размеры (3/4, 4/4), бинарное соотношение длительностей, равномерные ритмические рисунки. Нерегулярная ритмика проявляется в неквадратности построений, в полихронных контрапунктирующих сочетаниях голосов, в постоянном вкраплении тернарности (триольные восьмые и триольные четверти, которые наслаиваются на дуольные), синкопированном и пунктирном ритме.

Важную роль играет и фактура, которая участвует в формировании образно -жанровой сферы, а также является действенным фактором музыкального развития и драматургии произведения. В хорах цикла используется, как правило, три типа фактуры: гомофонно-гармонический, полифонический и смешанный, сочетающий в одновременности различные принципы и компоненты звуковой ткани. Последний тип следует отнести к характерным особенностям данного цикла. Чаще же всего в музыке чередуются, сопоставляются, интегрируются подчас противоположные, по сути, принципы организации музыкального материала. Ее разноплановость в полиморфных образованиях подчеркивается самостоятельной логикой каждого пласта, их независимостью друг от друга, обособленностью, которая достигается за счет регистровой удаленности, различного комплекса интонаций (полимелодикой), метроритмических единиц (полиритмией) и нередко собственной звуковысотной организацией (политональностью).

Активное действие фактуры многообразно выражается в ее связях с музыкальной формой. Композитор широко использует разного рода смены (сопоставления) изложения, происходящие в узловых участках композиции (начальные и завершающие фазы развития тем, переходы от одного раздела к другому, кульминации, переломные моменты). Показательны фактурные «выпрямления» в кадансах (в виде параллельного движения голосов, сворачивания горизонтали в вертикаль), а также модификации звуковой ткани на развивающих этапах формы (использование полифонических приемов, усиление переменности функций голосов).

Цикл Эдисона Денисова «Приход весны», написанный в зрелый период творчества композитора, представляет собой яркое художественное явление в отечественной хоровой музыке. Несмотря на то, что магистральные пути искусства московского мастера связаны с крупными жанрами (опера, симфония, концерт), тем не менее, его вокально-хоровые сочинения являются важной сферой музыкального высказывания, в которой выражается сокровенный мир художника, глубинные тайники его творческой натуры и мировоззрения.

В хорах цикла в концентрированном виде нашли отражение основные черты стиля композитора: тонкость и оригинальность творческого замысла, глубина мысли, значительность идейной концепции, которая всегда сочетается с яркой образной выразительностью его музыки.

Как отмечают исследователи, «важнейшая духовная подоснова творчества Денисова - "петровская линия" русской культуры. Художник, ощущая себя вполне русским, вместе с тем духовно сливается с формами западноевропейской культуры, и дух его витает во всех пространствах мира сразу» [3, с.46]. И далее: «Творчество Эдисона Денисова одухотворяется идеей красоты. По его словам "музыка без красоты мысли, без логики невозможна". Сейчас в большой перспективе видно, что эта направленность художественных идей есть, конечно, наследие в первую очередь романтической эстетики» [3, с.47].

Именно в цикле «Приход весны» эта концепция красоты получила яркое воплощение, причем совершенно очевидно, что композитор стремится к поиску новой красоты, которая проявляется не во внешней красивости, а в красоте мысли, краски, звука. Данное сочинение впитало главное свойство современного художественного мышления - синтетичность, смешанность жанровых (песенность и речитативность), фактурных (совмещение разных видов изложения) и ладогармонических признаков (расширенная диатоника, политональность, различные проявления свободной хроматики).

Безусловно, новации, которые отличают данное произведение, выдвигают ряд специфических исполнительских трудностей; они касаются звуковысотной стороны с ее отсутствием или вуалированием тонально-функциональных связей, невозможностью опереться на интонационно предсказуемые мелодико-ритмические обороты. Сложно исполнение кластеров, политональных эпизодов. Трудности затрагивают и фактуру (ее нестабильность, частая изменяемость заставляют исполнителей включаться в новые, необычные типы связи голосов), и метроритмическую организацию (постоянная переменность ритмического рисунка, полихронность).

Очевидно, что их преодоление должно исходить из ясного осознания идейно-художественной задачи, композиторского замысла. В этой связи роль дирижера в процессе разучивания и исполнения цикла чрезвычайно важна. Поэтому, именно тщательный, детальный анализ партитуры, а также кропотливая, продуманная работа с хоровым коллективом поможет руководителю найти нужные исполнительские средства выразительности, целесообразные дирижерские приемы и жесты.

Литература:

1. Денисов Э. Исповедь. К 80-летию со дня рождения / Ред.-сост.

SCIENCE TIME

2. В. Барский, М. Воинова. - М.: Музыка, 2009. - 160 с.

3. Свет. Добро. Вечность. Памяти Эдисона Денисова. Статьи. Воспоминания. Материалы / Ред. В. Ценова. - М.: МГК, 1999. - 448 с.

4. Холопов Ю., Ценова В. Эдисон Денисов: Монография. - М.: Композитор, 1993. - 312 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.