Научная статья на тему 'Черты нравоописательной литературы в романе Джейн Остин «Разум и чувства»'

Черты нравоописательной литературы в романе Джейн Остин «Разум и чувства» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1381
379
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Черты нравоописательной литературы в романе Джейн Остин «Разум и чувства»»

Н.М. Жутовская, Е.Е. Александрова

Черты нравоописательной литературы в романе Джейн Остин «Разум и чувства»

Нравоописательный роман (novel of morals, novel of manners) -явление характерное для литературы Англии XVIII и XIX столетия. Особенно в XIX в. он стал одним их самых широких по охвату жизни, одним их самых читаемых и распространенных жанров литературы. В этот период на смену эпохи Просвещения приходят, с одной стороны, романтизм и сентиментализм, а с другой, готовится почва для появления величайших реалистических романов второй половины XIX в. Нравоописательный роман, таким образом, является связующим звеном между литературой Просвещения и последующей реалистической литературой.

Своим становлением английский нравоописательный роман обязан историческому своеобразию эпохи Просвещения в Англии, которое выражалось в необходимости и возможности более глубокого анализа, оценки и художественного отображения возникавшего буржуазного общества. Важная роль в те годы также принадлежала сатирико-нравоучительным журналам, очерки которых в определенной степени содействовали становлению нравоописательного романа - одного из ведущих прозаических жанров литературы английского Просвещения (Сидорченко, 2004. С. 110). Важно отметить, что философская природа романного жанра более всего отвечала новым запросам жизни и новым задачам, которые поставила перед литературой изменившаяся общественная обстановка. Философия романа, по мнению В.В. Ивашевой, раскрывается и в его композиционном построении вокруг судьбы одного или переплетающихся судеб нескольких основных героев, находящихся во взаимодействии и борьбе друг с другом и переживания которых носят типичный характер (Ивашева, 1990. С. 174). Именно в романной форме автор получает возможность затронуть острые социальные, нравственные и философские вопросы.

Наличие широких возможностей для изображения как внутренней жизни героев, так и внешней обстановки, среды, быта, способность сочетать различные точки зрения и аспекты изображения, соединить эпические мотивы с драматическими и лирическими, сочетать изображение высоких, патетических моментов жизни с обыденно-прозаическими или комическими - все эти специфические черты романа сделали его литературным жанром, наиболее подходящим для изображения новой общественно-исторической обстановки, сложившейся в результате развития буржуазного общества. Эти особенности романа позволили ему стать наиболее глубоким и

328

всеобъемлющим художественным отражением сложных исторических процессов, моральных и идеологических сдвигов и столкновений нового времени.

В целом, черты нравоописательности в значительной степени были присущи английской литературе конца XVIII и первой половины XIX в. Наряду с произведениями Джейн Остин можно упомянуть роман Генри Маккензи «Человек чувства» (1771), романы Марии Эджуорт и Элизабет Гаскелл, а также знаменитую «Ярмарку тщеславия» Уильяма Теккерея (1848). Нравоописательный роман повествует прежде всего об обычаях, нравах, ценностях, принятом кодексе поведения того или иного социального класса. Однако «чистое» нравоописание никогда не могло бы подняться до уровня большой литературы, если бы в подобном романе не ставились вопросы более глубокого философского и нравственного содержания. В нравоописательном романе особенно полно и рельефно воплотились значимые черты реализма как наиболее плодотворного направления литературы XIX в., цель которого - широкое отображение жизни в ее историческом движении и изменении, в ее социальных конфликтах, в единстве ее индивидуальных и общественно закономерных моментов. Сосредоточенный на нюансах и стандартах поведения в обществе, этот тип литературы «достигает наибольших удач в результате тщательного анализа мельчайших столкновений, происходящих часто в отгороженной от остального мира среде» (Михальская, 2006. С. 68). Далеко не последнюю роль в таких произведениях играло наличие иронических и даже сатирических контекстов.

Значение творчества Джейн Остин в развитии литературного процесса XIX века велико. Оно, как уже говорилось, пришлось на время расцвета романтического направления в английской литературе, однако Остин принципиально придерживалась традиций реалистического романа века Просвещения. Остин видела задачу литературы в обучении и воспитании, однако дидактический аспект ее произведений состоял в предоставлении читателю материала для размышления, выводы читатель должен был делать сам.

Умение Дж. Остин наблюдать и тонко чувствовать человеческую природу сделала ее книги убедительными очерками нравов рубежа XVIII-XIX столетий и вместе с тем определили направление поисков писателей-реалистов викторианской эпохи.

Описательность можно рассматривать как сюжетно-

композиционную особенность романа «Разум и чувства». Читатель постоянно находит в нем описания пейзажей, домов, нарядов, деталей быта, воссоздавая в своем воображении яркую картину викторианской Англии. Замужества, завещания, приемы, визиты - все это описывается с редкостной точностью. О манере Остин совершенно

329

справедливо когда-то написал ее современник Вальтер Скотт: «Знание жизни и особый такт в изображении характеров, которые читатель не может не узнать, в чем-то напоминают нам достоинства фламандской школы живописи. Предметы описания редко бывают изысканными и, разумеется, никогда - грандиозными, но они выписаны близко к природе и с точностью, восхищающей читателя» (Писатели Англии о литературе, 1981. С. 64). Сама Остин называла свои произведения «миниатюрными изделиями из слоновой кости, над которыми надо работать тончайшими инструментами, затрачивая массу труда для достижения едва заметного эффекта» (Jane Austen’s Letters, 1952. С. 469).

Каковы характеры героев, мы узнаем не только из их поступков и диалогов, но и из авторских описаний-характеристик. Справедливо будет отметить, что автор пытается детально описать персонажей при первом же появлении, однако не стоит считать такое описание конечным и единственно верным, так как далее в романе встречаются дополнительные характеристики и неожиданные раскрытия неизвестных сторон личности этих людей, и читатель наблюдает за развитием данного характера.

Практически в самом начале романа автор знакомит читателя с главными героинями, сразу же отмечая противоположности их характеров. Одной присуща рассудительность, другой - безудержность чувств.

Elinor, this eldest daughter, whose advice was so effectual, possessed a strength of understanding, and coolness of judgment.

She [Marianne] was sensible and clever; but eager in everything: her sorrows, her joys, could have no moderation. She was generous, amiable, interesting: she was everything but prudent.

Главную черту отличия двух сестер автор называет прямо:

... and her [Elinor’s] feelings were strong; but she knew how to govern them: it was a knowledge which her mother had yet to learn; and which one of her sisters[Marianne] had resolved never to be taught.

На первый взгляд, Остин ограничивает круг своих интересов жизнью семей английского джентри. Однако скромность картин семейной жизни, или, как писала сама Остин, рассказов о двух-трех семействах в провинции, обманчива. При всей их внешней камерности ее романы социальны. В них поднимаются вопросы брака, банкротства, наследования имущества. Ставятся и этические проблемы. Любовь, честь, порядочность, обман, жадность, подлость - все эти проявления человеческой природы исследуются писательницей с поразительной скрупулезностью.

Роман можно назвать историей нравственного прозрения. Однако, по справедливому мнению М.В. Чечетко, автор не навязывает читателям моральной позиции, но никогда не выпускает ее из поля

330

зрения (Чечетко, 1979. С. 192). На примере сестер Дэшвуд и их матушки Остин показывает, что опыт позволяет постигать нравственные ценности или упрочиться в их понимании. Героини учатся отличать настоящее от ложного, отказываются от отождествления романтической экзальтации с нравственной добродетелью. Вступая в жизнь с идеальными взглядами, девушки сталкиваются со многими трудностями в своем стремлении к счастью и по-разному извлекают уроки из пережитого. Остин не дает нам ответа на вопрос: что важнее - разум или чувства? Читатель должен сам дать на него ответ. Для автора же важно показать, как «действует» и то, и другое, к каким результатам приводит поведение, основанное на этих противоположных основаниях человеческих поступков.

Понимание того, чем и как жили люди определенной эпохи, может прийти к читателю XXI в. именно благодаря нравоописательному роману. Что-то в романе Джейн Остин теперь может показаться смешным и нелепым, но главные вопросы, поставленные в книге, до сих пор не потеряли своей значимости, а поэтому и роман не теряет своей актуальности. Свидетельством тому служат, например, экранизации, осуществленные в 1971 (телесериал), 1981 (телесериал), 1995 (художественный фильм) и 2008 (телесериал) годах.

Е.В. Малышева, А.О. Тимофеева

Философские и эстетические взгляды автора сквозь призму категорий художественного пространства и времени

В настоящее время в рамках лингвистики текста ученые продолжают выявлять и описывать категории текста. Существование категорий художественного пространства и времени ни у кого не вызывает сомнения. Эти категории относят к важнейшим категориям текста. Время и пространство являются определяющими параметрами существования мира и основополагающими формами человеческого опыта. Время и пространство существуют объективно, но при этом субъективно осознаются и переживаются людьми. Авторы художественных произведений также осознают и переживают время и пространство и сквозь призму категорий художественного пространства и времени полнее выражают свои философские и эстетические взгляды в создаваемом произведении.

Художественный текст является коммуникативной единицей и отвечает на вопросы «кто? Где? Когда?». Текст располагает творимую художником действительность в системе трех координат: субъект сообщения, время и место. Обязательность наличия этих координат в каждом тексте делает категории художественного про-

331

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.