Научная статья на тему 'Черты духовности в образе Ивана Мороза (по роману Уласа Самчука «Темнота»)'

Черты духовности в образе Ивана Мороза (по роману Уласа Самчука «Темнота») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
133
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЛАС САМЧУК / ТРИЛОГИЯ "OST" / РОМАН "ТЕМНОТА" / ИВАН МОРОЗ / ДУХОВНОСТЬ / ЗЕМЛЯ / ХОЗЯИН / ТРУЖЕНИК / СЕВЕР / ULAS SAMCHUK / THE "OST" TRILOGY / NOVEL "DARKNESS" / IVAN THE FROST / SPIRITUALITY / LAND / MASTER / TOILER / NORTH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пасечник Е. В.

Статья посвящена анализу черт духовности в образе Ивана Мороза главного героя трилогии «Ost», в частности, романа «Темнота» Уласа Самчука. Утверждается, что эти черты проявляются во время одиссеи Мороза от родного хутора Липлява до Архипелага ГУЛАГ. Подчеркивается, что украинский писатель отстаивает взгляды на то, что является основой человеческой духовности, какие чувства и постулаты людей свидетельствуют о её настоящем проявлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SPIRITUALITY IN THE IMAGE OF IVAN THE FROST (BASED ON THE NOVEL BY ULAS SAMCHUK “THE DARKNESS”)

This article analyzes the characteristics of spirituality in the artistic image of Ivan The Frost the main character of the “Ost” trilogy, in particular, the novel “The Darkness” by Ulas Samchuk. It is argued that these traits are shown during the Frost’s odyssey from his native farm Liplyava to the Gulag Archipelago.It is emphasized that the Ukrainian writer defends views on what is the basis of human spirituality, feelings and postulates of people its real manifestation.The leading principle by Ulas Samchuk is social and psychological analysis, which shows healthy way of the hero, spiritual way of the hero, spiritual conversion of person. During this conversion the statement of qualities (not only positive) and ideals of the hero has happened.The Frost loves his Ukraine land very much, but he becomes emigrant, which is the only one way to make his protest against totalitarian regime.

Текст научной работы на тему «Черты духовности в образе Ивана Мороза (по роману Уласа Самчука «Темнота»)»

£ ЧЕРТЫ духовности в ОБРАЗЕ ИВАНА МОРОЗА

§ (по роману Уласа Самчука «Темнота»)

оо

е? © Е. В. Пасечник

Статья посвящена анализу черт духовности в образе Ивана Мороза - главного героя трилогии «Ost», в частности, романа «Темнота» Уласа Самчука. Утверждается, что эти черты проявляются во время одиссеи Мороза от родного хутора Липлява до Архипелага ГУЛАГ. Подчеркивается, что украинский писатель отстаивает взгляды на то, что является основой человеческой духовности, какие чувства и постулаты людей свидетельствуют о её настоящем проявлении.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Улас Самчук, трилогия «Ost», роман «темнота», Иван Мороз, духовность, земля, хозяин, труженик, Север.

Спиноза называл духовный мир человека терминами «дух», «душа», «разум», «мышление», рассматривал его в качестве одного из атрибутов субстанций (природа) рядом с пространством. Размышляя над вопросом духа, человек обязательно приходит к определенным мировоззренческим позициям. «Опредмечивание» сущности человека полнее всего выражается в духовности.

В каких мыслях, порывах, поступках каждого из нас более всего проявляется человеческая духовность? Где находятся её настоящие истоки? Почему так меняются и деградируют те люди, которые по какой-то причине обделены ею?

Пути ответов на эти трудные вопросы, которые рано или поздно возникают в сознании каждого из нас, проходят через произведение «Темнота» украинского автора Уласа Самчука. Одновременно писатель, которого дважды выдвигали на соискание Нобелевской премии, отстаивал взгляд на то, что именно является основой духовности человека, какие чувства и поступки действительно её выражают.

Проблема духовности очень важная, интересная, сложная и актуальная одновременно. Её исследовали М. Боришевский, Г. По-меранс, Н. Савелюк, М. Савчин, В. Франкл, Е. Фромм и другие. Аналитическое углубление в жанровую природу трилогии Уласа Самчука «Ost», второй том которой называется «Темнота», началось с научных конференций, посвященных 90 и 95-летию со дня его рождения (1995 и 2000 годы) в докладах М. Гона, Р. Гро-мяка, Р. Мовчан, С. Пинчука, Г. Штоня и других. Вторая половина 90-х годов ХХ и начало ХХ1 века ознаменованы диссертациями С. Бородицы, И. Бурлаковой, В. Кизиловой, И. Коминярской, Ю. Мариненка, Е. Пасечник, Е. Пастушенко, Н. Плетенчук, Н. Приймас, И. Руснак о творчестве Самчука. Также исследовали творчество украинского автора А. Власенко-Бойцун, Г. Костюк, А. Тарнавский, Ю. Шерех и другие.

ПАСЕЧНИК ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА

кандидат филологических наук, доцент Кременецкой областной гуманитарно-педагогической академии имени Тараса Шевченко (г. Кременец, Украина) E-mail: [email protected]

Улас Самчук — писатель мировой славы. Его судьба сложилась таким образом, что 60 лет он вынужден был жить далеко от родной Украины, духовно находясь с ней в ежедневной неразрывной связи. Богатое художественное наследие Самчука в условиях тоталитарного режима было изъято из литературного процесса на родине. На чужбине, в Канаде, писатель и умер. В наше время Улас Самчук возвращается на родную землю как классик своими бессмертными произведениями, среди которых романы, повести, рассказы, публицистика.

«Темноту» Уласа Самчука, которая занимает центральное место во всем его творчестве, относят к так называемой «лагерной литературе». Вся она (мемуарная и художественная) — это своеобразные документы, которые дают возможность для размышлений об историческом пути, о природе общества, о природе самого человека, которая особенно выразительно проявляется именно в чрезвычайных условиях, которыми и были годы ГУЛАГа.

Цель статьи — проследить черты духовности и их проявление в образе главного героя Ивана Мороза по роману «Темнота» украинского писателя Уласа Самчука.

Как считает литературовед С. Пинчук, «Темноту» должен бы прочитать весь цивилизованный мир, потому что в ней раскрывается самая трагическая страница мировой истории ХХ века, страница, которая началась с переворота в 1917 году и, не взирая на украинский референдум 1991-го, по сути не закончилась еще и до сих пор [Пинчук 1994: 13]. Глубоко символическим стало уже название романа. Ведь «темнота» — это олицетворение всего страшного, трагического, тёмного, что дала нам советская власть.

Это ужасные последствия гражданской войны, и становление власти большевиков, и создание первых колхозов, и раскулачивание, и голодомор 1933 года, и первые в Советском Союзе политические процессы и т. д. Рассказывая о национальной жизни, писатель создает картины духовной жизни в историческом, национальном и психологическом аспектах.

Остап Тарнавский говорил о «Темноте»: «Сам-чукова книга написана щкаво, в нш виступають жив1 люди, правдив! поди. У цш межовш ситуацп, коли людина розпорошена всесильною духовною системою, Самчук показуе свого героя — оту люди-ну — труддвника, яка 1 в систем! злочинного терору не може визбутися прикмет, як з роду в р1д втиснула 11 у мозок 1 в серце, в и людську особовкть та сама земля, на якш 1 для яко1 1й приречено трудитись» [Тарнавский 1987: 346].

Мы считаем, что социально-психологический анализ — ведущий принцип изображения характера Уласом Самчуком, потому что раскрывается нрав-

ственный путь героя, духовное преобразование личности. Во время такого преобразования происходит утверждение качеств (и не только положительных) и идеалов героя.

В романе «Темнота» Уласа Самчука раскрываются главные персонажи эпопеи «Ost» — семья Мороза и, в первую очередь, Иван Мороз. Автор наделяет его огромной виталистической силой, деловитостью и изображает в качестве национального типа украинца ХХ века. По мнению Уласа Самчука, Иван представляет собой чуть ли не «становий хребет» нации: «Ва геро! Самчука, вЦ Матвея Довбен-ка у "Волиш" до 1вана Мороза в "Осп", стверджують не лише бюлопчну мщь укра!нського народу, але i його працездатшсть i спроможшсть бути взiрцевим господарем як в шдив^уальному, так i в державному господарствЬ> [Власенко-Бойцун 1987: 238].

Для каждого человека место рождения — это то священное лоно, с которым его связывает незримая духовная пуповина на протяжении всей жизни. Андрей Живьюк считает, что «узагал твор-чий доробок У Самчука, якщо розглядати його в контекста "мало! батьтвщини" — Дерманя, е одним з ушкальних явищ у лггературЬ> [Живьюк 1993: 82].

Место рождения играет большую роль в формировании мировоззрения человека, как будто задает ту духовную высоту, до которой он должен расти. Именно такая роль принадлежит хутору Липлява в жизни Ивана Мороза. С какой любовью описывает автор родную землю, украинскую природу: «Нема тут мксця, до якого не торкалися б шдошви його шг, нема стеблини, щоб ii не бачили його очь Швсотш роив невтомно!, твердо!, в^д зорi до зорi пращ його i його батька. Рки пролитого справжнього, творчого, мужнього поту. Тут вш побачив сви. Тут родились його брати i його сестра. Тут вш рiс. На його очах вибухло це чудове, земне, повне диво. Т будови, и дерева, той сад, те поле, той луг. А скльки смiху, ству, щастя. А скльки добрих людей, прекрасних плашв, барвистих надш» [Самчук 1957: 22].

Иван Мороз был далек от политики. Хотел он только одного — хозяйничать на своей земле. Но недолгим было это счастье, не суждено было исполниться «прекрасним планам» и «барвистим над1ям». В начале массовых репрессий в связи с коллективизацией Ивана Мороза арестовали.

Для следователей Иван Мороз не просто кулак, который сжег свой сад, свой хутор. Он — «бандит», потому что поддерживает связь с «бандитом» Николаем Водяным и «известной бандиткой» Татьяной Мороз. Мы считаем неординарным поведение Ивана Мороза в тюрьме. Он молчит, молчит его душа, его разум; он равнодушно слушает и смотрит. В такие минуты Мороз перебирает в памяти прошлое, вспоминает родную землю, небо, просторы, родителей, братьев, их труд, всенощную в церкви, годы юности,

го н о х X

.0J

го

X

га

го го £

го X

О

а

о а о

го со

Ol по го а иэ о

со

1-1 о

X

со о

X ^

а

Ol

Ol

го

со

LD

О

ГМ

го

го

Ol

а

к

го ^

Ol

о о

любовь. Ему хорошо и радостно. А потом великие события, военная служба, война, плен. «I нарешт вш повертаеться. Якась бездонна прiрва виринае дал! перед внутршшм зором. За ним б^ають, полюють, вЦбирають землю... I питання: що я злочинно-го на цш земл вчинив? Думкою, дшом, нам1ром? Ах, класи, Маркс, ах, Ленш? О! О! Як знайти слова? Щоб висловити вас i щоб все збагнути. I щоб все прокляли з роду в рЦ, i матiр ту, що вас виносила i ту землю, що не провалилася тд нами. О, ви! О, ви! Тупий б1ль, фiзичний бiль, вЦ напливу лютi виповняе усе 1ванове нутро» [Самчук 1957: 96].

Грех Мороза перед советской властью состоит в том, что он, и его отец, и его дед, и прадед — труженики земли. Поняли это и те, кто были палачами Мороза целый год. Они хотели, чтобы Иван подчинился или умер. Поняли, что он не бандит, а классовый враг, активный не шпионажем и не саботажем, а своей природой. Благодаря огромной виталистической силе Ивана, он не сломался и не умер, только что-то в нём «заглохло». И когда Мороза из тюрьмы освободил брат Андрей, известный украинский писатель, единственное о чем мечтал Иван, чувствуя даже запахи,— это образ родного места, родной земли, родной природы. И когда ему предлагают возглавить совхоз в родной Липляве, он, не раздумывая, соглашается.

Мороза интересует только земля, только труд на ней. Оценки событиям, которые происходят в стране, дают другие, даже чекисты (Петров) исповедуются перед Иваном. А он молчит и думает только о земле, небе, ветре. Два года он возглавляет совхоз, достигает значительных успехов, сеет хлеб, делает дело и надеется, но остаётся для новой власти кулаком, а значит врагом.

Он снова «шпигун», «саботажник», «бандит». Снова всё сначала, но на этот раз приговор — десять лет в далёких «исправительно-трудовых лагерях». Так Иван попадает на ГУЛАГ, родные пейзажи сменила суровая природа Севера.

Через несколько месяцев советская власть вспомнила о кулаке Морозе. Ему, хорошему хозяину, по приказу начальника ГПУ Ягоды поручают руководство большим делом: «Д1ло таке, товаришу Мороз,— почав Ворман,— виконуючи гасло ЦК «поставимо твшч на службу п'ятирiчкам», чергова сеая Ц1К СРСР з минулого року прийняла план досл1дження та експлуатацп нафтових та вугляних засоб1в Печерського басейну. На основ1 цього... отут в цьому мкщ (Ворман вказав на карта) вздовж р1чки Ч1б'ю, поблизу Ухти — допливу 1жми, що впадае до Печери, мае постати нове буддвництво, за-вданням якого буде освоення територп i використан-ня тдземних багатств в штересах радянського госпо-дарства. 1жма, Вимь, Вичегда, Кельтьма — це мкця, де е родовища нафти. Зах1дш вЦжоги твшчного

Уралу i доплив Печери Уса — вуг1ль. Поклади нафти нам ще невiдомi достатньо, натомкть поклади вугглля вЦомх, вони величезш, на илька столиь, м1льярди тонн, м^цями виходять на поверхню, одне лихо — вони далеко i мкцевкть не освоена» [Самчук 1957: 279-280].

Автор в деталях описывает суровый Север, чтобы показать, в каких сложных природных условиях будет работать Иван Мороз. Он порывает со своим социальным прошлым, проявляет себя в качестве способного, инициативного хозяйственника. Через некоторое время Мороза уже знают в Москве, он лично общается с начальником ГУЛАГа, наркомами, о нём даже расспрашивает брата Андрея сам Сталин.

Ивана не узнать: у него собственный транспорт, самолёт, не дом, а дворец, любимая женщина. Он стал хозяином над людьми и над землёй, богатой, в первую очередь, нефтью. Но приспосабливаясь к сталинскому режиму, Иван сам становится жертвой тоталитарного монстра.

Мороз безгранично любит свою украинскую землю, но становится эмигрантом. Мы считаем, что с его мировоззрением, характером, волевыми качествами — это единственная возможная форма протеста против тоталитарного режима.

По нашему мнению, Мороза никогда не устраивала духовная атмосфера советского общества. Всё время велась в нём молчаливая борьба с самим собой, которая внешне была незаметна, но в душе героя оставила свои следы. А ещё Иван Мороз понял, что труд на земле свободной независимой родины, а не на земле чужого тоталитарного государства не может принести счастья и удовольствия даже настоящему труженику-хозяину.

Иван Мороз, душевные изменения в котором мы наблюдаем от его молодости до глубокой старости, остаётся главным героем и в третьей части трилогии «Ost» — романе «Втеча вЦ себе».

Л1ТЕРАТУРА

Власенко-Бойцун А. Улас Самчук — творець нового героя // Слово. Зб1рник украшських письменникш «Слово», 1987.

Живюк А. Дерманськ обереги Уласа Самчука // Слово 1 час. 1993. № 8.

Пшчук С. Жанров1 особливоси Самчукових романних трилогш // Улас Самчук: До 90-р1ччя в1д дня на-родження письменника: юв1лейний зб. Р1вне: Азал1я, 1994.

Самчук У. Темнота. Роман: у 2 ч. Нью-Йорк, 1957.

Тарнавський О. Улас Самчук — прозагк // Слово. Зб1рник украшських письменник1в «Слово», 1957.

Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

Фромм Э. Человек для себя. М., 1992.

REFERENCES

Vlasenko-BojcunA. Ulas Samchuk—tvorec' novogo geroja. Slovo. Samchuk U. Temnota. Roman: u 2 ch. N'ju-Jork: Ukrains'ka

Zbirnik ukrains'kih pis'mennikiv «Slovo», 1987. P. 231-239. vil'na akademija nauk u SShA, 1957. 494 p.

Zhiv'jukA. Dermans'ki oberegi Ulasa Samchuka. Slovo i chas. Tarnavs'kij O. Ulas Samchuk — prozaik. Slovo. Zbirnik

1993. № 8. P. 81-82. ukrains'kih pis'mennikiv «Slovo», 1957. P. 336-350.

Pinchuk S. Zhanrovi osoblivosti Samchukovih romannih Fromm Je. Dusha cheloveka. M.: Respublika, 1992. 430 p.

trilogij. Ulas Samchuk: Do 90-richchja vid dnjanarodzhennja Fromm Je. Chelovek dlja sebja. M.: Kollegium, 1992. pis'mennika: juvilejnij zb. Rivne: Azalija, 1994. P. 4-18. 253 p.

Кременецкая областная гуманитарно-педагогическая академия имени Тараса Шевченко,

г. Кременец, Украина. Поступила в редакцию 20.01.2016 г.

Received 20.01.2016 г.

го н о х X

.0J

UDC 811.111'37 FEATuREs oF spiRITuALITY IN THE IMAGE oF ivAN THE FRosT ™

(based on the novel by Ulas Samchuk "The Darkness") 5

E. V. Pasichnyk

ro

is

ro

о a о

ro

CO

Ol no ro

This article analyzes the characteristics of spirituality in the artistic image of Ivan The Frost — the main character of the "Ost" trilogy, in particular, the novel "The Darkness" by Ulas Samchuk. It is X

argued that these traits are shown during the Frost's odyssey from his native farm Liplyava to the Gulag a

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Archipelago. °

It is emphasized that the Ukrainian writer defends views on what is the basis of human spirituality, feelings and postulates of people — its real manifestation.

The leading principle by Ulas Samchuk is social and psychological analysis, which shows healthy way of the hero, spiritual way of the hero, spiritual conversion of person. During this conversion the statement of qualities (not only positive) and ideals of the hero has happened.

The Frost loves his Ukraine land very much, but he becomes emigrant, which is the only one way to make his protest against totalitarian regime.

KEY WORD S: Ulas Samchuk, the "Ost" trilogy, novel "Darkness", Ivan the Frost, spirituality, land, master, toiler, North. ^

PASicHNYK ELENA v. h

candidate of Philology, assistant Professor of Taras Shevchenko Kremenets Regional humanitarian o

and Pedagogical academy (Kremenets, ukraine) m

e-mail, [email protected] §

<v ro

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.