миравое музыкальное пространство:
набпюпения и открытия
Черты африканской музыки в сальсе
W
Платонова Олеся Александровна
кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры музыкальной педагогики и исполнительства, кафедры теории музыки Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail: Nimrodel-saty@yandex.ru
Статья посвящена 16 анализу «африканского
компонента» в современном латиноамериканском музыкальном жанре сальса, который находит свое выражение на уровне ритма и импровизации (вокальной и инструментальной), влияет на вокальную манеру, форму и фактуру композиций. Ключевые слова: сальса, жанр,
латиноамериканская музыка, ритм, импровизация
Сальса (от исп. salsa — «соус») — музыкальный жанр, сформировавшийся в 70-е годы XX века в среде латиноамериканских эмигрантов в США, а также одноименный парный танец.-Сохранив свой латиноамериканский фундамент, сальса довольно быстро распространилась по миру и стала известна не только в США и Латинской Америке, но и в Австралии, некоторых
странах Азии (Япония), Африки (Мали, Сенегал, ЮАР) и Европе.
Быстрорастущую популярность сальсе обеспечил определенный баланс традиционного и нового. С одной стороны, она, несомненно, близка европейской музыке, благодаря своим глубоким связям с испанской культурой. Об этом свидетельствует ясный мелодико-гармонический язык, типичность музыкальных форм (период, двухчастная форма, ощущаемая в сальсе рондаль-ность), простые испаноязычные тексты, близкие современной эстраде.
С другой стороны, существует нечто диковинное, притягательное в ее сюжетике, ритмике, манере импровизировать, особенностях исполнения. Что-то, что связано, несомненно, с ее подлинной латиноамериканской природой. В свою очередь, и сама латиноамериканская музыка многолика. Африканское и индейское, европейское и североамериканское в ней образуют причудливую вязь. Причем африканский компонент в музыке региона, и в частности в сальсе, остается наименее исследованным. Трудности объясняются тем, что музыка Африки требует иных методов анализа. В ней иные смысловые акценты, иной способ организации материала, иная среда бытования, нежели в музыке европейской.
Этим объясняется немногочисленность отечественных и зарубежных научных источников,
посвященных музыкальным традициям Африки (отметим тем не менее русскоязычный научный сборник «Очерки музыкальной культуры народов Тропической Африки»).
Что же касается собственно сальсы, то наблюдается любопытная картина. В среде танцоров и музыкантов-практиков об африканских корнях сальсы говорится достаточно много. Однако теоретических трудов, посвященных этому вопросу, практически не существует. Крупицы знаний об этом находим в исследованиях и статьях, анализирующих специфику иных латиноамериканских жанров (исследования Карлоса Веги, Альхельерса Леона, Фернандо Ортис, Алехо Карпентьер, Ирина Кряжева, Виталий Доценко) или работах, посвященных истории и анализу отдельных компонентов сальсы (Кристофер Уошберн, Вернон Боггс, Ларри Крук).
Между тем африканское прослеживается в ней на самых разных уровнях музыкального языка. Оно пронизывает ритмику, слышится в вокальных импровизациях солиста и последующих коллективных ответах музыкантов, выражается в пластике и движениях танцоров, а также — в особой взаимосвязи всех этих музыкальных и немузыкальных компонентов жанра.
Пожалуй, самым главной чертой, позволяющей провести параллели между сальсой и африканской музыкой, является ритм. Он играет в ней роль крае-
платонова о. а. черты африканской музыки в сальсе
угольного камня, фундамента, на котором держится вся структура. Как и в африканской музыке, в сальсе стихия ритма влияет на словесную подачу и манеру пения, на музыкальную структуру и характер танца.
Ее основной импульс идет от ритма clave (с исп. — «ключ»),
берущего начало в африканском фольклоре (в том числе, в религиозной музыке народности йоруба). На сегодняшний день различные разновидности ритма используются в ряде жанров популярной музыки на Кубе (румба, сон, тим-ба), в Бразилии (босса-нова и
самба), а также США (мамбо, ча-ча-ча).
В сальсе, как правило, применяются два варианта этого ритма, son clave и rumba clave, отличающиеся лишь одной деталью: ясной акцентировкой (son clave) или, наоборот, «оттягиванием» (rumba clave) слабой доли.
Пример 1. Son clave
Пример 2. Rumba clave
Ритм clave служит в сальсе чем-то вроде метронома, постоянного пульса, сохраняющегося практически в неизменном виде на протяжении всей музыкальной композиции. Своей синко-пированностью, постоянным смещением акцентов он задает основной тон всем остальным инструментам ансамбля исполнителей. Вокруг него «собираются» ритмы самых различных перкуссионных инструментов, также имеющих свои паттерны. От clave проистекает и мерный ритм конгов (tumbao), и орнаментированные вариации бонгов (martillo), и броские остинато тимбалес (cascara), и мерное рокотание гуиро, и легкий шелест маракас.
Если рассмотреть партии перкуссий отдельно от прочих инструментов ансамбля, только в сочетании с голосом солиста и ансамблем певцов, то связь сальсы с африканской музыкой станет еще очевидней. Тем более что многие из перечисленных инструментов имеют предков и непосредственных предшественников именно в Африке. Это нигерийские священные барабаны
бата и бембе, дагомейские тум-бас и арара, конголезские юка и макута, позднее обретшие новую жизнь на земле Латинской Америки. Полиритмическое сочетание, двухдольность и тенденция к синкопированию, свойственные манере исполнения на этих инструментах, перешли и в саль-совую перкуссию.
Но стихия ритма «увлекает» за собой не только перкуссии. Другие инструменты также подчиняются пульсу clave. В единую систему сальсовых паттернов входят и фортепиано с типичным рисунком guajeo, и бас (контрабас или бас-гитара), как бы «спорящий» с основным пульсом. И эта система паттернов образует тот фундамент, на котором в дальнейшем разворачиваются импровизации инструментов и певца.
Свобода и импровизация — это еще одно важнейшее качество африканской музыки, в ходе музыкальной эволюции воспринятое музыкальной культурой Латинской Америки. Конечно же, нельзя проводить слишком явных параллелей. Но все же подобно тому, как музыка
Африки рождалась в порыве сиюминутного вдохновения и передавалась из уст в уста, от музыканта к музыканту, так и сальса рождена для того, чтобы звучать в ситуации живого концерта, а, значит, диалога. Певец здесь не просто исполняет свои композиции, стоя на сцене лицом к лицу со слушателями, но и пытается ввести их в сотворчество, передать им свою энергию, которую они затем реализуют в танце.
Так рождается особый тип певца — sonero — искусного мастера фразировки и импровизации, обладающего особыми качествами (или «afinque»): «ритмический контроль, солидарность (то есть чувство ансамбля), гибкость, музыкальность, виртуозность, компетентность, взаимодействие и особый вкус (sabor) исполнения» [7, 34].
Все эти качества певец как нельзя лучше демонстрирует в особом разделе сальсовой формы, называемом montuno и построенном по принципу «вопроса-ответа». Импровизированным фразам солиста (pregón — c исп. «призыв») здесь каждый раз противопоставляются краткие,
17
мировое музыкальное пространство: наблюдения и открытия
«тезисные» реплики «хора» музыкантов (coro — с исп. «хор»). Этот раздел и является основным средоточием внутренней энергии сальсовой композиции.
Здесь музыканты дают полный выход своим эмоциям. Певец как будто рассказывает историю, при этом комментируя ее, всячески оценивая происходящее и останавливаясь на отдельных деталях. Речь солиста расцвечивается спонтанными фразами («Sabroso!», «Azúcar!», «Que Rico!», «Ahí nama!», «Ave Maria!»), темпераментными призывами петь и танцевать.
Конечно, схожее значение импровизация имеет и во мно-18 гих других латиноамериканских жанрах. Например, в одной из предшественниц сальсы — кубинской румбе. Румба — явление сиюминутное, передающееся «из уст в уста», в котором импровизация охватывает все уровни: песню, танец, игру на перкуссиях, — а присутствие африканских ингредиентов становится еще очевиднее. Сальса все же создается музыкантами в профессиональных студиях, обретает свой облик в процессе репетиций и вообще является популярным — и интернациональным жанром. В ней уравновешено вокальное и инструментальное, песенное и танцевальное начало. В ней импровизаци-онность всегда упорядочена и уравновешена, вписана в рамки определенной структуры.
Тем не менее «острота» африканских ингредиентов (ритм и импровизация) влияет на весь облик жанра, что прослеживается не только на музыкальном уровне, но и влияет на немузыкальные компоненты жанра. В текстах песен африканское нача-
ло выражается в особых словах, имеющих африканские корни или звучащих как африканизмы (bamba, aquanile, bambalina), в самой эмоциональной подаче слова.
В танце африканское проявляется в особой пластике танцоров: расслабленных, спонтанных перемещениях бедер и корпуса, пружинящих движениях ног, элементах румбы или ритуальных танцев сантерии (особенно это характерно для стиля salsa casino).
Таким образом, проанализировав некоторые компоненты, присущие сальсе (прежде всего ритм и импровизация), мы можем утверждать, что существуют несомненные связи между африканской музыкой и данным жанром. Разумеется, речь не идет о прямом заимствовании африканских традиций, а скорее о подспудно ощущаемом генетическом родстве, связанном с особой природой латиноамериканской культуры, в которой (еще раз подчеркнем) удивительным образом смешались африканские и индейские, европейские и североамериканские «ингредиенты». В сальсе, как и в культуре, ее породившей, эта взаимосвязь различных традиций ощущается вполне определенно.
Литература
1. Очерки музыкальной культуры народов Тропической Африки: сб. статей / сост. и пер. Л. Голден. М.: Музыка, 1973. 192 с.
2. Конен В. Д. Пути американской музыки: Очерки по истории музыкальной культуры США. 2-е изд., доп. М.: Музыка, 1965. 524 с.
3. Коровкин В. Корни блюза.
W
Опыт исследования афроаме-риканского фольклора [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.jazz.ru/ mag/106/read.htm (дата обращения: 17.03.2018).
4. Кряжева И. А. Афро-христианские культы Латинской Америки // Ibérica Americans. Праздник в иберомерикан-ской культуре. М.: ИМЛИ РАН, 2002. С. 247-259.
5. Леон А. Музыка кубинских негров // Музыкальная культура стран Латинской Америки: сб. статей / сост., общ. ред. и примеч. П. Пичугина. М.: Музыка, 1974. С. 84-91.
6. Нитобург Э. Африканцы в странах Америки. Негритянский компонент в формировании наций Западного полушария. М.: Наука, 1987. 406 с.
7. Berrios-Miranda M. Is Salsa a Musical Genre? // Situating Salsa. Global Markets and Local Meaning in Latin Popular Music / ed. by Lise Waxer. New York: Routledge, 2002. P. 23-50.
8. Carpentier A. Music in Cuba. USA: The University of Minnesota Press, 2001. 302 p.
9. Crook L. The Form and Formation of the Rumba in Cuba // Salsiology: Afro-Cuban Music and the Evolution of Salsa in the New York City. New York: Excelsior Music Publishing Company, 1992. P. 29-42.
10.Leon A. Elementos africanos en lo festivo latinoamericano. Revista de la Universidad de la Habana, 1986. 227 р.
11. Ortiz F. La africania de la música folklórica cubana. La Habana: Letras Cubanas, 2001. 421 p.
12.Perna V. Timba: The Sound of the Cuban Crisis. Aldershot: Ashgate, 2008. 338 p.