КИСЕЛЕВ Илья Викторович
кандидат исторических наук, преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и
Ю.А. Гагарина», г. Краснодар, Россия Il'ya V. KISELEV Cand. Sci. (National History), Lecturer, Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines, Branch of the Military Training and Research Center of the Air Force «Air Force Academy», Krasnodar, Russia [email protected]
Черноморский флот Black Sea Fleet in the Tuapse
в Тупсинской оборонительной Defensive Operation of 1942
операции 1942 года
Статья посвящена событиям, связанным с участием Черноморского флота в обороне Туапсе в сентябре - декабре 1942 г. Автором проанализированы действия советских боевых кораблей, морской пехоты, авиации и Туапсинской военно-морской базы на этом этапе битвы за Кавказ.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, Туапсе, Черноморский флот, битва за Кавказ.
The article is devoted to the events associated with the participation of the Black Sea Fleet in the defense of Tuapse in September - December 1942. The author analyzes the activities of the Soviet warships, Marines, Air Force and Tuapse naval base at this stage of the battle for the Caucasus.
Keywords: The Great Patriotic War, Tuapse, Black Sea Fleet, Battle for the Caucasus.
Сражение за Туапсе, развернувшееся между советскими и немецкими войсками в сентябре - декабре 1942 г., стало одним из переломных моментов в битве за Кавказ. Сам город являлся ближайшей к фронту военно-морской базой и важнейшим транспортным узлом. Его потеря могла обернуться крахом советской обороны на всем северо-западном Кавказе и грозила прорывом немецких войск в Закавказье. К счастью, этого не случилось и линия фронта в ходе Туапсин-ской операции остановилась на подступах к этому приморскому городу, не затронув побережье Черного моря. Тем не менее, силы Черноморского флота, которым в тот период командовал вице-адмирал Ф.С. Октябрьский,
на протяжении всей Туапсинской операции содействовали Черноморской группе войск, защищавшей город. В какой же форме это происходило?
Прежде всего отметим, что именно Ту-апсинская военно-морская база Черноморского флота стала основой для создания Ту-апсинского оборонительного района (ТОР). Зона его ответственности охватывала район, ограниченный Джубгой, Лазаревским и Георгиевским. Возглавил район командир базы, контр-адмирал Г.В. Жуков. Гавриил Васильевич был тем человеком, который в августе - октябре 1941 г. успешно командовал Одесским оборонительным районом и внес огромный личный вклад в защиту Одессы.
НАСЛЕДИЕ ВЕКШ 2015 № 1
Туапсинский оборонительный район был образован 23 августа по указанию Ставки ВГК, после того как обозначилась угроза наступления частей 17-й немецкой армии на туапсинском направлении. При этом советское командование руководствовалось опытом обороны Одессы и Севастополя. Правда, в тот момент фронт проходил еще далеко от Туапсе, поэтому Туапсинский оборонительный район оставался в подчинении 18-й армии, прикрывавшей город с суши. Перед Г.В. Жуковым ставилась задача обеспечить оборону побережья. В его распоряжении находились 67-й горнострелковый полк, пограничные части НКВД, 143-й и 324-й батальоны морской пехоты и силы военно-морской базы. Последняя включала в себя 32 корабля и катера охраны водного района, одну железнодорожную и три стационарных артиллерийских батареи, пулеметный батальон и 73-й зенитный артиллерийский полк. В период операции артиллерия базы была усилена восемью орудиями с устаревшего и списанного крейсера «Коминтерн». Общая численность морской и зенитной артиллерии была доведена до 105 стволов калибром от 180 до 45 мм, в том числе армейской -40 стволов, морской артиллерии - 37 стволов и зенитной артиллерии - 28 стволов [4, с. 82].
Опасения командования Черноморского флота по поводу вражеских десантов оказались напрасными. Как и во время предыдущих боев за Крым и Кавказ, немцам удалось своей дезинформацией и демонстративными приготовлениями ввести советскую разведку в заблуждение. Тем самым противник отвлекал внимание и силы советских войск на оборону побережья. В частности, в Туапсинском оборонительном районе было создано четыре боевых участка, их прикрывали подразделения военно-морской базы, пограничники и отдельные части из состава 18-й и 56-й армий.
Но у контр-адмирала Г.В. Жукова и без этого хватало забот. На его плечи легла ответственность за возведение вокруг Туапсе трех рубежей обороны - внешнего, внутреннего и тылового. Первый из них проходил на расстоянии 20 км от города, второй - в 5 км, а третий - у самой городской черты. Протяженность внешнего обвода достигала 80 км, внутреннего - 20 км [1, с. 22]. На всех рубежах планирова-
лось создание 20 батальонных районов, в каждом из которых должно было располагаться три - пять дзотов, столько же орудийных площадок, до 12 пулеметных точек. Их сооружали армейские и флотские инженерные части, а также местное население. Ими был проделан огромный объем работ, но выполнить план строительства в сроки не удалось - сказались нехватка людей и материалов, недочеты при организации труда военных и гражданских строителей.
Так же предпринимались усилия по улучшению сети дорог и аэродромов. В частности, еще до начала обороны Туапсе удалось завершить постройку взлетных площадок в Агое и Лазаревском. Их значение было особенно велико, так как на черноморском побережье Северного Кавказа мест для размещения аэродромов было крайне мало, и это серьезно затрудняло действия авиации 5-й воздушной армии и Черноморского флота.
К счастью, немецким дивизиям не удалось достичь даже внешнего рубежа Туапсин-ского оборонительного района, не говоря уже о побережье. Поэтому в боях под Туапсе приняли участие лишь подвижные батареи 167-го отдельного артиллерийского дивизиона и 16-я железнодорожная артиллерийская батарея Туапсинской военно-морской базы. Всего они израсходовали около 9600 снарядов крупного и среднего калибра, выполнив 42 стрельбы. 37 из них обеспечивались четкой и хорошо организованной работой корректировочных постов, и поэтому оказались достаточно эффективными [7, с. 102, 119].
Особо стоит остановиться на действиях 16-й батареи. Она состояла из четырех 180-мм железнодорожных артиллерийских установок. Каждая из них являлась самостоятельной боевой единицей и своего рода «штучным товаром», ведь на всю советскую береговую артиллерию таких артиллерийских систем было всего 20 штук. По штату железнодорожная батарея насчитывала 370 человек - 32 офицера, 119 старшин и сержантов и 219 краснофлотцев [12, с. 1135]. Главной целью для железнодорожной артиллерии должны были стать надводные корабли противника основных классов, но обстановка сложилась так, что стрельбу ей пришлось вести по наземным
объектам. Отметим, что в артиллерийской группировке советских войск на туапсинском направлении 180-мм орудия оказались самыми крупными по своему калибру и использовались в особых случаях. Свои удары они наносили по скоплениям войск и техники немцем, вели контрбатарейную борьбу с их крупнокалиберной артиллерией. Согласно советским данным, 16-я железнодорожная батарея подавила и уничтожила пять артиллерийских и две минометные батареи, 12 танков, свыше 70 автомашин с войсками, взорвано шесть складов с боеприпасами. Несколько раз артиллерийские установки подвергались налетам немецкой авиации, но ей так и не удалось уничтожить орудия и транспортеры. Сохранению батареи способствовала частая смена позиций, среди которых были станции и разъезды Ашиш, Гойтх, Индюк, Греческий, Шепси, Лазаревская и другие.
В Туапсинской оборонительной операции участвовали и части морской пехоты, которые стали прибывать в район боев начиная
с октября 1942 г., когда немцам удалось потеснить войска 18-й и 56-й армий. Первым 2 октября в Туапсе из Поти был доставлен 145-й полк морской пехоты. К сожалению, его действия оказались неудачными. 3 октября полк прибыл на станцию Куринская, и уже на следующий день произошла замена его командира. В первые дни октября батальоны полка сражались в полосе 32-й гвардейской стрелковой дивизии, вели бои за высоту 612,7 и Курин-скую. Затем морские пехотинцы отступили через Навагинскую в район Шаумяна и были переданы в состав 236-й стрелковой дивизии. В итоге, за три недели боев численность 145-го полка сократилась с 2620 до 170 человек [8, с. 190-191]. Трудно однозначно объяснить причины такого неутешительного результата. По видимому, сказалась спешка при формировании полка, недостаток вооружения и опыта у личного состава.
Тем не менее, наращивание сил морской пехоты на туапсинском направлении продолжалось. Восточнее Афанасьевского Постика с
Атака морской пехоты в долине р. Псекупс, ноябрь 1942 г.
первых дней октября действовал 323-й батальон, подчиненный сначала командованию 395-й стрелковой дивизии, а затем 68-й морской стрелковой бригады. 17 октября в распоряжение 56-й армии, прикрывавшей путь к Туапсе со стороны Горячего Ключа, была передана 83-я бригада морской пехоты подполковника М.П. Кравченко. Из района Геленджика бригада за сутки прибыла, добралась в нужный район и сходу вступила в бой за Фа-нагорийское и гору Кочканова. Батальонам бригады удалось потеснить части 198-й пехотной дивизии противника и удержать захваченные рубежи. А 30 октября 83-я бригада морской пехоты была брошена в бой в районе Киркорово, где вновь сумела остановить немецкое наступление. Только 19 ноября, когда ситуация на участке 56-й армии стабилизировалась, бригада отправилась на отдых, в резерв командующего Черноморской группы войск [2, с. 13]. Вслед за 83-й бригадой морской пехоты 56-я армия получила 255-ю бригаду полковника Д.В. Гордеева. 8 ноября она прибыла в Садовое, а уже через два дня отбила у противника высоту 415,0. Надо сказать, что обе бригады до прибытия на туапсинское направление участвовали в обороне Новороссийска и с конца августа практически не выходили из боев. А во время перехода в район действий 56-й армии им пришлось в условиях проливных дождей по бездорожью преодолеть Главный Кавказский хребет и без всякой паузы атаковать противника [5, с. 105-107]. Несмотря на все эти трудности, морские пехотинцы продемонстрировали высокие боевые качества, а обе бригады удостоились орденов Красного Знамени. В октябре в Туапсе прибыл 137-й полк морской пехоты, однако активного участия в боях он не принимал. Общая же численность морских пехотинцев, сражавшихся под Туапсе, составила около 10 тысяч человек.
На военно-воздушные силы и противовоздушную оборону Черноморского флота целиком была возложена защита с воздуха Туапсе и морских коммуникаций. Участок побережья от Геленджика до Сухуми прикрывали 32-й и 62-й истребительные авиационные полки из состава 62-й авиационной бригады. На их вооружении состояли самолеты И-15бис, И-16, Як-1. Несмотря на то, что в сентябре -
ноябре 1942 г. Туапсе являлся главной целью немецкой авиации на кавказском побережье, летчикам и зенитчикам флота поначалу удавалось оградить порт и суда конвоев от крупных потерь. Но, по мере роста активности авиации противника в районе Туапсинской военно-морской базы и на морских коммуникациях, немногочисленная морская авиация уже не могла отражать все удары люфтваффе. К тому же малочисленность истребительной авиации привела к отказу от патрулирования и переходу исключительно на метод дежурства и вызова истребителей с аэродромов, где они находились в готовности к вылету. А это, в свою очередь, требовало времени и снижало эффективность отражения немецких авианалетов. Такое положение дел вынудило командующего Черноморским флотом вице-адмирала Ф.С. Октябрьского обратиться 12 ноября к командующему Закавказским фронтом генералу армии И.В. Тюленеву с просьбой прикрыть Туапсе авиацией фронта, так как из-за частых бомбардировок в порту задерживается разгрузка транспортов и военных кораблей, приходящих с грузом для Черноморской группы войск [11, с. 44].
Периодически морскую авиацию привлекали к ударам по войскам противника на туапсинском направлении, хотя это и оставалось для нее второстепенной задачей. Так, в октябре 1942 г. морская авиация сделала 1946 самолето-вылетов, из них лишь 104 - для нанесения бомбоштурмовых ударов по сухопутным войскам противника. И если авиаторы 5-й воздушной армии сосредоточили свои усилия на туапсинском направлении, то морские летчики, в большей степени, действовали в интересах 46-й и 47-й армий, сражавшихся в районе центральных перевалов через Главный Кавказский хребет и под Новороссийском. В среднем, в дни обороны Туапсе военно-воздушные силы флота выполняли по 20-30 вылетов. Среди отличившихся летчиков-истребителей стоит отметить майора М.В. Авдеева, капитана К.С. Алексеева, капитана М.И. Гриба и старшего лейтенанта А.П. Зюзина.
К сожалению, полного взаимодействия между 5-й воздушной армией и авиацией Черноморского флота в ходе обороны Туапсе добиться так и не удалось. Однако и немец-
кая авиация не сумела нарушить работу коммуникаций, идущих вдоль Черноморского побережья, разгромить советскую авиацию на аэродромах, дезорганизовать боевые действия частей и соединений 18 и 56-й армий. Далека от идеала была воздушная разведка противника. В большинстве случаев немецкая авиация бомбила районы, не занятые нашими войсками. Случалось, что самолеты люфтваффе наносили удары по расположению частей вермахта.
Особняком в боевой работе морской авиации стоит операция, план которой разработал к 10 октября штаб военно-воздушных сил Черноморского флота. Ее целью стал майкопский аэродром, где базировались самолеты немецкой истребительной авиации, действовавшие на туапсинском направлении. К проведению операции предполагалось привлечь бомбардировщики и парашютный десант. В случае успеха действия истребительной авиации противника могли быть парализованы на несколько дней. В операции «Майкоп», проведенной в ночь с 23 на 24 октября 1942 года, было задействовано до 10 процентов флотской авиации - 22 самолета (11 бомбардировщиков ДБ-3, по два истребителя И-15бис, СБ, Пе-3, Як-1, один ЛаГГ-3 и два транспортных самолета ПС-84, ТБ-3). Общее руководство осуществлял командующий ВВС Черноморского флота генерал В.В. Ермаченков. После того, как бомбардировщики нанесли удар по аэродрому и железнодорожной станции, с транспортных самолетов ТБ-3 и ПС-84 («Дуглас»), на летное поле было сброшено 40 парашютистов-десантников. Около часа краснофлотцы вели бой на аэродроме, забрасывая термитными бомбами, гранатами и бутылками с зажигательной смесью «мессершмитты» и «юнкерсы», а затем отдельными группами и поодиночке отошли в лес, к партизанам. В последующем 23 уцелевших участника высадки перешли линию фронта или присоединились к партизанам. Проведенная на следующий день воздушная аэрофотосъемка майкопского аэродрома показала, что в результате действия парашютистов-десантников и бомбового удара авиации было уничтожено 13 и повреждено 10 самолетов противника. Наши потери составили 22 парашютиста и летчика, а также самолет ТБ-3,
судьба некоторых участников десанта осталась неизвестна [9, с. 68].
Главная ударная сила Черноморского флота - надводные корабли - в ходе Туапсин-ской операции непосредственной поддержки советским войскам не оказывали. Однако именно они защитили морские коммуникации, по которым шло снабжение Черноморской группы войск. Без морских перевозок советские армии под Туапсе и на всем Западном Кавказе могли и не устоять, ведь с остальной страной их связывала только узкая полоска суши с единственным шоссе и недостроенной железной дорогой. В период боев за Туапсе в сентябре - декабре 1942 г. только боевые корабли доставили из Поти, Сухуми и Батуми на фронт 53 тысяч человек и 58 тысяч тонн груза, в обратном направлении было эвакуировано более 2,5 тысяч раненых. Кроме того, Туапсе оставался перевалочным пунктом при перевозках в Геленджик, куда было отправлено около 15 тысяч человек и 20 тысяч тонн грузов [3, с. 213]. Еще больше людей и грузов перевезли транспортные суда. Интенсивность их движения вдоль всего кавказского побережья в дни боев за Туапсе была такова, что в сентябре в море ежедневно находилось от 25 до 35 судов различного тоннажа, в октябре -от 25 до 40, в ноябре - от 11 до 35 и в декабре - от 15 до 30. Наиболее ярким эпизодом стала переброска 21-23 октября в состав 18-й армии 83-й горнострелковой и 63-й кавалерийской дивизий, 8-й, 9-й и 10-й гвардейских стрелковых бригад. Их прибытие на фронт позволило советским войскам остановить продвижение немцев в районе горного массива Семашхо, а затем и нанести контрудар. Тогда часть войск в Туапсе доставили боевые корабли Черноморского флота, которые периодически использовались в качестве быстроходных транспортов.
Серьезную опасность для прибрежных коммуникаций представляла немецкая авиация, которая регулярно совершала вылеты в район переходов советских конвоев. Однако в большинстве случаев черноморцам удавалось отражать эти удары. Подтверждением тому стала гибель лишь одного относительно крупного судна - парохода «Азов», шедшего из Туапсе в Поти. 22 октября, на подходе к Лазаревской, судно атаковали восемь «юнкерсов»,
Подводная лодка Щ-208 входит в порт Туапсе
которые, пикируя, сбросили 32 бомбы. Две из них попали в пароход. Сторожевые катера отбуксировали гибнущее судно на мелководье, где оно село на грунт. Экипаж был снят с судна, погиб только один человек.
Наряду с авиацией угрозу для советских кораблей и судов с лета 1942 г. стали представлять и торпедные катера противника, известные как «шнелльботы». В период Туапсинской операции германский флот на Черном море располагал четырьмя боеготовыми катерами 1-й флотилии: S-26, S-28, S-49 и S-102. Местом их базирования стала Киик-Атлама в Крыму, находившаяся на удалении 300 км от Туапсе, и достигать его «шнелльботы» могли лишь на пределе свои возможностей. И все же, еще в до начала обороны Туапсе, немецким катерникам удалось добиться в его районе определенных успехов. В ночь на 10 августа, в районе Лазаревской, S-102 торпедировал военный транспорт «Севастополь», следовавший из Туапсе в Поти с ранеными и эвакуированными. На нем погибло 924 человек, в том числе 160 раненых и 620 гражданских лиц. Спасти удалось лишь
130 человек. Немецкий катер сумел остаться незамеченным, а его появление в этом районе представлялось столь невероятным, что пуск торпеды советская сторона приписала подводной лодке. А 30 августа, между Лазаревкой и Сочи, S-28 и S-102 атаковали и потопили грузопассажирский пароход «Ян Томп» с грузом муки для Новороссийска. Шедшие в охранении тральщик и два сторожевых катера оказались неспособны отразить стремительную атаку, но все же сумели спасти большинство из 42 членов экипажа погибшего судна [10, с. 68].
Активизация немецких катерников на советских коммуникациях заставила командование Черноморского флота усилить охрану конвоев, разместить на побережье дополнительные противокатерные батареи и посты наблюдения. Поэтому до конца 1942 г. «шнелль-боты» не сумели потопить ни одной цели. Тем не менее вражеские катера оставались опасным противником, что и продемонстрировали события ночи 23 октября. Тогда все четыре боеспособных «шнелльбота» атаковали на рейде Туапсе отряд советских кораблей в составе
Крейсер «Ворошилов» и эсминец «Беспощадный» боевом походе, фото с эсминца «Бойкий».
30 ноября 1942 г.
крейсера «Красный Кавказ», лидера «Харьков» и эсминца «Беспощадный». В тот момент на их борту находилась 9-я гвардейская стрелковая бригада, насчитывавшая 3180 человек, и даже незначительные повреждения кораблей могли обернуться трагедией. Немцы выпустили по кораблям отряда восемь торпед, но, по счастливой случайности, все они прошли мимо цели, поразив берег и волнолом [6, с. 89-90].
Итак, роль советского флота в Туапсин-ской оборонительной операции, на первый взгляд, оказалась невелика, ведь боевые действия разворачивались не ближе, чем в 20 км от моря. Небольшой была и численность морской пехоты, непосредственно участвовавшей в боях. Однако опосредованное влияние Черноморского флота на эти события трудно переоценить. Его главной задачей являлось обеспечение бесперебойной работы морских коммуникаций, от которых Северо-Кавказский фронт и Черноморская группа войск зависели в наибольшей степени. Для ее решения была
задействована основная масса самолетов морской авиации и большинство надводных кораблей, которые в отдельных случаях использовались в качестве быстроходных транспортов. Наконец, само существование Черноморского флота не позволяло противнику даже задумываться о возможности высадки десанта в тылу советских войск. Таким образом, советский флот, в меру своих возможностей, решил те специфические задачи, которые возникли перед ним в период обороны Туапсе. Этот опыт демонстрирует еще и то, что флот - это не только боевые корабли, это сложная система со множеством компонентов: боевыми кораблями и транспортными судами, морской пехотой и береговой обороной, авиацией и тылом, органами управления и связи. Элементом этой системы являлась и Туапсинская военно-морская база. От устойчивости и эффективной работы такой системы в тылу Черноморской группы войск во многом зависел исход обороны Туапсе и всего Северного Кавказа.
Использованная литература:
1. Баданин Б.В. На боевых рубежах Кавказа. М.: Во-ениздат, 1962.
2. Боевой путь 83-й отдельной стрелковой Ново-российско-Дунайской дважды Краснознаменной ордена Суворова бригады морской пехоты Черноморского флота (Историческая справка). Севастополь: Б.и., 1978.
3. Военно-морской флот Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В 4 т. Т. 2: Черноморский флот. СПБ.: Морской Петербург, 2005.
4. Кирин И.Д. Черноморский флот в битве за Кавказ. М.: Воениздат, 1958.
5. Монастырский Ф.В. Земля, омытая кровью. М.: Воениздат, 1961.
6. Морозов М.Э., Патянин С.В., Барабанов М.С. Атакуют «Шнелльботы»! Германские торпедные катера Второй мировой войны. М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007.
7. Перечнев Ю.Г. Советская береговая артиллерия. М.: Наука, 1976.
8. Пятигорский Э.И. История - это то, что было... 1942. Туапсинская оборонительная операция. Хроника. Факты. Размышления, комментарии и версии краеведа. Туапсе: Туапсинская типография, 1992.
9. Сиджах Х.И. Десант морской пехоты на Майкопский аэродром // Морской сборник. 2012. № 5. С. 61-70.
10. Суда Министерства Морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М.: Мортехинформреклама, 1989.
11. Феоктистов С.И. В небе Туапсе. Авиация в ту-апсинской оборонительной операции. Туапсе: Б.и., 1995.
12. Широкорад А.Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. Минск: Харвест, 2000.
References:
1. Badanin, B.V., Na boevykh rubezhakh Kavkaza (In the Battle Lines of the Caucasus), Moscow: Voenizdat, 1962.
2. Boevoy put' vosem'desyat tretyey otdel'noy strelkovoy Novorossiysko-Dunayskoy dvazhdy Krasnoznamennoy ordena Suvorova brigady morskoy pekhoty Chernomorskogo flota (Istoricheskaya spravka) (Battle Way of the 83th Separate Shooting Novorossiysk-Danube Twice Order of Red Banner and Order of Suvorov Marine Brigade of the Black Sea Fleet (Background)), Sevastopol', 1978.
3. Voenno-morskoy flot Sovetskogo Soyuza v Velikoy Otechestvennoy voyne 1941-1945 godov (The Navy of the Soviet Union in the Great Patriotic War of 1941-1945), vol. 2: Chernomorskiy flot, Saint-Petersburg: Morskoy Peterburg, 2005.
4. Kirin, I.D., Chernomorskiy flot v bitve za Kavkaz (Black Sea Fleet in the Battle for the Caucasus), Moscow: Voenizdat, 1958.
5. Monastyrskiy, F.V., Zemlya, omytaya krov'yu (The Land Washed in the Blood. ), Moscow: Voenizdat, 1961.
6. Morozov, M.E., Patyanin, S.V. and Barabanov, M.S., Atakuyut «Shnell'boty»! Germanskie torpednye katera Vtoroy mirovoy voyny («Shnellbots» Are Attacking! German Torpedo Boats of World War II), Moscow: Kollektsiya; Yauza; EKSMO, 2007.
7. Perechnev, Yu.G., Sovetskaya beregovaya artilleriya (Soviet Coastal Artillery), Moscow: Nauka, 1976.
8. Pyatigorskiy, E.I., Istoriya - eto to, chto bylo... 1942. Tuapsinskaya oboronitel'naya operatsiya. Khronika. Fakty. Razmyshleniya, kommentarii i versii kraeveda (History -That's What it Was... 1942. Tuapse Defensive Operation. Chronicle. Facts. Thoughts, Comments, and Versions of the Local Historian), Tuapse: Tuapsinskaya tipografiya, 1992.
9. Sidzhakh, Kh.I., Desant morskoy pekhoty na Maykopskiy aerodrom (Landing of Marines on the Airfield Maikop), Morskoy sbornik, 2012, no. 5, pp. 61-70.
10. Suda Ministerstva Morskogo flota, pogibshie v period Velikoy Otechestvennoy voyny 1941-1945 godov (The Battleships of the Ministry of the Navy, which Were Lost during the Great Patriotic War of 1941-1945), Moscow: Mortekhinformreklama, 1989.
11. Feoktistov, S.I., V nebe Tuapse. Aviatsiya v tuapsinskoy oboronitel'noy operatsii (In the Sky of Tuapse. Aviation in the Tuapse Defensive Operation), Tuapse, 1995. S. 59.
12. Shirokorad, A.B., Entsiklopediya otechestvennoy artillerii (Encyclopedia of Russian Artillery), Minsk: Kharvest, 2000.
Полная библиографическая ссылка на статью:
Киселев, И. В. Черноморский флот в Туапсинской оборонительной операции 1942 года [Элекронный ресурс] / И. В. Киселев // Наследие веков. 2015. - № 1. - С. 41-48. URL: http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/20l5/07/2015_1_ Kiselev.pdf (дата обращения дд.мм.гг).
'ull bibliographic reference to the article:
[iselev, I. V., Chernomorskiy flot v Tuapsinskoy oboronitel'noy operatsii 1942 goda (Black Sea Fleet in the Tuapse lefensive Operation of 1942), Naslediye Vekov, 2015, no. 1, pp. 41-48. http://heritage-magazine.com/wp-content/ ploads/2015/07/2015_1_Kiselev.pdf. Accessed Month DD, YYYY.