Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 I ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
43
надежды, - сказал монах... - Ты подавил в себе, сын мой, такие чувства, как радость и гнев, скорбь и страх, ненависть и надежду. Ты не смог заглушить лишь любовь. Не крикни ты, и мой эликсир был бы готов, а ты тоже стал бы бессмертен. О, как трудно найти надежного помощника для поисков бессмертия! Я попытаюсь снова приготовить эликсир, а ты вернешься в мир смертных. Прощай!» В эпоху Тан даосы сумели стать необходимой и незаменимой частью духовной культуры страны и народа.
В эпоху Тан получила дальнейшее развитие экзаменационная система для формирования штата чиновников. О.Л. Фишман в комментариях к рассказам излагает суть государственных экзаменов: «По окончании школы или домашних занятий, претендент на занятие чиновничьей должности должен был подвергнуться государственному экзамену (система государственных экзаменов существовала со 121 г. н.э. по 1905 г.) и получить ученую степень; этих ученых степеней было три: сюцай (экзамен проходил в уездном городе), цзюйжэнь (экзамен проходил в главном городе провинции) и цзиньши (экзамен держался раз в три года в столице империи)». Рассказ «Изголовье» повествует о жизни китайского чиновника: «в
заботах, тревогах жил день ото дня и не заметил, как подошла старость».
В рассказе «Повесть о красавице Ли» мы видим успешного юношу: «Он с первого же экзамена получил степень сюцая, слава его потрясла весь экзаменационный двор. Люди значительно старше его, читая его сочинение, не могли не выразить ему своего уважения и восхищения, старались быть подстать ему, но не могли добиться этого. ... С этих пор юноша стал еще усерднее трудиться, слава о нем все больше распространялась. Через год как раз проводились государственные экзамены на высшую
степень, и по высочайшему приказу созывались достойнейшие со всех концов страны. Юноша явился на эти экзамены и написал сочинение на тему «Говори с государем прямо, увещевай его настоятельно!». Имя его оказалось первым в списке сдавших экзамены. Он получил должность военного советника в городе Чэнду. Высшие вельможи стали искать дружбы с ним».
«Танские новеллы» в переводах и с комментариями Ольги Лазаревны Фишман помогают студентам в изучении средневековой истории Китая, в яркой и увлекательной форме знакомят с духовной жизнью династии Тан, системой государственных экзаменов, личностью императора Сюаньцзуна. Чудеса и волшебство в новеллах раскрывают важнейшие культурные ценности династии, знакомят студентов с особенностями духовной культуры средневекового Китая. Переводы на русский язык китайской художественной литературы повышают общий уровень культуры студентов, и позволяют им ознакомиться с историей и культурой династии Тан не только по учебнику.
Список литературы:
1. Горегляд В.Н. О.Л. Фишман. Несколько воспоминаний // Петербургское востоковедение. Санкт-Петербург, 1992. Вып. 2. - С. 83-87.
2. Меньшиков Л.Н. Ольга Лазаревна Фишман. Исследователь, переводчик, педагог (19191986) // Петербургское востоковедение. Санкт-Петербург, 1992. Вып. 2. - С. 70 - 82.
3. Танские новеллы. Перевод с китайского, послесловия и примечания О.Л. Фишман. М.: Академия наук СССР, 1955. - 228 с. - URL: http://coollib.net/b/114658/read (20.03.2015).
4. Торчинов Е.А. Даосизм. «Дао-Дэ-цзин».
СПб: Азбука-классика, Петербургское
востоковедение. 2004. - 256 с.
ЧЕРНОЛАКОВАЯ КЕРАМИКА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. К ИЗУЧЕНИЮ ТЕХНОЛОГИИ И СОСТАВА «ЛАКА»
Тернавский Николай Александрович
Канд. ист. наук, доцент кафедры этнографии и ДПТКГИК, г. Краснодар; Курлянчиков Антон
Георгиевич,
студент 4-го курса Краснодарского государственного института культуры,г. Краснодар
Целью нашего исследования стало выяснение состава так называемого «черного лака» и технологии его получения. Мы исходили из того, что технология чернолаковой керамики совпала с расцветом эпохи железа и должна была быть связанной как с минералами этого металла, его окислами и высокой температурой обжига. Предварительно мы изучили доступную нам литературу по данной теме, изготовили муфельную печь, подготовили составы, включавшие различные минералы и добавки. Затем нами были проведены эксперименты, включавших обжиг керамических образцов при температуре, близкой плавлению железа. Проведенные эксперименты подтвердили наши предположения: наиболее близкие к «черному лаку» эмали, с помощью которых древнегреческие вазописцы расписывали керамические сосуды в античную эпоху дают составы, включающие фероминералы, такие как гематит и окислы железа. Проведенные нами опыты дали положительный результат, о чем и сообщаем в данном докладе.
The background of our research was to clear up the composition and technique of such called “black lacquer”. The main method we used was experiments, we made various types of compositions with the minerals and oxides of iron, litharge and have obtained positive results.
As we supposed, the most close to ancient Greek “black lacquer” technique give the compositions, which include oxides and minerals of iron.
Black figured pottery, Ancient Greece, compound of lacquer, minerals, iron oxides, litharge, chalk.
44
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 I ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Чернолаковая керамика, лак, эмаль, состав, древние греки, эпоха раннего железа.
На проведение описанных ниже опытов по установлению состава и технологии получения так называемой чернолаковой керамики нас сподвигла случайная находка спекшейся стекловидной массы, поднятая несколько лет назад на Елизаветинском городище. Она находилась среди керамических отходов, пережега недалеко от ямы, из которой местные жители брали землю. Очевидно, сформированную руками и разрезанную пополам массу древний гончар случайно уронил в остывающую печь. Нам представилось, что эта масса могла входить в состав древнегреческого «черного лака». Это было вполне вероятно еще и потому, что в V-IV вв. до н.э. на Боспоре были очень востребованы вазы, кратеры, пелики с изображениями амазонок, грифонов и аримаспов. Сложился так называемый Керченский стиль вазописи; некоторые исследователи говорят о «Керченском вазописце». Вероятно, мастеров-вазописцев на Боспоре было несколько, а гончаров, желающих освоить технологию изготовления чернолаковой вазописи несравнимо больше.
Елизаветинское городище на Кубани в IV-II вв. до н.э. включало в себя боспорский эмпорий, где могли постоянно жить не только греческие купцы, но и ремесленники, в том числе гончары.
Много лет ученые пытаются разгадать секреты изготовления чернолаковой керамики. В прошлом столетии на Западе вышел целый ряд работ, посвященных этой теме [3]. Считается, что Теодор Шуман приблизился к разгадке состава. Он установил, что аттический черный лак ничем не отличается от глины и не имеет красителей, а черный цвет дает оксид железа при обжиге без доступа кислорода, при окислении же возникает красный цвет [5, s.408-426]. О в таком случае черной должна была бы стать не только поверхность сосудов, но и глина, чего, однако не наблюдается на греческих вазах.
Авторы данной статьи исходили из того, что возникновение чернолаковой керамики совпадает с расцветом эпохи железа и связывают его с новой стадией развития металлургии. Во-первых, древние гончары получили возможность проводить обжиг керамики при температуре близкой плавлению железа, кроме того, они стали использовать минералы и окислы этого металла. Г лазури, как свидетельствуют исторические факты, были известны культурам Месопотамии и Египта еще с эпохи бронзы. В Микенах, например, были найдены металлические артефакты с пластинами синего стекла, датируемые Хиггинсом XV-XIV вв. до н.э; на Кипре (местечко Курум) в одном из захоронений XII в. до н.э.- золотой скипетр с шаром, покрытый выемчатой эмалью лилового, зеленого и белого цвета. Немецкий ученый Э. Бреполь говорит, что для эмалирования металлических предметов могло быть использовано порошкообразное стекло, также как и при глазурировании глины [1, с. 26-27 ].
Глазурированая керамика получила свое распространение в Месопотамии и Египте во II тыс. до н.э. Вероятнее всего, древнегреческая «чернолаковая» технология сложилась на основе египетской.
В проводимых нами опытах по установлению технологии чернолаковой керамики мы использовали: красно-жгущуюся глину, стекловидную массу, найденную на городище, железную окалину (окись железа), шунгит, черный агат, гагат, гематит и свинцовую поливу. Свинцовая полива или окись свинца известна давно, ее использовали в той или иной мере гончары с глубокой древности. Получают ее путем сжигания свинца с доступом кислорода.
Из глины нами были сформированы и высушены круглые по форме «медальоны». Минералы механически измельченные, перетертые в порошок, были просеяны через калиброванное сито 0,064 микрон. Разведенные водой порошки минералов равномерно нанесены кистью на поверхность первых пяти керамических заготовок ( Рис. 1 - I, II,III,IVhV).
Затем часть порошкообразных минералов были смешаны со свинцовой поливой в процентном соотношении 1:3, где на одну часть горного минерала приходилось три части свинцовой поливы. Такое соотношение сделано не произвольно, а исходя из состава большинства керамических глазурей.
В глазурях процентное содержание красящих веществ (пигментов составляет от 15 до 35 % от общей массы). Полученный состав был нанесен на следующие пять терракотовых заготовок (VI,VII,VIII,IXhX). Далее все заготовки были подвержены восьмичасовому обжигу с плавным повышением температуры до 1000 градусов. После медленного остывания в течение четырех часов все образцы были извлечены из печи.
На втором этапе нашего эксперимента мы использовали железные опилки, окалину (окись железа), легкоплавкое стекло, истолченное в порошок, стекловидную массу («глянцевую глину»), окись свинца (свинцовую поливу), в качестве флюса -мел. Растворы были кистью нанесены на дно и боковые стороны чашечек. На чашечке справа состав: железные опилки, свинцовая полива в соотношении 1 к 3. В качестве флюса к шифту сделаны добавки - мел и стекловидная масса. На чашечку слева нанесен шифт, в состав которого входит окалина (окись железа), легкоплавкое стекло в соотношении 1 к 3, с добавкой небольшого количества мела. В первом случае мы получили темную эмаль с фиолетовым отливом, во втором - черную эмаль с матовым блеском. Максимальная температура обжига достигала 1000 градусов С.
Результаты нашего эксперимента отражены на рисунках 1 и 2. Они показали, что гематит, в России больше известный как «железный блеск» или «кровявик», в сочетании со свинцовой поливой, а также окалина (окись железа) с легкоплавким стеклом дают схожее с древнегреческим покрытием керамики, получившее название «черный лак».
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 I ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
45
Рис. 1. Терракотовые заготовки с разным по составу покрытием после обжига при температуре около 1000
градусов.
На верхнем ряду - образцы, обожженные с V,X - стекловидная масса с Елизаветинского порошками минералов без свинцовой поливы; на городища. нижнем - те же минералы со свинцовой поливой. I, VI -шунгит;П,'УН - гематит; III,Vin - гагат; IV,IX - агат;
Рис. 2. Глиняные чашечки после вторичного обжига: а. с нанесением раствора, в состав которого входит окалина (окись железа), легкоплавкое стекло в соотношении 1 к 3 и в качестве добавки использован мел; б. состав раствора: железные опилки, свинцовая полива в соотношении 1 к 3; добавки - мел и
стекловидная масса.
Литература
1. Бреполь Э. Художественноеэмалирование. Л.:Машиностроение,1986, 127с.
2. Буров Ю.М., Некрасов А.Н., Крупа Т.Н.
Исследование древнегреческой чернолаковой керамики из Херсонеса//
http://www.formuseum.info/2007/12/06/burov_jum_nekr asov_an_krupa_tn1.html
3. Gisela Marie Augusta. The craft of Athenian pottery.- ICCN 23011634, 1923; Theodor Schumann: Oberflachenverzierung in der antikenTopferkunst. Terra sigillata und griechischeSchwarzrotmalerei. In: Derichte der deutschenkeramischenGesellschaft 32 (1942),; Joseph Veach Noble: The Techniques of Painted Attic Pottery.
New York 1965.- ISBN 0500050473; Mavis Bimsom The technique of Greek black and terra sigillata red (1956); http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1876934.
4. URL:Технология изготовления и
декорирования древнегреческой керамики// http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1876934.
5. Schumann Th. Oberflachenverzierung in der
antikenTopferkunst. Terra sigillata und griechischeSchwarzrotmalerei. In: Derichte der
deutschenkeramischenGesellschaft 32 (1942). //
Технология изготовления и декорирования древнегреческой керамики//
https ://ru.wikipedia. org/wiki/.