Научная статья на тему 'Черкизово — родовая усадьба князей Черкасских: из века XVIII — в век XXI'

Черкизово — родовая усадьба князей Черкасских: из века XVIII — в век XXI Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
854
430
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Черкизово — родовая усадьба князей Черкасских: из века XVIII — в век XXI»

ЧЕРКИЗОВО - РОДОВАЯ УСАДЬБА КНЯЗЕЙ ЧЕРКАССКИХ:

Иван Краснобаев, директор Центра изучения и сохранения объектов культурного наследия МИА, кандидат архитектуры

20 января 2014 г. Инвестиционная группа компаний А§С выиграла открытый аукцион на право льготной аренды еще одной подмосковной усадьбы - «Черкизово» (Коломенский р-н), являющейся объектом культурного наследия регионального значения. В ходе торгов, проходивших в Министерстве имущественных отношений Московской области, стоимость аренды возросла с 256 тыс. до 1, 213 млн рублей в год. Черкизово дополнит уже имеющуюся в распоряжении АSG купеческую усадьбу в Талицах (Пушкинский р-н). Новая усадьба значительно отличается от первой. Она дальше от Москвы, сохранилась в худшем состоянии, но зато гораздо старше и значительнее. В течение трех столетий усадьба была родовым гнездом князей Черкасских - одного из самых влиятельных и богатых семейств России. Представители этого рода находились в родстве с рюриковичами и романовыми, определяли внешнюю и внутреннюю политику россии, занимали высшие государственные посты, знали опалу, гибли за Отечество, навечно оставили свои имена в названиях улиц, переулков и островов... Это приобретение является знаковым для корпорации, ведь за незначительными материальными остатками скрыта богатейшая история усадьбы, которую предстоит исследовать и дешифровать.

название села Черкизово произошло от имени царевича Серкиза (Черкиза), в крещении Ивана, выехавшего из Золотой Орды на службу к Дмитрию Донскому в Х1Ув. Его сын Андрей погиб,

ГЕРБ КНЯЗЕЙ ЧЕРКАССКИХ

будучи воеводой, в Куликовской битве, о чем есть упоминание в «Задонщи-не». Это событие описал двоюродный брат Дмитрия Донского Владимир Андреевич Храбрый: «Гнались за мной четыре татарина, но Божьей милостью Иван Родионович Квашня да Андрей Сер-

кизович увидали нас, нагнали, схватились с этими безбожными и головы свои за меня положили». У вдовы Андрея Марии осталось двое детей. Младший сын Фёдор, носивший прозвище Старко, стал родоначальником новой фамилии - Старковых. Фёдору были пожалованы многие вотчины, получившие название Черкизово.

Его сын Иван Федорович Старко при Василии Тёмном был боярином и наместником в Коломне. Во время княжеской междоусобицы в 1430-е гг. он изменил своему князю и перешёл на сторону заговорщика Дмитрия Шемяки. За предательство Ивана Федоровича Серкизова-Старко лишили боярского звания и всех вотчин. Род Старко-вых-Серкизовых навсегда выбыл из боярства, а их коломенские земли (Черкизово, Старки, Наста-сьино) перешли в собственность великого князя и упоминаются в духовной грамоте Василия II в 1461-1462 гг.

Степан Новиков,

архитектор-

реставратор,

заместитель

директора по

реставрации и

реконструкции

Мария Сизикова,

архитектор-

реставратор

ЧДО ВеСШИКЛ®КдаН№ОДНОГОИНСТ»ПУТААНТОКВАРИА!А

4Ш1р искусств

история РОДА КНЯЗЕЙ ЧЕРКАССКИХ

церковь троицы

В ОСТАНКИНЕ

в.и.суриков. утро

СТРЕЛЕЦКОЙ КАЗНИ. Крайний справа персонаж - князь М.А.Черкасский.

Согласно архивным данным род князей Черкасских ведет начало от одного из черкесских султанов Египта Аль-Ашра-фа Сайф-ад-дина Инала (умер в 1453 г.), который был одним из мамлюкских султанов, правивших в Египте с 1254 по 1517гг.. Свергнутый с престола Инал эмигрировал на Северный Кавказ, где на территории Кабарды основал независимое государство. Известны три родственные ветви князей Черкасских, ведущие свое происхождение от старшего князя Кабарды второй половины ХУ1в. Темрюка Идарова и его родных братьев Камбулата и Желегота - сыновей Идара-мурзы, правнука основателя рода Инала.

В ноябре 1552 г., вскоре после взятия Казани царь Иван IV впервые принимал в Грановитой палате делегацию из Чер-кессии и Кабарды, которая от имени своих властителей просила принять эти земли «под высокую руку» России и защитить их от крымско-турецких завоевателей. Однако в ход событий вмешался случай. 7 августа 1560 г. скончалась первая жена царя Ивана IV Анастасия Романовна, а в июне 1561г. из Кабарды в Москву прибыла дочь князя Темрюка красавица княжна Кученей, при крещении нареченная Марией, и 21 августа того же года царь Иван Васильевич с ней венчался. В марте 1563 г. у Марии родился сын, но вскоре заболел и умер, а через шесть лет и сама Мария скончалась, жестоко простудившись во время поездки с царем в северные земли. В царствование Ивана IV видные места занимали в России братья Марии. Старший, Михаил, отличился в войне с крымцами, а в 1565г. стал главнокомандующим опричным войском царя и получил боярство. Но после набега хана Девлет-Гирея на Москву в 1571г. и неудачного отпора ему со стороны опричных войск в числе других вождей опричнины Михаил Темрюкович был казнен. Младший, Мамстрюк, успешно воевал, строил русскую крепость на Тереке, в 1570 г. после жестокого сражения был пленен крымцами и освободился только через восемь лет. Он до конца остался верным союзником России и продолжал борьбу с турками и Крымом.

Представители всех трех ветвей рода Черкасских - Мамстрюковичи, Камбулатовичи и Куденетовичи - были близки высшей государственной власти и играли видную роль в политической и военной истории России (см. хронику), а одна из ветвей (Камбулатовичи) была даже в кровном родстве с Романовыми.

Черкасские сыграли видную роль в борьбе за российский престол между Милославскими и Нарышкиными. Князь Михаил Яковлевич Черкасский еще в 1680 г. был назначен стольником к восьмилетнему царю Петру и во всем поддерживал его мать Наталью Кирилловну. В 1684 г. он уже ближний боярин. Позже был на воеводстве в Новгороде, в Тобольске, добросовестным и энергичным управлением Сибирью снискал любовь и расположение царя Петра Алексеевича. Кстати, шедевр русской узорчатой архитектуры - церковь Троицы в Останкине - построен именно им.

Видной фигурой в истории России стал сын Михаила Яковлевича князь Алексей Михайлович Черкасский, родившийся в 1680 г. Он был обер-комиссаром Петербурга, участвовал в осушении болот на территории города, в строительстве Петропавловской крепости, Петергофа, Царского села и Монплезира. Позже был губернатором Сибири, стал сенатором, действительным тайным советником и кабинет-министром, кавалером российских орденов Св. Андрея Первозванного и Св. Александра Невского, а в конце жизни стал даже Великим Канцлером и президентом Коллегии иностранных дел. Сыновья его умерли в младенчестве, а единственная дочь от второго брака Варвара стала «самой богатой невестой на Руси», вышла замуж с приданым в 70 000 душ за графа Петра Борисовича Шереметева, сделав его богатейшим человеком своего времени.

Третья ветвь Черкасских, которая продолжается и по сей день, пошла от младшего брата Темрюка - Желегота и его шести правнуков. Один из них - Муцал - известен в истории как начальник кабардинских и ингушских отрядов в борьбе против турок и крымчан, последним он нанес сокрушительный удар. От царя Алексея Михайловича князь Муцал получил жалованную грамоту. Крупным военачальником был и его сын Каспулат, который успешно «воевал Крым» и освободил множество русских пленных, за что был щедро награжден царем Алексеем Михайловичем. Брат Муцала - Сунчалей, в крещении Григорий, стал стольником. С царем Алексеем Михайловичем участвовал в походах против поляков и шведов. Стал боярином, был первым воеводой в Астрахани, а затем в Царицыне. Памятен в российской истории родной племянник Григория Сунчалеевича боярин князь Михаил Алегукович Черкасский. Особенно возросла роль Михаила Алегуковича

после воцарения Петра I. Для Азовского похода он на собственные деньги построил корабль, который царь Петр считал лучшим во флотилии. Михаил Алегукович стал одним из главных помощников царя Петра в расследовании «стрелецкого дела».

Отметим, что царь Петр, возвратясь из первой своей заграничной поездки, велел остричь бороды боярам, оставив их только Патриарху Московскому и всея Руси Адриану, князю Михаилу Алегуковичу Черкасскому и боярину Т. Н. Стрешневу.

Современники дали князю самую лестную характеристику: «он отличался степенностью, приличной его пожилым летам... и своей честностью, непорочной жизнью... заслужил всеобщую любовь».

Во время частых отлучек из Москвы царь поручал «ведать дела» князю Черкасскому. В 1673 г. ему была пожалована большая усадьба в центре Москвы. Размещалась она между нынешними улицами Никольской и Ильинкой. Память об этом сохранилась в названиях Большого и Малого Черкасских переулков.

И в ХКв. князья Черкасские играли видную роль в политической и общественной жизни России. Владимир Александрович Черкасский по окончании юридического факультета Московского университета посвятил себя изучению крестьянского вопроса, много сделал для подготовки Акта об отмене крепостного права. Позже он был Главным директором духовных и внутренних дел в Царстве Польском, в 1870 г. его избрали городским головой Москвы. В 1877 г., когда Россия начала войну с Турцией, ему было поручено создать на освобожденной болгарской территории Временное гражданское управление.

СЕЛО ЧЕРКИЗОВО ХУ1-ХХ вв.

В 1543 г. село Черкизово называлось Государевым, здесь бывал царь Иоанн IV, который впоследствии подарил вотчину черкесскому мурзе Алегу-ку, крестившемуся и поступившему на русскую службу после завоевания Астрахани, в память о чём в Черкизове была построена церковь в честь Собора Пресвятой Богородицы. В клировых ведомостях указывается дата постройки церкви -1592 г. В Отделе письменных источников ГИМ сохранилось описание церкви: «Деревянная, обшитая тёсом церковь построена в конце Х^Шв. Здание прямоугольное в плане, одноэтажное. Основной четверик несёт восьмерик второго яруса, увенчан восьмигранным куполом с декоративным барабаном к двухъярусной главке. При церкви трапезная и трёхъярусная колокольня, также деревянная, обшитая тёсом. Церковь не отапливалась и богослужения в ней совершались только в тёплое время года. Церковная ограда была каменной с железными решётками». В 1947 г. церковь была разобрана и из её бревен построили клуб, сгоревший в 1958 г. В наше время на месте алтаря этой церкви установлен памятный крест.

С 1689 г. село получил во владение князь Михаил Алегукович Черкасский. При нем в Черкизово был устроен двор и сооружена деревянная Никольская церковь. В 1734 г. на средства его внука - Петра Борисовича, предположительно по проекту Александра Путилина, началось строительство домовой каменной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1736 г. строительство в основном закончили, однако храм освятили лишь в 1749 г. В 1821 г. храм перестроили в классическом стиле, позднее были устроены два придела. В 1937г. церковь была закрыта и возвращена верующим только в 1992 г. Там проведены консервационные работы и сейчас ведется сбор средств на реставрацию.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ ЦЕРКВИ СОБОРА БОГОРОДИЦЫ И СОВРЕМЕННЫЙ ПАМЯТНЫЙ КРЕСТ НА ЕЁ МЕСТЕ

князья ЧЕРКАССКИЕ В ИСТОРИИ РОССИИ

иван (гу) грозный

Михаил темрюкович черкасский

(брат второй жены царя - Марии Темрюковны) в 1565г.

главнокомандующий опричным войском царя, получил боярство

борис годунов

Дмитрий (каншов) мамстрюкович черкасский-

стольник, поддерживал Лжедмитрия, а после его смерти - один из ближайших сподвижников Дмитрия Пожарского; при Михаиле Федоровиче - главный воевода, боярин, а в мае 1635г. на время отсутствия царя «ведал Москвой»; в 1645г. при Алексее Михайловиче -ближний боярин (самая высокая на тот момент должность)

смутное время, семибоярщина

иван Борисович черкасский -

двоюродный брат Михаила Романова - участник Земского собора 1613г., управляющий Стрелецким, Иноземным, Аптекарским приказами и др.

алексей михайлович

яков кУДЕНЕТович черкасский - выдающийся полководец; Григорий (Сунчалей) Муцалович Черкасский - первый воевода

федор алексеевич

МИХАИЛ АЛЕГУкович чЕркАсскИй-

член Государевой думы, воевода

петр г

МИХАИЛ АЛЕГУкович черкасский -

соратник Петра I, построивший на свои деньги корабль, первый в России генералиссимус; Михаил Яковлевич Черкасский -стольник при малолетнем Петре I, с 1762 г. - ближний боярин

анна иоанновна

Алексей Михайлович черкасский - обер-комиссар

Петербурга, губернатор Сибири, сенатор, действительный тайный советник и кабинет-министр, Великий Канцлер и президент Коллегии иностранных дел; Александр Андреевич Черкасский - смоленский губернатор, ложно оклеветанный при Анне Иоанновне, сосланный на Камчатку, освобождённый после её смерти и занимавший при Елизавете Петровне очень важные посты - гофмаршала и тайного советника

елизавета петровна

ПЕТр Борисович черкасский - губернатор Москвы

александр гг

владимир Александрович черкасский -

городской голова Москвы

ЧДО ВеСШИКЛ®КдаН№ОДНОГОИНСТ»ПУТААНТОКВАРИА!А

4Ш1р искусств

историческая и современная фотография успенской церкви в черкизово

наиболее

известная

псевдоготическая

владимирская

церковь

в.и. Баженова в

усадьбе быково

историческая

фотография

Никольской

церкви на

старковом

погосте

(черкизово)

павильон на

территории

усадьбы

черкасских.

обмерный план

мозжерова.

графическая

реконструкция

т. с. Борисовой [1].

Закончив Успенскую церковь в Черкизове, князь Черкасский обратился к Старкам (небольшая часть села Черкизова на его южной границе). В 1759г. он подал прошение в Коломенскую епархию с просьбой разрешить строительство новой каменной Никольской церкви в Старках. Владыка Порфирий (Крайский) дал благословение. При этом велено было старый храм разобрать, утварь сохранить, а дерево от прежней постройки пустить на отопление нового храма. В 1763г. строительство закончили. Во второй половине 1780-х гг. здание вновь достраивалось. Пока трудно с полной определенностью сказать, когда никольский храм приобрел черты «русской готики» -при начале строительства или позднее. Авторство проекта приписывают великому зодчему В.И. Баженову, но сами работы велись под наблюдением другого архитектора.

Никольская церковь интересна прежде всего внешним убранством, в котором некоторые различают символику игральных карт, которыми будто увлекался князь Черкасский. Во всяком случае, на четверике ясно различается обозначение бубновой масти, а угловатые пинакли, окружающие барабан, напоминают пики. С другой стороны, картежные масти происходят от орудий страданий Спасителя - креста, гвоздей, копья, губки с уксусом, и тогда использование их в архитектуре храма является вполне уместным. В храме полностью сохранился редкий «готический» иконостас рубежа XVIII - XIX вв. со стрельчатыми нишами и образами в чеканных

окладах. Необычно большой по размеру и таинственно-тревожной по колориту сделана икона Тайной Вечери над Царскими вратами. Уникальны деревянные творения - резная икона XVIIIв. «Богоматерь с младенцем» и скульптура «Христос в темнице». Примечательно, что 30 июля 1917 г. в старковском храме венчался известный писатель Борис Пильняк.

В советское время храм Николая Чудотворца то закрывали, то вновь разрешали в нем богослужения. Благодаря самоотверженности верующих церковь все же не была разграблена.

Рядом с церковью, с северо-запада, находится склеп князей Черкасских с беседкой-сенью. В 1930-е гг., когда Старки переживали нелегкие времена, склеп Черкасских разорили, останки выбросили вон. Кровля склепа не сохранилась, а когда-то под ней горела неугасимая лампада. Мраморные надгробия, выполненные в виде саркофагов, относятся к первой половине XIX в. Здесь находились два рельефа из белого мрамора, в том числе - прекрасное изваяние спящего младенца. Сейчас они хранятся в Коломенском музее.

В 1785 г. имением стал владеть Б. М. Черкасский, отстроивший усадьбу заново и привлекший к строительству одного из крупных мастеров московской архитектурной школы того времени, возможно - М. Ф. Казакова. Вдоль берега Москвы-реки возник обширный усадебный комплекс из двухэтажного дворца, флигелей, манежа, псарного двора, оранжереи и малого княжеского дома. После реформы 1861 г. разделен-

ная между наследниками усадьба стала быстро приходить в упадок. Черкасские уже не могли поддерживать былое великолепие усадьбы без труда крепостных.

ЧЕРКИЗОВО - СТАРКИ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РАЗНАЯ ИСТОРИЯ - ОБЩАЯ УЧАСТЬ

Часть имения, по примеру многих сотен других российских усадеб, была продана бывшему выходцу из крестьян Нождеву (Нажуеву) и еще при его жизни в 1892 году перепродана профессору медицины, терапевту, основоположнику советской клинической эндокринологии - Василию Дмитриевичу Шервинскому (1850-1941). Символично, что основателем Черкизова был предок чебышевской линии родства Шервинских Иван Серкиз. Старинная семья Шервинских была небогата (в отличие от Чебышевых), жила скромно и знала бедность, все состояли на службе и много работали, достаточно рано войдя в круг так называемой дворянской интеллигенции. В 1928 г. В.Д. Шервинскому было присвоено звание «Заслуженный деятель науки», а ВЦИК дал особую охранную грамоту, которая закрепляла за владельцем его усадьбу в Черкизове навечно. Сами Шервинские именовали этот факт «коломенская аномалия».

В.Д.Шервинский лечил многих известных людей: А.В. Луначарского, председателя ОГПУ В.Р.Менжинского, представителей литературы и искусства: А.М. Горького, В.В. Маяковского. В Париже, куда был командирован от Московского университета для совершенствования образования, он лечил И.С. Тургенева.

Во владении Шервинских оказался бывший второй господский одноэтажный дом Черкасских да пара хозяйственных построек. По данным, предоставленным самим Шервинским в Коломенскую уездную управу в 1894 г., участок в его владении составлял около 36 десятин, из них под садом состояло около 34-х [4].

Старки оставили заметный след в судьбе Анны Ахматовой, и их образ запечатлен в нескольких ее стихах. Впервые Ахматова попала в Старки в 1936 году по приглашению младшего сына В.Д. Шервин-ского - поэта-переводчика. Это первое посещение Ахматовой Старков зафиксировано наиболее подробно, почти документально. Сохранилось десять фотографий Ахматовой в обстановке усадьбы, где она запечатлена подчеркнуто обыденно (в отличие от большинства ее «торжественных» портретов). Неоднократно в Старки Анна Ахматова приезжала в 1940-50-ые гг. - во время своей опалы.

Здесь, в Старках, начал складываться один из наиболее важных поэтических циклов, написан ных ею в последние годы жизни. Это - «Ши-

ЧДО ВЕСТНИК №ЖДЛЧАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

4Ш1р ИСКУССТВ

современное состояние никольской церкви. первоначальный цвет штукатурки был красный. на погосте надгробия со сбитыми в советское время крестами. сохранившийся деревянный дом причта.

повник цветет. Из сожженной тетради». Под рядом стихотворений стоит дата и место написания: 14 августа 1956, под Коломной; 18 августа 1956, Старки. Стихотворение цикла «По той дороге, где Донской...» обращено к древней Коломне, куда Ахматова приезжала в 1936 году. Но и этим не исчерпывается творческое воздействие Старков. Отсюда в ахматовские стихи проникла важнейшая музыкальная тема. В 1943 году пребыванию в Старках посвящено её стихотворение «Под Коломной»:

Где на четырех высоких лапах

Колокольни звонкие бока

Поднялись, где в поле мятный запах,

И гуляют маки в красных шляпах,

И течет Московская река, -

Все бревенчато, дощато, гнуто...

Полноценно цедится минута

На часах песочных. - Этот сад

Всех садов и всех лесов дремучей,

И над ним, как над бездонной кручей,

Недреманное глядит из тучи

Словно много сотен лет назад.

В 1962 г. власти, несмотря на охранную грамоту, заставили Шервинских «продать» остатки усадьбы государству. Позднее в их флигеле располагалась общеобразовательная школа, затем школа юннатов.

Другая половина Черкизовского имения была продана московскому финансисту Куманину, а вскоре московскому купцу Хлудову. Дети Хлудова владели имением до самой Октябрьской революции. В советский период основной комплекс усадебных построек - флигель (по документам

ИСТОРИЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ ФЛИГЕЛЯ, ГДЕ ЖИЛИ ШЕРВИНСКИЕ

ЛЕТО 1936 Г. В УСАДЬБЕ ШЕРВИНСКИХ. Посредине В. Д.Шервинский, правее А.А.Ахматова и С.В.Шервинский

СЕМЬЯ

ШЕРВИНСКИХ С ГОСТЯМИ НА ТЕРРАСЕ БЫВШЕГО ФЛИГЕЛЯ УСАДЬБЫ КНЯЗЕЙ ЧЕРКАССКИХ

флигель хлудовых со стороны двора. Начало XX в.

флигель хлудовых со стороны москвы-реки

флигель семьи

шерВИНсКИХ, 1940-е гг.

флигель семьи

шерВИНсКИХ, фрагмент

кованое ограждение флигеля шервинских,

архитектор Е. В. шервинский, 1910-е?

а.и. хлудов

хлудовы и шервинские

технической инвентаризации - спальный корпус № 1), службы и парковый павильон - были переданы в пользование дому инвалидов (ныне - Государственное автономное стационарное учреждение социального обслуживания Московской области «Черкизовский психоневрологический интернат»). В результате первоначальный архитектурный облик всех исторических построек усадьбы претерпел изменения, а территория комплекса была застроена корпусами интерната.

Дом в Черкизове был куплен в качестве летней дачи. Сведения о границах участка получены из записей Северного страхового общества [5]. Для расширения скудных площадей флигеля соорудили холодный пристрой с первым кирпичным и вторым бревенчатым оштукатуренным этажом. Строительные материалы были использованы те самые, что остались от разрушения главного дома - белокаменные блоки цоколя, подоконники, кирпич. Со стороны двора примыкала к пристрою обширная веранда, где собирались Хлудовы по вечерам за самоваром и соседей своих Шервинских приглашали.

28 октября 1988 г. на здании бывшей Черкизовской школы была открыта мемориальная доска. Текст, выбитый на серо-розовом карельском граните, сообщает: «В Черкизове-Старках с конца XIX века и до 60-х годов XX века жили В.Д. Шервинский (1850 - 1941) - доктор медицины, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР, Е.В. Шервинский (1878 - 1942) - член-корреспондент Академии архитектуры, профессор, С.В. Шервинский (1892)- советский писатель, переводчик, заслуженный деятель культуры АССР. Здесь бывали поэты: А. Ахматова, В. Брюсов, А. Кочетков, М. Лозинский, Б. Пастернак, М. Цветаева и др. Здание школы построено в 1911 г. по проекту Е.В. Шервинского».

С 1990-х гг. флигель усадьбы Черкизово не используется. В 2002 г. гражданские постройки усадьбы Черкизово были отнесены к памятникам истории и культуры, ценным для Московской области.

НА ПУТИ К БЫЛОМУ ВЕЛИКОЛЕПИЮ

Сегодня о былом величии усадьбы князей Черкасских напоминают только несколько хозяйственных построек, запущенный усадебный парк и один из флигелей усадьбы, на который и получила права долгосрочной аренды Инвестиционная группа компаний ASG. На первый взгляд, флигель представляет собой самостоятельную постройку в стиле классицизм, которая с течением времени обрастала поздними строительными наслоениями и всяческими перестройками. Видно, что

перенесены и заложены окна, утрачен ряд архитектурных деталей и элементов, изменена планировка здания. Но уже при более тщательном проведении натурных исследований обнаруживаются интересные факты и возникают гипотезы, связанные с историческим расположением усадьбы на обширной территории и особенностями конфигурации усадебного комплекса, которые ещё только предстоит подтвердить комплексными археологическими и архивными исследованиями. Но уже сегодня можно предположить, что сохранившийся флигель являлся частью главного дома и соединялся с ним арочной галереей, о чем свидетельствует оставшийся фрагмент. Это подтверждает, что флигель являлся частью главного дома, а не отдельно стоящей постройкой. Также были исследованы сохранившиеся фрагменты парка, которые помогли выявить основные визуальные оси и предположить относительные габариты и посадку главного дома на местности. Немалую роль сыграло и сохранившееся подробное описание усадьбы внуком священника черкизовской церкви - русским публицистом, общественным деятелем, богословом, философом, литературным критиком, мемуаристом, преподавателем Московской духовной академии Никитой Петровичем Гиляровым-Платоновым.

Вот как вспоминает в 1886г. уже полуразрушенную усадьбу Никита Петрович:

«Длинный ряд княжеских каменных домов, почти на версту в длину, разнообразной, но заме-

ОБМЕРНЫЕ ПЛАНЫ 1 И 2 ЭТАЖЕЙ ФЛИГЕЛЯ ХЛУДОВЫХ. Серым показана постройка конца XVIII в., оранжевым - «хлудовский» пристрой второй половины ХГХв., фиолетовым - советские поздние пристрои

ЧДО ВЕСТНИК МЭКДОНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

4Ш1р ИСКУССТВ

обмер главного фасада флигеля хлудовых

существующий флигель главного дома

оставшийся фрагмент переходной галереи из флигеляв главный дом

чательно изящной архитектуры, и притом расположенных со щепетильной симметрией, а впереди их три церкви, две по бокам и одна в середине, пред главным княжеским домом. Таков был вид Черкизова с Москвы-реки, на которой оно расположено. В стороне от княжеской усадьбы, тоже по берегу, рассыпаны крестьянские избы, в несколько слобод, то есть улиц, все смотревшие зажиточно. Этот вид Черкизово сохранило до освобождения крестьян, после чего последний из князей Черкасских, владевших этим родовым имением, продал его в купеческие руки. Бывшая княжеская резиденция потерпела участь, испытанную потом многими и другими барскими имениями. Новый владелец, купивший имение за сто с чем-то тысяч, сумел в короткое время выбрать из него более того, чего оно стоило в покупке, и потом продать, кажется, за тройную цену. Все, что можно было вырубить, вырублено. Изящный дворец, с не менее изящными флигелями, манеж, который бы сделал честь любому губернскому городу и не посрамил бы даже столицы, псарный двор в виде замка с башнями, оранжереи, -все пошло на слом и продано враздробь: кирпичи - одному, мраморные плиты - другому; бронзовые, чугунные украшения нашли тоже охотных покупщиков. На месте палат осталось голое место с тремя церквами, на которые не имела права посягнуть коммерческая рука. Каждая из церквей имела свое назначение и свою историю. Одна, ближайшая к селу, называющаяся Соборною (во имя Собора Пресвятые Богородицы), деревянная, но выкрашена белою краской, под стать усадьбе, чтобы не портить вида. Это и была собственно сельская церковь; к ней, в виде прихода, принадлежало село. Другая, крайняя, с другого конца, была погостом, где жили только священнослужители; приход ее рассеян по заречным деревням. Средняя церковь, пред княжеским дворцом, была «ружная».

ч

гиляров-пЛАТоноВ Н.п.

Строитель князь, он же зодчий всего ряда хором, не пожелал молиться вместе со своими «<рабами», но хотел иметь свою церковь и своего попа, которого и посадил на «<ругу», то есть на жалованье. Словом, церковь плебейская и церковь патрицианская. Если князь не жаловал крестьянского деревянного храма, то и крестьяне не почитали (и доселе, кажется, не почитают) Успенской княжеской церкви, неохотно ходили и ходят в нее молиться, несмотря на то что она была теплая, имела придел с печью, тогда как Соборная оставалась нетопленою по зимам.

Гиляров-Платонов Н.П

Гиляров-Платонов Н.П. Из пережитого.

Автобиографические воспоминания. Т.1 - СПб:

Наука, 2009. - С.14-15.

Из этого можно сделать вывод, что существующая Успенская церковь в Черкизово вероятнее всего и является церковью, которая находилась пред княжеским домом. А две другие, это Никольская церковь (сохранилась) и церковь Собора Богородицы (утрачена), как раз стояли по бокам от территории усадьбы. Этим и объясняется небольшой объём Успенской церкви, она была, скорее всего, домовой - только для членов и гостей семьи князей Черкасских. Вчитываясь в исторические описания усадьбы и сопоставляя их с результатами тщательного натурного исследования флигеля и существующей территории, можно выдвинуть рабочую гипотезу, каков же был исторический план территории в период расцвета всей усадьбы. Также возможно сделать графическую реконструкцию главного дома, исходя из исследований аутентичного флигеля и аналогов подобных усадеб и проектов, принадлежавших руке мастера М.Ф. Казакова. Предположительно, именно он был приглашён в 1785 г. для разработки проекта, на тот момент имением уже стал владеть Б. М. Черкасский. Казаков всей своей жизнью и деятельностью дал поучительнейший пример архитектурного творчества, нераздельно связанного со стройкой и со строительным производством.

Великий художник, он был первоклассным техником, вооруженным передовыми техническими достижениями своего времени, что он блестяще доказал, например, при возведении купола в зале «Московского сената».

Учившийся в России, никогда не бывавший за границей, Казаков был зодчим европейского масштаба, по своим знаниям и мастерству ничем не уступавшим своим современникам - французским и итальянским архитекторам, а по широте своего творческого диапазона - превосходившим многих даже самых прославленных представителей западно-европейской архитектуры XVIII века. В лучших творениях Казакова русский классицизм выступает перед нами как глубоко самостоятельный архитектурный стиль, как явление русской национальной художественной культуры, входящей полноводным и мощным потоком в общее русло мирового зодчества. Наконец, Казаков играет важную роль как учитель и воспитатель целого поколения русских архитекторов, как один из основателей русской архитектурной школы, как архитектор-педагог, один из лидеров архитектурного образования в России [9]. В связи с тем, что у М.Ф. Казакова было множество последователей, а многие ученики работали именно над проектами усадеб, то возникает ещё одна фигура - Родиона Казакова, ученика и однофамильца знаменитого Матвея Казакова.

Родион Казаков известен главным образом лишь специалистам по истории архитектуры. Слава его знаменитого учителя и старшего наставника Матвея Казакова несравненно больше, хотя Родион Казаков оказался достоин своего учителя. Начав свой творческий путь архитектурным учеником «Экспедиции Кремлевского Строения», он, обучаясь у

АРХИТЕКТОР КАЗАКОВ М.Ф.

Василия Баженова и Матвея Казакова, успешно продолжил их деятельность, а затем возглавил московскую архитектурную школу, вырастившую многих мастеров классицизма. Из-за своей фамилии (в советском архитектурном «пантеоне» не могло быть сразу двух Казаковых) Р.Р. Казаков оказался менее известен и его творчество не так детально изучено на сегодняшний день, хотя, безусловно, это был архитектор первого плана, очень плодовитый и талантливый мастер, имевший свою творческую индивидуальность, создавший постройки, которые долгое время определяли образ Москвы. Его руке принадлежит господский дом в Люблине, также им были возведены или реконструированы другие усадебные сооружения, в основном возведенные из кирпича, в отличие от большинства подмосковных усадеб того времени (среди них был и большой комплекс театральных зданий), и нельзя исключить участие Р.Р.Казакова и в этих работах.

Документальное изучение памятников архитектуры может расширить круг работ Р.Р. Казакова, сделав наше представление о нем и его творчестве существенно полнее. Поиск произведений Р.Р.Казакова возможен как в Москве, так и в провинции. В частности, к кругу работ Р.Р. Казакова обычно относят двух-колоколенную церковь Святого Духа, построенную в подмосковном селе Шкинь (ныне Коломенский район Московской области) - выдающийся памятник классицизма.

Церковь в Шкини была сооружена между 1794 и 1798 гг. по заказу генерал-майора Г.И. Бибикова, также являвшегося владельцем известной подмосковной усадьбы Гребнево, правда в последнее время авторство этого памятника связывают с творчеством Н. Леграна, что небесспорно (наблюдал за строительством, видимо, архитектор И.А. Селехов), не исключена причастность Р.Р. Казакова и к про-

АРХИТЕКТОР КАЗАКОВ Р.Р.

ШКОЛА ШЕРВИНСКИХ В ЧЕРКИЗОВО НА СТАРОЙ ФОТОГРАФИИ (слева - Успенская церковь) и современный вид. Экспозиция в здании.

ЧДО ВЕСТНИК МЭКДОНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

4Ш1р ИСКУССТВ

ахтырка.

старинная

литография.

неизвестный

художник

ектированию огромной белокаменной церкви в Гусе-Железном Баташевых. Вполне возможно казаковское авторство и проектов церквей принадлежавшим Баташевым селам вокруг Выксы: Досчатое и Виля. Возможно, памятником, построенным по проекту Р.Р.Казакова, является церковь Симеона Столпника за Яузой. Есть мнение о том, что Р.Р. Казаков привлекался к разработке замысла подмосковной усадьбы князя А.В.Урусова Осташево (Волоколамский район). Известно, что он принимал участие в строительстве на территории московской городской усадьбы Урусовых. Традиционно Р.Р. Казакову приписывается сооружение пригородной дачи на берегу реки Яузы (ныне Волочаевская ул., 38). Теоретически через Голицыных - владельцев Кузьминок - Р.Р.Казаков мог получить такой заказ (Строгановы являлись их родственниками). Однако нет документальных оснований для такой атрибуции, так как нет документов, подтверждающих авторство Р.Р. Казакова в отношении усадьбы князей Черкасских. Сегодня активно ведётся работа в архивах, и мы надеемся, что точное авторство будет установлено, в любом случае Р.Р. Казаков является крупным, но незаслуженно забытым зодчим, который внёс в развитие архитектуры Москвы не меньший вклад, чем его учителя В. И. Баженов и М. Ф. Казаков [10].

На сегодняшний день, изучив творчество мэтров классицизма, работавших в Москве и Подмосковье, а также проведя натурные исследования на самой территории усадьбы Черкизово, решено сделать графическую реконструкцию фасада главно-

го дома, а также территории, демонстрирующую, как могла бы выглядеть усадьба при князьях Черкасских, и что предстоит сделать для ее возрождения. Конечно, нельзя рассматривать данную графическую реконструкцию как аксиому, вероятно, найдётся множество критиков данного варианта возрождения усадьбы, с обнаружением архивных материалов многое может измениться, но в основе своей данное изображение продиктовано историческими и библиографическими источниками, а также работой архитекторов-реставраторов на месте. Схожая по своему восприятию с усадьбой Черкизово - усадьба «Ахтырка» - усадебно-пар-ковый комплекс, стоявший на берегу реки Воря в одноимённой деревне Сергиево-Посадского района Московской области. Классический памятник московского ампира, единственный по чистоте стиля во всём Подмосковье. С 1734 по 1879 гг. принадлежал князьям Трубецким. Основная часть построек, включая деревянный господский дом, уничтожена в советское время. Наиболее полное представление о виде усадебного комплекса даёт литография середины XIX века, впрочем, не вполне точно отражающая действительность. «Верно, нравилась усадьба её владельцу и устроителю, раз решил он увековечить её изобразив и то, чего не было в действительности, то, что еще толь-

схема архитектурно-натурных исследований по главному дому усадьбы князей черкасских

ко рисовалось мысленно владельцу как будущее украшение любимой подмосковной» (А. Греч). Изображённая на литографии пристань с обелисками в египетском стиле в реальности не была построена. Уникальным для этой усадьбы Черкизово является мезонин, в котором расположилась сферическая смотровая площадка с видом на Москву-реку. Она и продиктовала нам образ главного дома. За аналог была взята городская усадьба, так называемый дом-дворец А.К. Разумовского. Долгое время автором проекта по стилистическим данным считался М.Ф. Казаков, однако документальные свидетельства, которые подтвердили бы авторство зодчего, найдены не были. В документах, связанных со строительством усадьбы Разумовского, названо имя архитектора, «по указанию и под распоряжением которого произведено было строение». Это известный московский архитектор А.А. Менелас, который с 1785 по 1803 гг. служил под началом H.A. Львова. Именно поэтому в литературных источниках упоминается в качестве возможного автора проекта усадьбы Львов. Называется и Ч. Камерон, работавший в

этот период в Москве. Но уже в 1800 г. Камерон уезжает в Батурин, где проектирует и строит усадьбу Разумовского [11].

О наличии галереи, соединяющей флигель с главным домом, свидетельствует сохранившийся участок стены, а точнее одна арка, в которой видны заложенные проёмы высоких дверей и окон, что в прошлом заливали светом прогулочную оранжерею. Также, проанализировав ситуацию на местности, логично предположить, как выглядел усадебный парк со всеми описанными в исторических материалах объектами. Сейчас сложно сказать, где конкретно располагался тот или иной объект, будь то оранжерея, малый усадебный флигель или псарня, поскольку большая часть усадебной территории сейчас находится в пользовании психо-неврологического диспансера и застроена частными домами, и возможно именно там располагались все хозяйственные постройки, но идею вытянутости всех зданий усадьбы вдоль реки и создания удивительной панорамы усадьбы Черкизово мы сохраняем. Профессиональный архитектурный анализ по

ГРАФИчЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ГЛАВНОГО ФАСАДА УСАДЬБЫ КНЯЗЕЙ чЕРКАССКИХ В чЕРКИЗОВО НА КОНЕЦ XVIII В.

ДВОРЕЦ

РАЗУМОВСКОГО -

главный дом.

Фото. 1930-е гг.

АНАЛИЗ ТЕРРИТОРИИ УСАДЬБЫ КНЯЗЕЙ ЧЕРКАССКИХ

^W ВЕСТНИК МЭКД>НАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

4Ш1р ИСКУССТВ

графическая реконструкция оранжереи усадьбы князей черкасских в черкизово на конец XVIII В.

е.вшервинскии план усадьбы старки

своим методам и приемам существенно отличается от традиционного искусствоведческого анализа произведений архитектуры. В связи с этим нам предстоит пользоваться исключительно средствами архитектурной графики в виде аналитических чертежей, зарисовок, схем, а также фотоизображений, и с помощью этих средств решать ту или иную задачу, не прибегая к словесным формулировкам. При этом все наши умозаключения останутся только гипотезой, более точное подтверждение о расположении усадьбы на местности покажут археологические и геофизические исследования. Архитектурный анализ, как и любое научное исследование, предполагает три этапа работы: 1. сбор материалов, 2. анализ собранных материалов, 3. обобщение и выводы на основе проведенного анализа. Графическая реконструкция планировки и фасадов позволит нам воссоздать утраченный облик памятника на первоначальном этапе его исторического существования. Реконструкция, как правило, выполняется либо в виде ортогонального чертежа (план, фасад), когда имеется соответствующая подоснова, либо в форме перспективного изображения, сделанного по рисунку с натуры или фотоснимку (слайду). В качестве источника для реконструкции мы использовали опубликованные старинные изображения памятника, различного рода исторические описания, сохранившуюся натуру, а также материалы по аналогичным памятникам той же эпохи. Также мы пользовались анализом соразмерностей и пропорций, который, как правило, проводится в ортогональных проекциях и складывается из двух моментов:

а) поиски кратных соотношений (например, 2:3, 4:5 и т.д.) между основными размерными параметрами памятника, с учетом того, что эти соразмерности в свое время могли быть использованы при строительстве для откладывания в натуре необходимых величин. При этом многократно встречающиеся в памятнике раз-

мерные величины (модули) следует сопоставить с историческими мерами длины (футами, саженями и т.д.);

б) поиски более или менее постоянной геометрической связи размеров основных форм и членений памятника на основе закономерных отношений элементов простейших геометрических фигур (квадрат, двойной квадрат, равносторонний треугольник и т.д.) и их производных. Выявленные пропорциональные соотношения не должны противоречить логике построения тектонических форм памятника и очевидной последовательности возведения его отдельных частей. Анализ может завершиться увязкой размеров исходной геометрической фигуры (например, квадрата) с модулем и с историческими мерами длины. В статье приводится ряд материалов по применению важнейших методов монографического и сравнительного анализа архитектурных памятников, на основании которых мы сделали некоторые выводы [7]. Но графические реконструкции, особенно когда это касается наиболее значительных памятников, часто имеют самостоятельное научное значение, предоставляя базу для важных выводов историко-архитектурно-го порядка. Лишь в отдельных исключительных случаях графические реконструкции утраченного облика здания могут претендовать на безупречную обоснованность во всех деталях. Выполняющему их исследователю приходится для полноты зрительного представления дополнять точно воспроизводимые детали другими, которые за недостаточностью данных показываются предположительно, на основании использования аналогий либо схематично. Все такие предположительные моменты обязательно должны быть оговорены в тексте. Кроме того, желательно делать графические разграничения между тем, что показывается на основании неопровержимых свидетельств, и тем, что такого подтверждения не имеет. на схемах и перспективных рисунках иногда трудно ввести подобное разграничение, но для масштабных ортогональных чертежей это вполне возможно [8].

На сегодняшний день Инвестиционная группа компаний А§С активно занимается комплексным исследованием усадьбы Черкизово. Планируется возрождение некогда одной из красивейших усадеб Подмосковья знатного и влиятельного княжеского рода Черкасских. Существующий флигель является сегодня связующим звеном между прошлым и будущим, который уже даёт нам множество ответов о том, каков же был главный дом усадьбы. Если рассматривать грандиозный проект восстановления усадьбы Черкизово с точки зрения архитектуры, то мы получим на берегах реки Москвы возрождённую роскошную русскую усадьбу с усадебным парком, и комплекс будет отвечать всем классическим канонам и особенностям XVII века. Усадьба очень протяжённая, все усадебные постройки и регулярный парк будут подчиняться как в планировочной структуре, так по своему силуэту главному дому. Этот приём является главной особенностью русских усадеб, когда за счёт архитектурных решений, регулярного парка, распластанной территории усадьбы -небольшой по площади и объёму усадебный дом становится гигантским и впечатляющим, не только для крепостных крестьян, а и для любого современника. Масштабность придают переходные арочные застеклённые галереи, которые несут не только функцию перехода из здания в здание, но и являются архитектурной особенностью классической усадьбы. На главную ось парка будут насажены клумбы, фонтаны и собственно главный усадебный дом, пройдя через который мы по более резкому рельефу выйдем к пирсу и сможем оценить все красоты водной глади Москва-реки. Главный дом украсят подобный декор и архитектурные элементы существующего флигеля, как например мезонин, в котором расположится смотровая площадка, во флигелях они также останутся, только меньшего масштаба.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Усадьба Черкизово станет образцом классической барской усадьбы, в которую войдут несколько флигелей, конюшня, оранжерея, постройки для прислуги, регулярный парк и многое другое. В крупных усадьбах нередко строилась церковь, наша усадьба не исключение - Успенская церковь дополнит усадебный комплекс. Флигель станет исторически подлинным подтверждением некогда роскошной, но, к сожалению утраченной усадьбы. Впереди предстоит огромная работа по поиску исторических материалов, археологическим и архивным исследованиям, но уже сегодня можно с уверенностью говорить, что существуют все основания для возрождения практически всего усадебного комплекса как в части внешнего облика, так и усадебного духа, которым славилась дворянская русская усадьба периода своего расцвета.

ЧДО ВЕСТНИК №ЖДЛЧАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

Пир искусств

топографическая военная двухцветная карта московской губернии съёмок конца 1837-40-х годов выпуска 1862 года.

карта шуберта

московской

губернии

(1837-1862 гг.)

ЛИТЕРАТУРА:

1. Памятники архитектуры московской области. Вып.3. -М.:Стройиздат, 2001.

2. Дружинина (Шервинская) Е.С. Бессмертие. Из истории семьи Шервинских. - М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 2013.

3. Сусленков В. Е. Идеальный стиль: архитектор и реставратор Евгений Васильевич Шервинский. Московское наследие. - 2009. - № 10. - С. 114 -119.

АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

1. ЦИАМ. Ф. 190, Оп. 1 Д. 19. Коломенская уездная земская управа. Дело о частновладедельческих землях за 1894 г. Л. 167.

2. ЦИАМ. Ф. 311, Оп. 1 Д. 4319. Северное страховое общество. Дело о страховании имущества Хлудовой В. А., 1882 г. ЛЛ. 1-3.

ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ:

1. Энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр://тедаЬоок.ги/агйс1е/ХЛУ-Д0В%20Алексей%20Иванович

2. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Электронная версия

Ьйр://ги."тк18оигсе.огд/"тк1/ЭСБЕ

3. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/s1ovenc/es/es5/es5-2311.htm

4. Бондаренко И.Е. Архитектор Матвей Федорович Казаков. -М.:Изд-во ВАА., 1938.

5. Коробко М.Ю. Родион Родионович Казаков// Вестник истории, литературы, искусства. Т. 6. - М., 2009.

6. Дворец Разумовского на Гороховом поле [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dedushkin1.1ivejourna1. сот/80915

7. Ю.Н. Герасимов. Методика архитектурного анализа. М., 1977г.

8. Подъяпольский С.С., Бессонов Г.Б., Беляев Л.А., Постникова Т.М. Реставрация памятников архитектуры. М., 2000.

Авторы выражают благодарность мУ «черкизовский центр досуга и культуры имени В. д. шервинского» за помощь в проведении исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.