Научная статья на тему 'Черкесогаи Северо-Западного Кавказа в xix в'

Черкесогаи Северо-Западного Кавказа в xix в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
517
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕРКЕСОГАИ / АРМЯНСКИЕ ОБЩИНЫ / ПЕРЕСЕЛЕНИЕ / АРМЯНО-ГРИГОРИАНСКОЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бурыкина Людмила Васильевна

В статье рассматривается проблема происхождения черкесогаев, освещается процесс расселения их на Северо-Западном Кавказе в XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бурыкина Людмила Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Черкесогаи Северо-Западного Кавказа в xix в»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 39 (470.6); 572.9 ББК 63.51 (235.7)

Б 91

Л.В. Бурыкина

Черкесогаи Северо-Западного Кавказа в XIX в.

Аннотация:

В статье рассматривается проблема происхождения черкесогаев, освещается процесс расселения их на Северо-Западном Кавказе в XIX в.

:

Черкесогаи, армянские общины, переселение, армяно-фигорианское вероисповедание.

Начиная с раннего средневековья характерной формой существования армянского этноса становится диас.

во все более важный центр расселения армянского этноса. В начале ХУШ в. в Черкесии среди адыгских племен жило значительное количество армян. Принято считать, что армяне переселились туда в XV в. из Крыма По сообщению источников, в 1475 г., когда турки захватили Крым и стали истреблять мирное население, армяне начали переселяться в Молдавию и Польшу. В то же время армяне поселились также среди адыгов, когда ислам еще не по-

- 1.

Черкесогаи обосновались в аулах: Гяур-Хабль, Хатукай, Егерухай, Хаджихабль, Эним, Шокон, Псехуп. Два черке-со-армянских села появилось в районе современного Геленджика - Азатух и Бзатух. Черкесские армяне восприняли основные элементы культуры и одежды адыгов, говорили на особом этнолекте адыгского языка, но сохранили христианство. Армяне были заняты торговлей, ремеслами и земледелием. Первый известный документ о черкесских армянах - недатированная докладная армянского священнослужителя архиепископа Иосифа Аргутя-на Екатерине II, который первым из армянских духовных лиц установил связь с черкесскими армянами и пытался переселить их в Россию в связи с возросшим в последней четверти XVIII в. влиянием Османской империи на Севе-

- 2.

Проблема переселения черкесских армян в Россию учитывалась и в политических планах российского прави-. . , -

ли бы хорошими посредниками в торговле между русски-

3. -

кесских армян в Российскую империю было поставлено на реальную основу рескриптом Екатерины II от 9 мая 1785 г. на имя Г. Потемкина, в 5 пункте которого подчеркивалось: «Манифестом нашим, который вскоре обнародован будет, мы дадим дозволение выходящим из-за Кавказских гор селиться в Кавказской губернии и признаем за полезное основать город для армян, буде число их такое соберется, что к наполнению оного будет достаточно: относительно же льгот и других выгод усмотрите из того манифеста»4.

, -

тельства, несколько раз (в 1784, 1791 и 1825 гг.) пытались

организовать переселение, окончившееся, однако, безре-. -1829 . -

ную возможность для осуществления своих давних намерений. Российские власти на Кавказе, в свою очередь, старались привлечь их к России, преследуя, безусловно, свои политические и экономические цели. В одном из официальных документов начала XIX в. говорится: «...в одной из экспедиций в горах правый фланг нашего отряда среди горских магометанских аулов встретил поселенных горцев-христиан армяно-фигорианского вероисповеда-.

русским было признано необходимым выделить их среди мусульманских племен и спустить с гор на равнины Се-

»5.

Военный атаман Черноморского казачьего войска 1822 .

пограничной линии о том, что командующий Отдельным Кавказским корпусом генерал Ермолов приказал использовать верных людей, находящихся в Закубанье, чтобы добывать сведения о политической обстановке в районе . ,

, -

стям Кавказа сведения о намерениях и действиях корен.

привлекать к этому делу российскоподданных армян из , 6.

планах российских правящих кругов акцентировалось внимание не необходимость оживления торговли с ады, , но и держать в определенной экономической зависимо.

от 17 августа 1819 г. о черкесских армянах говорилось, что предлагаемые чиновником Министерства иностранных дел Скаси меры не принесут никакой ощутимой

,

горцы не пойдут на торговые отношения с русскими. Скаси же предлагал запретить деятельность черкесских армян в качестве посредников, ибо, по его мнению, эта деятельность мешала урегулированию отношений между русскими и адыгами. Ермолов в своей докладной упомянул об одном из известных закубанцев - Мисосте Айте-, , -

тельству с симпатией, все свои торговые сделки осущест-

7

влял с помощью армян .

Переселением черкесских армян из горных районов Кавказа в российские границы Кубани с предоставлением им определенных привилегий царизм стремился к концентрации христианского населения и его преобладанию на Кавказе в условиях ожесточенной Кавказской войны. Начальник Кавказской области в докладной управляющему Министерством внутренних дел в декабре 1840 г. просил ходатайствовать перед Николаем I об освобождении от воинской повинности армян и грузин Кавказской , -, ,

этом своим живущим в горах соотечественникам, большинство которых после этого не покинут своих мест8.

Черкесские армяне надеялись, что переселение позволит им расширить возможности развития земледелия и торговли в новом месте. В докладной записке генерала Головина графу Чернышеву от 30 марта 1836 г. говорилось, «

с избытком средства для земледелия и скотоводства, при предприимчивости своей в торговых оборотах и промышленности они скоро могут упрочить свое благосостояние и принести пользу в отношении распространения промышленности между закубанцами»9. Уже с середины 30-х гг. XIX в. создались благоприятные условия для осуществления заранее предусмотренного переселения черкесских ар.

Кавказской военной линии генералу Зассу.

. . , -лялись в русские границы четырьмя основными группами10. Основание армянского поселка относится к 1839 г., когда генерал Засс сообщил астраханскому архиепископу Серопу о том, что уже в течение нескольких лет ему удалось переселить из горных в равнинные районы Кубани 300 , -

регу реки Кубани, напротив укрепле ния Прочный окоп11. О черкесских армянах, основавших Армавир, сохранился ряд цифровых данных. Например, конкретное количество указывает начальник Кавказской области в докладной управляющему Министерством внутренних дел в декабре 1840 .: «. ,

Прочный окоп обосновалось 1900 черкесских армян»12. В 60-х годах XIX в. в Армавире проживало уже 3485 армян13.

. , , в 1839 г. - начальник ¡-го отделения Черноморской при,

находившиеся в его распоряжении черноморские города. « ,

- писал Л. Серебряков в одном из своих писем, - туда перешли на жительство турецко-подаанные армяне армяногригорианского вероисповедания из Трапезунда, Синопа и других приграничных мест. В нем начинают обосновываться также вышедшие с гор армяне Закубанья»14. В соответствии с духом времени Л. Серебряков находил, что надлежащее решение духовных, религииозных задач, наряду с экономическими интересами, побудит черкесских армян опуститься с гор и обосноваться в Новороссийске.

-

на решение о переселении черкесских армян, но и проявлялся и в отношении каждой новооснованной армянской .

Итак, основная часть черкесских армян с 40-х гг. XIX в. поселилась в Армавире, а также черноморских городах-крепостях. В 60^ - 70-е гг. отдельные группы черкесских армян обосновались в Екатеринодаре, Майкопе, Лабинской, Белореченской, Некрасинской, Темергоев-ской, Каргинской, Усть-Лабинской, Митровке, Ильинке и . -являла заботу об удовлетворении священниками их духовных нужд. В конце XIX в. значительное количество черкесских армян концентрируется недалеко от Армави-, . Благодаря близости к железной дороге количество армянских купцов здесь увеличивалось день ото дня.

С ростом армянских общин возникает потребность иметь собственные церкви15. В 1868 г. в Екатеринодаре было предпринято строительство на собранные в армянской общине деньги - 30 000 рублей - новой каменной 16. , ,

1895 . -

ской церкви обширный земельный участок, на котором в 1901 . -

,

архиепископом Аристакесом17.

Из черкесогаев вышли известные в крае купеческие : , , 18. -

ское население Северо-Западного Кавказа в условиях эволюции капиталистических производственных отношений в значительной степени способствовало торгово-^омыш-ленному и сельскохозяйственному развитию региона

Примечания:

1 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 57. Оп. 1. Д. 337. Л. 4.

2 Л ео. Каталикос Иосиф Аргутян. - Тифлис, 1902. - С. 209. 3Фадеев А.В. Россия и Кавказ в первой трети XIX в. - М., 1960. -

С.280.

4 Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 16. Он. 1. Д. 619. - Л. 9.

5 РГИА Ф. 1090. Он. Д. 133. Л. 1.

6 Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 250.

Он. 2. Д. 416. Л. 22 об.

7 ,

(ЖАК). Тифлис, 1875. - Т. 6. Ч. II. - С.450.

8 РГИА Ф. 1286. Он. 7. Д. 678. Л. 53 об.

9 АКАК. - Тифлис, 1884. - Т. 9. - С.445.

10 С м.: ФА. Щербина. История Армавира и черкесогаев. - Ека-теринодар, 1916.

11 Погосян Л.А Армянская колония Армавира. - Ереван, 1981. -С. 31.

12 РГИА. Ф. 1286. Он. 7. Д. 678. Л. 53.

13 Погосян Л А. - Указ. соч. - С. 57.

14 Микаэлян В. Адмирал Л М. Серебряков. - Ереван, 1979. -С. 266.

15 М шак. - 1902. - № 150. - С 1.

16 М шак. - 1904. - № 129. - С 2.

17 М шак. - 1901. - № 227. - С 2-3.

18 Есая н М. Купцы Тарасовы. // Краснодарские известия. - 1993. - № 153.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.