Научно-педагогическое обозрение. 2022. Вып. 5 (45). С. 148-157 Pedagogical Review. 2022, vol. 5 (45), pp. 152-157
ПАМЯТИ УЧЕНОГО
Научная статья УДК 37.013.42:39
https://doi . org/10. 23951/2307-6127-2022-5-148-157
ЧЕРЕЗ ДУБРАВЫ ЧУВАШСКИЕ И СТЕПИ КАЛМЫЦКИЕ -ПУТЬ АКАДЕМИКА Г. Н. ВОЛКОВА
Александр Антонович Сокальский1, Эдуард Александрович Сокальский2
12 Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова, Элиста, Россия
Аннотация
Публикуемая статья посвящена жизни и научному творчеству создателя новой отрасли знания - этнопедагогики Геннадию Никандровичу Волкову, академику РАО. Проанализировано и осмыслено последнее десятилетие научного творчества Г. Н. Волкова в Республике Калмыкии. Материалом исследования послужили публикации о Г. Н. Волкове в Республике Калмыкии его учеников, единомышленников, сподвижников и видных ученых, а также воспоминания авторов от личных встреч с ним. Использование этого уникального и богатого материала позволило предпринять попытку изучения последнего десятилетия жизни академика в период так называемой Калмыцкой осени. В результате была предпринята попытка проанализировать и раскрыть путь первопроходца в сферу научных знаний, сущность разработанной им концепции, а также инструментарий ее исследования. Этнопедагогика - вселенская наука, раскрывающая достояние любого народа, духовно-нравственный и воспитательный его потенциал, обычаи и традиции - в этом же ключе. Академик из Чувашии - продолжатель дела великих педагогов-классиков Я. Ко-менского, И. Песталоцци, К. Д. Ушинского. Г. Н. Волков - создатель новой научной педагогической школы, актуальной и сегодня, имеющей множество учеников и последователей в ближнем и дальнем зарубежье. Великий сын чувашского народа предстает как первопроходец, первооткрыватель; приверженец исторического родства калмыцкого и чувашского народов; как романтик, обожествляющий природу, и как человек публичный. Квинтэссенцию его научных взглядов составляет введенное и раскрытое им понятие «личность-символ» в педагогике и жизни. В публикуемом материале в многостороннем аспекте раскрывается последний период жизни и деятельности академика в Республике Калмыкии. Деятельность Г. Н. Волкова в Калмыкии ознаменована организацией кузницы ученых высшей пробы - кандидатов и докторов педагогических наук, проведением ряда международных научно-практических конференций. При его активном участии в Калмыцком госуниверситете открыта научно-исследовательская лаборатория этнопе-дагогических инноваций, которая стала центром изысканий с широкой географией - от Беларуси и Казахстана до Якутии. Здесь был подготовлен и издан фундаментальный труд энциклопедического характера «Этнопедагогическая пансофия». В статье выдающийся чувашский ученый рассматривается как ученый-новатор, личность-символ и человек публичный.
Ключевые слова: этнопедагогика, Геннадий Никандрович Волков - основатель этнопедагогики, великий сын чувашского народа, калмыцкий и чувашский народы, личность-символ, калмыцкий период академика
Для цитирования: Сокальский А. А., Сокальский Э. А. Через дубравы чувашские и степи калмыцкие - путь академика Г. Н. Волкова // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. Вып. 5 (45). С. 148-157. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-5-148-157
© А. А. Сокальский, Э. А. Сокальский, 2022
IN MEMORY OF THE SCIENTIST
Original article
THROUGH THE CHUVASH OAK FORESTS AND THE KALMYK STEPPES -THE ACADEMICIAN'S G. N. VOLKOV PATH
Alexander А. Sokalskiy1, Eduard А. Sokalskiy2
12 Kalmyk State University named after B. B. Gorodovikov, Elista, Russian Federation
Abstract
The published article is devoted to the life and scientific creativity of the creator of a new branch of knowledge - ethnopedagogy, academician of the Russian Academy of Education Gennady Nikandrovich Volkov. The last decade of G. N. Volkov's scientific creativity in the Republic of Kalmykia is analyzed and comprehended. The research material was publications about G. N. Volkov in the Republic of Kalmykia by his students, like-minded people, associates and prominent scientists, as well as the authors' memories from personal meetings with him. The use of this unique and rich material allowed an attempt to study the last decade of the academician's life during the so-called Kalmyk autumn. As a result, an attempt was made to analyze and reveal the path of the pioneer in the field of scientific knowledge, the essence of the concept developed by him, as well as the tools of its research. Ethnopedagogics is a universal science, which reveals the heritage of any nation, its spiritual, moral and educational potential, traditions and customs - in the same vein. Academician from Chuvashia is the successor of great classical teachers J. A. Komensky, J. H. Pestalozzi and K. D. Ushinskiy. Gennadiy Volkov is a creator of a new scientific pedagogical school, which is still relevant today, which has many Students and followers in the near and far abroad. The great son of the Chuvash people appears as a pioneer, a discoverer; an adherent of the historical kinship of the Kalmyk and the Chuvash peoples; as a romantic who deifies nature and as a public person. The quintessence of his scientific views is the concept of "personality-symbol" introduced and revealed by him in pedagogics and life. The last period of the academician's life and his activity in the Republic of Kalmykia is described from many different sides in the present article. The Academician G. Volkov's activity in Kalmykia was marked by the organization of a number of international scientific and practical conferences, the training of a wide range of scientific personnel -doctors and candidates of pedagogical science. Today they continue their great teacher's work. A research laboratory of ethnopedagogic innovations was opened at Kalmyk State University at his initiative. It has become a research center with a wide geography - from Belarus and Kazakhstan to Yakutia. A fundamental work of an encyclopedic nature "Ethnopedagogical Pansophy" was prepared and published here. In the article, the outstanding Chuvash scientist is considered as an innovator, a personsymbol and a public person as well.
Keywords: ethnopedagogics, Gennadiy Nikandrovich Volkov - a founder of ethnopedagogics, great son of the Chuvash people, Kalmyk and Chuvash peoples, person-symbol, Kalmyk period of the academician
For citation: Sokalskiy А. А., Sokalskiy E. А. Through the Chuvash oak forests and the kalmyk steppes - the academician's G. N. Volkov Path [Cherez dubravy chuvashskiye i stepi kalmytskiye -put' akademika G. N. Volkova]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2022, vol. 5 (45), pp. 148-157. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-5-148-157
В современном научно-техническом прогрессе, в котором сливаются воедино революционный и эволюционный потоки, ведущая роль принадлежит, в частности, ученому-новатору; тем более если он автор, создатель новой научной отрасли знаний. В таком случае выдающийся ученый выступает в качестве одной из динамичных движущих сил этого процесса.
Опубликованные концепции, их теоретико-методологические основные положения, арсенал исследовательских методик, реализация на практике инноваций становятся достоянием народов многих стран.
Жизненный путь ученых-первопроходцев, как отмечают их современники и биографы, отнюдь не всегда увенчан лаврами и усыпан цветами. Подчас из-за непонимания их концепций, опережающих время, корифеи науки подвергаются резкой критике, гонениям, переживаниям типа «Моцарт -Сальери». В таких случаях подлинная известность приходит к ним посмертно.
В этом ряду исключение не составляет Геннадий Никандрович Волков (31 октября 1927 г. -27 декабря 2010 г.), академик РАО. Сегодня он не нуждается в представлении широким кругам ученых, вузовских педагогов, школьных учителей, родительской общественности. В 2022 г. ему исполнилось бы 95 лет. Г. Н. Волков - родоначальник этнопедагогики, новой отрасли гуманитарного знания, автор многих образовательных и этнокультурных программ развития ряда регионов Российской Федерации, ближнего зарубежья. Им подготовлена целая плеяда видных ученых высшей квалификации. Труды Г. Н. Волкова, его научное наследие остаются ориентиром для поступательного движения не только на ближнюю, но и на дальнюю перспективу. Вместе с тем интерес к личности академика вызван снижением нравственного уровня общества, негативными факторами, препятствующими сохранению этнической самобытности и духовной культуры [1]. Отсюда актуальность и значение публикуемого материала.
Он собран и осмыслен благодаря совместным научным контактам в лаборатории этнопедагоги-ческих инноваций КалмГУ и в неформальной обстановке, на основе встреч и бесед с аспирантами и последователями научной школы академика. Подспорьем послужили также научно-практические конференции - «Волковские чтения», сотрудничество с коллегами из вузов и ссузов Чувашии, Волгограда, Бурятии, Якутии, Казахстана. Сохранились уникальные видеозаписи курса лекций по основам этнопедагогики, прочитанного автором в Калмыцком филиале МГГУ имени М. А. Шолохова. В них - живое слово Геннадия Никандровича, манера общения с вузовской молодежью...
В собрании сочинений «Педагогика национального спасения» выдающийся отечественный ученый обозначил четыре периода своей жизни и деятельности: чувашский, татарский, русский, немецкий [2]. Пятым и последним оказался этап, прожитый в Республике Калмыкии.
Как это произошло?
После торжественных проводов на заслуженный отдых, закончившихся представительной международной научно-практической конференцией по проблемам этнопедагогики в Москве, перед академиком Г. Н. Волковым встал вопрос: «Что дальше?»
Выбор мест для продолжения активной работы оказался многовариантным. Оставаться в Москве было очень непросто после безвременной кончины супруги. Все о ней напоминало: фотография в траурной рамке, вещи, книги.
Звали на ответственную работу в родные места в Чувашию, в Чебоксары, ожидали с нетерпением в Якутии, Бурятии, на Северном Кавказе. Однако Г. Н. Волков после официального приглашения остановил свой выбор на г. Элисте (Республика Калмыкия).
Вскоре на дверях одного из кабинетов нового корпуса Калмыцкого государственного университета (КалмГУ) появилась табличка с надписью: «Научно-исследовательская лаборатория этнопеда-гогических инноваций. Заведующий - академик Геннадий Никандрович Волков». Продуктивной деятельности способствовал творческий союз с заведующим кафедрой педагогики КалмГУ профессором, доктором педагогических наук Аркадием Борисовичем Панькиным. Этот научный тандем позволил калмыцкому ученому поднять масштабно не только в научном мире проблемы теории, методологии и практики духовно-нравственного воспитания в первую очередь подрастающего поколения [3, 4].
Так начался новый период в биографии выдающегося ученого.
Это решение было неслучайным.
Г. Н. Волков раньше не единожды по приглашению единомышленников и учеников приезжал в Калмыкию. Согласно его научной концепции возрождалась система национального образования региональной компетенции, проводились научные форумы и этнопедагогические изыскания.
Кроме того, первостепенное значение играло историческое прошлое; отсюда окончательный шаг - переезд на новое постоянное место жительства и новую работу.
Об этом наше повествование, причем акцент в нем ставится на академике как личности-символе, как человеке публичном.
В студенческой аудитории, среди учителей и преподавателей вузов, перед будущими бакалаврами и магистрами академик часто утверждал, что чуваши и калмыки «близкие по крови, одного древнего корня. Когда-то на перекрестках истории их пути разошлись...» [5, с. 7].
В ХУП-ХУШ вв. калмыки доходили до южной части Чувашии, до «дикого поля». Отсюда в дальнейшем общность кровей и смешанные браки, взаимопроникновение культур как первый и важнейший шаг к взаимопониманию и взаимоуважению двух этносов.
Геннадий Никандрович Волков - приверженец неординарных научных параллелей. Например, ойрат-калмыки, как и чуваши, - народы прототюркского происхождения. Такая точка зрения бытует среди ряда ученых-востоковедов.
Связующим звеном контактов двух народов выступает Никита Яковлевич Бичурин - отец Иакинф, просвещенный монах, чуваш, востоковед, путешественник, духовный наставник А. С. Пушкина. На него академик Г. Н. Волков часто ссылался, указывая, что научный труд Н. Я. Бичурина «Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени» (1834), нигде не издавался таким большим тиражом, как в степном крае.
Рукописный вариант обозначенного исследования Никита Яковлевич передал А. С. Пушкину, с которым поддерживал тесные дружеские отношения. Гениальный русский писатель и поэт творчески использовал эти рукописи со ссылкой на автора при работе над первой главой «Истории Пугачева», а также над повестью «Капитанская дочка».
Отсюда «калмыцкие мотивы» в произведениях Александра Сергеевича: сказка «Орел и ворон» («.Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка»), стихотворение «Калмычке», «Памятник» («.и друг степей калмык»).
Еще один весомый и необычный факт. Не мог не рассказать о поездке в Чувашию известный калмыцкий поэт Давид Никитич Кугультинов. Он получил разрешение провести ночь в келье отца Иакинфа (Н. Я. Бичурина), чтобы лучше ощутить, прочувствовать культурно-духовную связь двух дружеских народов - чувашского и калмыцкого.
Вот еще один парадоксальный пример. Впервые одна из глав калмыцкого героического эпоса «Джангар», обнаруженного научной экспедицией санкт-петербургских ученых-монголоведов, была опубликована Алексеем Александровичем Бобровниковым - тестем знаменитого чувашского просветителя Ивана Яковлевича Яковлева. Позже последовали публикации остальных глав эпоса «Джангар» другими исследователями.
На таких примерах, несомненно, формируются духовно-нравственные ценности подрастающего поколения посредством этнокультурных контактов людей. В итоге этот процесс приводит к конструктивному этнопедагогическому диалогу.
В своих научных поисках Геннадий Никандрович Волков обращается к трудам великих народных педагогов, зарубежных и отечественных: Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского. Несмотря на далекое прошлое, высказанные ими идеи, положения и принципы не устарели [2]. В первую очередь это касается традиционной многодетной многопоколенной семьи, ее роли и функций в воспитании подрастающей смены, овладения родным языком - определяющего маркера идентичности личности, сохранения народных обычаев и традиций. В этом контексте как не вспом-
нить высказывания великих народных педагогов, к примеру, о достоинствах, значении и красоте чешского и русского языков. Это своеобразные поэмы в прозе. В них громким голосом звучит призыв к защите родной речи от массовых бездумных заимствований, не потерявший своего значения и сегодня. В трудах К. Д. Ушинского - своеобразная ода великому русскому языку наряду с эссе Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева на эту тему. В фарватере этих традиций следовал Г. Н. Волков.
В многочисленных аудиториях родоначальник этнопедагогики любил повторять, что «дворец личности образуют четыре краеугольных камня»:
- наука (знание) - это фундамент, гранит;
- религия (вера);
- искусство (красота);
- «воспитание (любовь и пример) - самый большой камень гранитный».
«Во дворце обитают три сестрички: совесть, нравственность и духовность» [5, с. 56].
Г. Н. Волков оригинально представляет в системе образования и воспитания роль, функции и значение личностей-символов; подчеркнем, что это понятие впервые введено в научный оборот Геннадием Никандровичем. Сущность данного этнопедагогического феномена проявляется главным образом в любви и примере.
Личность-символ, согласно Г. Н. Волкову, характеризуется жертвенностью во имя ближнего, эмпатией, благородством, высокой гражданственностью и другими добродетелями; речь идет не только о выдающихся героях исторического масштаба, но и в обыденной жизни есть место для такого деяния, образа жизни. Именно с этих позиций академиком раскрывается сущность жизни и профессиональной деятельности личностей-символов: Ивана Трофимовича Огородникова, Николая Кирилловича Гончарова, Михаила Александровича Данилова. «Они - чрезвычайно интересные люди, выдающиеся методологи, крупные дидакты, новаторы педагогического дела, признанные академики АПН РСФСР и АПН СССР. Все трое - выходцы из „глубинки"» [5, с. 27].
По признанию Г. Н. Волкова, Александр Александрович Католиков тоже личность-символ, один из самых любимых педагогов наравне с В. А. Сухомлинским: «По наследию, по идее, по опыту - это великий педагог!» [5, с. 45].
Академик Г. Н. Волков в своих лекциях перед калмыцким студенчеством неоднократно ссылался на роль, функции и значение в образовательном процессе личностей-символов. В подобных случаях содержание лекций насыщалось новыми фактами, раскрывающими значение, роли и функции современных личностей-символов. «Назовем еще имя проректора Чечено-Ингушского государственного университета имени Л. Н. Толстого - Абдул-Хамида Бислиева, память о его геройском поступке увековечена в Тель-Авиве (одна из улиц носит его имя)» [5, с. 29].
Он погиб в г. Грозном в 1991 г. от рук неизвестных вооруженных, защищая ректора В. А. Кан-Калика, видного в нашей стране ученого - педагога и психолога.
В итоге, это отнюдь не парадокс и не случайность, сам Г. Н. Волков вошел в историю этнопе-дагогики как личность-символ [6]. «Основы духовности и нравственности академика Г. Н. Волкова были заложены в семье, продолжались всю его жизнь. Он учился преодолевать самого себя, актуализироваться путем духовных усилий, на основе изучения традиций, педагогической культуры родного и других народов сформировался как яркая индивидуальность, интересующаяся (помимо научной деятельности) различными сферами человеческих отношений. Признаком духовного здоровья Г. Н. Волкова является бережное отношение к окружающим людям, окружающему миру. Духовно-нравственные качества личности академика Г. Н. Волкова оказывают огромное влияние на формирование молодежи, на дальнейшее развитие образования и культуры народов, включение в действие глубинных, генетически детерминированных процессов, приобретает статус фундаментальной идеи безопасного развития общества и личности в условиях глобализации» [7, 8].
Изыскания в этом направлении позволят преодолеть негативные явления в становлении и воспитании молодежи, нивелировать негативные вызовы современности, свести к минимуму их воздействие [9, 10].
Г. Н. Волков всегда восторгался и вдохновлялся чувашскими дубравами, березовыми колками, дикой природой Якутского края и калмыцкими степями в пору цветения тюльпанов.
Когда весной калмыцкая степь покрывалась ковром тюльпанов, Геннадий Никандрович выезжал на лоно природы, любовался окружающей красотой, набирался сил. Калмыцкие степи напоминали ему территории, покрытые курганами древних предков-гуннов. После очередной загородной прогулки он возвращался с букетиком полыни и чабреца. Такой образ жизни воодушевлял Геннадия Никандровича, вдохновлял на новые творческие поиски.
В Калмыкии насчитывается несколько памятников природы регионального значения, включенных правительством в систему особо охраняемых территорий. В их числе - «Одинокий тополь», что в Целинном районе Республики Калмыкии. Этот земельный участок питают целебные родники. Именно здесь Геннадий Никандрович, вблизи этого более чем векового дерева, предпочитал иногда набираться сил и энергии...
Однажды одна из аспиранток-заочниц, просматривая перед защитой необходимые документы, обнаружила среди них анкету, которую собственноручно заполнил Геннадий Никандрович. В одной из граф значилось целое созвездие наград: отличник народного просвещения РСФСР, заслуженный деятель науки Российской Федерации, медаль К. Д. Ушинского, золотая медаль Общества германо-советской дружбы И. Гердера, награды и премии субъектов Российской Федерации и зарубежья. В научном багаже ученого значился уникальный реестр зарубежных командировок. Перечислим лишь некоторые заграничные поездки Г. Н. Волкова для участия в научно-практических конференциях, чтений лекций по этнопедагогике для студенческой аудитории: Цюрих, Париж (Сорбонна), Хельсинки, Берлин, Йена, Эрфурт, Регенсбург, Прага, Будапешт, София и др.
Удивляло и другое. В Калмыкии никто не видел выдающегося ученого ни в будни, ни в праздники в костюме с полным набором знаков почета. Геннадий Никандрович одевался очень скромно и просто. Осенью и зимой его гардероб дополнялся кожаной курткой и кепкой. Пухлый, набитый бумагами и книгами портфель служил неизменным аксессуаром его образа.
Геннадия Никандровича правомерно считать человеком публичным (vir publicus). У него сложился своеобразный ритуал общения, начиная с приветствия по-волковски. Ритуал включал теплые приветствия: «Здравствуй, сынок!», «Здравствуй, доченька!», рукопожатия, объятия вплоть до отеческого поцелуя [5, с. 145]. Такое уважение и искренность, разумеется, не вызывали ни у кого даже малейшего проявления негативной реакции. Его узнавали прохожие, и он мог с любым из них завязать предметный разговор о народных традициях, об этнической культуре.
Часто в повседневных разговорах академик подчеркивал, что для него самым почетным является звание «Заслуженный учитель», которое ему присуждали в ряде республик нашей страны.
Академик Г. Н. Волков постоянно был в научном и творческом поиске, обладал незаурядной памятью, сам рецензировал монографии единомышленников, выступал в качестве рецензента, оппонента при защите кандидатских и докторских диссертаций. Нельзя обойти вопрос о работоспособности Геннадия Никандровича. Она была не по годам фантастической! На рабочем месте делал какие-то записи, пометки, мог в библиотеках уделять много времени просмотру и чтению раритетных книг. Он работал почти всегда, в оставшееся от общения время. И ночью писал (что не было связано с бессонницей). В лабораторию приходил с готовыми материалами, написанными от руки. Без преувеличения, лаборанты не поспевали за ним в наборе текстов.
В итоге научно-исследовательская лаборатория этнопедагогических инноваций стала центром изысканий, масштабной научной школой с широким горизонтом - от Беларуси и Казахстана
до Республики Саха (Якутия): подготовлена целая когорта научных кадров - докторов и кандидатов педагогических наук, продолжающих дело своего учителя; был проведен ряд международных научно-практических конференций [11].
Активное участие в работе лаборатории, проводимых форумах и встречах принимал Николай Цеденович Биткеев. В то время, будучи профессором, доктором филологических наук, он заведовал кафедрой русской и зарубежной литературы КалмГУ. Курировал на общественных началах образовательный процесс в Малодербетовской гимназии (с. Малые Дербеты). Он особо выделял, что в трудах Волкова все пронизано глубоким смыслом и тонкой философией. «Это потрясающий человек - наш современник, который через многие жизненные испытания остался самим собой и великолепным Педагогом», - писал калмыцкий ученый об академике [12].
По доброй традиции у академика собирались за чашкой чая его последователи - ученые, докторанты и аспиранты, а также друзья и близкие знакомые. Г. Н. Волков делился с приглашенными прожитыми событиями в отрочестве, молодости; откровенно рассказывал о том, как складывался его путь в науку, что способствовало открытию этнопедагогики - новой отрасли знаний. Эти встречи получили название «Волковские пятницы», и каждый из приглашенных считал за великую честь участвовать в них [13].
Из таких фрагментов, эпизодов, событий складывался калмыцкий период жизни и научного творчества академика. Об этом, в частности, повествуется академиком на страницах литературно-художественного и публицистического журнала «Лик» в статье «Моя неразгаданная калмыцкая загадка» [14]. Своеобразным завещанием академика своим последователям, единомышленникам явился фундаментальный труд, написанный и изданный в Калмыкии «Этнопедагогическая пансо-фия». В этом издании автор еще раз подчеркивал, что «...педагогика может эффективно функционировать преимущественно только в качестве этнопедагогики.» [15].
Последние 10 лет творческой деятельности академика в Калмыкии оставили неизгладимый след в степном крае. Память о Геннадии Никандровиче - человеке-символе, основоположнике этнопедагогики стала неотъемлемой частью духовного и научного богатства Республики Калмыкии.
Большим ежегодным научным праздником стали «Волковские чтения», которые носят международный характер; продолжает деятельность и расширяет горизонты поиска научно-исследовательская лаборатория этнопедагогических инноваций; в средней школе № 2 г. Элисты функционирует комната-музей, где экспонируются личные вещи и различные артефакты, относящиеся к творческой деятельности великого ученого. Память о выдающемся ученом хранит ковровый портрет академика, вытканный руками М. З. Эльдеровой, последней его аспирантки (ныне - кандидат педагогических наук), и подаренный Чувашскому государственному художественному музею.
В г. Элисте вышла монография «Современный Конфуций - в Калмыкии» [16], готовится к изданию уникальный курс лекций по этнопедагогике, прочитанный выдающимся ученым студентам-заочникам в Калмыкии. Пожалуй, самым ценным даром степному краю правомерно считать теоретико-методологическое наследие академика, которое легло в основу возрождения этноориентиро-ванной системы образования и воспитания учащейся молодежи. В послужном списке Геннадия Никандровича значится также подготовка семерых докторов наук и целой когорты кандидатов наук для Республики Калмыкии.
По достоинству чтут имя творца этнопедагогики на его родине, в Чувашии, его вклад в отечественную и мировую науку. В Чебоксарах воздвигнут памятник. На постаменте изваян выдающийся ученый, как в жизни: в скромном костюме и книгой в руках. Имя выдающегося ученого присвоено научно-исследовательскому институту этнопедагогики при Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева, а также средним общеобразовательным школам № 62 в г. Чебоксары и в с. Большие Яльчики, где родился и учился Геннадий Никандрович. Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики учредило ведомственную награду -
нагрудный знак имени Г. Н. Волкова «За достижения в педагогике». Фонд имени академика Г. Н. Волкова, Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева и Калмыцкий государственный университет учредили международную премию и медаль имени академика Г. Н. Волкова.
Заключительным аккордом является запланированное Чувашским государственным педагогическим университетом имени И. Я. Яковлева издание избранных научных трудов (в 7 томах) Г. Н. Волкова.
Таковы жизнь и деятельность выдающегося сына чувашского народа через дубравы и степи - в бессмертие.
Список литературы
1. Панькин А. Б. Философия духовно-нравственной культуры академика Г. Н. Волкова // Этнопедагогика как фактор сохранения этнокультурных ценностей в современном социуме: Материалы I Международной очно-заочной научно-практической конференции, посвященной академику РАО Волкову Г. Н., Чебоксары, 30 октября 2015 года. Чебоксары: Новое время, 2015. С. 20-25.
2. Волков Г. Н. Педагогика национального спасения: избранные этнопедагогические сочинения / сост. А. А. Сокальский. Элиста: Джангар, 2003. 440 с.
3. Волков Г. Н., Петрова Т. Н., Панькин А. Б. Введение в этнопедагогику. М.: Большая Медведица, 2006. 368 с.
4. Панькин А. Б. Методология духовно-нравственного воспитания. Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2014. 120 с.
5. Сокальский А. А., Сокальский Э. А. Калмыцкая осень академика Г. Н. Волкова. Элиста: Изд-во Калм. унта, 2014. 232 с.
6. Сокальский А. А., Сокальский Э. А. Ученые-современники как личности-символы в жизни академика Г. Н. Волкова // Этнопедагогика как фактор сохранения этнокультурных ценностей в современном социуме: материалы I Международной очно-заочной научно-практической конференции, посвященной академику РАО Волкову Г. Н. / под ред. Л. В. Кузнецовой. Чебоксары: Новое Время, 2015. С. 25-28.
7. Панькин А. Б. Актуализация духовно-нравственной культуры на основе исследования феномена личности Г. Н. Волкова и в творчестве его учеников // Этнопедагогика в мировой и казахстанской системе образования: методология, практика, перспективы: материалы международной научно-практической конференции, Атырау, 13 ноября 2020 года. Атырау: Атырауский университет имени Х. Досмухамедова, 2020. С. 31-36.
8. Панькин А. Б. Основы духовности и нравственности академика Г. Н. Волкова (к 95-летию со дня рождения) // Вестник Атырауского университета имени Х. Досмухамедова. 2020. Т. 59, № 4. С. 6-12.
9. Панькин А. Б. Философия духовно-нравственной культуры академика Г. Н. Волкова // Этнопедагогика как фактор сохранения этнокультурных ценностей в современном социуме: материалы I Международной очно-заочной научно-практической конференции, посвященной академику РАО Волкову Г. Н., Чебоксары, 30 октября 2015 года. Чебоксары: Новое время, 2015. С. 20-25.
10. Панькин А. Б. Методологический феномен духовно-нравственной культуры академика Г. Н. Волкова // Методология этнопедагогического исследования. Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2017. С. 8-12.
11. Биткеев Н. Ц. Масштабная научная школа // Современный Конфуций - в Калмыкии. К 90-летию со дня рождения академика Г. Н. Волкова / редкол.: А. Б. Панькин и др. Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2017. С. 14-17.
12. Биткеев Н. Ц. «Девяносто девять достоинств - чудо из чудес»: 80-летию академика Г. Н. Волкова посвящается // Гегярлт. 2008. № 1 (35). С. 2-3.
13. Сокальский А. А. «Волковские пятницы», или Под сенью раскидистого дуба // Калмыцкая биография академика Г. Н. Волкова / под ред. Г. М. Борликова, А. Б. Панькина. Элиста: Джангар, 2007. С. 58-62.
14. Волков Г. Н. Моя неразгаданная калмыцкая загадка // Лик. 2007. № 1. С. 143-152.
15. Волков Г. Н. Этнопедагогическая пансофия / под науч. ред. Г. М. Борликова; предисл. С. В. Дармодехина. Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2009. 575 с.
16. Современный Конфуций - в Калмыкии. К 90-летию со дня рождения академика Г. Н. Волкова / редкол.: А. Б. Панькин и др. Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2017. 140 с.
References
1. Pan'kin A. B. Filosofiya dukhovno-nravstvennoy kul'tury akademika G. N. Volkova [Philosophy of spiritual and moral culture of academician G. N. Volkov]. Etnopedagogika kakfaktor sokhraneniya etnokul 'turnykh tsennostey v sovremennom sotsiume: materialy I Mezhdunarodnoy ochno-zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy akademiku RAO Volkovu G. N., Cheboksary, 30 oktyabrya 2015 goda [Ethnopedagogy as a factor in the preservation of ethno-cultural values in modern society: Materials of the I International part-time scientific and practical conference dedicated to Academician of the Russian Academy of Education Volkov G. N., Cheboksary, October 30, 2015]. Cheboksary, Novoye Vremya Publ., 2015. Pp. 20-25 (in Russian).
2. Volkov G. N. Pedagogika natsional'nogo spaseniya: izbrannyye etnopedagogicheskiye sochineniya. Sostavitel' A. A. Sokal'skiy [Pedagogy of national salvation: selected ethnopedagogical works. Comp.: A. A. Sokalsky]. Elista, Dzhangar Publ., 2003. 440 p. (in Russian).
3. Volkov G. N., Petrova T. N., Pan'kin A. B. Vvedeniye v etnopedagogiku [Introduction to ethnopedagogics]. Moscow, Bol'shaya Medveditsa Publ., 2006. 368 p. (in Russian).
4. Pan'kin A. B. Metodologiya dukhovno-nravstvennogo vospitaniya [Methodology of spiritual and moral education]. Elista, KalmGU Publ., 2014. 120 p. (in Russian).
5. Sokal'skiy A. A., Sokal'skiy E. A. Kalmytskaya osen'akademika G. N. Volkova [Kalmyk autumn of Academician G. N. Volkov]. Elista, KalmGU Publ., 2014. 232 p. (in Russian).
6. Sokal'skiy A. A., Sokal'skiy E. A. Uchenyye-sovremenniki kak lichnosti-simvoly v zhizni akademika G. N. Volkova [Contemporary scientists as personalities-symbols in the life of Academician G. N. Volkov]. Etnopedagogika kak factor sokhraneniya etnokul 'turnykh tsennostey v sovremennom sotsiume: materialy I Mezhdunarodnoy ochno-zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy akademiku RAO Volkovu G. N. Pod red. Kuznetsovoy L. V. [Ethnopedagogy as a factor in the preservation of ethnocultural values in modern society: materials of the I International part-time scientific and practical conference dedicated to Academician of the Russian Academy of Education Volkov G. N. Ed. Kuznetsova L. V.]. Cheboksary, Novoye Vremya Publ., 2015. Pp. 25-28 (in Russian).
7. Pan'kin A. B. Aktualizatsiya dukhovno-nravstvennoy kul'tury na osnove issledovaniya fenomena lichnosti G. N. Volkova i v tvorchestve yego uchenikov [Actualization of spiritual and moral culture based on the study of the phenomenon of personality G. N. Volkov and in the work of his followers]. Etnopedagogika v mirovoy i kazakhstanskoy sisteme obrazovaniya: metodologiya, praktika, perspektivy: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Atyrau, 13 noyabrya 2020 goda [Ethnopedagogy in the world and Kazakhstani education system: methodology, practice, prospects: materials of the international scientific and practical conference, Atyrau, 13 November 2020]. Atyrau, Atyrauskiy universitet imeni Kh. Dosmukhamedova Publ., 2020. Pp. 31-36 (in Russian).
8. Pan'kin A. B. Osnovy dukhovnosti i nravstvennosti akademika G. N. Volkova (k 95-letiyu so dnya rozhdeniya) [Fundamentals of spirituality and morality of Academician G. N. Volkov (on the occasion of his 95th birthday)]. VestnikAtyrauskogo universiteta imeni Kh. Dosmukhamedova - Bulletin of Kh. Dosmukhamedov Atyrau University, 2020, vol. 59, no 4, pp. 6-12 (in Russian).
9. Pan'kin A. B. Filosofiya dukhovno-nravstvennoy kul'tury akademika G. N. Volkova [Philosophy of spiritual and moral culture of academician G. N. Volkov]. Etnopedagogika kak faktor sokhraneniya etnokul 'turnykh tsennostey v sovremennom sotsiume: Materialy I Mezhdunarodnoy ochno-zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy akademiku RAO Volkovu G. N., Cheboksary, 30 oktyabrya 2015 goda [Ethnopedagogy as a factor in the preservation of ethno-cultural values in modern society: Materials of the I International part-time scientific and practical conference dedicated to Academician of the Russian Academy of Education Volkov G. N., Cheboksary, October 30, 2015]. Cheboksary, Novoye Vremya Publ., 2015. Pp. 20-25 (in Russian).
10. Pan'kin A. B. Metodologicheskiy fenomen dukhovno-nravstvennoy kul'tury akademika G. N. Volkova [Methodological phenomenon of the spiritual and moral culture of academician G. N. Volkov]. Metodologiya etnopedagogicheskogo issledovaniya [Methodology of ethno-pedagogical research]. Elista, Kalmyk State University Publ., 2017. Pp. 8-12 (in Russian).
11. Bitkeyev N. Ts. Masshtabnaya nauchnaya shkola [Large-scale scientific school]. Sovremennyy Konfutsiy - v Kalmykii. K90-letiyu so dnya rozhdeniya akademika G. N. Volkova. Redkol.: A. B. Pan'kin i dr. [Modern Confucius is in Kalmykia. To the 90th anniversary of Academician G. N. Volkov. Ed. A. B. Pankin et al.]. Elista, Kalmyk State University Publ., 2017. Pp. 14-17 (in Russian).
12. Bitkeyev N. Ts. "Devyanosto devyat' dostoinstv - chudo iz chudes": 80-letiyu akademika G. N. Volkova posvyashchayetsya ["Ninety-nine virtues - a miracle of miracles": the 80th anniversary of Academician G. N. Volkov is dedicated]. Gegyarlt, 2008, no. 1 (35), pp. 2-3 (in Russian).
13. Sokal'skiy A. A. "Volkovskiye pyatnitsy" ili pod sen'yu raskidistogo duba ["Volkov Fridays" or under the shade of a sprawling oak]. Kalmytskaya biografiya akademika G. N. Volkova. Pod red. Borlikova G. M., Pan'kina A. B. [Kalmyk biography of academician G. N. Volkov. Ed. Borlikov G. M., Pankin A. B.]. Elista, Dzhangar Publ., 2007. Pp. 58-62 (in Russian).
14. Volkov G.N. Moya nerazgadannaya kalmytskaya zagadka [My unsolved Kalmyk riddle]. Lik, 2007, no. 1, pp. 143-152 (in Russian).
15. Volkov G. N. Etnopedagogicheskaya pansofiya. Pod nauch. red. G. M. Borlikova; predisl. S. V. Darmodekhina [Ethnopedagogical pansophia. Ed. G. M. Borlikova; foreword S. V. Darmodekhin]. Elista, Kalmyk State University Publ., 2009. 575 p. (in Russian).
16. Sovremennyy Konfutsiy - v Kalmykii. K 90-letiyu so dnya rozhdeniya akademika G. N. Volkova. Redkol.: A. B. Pan'kin et al. [Modern Confucius is in Kalmykia. To the 90th anniversary of Academician G. N. Volkov. Ed. A. B. Pankin et al.]. Elista, Kalmyk State University Publ., 2017. 140 p. (in Russian).
Информация об авторах
Сокальский А. А., кандидат философских наук, доцент; Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова (ул. Пушкина, 11, Элиста, Республика Калмыкия, Россия, 358000). E-mail: [email protected]
Сокальский Э. А., старший преподаватель, Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова (ул. Пушкина, 11, Элиста, Республика Калмыкия, Россия, 358000). E-mail: [email protected]
Information about the authors
Sokalskiy А. А., Candidate of phylosophical sciences, Associate Professor, Kalmyk State University named after B. B. Gorodovikov (ul. Pushkina, 11, Elista, Russian Federation, 358011). E-mail: [email protected]
Sokalskiy E. А., Senior Lecturer, Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov (ul. Pushkina, 11, Elista, Russian Federation, 358011). E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.06.2022; принята к публикации 01.09.2022 The article was submitted 06.06.2022; accepted for publication 01.09.2022