УДК 39:371.4Вол DOI 10.37972/chgpu.2022.117.4.016
Л. К. Михайлова, А. П. Никитин, И. В. Кожанов ГЕНЕЗИС ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ Г. Н. ВОЛКОВА
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
Аннотация. Статья посвящена изучению некоторых этапов становления Г. Н. Волкова как ученого-педагога. Ее целью явилось определение основ генезиса этнопедагогической теории и практики ученого и этапов его совершенствования до вершин современной мировой педагогики.
Актуальность исследования обусловлена растущим вниманием к творчеству великого этно-педагога, потребностью понять его идейно-нравственные, этические позиции, воззрения на философию народной педагогики. В работе были проанализированы монографии и научные статьи Г. Н. Волкова, некоторые неопубликованные машинописные труды и книги Г. А. Викторова, обобщена и систематизирована полученная информация.
В результате проведенного анализа было установлено, что на осмысление окружающего мира юным Волковым огромное влияние оказала Перасковья Филипповна Волкова, его любимая бабушка. Неграмотная, но незаурядная в житейских премудростях, она сформировала философию-кредо первого поколения в трехпоколенной семье.
Теоретические положения и выводы по исследуемой проблеме обсуждались и получили одобрение в научно-исследовательском институте этнопедагогики им. академика РАО Г. Н. Волкова ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, на секциях Международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию со дня рождения ученого.
Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что главными факторами формирования личности представителя этноса в генезисе теории и практики Г. Н. Волкова являются пример и любовь, труд и семья, этнопедагогизация жизненного пути человека.
Ключевые слова: генезис, чувашская народная педагогика, чувашская этнопедагогика, объект и предмет, материнский язык, пословицы, поговорки, сказки
L. K. Mikhailova, A. P. Nikitin, I. V. Kozhanov
GENESIS OF ETHNOPEDAGOGICAL THEORY AND PRACTICE
OF G. N. VOLKOV
I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia
Abstract. This article is devoted to the study of some stages of the formation of G.N. Volkov as a scientist and a teacher. The purpose of the study was to determine the foundations of the genesis of the ethnopedagogical theory and practice of G.N. Volkov and the stages of his improvement to the heights of modern world pedagogy.
The relevance of this study is due to the growing attention to the works of G.N. Volkov, the need to understand his ideological, moral, ethical positions, his views on the philosophy of folk pedagogy. The paper analyzes the monographs and scientific articles of G.N. Volkov, some unpublished typewritten works and books of G.A. Viktorov, generalized and systematized the information received.
As a result of the analysis, it was found that Peraskovya Filippovna Volkova, his beloved grandmother, had a great influence on the understanding of the world around young Volkov. Illiterate, but outstanding in worldly wisdom, she formed the philosophy-credo of the first generation in a three-generation family.
Theoretical provisions and conclusions on the problem under study were discussed and approved at the Research Institute of Ethnopedagogy named after Academician of the Russian Academy of Sciences
G.N. Volkov at I. Yakovlev CHSPU; at the sections of the International Scientific and Practical Conference dedicated to the 95th anniversary of the birth of the Academician of the Russian Academy of Education G.N. Volkov.
The analysis made it possible to conclude that the main factors in the formation of the personality of a representative of an ethnic group in the genesis of the theory and practice of G.N. Volkov are an example and love, work and family, ethno-pedagogization of a person's life path.
Keywords: genesis, Chuvash folk pedagogy, Chuvash ethnopedagogy, object and subject, mother tongue, proverbs, sayings, fairy tales
Введение. В настоящее время в связи с интенсивными процессами возрождения национального самосознания, активизации межэтнических отношений, возврата к традициям воспитания, выработанным на протяжении многих лет, усиливается актуальность исследования творчества видного ученого Г. Н. Волкова. Г. Н. Волков через мучительные размышления о народной педагогике пришел к тому, что создал этнопедагогику как новый раздел педагогики, в котором народная педагогика как совокупность народных знаний по воспитанию занимает достойное место. Вопросам изучения проблем этнопедаго-гики посвящено много докторских и кандидатских диссертаций, учебников и учебных пособий, сотни научно-практических конференций разного уровня. Научное и литературное творчество Г. Н. Волкова для сотен и тысяч педагогов и родителей становится своего рода руководством в работе.
Так, доктор педагогических наук, профессор Калмыцкого государственного университета имени Б. Б. Городовикова А. Б. Панькин в статье «Актуализация духовно-нравственной культуры в исследованиях этнопедагогической школы академика Г. Н. Волкова» заявляет, что деятельность ученого «была направлена на то, чтобы . . . рассмотреть актуальные для современной этнопедагогики вопросы зарождения, становления и развития педагогической мысли в русле процессов оптимизации системы целостного непрерывно-пожизненного обучающего воспитания и воспитывающего обучения. . . . Созданная Г. Н. Волковым этнопедагогика в отличие от западных типов этнопедагогики, стремящихся унифицировать культуру доминирующего большинства, - это педагогика любви, национального спасения, этнопедагогическая пансофия, основа гармонизации межнациональных отношений, особенно в многонациональной Российской Федерации» [8, с. 136].
Исследователи Е. К. Иванова и Л. Н. Пашина обращают внимание на то, что «при чтении трудов Г. Н. Волкова все больше укрепляется мысль о том, что изучение этнопедаго-гики Г. Н. Волкова играет важную роль в использовании позитивных методов и приемов из опыта народа академической современной наукой помогает обогащению культурной сокровищницы каждого народа, ибо они имеют общечеловеческий характер . . . » [6, с. 18].
Рассматривая философско-этические, духовно-нравственные воззрения Г. Н. Волкова, старший научный сотрудник НИИ этнопедагогики ЧГПУ им. И. Я. Яковлева А. П. Никитин заметил, что «в его трудах есть то, что мало зависит от идеологии и составляет ее вечные истины [7, с. 202].
Целью нашего исследования явилось определение основ генезиса этнопедагогиче-ской теории и практики Г. Н. Волкова и этапов его совершенствования до вершин современной мировой педагогики.
Актуальность исследуемой проблемы. В связи с растущим вниманием к уникальному творчеству педагога-новатора Г. Н. Волкова, потребностью понять его идейно-нравственные, этические позиции, воззрения на философию народной педагогики и его влияние на развитие современной официальной педагогики требуют дальнейшего изучения и упорядочивания идейные основы миропонимания Г. Н. Волкова в русле общей педагогики.
Материал и методы исследования. Материалом для исследования выступили монографии Г. Н. Волкова «Чувашская народная педагогика», «Чувашская этнопедагогика», «Обыкновенное дело педагога», «Этнопедагогическая пансофия», «Педагогика национального спасения», некоторые неопубликованные машинописные труды и книги Г. А. Викторова («Я вернусь», «Другим я уже не буду»). Методами исследования стали сравнительный анализ текстов «Чувашской народной педагогики» и «Чувашской этнопедагогики», изучение проблем, поднятых в них автором, и абстрагирование наших познаний, суждений о философско-этических взглядах Г. Н. Волкова.
Результаты исследования и их обсуждение. Философский энциклопедический словарь определяет генезис как « . . . зарождение и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию, виду, предмету, явлению» [14, с. 107].
Оттолкнувшись от академического определения термина «генезис», попробуем осмыслить биографический и научно-творческий путь академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Г. Н. Волкова, его природный и социальный путь.
Геннадий Никандрович с ранних лет начал много читать, особенно народные сказки, легенды. Они пленили его своей народностью и правдивостью, со временем став базовыми составляющими миропонимания ученого. Субъектами формирования восприятия народной жизни становились окружающие люди: дедушка с бабушкой, родители, дети, внуки. Семья трехпоколенная, улица, деревня стали для него базой для понимания понятия «народная педагогика». А Перасковия Филипповна Волкова, любимая бабушка ученого, стала одной из героинь его монографии «Чувашская народная педагогика», оставив внуку свое понимание философии сельского жителя.
Г. Н. Волков не забыл ее советы и наставления, озвучил их статьей «Бабушка» в республиканской газете «Чйваш коммуни» от 12 января 1946 года, а в 1957 году в Чувашкни-гоиздате выпустил книжку «Асанне калавесем» («Рассказы бабушки») [1]. Но на этом ученый не остановился. В книге «Чувашская народная педагогика» в очерке «Неизвестные и малоизвестные педагоги чувашского народа» он посвятил бабушке целую главу [5, с. 224-233], а в монографии «Педагогика жизни» вторую главу завершил «Книгами» неграмотной Праски [4, с. 153-164]. Прожила Перасковия Филипповна 94 года (1856-1950). По убеждению Геннадия Никандровича, она сформировала у него житейскую философию и обыденное восприятие повседневной нелегкой жизни, своего рода философию-кредо первого поколения в семье.
Именно здесь, в далекой деревенской жизни, еще в детстве обнаружились истоки, определившие профессиональный выбор и жизненную линию Г. Н. Волкова, приведшую его к тому, что он стал подвижником и первопроходцем в науке «этнопедагогика». Как менялась жизненная позиция ученого, расширялось и углублялось его научное творчество, наглядно показано авторами-составителями биобиблиографического справочника «Труды академика Г. Н. Волкова» [11]. Собранный по годам материал дает возможность получить представление о масштабах научной и литературной деятельности ученого с 1946 по 2010 год.
По признанию самого Геннадия Никандровича, этнопедагогика возникла сама собой. Она началась с маленькой заметки «Бабушка». Став кандидатом педагогических наук, Г. Н. Волков продолжил исследование чувашской народной педагогики, появились статьи «Поучение старых» («Ваттисем верентсе калани») (1955 г.), «Заметки о чувашской народной педагогике» (1957), «Рассказы бабушки» (1957), «Педагогические воззрения чувашского народа в пословицах и поговорках» (1954), несколько статей в «Учительской газете» и в газете «Коммунизм ялаве» о педагогических задачах в воспитании школьников и многие другие. До появления и выхода в свет монографии «Чувашская народная педагогика» в 1958 году проблемам народного воспитания в школе и семье ученым было
посвящено более 70 статей (74). В монографии автор ставит эти проблемы глубже и решает их новаторски. Как преподаватель высшей школы и научный работник, он обращается к анализу этнографических материалов и произведений фольклора, являющихся основными источниками в исследовании проблем народной педагогики. Углубленное изучение устного народного творчества стало для Г. Н. Волкова базой для создания в будущем шедевра о своем родном народе - «Этнопедагогики чувашей» (1997), дополненного в 2004 году и изданного под новым названием «Чувашская этнопедагогика».
Термин «народная педагогика» Г. Н. Волков объяснил так: он «употребляется нами в значении педагогических сведений, распространяемых устно, т. е. понимается как устное педагогическое творчество народа. Несомненно, это понятие включает в себя и практическую деятельность трудящихся по воспитанию подрастающего поколения» [5, с. 12].
Ученый подчеркивает, что «устному творчеству сотен поколений безвестных народных философов, психологов, педагогов, воспитателей характерно правдивое и глубокое отражение действительных жизненных потребностей народа, истории труда, освободительной борьбы народа, их идеалов, дум и чаяний как результата народной системы воспитания мировоззрения» [5, с. 12].
Однако он предупреждает, что не следует особенно идеализировать народную педагогику, ее достижения нередко истолковывались в интересах господствующих классов. К примеру, автора «Педагогической проповеди» В. Алексеева он бичует за проповедь воспитания в семье на непререкаемом авторитете отца » [5, с. 18].
Г. Н. Волков в своих исследованиях допускает, что в основе становления народной педагогики замечены два веками сложившихся явления: первое - подрастающее поколение стихийно, интуитивно входило в тайны жизни старших, и второе - сознательно обдуманная постоянная работа старших по привитию веками сложившихся обычаев и традиций молодому поколению. Академическая педагогика ранее не рассматривала причины формирования народной педагогики так, как это сделал Г. Н. Волков. Второй процесс ученый считает наиболее правильным при изучении основ народной педагогики. При этом ее дополнительной основой он считает народную философию. Именно она, «как народное мировоззрение, подводит народных педагогов к осмыслению тех или иных закономерностей общественных явлений, в том числе и воспитания подрастающих поколений» [5, с. 22].
В центре внимания ученого оказываются памятники народной педагогики: много ценных мыслей содержится в устном педагогическом творчестве народа. Это и уважительное отношение к членам семьи, соседям, честность, умение понимать степень своей вины, отсюда степень культуры стыда и греха. В народном воспитании чувашей особое место занимает нравственное воспитание молодежи. В нем большая роль отводится воспитанию патриотизма, проявляющегося в преданности России и братскому русскому народу. Русские писатели, наблюдавшие жизнь чувашского народа, отмечали наличие у него национальной гордости как проявления патриотизма. Русскому писателю С. Т. Аксакову запомнились «предобрые» и «пречестные» чуваши. Другие отмечали гостеприимство и приветливость чувашей [10]. В педагогике родного народа Г. Н. Волков находит средства и приемы нравственного воспитания, относящиеся к социальному быту и имеющие каждодневное практическое значение. Это разъяснение, убеждение, вежливость, аккуратность, правдивость и честность, скромность, выбор друзей-товарищей, бдительность, умеренность, требовательность и т. п. Каждое средство подтверждается примерами из повседневной жизни семьи, улицы, деревни. Примером нравственного воспитания для чувашей были родители и окружающие: все дети подражают взрослым и нельзя позорить доброе имя родителей; свяжешься с хорошим человеком - прибавишь ума, с дурным свяжешься - себя погубишь. У чувашей Г. Н. Волков находит своеобразные приемы воспитания,
как, например, угрозы, наказания, поощрения, осуждения («сет шале таканман, челем туртма веренне» - еще не выпали молочные зубы, а уже научился курить» (посл.). Вышеназванные средства воспитания, обосновывает ученый, «не выступают изолированно, они тесно друг с другом связаны и составляют неразрывное целое» [5, с. 138]. Это «неразрывное целое» он считает выдающимся достижением чувашской народной педагогики.
Изучение чувашского народного опыта воспитания детей стало базовой опорой в становлении научного воззрения Г. Н. Волкова на житейскую мудрость, народную философию. Особенности народной философии нашли то или иное освещение во многих разделах «Чувашской народной педагогики». Ученый находит, что «человек труда одновременно становится и создателем духовной культуры, изъяснителем свойств материи и явлений природы» [5, с. 192], выделив, что отличительной особенностью народной философии являлся стихийный материализм. Основным материалом для изучения народной философии чувашей для Г. Н. Волкова стали пословицы, поговорки, сказки. К примеру, что мысль - функция мозга, чуваши знали давно: «Мухтанчйк пуçра çуккипе паллй» («Хвастун известен по тому, что у него пусто в голове»). Пословица подчеркивает, что «хвастун неумный, а ум бывает в голове». Или представление чувашей о душе: «Çbrn чуне чёре патёнче пурйнать, чёрене тивсен, çbrn вилет» («Человеческая душа помещается возле сердца, заденешь сердце - человек умрет») [9].
Серьезно помогли ученому в становлении автором «Этнопедагогики» его поиски по восстановлению имен чувашских педагогов, безвестных доселе или мало известных. Им он посвятил седьмой очерк монографии под названием «Чувашская народная педагогика» [5, с. 208].
На этом завершается первый этап возникновения и начала формирования этнопеда-гогической теории Г. Н. Волкова.
Написав около 200 статей о чувашских сказках, пословицах и поговорках по педагогической этике, великой цели в воспитании детей, И. Я. Яковлеве как о человеке-символе и многих проблемах в воспитании детей и молодежи, Г. Н. Волков приступает к разработке концепции этнопедагогики. В «Ученых записках ЧНИИ» появляется его большая работа - «Этнопедагогика и ее основные проблемы» [12, с. 123-158].
Научно-педагогические позиции и выводы ученого становятся более конкретными и осмысленными. Оставляя без обзора многие сочинения Г. Н. Волкова, рассмотрим его монографическое исследование «Чувашская этнопедагогика». В качестве докторской диссертации эта работа звучала как «Этнопедагогика чувашского народа» (1967). Г. Н. Волков уже как состоявшийся педагог-ученый трансформирует чувашскую народную педагогику в объект исследования, затрагивает ключевые вопросы традиционной системы воспитания чувашского народа. Представителя этноса он рассматривает через призму аксиомы К. Д. Ушинского: «У каждого народа своя особенная национальная система воспитания. Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое» [13]. Оперируя данными чувашской педагогики, он доказывает, что она является частицей мировой культуры, что народы все разные, а человечество едино; выдвигает основополагающие установки в виде постулатов, аксиом, не требующих доказательств:
• народная педагогика способствует восприятию особенностей воспитания других народов;
• ни одна народная культура не может называться культурой для всех, у каждого своя память, свои достоинства;
• этнопедагогические традиции сохраняются в памяти. Она главное звено в золотой формуле этнопедагогики: без памяти исторической - нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности - нет личности, без личности - нет народа как исторической общности» [3, с. 522];
• у любого народа есть неофициальные воспитатели, они живут рядом, видят все, что происходит в сообществе; работа с детворой - это не столько призвание, сколько признание детьми его старшим советчиком.
Этнопедагогика не должна оставаться только теорией, она должна перейти в форму этнопедагогизации, т. е. должна начаться практическая реализация ее рекомендаций на уровне семьи, школы, всего сообщества. При этом необходимо сохранить комплексность, строгость и бескомпромиссность этических установок в народной педагогике. В итоге Г. Н. Волков приходит к выводу о том, что в мире нет ни одного народа, у которого не было бы гениального: духовного лидера, этноса, нации. Народная педагогика стабильна, сохраняя диалектичность, динамичность. Она стабильна потому, что базируется на факторе природосообразности и на тысячелетнем опыте жизнедеятельности народа. Определяющее место в числе факторов занимает СЛОВО (или материнский язык), а в полиэтнической России - двуязычие. Оно снимает возможные конфликты между учащимися классов с многонациональным составом.
С появлением концепции об этнопедагогике у народов не исчезли песни, сказки, пословицы и поговорки. Они сохранились и имеют общие черты, например, у народов России. Особенно ценный смысл имеет этнопедагогический диалог культур разных народов.
Монография Г. Н. Волкова «Чувашская этнопедагогика» свидетельствует о большом объеме проведенных автором исследований, о том, как педагог-исследователь начинает разрабатывать этнопедагогическую концепцию. Научные труды Г. Н. Волкова по этнопе-дагогике разбудили в регионах России и в ближнем зарубежье многочисленных педагогов, начали появляться этнопедагогические исследования народов Поволжья, Сибири, Азии и др.
В этой ситуации Г. Н. Волков расширил и углубил границы изучения этнопедаго-гических проблем, касающихся традиций, обычаев всех народов, имеющих всеобщий характер, и поднял их до всеобщей мудрости. Основным методом исследования этнопеда-гогики чувашского народа, как не раз утверждал ученый, он считал анализ опубликованных и неопубликованных источников. Документальной основой исследования чувашской этнопедагогики явились, главным образом, архивные источники и немного опубликованных материалов. Его генезис помогал ему по-новому осмысливать отдельные факты и содействовал рассмотрению прошлого педагогического опыта с точки зрения современной действительности. Построить собственные высказывания об особенностях педагогики других народов ему помогли выезды во все районы Чувашии, ряд районов Татарстана, Башкортостана, Марий Эл, Якутии, Калмыкии, Ульяновской, Самарской, Тюменской областей и Красноярского края, где он изучал взаимовлияние педагогических традиций народов и уточнял выводы об общности народных педагогических культур. Результаты исследования ученый использовал в своих теоретических работах. «Сначала факты, практика, только затем - теории, концепции, идеи», - повторял не раз автор «Этнопедагоги-ки». За полвека с лишним он подготовил свыше 500 этнопедагогических публикаций.
Для лучшего понимания термина «этнопедагогика» возьмем определение самого Г. Н. Волкова. На странице 41 монографии «Чувашская этнопедагогика» он пишет: «Эт-нопедагогика - наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, наука о педагогике быта, семьи, рода, племени и народа» [2, с. 41]. При внимательном изучении этого определения приходим к пониманию, что это наука о тысячелетнем опыте народов по формированию личности представителя этноса. Этнопедагогика объясняет особенности народной педагогики. Народная педагогика как тысячелетний опыт народа по формированию, воспитанию подрастающего поколения становится предметом изучения этнопедагогики.
В своих исследованиях Г. Н. Волков приходит к выводу о том, что «устои старой деревенской жизни не следует идеализировать: в них немало противоречивого, угрюмого, черного, заскорузлого. Однако духовная жизнь шла от труда, природы, духовного таланта, от естественности и человечности» [2, с. 45]. Изучая народное творчество, ученый находит в нем то, что является всеобщим для педагогики мира; анализирует, соответствует ли это «всеобщее» современному положению дел в педагогике или нет, что значат старые обычаи сегодня.
Г. Н. Волков, как новатор-исследователь, поставил перед собой задачу, требующую углубленного изучения и анализа воспитания в семье, - какие пословицы, загадки и поговорки сохранились до сих пор, не устарели ли они. Не оставил он без внимания и народное эстетическое воспитание, детскую молодежную среду, колыбельные песни народов, материнскую школу и материнский язык и т. п. В педагогике народов мира ученый ищет такие явления, которые могут быть всеобщими для чуваша, татарина или русского. Он приводит такой пример: «Мир по слюнке плюнет, так море» (рус), «Если весь мир плюнет, сделается озеро» (тат), «Один плюнет - высохнет, народ плюнет - получится озеро» (чув.) [2, с. 45].
Основатель этнопедагогики новаторски исследует природу как универсальный фактор воспитания. Его интересует вопрос природсообразности в воспитании детей. Он даже разработал содержание концепта «педагогика солнца». Природа для Г. Н. Волкова -один из ведущих методов в формировании миропонимания растущего человека. Все это для этнопедагогики - настоящий кладезь возможностей природы в воспитании детей и подростков.
Следующая проблема в расширении границ этнопедагогики - родное слово. «Татарский знай, чувашского - не забывай», - завещали низовые чуваши. Факты пренебрежения родным языком - нередкое явление среди народов Российской Федерации. Реализация педагогических возможностей родного языка - проблема из проблем.
«Материнский язык - основа из основ развивающейся личности, мать, лишившая своего ребенка родного языка, духовно порывает с ним, что в последующем развивает в нем комплекс человеческой и этнической неполноценности, деэтнизируя, теряя лучшие черты и свойства родного народа. . . . Игнорирование родного языка блокирует интеллект. По этой причине дети чувашской элиты не попадают в эту элиту. Это, как правило!» [2, с. 453]. Проводы русской зимы, чувашские акатуи, праздники цветов марийцев и т. п., являющиеся народными праздниками, сегодня поддержаны государственными органами. Они наполнены новым содержанием, создают гармонию простоты и человечности. Этнопеда-гогические инновации все более становятся явлениями новаторскими.
Подытоживая вышесказанное, можно сказать, что с появлением монографии «Чувашская этнопедагогика» Г. Н. Волков стал признанным основоположником этнопедаго-гики как науки. Вся его остальная жизнь была связана с углублением и расширением границ этой науки, практической реализацией этнопедагогической концепции, этнопедаго-гической системы и этнопедагогизации.
Выводы. Изучение трудов Г. Н. Волкова позволяет глубже понять опыт народа в воспитании и обучении молодого поколения. Установлено, что изучение народного педагогического творчества в его историческом развитии стало базовой опорой в становлении научного, философско-этического, нравственного воззрения ученого.
В результате исследования нами определены этапы возникновения и начала формирования этнопедагогической теории и практики Г. Н. Волкова. В генезисе теории и практики ученого установлены два этапа: этап изучения основ народной педагогики и народной философии (1946-1964) и этап разработки этнопедагогической теории и практики и ее основных проблем (1965-2010). Установлено, что главными факторами формирования личности
представителя этноса в генезисе теории и практики Г. Н. Волкова являются пример и любовь, труд и семья, этнопедагогизация жизненного пути человека.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волков Г. Н. Асанне калавёсем (Рассказы бабушки). - Чебоксары : Чувашгосиздат, 1957. - 35 с.
2. Волков Г. Н. Избранные сочинения : в 7 т. Т. 1 : Чувашская этнопедагогика. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. - 399 с.
3. Волков Г. Н. Избранные сочинения : в 7 т. Т. 2 : Этнопедагогическая пансофия. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. - 528 с.
4. Волков Г. Н. Избранные сочинения : в 7 т. Т. 4 : Педагогика жизни. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2020. - 300 с.
5. Волков Г. Н. Чувашская народная педагогика. - Чебоксары : Чувашгосиздат, 2019. - 528 с.
6. Иванова Е. К., Пашина Л. Н. Традиции как педагогическое условие преемственности норм общественных отношений между поколениями // Глобальный научный потенциал. - 2022. - № 5(134). - С. 17-22.
7. Никитин А. П. Философско-этические, духовно-нравственные воззрения Г. Н. Волкова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2022. - № 2(115). - С. 201-211.
8. Панькин А. Б. Актуализация духовно-нравственной культуры в исследованиях этнопедагогической школы академика Г. Н. Волкова // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 6(91). - С. 136-138.
9. Рукописный фонд ЧНИИ, т. 151.
10. Русские писатели о чувашах / сост. Ф. Уяр и И. Мучи. - Чебоксары : Чуваш. гос. изд-во, 1946. - 400 с.
11. Труды академика РАО Г. Н. Волкова : биобиблиографический справочник / сост. А. П. Никитин, Л. Н. Данилова. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2018. - 78 с.
12. Ученые записки ЧНИИ. - Чебоксары, 1965. - Вып. XXII. - 158 с.
13. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 2. - М. ; Л., 1948. - 165 с.
14. Философский энциклопедический словарь. - М. : Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.
Статья поступила в редакцию 20.09.2022
REFERENCES
1. Volkov G. N. Asanne kalavёsem (Rasskazy babushki). - Cheboksary : Chuvashgosizdat, 1957. - 35 s.
2. Volkov G. N. Izbrannye sochineniya : v 7 t. T. 1 : Chuvashskaya etnopedagogika. - Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t, 2019. - 399 s.
3. Volkov G. N. Izbrannye sochineniya : v 7 t. T. 2 : Etnopedagogicheskaya pansofiya. - Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t, 2019. - 528 s.
4. Volkov G. N. Izbrannye sochineniya : v 7 t. T. 4 : Pedagogika zhizni. - Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t, 2020. - 300 s.
5. Volkov G. N. Chuvashskaya narodnaya pedagogika. - Cheboksary : Chuvashgosizdat, 2019. - 528 s.
6. Ivanova E. K., Pashina L. N. Tradicii kak pedagogicheskoe uslovie preemstvennosti norm obshche-stvennyh otnoshenij mezhdu pokoleniyami // Global'nyj nauchnyj potencial. - 2022. - № 5(134). - S. 17-22.
7. Nikitin A. P. Filosofsko-eticheskie, duhovno-nravstvennye vozzreniya G. N. Volkova // Vestnik Chuvash-skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2022. - № 2(115). - S. 201-211.
8. Pan'kin A. B. Aktualizaciya duhovno-nravstvennoj kul'tury v issledovaniyah etnopedagogicheskoj shkoly akademika G. N. Volkova // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - 2021. - № 6(91). - S. 136-138.
9. Rukopisnyj fond ChNII, t. 151.
10. Russkie pisateli o chuvashah / sost. F. Uyar i I. Muchi. - Cheboksary : Chuvash. gos. izd-vo, 1946. - 400 s.
11. Trudy akademika RAO G. N. Volkova : biobibliograficheskij spravochnik / sost. A. P. Nikitin, L. N. Danilova. -Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t, 2018. - 78 s.
12. Uchenye zapiski ChNII. - Cheboksary, 1965. - Vyp. XXII. - 158 s.
13. Ushinskij K. D. Sobranie sochinenij. T. 2. - M. ; L., 1948. - 165 s.
14. Filosofskij enciklopedicheskij slovar'. - M. : Sovetskaya enciklopediya, 1983. - 840 s.
The article was contributed on September 20, 2022
Сведения об авторах
Михайлова Людмила Константиновна - аспирант кафедры педагогики и гуманитарных дисциплин Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0000-0003-2712-8170, [email protected]
Никитин Анатолий Павлович - кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник научно-исследовательского института этнопедагогики имени академика РАО Г. Н. Волкова Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0000-0002-1028-4268, [email protected]
Кожанов Игорь Владимирович - доктор педагогических наук, доцент, проректор по научной и инновационной работе Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0000-0003-0088-8532, [email protected]
Author Information
Mikhailova, Lyudmila Konstantinovna - Post-graduate Student, Department of Pedagogy and Humanitarian Disciplines, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia, https://orcid.org/0000-0003-2712-8170, [email protected]
Nikitin, Anatoly Pavlovich - Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Senior Researcher at the Research Institute of Ethnopedagogy named after Academician of the Russian Academy of Education G.N. Volkov, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia; https://orcid.org/0000-0002-1028-4268, [email protected]
Kozhanov, Igor Vladimirovich - Doctor of Pedagogics, Associate Professor, Vice-Rector for Research and Innovation, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia https://orcid.org/0000-0003-0088-8532, [email protected]