Научная статья на тему 'АКТУАЛИЗАЦИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ АКАДЕМИКА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК Г. Н. ВОЛКОВА'

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ АКАДЕМИКА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК Г. Н. ВОЛКОВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПОДГОТОВКА КАДРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Татьяна Николаевна, Михайлова Людмила Константиновна, Иванов Владимир Николаевич

В последние годы из-за нестабильной ситуации в мире заметно растет приток мигрантов, который охватывает все сферы общественной жизнедеятельности, в том числе и образование. В связи с этим в настоящее время актуальным становится вопрос подготовки студентов, которые будут способны работать в многонациональной и поликультурной среде, жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, уважительно относиться к другим культурам. Этому будет способствовать приобщение студентов к основным идеям этнопедагогики, педагогическому наследию народа и формирование готовности использовать полученные знания в профессиональной деятельности. Данная проблема особенно актуальна для студентов в период прохождения практики и педагогов, которые работают с детьми разных национальностей. Целью исследования являлось обоснование необходимости актуализации этнопедагогической теории Г. Н. Волкова для эффективного ее применения в профессиональной деятельности педагога. Для реализации цели исследования, определения уровня этнопедагогической компетентности будущих педагогов и уровня владения данной компетентностью уже работающими педагогами было применено анкетирование учителей школ и студентов. В целом по результатам анализа анкет нами сделан вывод о том, что для формирования у будущих педагогов компетентности в области этнопедагогики и эффективного применения ими полученных знаний в дальнейшей профессиональной деятельности на этапе обучения необходимо активно использовать идеи народной педагогики, а также прививать студентам уважительное и доброжелательное отношение к представителям разных культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова Татьяна Николаевна, Михайлова Людмила Константиновна, Иванов Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUALIZATION OF ETHNOPEDAGOGICAL HERITAGE OF G. N. VOLKOV, ACADEMICIAN OF THE RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES

Recent years clearly show that due to the unstable situation in the world, the influx of migrants is growing noticeably, which covers all spheres of public life, including education. In this regard, the issue of training students who are able to work in a multinational and multicultural environment, who have a sense of respect for other cultures, who can live in peace and harmony with people of different nationalities, becomes relevant now. This will be facilitated by introducing students to the basic ideas of ethnopedagogy, the pedagogical heritage of the nation and the formation of readiness to use it in professional activities. This problem is particularly relevant for students during the period of school practice, and teachers who work with children of different nationalities. The purpose of the study was to justify the need to update the ethnopedagogical theory of G.N. Volkov for its effective application in the professional activity of a teacher. To realize the purpose of the study, to determine the level of ethnopedagogical competence of teachers-to-be and the level of proficiency of already working teachers, a survey of school teachers and students was applied. The analysis of the survey shows that in order for teachers-to-be to form ethnopedagogical competence and to further apply the knowledge obtained, it is necessary to actively use the ideas of folk pedagogy at training stage, and to develop a respectful and benevolent attitude towards representatives of different cultures in order to effectively apply them in their professional activity.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛИЗАЦИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ АКАДЕМИКА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК Г. Н. ВОЛКОВА»

УДК [37:39] (092)Волков DOI 10.37972/chgpu.2022.115.2.026

Т. Н. Михайлова, Л. К. Михайлова, В. Н. Иванов

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ АКАДЕМИКА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК Г. Н. ВОЛКОВА

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В последние годы из-за нестабильной ситуации в мире заметно растет приток мигрантов, который охватывает все сферы общественной жизнедеятельности, в том числе и образование. В связи с этим в настоящее время актуальным становится вопрос подготовки студентов, которые будут способны работать в многонациональной и поликультурной среде, жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, уважительно относиться к другим культурам. Этому будет способствовать приобщение студентов к основным идеям этнопедагогики, педагогическому наследию народа и формирование готовности использовать полученные знания в профессиональной деятельности. Данная проблема особенно актуальна для студентов в период прохождения практики и педагогов, которые работают с детьми разных национальностей.

Целью исследования являлось обоснование необходимости актуализации этнопедагогической теории Г. Н. Волкова для эффективного ее применения в профессиональной деятельности педагога.

Для реализации цели исследования, определения уровня этнопедагогической компетентности будущих педагогов и уровня владения данной компетентностью уже работающими педагогами было применено анкетирование учителей школ и студентов.

В целом по результатам анализа анкет нами сделан вывод о том, что для формирования у будущих педагогов компетентности в области этнопедагогики и эффективного применения ими полученных знаний в дальнейшей профессиональной деятельности на этапе обучения необходимо активно использовать идеи народной педагогики, а также прививать студентам уважительное и доброжелательное отношение к представителям разных культур..

Ключевые слова: этнопедагогика, этнопедагогическая теория, этнопедагогический подход, народная педагогика, подготовка кадров

T. N. Mikhaylova, L. K. Mikhaylova, V. N. Ivanov

ACTUALIZATION OF ETHNOPEDAGOGICAL HERITAGE OF G. N. VOLKOV, ACADEMICIAN OF THE RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES

I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia

Abstract. Recent years clearly show that due to the unstable situation in the world, the influx of migrants is growing noticeably, which covers all spheres of public life, including education. In this regard, the issue of training students who are able to work in a multinational and multicultural environment, who have a sense of respect for other cultures, who can live in peace and harmony with people of different nationalities, becomes relevant now. This will be facilitated by introducing students to the basic ideas of ethnopedagogy, the pedagogical heritage of the nation and the formation of readiness to use it in professional activities. This problem is particularly relevant for students during the period of school practice, and teachers who work with children of different nationalities.

The purpose of the study was to justify the need to update the ethnopedagogical theory of G.N. Volkov for its effective application in the professional activity of a teacher.

To realize the purpose of the study, to determine the level of ethnopedagogical competence of teachers-to-be and the level of proficiency of already working teachers, a survey of school teachers and students was applied.

The analysis of the survey shows that in order for teachers-to-be to form ethnopedagogical competence and to further apply the knowledge obtained, it is necessary to actively use the ideas of folk pedagogy at training stage, and to develop a respectful and benevolent attitude towards representatives of different cultures in order to effectively apply them in their professional activity.

Keywords: ethnopedagogy, ethnopedagogical theory, ethnopedagogical approach, folk pedagogy, personnel training

Введение. Прогресс в общественном развитии тесно связан с общечеловеческими духовными и нравственными ценностями, которые вырабатывались на протяжении многих столетий. Рассматривая историю и традиции конкретного этноса во взаимосвязи с другими культурами и субкультурами, особенно в условиях многонациональности, мы можем заметить несколько важных тенденций. Одной из них, мы считаем, является стремление народов к сохранению и восстановлению культурно-исторического наследия прошлого, в котором этнопедагогика выходит на лидирующие позиции с ее богатейшими традициями и опытом воспитания подрастающего поколения. Она становится важнейшим средством обеспечения эффективности воспитательной работы педагогов с представителями разных национальностей. Научно-категориальный аппарат этнопедагогики наполнен содержанием, создающим основу для этнической самоидентификации и быстрой адаптации в социуме [16, с. 66]. Воспитание в первую очередь направлено на приспособление младшего поколения к жизни в обществе. Именно в процессе воспитания человек должен усвоить те знания и умения, в том числе трудовые, что уже накоплены обществом, овладеть нормами поведения в нем, выработать определенное миропонимание и мировоззрение [5, с. 56]. Процесс передачи жизненного опыта старшими поколениями младшим становится частью педагогического процесса, пусть и не всегда осознанного.

Вопросам этнопедагогики уделяли внимание многие ученые. Источниками наших изысканий стали монографии и статьи ведущих исследователей в области этнопедагоги-ки, истории образования и педагогики в целом: Г. Н. Волкова [5], [6], [7], [8], Г. В. Нез-демковской [10], С. Я. Ооржак [12], А. О. Сухова [14], Е. С. Тришиной [15], И. М. Хади-ковой [16] и др. В их работах дается расширенное научное определение этнопедагогики, отмечается влияние этнопедагогических исследований на современную систему образования, а также раскрываются история, проблемы и тенденции развития этнической педагогики. Анализ источников показывает, что истории возникновения и развития народной педагогики и этнопедагогики уделяется достаточно внимания, однако не до конца изучены возможности этнопедагогики на новом витке развития, когда произошло осмысление установленных ранее принципов обучения и воспитания подрастающего поколения. И, как отмечает А. Сухов, принципы этнопедагогики «являются основой успешного функционирования и развития отечественной системы образования» [14, с. 174].

Цель исследования - оценить эффективность и возможность применения этнопеда-гогического подхода в образовании на практике в современной системе образования.

Актуальность исследуемой проблемы. Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что в последнее время особенно заметна активизация миграционных процессов. Одним из важнейших средств обеспечения эффективности работы педагогов с представителями разных народов могут выступать положения этнопедагогической теории, разработанной Г. Н. Волковым. По словам Г. В. Нездемковской, изучение научно-педагогического наследия этнопедагогики может значительно повлиять на формирование личности самого педагога, поможет «понять, как можно использовать воспитательный потенциал народной культуры и народной педагогики в воспитании и обучении детей поликультурной России» [10, с. 10]. Процесс этнопедагогической подготовки учителя должен быть направлен на развитие интереса к традициям народа, привитие уважения

к различным культурам, практическое овладение средствами и методами народного воспитания и их творческое использование в процессе обучения [9, с. 75].

Материал и методы исследования. Эмпирической базой послужили результаты анкетирования 370 студентов IV-V курсов Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева и 110 учителей районных школ Чувашской Республики. В исследовании были использованы методы сравнительного, сопоставительного и историографического анализа первоисточников и литературы, методы систематизации материала, а также применены статистические методы исследования, позволившие качественно обработать данные. Анкетирование проводилось на анонимной и добровольной основе.

Результаты исследования и их обсуждение. Геннадий Никандрович Волков -академик Российской академии образования, педагог, профессор, доктор педагогических наук, писатель-публицист - оставил огромное научно-публицистическое наследие в области этнопедагогики, большая часть его работ посвящена воспитанию по народным традициям, которые он активно пропагандировал в своей деятельности. Под руководством Г. Н. Волкова в России и странах СНГ сложилась научно-педагогическая школа [17, с. 46]. Он положил начало широкому теоретическому изучению народных знаний по воспитанию подрастающего поколения, этнопедагогика постепенно стала развиваться как направление педагогической науки, ее изучение ввели в программу подготовки студентов в педагогических учебных заведениях [12, с. 23]. На наш взгляд, традиции образовательной практики должны занять определенную нишу в современной педагогике, поскольку многие народы владели настолько поразительными и эффективными приемами воспитания подрастающего поколения, что их использование было бы актуальным и сегодня. Именно поэтому мы должны обратить свое внимание на этнопедагогическое наследие, оставленное Г. Н. Волковым. Это часть духовной культуры нашего народа, формирующей этические и моральные основы. По словам Г. Н. Волкова, «...этнопедагогика убедительно доказывает объективный характер законов педагогического процесса» [6, с. 16].

С целью изучения востребованности педагогами в своей практике этнопедагогиче-ского наследия Г. Н. Волкова было проведено анкетирование учителей средних общеобразовательных школ, а также студентов выпускных курсов гуманитарного, технического и естественнонаучного направлений. В ходе анализа полученных данных планировалось выяснить, насколько студенты и учителя знакомы с идеями этнопедагогики, считают ли ее актуальной в настоящее время, применяли ли они в своей профессиональной педагогической деятельности идеи этнической педагогики и что хотели бы узнать более подробно из области этнопедагогического подхода.

Результаты опроса учителей школ районов Чувашской Республики показали, что достаточно хорошо знакомы с педагогическими трудами Г. Н. Волкова 55% опрошенных, 45 % знакомы с его трудами в общих чертах (табл. 1). При этом мы установили, что все респонденты, принявшие участие в анкетировании, используют в своей профессиональной педагогической деятельности идеи этнической педагогики, особое внимание обращая на истоки народной культуры воспитания подрастающего поколения.

Примечательно, что все опрошенные учителя считают этнопедагогическую теорию Г. Н. Волкова актуальной в настоящее время. Этнопедагогика изучает вековые традиции, исторически сложившуюся народную культуру воспитания, содействует «наилучшему развитию и становлению личности, способной функционировать в данном социуме, а также развитию и укреплению народности, народного сознания у всего этноса в целом» [1, с. 10]. Замечено, что «современная личность должна быть готова к жизнедеятельности в полиэтнической среде, к межкультурному общению, к творчеству в практической и интеллектуальной деятельности» [3, с. 79]. Не стоит забывать и о том, что «.педагог должен быть личностью и должен видеть в воспитуемых личности», - об этом пишет Г. Н. Волков [7, с. 4].

Таблица 1

Результаты анкетирования учителей

Вопрос Варианты ответов Ответы учителей

Количество %

Знакомы ли Вы с педагогическими Знаком хорошо 61 55

трудами Г. Н. Волкова? Знаком в общих чертах 49 45

Не знаком 0 0

Используете ли Вы идеи этнопеда- Да 110 100

гогики Г. Н. Волкова в процессе профессиональной педагогической деятельности? Нет 0 0

Считаете ли Вы современной Да 110 100

и актуальной этнопедагогическую Нет 0 0

теорию Г. Н. Волкова? Не знаю 0 0

В чем, по Вашему мнению, Актуальна культура воспитания подростков 20 18

актуальность этнопедагогиче- на примере старших поколении

ской теории Г. Н. Волкова? В изучении народного опыта воспитания детей 30 27

Использование народной традиции 30 27

Этнопедагогика Волкова способствует все- 11 10

стороннему развитию у детей национальных

ценностей и гражданского сознания. Актуально,

так как в наше время перестают соблюдать,

чтить национальные традиции

Уважительное отношение к старшим, между 7 6

людьми

Этнопедагогическая теория Г. Н. Волкова от- 8 7

крывает новые стороны педагогики для развития будущих поколений. Педагогика Волкова

облегчает работу не только педагогов, но и

методистов

Что бы Вы хотели узнать Побольше узнать о формах, приемах, методах 49 45

из области этнопедагогического подхода? Все материалы данного подхода актуальны и интересны для обучения 10 9

Как влияют обычаи предков на подростков 10 9

Народные игры в воспитании детей 10 9

О заповедях (благопожелания детям) 2 2

О межнациональных отношениях 10 9

Становление и развитие этнопедагогики 9 8

Этнопедагогический подход в воспитании 10 9

школьников

В то же время 18 % респондентов отметили, что не теряет своей актуальности вопрос культуры воспитания подростков на примере старших поколений, по 27 % опрошенных считают востребованными в педагогике использование народных традиций и применение народного опыта воспитания современных детей. Сравнительно небольшое количество учителей считает, что этнопедагогическая теория позволяет формировать у учащихся уважительное отношение к старшим (6 %), помогает всесторонне развивать у детей национальные ценности и гражданское сознание (10 %), открывает новые стороны и возможности педагогики для развития будущих поколений, облегчает работу не только педагогического состава, но и методистов (7 %).

Особое внимание стоит уделить вопросу о том, какие аспекты из области этнопедаго-гического подхода в образовании наиболее интересны и актуальны для учителей. Здесь ответы разнились, но в целом они были сведены к следующему: большая часть опрошенных (45 %) хотела бы больше узнать о формах, приемах и методах этнической педагогики, о чем Г. Н. Волков писал: «...сила народной педагогики в невообразимо огромном, просто колоссальном многообразии идей, подходов, форм, действий, занятий, методов, приемов и т. д.»

[8, с. 141]. Примерно равное количество респондентов (по 9 %) отметили, что все материалы данного подхода актуальны и интересны для процесса обучения, привлекательно влияние обычаев наших предков на подрастающее поколение, имеет практическую значимость применение народных игр в процессе воспитания детей, увлекает и история становления и развития этнопедагогики, ее влияние на межнациональные отношения.

Совсем иная картина вырисовывается при анализе ответов студентов. Результаты опроса представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты анкетирования студентов

Вопрос Варианты ответов Ответы студентов

Количество %

Знакомы ли Вы с педагогическими Знаком хорошо 30 8

трудами Г. Н. Волкова? Знаком в обшдх чертах 129 35

Не знаком 211 57

Использовали ли Вы идеи этно- Да 61 16

педагогики Г. Н. Волкова в про- Нет 309 84

цессе педагогической практики?

Считаете ли Вы этнопедагогиче- Да 182 49

скую теорию Г. Н. Волкова со- Нет 120 32

временной и актуальной? Не знаю 68 18

Как Вы считаете, в чем актуаль- Нет ответа 44 12

ность этнопедагогической теории Не знаю 208 56

Г. Н. Волкова? В идеях гуманизма и толерантности 2 0,5

В сохранении национального достояния 3 1

В том, что используется опыт этнических 42 11

групп в воспитании и обучении детей, а также

эта теория исследует морально-этические

взгляды на коренные ценности народа

Возможно, она популярна в кругах педагогических работников 2 0,5

Изучение этноса, народа 23 6

Масштабность и глобальность видения им 17 5

педагогического процесса

Помогает всестороннему развитию у детей 23 6

национальных ценностей и гражданского со-

знания

Широко используется при воспитании детей 6 2

различных возрастов и в разных образователь-

ных учреждениях

Что бы Вы хотели узнать Нет ответа 62 17

из области этнопедагогического Не знаю 46 12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

подхода? Ничего 89 24

Суть педагогических трудов Г. Н. Волкова 84 23

Интересно все 11 3

Насколько часто используется в современном 12 3

мире и насколько успешно проходит этот подход сейчас?

Нравственное воспитание учащихся 11 3

О новых методах воспитания 1 0,3

Узнать еще больше о культуре родного края 10 3

Что-то в общих чертах 12 3

Этнопедагогическое наследие Г. Н. Волкова, 1 0,3

народные традиции и народное воспитание

Побольше узнать о формах, приемах, методах 30 8,1

Становление и развитие этнопедагогики 1 0,3

Из табл. 2 видно, что более половины респондентов (57 %) не знакомы с педагогическими трудами Г. Н. Волкова, 35 % опрошенных знакомы с его трудами в общих чертах и всего 8 % студентов хорошо знакомы с трудами. Видимо, это и явилось причиной того, что лишь 16 % опрошенных студентов применяли в процессе своей педагогической практики в школах идеи этнопедагогики. Несмотря на столь низкий показатель, большинство студентов (49 % опрошенных) считают этнопедагогическую теорию Г. Н. Волкова актуальной в настоящее время, и лишь 18 % затруднились ответить.

Конечно, говорить о том, насколько студенты понимают актуальность этнопедаго-гического подхода в обучении, достаточно тяжело, поскольку 56 % респондентов ответили, что не знают, в чем заключается актуальность подхода, 12 % вовсе не ответили на поставленный вопрос. Из полученных ответов наиболее популярными стали варианты изучения использования опыта этнических групп в воспитании и обучении подрастающего поколения (11 %), истории народов и этносов (6 %), формирования и развития у детей национальных ценностей и гражданского сознания (6 %). Также, по мнению опрошенных студентов, этнопедагогическая теория обращается к идеям гуманизма и толерантности, сохранения национального достояния и достаточно масштабно освещает вопросы педагогического процесса.

По мнению некоторых исследователей, развитие «этнокультурологической компетентности и воспитание этнокультурных отношений» являются одними из главных стратегических задач системы образования в XXI в. [4, с. 17]. К сожалению, в результате опроса выяснилось, что студентов мало интересует область этнопедагогического образования: большинство опрошенных ответили «ничего» (24 %), «не знаю» (12 %) и не ответили на поставленный вопрос (17 %). Тем не менее на вопрос о том, какие аспекты из области этно-педагогического подхода в образовании хотелось бы узнать студентам, были получены следующие ответы: большей части опрошенных (23 %) хотелось бы узнать саму суть педагогических трудов Г. Н. Волкова; примерно равное количество респондентов (по 3 %) ответили, что хотелось бы знать, насколько успешно применяется этот подход в обучении, какие формы, методы и приемы используются чаще, какие этапы становления и развития прошла этнопедагогика, ее влияние на нравственное воспитание учащихся и др.

Таким образом, анализируя полученные ответы, удалось установить, что учителя в школах республики обладают достаточными знаниями в области этнопедагогики и даже успешно применяют ее положения в своей профессиональной деятельности. Однако имеющихся представлений об этнопедагогической теории недостаточно, необходимо помочь учителям дополнить образовательно-воспитательный процесс народным опытом воспитания подрастающего поколения, раскрыть формы, приемы и методы этнической педагогики, которые были бы уместны и актуальны в современной системе образования. Стоит отметить, что многие исследователи указывали на высокую значимость этнопеда-гогики в работе со школьниками, имеющими проблемы в обучении, заметили, что включаемые в образовательный процесс такие этнопедагогические средства, как игра, сказки, потешки, мотивируют младших школьников к выполнению самых сложных заданий, делают процесс обучения более легким, приятным и эффективным [11, с. 241].

Как считают некоторые исследователи, современная образовательная система чаще сосредоточена на раскрытии индивидуальности и не всегда положительно сказывается на развитии молодого поколения, а этнопедагогика предлагает ценностные ориентиры, которые позволяют уравновесить коллективное и личное, в некоторой степени меняет содержание обучения и воспитания [13, с. 41]. Студенты педагогического вуза - это потенциальные кадры для образовательных учреждений разного уровня. По результатам опроса выяснилось, что обучающиеся имеют скудное представление об этнической педагогике в целом, мало понимают в этнопедагогическом подходе в образовании и следовало бы усилить этот компонент в процессе подготовки кадров для образовательных учреждений,

расширить в национальной системе образования традиции воспитания младшего поколения, обращение к практике народной педагогики, поскольку будущему педагогу нужно овладеть базовыми компетенциями, в том числе этнокультурной компетентностью [15, с. 157], тем более что многие из опрошенных студентов, как оказалось, хотели бы узнать об этнопе-дагогической теории, разработанной Г. Н. Волковым, более подробно.

Выводы. На сегодняшний день методология науки дает возможность этнопедагогике применить новые подходы и методы, которые способствуют формированию современной научной картины мира [2, с. 12]. Выполненное исследование расширило наше представление о возможностях актуализации этнопедагогического наследия академика РАО Г. Н. Волкова, позволило выявить некоторые пробелы в подготовке педагогических кадров для образовательных учреждений и определить возможность оказания методической помощи учителям, желающим активно использовать идеи этнопедагогики в своей профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдымомунова Б. А. Роль этнопедагогики в воспитании духовно-нравственной личности // Вестник филиала РГСУ в г. Ош. - 2021. - № 2(24). - С. 8-11.

2. Арсалиев Ш. М.-Х. Этнопедагогика в условиях развития современной системы образования // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2017. - № 1. - С. 10-16.

3. Арсалиев Ш. М-Х., Писаренко В. И. Моделирование этнопедагогических технологий в контексте современной научной картины мира // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2015. - № 1(85). - С. 79-84.

4. Вертякова Э. Ф. Этнопедагогическая компетенция как важная составляющая этнокультурологи-ческой компетентности будущих учителей // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2008. - № 12. - С. 14-21.

5. Волков Г. Н. Избранные сочинения : в 7 т. Т. 1 : Чувашская этнопедагогика / отв. ред. С. Л. Михее-ва. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. - 399 с.

6. Волков Г. Н. Избранные сочинения : в 7 т. Т. 2 : Этнопедагогическая пансофия / отв. ред. С. Л. Михе-ева. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. - 528 с.

7. Волков Г. Н. Избранные сочинения : в 7 т. Т. 3 : Обыкновенное дело педагога / отв. ред. С. Л. Ми-хеева. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2020. - 296 с.

8. Волков Г. Н. Избранные сочинения : в 7 т. Т. 4 : Педагогика жизни / отв. ред. С. Л. Михеева. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2020. - 300 с.

9. Джиоева Г. Х. Основные направления этнопедагогической подготовки будущего учителя // Балтийский гуманитарный журнал. - 2016. - Т. 5, № 1(14). - С. 75-78.

10. Нездемковская Г. В. Этнопедагогические аспекты формирования личности педагога поликультурной России // Этнопедагогика как фактор сохранения этнокультурных ценностей в современном социуме : материалы III Междунар. очно-заочной науч.-практ. конф., посв. 90-летию основателя этнопедагогики, академику РАО Г.Н. Волкову. - Чебоксары : Плакат, 2017. - С. 8-15.

11. Николаев В. А., Гринева Е. А. Повышение результативности обучения слабоуспевающих школьников средствами этнопедагогики // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2020. -№ 3(88). - С. 240-242.

12. Ооржак С. Я., Ооржак Х. Д-Н. Этнопедагогика и этнопедагогические исследования (осмысление теоретико-методологических подходов). - Чебоксары : ИД «Среда», 2020. - 104 с.

13. Перепада А. П. Современное состояние этнопедагогики // COLLOQUIUM-JOURNAL. - 2020. -№ 6-4(58). - С. 39-44.

14. Сухов А. О. Становление принципов этнопедагогики на основных этапах ее формирования: краткий исторический обзор // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. - 2021. - № 6(40). - С. 162-177.

15. Тришина Е. С. Этнопедагогическая подготовка студентов как средство повышения их профессиональной компетентности // Актуальные задачи педагогики : сб. материалов VI Междунар. науч. конф. - Чита, 2015. - С. 157-160.

16. Хадикова И. М. Этнопедагогика: проблемы и тенденции развития // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2018. - Т. 9, № 6. - С. 66-71.

17. Харитонов М. Г., Никитин Г. А. Научно-педагогическая школа Г. Н. Волкова // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., посв. 90-летию академика РАО Г. Н. Волкова. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. - С. 45-47.

Статья поступила в редакцию 29.03.2022

REFERENCES

1. Abdymomunova B. A. Rol' etnopedagogiki v vospitanii duhovno-nravstvennoj lichnosti // Vestnik filiala RGSU v g. Osh. - 2021. - № 2(24). - S. 8-11.

2. Arsaliev Sh. M.-H. Etnopedagogika v usloviyah razvitiya sovremennoj sistemy obrazovaniya // Ekonomiches-kie i gumanitarnye issledovaniya regionov. - 2017. - № 1. - S. 10-16.

3. Arsaliev Sh. M-H., Pisarenko V. I. Modelirovanie etnopedagogicheskih tekhnologij v kontekste sovremennoj nauchnoj kartiny mira // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. -2015. - № 1(85). - S. 79-84.

4. Vertyakova E. F. Etnopedagogicheskaya kompetenciya kak vazhnaya sostavlyayushchaya etnokul'turologicheskoj kompetentnosti budushchih uchitelej // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. -2008. - № 12. - S. 14-21.

5. Volkov G. N. Izbrannye sochineniya : v 7 t. T. 1 : Chuvashskaya etnopedagogika / otv. red. S. L. Mi-heeva. - Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t, 2019. - 399 s.

6. Volkov G. N. Izbrannye sochineniya : v 7 t. T. 2 : Etnopedagogicheskaya pansofiya / otv. red. S. L. Mi-heeva. - Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t, 2019. - 528 s.

7. Volkov G. N. Izbrannye sochineniya : v 7 t. T. 3 : Obyknovennoe delo pedagoga / otv. red. S. L. Mi-heeva. - Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t, 2020. - 296 s.

8. Volkov G. N. Izbrannye sochineniya : v 7 t. T. 4 : Pedagogika zhizni / otv. red. S. L. Miheeva. - Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t, 2020. - 300 s.

9. Dzhioeva G. H. Osnovnye napravleniya etnopedagogicheskoj podgotovki budushchego uchitelya // Bal-tijskij gumanitarnyj zhurnal. - 2016. - T. 5, № 1(14). - S. 75-78.

10. Nezdemkovskaya G. V. Etnopedagogicheskie aspekty formirovaniya lichnosti pedagoga polikul'turnoj Rossii // Etnopedagogika kak faktor sohraneniya etnokul'turnyh cennostej v sovremennom sociume : materialy III Mezhdu-nar. ochno-zaochnoj nauch.-prakt. konf., posv. 90-letiyu osnovatelya etnopedagogiki, aka-demiku RAO G.N. Volkovu. -Cheboksary : Plakat, 2017. - S. 8-15.

11. Nikolaev V. A., Grineva E. A. Povyshenie rezul'tativnosti obucheniya slabouspevayushchih shkol'nikov sredstvami etnopedagogiki // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2020. - № 3(88). -S. 240-242.

12. Oorzhak S. Ya., Oorzhak H. D-N. Etnopedagogika i etnopedagogicheskie issledovaniya (osmyslenie teoretiko-metodologicheskih podhodov). - Cheboksary : ID «Sreda», 2020. - 104 s.

13. Perepada A. P. Sovremennoe sostoyanie etnopedagogiki // COLLOQUIUM-JOURNAL. - 2020. -№ 6-4(58). - S. 39-44.

14. Suhov A. O. Stanovlenie principov etnopedagogiki na osnovnyh etapah ee formirovaniya: kratkij is-toricheskij obzor // Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. Pedagogical Review. - 2021. - № 6(40). - S. 162-177.

15. Trishina E. S. Etnopedagogicheskaya podgotovka studentov kak sredstvo povysheniya ih professional'noj kompetentnosti // Aktual'nye zadachi pedagogiki : sb. materialov VI Mezhdunar. nauch. konf. - Chita, 2015. -S. 157-160.

16. Hadikova I. M. Etnopedagogika: problemy i tendencii razvitiya // Sovremennye issledovaniya social'n-yh problem (elektronnyj nauchnyj zhurnal). - 2018. - T. 9, № 6. - S. 66-71.

17. Haritonov M. G., Nikitin G. A. Nauchno-pedagogicheskaya shkola G. N. Volkova // Etnopedagogika kak faktor sohraneniya rossijskoj identichnosti : sb. materialov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posv. 90-letiyu akad-emika RAO G. N. Volkova. - Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t, 2017. - S. 45-47.

The article was contributed on March 29, 2022

Сведения об авторах

Михайлова Татьяна Николаевна - аспирант кафедры педагогики и гуманитарных дисциплин Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0000-0003-2345-1966, [email protected]

Михайлова Людмила Константиновна - аспирант кафедры педагогики и гуманитарных дисциплин Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0000-0003-2712-8170, [email protected]

Иванов Владимир Николаевич - доктор педагогических наук, профессор, ректор Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия, https://orcid.org/0000-0001-9952-2391, [email protected]

Author Information

Mikhaylova, Tatyana Nikolaevna - Post-graduate Student, Department of Pedagogics and Humanities, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia, https://orcid.org/0000-0003-2345-1966, [email protected]

Mikhaylova, Lyudmila Konstantinovna - Post-graduate Student, Department of Pedagogics and Humanities, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia, https://orcid.org/0000-0003-2712-8170, [email protected]

Ivanov, Vladimir Nikolaevich - Doctor of Pedagogics, Professor, Rector of I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia, https://orcid.org/0000-0001-9952-2391, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.