Научная статья на тему 'Челябинская агломерация в системе расселения страны и региона'

Челябинская агломерация в системе расселения страны и региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
518
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА РАССЕЛЕНИЯ / ЧЕЛЯБИНСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SETTLEMENT SYSTEM / CHELYABINSK AGGLOMERATION / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Большаков Василий Владимирович

Показано, что устойчивое развитие Челябинской агломерации будет зависеть в том числе и от занимаемой позиции, значимости и самоидентификации района в системе расселения страны и региона. Указана необходимость выработки комплексной стратегии развития агломерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHELYABINSK AGGLOMERATION IN COUNTRY AND REGION SETTLEMENT SYSTEM

Sustainable development of Chelyabinsk agglomeration depends on significant position and area identity in country and region settlement system. Producing a comprehensive strategy is needed for development of agglomeration.

Текст научной работы на тему «Челябинская агломерация в системе расселения страны и региона»

УДК 711.1(470.55)

ЧЕЛЯБИНСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ В СИСТЕМЕ РАССЕЛЕНИЯ СТРАНЫ И РЕГИОНА

В.В. Большаков

Показано, что устойчивое развитие Челябинской агломерации будет зависеть в том числе и от занимаемой позиции, значимости и самоидентификации района в системе расселения страны и региона. Указана необходимость выработки комплексной стратегии развития агломерации.

Ключевые слова: система расселения, Челябинская агломерация, устойчивое развитие.

Исторически расселение на территории Челябинской агломерации осуществлялось с целью создания приграничных опорных пунктов (крепостей), для защиты заводов и транспортных путей. Постепенно, с расширением границ на юг и восток, данная территория оказалась в глубине страны. Выгодное транспортное положение позволило создать условия для активного развития торговли и производства. Среди существующих башкирских сел основывались казачьи станицы. Укрепление и расширение сети населенных мест позволяло контролировать обширные территории при низкой численности и, соответственно, плотности.

Строительство транссибирской магистрали усилило связи населенных пунктов как на местном уровне, так и на уровне страны, объединив важные центры хлебного производства, повысило мобильность населения, ускорило торгово-экономическое развитие города. В рамках масштабной расселен-ческой государственной программы по переселению крестьян в Сибирский регион город стал перевалочным пунктом. Резкое повышение численности населения при низком обеспечении местами приложения труда создало условия ложной урбанизации.

В период индустриализации страны Уральский регион стал опорным пунктом развития тяжелой промышленности и строительства заводов-гигантов. Начали активно развиваться связи с ареалами добычи сырья. С этого периода началось формирование Челябинской городской агломерации. Образовался пояс населенных мест вдоль полосы угольного бассейна. Необходимость в большом количестве рабочей силы усилило поток трудовых ресурсов из окрестных деревень и сел. Период Великой отечественной войны и эвакуация в регион большого количества предприятий окончательно закрепило за всем Уральским регионом статус основного промышленного узла страны.

В результате того, что города стали сосредоточением социальных, культурных и материальных благ, стремление населения переехать в город из сельской местности усилилось. Миграционные потоки сдерживались административным путем.

Основой расселения аграрной части территории стали искусственные образования - колхозы и совхозы, а также национальные (башкирские) села и деревни. Для устойчивого развития городов как центрального ядра, так и спутников, при высокой плотности населения и производственных предприятий началось комплексное освоение территории посредством строительства жилья с набором необходимых объектов культуры и образования.

На современном этапе развития, с учетом произошедших политических изменений в стране, территория региона вновь стала приграничной, однако потеряла транспортную монополию со строительством основной и южной веток транссибирской магистрали, проходящих через Екатеринбург.

В отношении соседних агломераций макрорегиона Урала Челябинская агломерация значительно уступает Екатеринбургской по причине небольшого набора транзитных транспортных направлений, отсутствия административного ресурса, сопоставимого с Екатеринбургом, и монопро-фильности главных промышленных предприятий. Основой экономики региона по-прежнему остаются металлургия и машиностроение.

В условиях того, что два крупных соседа Пермь и Екатеринбург за последние годы выстроили концепции перспективного градостроительного развития, основанного на разных идеологических базах (Пермь - наращивание и развитие самобытного культурного потенциала, Екатеринбург - промышленный, финансовый, политический центр Уральского региона), развитие Челябинской агломерации, согласно принятым документам территориального планирования области, населенных пунктов и муниципальных районов, является инертным и пользуется ресурсами, основа которых была заложена в прошлом, и не предлагает объективных предпосылок формирования новых.

На периферии агломерации все также преобладают настроения переселиться в города, что формирует условия субурбанизации в центрах агломерации. Экологическое состояние в городе за-

Краткие сообщения

ставляет переезжать в чистые, но окраинные территории. Ставка на развитие транспортной инфраструктуры усиливает этот процесс, однако также усиливается маятниковая миграция из городов-спутников, а отсутствие формирования комфортной городской среды опровергает заявления об устойчивом развитии региона. В условиях современной мобильности населения Челябинская агломерация не является привлекательной для серьезных инвестиционных и интеллектуальных вливаний. Однако остается таковой для миграционного потока из сопредельных государств и сельской местности региона.

Последствием подобного безыдейного инертного развития может стать стагнация, а затем деградация территории: сокращение численности населения, сокращение производств, что потянет за собой отсутствие инвестиций в реконструкцию старой и формирование новой инфраструктуры. Предотвращением такого исхода должна заниматься местная власть. Политическая воля в разработке общей идеи развития территории должна стать толчком для запуска последующих комплексных программ развития. Помимо разработки концепций административного, экономического, социального развития должна быть представлена концепция архитектурно-планировочного развития освоения территории. Данный процесс должен осуществляться на разных уровнях рассмотрения территории от агломерации до наименьшей градостроительной единицы. На каждом уровне основным лейтмотивом должно быть устойчивое развитие территории. Для эффективного развития и воплощения идеи на этапе проектирования должно включаться городское сообщество. И если в масштабе агломерации эта работа будет направлена на выработку общей идеи, общего направления развития, способствующего консолидации общества, на уровне проектирования и разработки небольшой градостроительной единицы, городское сообщество всецело должно принимать участие.

Консолидация общества вокруг идеи может создать имя, известность проекту, открыть дискуссию в профессиональной среде, тем самым усилив роль агломерации в системе расселения и вновь включение ее в конкуренцию за инвестиции.

На основе анализа существующей ситуации, а также изучения исторического развития Челябинской агломерации выстраивается стратегическая модель архитектурно-планировочного развития территории. Целью такой стратегии должно являться не выстраивание жесткой доктрины развития, характерной плановой экономической модели, а моделирование и выбор различных направлений развития путем решений наиболее актуальных проблем.

Устойчивое развитие территории может осуществляться лишь в том случае, когда сформирована саморегулируемая система, способная сама

генерировать набор комплексных решений развития агломерации. Запустить такой процесс возможно при создании определенных условий на каждом конкретном участке территории агломерации. Такие условия должны на первом этапе снимать напряженность, которая вызвана выявленной конфликтной ситуацией (будь то близость к промышленным или нарушенным территориям, отсутствие социальной инфраструктуры или благоприятной системы рекреации и т. д.), а затем формировать предпосылки развития. Таким образом, система не будет нуждаться в тотальном администрировании, а будет работать в естественных условиях самоорганизации.

Устойчивая система расселения Челябинской агломерации должна опираться на несколько базовых принципов:

- административные границы населенных пунктов, районов и округов должны оставаться неизменными для того, чтобы стимулировать процесс развития местного самоуправления и снижать вероятность управления территорией из одного центра;

- замедление экстенсивного развития («расползания») городской территории путем архитектурно-планировочных мероприятий для того, чтобы снизить нагрузку на сеть транспортной и инженерной инфраструктур;

- переход от комплексного освоения территории к комплексной реконструкции, что позволит создать благоприятную среду внутригородской территории;

- создание системы малых спутников на основе существующих перспективных населенных пунктов, базой развития которых станет использование локального потенциала территории при формировании нового производства - использование рекреационного ресурса, интенсификация сельского хозяйства путем создания сети фермерских хозяйств, местные средние производства, строительство логистических центров по обслуживанию всей агломерации;

- попытка решений проблем экологического характера, связанных с крупными производственными системами агломерации путем моделирования вариантов развития и прогнозирования позитивных и негативных вариантов существования территории.

Таким образом, при построении саморегули-руемой модели Челябинская агломерация при ее устойчивом развитии может стать одним из основных геополитических, экономических центров системы расселения страны, вновь стать опорным пунктом для дальнейшего освоения территории сибирского и азиатского регионов.

Литература

1. Челябинская агломерация: потенциал развития / В.Л. Глазычев, И.В. Стародубовская,

70

Вестник ЮУрГУ. Серия «Строительство и архитектура»

Большаков В.В.

Челябинская агломерация в системе расселения

страны и региона

М.Ю. Славгородская и др. - Челябинск, 2008. -278 с.

2. Иодо, И.А. Градостроительство и территориальная планировка: учеб. пособие / И.А. Иодо. -Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 285 с.

3. Колясников, В.А. Теория градостроительства: современные направления и концепции: учеб.

пособие / В.А. Колясников. - Екатеринбург: Архи-тектон, 2003. - 322 с.

4. Лаппо, Г.М. Города на пути в будущее / Г.М. Лаппо. - М.: Мысль, 1987. - 236 с.

5. Поливанов, С.Н. Челябинск. Градостроительство вчера, сегодня, завтра / С.Н. Поливанов. -Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1986. - 159 с.

Большаков Василий Владимирович, аспирант, преподаватель кафедры «Архитектуры», ЮжноУральский государственный университет, Челябинск; basil.bolsh@gmail.com.

Bulletin of the South Ural State University Series “Construction Engineering and Architecture” ______________________________________________________________2013, vol. 13, no. 2, pp. 69-71

CHELYABINSK AGGLOMERATION IN COUNTRY AND REGION SETTLEMENT SYSTEM

V.V. Bolshakov, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, basil.bolsh@gmail.com

Sustainable development of Chelyabinsk agglomeration depends on significant position and area identity in country and region settlement system. Producing a comprehensive strategy is needed for development of agglomeration.

Keywords: settlement system, Chelyabinsk agglomeration, sustainable development.

Поступила в редакцию 4 сентября 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.