Научная статья на тему 'Человекоразмерность как регулятивная основа бытия'

Человекоразмерность как регулятивная основа бытия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
635
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИД / ОБЩЕСТВО / ЧЕЛОВЕКОРАЗМЕРНОСТЬ / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Баранов В. А.

Современный мир предлагает нам множество моделей развития. Мы, например, можем стать богатыми, освоив азы некоторых литературных экономических бестселлеров. Биржевые площадки заманивают нас в свои сети, чтобы научить извлекать прибыль, жить на процентах и никогда не работать. Магазины предлагают небывалое разнообразие товаров. Одним словом, все мы живем в обществе потребления. Но реальная жизнь ставит перед нами земные задачи, которые связаны, прежде всего, с существованием самого индивида в этом бренном мире. Так что же все-таки выбрать, слиться с толпой, жаждущей скорого обогащения, или наметить другой путь, размеренный, насыщенный событиями, взывающий нас к размышлениям, терзаниям, достижениям успеха, обретения счастья, душевного покоя? Что выбрать зависит от конкретного человека. В данной статье предлагается осмыслить свое бытие через такое понятие как «человекоразмерность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Человекоразмерность как регулятивная основа бытия»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК: 87.62

Баранов В. А.

доктор философских наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва

ЧЕЛОВЕКОРАЗМЕРНОСТЬ КАК РЕГУЛЯТИВНАЯ ОСНОВА БЫТИЯ

Современный мир предлагает нам множество моделей развития. Мы, например, можем стать богатыми, освоив азы некоторых литературных экономических бестселлеров. Биржевые площадки заманивают нас в свои сети, чтобы научить извлекать прибыль, жить на процентах и никогда не работать. Магазины предлагают небывалое разнообразие товаров. Одним словом, все мы живем в обществе потребления. Но реальная жизнь ставит перед нами земные задачи, которые связаны, прежде всего, с существованием самого индивида в этом бренном мире. Так что же все-таки выбрать, слиться с толпой, жаждущей скорого обогащения, или наметить другой путь, размеренный, насыщенный событиями, взывающий нас к размышлениям, терзаниям, достижениям успеха, обретения счастья, душевного покоя? Что выбрать зависит от конкретного человека. В данной статье предлагается осмыслить свое бытие через такое понятие как «человекоразмерность».

Ключевые слова: индивид, общество, человекоразмерность, культура.

Для организации процесса жизнедеятельности человеку необходимо определенное количество воздуха, воды, питания, движения, общения, труда и т. п. Иными словами должны обязательно присутствовать биологические и социальные составляющие бытия. Если все это будет находиться в равновесии, не превышать нормы, меры, благоразумности, то и сама жизнь будет насыщенной радостью, счастьем, ценностными компонентами. С другой стороны, превышение чего-либо или недостаток вызывают дискомфорт, излишнюю фрустрацию, усталость, а впоследствии возможны невротические сдвиги, неадекватное поведение, неустроенность и неудовлетворенность самой жизнью.

Обучаясь в школе, вузе школьник, студент постоянно стремятся обогатить свою память знаниями. Работая на производстве, работник овладевает профессиональными навыками, дабы не потерять квалификацию. Вступая в общество, индивид ведет постоянный поиск тех элементов, которые облегчают ему общение с другими людьми. Таким образом, происходит увеличение компонентов жизнедеятельности и бытия. Следовательно, проблема человеческой вместимости (человекоразмерности) была, есть и будет актуальной постоянно.

Пределы деятельности индивида можно измерить как количественной оценкой, так и качественно. Нас в большей степени интересуют качественные пределы деятельности, выраженные по мысли немецкого философа И. Канта тем, что нельзя причинять вред и ущерб ни себе, ни другим людям. В этом состоит развитие учения о «золотом правиле» нравственности, нашедшим свое выражение в учениях Конфуция, древнеиндийской «Махабхарате», буддизме, Библии и Коране, а также и в моральном законе И. Канта.

В истории философии к осознанию человеческой размерности пришли не сразу. Вначале предпринимались попытки объяснить самого человека через различные концепции: теоцентризм философии средневековья (человек — творение бога); антропоцентризм эпохи Возрождения (человек в центре вселенной); атеизм К. Маркса, Ф. Энгельса и наконец, долгое время существовавший советский атеизм, прославляющий человека: «Все для человека, все во имя человека, все для блага человека». Такое излишнее преувеличение привело к тому, что индивид потерял свою самость, единство и целостность, индивидуальность, связь с

обществом, размерность жизни, а старался брать от нее по максимуму, не задумываясь о возможных последствиях.

По всей видимости, если основываться на истории вопроса, то человекоразмерность связывается в большей степени с понятием прекрасное, наиболее полное обоснование которого мы находим в античной философии. Красота у греков не могла выражать единичное представление о вещи, или о самом человеке. Прекрасным и красивым должно быть все присутствующее в вещах и существах, «когда физические стихии гармонируют одна с другой в живом и совершенном человеческом теле, когда принцип общетелесной жизни, который греки называли «душой» целиком подчиняет себе все телесные «стихии» [5].

Человекоразмерность следует осознавать не как что-то усредненное, раз и навсегда данное, не выходящее за рамки возможного развития, а как «осуществленный идеал красоты» (по Платону), в котором нет ярко выраженного идеального или материального, однако который представляет «полную философскую свободу духа и тела, когда то и другое не только не противоречит одно другому, но даже и не противополагается одно другому и даже ничем не отличается одно от другого» [3].

Следовательно, красота воссоединяет в индивиде не только внешнее проявление, но и внутреннее начало, наиболее полно находит свое воплощение в calocagathii — «состоянии, способном выбирать наилучшее» (по Платону).

Во многих трудах Платона нашли свое воплощение такие понятия как «мера», «симметрия», «соразмерность», что и составляло содержание истинной гармонии. И это соответствует действительности. Так если индивид не будет учитывать значение меры, например, при выполнении тяжелой физической работы, то возможно преобладание в развитии гипертрофированных мышц, как это проявляется в некоторых видах спорта. А соразмерность в питании обеспечивает здоровье организма, и, наоборот, пренебрежение ею приводит к увеличению веса, а в последующем, ожирению, что пагубно отражается на внутренних органах человека и вызывает целый клубок болезней. Но наиболее ярко несоразмерность проявляется в поведении некоторых людей в обществе, когда явные противоправные действия наносят ущерб другим людям.

Следование мере во всем обеспечивает эстетику существования, богатство тела и души. Наиболее точным определением меры у Платона выступает «середина между избытком и недостатком» [2].

Понятие мерности, ведущей к гармонии, у Платона наиболее ярко проявляется в таком выражении: «Кто превосходно соединяет гимнастику с музыкой и максимально мерно (metriotata) применяет их к душе, того мы по всей справедливости можем называть человеком совершенно мусическим и вполне гармоническим, гораздо больше, чем того, кто умеет настраивать одну струну над другой» (Государство, III, 412 A)» [2].

Платон не ограничивается только рассмотрением понятия «соразмерности», но и уточняет некоторые моменты ее противоположности — «несоразмерности», которая связывается, прежде всего, с объяснением безобразия, отсутствием красоты и гармонии. По мысли Платона «безобразие есть ли что-нибудь иное, как не род несоразмерности (ametrías), везде лишенный вида? Никоим образом не иное. Неразумная душа безобразна и несоразмерна (ametron) (Софист, 228 D)» [2].

В сочинениях Платона соразмерность исследуется в отношении к страстям и наслаждениям, извечным порокам человечества, наиболее представленным в сегодняшнем обществе потребления, индивидуализма, отсутствия морали и нравственности. Наиболее сильные страсти и наслаждения, в которых проявляется чрезмерность, Платон именует «нечистыми», в противовес «чистым» наслаждениям и страстям, обеспеченным присутствием меры [2].

В современных условиях человек все больше ассоциирует себя не с обществом, а с самим собой, ибо само общество потеряло культурные ориентиры и ценностные основания, нравственные запреты и предписания, не определяет векторы развития индивида. Происходит

его отчуждение от реальности существования, возрастает материальная зависимость, служащая единственным условием человеческой вместимости, решающей многие вопросы бытия.

Проблема человекоразмерности важна с точки зрения ментальных и физических возможностей индивида, его отношений к вещам и другим людям. Она важна по причине того, что в современных условиях необходимо обеспечить иное приспособление человека к окружающей его природе и совершенно новому урбанизированному обществу. И с этих позиций человеческая размерность должна выступать как элемент защиты самой человеческой сущности, его самости. В данном случае, например, физическая (двигательная) активность может сыграть роль некоторого стимула проявления возможностей человека, раскрытия, в том числе и его творческих способностей. Она во многом готова обеспечить «интерьер деятельности» (понятие М. К. Петрова [4]), в содержание которого входят трудовая деятельность, жилище, досуг, доступ к средствам удовлетворения многообразных потребностей человека.

Человеческая размерность актуальна в том плане, что в современном обществе индивид испытывает на себе поток такого количества информации, что не в состоянии не только с ним справиться, но и классифицировать его. На лицо проблема человеческой вместимости, как фактор выживания в обществе информационной цивилизации. Следовательно, человекоразмерность есть, прежде всего, регулятивная основа бытия. Ее осмысление связано с пониманием мира как человекоразмерного бытия.

Человекоразмерность есть показатель владения индивидом тем, что заложено в нем природой и тем, чего он добился, благодаря работы над собой. Некоторые ученые выделяют два момента измерения человекоразмерности. С одной стороны, она обусловлена реальностью, имеющей определенные границы. С другой стороны, сам человек, существующий в этом мире, ограничен своими возможностями, т. е. располагает «человеческой вместимостью» [4]. Нарушение человекоразмерности влечет за собой последствия антигуманных действий, противоправного поведения, разрушительности личности, уничтожительности сущего.

Природа, общество, человек должны находиться в определенном равновесии, выход за пределы которого, как правило, вызывает отрицательные последствия для самих людей, и выражается в истребление достигнутого. Однако это вовсе не означает, что индивид не должен стремиться преодолеть границы возможного, как это происходит, например, в спорте, бизнесе, других сферах деятельности, ибо без этого жизнь будет не привлекательной и однообразной. Преодоление человеческих возможностей выступает основой жизнетворчества, саморазвития, самопознания. Именно выход за пределы себя, своих возможностей, конечно в разумных границах, и есть тот стимул существования, без которого жизнь становится будничной, серой, невыразительной. Но нахождение равновесия в сегодняшних условиях проблематичного общества выступает актуальной проблемой выживания не только индивида, но и всего человечества.

Так, например, физическая культура как сфера деятельности обеспечивает, прежде всего, возделывание телесности индивида из природного явления в феномен социокультурного характера, тем самым выступает основой человекоразмерности бытия. Она гармонизирует личность с позиции ее духовной и телесной составляющих, а поэтому любое нарушение этих факторов предполагает выход за пределы допустимого, вызывает дисбаланс сущностных сил, что и нарушает человекоразмерность.

Физическая культура сможет выступать фактором человекоразмерности только в том случае, если будет определена степень соотнесенности тенденций развития общества и развития сущностных сил человека как многомерной личности. В этом существенную роль должна сыграть культура социума, а точнее сказать ее целостность. Именно она противостоит «нечеловекоразмерной цивилизации», в которой перепутаны добро и зло, богатство и достаток, жажда наживы и стремление к улучшению качества жизни.

Человекоразмерность это характеристика жизнедеятельности человека, которая прививается с самых ранних возрастных периодов и сопутствует индивиду на протяжении всего существования. Человек всегда стремиться найти какую-то определенность, предсказуемость жизни. Этой потребностью может выступать религия, искусство, работа и т. п., в том числе и физическая (двигательная) активность, как преобразующая деятельность.

Какова роль культуры в человекоразмерном жизненном пространстве? Самая непосредственная. Общество, лишенное культуры — это нечеловекоразмерная цивилизация. Культура выступает всеобщим эквивалентом взаимосвязи индивида с природой, но в то же время и возвышающей его над природными условиями, предлагающими ему воссоздать общественное бытие.

Вместе с тем в культуру общества, да и самого человека вносятся такие компоненты, которые определяют некоторые противоречия с природной составляющей. С этих позиций не возможно не согласиться с В. Б. Барабановой, утверждающей, «что в культуру общества входит своеобразная технология человеческой деятельности, но... потребность человека в развитой социокультурной среде, какой обладает современный город, вошла в противоречие с его природной жизнью. Приобретение личностных социокультурных качеств, социальный прогресс человеческой личности стал сопровождаться деградацией его природы» [1]. А это есть не что иное, как разрушение человекоразмерности, обусловленное разрушением целостности культуры.

Ключевым моментом человеческой размерности выступает категория «соразмерность», но соразмерность не отдельно существующих констант, а именно их единство, то, что у Платона понимается как «калокагатия». Русский философ и филолог А. Ф. Лосев, исследуя историю античной эстетики, обращается к трудам Платона и указывает, что содержанием калокагатии является «здоровье тела, как соразмерность души и тела». Он приводит следующее понимание калокагатии (по Платону): «Всякое благо — прекрасно, а прекрасное — не лишено соразмерности. А, следовательно, живое существо, если оно должно быть таковым, надо считать соразмерным... И существует единственное спасение от того и другого (страдания тела и души): не приводить в движение ни души без тела, ни тела без души, чтобы, взаимно ограничиваясь, они приходили к равновесию и здоровью. Поэтому человек, изучающий науки или напрягающий свой ум над каким-нибудь другим занятием, должен совершать и телесные движения, путем упражнения в гимнастике, а тот, кто ревностно формирует свое тело, должен, наоборот, совершать движения душой, занимаясь музыкой и всякой философией, если он хочет по справедливости прослыть человеком как прекрасным, так одновременно и хорошим» [3].

В этом выражении Платона определена, возможно, истинная суть гармонии, как гармонии различного рода движений, физических и психических, но воспроизводимых, что очень важно для понимания существа проблемы, осознанно, а не стихийно.

Человекоразмерность необходимо рассматривать как культурную составляющую бытия, меру существования личности, которая формирует в сознании индивида определенные правила, принципы, нормы поведения в социуме. Она не просто представлена в сознании, а выполняет вполне определенные функции, главенствующей из которых выступает сохранение или сбережение самого человека в условиях современного информационного общества. Но сбережение нельзя понимать как стихийное сохранение себя, ибо в этом теряется ценностный смысл. Оберегая себя интуитивно, индивид сохраняет лишь свой внешний образ, не затрагивая при этом дух и сознание. Человекоразмерность представляет собой правильный образ жизни, в формировании которого задействованы многие социальные сферы.

Качественное содержание человекоразмерности составляет гармония души и тела, реализуемая через духовность и телесность. Основой человеческой размерности выступает сохранение естественных (природных) начал в индивиде через постоянное обновление всего сущего. В этом аспекте, например, физическая культура раскрывает физические, психические и социальные способности индивида исходя из целесообразности его деятельности и

существования, а не ориентируется на одностороннее развитие в отличие от спорта, в котором уже вплотную подошли к пределам человекоразмерности в плане достижения высоких результатов.

В современном российском обществе вопрос о человеческой размерности, как характеристики реалий повседневности, да и самой социальной жизни не является широко обсуждаемым и актуализированным. В противовес этому дискуссии подвергаются более «продвинутые» компоненты: конкуренция, стремление к достиженчеству, жажда приобретения (наживы). Однако их роль в аспекте существования и выживания индивида в мире и обществе существенно преувеличены. Такое основание сущности бытия навязывают нашему обществу искусственно, зачастую ставя это превыше всего. В противоположность этому не достает гармонии, нравственности, компетентности, профессионализма и т. д., служащих основой эволюционного развития человека, в условиях технизированного, информационного общества.

В современном обществе как никогда обостряется проблема пределов деятельности человека, обусловленная его вмешательством в природу, биосферу, самого себя. Это приводит к неопределенности исхода многих людских начинаний и свершений, предначертанных постоянным стремлением или сотворить какое-то чудо, или, наоборот, надеяться на что-то сверхъестественное. Однако пределы деятельности человека состоят в том, что нельзя причинять вред и ущерб ни себе, ни другим людям, при этом основой всей жизни должна выступать разумность и духовность, как наиболее важные из абсолютных человеческих ценностей. Человекоразмерность предопределяет то, что индивид не должен выступать средством достижения каких-либо целей, а, прежде всего, сам должен быть целью общественного развития.

Завершая статью, следует отметить, что человекоразмерность не означает круг или рамки определенных утилитарных потребностей, повседневных забот, а наоборот, предлагает способ или средство преодоления их ограниченности, выход за границы существования, создавая тем самым ритуал действий, способный творить мир духовной культуры, идеалов и ценностей.

Русский философ, культуролог М.М. Бахтин выделял личность не с точки зрения результата производимых творений, а с позиции ее действий и поступков, определяя как «субъект поступания», вкладывая в это понятие ряд преднамеренных произвольных, поведенческих актов. В соответствии с этим и достоинство личности должно быть представлено не тем, что удалось достичь, что делает ее известной, знаменитой, а тем, что человек ощущает свою ответственность за совершаемые действия и поступки.

Человекоразмерность предполагает существование человека независимым по отношению к чему-либо, а также соблюдение некого, если так можно выразиться, «свода законов», основу которого составляют категории нравственности и морали, как безусловных императивов поведения.

Теория (модель) человекоразмерности может выступать в противовес различным натуралистическим, позитивистским и прагматическим учениям, в основе которых заложено формирование человека излишне деятельного, отрицающего особую, специфическую способность человеческого разума. Основой человекоразмерности является «человек разумный». Все высшее начало в человеке формируется благодаря социальной среде. Именно она обеспечивает становление духовно-телесной целостности человека.

Литература

1. Барабанова В. Б. Спорт: проблема человекоразмерности: автореф. д-ра философ. наук. — Нал, 2009. — С. 29.

2. Гармония души у Платона (а также мера, соразмерность и уравновешенность). 10.1.5. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://px-pict.com/10/1/5.html

3. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т 2. § 5. Терминология. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://philosophy.ru/library/losef/iae2/txt13.htm

4. Петров М.К. Человекоразмерность и мир предметной деятельности. Опубликовано в журнале «Человек» № 1, 2003. Публикация Г.Д. Петровой.

5. Эстетика в греческой культуре. Эстетика / Энциклопедия культур [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://ec-dejavu.гu/e/Estetica.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.