Научная статья на тему 'ЧЕЛОВЕК XXI ВЕКА: НА ЧТО ОРИЕНТИРУЕТСЯ И ЧЕМ РУКОВОДСТВУЕТСЯ'

ЧЕЛОВЕК XXI ВЕКА: НА ЧТО ОРИЕНТИРУЕТСЯ И ЧЕМ РУКОВОДСТВУЕТСЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
260
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
человек / идеология / традиционные ценности / деструктивное воздействие / Общее Дело
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЧЕЛОВЕК XXI ВЕКА: НА ЧТО ОРИЕНТИРУЕТСЯ И ЧЕМ РУКОВОДСТВУЕТСЯ»

Спирина М.Ю.

к.и.н., проректор по научной работе Университета при МПА ЕврАзЭС Санкт-Петербург

mus931@inbox.ru

ЧЕЛОВЕК XXI ВЕКА: НА ЧТО ОРИЕНТИРУЕТСЯ И ЧЕМ РУКОВОДСТВУЕТСЯ

Ключевые слова: человек, идеология, традиционные ценности, деструктивное воздействие, Общее Дело.

После распада Советского Союза проводимые тогда изменения коснулись не только экономики, но также образования, научной деятельности, социокультурной работы. Коммунистическое воспитание сменилось пропагандой наслаждений и развлечений. Прошло время, и постепенно стало ясно, что в новых условиях возникают такие явления, которые западные эксперты признали одним из глобализационных кризисов, а именно антропологическим кризисом. Философы, антропологи, культурологи, психологи стали писать об утере человеком важнейших качеств Личности, прежде всего, интуиции и способности к творческой деятельности. Для русского человека значимым явлением стала утрата добротолюбия, взаимного уважения, порядочности, совести, стыда.

Глобализация выдвинула в качестве главнейшего стремление изменить естественную природу человека (свидетельством чего можно считать стремительное развитие биотехнологий и генной инженерии) и унифицировать внутреннее содержание человеческой личности. В последние десятилетия из человека методично формируют не творца культуры, а её разрушителя, деструктивно воздействуя на его биологическую и духовную сущность. Недаром Фр. Фу-куяма выпустил книгу под названием «Постчеловеческое будущее». Для современных городских жителей России характерными чертами стали гедонизм и нарциссизм.

В этих условиях в стране особому воздействию подвергся русский язык. В него искусственно ввели многие иноязычные термины (при наличии собственных), сменили русскую графику на латинскую, изменили и традиционное интонирование. Свою роль сыграл и переход на компьютерную клавиатуру. Каллиграфия сменилась умением быстро нажимать на клавиши, вследствие чего утрачивалась мелкая моторика пальцев рук, способствовавшая установлению новых нервных связей в организме человека. Исследователи давно зафиксировали, что уровень развития интеллекта ребёнка находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики пальцев рук. Поскольку участки мозга, отвечающие за развитие речи и движения пальцев, находятся рядом, меняющаяся моторика пальцев рук оказывает значительное воздействие на развитие речи ребёнка уже в раннем возрасте. Развитие у детей мелкой пальцевой моторики стимулирует формирование навыков речи. Это объясняется тем, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, активизирующие клетки мозга, отвечающие за развитие речи ребёнка. Вспомним слова выдающегося отечественного педагога В.А. Сухомлинского: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Сегодня психологи отмечают у большинства детей общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Авторы современных игрушек и детских вещей в целом ставят своей целью удобство их использования, но не учитывают и не опираются на принцип эффективности для развития мелкой моторики (изготавливают одежду и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, разрабатывают книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания). Ещё несколько десятилетий назад родители и дети выполняли многие домашние работы руками - стирали белье, перебирали крупу, готовили домашнюю еду, занимались домашними ремеслами (вязали, вышивали, резали по дереву). Сейчас же многие виды домашних дел механизированы, а ручной художественный труд просто убрали из дошкольного воспитания и школьной программы. Следствием этого стала, в частности, общая неготовность большинства современных детей к письму и/или проблемы с их речевым развитием. Это только одна сторона действительности.

Вторым аспектом следует считать значимость владения родным языком. Современные жители России перестали ценить его, не понимают важности безупречного знания языка, обладают малым словарным запасом, коверкают и сокращают слова; значительно расширилось употребление нецензурной лексики. А. С. Пушкин в своё время писал: «Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных, быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого»1.

Сегодня журналисты и дикторы, на произношение которых ранее равнялись слушатели, допускают чудовищные ошибки, путая, к примеру, Рождество и Воскресение Христово; они не умеют склонять числительные, вводят в обиход некорректные словосочетания («в конечном итоге» вместо «в конечном счёте»), искажают пословицы и поговорки (вместо «молчать как рыба» и «биться как рыба об лёд» говорят «молчать как рыба об лёд»). Часто звучат неправильные ударения, делаются ошибки в глагольном управлении, имеют место стилистические ляпсусы и т.п. Всё это обесценивает язык в глазах подрастающих поколений, которые не способны ныне воспринимать «великий и могу-

1 Цитаты Пушкина. - https://burido.ru/709-tsitaty-pushkina?ysclid=lbyxxqjgra27200909&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru

665

чий, правдивый и свободный» русский язык как часть мировой культуры1. Совершенно не учитывается, что хорошее знание русского языка, умение грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме создают впечатление о говорящем (пишущем), как интеллигентном человеке, определяют его возможность добиться профессионального успеха.

С 1990-х годов Россия пребывает в условиях социальной и языковой нестабильности. Языковые нормы расшатаны, и существование русского литературного языка в его классическом виде находится под угрозой. Сотрудники Института русского языка имени А.С. Пушкина серьёзно обеспокоены угрозой потерять русский язык научного исследования и общения. Объективно сложившиеся условия таковы, что естественной социальной поддержки у литературного языка нет2. Следует отметить, что разрыв между языковыми поколениями может привести к потере национально-культурной идентичности. По этой причине в любом развитом обществе специально поддерживается неизменность языка. Идея неизменности воплощается в системе разнообразных языковых норм. Напомним, что такой язык, как русский, имеет глубокие корни и историю, он - гордость народа, историческая память и могущество державы. В нём присутствуют и традиции, и исторический опыт, и душа народа. Сегодня мало кто помнит, что старославянский алфавит представляет собой не просто собрание букв, а законы правильной жизни. В этом алфавите заключено послание будущим поколениям, специалисты переводят его на современный язык приблизительно так: «Я буквы знаю, говорю и делаю добро. Добро - это жизнь. Живите ближе к Земле, она - наша кормилица. И как мы, люди, мыслим, таков и наш мир».

Когда в детстве ребёнку читают русские народные сказки, он учится на них, перенимает опыт, накопленный веками. Через слово ему передаются знания, вот почему важно именно читать, а не показывать на экране. Привычку к чтению необходимо сохранять и в последующие годы, только книги помогут человеку стать грамотным, научиться чему-то новому, совершенствовать своё духовное содержание. Приведём высказывание выдающегося отечественного писателя К.Г. Паустовского: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней жизни своей»3. Напомним ещё несколько тезисов. Первый русский академик М.В. Ломоносов отмечал в русском языке «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского» и, кроме того, «богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка». А.С. Пушкин характеризовал русский язык как язык «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах», «переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам». Русский язык есть непреходящая традиционная ценность русского народа.

Традиционные ценности, хранящиеся в традиционной культуре, во все прежние времена выступали базисом формирования человеческой личности. Именно в традиционной культуре сложился «народный идеал совершенного человека» (академик РАО Г.Н. Волков). Такой человек разумно трудился с пользой для общества (а не только себя); считал себя частью Природы, бережно и уважительно относился к растительному и животному миру (Божьим созданиям), берёг леса, поля, озёра и реки. Ему было свойственно также доброжелательное отношение к представителям

4

других этносов .

Ряд исследователей глобализационных процессов делает особое ударение на том, что «в современном мире трудно представить человека, чьи культурные пристрастия и предпочтения ограничены рамками только его национальной культуры», они считают, что такой человек стремится изолировать себя от других культур. По их мнению, подобная изоляция - свидетельство неспособности жить в современном мире5.

Уже в конце ХХ в. и российские, и зарубежные исследователи культуры человечества (философы, социологи, педагоги, культурологи, антропологи) зафиксировали тяготение современных государств и их народов к воссозданию многих черт далёкого прошлого. В ходе изучения разных сторон жизни современного человечества оказалось, что представители так называемых «развитых» этносов испытывают потребность в тех качествам культуры, которыми обладают «отсталые» народы и от которых подобные (якобы развитые) народы некогда отказались. Такие качества наиболее полно соответствуют сущности человека, его неразрывной связи с природой, внутренней и внешней гармонии, но они «потерялись» в процессе «цивилизационного» развития, критериями коего служат в основном наука, техника и технологии.

В третьем тысячелетии явственно проявилось новое обращение к традиции, к традиционным ценностям, которые сформировались и сохранялись в традиционной культуре. Отсутствие глубокого и продолжительного научного анализа данного феномена мировой культуры привело к тому, что возобладали ложные представления и оценки традиционной культуры. В сети Интернет присутствует иронично-презрительное отношение к понятию «традиционные ценности»: их называют «манипулятивной конструкцией». Подобная точка зрения, например, высказывается предста-

1 Сочинение «Русский язык в моей жизни». - https://fb.ru/article/374829/sochinenie-russkiy-yazyik-v-moey-jizni?ysclid=lbx9i2jn 81971270564

2 Евграфова С.М. Ещё раз о культуре речи // Русский язык. 2004. - № 31. - С. 1.

3 Цит. по: Прокопцова Н.М. Значение русского языка в современном мире. - https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodiches kikh-obedinenii/library/2017/01/24/znachenie-russkogo-yazyka-v?ysclid=lbxct3l8c0841461259

4 Алтайский мыслитель А.В. Иванов неоднократно обращал внимание на то, что в русском языке слово «другой» имеет тот же корень, что и слово «друг».

5 Мустафина Т. В. Роль современного человека в глобальном мире // Вестник Российского философского общества. - М., 2013. - № 3 (67). - С. 117-120.

вителями Высшей школы экономики1. Традиция трактуется как застойное явление, сохранение негативных тенденций прошлого. Подобное представление носит, несомненно, ненаучный характер.

Приведём мнение академика М.Л. Титаренко, оценившего обращение к традиционной культуре как «часть комплексной мощи Китая, обеспечивающей <...> защиту от внешней пропаганды и внешнего проникновения», опора на традиционные ценности во многом способствовала модернизации этой огромной азиатской страны2. Дополним эту оценку изложением позиции В.И. Вернадского, некогда сформулировавшего понятие «учащийся народ» и рассматривавшего его как основу широкого и мирного развития человечества3. Учёный подчёркивал, что такая форма жизни человечества производит «не только охрану культуры и национального существования», но творит «эту культуру, кующую национальную силу»4. Именно в национальных культурах, способных дать своё неповторимое и обобщающее видение общего мира человечества, создавались универсальные этические и эстетические ценности, получившие название «традиционных». Такие ценности позволяют воспроизводиться родовым качествам человека. Современный алтайский мыслитель А.В. Иванов, характеризуя единое культурное пространство Евразии, выделяет особо психологическую комплиментарность и общность ценностных установок евразийских народов, подчёркивая в них почитание Земли, семьи, нестяжательство, нацеленность на сотрудничество, а не на соперничество, трудолюбие и т.д.5

Когда в разного рода государственных документах появились упоминания традиционных ценностей, выяснилось, что корректного представления о том, что есть традиционные ценности, не имеет ни одна гуманитарная наука. В качестве примера достаточно привести Стратегию национальной безопасности Российской Федерации (2015), где к «традиционным российским духовно-нравственным ценностям» причислены понятия, не соотносимые друг с другом: «приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины»6. В Стратегии национальной безопасности 2021 года отмечается осуществление в стране активной пропаганды вседозволенности, безнравственности и эгоизма, насаждение культа насилия, потребления и наслаждения, легализация употребления наркотиков, формирование сообществ, отрицающих естественное продолжение жизни. В ней сохранили отнесение к традиционным российским духовно-нравственным ценностям «прав и свобод» человека, которые никак не могут считаться традиционными ценностями. Напомним некоторые факты. Исследователи ряда стран пришли к выводу, что концепция прав человека зародилась на Западе. Они убеждены, что само слово «право» не встречается ни в каких языках вплоть до XV века. Нельзя отрицать, что древние культуры располагали своими морально-этическими кодексами, но понятие прав человека в них, как правило, отсутствовало. К тому же Всеобщая декларация прав человека ООН была принята в 1948 году.

В.В. Путин неоднократно говорил о «защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации, каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира». А.Г. Лукашенко, Президент Республики Беларусь, постоянно в своих выступлениях заявляет, что белорусы остаются самобытным и независимым народом благодаря истокам национальных традиций. Он подчёркивал, что жизнеспособность нации напрямую зависит от глубины и богатства духовного наследия, которое «мы приумножим и передадим грядущим поколениям», и назвал традиционные ценности кодом нации7. В Африканской хартии прав человека и народов особо подчёркивается, что «развитие и охрана моральных и традиционных ценностей, признанных обществом, являются обязанностью государства»8.

9 ноября 2022 года опубликован Указ Президента России, утверждающий «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Согласно этим Основам, государственная политика, помимо сохранения и укрепления традиционных ценностей, включает в себя также «пресечение распространения деструктивной идеологии». Выделено, что при проведении реформ в области образования и воспитания, культуры, науки, средств массовой информации и массовых коммуникаций следует учитывать исторические традиции и накопленный российским обществом исторический опыт. В процессе осуществления этих целей и задач подчёркивается необходимость соблюдать такое условие, как проведение широкого общественного обсуждения предпринимаемых мер. Защита традиционных ценностей должна стать главным делом всего русского народа, даже при наличии западно-ориентированной политической и бизнес-элиты.

1 Руднев М. Традиционные ценности и реальность. - https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2019/05/16/801630-traditsion nie-tsennosti? ysclid=l4gzhd7hzw877497585

2 Титаренко М.Л. Китай: цивилизация и реформы. - М.: Республика, 1999. - С. 55.

3 Вернадский В.И. Из истории идей // Русская Мысль. - М.: Типолитогр. Т-ва И.Н. Кушнерёв и К, 1912. - С. 15.

4 Там же, с. 11.

5 Иванов А.В. Евразийство - идеологическая конструкция или цельное национально-государственное мировоззрение? // Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения: материалы Пятой Всеросс. научно-практ. конференции (с международным участием) (г. Барнаул, 28-29 июня 2010 г.) / Под ред. В.Я. Баркалова, А.В. Иванова. - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2010. -С. 19.

6 Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». -https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401325792/?ysclid=lbw2oz54x1248245375

7 Послание Президента Беларуси к белорусскому народу и Национальному собранию. - https://www.postkomsg.com/culture/ 230893^^=159^X110108578205

8 Традиционные ценности человечества. - https://studref.com/604518/pravo/traditsionnye_tsennosti_chelovechestva? ysclid=l4 gzukx822154943766

Охрана традиционных ценностей и опора на них в жизнедеятельности современного социума должны сыграть ведущую роль в сохранении национального, в том числе и регионального, культурного наследия, обеспечении социально-исторической и духовно-генетической преемственности поколений. С помощью традиционных ценностей подрастающие поколения получат возможность удовлетворить свои духовно-культурные, экономические и иные запросы и потребности. На их основе молодые люди впитают в себя необходимость служения человеку, семье, обществу, государству. Выдающийся отечественный мыслитель И. А. Ильин подчёркивал обязательность передачи традиционных ценностей в формах «возрастающей одухотворённости, национального благородства и международной справедливо-сти»1.

Философы, психологи, культурологи выделили в качестве высшей ценности, задающей вертикаль ценностных ориентаций, Сакральное в его аксиологическом аспекте2. Они определили сакральное для верующих и неверующих жителей страны. «Нерелигиозному гражданину России» высшими духовными ценностями могут служить Родина, достоинство и благополучие народа и страны, наука (как способ постижения истины об окружающем мире), подлинное искусство как способ эстетического познания мира, справедливость (политическое и социальное равноправие, справедливое распределение плодов труда в обществе) и т. п. При этом ценность обязательно должна быть коллективной. Собственное достоинство человека (честолюбие, стремление к личной славе) как и благополучие его семьи и близких, названы областью индивидуального, обыденного, профанного3.

Сегодня следует напомнить, что такие ценности, как взаимопомощь, коллективизм, гуманизм, некогда образовали в учении славянофилов термин «соборность». Его ввёл философ А.С. Хомяков. Эта соборность противостоит протестантскому индивидуализму, который ныне активно пропагандируется среди населения России, особенно её молодёжи. Для противодействия деструктивной идеологии необходимо вернуть в обыденную действительность традиционную культуру в форме народных танцев, народной песни, произведений устного народного творчества, разнообразных видов народного художественного ремесла, уделив особое внимание народной педагогике. Но и здесь, как и в теоретическом обосновании государственной политики, обязательным является корректная оценка применяемых форм, чтобы не появлялись очередные псевдонародные «надежды бабкины», «маши и медведи», против широкого распространения которых давно выступают музыковеды, психологи, фольклористы, антропологи, искусствоведы и другие специалисты в сфере традиционной культуры.

Таким образом, предстоит большая и трудоёмкая научная и просветительская работа, которая должна стать Общим Делом всего населения Российской Федерации.

1 Ильин И.А. Путь духовного обновления. О национальном воспитании // Собр. соч. в 10 тт. Т. 1. / Сост., вступ. ст. и ком-мент. Ю.Т. Лисицы. - М.: Русская книга, 1993. - С. 36-37.

2 Забияко А. П. Святое // Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Под ред. И.Т. Касавина. - М.: Канон+; РООИ

«Реабилитация», 2009. - С. 839-840.

3

См.: Куракин Д.Ю. Ускользающее сакральное: проблема амбивалентности сакрального и её значение для «сильной программы» культурсоциологии // Социологическое обозрение. 2011. - № 3. - С. 41-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.