Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА'

ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
588
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
человек / Отчизна / патриотизм / воспитание / социум / традиционные ценности / man / fatherland / patriotism / education / society / traditional values
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА»

Спирина М.Ю.

к.и.н., проректор по научной работе Университета при МПА ЕврАзЭС, Санкт-Петербург

ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

Ключевые слова: человек, Отчизна, патриотизм, воспитание, социум, традиционные ценности.

Keywords: man, fatherland, patriotism, education, society, traditional values.

Культурные связи являются постоянным и существенным компонентом общения между народами и государствами, в результате чего создаются, сохраняются и накапливаются ценности, нормы, знания, происходит взаимное обогащение разных культур. Сегодняшний день характеризуется значительным расширением культурного взаимодействия евро-азиатских народов. В связи с этим феномен их традиционных культур приобрёл судьбоносное значение. Напомним мнение В. С. Стёпина: «Встреча разных культур всегда приводит к инновационным всплескам и великим творениям»1.

Великими творениями можно назвать и традиционные ценности, которые сформировали народы Евразии в процессе исторического развития и которые сегодня всё чаще упоминаются политологами и политиками. При обращении к государственным документам, не говоря о разного рода публикациях, выясняется, что в настоящее время отсутствует адекватное представление о том, что же следует называть традиционными ценностями. Глубокий научный анализ данного феномена мировой культуры не проводился, в результате возобладали ложные представления и оценки традиционной культуры и традиционных ценностей. В сети Интернет их называют «манипулятивной конструкцией». Подобная точка зрения, например, пропагандируется представителями Высшей школы экономики2. Традиция трактуется как застойное явление, сохранение негативных тенденций прошлого, что можно охарактеризовать как ненаучное, ложное представление.

В Послании Президента РФ Федеральному собранию от 12 декабря 2013 года говорится о «защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу цивилизации, каждого народа: ценностей традиционной семьи, подлинной человеческой жизни, в том числе и жизни религиозной, жизни не только материальной, но и духовной, ценностей гуманизма и разнообразия мира». А.Г. Лукашенко, Президент Республики Беларусь, неоднократно в своих выступлениях заявлял, что белорусы остаются самобытным и независимым народом благодаря истокам национальных традиций. Он подчёркивал, что жизнеспособность нации напрямую зависит от глубины и богатства духовного наследия, которое «мы приумножим и передадим грядущим поколениям», и назвал традиционные ценности кодом нации3. Африканская хартия прав человека и народов гласит, что «развитие и охрана моральных и традиционных ценностей, признанных обществом, являются обязанностью государства»4.

В рамках статьи придётся ограничиться лишь несколькими аспектами сохранения и защиты традиционных ценностей, поскольку с ними связано воспитание у детей и юношества чувства любви к своему Отечеству, своей культуре, своему народу и гордости за исторические достижения того народа, которому они принадлежат. С XVIII столетия все эти качества человека назывались патриотизмом. Его чаще всего определяют как социальное чувство, содержанием которого является «любовь, привязанность к родине, преданность ей и готовность к жертвам ради неё». Французский философ Ж.-Ж. Руссо в своей работе «Очерк национального воспитания, или План образования для молодежи» писал: «Дитя, раскрывая глаза, должно видеть отечество и до смерти не должно ничего видеть, кроме отечества». Отечественное понимание патриотизма разнится от западного, поскольку на Западе сильная либеральная традиция ставила превыше всего личность с её правами и прежде всего правом выбора. В России же идея служения своему государству, подчинение личных интересов общественным имеют глубокие корни, уходящие в историю Древней Руси5, они включались в национальный этический идеал. Нельзя не отметить, что некоторые западные исследователи (Г.Р. Джонсон, например) придерживались мнения, что «Патриотизм является результатом взаимодействия между

1 Стёпин В.С. Цивилизация и культура. — СПб.: СПбГУП, 2011. (Классика гуманитарной мысли; вып. 3). — С. 262.

2 Руднев М. Традиционные ценности и реальность. - https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2019/05/16/801630-traditsi onnie-tsennosti?ysclid=l4gzhd7hzw877497585

3 Послание Президента Беларуси к белорусскому народу и Национальному собранию. - https://www.postkomsg.com/culture/ 230893/?ysclid=l59dmaxl10108578205

4 Традиционные ценности человечества. - https://studref.com/604518/pravo/traditsionnye_tsennosti_chelovechestva? ysclid=l4 gzukx822154943766

5 Львов В.С. Патриотизм как архетип. - http://samlib.ru/l/lxwow_w_s/patriotismkakarhetip.shtml

генетически основанными предрасположениями и процессами социализации, которые культивировали и направляли эти предрасположения.. .»\

Защита традиционных ценностей и опора на них в жизнедеятельности современного социума должны сыграть ведущую роль в сохранении национального, в том числе и регионального, культурного наследия, обеспечении социально-исторической и духовно-генетической преемственности поколений. С их помощью подрастающие поколения получат возможность удовлетворить свои духовно-культурные, экономические и иные запросы и потребности. На их основе молодые люди впитают в себя потребность служения человеку, семье, обществу, государству. Выдающийся отечественный мыслитель И. А. Ильин подчёркивал обязательность передачи традиционных ценностей в формах «возрастающей одухотворённости, национального благородства и международной справедливости». Он считал, что только на этом пути человечеству удастся «соблюсти священное начало родины и в то же время одолеть соблазны — как больного национализма, так и всёразлагающего интернационализма»2. В условиях антропологического кризиса традиционные ценности помогают человеку сохранять себя в современном процессе динамических социальных перемен. Они обязательно включают в себя ценностное отношение к Родине, семье, родному языку, народу, его истории, вере.

После распада СССР в деятельности и общеобразовательной, и высшей школы произошли сущностные изменения, в результате которых радикально трансформировалось содержание учебно-воспитательного процесса, а развал семьи привёл к тому, что воспитание детей большинство родителей предпочло переложить на плечи школьного учителя. Таким образом, в последние десятилетия воспитание как-то незаметно ушло из образовательной деятельности и семейной жизни. А ведь ещё Д.И. Менделеев подчёркивал: «Образование без воспитания - меч в руках сумасшедшего». Воспитать человека, указывал А. С. Макаренко, значит воспитать перспективные пути его развития, способность жить не только сегодняшним днём, но и уметь находить завтрашнюю радость.

В последние годы поняли, что воспитание является важнейшим элементом подготовки растущего человека к последующей счастливой и успешной жизнедеятельности. Назовём лишь несколько составляющих традиционной культуры, которые не утеряли своей значимости, своей ценности в современном мире. Прежде всего, упомянем высокую ценность самого человека. В традиционной культуре сформировался народный идеал совершенного человека (об этом писал академик Г.Н. Волков). Совершенному человеку были присущи такие качества, как трудолюбие, ответственность, человечность, самостоятельность, добродетельность, ум, здоровье, любовь к Отчизне, осознание себя как части Природы, нацеленность на сотворение Добра, уважительное отношение к представителям других культур и др.

Труд в народном представлении считался высшим предназначением человека, причём труд разумный, добросовестный, творческий, осуществляемый на благо всего общества. Высоко ценилась самодеятельность (в первоначальном смысле этого слова), инициативность, умение осуществлять совместную работу (всем миром). В нынешней общеобразовательной школе и в семейной жизни ребёнка учат пользоваться всяческими приспособлениями, формируют у него умение «нажимать на кнопки», совершенно забыв о значении мелкой моторики пальцев рук, которая развивается в процессе ручного труда (к примеру, при овладении тем или иным видом народного ремесла, народного художественного труда).

Важным фактором воспитания человека и его лучших качеств являлась Природа. Она является естественным воспитателем человека, ибо он - её важная составная часть, способная разумно (или бездумно) воздействовать на неё. В связи с этим встаёт вопрос о духовном здоровье человека, т.е. о его внутреннем состоянии, определяющемся чистотой мыслей, совести, взаимоотношениями с окружающим миром и самим собой. Оно проявляется чаще всего в поступках человека, ведь именно мысли предшествуют поступкам и образу действия. Духовно здоровый человек находится в гармонии с окружающими людьми, природой, своей совестью. Общение с природой играет значимую роль в сохранении духовного здоровья человека и человечества в целом.

Активное включение подрастающего поколения в сферу традиционной культуры позволяет укрепить у детей и юношества национальный иммунитет, воспитать чувства добропорядочности, ответственности, любви к Родине, бережное отношение к окружающей среде, стремление сохранить себя как часть Природы. Эта культура тем самым способствует развитию творческого отношения к миру, поддержанию определённого уровня духовной активности и духовного богатства на основе опыта, приобретённого человечеством и конкретным народом в ходе его эволюции3. Воспитание на основе традиционных ценностей является одновременно и наиболее простым, и эффективным средством духовного развития подрастающих поколений. Приобщение ребенка с раннего возраста к культуре своего народа способствует возрождению генетической и культурной памяти детей, развитию их духовного потенциала. Нельзя также забывать о принципе здоровьесбережения и жизнерадостности традиционной культуры.

В статье повторяются многие положения, разработанные автором в предыдущих публикациях. Но, как говорится, «повторение - мать учения», а современная молодёжь практически утратила объективное представление о своей стране и народе, обманутая пропагандой т.н. «общечеловеческих ценностей», осуществляемой разными СМИ. Однако положение пока ещё не самое трагичное. Институт социальных технологий не один год проводил исследование про-

1 Johnson G. R. Kin Selection, Socialization, and Patriotism: An Integrating Theory // Politics and the Life Sciences. 1986. - Vol. 4, N 2. - P. 121. - https://philipperushton.net/wp-content/uploads/2015/02/race-genetic-similarity-kin-selection-nazis-rushton-johnson-politics-the-life-sciences-2-1986.pdf

2 Ильин И. А. Путь духовного обновления. О национальном воспитании / Собр. соч. в 10 тт. Т. 1. / Сост., вступ. ст. и ком-мент. Ю.Т. Лисицы. - М.: Русская книга, 1993. - С. 36-37.

3 Спирина М.Ю. Древние гуманитарные технологии в современном образовании // Инновационные подходы в системе высшего профессионального образования в структуре сетевого обучения: материалы итоговой научно-практической конференции преподавателей и аспирантов (с международным участием) (28-29 ноября 2014 г.) / Под ред. Ф.Г. Мухаметзяновой. - Казань: Университет управления «ТИСБИ», 2014. - С. 302-306.

блем духовно-нравственного воспитания граждан России. По результатам этого изучения был сделан следующий вывод: граждане России считают патриотизм важнейшим положительным духовным, социально-политическим качеством, необходимым для возрождения величия России, консолидации всего общества. Для большинства быть «патриотом» означает любить свою Родину, гордиться ею, уважать другие народы и их представителей и т.д.1.

Закончить статью хочется словами русского философа Н.А. Бердяева: «Любовь к своей Родине - естественное, органическое чувство для людей любой ментальности. Земля, на которой рождались и жили предки, окружающий их мир, их культура, язык, обычаи - не ценить это, а тем более отвергать, значит не принимать свой этнос, отрекаться от корней своих»2.

1 Лебедев А. А., Коханова Л.А. Понятие «патриотизм» в современном прочтении // Bulletin of the South Ural State University.

Ser. Linguistics. 2015. - Vol. 12, N 1. - P. 31.

2

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.: Наука, 1990. - С. 29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.