Научная статья на тему 'Человек в системе "природа - общество - сознание"'

Человек в системе "природа - общество - сознание" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4815
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шарыпова В. А., Баринова С. Т.

В современную эпоху научное познание быстро подвергается значительным изменениям: меняется роль науки в общественной жизни, меняются те формы и методы, посредством которых она осмысливает природу и общество, меняются взаимоотношения науки с другими формами общественного сознания. Перед общественным сознанием под влиянием изменений в общественном бытии встал целый ряд новых проблем: осмысление социальной жизни, связи индивидуальной человеческой судьбы с социальной историей; роль и место человека во Вселенной, место и роль человека в системе "Природа Общество Сознание" и, наконец, возможности границ и критериев познания природной, социальной и духовной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Человек в системе "природа - общество - сознание"»

новское лягание жеребенком своей матери, власть и интеллигентская оппозиция всегда едины в своем исходном естестве - именно их конфликт и обеспечивает взаимное существование, существование общества и государства в целом. Более того: конфликт государственной власти и интеллектуальных сил этого государства является крайне полезным для развития и совершенствования и самой интеллектуальной элиты и самого государства. Такова диалектика развития общества.

----------♦'------------

УДК 100.73 В.А. Шарыпова, С.Г. Баринова

ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ “ПРИРОДА - ОБЩЕСТВО - СОЗНАНИЕ”

В современную эпоху научное познание быстро подвергается значительным изменениям: меняется роль науки в общественной жизни, меняются те формы и методы, посредством которых она осмысливает природу и общество, меняются взаимоотношения науки с другими формами общественного сознания.

Перед общественным сознанием под влиянием изменений в общественном бытии встал целый ряд новых проблем: осмысление социальной жизни, связи индивидуальной человеческой судьбы с социальной историей; роль и место человека во Вселенной, место и роль человека в системе “Природа - Общество - Сознание” и, наконец, возможности границ и критериев познания природной, социальной и духовной жизни.

Феномен человека, как известно, не может быть изучен в отрыве от биосоциальной его природы. Человек живет природой в обществе как разумное существо.

"Практически универсальность человека проявляется именно в той, универсальности, которая всю природу превращает в его неорганическое тело, поскольку она служит, во-первых, непосредственным жизненным средством для человека, а, во-вторых, материей, предметом и орудием его жизнедеятельности. Природа есть неорганическое тело человека, а, именно, природа в той мере, в какой она сама не есть человеческое тело. Человек живет природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть1”.

Механизмы врастания "человека в это природное тело” чрезвычайно разнообразны, включают в себя и биологические, и собственно социальные, и социально-технические. Изучены все они далеко недостаточно, а начало их комплексному и сознательному изучению положили в 20-х годах именно труды П. Тейяра де Шардена, Э. Леруа и В.И. Вернадского, с именем которого связывают обычно материалистическое истолкование понятия "ноосфера”.

Так, Тейяр ошибочно доверял прогнозам скорой гибели человечества из-за нехватки легко доступных видов энергии и вообще из-за "убывания органических возможностей земли” и, наоборот, не доверял возможностям человечества обеспечить неограниченный прогресс путем социальной перестройки и путем достижения взаимопонимания и сотрудничества между индивидуумами и социальными группами.

Если человек "ключ ко всей науке о природе”, то изучение его биосоциальной сущности - ключ к пониманию социальной жизни, социальных процессов. В целом же экология (единство внешнего и внутреннего миров человека), как образ мышления, должна стать одной из основных идеологий нашей цивилизации; речь идет об экологии природы, экологии общества, экологии сознания.

Нам импонирует конструктивность марксистских прогнозов в ориентации на деятельную позицию прежде всего на социальном уровне.

Раскрывая ведущую преобразующую роль науки и социально организованного человеческого труда в настоящем и будущем нашей планеты, подчеркивая все большую независимость власти разума над биосферой, академик В.И. Вернадский предупреждает, что по мере развития ноосферы эта независимость может быть реализована лишь при условии сохранения равновесных сил, сложившихся в биосфере. Сначала академик В.И. Вернадский рассматривал человеческую деятельность как процесс, наложенный на биосферу, чуждый ей по своему существу. Можно предположить, что к такой мысли его подталкивал техногенный

1 Маркс, К., Энгельс, Ф. Собрание сочинений. - Т. 42. - С. 92.

характер человеческой деятельности, который во многом нарушал естественный ход природных процессов. Однако позднее он стал приходить к неизбежному выводу об эволюции биосферы Земли. Ученый делает вывод, что появление человека и влияние его деятельности на окружающую природную среду представляет собой не случайность, не наложенный на естественный ход событий процесс, а определенный закономерный этап эволюции биосферы. Этот этап должен привести к тому, что под влиянием научной мысли и коллективного труда объединенного человечества, направленных на удовлетворение всех его материальных и духовных потребностей, биосфера Земли должна перейти в новое состояние, которое он предложил назвать ноосферой (от греческого слова ноос - разум).

Книга "Научная мысль как планетное явление” - это вершина творчества В.И. Вернадского. В ней он обобщил идеи эволюции нашей планеты как единого космического, геологического, биогенного и антропогенного процессов.

"Эволюционный процесс... получает... особое геологическое значение благодаря тому, что... создал новую геологическую силу - научную мысль социального человечества2". Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние - ноосферу. Человек должен понять, что он не есть случайное, независимое от окружающего (биосферы или ноосферы) свободно действующее природное явление. Он составляет неизбежное проявление большого природного процесса. Благодаря появлению в ходе геологического времени разумно мыслящего и научно работающего существа, осуществляется процесс эволюции жизни.

Человек есть высшая ценность и главное богатство общества - этот принцип был и остается традиционным гуманистически ориентированной философии. Немало философских учений и направлений, как мы подчеркнули выше, развивало и обогащало его, начиная от Протагора, провозгласившего, что "человек есть мера всех вещей...”, гуманистов Возрождения, кантовской формулы "человек - самоцель общественного развития” до К. Маркса, принявшего и по-новому интерпретировавшего этот принцип в качестве объективной цели развития общества и человека.

Для разработки фундаментальных проблем человека важно преодолеть технократический, узкофункциональный подход к пониманию творчества и творческих способностей человека. Человеческое богатство -это не только накопленные человечеством знания, свидетельства развития его Разума, но и развитие всего богатства человеческих чувств, прежде всего самой способности к человеколюбию, нравственной, одухотворенной жизни. Эти богатства в самом человеке, в его облике и способностях, в его реальном отношении к миру, в отношениях между людьми, в образе их жизни, в ее нравственных основах, в человеческом отношении к природе, земле, всему живому, труду, общественным устоям. Самое трудное - создавать объективные и субъективные предпосылки реализации гуманистического принципа. В числе этих предпосылок - возникновение новой системы ценностей не только в философских концепциях, но и в реальном сознании человечества, формирование нового мышления, а, следовательно, новых подходов к социальной жизни.

Жизнь человека есть постоянный процесс творчества, которое всегда нуждается в свободе и вне которой оно невозможно. Поэтому степень развития и формы применения творческих сил Человека - показатель реального уровня свободы, достигнутого обществом. Свободное развитие человека в конечном счете есть главное мерило общественного прогресса, высшая ценность и главное богатство общества.

Человек становится высшей ценностью.

Важнейшая задача философии не только интегрировать данную науку в целостном философском образе Человека, намечать методологические принципы его изучения, но и формировать устойчивую нравственную потребность в саморазвитии. В философском и научном познании растет осознание необходимости возрастания роли человека и удельного веса человеческой проблематики, выдвижение проблем человека на ведущее место и как главной ценности, и как главного предмета познания, и как главной цели и смысла человеческой деятельности.

Новая формула изменяет соотношение между естественными, общественными и собственно гуманитарными науками. При этом не только усиливается конструктивно-практический подход к наукам о Человеке, возрастает и "защитительная функция” естественных и общественных наук по отношению к человеку. Именно ЧЕЛОВЕК, его благо должно стать ценностным критерием эффективности научного познания окружающего мира.

Окружающий людей мир в зависимости от развития представляет собой триединство, то есть включает, как мы указали выше, следующие элементы: природу, общество, сознание, между которыми существует прямая (П ^ О ^ С) и обратная (С ^ О ^ П) связь.

2 Вернадский, В.И. Научная мысль как планетное явление. - М.: Наука, 1991.

Единство внешней и внутренней противоположностей включает в себя экологию (неосознанное бытие человека) и нравственность (осознанное бытие человека).

Нравственность - это общественная целесообразность, которая реализуется через конкретного человека. Человек является источником нравственности. В связи с этим заметим, что в перспективе именно человек должен осознать, что окружающий его мир осуществляет осмысленное развитие, при этом всеобщими ориентирами в окружающем мире для всякого образованного человека являются законы диалектики:

1. Закон структуры - закон единства противоположностей (раздвоение единого и познание его противоречивых частей с помощью анализа).

2. Закон движения - закон перехода количества в качество и обратно (отражение прямой и обратной связи в замкнутом круге противоречий).

3. Закон развития - закон отрицания (скачок с преодолением прежних противоречий и образованием противоречивой спирали).

4. Закон взаимосвязи - закон сохранения исходной основы (исходное противоречие из ничего не появляется, но бесконечно преобразуется в результате синтеза3).

В этой связи возникает вопрос, что же такое диалектика? Нам импонирует определение понятия диалектики, данное Ф. Энгельсом.

Ф. Энгельс создал в относительно короткий срок капитальный труд "Диалектика природы”, который, к великому сожалению, остался незавершенным. В России этот труд был опубликован только в 1925 году. Но важнейший результат этого исследования имеет методологическое значение для современности. В этой работе Ф. Энгельс дает определение диалектике как науке о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, а также анализ главных законов диалектики4.

Б. Кедров в своей работе "Великий труд Энгельса” пишет, что замысел Ф. Энгельса состоял в том, чтобы написать нечто вроде "пред - Капиталла”, своего рода предысторию человеческого общества, и раскрыть диалектику развития природы, показать, что она закономерно приводит объективный процесс развития к выходу его из рамок собственно природы и к переходу в область истории человеческого общества, то есть Б. Кедров подчеркивает этим самым неразрывную связь природы и общества. Да и не случайно классики утверждали, что историю нужно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. История природы есть также и история сознания. Природа и интеллект - это суть, два полюса единого сущего.

С.Н. Булгаков по этому поводу замечает, что ... предварительные степени развития сознания сохраняются в нем, это "трансцендентальная память разума, в которой он воспроизводит свои ступени, то есть познает природу5”.

Разъединение и враждебное противопоставление природы и духа оказывается смертоносным для обеих сторон. Шеллинг отверг самое это противопоставление и стал рассматривать природу как бессознательный дух, а дух как осознавшую себя природу.

В философском учении Шеллинга о тожестве духа и природы природа представляется в виде ступени развития, эволюционного трансформизма. Высшей (сделаться объектом для себя самой) стадии природа достигает лишь в высшей и последней рефлексии, которая "есть не что иное, как человек, или, вообще, то, что мы называем разумом, в которой природа возвращается к себе самой и в которой . природа первоначально тожественна с тем, что познается в нас как интеллектуальное и сознательное6”.

Шеллинг замечает, что "природа бесконечна в каждом продукте и в каждом лежит семя Вселенной7”.

Природа видит себя, сознает себя, воздействует на себя, создает себя в субъект-объекте. Слепой, стихийный или инстинктивный труд природы становится сознательным трудом человека. Всякое сознательное преднамеренное преодоление противоположности субъекта и объекта в сфере идеальной или чувственной есть трудовое действие. Путь жизни есть труд.

Трудовое начало жизни соотносительно и, в известной мере, противоположно природному или даровому. Трудовому воспроизведению и расширению жизни (то есть хозяйству) противоположна природа как совокупность даровых (для человека) "естественных” сил жизни и ее роста8.

3 Гегель. Наука логики. - М., 1970. - Т.1-2; Ленин, В.И. Сочинения. - Т.29. - С. 169; Гончарук, А.И. Концепция школы XXI века. - Красноярск, 1997.

4 Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения. - Т.20. - С. 145.

5 Булгаков, С.Н. Философия хозяйства. - М., 1990. - С. 43.

6 Шеллинг. Сочинения. - М., 1987. - Т.1. - С. 233-234.

7 Там же. - С. 199.

8 Булгаков, С.Н. Указ. соч. - С. 43.

В процессе труда человек производит не только материальную пищу, но и духовную; созидается и вся культура.

Культура, то есть трудом или хозяйственно вызываемый или реализуемый рост жизни, предполагает природу как свою основу. “Природа без труда, без трудовой культуры не может выявить всех своих сил, по крайней мере, в человеке, выйти из полудремотного существования, но, с другой стороны, и культура не имеет иных творческих сил, кроме заложенных уже в природе. Природа есть поэтому естественная основа культуры, материал для хозяйственного воздействия, вне ее также немыслимо и невозможно хозяйство, как вне жизни невозможен конкретный опыт9”.

Как видим, научная система охватывает познание всего объективного мира в целом: природу, общество, сознание. По поводу процесса познания С.Н. Булгаков пишет следующее:

". как всякий проект в хозяйственном акте содержит уже в себе модель будущего продукта, как и в процессе познания уже имеется налицо модель будущего знания или его проект в виде вопроса, тревоги, искания: без вопросов нет ответов, и все наше знание суть ответы природы на запросы нашего духа. Все знания есть хозяйственное моделирование в ставимых вопросах будущих ответов10”.

Следовательно, на запросы человеческого духа отвечает природа, а наше знание суть ответы природы. Какова же роль человека, какова связь человека с природой? В этом плане напомним тезис С. Булгакова: "Природа есть пассивное, рецептивное, женственное начало, человек - активное, мужественное, сознательное. Таким образом, природа с господствующим в ней слепым интеллектом или инстинктом только в человеке осознает себя, становится зрячею. Природа очеловечивается (С. Булгаков), она способна стать периферическим телом человека, подчиняясь его сознанию и в нем осознавая себя11”.

Творческая деятельность человека над природой есть трудовая его деятельность. Обладая силами природы, человек творит из них, что хочет. Он создает как бы новый мир, новые блага, новые знания, новые чувства, новую красоту - он творит культуру.

"Рядом с миром естественным созидается мир искусственный, творения человека, и этот мир новых сил и новых ценностей увеличивается от поколения к поколению.12”.

Человек медленно и постепенно освобождается от рабства вещей, продуктов natyra natyrata, снимает мертвый покров с природы и опознает творящие ее силы, - пишет С. Булгаков.

Человек, будучи частью природы, до некоторой степени ее продуктом, носит в сознании своем образ идеального всеединства, в нем потенциально заложено самосознание всей природы. Да! Человечество едино, хотя и многолико.

Каждый индивид приобщается ко всему человечеству, причастен к человеческой плоти и крови, и чувство этого единства находило и находит многообразное выражение в религиозных учениях и философских теориях.

С.Н. Булгаков подчеркивает, что: “Человечность, как потенциал, как глубина возможностей, интенсивная, а не экстенсивная, соединяет людей в неизмеримо большей степени, нежели их разъединяет инди-видуация”. И еще: "Человечность есть положительная духовная сила, действующая в мире, его единящее начало13”.

Но человек есть существо не только индивидуальное, но и родовое, то есть историческое, человек не делает ни одного шага в знании, не совершая его и в практической жизни.

Ключ к пониманию всей истории, в том числе и человека, ученые рассматривают в развитии труда.

Категория "труд” имеет методологическое значение: как без движения нельзя понять материю, так и без труда невозможно объяснить историю. В труде проявляется одна из его самых глубоких общественных сущностей. Уже Гегель считал труд сущностью человека, хотя и сводил его к теоретической деятельности.

Историю не понять, если не представлять человека главной производительной силой общества, не знать законов функционирования и развития труда (разделения труда, перемены труда, сочетания видов труда и так далее).

Первое условие человеческой жизни - средство добывания жизненных благ из Природы. Если рассматривать лишь взаимодействие человека и природы, то человек выступает сначала как представитель рода существ, делающих орудия, то есть как носитель абстракции "род”. Здесь человек обнаруживает себя

9 Булгаков, С.Н. Указ. соч. - С. 44.

10 Там же. - С. 84.

11 Там же. - С. 88.

12 Там же. - С. 110.

13 Там же. - С. 107.

как человек вообще, взятый как бы вне общества, как абстрактный индивид. "Людей объединяет в обществе труд: в труде человек приобретает свои общественные характеристики, которые обусловлены не конкретной природой труда, а его общественной сущностью14”.

Необходимо каждый раз иметь в виду, что труд непосредственно творит общество только в своей общественной форме, своим общественным устройством, то есть общественная сущность труда проявляется в отношениях между людьми по их участию именно в том труде. "В процессе труда человек вступает в отношения с другими людьми и только посредством этих отношений относится и к природе, предстает не человеком вообще, а общественным человеком, принимающим ту или иную форму социального индивида15”.

Общественный труд как таковой - всеобщий человеческий труд, создающий потребительные стоимости и воспроизводящий человека. Труд - заботы общественной рабочей силы.

Особая роль труда для понимания истории состоит в том, что производство и, следовательно, труд производят человека. Если история есть результат деятельности людей, то этим результатом выступают не только вещи, но и, в конечном счете, человек, делающий историю прежде всего посредством труда. Труд -первое, основное условие человеческой жизни, притом в такой степени, что мы, по словам Ф. Энгельса, в известном смысле, должны сказать: труд создал самого человека16.

Результатом материального производства являются не просто произведенные средства к жизни, но и сам человек, сама человеческая общественная жизнь. Наиболее отчетливо производство выступает как производство человека в условиях общины. Труд здесь направлен на обеспечение существования членов общины, для каждого члена общины предстает в качестве средства воспроизводство себя. Цель общины -сохранение, воспроизводство образующих ее индивидов как собственников, установление отношений друг к другу, образование самой общины. Не случайно у авторов классической древности нет оценки собственности, с точки зрения ее содействия росту вещественного богатства. Оно для них не составляло цели производства. Для них было важно проследить, как форма собственности обеспечивала обществу и государству формирование наилучших граждан.

По древнему воззрению человек всегда выступает как цель производства, в современном же мире производство выступает как цель человека, а богатство как цель производства.

Говоря о роли человека в обществе, заметим, что развитие человека, с точки зрения непосредственного процесса производства, "можно рассматривать как производство основного капитала, причем этим основным капиталом является сам человек17”.

Говоря о роли человека в обществе, заметим, что человек преобразует природу посредством орудий труда, одновременно он преобразует себя (общество) посредством отношений, свое сознание преобразует идеями (мыслью).

Интересно в этом плане вспомнить высказывание известного социолога - психолога Э. Фромма, который попытался создать новую концепцию человека, ориентированную на "гуманистического” Маркса и стал крупнейшей фигурой для американских неомарксистов: ". труд - это некий фактор, помещенный между человеком и природой; труд - это стремление человека отрегулировать свои отношения с природой. Труд есть выражение человеческой жизни; и труд изменяет отношение человека к природе, а отсюда и человек изменяется в труде, посредством труда18”.

Человек действительно изменяется (Эрих Фромм) в ходе истории, развивается, трансформируется, является продуктом истории, а так как историю творит он сам, то и себя самого он творит тоже сам.

История есть история самореализации человека, самовыражения его в процессе труда и производства, "вся так называемая всемирная история есть не что иное, как порождение человека человеческим трудом, становление природы для человека . у него есть наглядное, неопровержимое доказательство своего порождения самим собою, процесса своего возникновения19”.

Следовательно, исходным и вместе с тем конечным элементом общества является человек.

По нашему мнению, для решения многих проблемных вопросов в жизни человека (в теории и на практике) может быть использован воспроизводственный аспект подхода к обществу (и человеку).

Общественное развитие осуществляется как процесс воспроизводства, оно может быть понято и как

14 Ельмеев, В.Я. Воспроизводство общества и человека. - М., 1988. - С. 49.

15 Там же. - С. 50.

16 Маркс К., Энгельс, Ф. Сочинения. - Т. 20. - С. 486.

17 Там же. - Т.46. - Ч. 2. - С. 217-218.

18 Фромм, Эрих. Душа человека. - М., 1998. - С. 598.

19 Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения. - Т.42. - С. 126-127.

процесс перехода от предпосылок к результатам, и наоборот. Этот принцип может быть широко использован и в исследовании общества в целом.

По нашему мнению, в качестве общей концептуальной схемы воспроизводства общества можно взять положение К. Маркса: ". раз человек уже существует, он, как постоянная предпосылка человеческой истории, есть также ее постоянный продукт и результат, и предпосылкой человек является только как свой собственный продукт и результат20”.

Мы речь вели о месте и роли человека в природе, в обществе. Возникает вопрос: какова же роль сознания во взаимоотношениях человека с природой и человека с человеком?

Жизнь общества представляет собой массовый, стихийный поток связи и взаимодействия между людьми на основе их действий или поведения. Эти связи в различных случаях и в различной мере есть и связи на основе тех или иных идей (идеологический ряд общества).

Природа идей коллективно социальная. Система идей находит отображение в языке, в печати, в памятниках искусства. Выживает и входит в систему коллективных идей лишь то, что становится коллективным продуктом сознания, или признания.

На определенной ступени развития человека возникает необходимость развития способности человеческого сознания отражать окружающую его действительность. Существенным моментом и необходимым условием человеческой деятельности становится познание действительности. Познавательная деятельность человека по своей сущности и природе есть отражение материального мира.

Первой ступенью отражения мира является чувственная ступень в форме ощущений, восприятий и представлений.

Чувственное восприятие формировалось в процессе развития человека как биологического и социального существа, в процессе его трудовой деятельности. Чем сложнее и разнообразнее была деятельность людей, тем более совершенным становилось чувственное отражение ими окружающего мира.

В результате чувственного отражения мира деятельность человека раздваивается на взаимосвязанные части: реальная действительность, связанная с предметами окружающего мира, и идеальная деятельность, связанная с образами предметов этого мира и образами человеческих действий с предметами, вторые играют решающую роль в деятельности человека. Исходя из этого, можно сказать, что психическое отражение мира непосредственно связано с формами человеческой деятельности.

С развитием труда в дополнение к предметному отношению возникает принципиально новое отношение человека к действительности; объект становится предметом труда, для изменения которого требуется посредствующее звено - орудие труда.

Непосредственное отношение человек - предмет становится опосредованным отношением человек -орудие труда - предмет труда. Важную роль играет отношение орудия труда - предмет труда, для определения данного отношения мало оценки (предметное отношение к окружающей природе непосредственно содержит в себе результат оценивающей деятельности), нужны знания.

"Это отношение, естественно уже не может отражаться лишь в субъективно окрашенных представлениях, непосредственно связанных с ощущениями; оно должно выражаться в понятиях, отражающих отношения между вещами, которые могут быть только отношениями, основанными на специфических самим вещам присущих свойствах. Человек может использовать содействие сил природы, действуя лишь так, как действует сама природа21”.

В ходе биологической эволюции формы чувственного отражения действительности, сохраняя свою целесообразность и действенность в определенных рамках, перестают быть адекватными новой форме деятельности - трудовой деятельности человека.

Труд неизбежно требует создания аппарата, с помощью которого можно было бы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в идеальной форме отобразить способ действия одной вещи (орудия труда) на другую вещь (предмет труда);

- творчески создать в идеальной форме желаемый результат - цель и средства ее осуществления (чего не дано в ощущениях непосредственно);

- передать другим людям (поскольку труд с самого начала носит коллективный, общественный характер) эту идеальную цель и идеально представляемые средства к ее достижению)22.

Возможность простого чувственного отражения окружающего мира имеет непосредственный, индиви-

20 Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения. - Т.26. - Ч.3. - С. 516.

21 Панцхава, И.Д., Пахомов, В.Я. Диалектический материализм современной науки. - М., 1971. - С. 197.

22 Там же. - С. 197.

дуальный характер. Процесс трудовой деятельности носит опосредованный, общественный, творческий, целенаправленный характер. Возникает противоречие, в результате разрешения его и возникает новая форма отражения окружающего мира - рациональное, понятийное отражение действительности на базе возникшей в ходе трудовой деятельности второй сигнальной системы.

Качественно новая, высшая форма отражения действительности - рациональное знание - вырастает на основе качественно новой формы деятельности, процесса труда.

". известные школы узкого эмпиризма, сводящие знание к описанию ощущений, сумме непосредственного чувственного опыта, основаны на глубоком непонимании подлинной природы человека и человеческого знания, происхождения и природы рационального знания23”.

Понятийные формы отражения, возникнув на базе непосредственной трудовой деятельности, в ходе дальнейшего развития общества качественно меняются; превращаются в формы научного отражения действительности, относительно самостоятельные по отношению к непосредственной практической деятельности.

“Язык науки, если угодно, есть третья сигнальная система, ибо он представляет собой систему сигналов не для обозначения реакции человека на те или иные факторы внешней среды, а для обозначения объект - объектных отношений материальной действительности. Таким образом, в процессе исторического развития человека и его деятельности идеальный план деятельности становится все более самостоятельным по отношению к ... практической деятельности, пока не превратился в относительно самостоятельную форму человеческой деятельности - деятельности отвлеченного мышления, научного познания. Идеальная деятельность исторически рождает также и другие формы общественного сознания: искусство, религию и тому подобное24”.

Творческая созидательная деятельность людей преобразует мир, управляется и направляется сознанием человека. Она осуществляется на основе способности человека к творческому, мысленному конструированию желаемой цели деятельности. Способности к мысленному творчеству, в свою очередь, становятся необходимым условием осуществления творческой практики.

“Сознание (das Bewubtsein) никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием (das be-wubte sein), а бытие людей есть реальный процесс их жизни.25”.

Итак, мы сделали попытку рассмотреть сложную систему “Природа - Общество - Сознание” и определить связующую роль человека в данной системе. Считаем, что человек (уникальный феномен) имеет природную сущность, общественную (социально-трудовую) сущность и духовную сущность.

В то же время человек преобразует природу посредством орудий труда, преобразует общество посредством отношений и преобразует свое сознание посредством идей (мыслей).

----------♦'-------------

УДК 14 А.В. Зберовский

СОЦИАЛЬНО ОПАСНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОКРАТА АФИНСКОГО

Любое творчество всегда имеет определенное социальное значение, даже если выдает себя за отвлеченное или даже асоциальное. Сам факт казни великого философа Сократа означает, что афинское общество считало его социально опасным. Данная статья посвящена анализу тех сторон деятельности Сократа, которые вызывали раздражение в античном обществе.

В 404 году до н.э. закончилась длительная Пелопонесская война, в которой передовые демократические Афины потерпели тяжелейшее и крайне обидное поражение от отсталой аристократичсекой Спарты. Капитуляция самого развитого полиса Эллады вызвала настоящий шок не только в самих Афинах, но и во всем тогдашнем античном мире, став предметом осмысления всех разумных людей того времени.

23 Панцхава, И.Д., Пахомов, В.Я. Указ. соч. - С. 198.

24 Там же. - С. 200.

25 Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения. - Т.3. - С. 24-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.