УДК 165.9 Полякова Ольга Олеговна
соискатель кафедры философии Челябинского государственного университета
АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЗАРОЖДЕНИЯ И ЭВОЛЮЦИИ РАЗУМНОЙ ЖИЗНИ В ПРЕДМЕТНО-ЭНЕРГИЙНОМ РАКУРСЕ
Аннотация:
В статье на основе известных определений человека отмечена его предрасположенность к открытию законов мироздания в аналогиях с изменениями звездного неба, в частности прецессией и появлением полярных звезд. Показано, как астрономические знания могут помочь философам увидеть структуру процесса эволюции живых организмов в фазах биосферы и ноосферы, понять природу перехода от рассудочной к разумной форме деятельности. Представлено значение осознания человеком изменений звездного неба на разных ступенях познания - материалистической, образно-практической; образно-символьной; образно-знаковой; научной.
Ключевые слова:
законы мироздания, звездное небо, материально-идеальное, предметно-энергийное, рассудок, разум, ступени познания, биосфера, ноосфера, пространство, время, прецессия, эклиптика, полюс мира, полярные звезды.
Polyakova Olga Olegovna
PhD applicant, Philosophy Department, Chelyabinsk State University
ASTRONOMICAL FACTORS OF ORIGIN AND EVOLUTION OF INTELLIGENT LIFE FROM THE PERSPECTIVE OF ENERGY MATTERS
Summary:
On the basis of the well-known definitions of a human being, the article notes human proneness to discover the laws of the universe in correspondence with the changes in the sky of stars, in particular, the precession and appearance of the polar stars. It is shown, how the astronomical knowledge can help philosophers to see the structure of the evolution of living organisms in the biosphere and noosphere phases, to understand the nature of the transition from the rational form of activity to the intelligent one. The author considers the value of human awareness of the changes of the sky of stars at different levels of knowledge: materialistic, imaginative-practical; imaginative-symbolic; imaginative-sign; scientific.
Keywords:
laws of the universe, sky of stars, material and ideal, energy matters, mind, intelligence, levels of knowledge, biosphere, noosphere, space, time, precession, ecliptic, the pole of the world, pole stars.
Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне.
Иммануил Кант. Критика практического разума
Проблема возникновения человечества как мыслящей формы существования по сравнению с другими формами жизни на Земле всегда волновала пытливые умы. Где та грань, которая отделила человека от животного? Философы всех времен пытались дать определения этим различным проявлениям живой природы, выделяя в человеке силу разума, противопоставляющую его остальной живой природе.
Платон дал дуалистическое определение человека: «существо бескрылое, двуногое... единственное из существ, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях» [1, с. 433]. Аристотель определил, что человек - «животное политическое» [2, с. 732], коротко обозначив и животную, и разумную природу человека. В этих точках зрения превалирует описательный характер внешних отличий гоминида от остальных животных. Досократики развивали идею эволюционного развития и самостоятельности культурного прогресса в духе стихийного материализма. Ф. Энгельс движущей силой антропогенеза считал общественно-трудовую деятельность людей [3, с. 4-16]. К. Маркс выделял в процессе человеческого труда «целесообразную деятельность» и подчеркивал силу абстракции в творческой реализации отношений [4, с. 189]. И. Кант говорил о возможности познания с помощью продуктивного воображения [5, с. 140, 636, 637]. К. Юнг предполагал, что исходной причиной развития человеческого сознания явилась способность человека к рефлексии, возникшей из болезненных последствий жестоких эмоциональных потрясений, и что шок подобного рода мог явиться причиной, заставившей людей проснуться [6, с. 85]. Автор склоняется к мысли, что животное тоже может испытывать шок, который отложится в его генетическом коде в виде условных или безусловных рефлексов. У человека же шок был, но связан он был с эмоциональным потрясением другого рода - озарением сознания, открытием законов мироздания в аналогиях с изменениями
звездного неба. В.А. Успенский в своем научно-философском труде «Апология математики, или О математике как части духовной культуры» ссылается на изречение Виктора Амбарцумяна (в 1961-1964 гг. президента Международного астрономического союза): «Человек отличается от свиньи, в частности, тем, что ему иногда хочется поднять голову и посмотреть на звезды» [7]. В этом изречении подчеркнуто основное свойство человеческого сознания - человек способен понять и оценить изменения звездного неба в отличие от животных.
Автор считает, что к этим диалектическим теориям необходимо добавить тот факт, что сама возможность человеческой разумной эволюции явилась уже следствием некоторых биологических изменений в человеческом организме, наделенном наиболее высокой организацией нервной системы по сравнению с другими живыми формами.
В.И. Вернадский, констатируя факт появления человека и ссылаясь на исследования Ч. Дарвина, свидетельствует о направленном усовершенствовании биосферы, в которой, начиная с моллюсков, возникает тенденция к развитию нервной системы, высоко дифференцированно проявившаяся в человеческом мозге [8, с. 89, 90]. Открытиям Ч. Дарвина предшествовали эволюционные идеи других ученых и философов. Современный ученый-эволюционист Н.Н. Иорданский обращает внимание на то, что еще Аристотель говорил о единстве плана строения высших животных, о постепенном усложнении («градации») строения в ряду организмов; Ш. Бонне развивал представления о «лестнице существ»; Ж.Б. Ламарк объединил идеи изменяемости органического мира с представлениями о градации как постепенном повышении уровня организации от самых простых до наиболее сложных организмов (автогенез) [9, с. 3-9]. Развивая идеи градации видов от простых к сложным, автор статьи видит причину усложняющейся эволюции живого вещества в природе воздействия порядка электромагнитного излучения, пронизывающего весь Космос и влияющего на все процессы, происходящие в нем [10].
В своих исследованиях вихревых материально-энергетических структур биосферы В.И. Вернадский выделяет полевые структуры как пространственные материальные, а временной фактор -как показатель необратимости эволюционного процесса для живых организмов. Отсчеты «времени-дления» основываются на таких процессах, как вращение Земли вокруг Солнца и вращении Земли вокруг своей оси» [11, с. 136-138]. Вихревые материально-энергетические структуры и пространственное положение Земли в Солнечной системе влияют не только на биологическое развитие живых и разумных существ на планете Земля, но и на процессы их познавательной деятельности как бессознательные на животном уровне, так и сознательные - на человеческом.
Схематично такое положение вещей можно представить в полярно-осевом виде как движение полевых структур со смещением в некотором осевом направлении - получается спирально закрученное вихревое смещение. В некотором мгновенном положении на оси вектора движения считывается информационный код всеми живыми и неживыми пространственными полевыми материальными структурами в каждой точке-мгновении времени. Пройденная и переработанная информация остается в памяти пространственных полевых структур, а предстоящая информация предполагается в виде выбора следующих направлений осей векторов. Выбор направлений осей развития осуществляется или бессознательно неразумными формами существования от кварков и атомов до живых организмов, в том числе их естественный отбор, и человеком на стадии рассудка (оперирование информацией о реальных ощущениях), или сознательно в трансцендентном, информационном виде из мира идей, на который настроено разумное сознательное восприятие человека. Вдоль оси информационного кода эволюционного развития движется и общее человеческое познание, коллективное сознательное и бессознательное. Считанная информация до конца не осознается, что связано и с разной биологической готовностью мозга к восприятию разного рода информации на животных уровнях биосферы, и с проходимыми ступенями человеческого познания в процессе развития разумных уровней ноосферы. Недоступная еще для понимания информация из трансцендентного мира идей ноосферы метафизически обожествляется или идеализируется, доступная - объясняется разумом на том языке, который изобрело человечество на соответствующей ступени познания. С развитием научных знаний из мира идей ноосферы все больше информации становится понятной и объясненной человеком на достигнутых ступенях познания. Воспринятая и понятая человеческим разумом трансцендентная идея раскладывается в человеческом сознании на пространственные полевые многоуровневые составляющие, позволяя человеку творчески вносить изменения в физически реальное пространственное содержание, делая его предметным. Таким образом, наука приобретает видимые и реально доказуемые факты, при том что научные идеи поступают из невидимого энергоинформационного мира идей. Мир идеальный непрерывно пополняет мир материальный. Без мира энергийно-идеального невозможно предметное развитие мира энергийно-материального, отличающегося степенью проявленности.
Появившаяся однажды способность гоминида присвоить недоступному объекту отвлеченный образ и дать ему название лежала в основе зарождения человеческого сознания. Изначально сознательная способность проявилась у Homo habilis - человека умелого на первой материалистической, образно-практической, ступени познания, заключающейся в творческом изготовлении орудий труда и предметов обихода - образное представление свойств пока не существующего предмета (идеи) и практическое его изготовление из реально существующих материалов (проявление непроявленного). Эту фазу развития описывает общественно-трудовая теория К. Маркса и Ф. Энгельса, но к ее определению необходимо добавить творческие преобразующие характеристики, пока только на материалистическом уровне. Этот этап развития познания длился очень долго, не один миллион лет, и мог бы длиться еще столько же, если бы не творческая способность человека стремиться познавать недоступные явления на идеалистическом уровне.
Космос для гоминида был одним из недоступных явлений, но однажды и он стал необходимым для объяснения. Все земное можно было потрогать руками, реально показать как наглядный предмет в процессе обмена информацией и передачи опыта. Небесные же объекты были недоступны и требовали другой, ненаглядной формы выражения. Это способствовало рождению второй, образно-символической ступени познания, где образно-символьные понятия заменяли объектно-чувственное восприятие. Познание земного, проявленного из материальной фазы перешло грань к познанию небесному, непроявленному, в метафизической фазе. С этого условного момента мы уже можем говорить о человеке разумном современного вида - Homo sapiens. Историки отмечают его появление в Северном полушарии Земли, примерно 100-40 тысяч лет назад, по оставленным следам поклонения божественным силам в специально устроенных погребениях. Какие события могли дать толчок метафизическим установкам? Из астрономии мы знаем, что в результате прецессии на фоне обычного круговращения звезд в полюс мира иногда встают неподвижные полярные звезды.
Около 100 тысяч лет назад Вега (альфа Лиры), одна из самых ярких звезд Северного полушария Земли, стала в полюс мира. Что значит видеть неподвижную звезду на фоне остального вращающегося неба? Момент осознания необыкновенного небесного явления, недоступного для практического исследования знакомыми чувственно-объектными методами, мог явиться толчком в сознании древнего человека, тем шоком, о котором говорил К. Юнг, дать толчок развитию радиантно-ассоциативных форм мышления и зарождению идеи мирового порядка. С момента овладения человеком метафизических форм мышления на фоне освоенных материальных форм мы в полной мере можем говорить о всестороннем развитии человеческого познания, подчеркивая саму возможность разумного существования в единстве материальных и метафизических форм познания.
Благодаря явлению прецессии человечество не однажды видело полярные звезды, попадающие в полюс мира. Причем появление полярных звезд в Северном и Южном полушариях Земли происходило не одновременно, и, может быть, поэтому так различаются во временном отношении случайные скачки в культурном развитии народов разных полушарий Земли, при том что общее биологическое развитие их идет закономерно в одной эволюционной фазе.
Недостатком второй, образно-символьной, ступени познания была громоздкость реалистичных образов для выражения уже достаточно большого объема знаний, что мешало оперативности мышления, поэтому переход к знаковой форме выражения знания явился полезным и необходимым изобретением человечества, что ознаменовало его переход на третью ступень познания - образно-знаковую. По археологическим свидетельствам, это условное событие произошло в IV—II тыс. до н. э., когда появились геометрические рисунки на керамике и в наскальных изображениях, вместо реалистично исполненных объектов. В это время в полюсе мира стояла полярная звезда альфа Дракона.
Между стояниями полярных звезд проходило не одно тысячелетие, и человечество на время теряло возможность видеть центр вращения звездного неба - место Единого Бога - в полюсе мира в северной части неба, и тогда оно искало доказательства многобожия, находя место божеств в южной части неба, где вставали и заходили светила и созвездия, объясняя двойственную природу мироздания по дуальному типу восходов-заходов светил, планет и созвездий на эклиптике.
В середине одного из таких периодов (от II тыс. до н. э. до II тыс. н. э.) без полярных звезд, в 6 в. до н. э., в так называемое «осевое время» (по К. Ясперсу), возникла необходимость объяснения реальной картины мира, лишенной видимого небесного центра. Кризис выразился упадком древних языческих верований и появлением новых мировых религий, характеризующихся дуализмом, объясняющим реальное единство противоположностей (даосизм, зороастризм, буддизм, конфуцианство). В новых религиях угадывались материалистические элементы познания. В это же время в Греции были заложены научные направления мысли, призванные искать ре-
альные доказательства законов мироздания - философия бытия, история, география, математика, астрономия. Формой выражения этих знаний явился графический язык древних знаковых систем, разработанный ранее в процессе уточнения календарных расчетов. Поэтому 6 в. до н. э. мы можем считать началом четвертой научной ступени познания, использующей усовершенствованный знаковый способ выражения мысли в виде научного языка. Греческий язык явился исходным для современного научного знания. В этом случае мы можем говорить о случайности передачи знаний в греческой интерпретации, так как научным языком мог явиться и любой другой язык, сформировавшийся к тому времени и переданный потомкам. В наше время мы говорим о научной картине мира как о сумме знаний, накопившейся в результате человеческого познания, записанной научным языком. По определению Ф.А. Цицина, это творение тысяч авторов, живших от эпохи предыстории науки до наших дней.
Ко времени перехода познания на научные уровни оформился переход восприятия Времени от равномерных пространственных характеристик, когда небо и календари делились на определенные «зоны-созвездия», к равномерным длительностным характеристикам [12, с. 63], когда появилось равномерное деление времени на часы в сутках, годы и месяцы с фиксированным количеством дней [13].
Ссылки:
1. Платон. Законы. М., 2001. 608 с.
2. Аристотель. О возникновении животных. М. ; Л., 1940. 250 с.
3. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. М., 1986. 121 с.
4. Маркс К. Капитал. М., 1988. 906 с.
5. Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. 591 с.
6. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуализации. М., 1996. 267 с.
7. Успенский В.А. Апология математики, или О математике как части духовной культуры // Новый мир. 2007. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://prediger.ru/forum/index.php?showtopic=2498 (дата обращения: 15.07.2009).
8. Вернадский В.И. О науке. Т. 1. Дубна, 1997. 339 с.
9. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. М., 2001. 425 с. [Электронный ресурс]. URL: http://macroevolution.narod.ru/iordan-sky/evzhcont.htm (дата обращения: 20.07.2009).
10. Полякова О.О. Электромагнитное излучение, биосфера и ноосфера // Теория и практика общественного развития. 2014. № 6. С. 29-37.
11. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М., 1991. 271 с.
12. Полякова О.О. Диалектика мировоззрений человеческого познания под влиянием изменений звездного неба // Теория и практика общественного развития. 2013. № 10. С. 60-65.
13. Хасанов И.А. Философско-методологические проблемы измерения времени : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. М., 2000 [Электронный ресурс]. URL: http://cheloveknauka.com/filosofsko-metodologicheskie-osnovy-izmereniya-vremeni (дата обращения: 20.01.2012).