Научная статья на тему 'Человек в мире неопределенности, или методология культурно-исторического познания'

Человек в мире неопределенности, или методология культурно-исторического познания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Москаленко Ольга Валентиновна

Об итогах международной научно-практической конференции, посвящённой 120-летию со дня рождения Льва Семёновича Выготского, г. Хельсинки, Финляндия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSON IN THE WORLD OF UNCERTAINTY, OR METHODOLOGY OF THE CULTURAL AND HISTORICAL KNOWLEDGE

On the results of the international research and training conference, devoted to the 120-year anniversary of the birth of Lev S. Vygotskiy, Helsinki, Finland

Текст научной работы на тему «Человек в мире неопределенности, или методология культурно-исторического познания»

УДК 159.9

ЧЕЛОВЕК В МИРЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ, ИЛИ МЕТОДОЛОГИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

Об итогах международной научно-практической конференции, посвящённой 120-летию со дня рождения Льва Семёновича Выготского, г. Хельсинки, Финляндия

PERSON IN THE WORLD OF UNCERTAINTY, OR METHODOLOGY OF THE CULTURAL AND HISTORICAL KNOWLEDGE

On the results of the international research and training conference, devoted to the 120-year anniversary of the birth of Lev S. Vygotskiy, Helsinki, Finland

1-3 ноября 2016 года в Российском центре науки и культуры в г. Хельсинки состоялась международная научно-практическая конференция «Человек в мире неопределённости. Методология культурно-исторического познания», пос-вящённая 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского.

Организаторами конференции выступили Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудни-чество) и ФГАУ «Федеральный институт развития образования».

В рамках конференции прошёл методический семинар для преподавателей русского языка — как для соотечественников, так и для иностранцев.

В работе конференции приняли участие российские, греческие и финские учёные и практики психологии и образования. Среди них:

• академик РАО, руководитель Центра социологии образования Института управления образованием РАО В.С. Собкин;

• руководитель Департамента управления образованием Министерства образования Финляндии Ану Халвари;

• профессор Университета им. Аристотеля (г. Салоники, Греция) Е.С. Попандопуло;

• профессор Хельсинкского университета, доктор педагогических наук Пентти Хаккарайнен;

• ведущий научный сотрудник ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Т.П. Скрипкина;

• доцент Хельсинкского университета, доктор педагогических наук Е.Ю. Протасова;

• доцент, член-корреспондент Академии акмеологических наук, дирек-

тор Научного центра развития личности «Акме» (Санкт-Петербург), кандидат психологических наук Е.В. Федосенко;

• директор семейной консультации «Ыа^-СеМео», автор ряда книг по воспитанию детей Наталья Жукова (Хельсинки);

• заведующий кафедрой МГПУ, профессор, доктор филологических наук И.А. Бубнова;

• преподаватель русского языка в Языковом центре Лаппеенрант-ского технологического университета Н.В. Багрова.

На конференции и семинаре профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности ИОН РАНХиГС при Президенте РФ, доктор психологических наук О.В. Москаленко выступила с докладами по темам:

Психологическая педагогика и психодидактика как наследие Л.С. Выготского в современном образовании.

Взаимосвязь мышления и речи в трудах Л.С. Выготского. Роль невербального общения для развития конкурентоспособной личности. Обучение школьников невербальному общению (на примере жестов, мимики, пантомимики, организации дистанции и др.). Особенности вербального общения и манипуляций в общении.

Психоэмоциональная саморегуляция личности в профессиональной деятельности педагога и учебной деятельности школьников: «Я управляю собой».

На конференции были рассмотрены интересные и значимые проблемы психологии и образовании, которые были поставлены Л.С. Выготским и являются актуальными до сих пор:

• проблема национального самоопределения;

• культурно-историческая методология проектирования развивающего вариативного образования;

• культурно-историческая философия образования как основа новых образовательных стандартов дошкольного образования в РФ;

• взаимосвязь мышления и речи;

• роль творчества в обучении школьников и взрослых;

• психодинамика в искусстве и межличностной коммуникации;

• владение языками и понятие «владение языком»: общеобразовательная система и вызовы изменяющегося мира;

• потенциальные возможности развития игры;

• психология обучения подростка. Методы игротерапии и арттерапии в изучении языка;

• психологическое сопровождение родителей как ресурс успешной социализации ребёнка в многокультурном обществе.

Идеи Л.С. Выготского оказали огромное влияние на развитие мировой психологии и педагогики. В частности, были обсуждены:

• проектирование безопасной образовательной среды в контексте культурно-исторической психологии Л.С. Выготского;

• влияние идей Л.С. Выготского на образовательную политику Греции в области дошкольного воспитания;

• теория многоязычия Л.С. Выготского сегодня;

• психологическое сопровождение родителей как ресурс успешной социализации ребёнка в многокультурном обществе;

• источники изучения игры в теории Л.С. Выготского;

ДАЙДЖЕСТЫ

DIGESTS

• психология для преподавателя русского языка. Современные технологии обучения: психо-лингво-культуро-логический подход;

• психология личностного и профессионального развития преподавателя иностранного языка;

• психолингвистика. Научное наследие Л.С. Выготского и современность.

Следует отметить, что идеи Л.С. Выготского инициировали развитие образования с помощью современных компьютерно-информационных технологий. Так, на конференции были доложены результаты исследований по следующим направлениям:

• обучение русскому языку билингвов с помощью аудио/видеотекстов и анимации;

• bringyourowndevice — использование компьютера на уроках русского языка;

• игровые моменты на уроках русского языка как иностранного для взрослых слушателей Российского центра науки и культуры в г. Хельсинки;

• презентация детского портала RUFI: игры как вспомогательный процесс при изучении русского языка;

• образовательные и просветительские онлайн-ресурсы на русском языке об искусстве, о русской культуре, рус-

ском языке, российской науке и российском образовании.

Как российские, так и зарубежные психологи и педагоги продемонстрировали не только интерес к наследию Л.С. Выготского, но и отличное знание его научных трудов, что позволяет осуществить конструктивное продолжение и приложение его идей в современном социуме.

В работе конференции приняли участие выпускники ИОН РАНХиГС при Президенте РФ:

• магистр психологии И.А. Поля-ченко (Москва);

• магистрант М.А. Калашникова (Хельсинки).

Участник конференции

Москаленко Ольга Валентиновна — профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности, РАНХиГС при Президенте РФ; профессор кафедры педагогики и психологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; пр. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606;

e-mail: [email protected]

Participant of the Conference

Olga V. Moskalenko — Professor, Department of Acmeology and Professional Psychology, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); Professor, Department of Pedagogy and Psychology,St. Tikhon's Orthodox University;

Vernadskogo Prospect, 84, Moscow, 119606, Russia;

e-mail [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.