Научная статья на тему 'Наследие Л. С. Выготского - межкультурный диалог'

Наследие Л. С. Выготского - межкультурный диалог Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федосенко Екатерина Владимировна

Об итогах научно-практической конференции, посвящённой 120-летию со дня рождения Льва Семёновича Выготского, «Человек в мире неопределённости. Методология культурно-исторического познания», г. Хельсинки, Финляндия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HERITAGE OF L.S. VYGOTSKIY - INTERCULTURAL DIALOGUE

On the results of the international research and training conference, devoted to the 120-year anniversary of the birth of Lev S. Vygotskiy, «Person in theWorld of Uncertainty. Methodology of the Cultural and Historical Knowledge», Helsinki, Finland

Текст научной работы на тему «Наследие Л. С. Выготского - межкультурный диалог»

ДАЙДЖЕСТЫ

DIGESTS

УДК 159.9

«НАСЛЕДИЕ Л.С. ВЫГОТСКОГО — МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ»

Об итогах научно-практической конференции, посвящённой 120-летию со дня рождения Льва Семёновича Выготского, «Человек в мире неопределённости. Методология культурно-исторического познания», г. Хельсинки, Финляндия

«HERITAGE OF L.S. VYGOTSKIY — INTERCULTURAL DIALOGUE»

On the results of the international research and training conference, devoted to the 120-year anniversary of the birth of Lev S. Vygotskiy, «Person in theWorld of Uncertainty. Methodology of the Cultural and Historical Knowledge», Helsinki, Finland

Человек всякую минуту полон неосуществившихя возможностей.

Л. С. Выготский «Психология развития человека»

Знаковое в историческом плане научное событие, посвященное российскому психологическому наследию, состоялось в столице Финляндии 1-3 ноября 2016 года, Европейские учёные, российские специалисты, проживающие за рубежом, имели возможность познакомиться, переосмыслить научное наследие великого российского психолога Л.С. Выготского, актуализировать важнейшие постулаты его концепций и попытаться совместными усилиями европейских и российских психологов, педагогов, филологов преломить их к современным реалиям.

Международная научно-практическая конференция к 120-летию Л.С. Выготского «Человек в мире неопределённости. Методология культурно-исторического познания» прошла в Российском центре науки и культуры г. Хельсинки (Финляндия).

Научно-практическое мероприятие было рассчитано на трёхдневную работу. Каждый день конференции был крайне насыщенным и предполагал свои цели и задачи.

Так, в первый день — открытия выступили со словами приветствия руководитель представительства Рос-сотрудничества в Финляндии Сергей Александрович Медведев, от российского научного сообщества фундаментальный доклад сделал Собкин Владимир Самуилович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, руководитель Центра социологии образования Института управления образованием

РАО, руководитель Информационно-аналитического центра РАО. Владимир Самуилович поднял важнейшую актуальную тему национального самоопределения в своём докладе «Выготский между двумя революциями: к проблеме национального самоопределения».

Наследие Л.С. Выготского, как и его талант, многогранны и междисциплинарны, учёный внёс значительный вклад не только в психологическую науку, но и лингвистику, культурологию, историю, педагогику. Для более детального рассмотрения и анализа наследия Л.С. Выготского в раках конференции работало ежедневно несколько секций, отражающих ключевые идеи и концепции российского психолога.

Так, в рамках работы секции «Образовательная политика» выступили с докладами европейские учёные.

Ану Халвари (Министерство образования Финляндии, Департамент управления образованием) рассмотрела в своём докладе психолингвистические, культурно-исторические аспекты владения языком в условиях финского образования, делая акцент на глобализации и учёте условий постоянно меняющегося мира.

Попандопуло Елена Спиридоновна (Университет им. Аристотеля (г. Салоники, Греция)) также в своём докладе коснулась глобальных идей образовательной политики через призму дошкольного образования в Греции. Елена Спиридо-новна особо отметила важность и акту-

альность влияния идей Л.С. Выготского на современное образование в Греции.

Российский учёный, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФГАУ «Федеральный институт развития образования». Загвозд-кин Владимир Константинович представил в своём докладе философские идеи культурно-исторической концепции Л.С. Выготского как основу новых образовательных стандартов дошкольного образования в Российской Федерации, ещё раз подчеркнув поразительную актуальность, современность и не уходящую своевременность научной концепции великого российского психолога.

Учитывая междисциплинарность и широту научного кругозора, идей Л.С. Выготского, вторая секция международной конференции была посвящена культуре, искусству, истории. Секция была насыщена актуальными докладами российских учёных.

Открыла секцию Карабанова Ольга Александровна, доктор психологических наук, профессор, начальник отдела методологии развития образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования», заведующий кафедрой возрастной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.

Ольга Александровна предложила коллегам осмыслить культурно-историческую методологию проектирования развивающего вариативного образования. Рябухина Виктория Валентиновна, кандидат философских наук, Петербургский государственный университет

путей сообщения Императора Александра I, посвятила свой доклад психодинамике в искусстве и межличностной коммуникации.

Экзистенциальную проблему доверия в психотерапевтическом процессе, актуализировав идеи Льва Семёновича Выготского относительно психокоррек-ционной и психотерапевтической работы, подняла в своём докладе Солодушки-на Марина Владимировна, Московский православный институт святого Иоанна Богослова.

Важнейшие аспекты русской истории и литературы в рамках межкультурного диалога раскрыли в своих выступлениях Шкваров Алексей Геннадьевич, доктор философии, кандидат исторических наук. Алексей Геннадьевич представил исторический анализ воздействие фактора русского военного присутствия на повседневную жизнь финляндских женщин в ХУШ-Х1Х вв. Доклад вызвал большой интерес. Тырышкина Елена Викторовна, профессор, Новосибирский государственный педагогический университет, и Балк Елена, основатель и шеф-редактор литературного альманаха мировой русскоязычной диаспоры «Под небом единым». Доклад Елены Балк «Русская поэзия как мост культур, мира и любви» стал гармоничным завершением продуктивного рабочего дня конференции.

Второй день работы конференции носил практико-ориентированную направленность.

В первой половине дня участники конференции имели возможность познакомиться с работой финско-русского детского сада «Kindermaa» и поделиться своим опытом и профессиональными впечатлениями.

Открыл второй день конференции в рамках секции «Детская игра, детская речь» финский учёный, профессор Хак-карарйнен Пентти, доктор педагогических наук, профессор университета Оулу (Финляндия), профессор по психологии развития педагогического университета Вильнюса. Доклад вызвал большой интерес, было задано большое количество вопросов. Профессор Пентти в своём докладе «Потенциальные возможности развития игры: источники изучения игры в теории Л.С. Выготского» раскрыл психологические особенности детской игры, акцентируя внимание на гендерных и социальных стереотипах, аргументировав свои положения обширными экспериментами, которые

проходят под его руководством в финских и латышских университетах.

Российский психолог Федосенко Екатерина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, член-корреспондент Академии акмеологи-ческих наук, директор Научного центра развития личности «Акме», выступила с докладом «Исследование трудного детства: идеи Л.С. Выготского и современный подросток». Доклад был посвящён психологии современного подростка, социально-психологическим особенностям современного подростка, исследованию семьи, ценностных ориентаций. Особое внимание было уделено склонности к девиантному поведению (его структуре и показателям) подростков и юношества, обучающихся в учреждениях начального профессионального образования. Предложены возможности коррекционно-развива-ющих мероприятий. Учитывая аудиторию и место проведения конференции, доклад содержал и элементы аутентичных текстов, рассчитанных на всех специалистов, занимающихся преподаванием русского языка и популяризацией русской культуры. Доклад вызвал бурное обсуждение, особый интерес вызвала книга Федосенко Е.В. «Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей».

Российский учёный Москаленко Ольга Валентиновна, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, доктор психологических наук, представила в своём выступлении психологическую педагогику и психодидактику как наследие Л.С. Выготского в современном образовании. «Роль психодидактических игр в обучении и развитии школьников на примере применения мини-методик по исследованию познавательных (когнитивных) процессов (внимания, памяти и мышления). Обучение решению задач и написанию сочинений — главная задача всех педагогов современной школы».

Далее финские коллеги подняли проблему билингвизма, особенностей развития двуязычных детей. Так, Бурса Анжелика, магистрант Хельсинкского университета, представила результаты экспериментальных исследований на тему «Что думают родители о двуязычии своих детей (по материалам международного проекта Нарвско-го колледжа Тартуского университета,

Хельсинкского и Латвийского университетов)».

Протасова Екатерина Юрьевна, доктор педагогических наук, лектор, доцент Хельсинкского университета, актуализировала в своём докладе «Теория многоязычия у Л.С. Выготского сегодня» проблему многоязычия. Екатерина Юрьевна особое внимание уделила воспоминаниям о жизни Л.С. Выготского и его дочери Гиты Львовны Выготской — психолога и дефектолога, кандидата психологических наук, научного сотрудника НИИ дефектологии, посвятившей жизнь восстановлению наследия своего отца; её дочь — Елена Евгеньевна Кравцова, доктор психологических наук, директор Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ.

Особый интерес вызвал доклад «Проектирование безопасной образовательной среды в контексте культурно-исторической психологии Л.С. Выготского» Скрипкиной Татьяны Петровны, доктора психологических наук, профессора, ведущего научного сот рудника ФГАУ «Федеральный институт развития образования». Татьяна Петровна представила результаты масштабного экспериментального исследования по этнической толерантности среди молодёжи различных регионов России.

Доклады, посвящённые детскому творчеству, представили Упорнико-ва Анна, преподаватель русского языка, преподаватель театральной студии Финско-русской школы г. Хельсинки, тема выступления «Театральная игра — творческая деятельность в Финско-рус-ской школе»; Коль Людмила, прозаик, член Союза писателей Москвы, издатель и главный редактор финляндского историко-культурного и литературного журнала LiteraruS, тема выступления «Дети и взрослые: диалог».

Настоящим украшением и завершением секции «Детская игра, детская речь» стало выступление театральной студии Финско-русской школы г. Хельсинки: спектакль по произведению Давида Самойлова «Слоненок пошёл учиться», спектакль был подготовлен под руководством Анны Упорниковой.

В рамках работы третьего дня конференции участники ознакомились с работой хельсинского детского музыкального сада «Принцесса».

Открыл завершающий день конференции в рамках секции «Психология, психолингвистика, педагогика» доклад Федосенко Екатерины Владимировны, кандидата психологических наук, чле-

на-корреспондента Академии акмео-логических наук, директора Научного центра развития личности. Тема выступления: «"... В учителя может идти далеко не всякий, но только наиболее годный" (Л.С. Выготский). Социально-психологический портрет современного учителя».

Выступление было посвящено теоретическим исследованиям в области профессионального развития и самореализации педагогов, а также представлена инновационная модель 15 типов педагогов в зависимости от уровня их личностного и профессионального развития. Схематично рассмотрена идея взаимо-обусловливающего профессиональное развития и самореализации специалистов образования как важнейшее условие самореализации учащихся, доказанная экспериментально.

Москаленко Ольга Валентиновна, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, доктор психологических наук, выступила с докладом «Взаимосвязь мышления и речи в трудах Л.С. Выготского. Роль невербального общения для развития конкурентоспособной личности. Обучение школьников невербальному общению (на примере

жестов, мимики, пантомимики, организации дистанции и др.)».

Далее с докладами выступили финские коллеги психологи-пракики и представили свой продуктивный опыт.

Так, Бережная Надежда, семейный психолог, рассказала о просветительской работе с русскоязычными родителями Финляндии.

Сушина Тамара Александровна, руководитель детского центра «Пеликан» города Хельсинки, педагог дополнительного образования, содокладчик Сушина Нина Ивановна, педагог дополнительного образования, координатор групп раннего развития, акцентировали внимание слушателей на роли театрального вида искусства в воспитании детей младшего возраста и подростков, представили опыт работы Детского театра детского культурного центра «Пеликан».

Жукова Наталья, директор семейной консультации «Ыа^-Се^ео», представила выступление на тему «Психологическое сопровождение родителей как ресурс успешной социализации ребёнка в многокультурном обществе».

Завершил работу секции доклад Ой-конен Ганны, рецензированного психолога, руководителя Детского музыкального сада «Принцесса». Особое

внимание коллега уделила психологии конфликта и представила мастер-класс с музыкальным сопровождением «Конфликт как норма жизни».

Конференция завершилась заключительным круглым столом, на котором были подведены итоги работы, резюмированы договорённости о дальнейшем плодотворном профессиональном сотрудничестве с ведущими профессионалами науки и практики Финляндии и России. Как российскими, так и финскими учёными были отмечены важность и необходимость проведения подобных мероприятий на регулярной основе в целях укрепления международных научных и культурных связей.

По результатам научных мероприятий, приуроченных к 120-летию Л.С. Выготского, запланировано издание международного сборника научных трудов.

*Организаторами конференции явились Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству Россотрудничество; Представительство Россотрудничест-ва в Финляндии — Российский центр науки и культуры в Хельсинки; ФГАУ «Федеральный институт развития образования».

Участник конференции, ответственный редактор по международным связям Международной редакционной

коллегии журнала «Акмеология»

Федосенко Екатерина Владимировна,

кандидат психологических наук, доцент, директор Научного центра развития личности «Акме»; Афонская, 2, Санкт-Петербург, Россия, 197341; e-mail: [email protected]

Fedosenko Ekaterina Vladimirovna, Ph..D, associate Professor, Director of the Research center personality development «Acme»;

Athos, 2, Saint Petersburg, Russia, 197341;

e-mail:efedosenko@yandexru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.