Научная статья на тему 'Человек в иудейской общине'

Человек в иудейской общине Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
60
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Человек в иудейской общине»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7. ФИЛОСОФИЯ. 2005. № 2

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

ДЕНЬ ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ «ЛОМОНОСОВ-2004»

(Тезисы докладов. МГУ им. М.В. Ломоносова.

Апрель. 2004 г.)

А.В. Пантелеева

ЧЕЛОВЕК В ИУДЕЙСКОЙ ОБЩИНЕ

Специфика межличностных отношений внутри общины определяется в первую очередь самим фактом ее существования как незыблемого гаранта существования народа Израиля. Община объединяет как духовно, так и физически всех своих членов, препятствуя их ассимиляции, сохраняет и поддерживает традиции.

У еврейской общины три цели: «Тора, авода и гмилут хасадим». Обязанность общины — дать человеку возможность изучать Тору, община должна, создав необходимые условия для изучения Торы, позаботиться и о возможностях аводы.

Также нужно учитывать, что деятельность общины основывается на личном участии, личной заинтересованности каждого ее члена. Члены общины должны стремиться совместными усилиями основать бейт кнессет — синагогу, приобрести свиток Торы для общественного чтения, найти хазана для правильного и красивого чтения молитв и Торы, приобрести молитвенники и все необходимое для службы.

В хорошо организованной общине группы добровольцев следят за всеми аспектами гмилут хасадим.

Человек внутри еврейской общины индивидуален, что иллюстрируется на примере амиды. Амида — это центральное место в любом богослужении. Евреи произносят брахот, точнее, их произносит связанная заветом община. Миньян, десять мужчин, миновавших возраст бар мицвы, должны собраться вместе, чтобы кантор прочитал амиду вслух от их имени; если собравшихся меньше, каждый произносит амиду про себя. Однако и тот, кто находится на людях и вслух читает молитву, в то же время повторяет ее про себя, осознавая свою индивидуальность внутри общины.

С другой стороны, человек должен чувствовать себя частью общества, в котором он живет, чувствовать свою связь с остальными членами общества и осознавать ту ответственность, кото-

рую налагает на него это сосуществование. Иллюстрацией может служить молитва «Аль хет» («За грехи»). Во время этой молитвы еврей просит прощения, в том числе за грехи, которые он не совершал, так как, согласно традиции, каждый еврей несет определенную ответственность за грехи других евреев.

Истинная религиозность предполагает слияние личной ответственности с общественным самосознанием. Для еврейской традиции пренебрежение физической стороной своего существования в этом мире неприемлемо. Только живя общественной жизнью, человек может наиболее полно исполнять законы Торы.

Веление Торы «жить в мире» включает в себя и создание семьи. Роль семьи очень значительна в иудаизме. Израиль начался как семья и по-прежнему чувствует себя семьей, и свидетельство, которое он несет нациям, включает и святость семейной жизни.

Еще одним духовным основанием единения народа Израиля является тшува.

Между началом Рош га-Шана и концом Иом-кипура десять дней. Они называются десятью днями тшувы. Тшува — это момент духовного рождения человека, его духовной самоидентификации с еврейским народом, осознания себя одним из тех, с кем был заключен Завет. Это момент становления. Человек становится носителем всех тех идей и принципов, которые объединяют народ Израиля.

Н.В. Субботина

ОБЩЕСТВО ИИСУСА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Общество Иисуса является самым влиятельным католическим орденом, имеющим почти пятивековую историю. Оно было основано Игнатием Лойолой, написавшим конституцию ордена и «Духовные упражнения», являющиеся основой работы Общества и в настоящее время. Папа Павел III одобрил и утвердил уложения института Общества Иисуса в Апостольском послании «Regimini militantis Ecclesiae» от 27 сентября 1540 г. Уже в первые десятилетия своего существования иезуиты распространили свое влияние от Японских островов до Бразильского побережья. Первоначальная цель состояла в подавлении реформации и укреплении позиций папского престола. Их активная деятельность в экономической и политической сферах вызывала враждебное отношение к ордену. За первый век своего существования число членов выросло с нескольких человек до 22 126 (по данным самих иезуитов). Орден был упразднен папой Климентом XIV буллой «Dominus ac

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.