ПРОБЛЕМЫ МЕДИАКУЛЬТУРЫ
Media Culture Problems
ЧЕЛОВЕК В ЭПОХУ « КАФЕЛЬНО-УНИТАЗНОИ» КУЛЬТУРЫ
В. А. Возчиков, доктор философских наук, профессор, Алтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина
Аннотация. В своей полемической статье автор размышляет об особенностях современных аудиовизуальных медиатекстов и шоу, анализируя конкретные примеры музыкальных клипов и выставок.
Ключевые слова: медиа, телевидение, аудитория, медиатекст.
Person in the era of "tiled-pan" culture
Prof. Dr. V.A. Vozchikov, Shukshin Altai State Academy of Education
Abstract. In his polemical article the author reflects on the peculiarities of modern audio-visual media texts, analyzing specific examples of music videos and performances.
Keywords: media, television, audience, media text.
В середине 1930-х годов выдающийся немецкий социолог Карл Манхейм в работе «Человек и общество в эпоху преобразования» отмечал, что экономические события довольно быстро входят в наше обыденное сознание, чего не скажешь о явлениях культуры, которые бывают настолько странны и неожиданны, что слабо поддаются пониманию [Манхейм, 1994, с.281]!.. Вот и мы живем в эпоху перемен, со знанием дела рассуждаем об инфляции и глобализации, безра-
ботице и банковских ставках, но когда речь заходит об «ужимках и прыжках» современной культуры -растерянно умолкаем и готовы спросить совсем по-шукшински: что с нами происходит?..
Признаться, я поначалу не мог понять, почему в музыкальных видеоклипах персонажи часто чистят зубы. Вроде бы, и сюжеты песен такого действия не предполагают, и реклама здесь, кажется, ни при чем, да и вообще - интимная подробность туалета, всё же, обычно,
чтобы ее справить, прикрывают дверь... Знатоки могут возразить: так ведь и у великого Тарковского сталкер то же самое весьма натурально утречком проделывает!.. Ну да, только в фильме мастера каждый эпизод подчинен художественному замыслу: сейчас перед нами, скажем, черно-белая убогость жилища, скучная повседневность обыденности с механической последовательностью движений, а через какое-то количество метров кинопленки - роскошные краски «зоны», духовные искания.
Но вот зачем певец Иван Дорн прилюдно демонстрирует чистку зубов - да детально, с полосканием (клип «Северное сияние»; телеканал Ри IV, 11.03.2012)?!. А Кристина Орбакайте вообще занимается гигиеной полости рта вместе с партнером - наверное, для вящего подчеркивания «естественности» действа (клип песни «Прогноз погоды» с «Дискотекой Авария»; телеканал МиэюЬох, 13.01.2012)!.. Моет руки Елена Терлеева (клип «Солнце»; телеканал Ри IV, 22.08.2011), умывается Алексей Чумаков (клип «Девочка, девушка, женщина»; телеканал Ри IV, 22.08.2011).
Какие же они все, наши «шоу-бизнесмены», будто бы бесхитростные в своем поведении, как доверчивы в продуманной «наивности», как уверены, что мы не поморщимся брезгливо, потому что они - как мы, а мы - как они. Все одинаковы!.. Нет ни образцов для поведения, ни высоких ценностей, ни эстетических рамок; культурно все, что сексуально, а сексуально все, что физиологично, ибо «подлинно» человечно. Вы нормальны, у вас все
в порядке?.. Значит, вы - сексуальны, читай - идеальны, что же может быть лучше!.. Вы - «наш», не «замороченный», «продвинутый», уверенный в себе!.. Да неужто откажетесь от столь лестной для вашего самолюбия оценки?!. Ведь так приятно быть молодым и цветущим, вернее - воспринимаемым именно таковым!.. Для последнего нет препятствий - культурно все, что просто и понятно, а что может быть понятнее физиологических отправлений?!.
Перед домом, где я живу, - обычная пятиэтажка в провинциальном городе, - есть детская площадка, где вечерами порой собираются молодые люди - поговорить, покурить, попить пива. Ведут они себя по нынешним меркам вполне прилично, в смысле - не шумят, не ругаются, прохожих не задирают. Рядом с площадкой - лесной уголок, где живут белки и гуляют собаки. Пиво есть пиво, понимаешь, потому молодые люди периодически поднимаются со скамейки и отправляются группками или индивидуально в этот лесок. Всем понятно, с какой целью парни или девушки уединяются, никто и не пытается «маскироваться» - зачем стесняться естественного!.. Как на телеэкране - так и в жизни, виртуальность - та же реальность, и наоборот!..
Привычный антураж сегодняшних видеоклипов - кафельная плитка на полу и на стенах, унитаз, сверкающая белизной или же наоборот отвратительно грязная раковина. Знаете ли вы, что, по одной из телеверсий, очень удобно музицировать на саксофоне, сидя на унитазе, и чтобы рядом висел рулон туалетной бумаги, - для большего вдох-
новения, наверное (клип «Не виноватая» группы «Фабрика»; телеканал Юмор box, 5.02.21012)?..
А вот некто, использующий унитаз по назначению, удаляющий из себя, насколько мы понимаем, не принимаемые организмом фрагменты пищи (клип «Отцы» группы «Дискотека Авария»; телеканал Юмор box, 4.03.2012); другой персонаж, судя по характерному беспорядку в квартире, просыпается с похмелья, идет в туалет и замирает возле унитаза в хорошо знакомой мужчинам позе, правда, все же спиной к зрителям (Rotoff. Шиншилла; телеканал РИФ г Бийска, 27.07.2011).
Возможно, режиссеры видеоклипов полагают, что убогая «ка-фельно-туалетная» обстановка окажет на зрителя успокаивающее воздействие?.. Мол, везде плохо и бедно, не только у вас, - и ничего, жизнь продолжается!.. На фоне кафельной (а может - керамической, неважно, то не принципиальная деталь!) плитки, каких-то водопроводных (или канализационных?) труб поет Вельвеt (клип « Прости»; телеканал RU TV, 24.08.2011); скажем так, «лирическая героиня» Ани Лорок сначала присаживается на бортик ванны, а затем и ложится в нее - хотя и вопреки смыслу песни, зато «сексуально» (клип «Спроси»; телеканал Russian Musicbox, 8.08.2011); солистка группы «ВИА ГРА», будучи в одежде, освежает себя из душа (клип «Пошел вон»; телеканал Russian Musicbox, 2.08.2011); Bunny смотрит на себя в зеркало, опираясь на кафельную раковину (клип «Узнай меня»; телеканал О2ТВ, 18.08.2011). Да имя им легион, подобным примерам!..
По поводу чего-то сложного, чего человек в данный момент не в силах понять, Н.Хомский однажды изящно выразился, что мы узнаем это, когда узнаем!.. Так вот, я, наверное, тоже хочу узнать то, что выяснится, наверное, спустя какое-то время: благо ли, что у нас сегодня есть выбор между киношедеврами В .Шукшина и А.Тарковского - и фильмами эротическими?.. Между симфониями Бетховена, спектаклями Товстоногова и Любимова - и «унитазно-кафельной» культурой некоторых видеоклипов?..
Логика подсказывает: да, наличие выбора - благо по определению!.. А душа возражает - нет, не может быть выбора между несоизмеримыми величинами. Вертится в голове фраза Андрея Белого: «Культуры не было - был быт». А что, если и сейчас перед нами торжествующий быт во всех его проявлениях?.. Ладно, оставим унитазы и кафель, есть в нашей действительности и более страшные явления.
Сегодня даже смерть перестала быть таинством, она на каждом шагу - в названиях книг и кинофильмов, на экранах телевизоров, в подъездах и на городских улицах. Утрачивая сакральность, смерть естественно входит в сферу коммерции, наряду с другими повседневными явлениями. Что такое на современный взгляд мошенничество Чичикова с мертвыми душами
- остроумная забава!.. Сегодня многомиллионные доходы приносят бизнес-проекты с вполне реальными трупами!..
Шестнадцатый год - с 1996-го
- колесит по миру выставка «Body Worlds» - небывалое по своему ци-
низму, поистине дьявольское эстетическое изощрение Гюнтера фон Хагенса - бывшего диссидента из ГДР, выкупленного в свое время правительством Западной Германии политзаключенного, создателя технологии пластинации, профессора... Подсчитано, что уже более двадцати миллионов живых лицезрели начиненные специальными полимерами человеческие тела, обеспечив их «хозяину» безбедную жизнь миллионера.
Фон Хагенс не чужд артистизма, своеобразной «стильности», охотно позируя в черной шляпе -традиционном головном уборе анатомов прошлого. Видимо, он действительно талантливый патологоанатом, и созданный им в конце прошлого века Институт Пластина-ции - учреждение небесполезное. Но вдумаемся: общество традиционно оберегало себя, следуя негласному нравственному запрету на демонстрацию некоторых знаний и умений, обсуждение ряда тем, хотя и хорошо всем известных, однако воспринимаемых как неуместные для затрагивания всуе и уж тем более смакования.
Некогда скрываемое выставляется напоказ. Недавно прочитал в одной из статей: «Несколько лет назад нам привезли из Америки каталог модных игрушек и одежды. Значительную часть рекламируемой продукции составляли игрушки в виде внутренних органов, майки с изображением грудной клетки, бейсболки с нарисованными на них полушариями головного мозга. На уроках валеологии (их также называют «уроками здоровья»), которые сейчас внедряются в школьные про-
граммы всего мира, дети с малолетства во всех подробностях изучают внутренние органы, их устройство и функционирование» [5, с. 133].
Сколько целомудренного трепета и в то же время завораживающего интереса к потустороннему в потрясающих по простоте и лиризму строках Николая Рубцова: А весною ужас будет полный: На погост речные хлынут волны! Из моей затопленной могилы Гроб всплывет, забытый и унылый, Разобьется с треском,
и в потемки Уплывут ужасные обломки ...
Смерть, гроб, кладбище, стихия, природа. В стихах Рубцова -картина мироздания, смиренно принимаемая, подавляющая своим величием. Материализованный же ужас - трупы фон Хагенса, словно живые, только без кожи, застывшие в таких естественных позах: женщина с еще не родившимся ребенком; мужчина, опирающийся на полусогнутую в колене ногу, с усилием вращающий штурвал корабля; спортсмены, исполняющие один из красивейших элементов фигурного катания; любовники или супруги, предающиеся половому акту. Кожа, повторяю, на телах отсутствует, потому каждая мышца рельеф-на, напряжена, как того требует изображаемое действие.
Соглашусь, студенты любого медицинского вуза изучают анатомию человеческого тела; безусловно, для такого изучения необходимы соответствующие макеты, а то и трупы. Но ужас в том, что перед посетителями «выставок» Хагенса - не искусно изготовленные муляжи, а некогда живые люди. Когда-
то они ходили в гости, пили чай, играли с детьми. Сегодня же на их тела, внутренние органы взирают без всякой на то необходимости (хотя бы учебной!) все любоп ытству-ющие. Кажется, осталось переступить последнюю границу - указать на табличках, кто именно представлен в страшной комнате мертвых!.. И не имеет значение пропорция в пользу первого между пластиком и органическим («живым») «материалом», на что упирает Хагенс, -даже малая часть не для публичной демонстрации.
После того, как парижский суд выдворил в апреле 2009-го «выставку» Хагенса с территории Франции, судья Луи-Мари Рейнгар сказал, что подобное «зрелище» унижало достоинство человека как такового. Честь и хвала французскому правосудию!.. Не пустили «выставку» Хагенса в Израиль, Венесуэлу, закрыты для нее границы и нашей страны, хотя в контексте сказанного по-новому высвечивается проблема Мавзолея В.И.Ленина.
В июне 2012 года в Интернете мелькнуло сообщение, что Гюнтер фон Хагенс обосновался со своей «выставкой» в Гватемале - всемирное странствие мертвых продолжается.
Однако что же в российских выставочных залах?.. Два с лишним года назад в «Литературной газете» [Смолев, 2010, с.15] появилась рецензия «Аня Желудь гнет искусство», автор которой - Д. Смолев -не без самолюбования, на мой взгляд, вдоволь поупражнялся в ироничности, в тонких «интеллигентских» двусмысленностях (взять тот же заголовок!). Впрочем, не буду
говорить о журналистском стиле, считающимся сегодня «модным» и, очевидно, мастерским. Добродушно-насмешливая манера Д.Смолева вполне адекватна предмету его репортерского интереса: работы Желудь демонстративно не претендуют на художественную классику; ну самовыражается человек так, а не иначе, - и пусть его, никому ведь не мешает. К тому же, и не ново: изображает что-то Желудь из проволоки, а Феофан Мухин, помнится, овес использовал. Как там у классиков, у незабвенных Ильфа и Петрова?..
«Первая его работа вызвала в городе большой шум. Это был портрет заведующего гостиничным трестом. Феофан Мухин оставил станковистов далеко позади. Заведующий гостиничным трестом был изображен не масляными красками, не акварелью, не углем, не темперой, не пастелью, не гуашью и не свинцовым карандашом. Он был сработан из овса. И когда художник Мухин перевозил на извозчике картину в музей, лошадь беспокойно оглядывалась и ржала».
Узнав об этом, Остап Бендер тут же выдал краткую рецензию:
«- Овсом оно, конечно, способнее! - воскликнул Остап. - А Рубенс-то с Рафаэлем дураки - маслом старались» [Ильф, Петров, 1996, с. 81].
В общем, желающие побывали на выставке Желудь в Московском музее современного искусства, посмотрели, «прикололись», как выражаются сегодня в «продвинутых» кругах. И художнику внимание приятно, и попутно «непринужденную » рецензию можно написать -опять же, публикация. Кажется,
все довольны и по большому счету никому от такого «изогнутого» искусства не плохо. Разве что самому искусству, культуре. Да и то вряд ли: Рафаэль и Леонардо не станут ведь менее великими, сконструируй Аня Желудь хоть еще тысячу «картин» из гнутой проволоки!..
Если все же искать какой-то мировоззренческий смысл в продвижении подобного творчества из проволоки и, как подметил внимательный рецензент, «... ДСП с малоприятной шершавой фактурой», то его можно выразить довольно просто: «не парься», все хорошо!.. Как говаривал небезызвестный Вагрич Бахчанян, «бей баклуши -спасай Россию!».
Нам словно внушают: каждый -сам по себе, и каждый - свое право имеет!.. Не нравится тебе телепрограмма - переключись на другой канал, найди что-нибудь себе близкое, вариантов сегодня масса, или вообще выключи телевизор; не по душе рукотворчество нынешних умельцев - не ходи на выставки, никто ж не заставляет. Не нравится такое равнодушие, «пофигизм», отстраненность?.. Так опять ж, найди себе близкую социальную группу, с иным менталитетом!.. Вы человек скромный, требовательный к себе, понимаете жизнь как служение ближнему?.. Ну это уже ваши проблемы!..
Уж как в Перми возмущались, когда предприимчивый галерист М. Гельман привез в этот уральский город выставку «Евангельский проект» [Тюленев, 2009, с.7]!.. И что же?.. Кто хотел - негодовал, кто хотел - на экскурсию сходил в Музей современного искусства, разместившийся в здании речного вокза-
ла. Ну что за однообразие в названиях, право!.. И в Москве музей современного искусства, и в Перми. Да не бывает искусство современным или несовременным, оно всегда вне времени, неужели это может быть непонятно?!.
К уральцам приехали московские художники Д. Врубель и В. Тимофеева, привезли изображения людей, выбранных - даже не знаю, как и сказать! - по принципу «чернухи», что ли. Лица мрачные, морщинистые, пьяные, недобрые. Но согласимся - реализм, жизнь есть жизнь, всякое бывает, ничего не скрываем. Однако каждый такой, с позволения сказать, «портрет» художники сопроводили текстом из Евангелия - вот она, творческая «находка»!.. Например, на картине «Новый компаньон» дети-наркоманы делают себе внутривенную инъекцию - и тут же текст: «Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное». Остроумно?.. Бездушно и кощунственно?.. На дворе время толерантности, нравится - смотри, нет - проходи мимо.
Впрочем, творчество Врубеля и Тимофеевой можно даже назвать «приличным» по сравнению с тем, что предлагал в первой половине минувшего десятилетия В. Мамы-шев-Монро, позиционирующий себя как «художника, востребованного новой Россией» [Медведева, Шишо-ва, 2006, с. 89]. Хотите ли на мгновение почувствовать себя Христом?.. Нет ничего проще, нужно лишь воспользоваться «заготовкой» иконы, где вместо лика, рук и Евангелия -соответствующие прорези к услугам
каждого желающего. Равно как и фотограф, основательно и надолго укрепивший свой аппарат на треножнике. Но хотя бы не шумно, а то, как поведали однажды широкому читателю знатоки вопроса психологи И.Я. Медведева и Т.Л. Шишо-ва, художник (безусловно, «новатор»!) А. Тер-Оганьян топором рубил иконы прямо в выставочном зале. Ну разве что так!.. Полагаем, что при соответствующей просьбе посетителей упомянутый нами фотограф мог бы запечатлеть «на память» постмодернистское «вдохновение» А. Косолапова, который «разместил» лик Спасителя рядом с логотипом «Кока-колы», присовокупив надпись «It's my blood» («Сие есть кровь моя»). Творческий ход, думается, из того же ряда, что и у авторов пермской выставки!..
В контексте рассуждения о «творческом заимствовании» у нас есть повод еще раз обратиться к замечательному наследию Ильфа и Петрова. В XXI веке свое видение русского перформанса продемонстрировал О. Кулик, уподобив себя собаке. Все натурально - на четвереньках, клетка, чтобы обзор был хороший, миска для корма. Новизны вот нет только!.. С помощью подобного «искусства», рассказывают классики сатиры, пытался некогда решить свои финансовые проблемы «крупный нэпман, невзначай недоплативший сорока трех тысяч подоходного налога», с которым в сумасшедшем доме познакомился будущий «клиент» Остапа Бендера бухгалтер Берлага: «Возьмите, например, меня, - сказал Михаил Александрович, - тонкая игра. Человек-собака. Шизофренический бред, ос-
ложненный маниакально-депрессивным психозом, и притом, заметьте, Берлага, сумеречное состояние души. Вы думаете, мне это легко далось? Я работал над источниками» [Ильф, Петров, 1996, с. 150].
Однако не до улыбок... Побывав на 3-й Московской биеннале современного искусства, где были, например, представлены нигерийские ковры, «сотканные» из бутылочных пробок, И. Колодяжный выразил то, что, полагаю, ощущают сегодня многие: «Еще каких-то сто лет назад даже в кошмарном сне нельзя было представить, что главным предметом изображения станет не жизнь, а распад, гниение человеческой личности и что сам способ изображения выродится в натуралистическую патологию. Несомненно, что в человеческом сознании произошел некий огромный и страшный сдвиг который знаменует уже не только закат Европы, но и всего человечества. При этом понятно, что в таком выморочном искусстве подлинному творчеству места нет. Сегодня в нем орудуют бойкие и предприимчивые посредственности, сумевшие внушить обывателям (и даже, замечу в скобках, высоколобым интеллектуалам), что другого современного искусства, кроме того, которое они представляют, не существует. Однако, слава Богу, это не так. Конечно, настоящее искусство сегодня есть, хотя оно переживает далеко не лучшие времена; как есть и здоровые силы в обществе, противостоящие (пока очень слабо и незаметно) силам распада и вырождения» [Колодяжный, 2009, с.2]. Хотелось бы верить.
Закончу свои грустные заметки с того, а чего и начал - с телевизо-
ра, одного из главных атрибутов современного социокультурного бытия. Механическое переключение телеканалов с помощью дистанционного пульта терминологически описывается как зеппинг (zapping). Психотерапевты склонны связывать такое бездумное времяпровождение с наличием у взявшего в руки пульт депрессии и тревоги. Ох, нерадостно, коли так!.. Ведь, наверное, все мы склонны периодически позаниматься зеппингом!.. Уж не себя ли мы ищем, нажимая кнопки пульта?.. Найдем ли?..
Литература
Ильф, И., Петров, Е. Золотой теленок // Ильф И., Петров Е. Собр. соч. в 5 т. Т. 2. М.: Худож. лит., 1996. С.5-306.
Колодяжный, И. Искусство эпохи вырождения // Литературная Россия. 2009. 30 октября. № 43. С. 2.
Манхейм, К. Человек и общество в эпоху преобразования // Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. С. 277-411.
Медведева, И.Я., Шишова, Т.Л. Башня терпимости // Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Орден глобалистов: российская ложа. М.: Алгоритм, 2006. С.88-114.
Медведева, И.Я., Шишова, Т.И. Око, глядящее в окно // Медведева И.Я., Ши-
шова Т.Л. Орден глобалистов: российская ложа. М.: Алгоритм, 2006. С.115-137.
Смолев, Д. Аня Желудь гнет искусство // Литературная газета. 2010. 21 мая. № 90. С. 15.
Тюленев, И. В пермскую глушь -привезли московскую чушь, или Невеселые заметки о выставке Гельмана // Литературная Россия. 2009. 1 мая. № 17-18. С.7.
References
Ilf, I., Petrov, E. Golden Calf // Ilf, I., Petrov E. Coll. Op. 5. Vol. 2. Moscow: Artist. Lit., 1996, pp.5-306.
Kolodyazhny, I. Art of the degeneration era // Literary Russia. 2009. October 30. № 43, p.2.
Mannheim, K. Man and society in an era of transformation // Mannheim K. Diagnosis of our time. Moscow: Lawyer, 1994, pp. 277-411.
Medvedeva, I.J, Shishova, T.L. Tower tolerance // Medvedeva, I.J., Shishova, T.L. Order globalists: Russian lodge. Moscow: Algorithm, 2006, pp.88-114.
Medvedeva, I.J., Shishova, T.L. Eye, staring out the window // Medvedeva, I.J., Shishova, T.L. Order globalists: Russian lodge. Moscow: Algorithm, 2006, pp.115-137.
Smolev, D. Anna Jelud oppression art / / Literary Gazette. 2010. May 21. № 90, p.15.
Tyulenev, I. In Permian wilderness -brought to Moscow's nonsense, or Sad notes about the exhibition Gelman // Literary Russia. 2009. May 1. № 17-18, p.7.