Научная статья на тему 'Проблемы национально-культурной идентификации в условиях «Информационного шока»'

Проблемы национально-культурной идентификации в условиях «Информационного шока» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
307
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ШОК / РУССКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / МЕНТАЛИТЕТ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ АРХЕТИП / ПАТРИАРХАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / NATIONAL AND CULTURAL IDENTITY / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION / INFORMATIONAL SHOCK / RUSSIAN NATIONAL CONSCIOUSNESS / MENTALITY / NATIONAL CULTURAL ARCHETYPE / PATRIARCHAL VALUES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Урютова Юлия Анатольевна

В статье рассматриваются некоторые аспекты русского национального восприятия информации в условиях современной эпохи. Рассматриваются и анализируются ее отражение в русском самосознании, а также влияние информационных потоков на дальнейшее формирование национально-культурной идентичности россиян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF NATIONAL AND CULTURAL IDENTIFICATION IN CONDITIONS OF "INFORMATIONAL SHOCK"1

In article some aspects of Russian national perception of the information in the conditions of the modern epoch are considered. Its reflection in Russian consciousness, and also the influence of informational streams on the further formation of national and cultural identity of Russians are considered and analyzed.

Текст научной работы на тему «Проблемы национально-культурной идентификации в условиях «Информационного шока»»

УДК 008

Урютова Юлия Анатольевна

аспирантка кафедры социальной философии Российского государственного социального университета 7kadr2@rambler.ru

ПРОБЛЕМЫ

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ «ИНФОРМАЦИОННОГО ШОКА»

Uryutova Yulia Anatolievna

post-graduate student of chair of social philosophy, Russian State Social University 7kadr2@rambler.ru

PROBLEMS OF NATIONAL AND CULTURAL IDENTIFICATION IN CONDITIONS OF “INFORMATIONAL SHOCK”

Аннотация:

В статье рассматриваются некоторые аспекты русского национального восприятия информации в условиях современной эпохи. Рассматриваются и анализируются ее отражение в русском самосознании, а также влияние информационных потоков на дальнейшее формирование национально-культурной идентичности россиян.

Ключевые слова:

Национально-культурная идентичность, информационное общество, информация, информационный шок, русское национальное самосознание, менталитет, национальный культурный архетип, патриархальные ценности.

The summary:

In article some aspects of Russian national perception of the information in the conditions of the modern epoch are considered. Its reflection in Russian consciousness, and also the influence of informational streams on the further formation of national and cultural identity of Russians are considered and analyzed.

Keywords:

National and cultural identity, information society, information, informational shock, Russian national consciousness, mentality, national cultural archetype, patriarchal values.

На протяжении последних лет разрушалась система духовного воспроизводства российского общества, и сегодня все яснее наблюдаются признаки кризиса национально-культурной идентичности. Он переживается как духовная отчужденность человека от социального, культурного мира как неспособность личности определить себя в национально-государственном отношении. Новая Россия существует как государство, население которого, сохранив отдельные черты старой идентичности, еще не выработало новую, соответствующую трансформациям современной эпохи. Люди, живущие в стране, объединены лишь территорией, но мало связаны между собой как национально-культурной идентичностью, так и представлениями о перспективах своего дальнейшего существования и развития. Происходящие в стране изменения остро ставят вопрос об определении путей дальнейшего развития российского общества, о сохранении его ценностей и национально-культурного своеобразия от активного влияния западной, американской и иных культур в условиях глобализации. Глобализация требует от людей трансформации идентичности в условиях общественных изменений, оказывая влияние на формирование идентичности современного человека. Информатизация - это один из процессов глобализации, играющий существенную роль в становлении национально-культурной идентичности в условиях трансформаций российского общества.

Сегодня в России разработана государственная программа «Информационное общество», реализация которой планируется в течение 2011-2020 гг. Она рассматривается как платформа для решения задач модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан, высвобождения ресурсов для личностного развития. Целью данной программы является получение гражданами преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам.

Чтобы предвидеть все последствия реализации данного проекта в целом, необходимо исследование характера русского национального восприятия информационных потоков, характерных для современной эпохи, их отражения в русском самосознании, влияния на дальнейшее формирование национальнокультурной идентичности россиян.

По мнению профессора И.М. Меликова, русское сознание - это сознание, существующее на основании широты души, натуры. Оно пытается преодолеть рамки, которые устанавливает Запад, Америка. В России никогда не приживался западный рационализм. Это можно объяснить религиозностью русских. Русский живет верой, а не знанием, она для него превыше всего как разума, так и логики. Она затмевает все остальное, если она преобладает в жизни человека [1, с. 122]. Стоит отметить, что даже русский атеизм носит часто религиозно-мистический характер (вспомним такие работы Н. Бердяева, как «Русская идея», «Судьба России»). Кроме того, у русских нравственность имела всегда приоритет перед интеллектуальным, рациональным. Вере не характерен холодный прагматизм, расчетливость, она предпочитает внутреннее чувствование, переживание, духовное озарение [2, с. 124]. Учитывая этот фактор, существует опасность, обусловленная тем, что если для русского человека характерна тенденция все воспринимать на веру, как догму, то и любая информация (будет ли она негативной или позитивной) при современных изощренных средствах манипулирования сознанием также укрепится как догма в русском самосознании.

Существенное влияние на общественную жизнь оказывают современные средства массовой информации. Они не только позволяют человеку чувствовать свою связь со всем миром, они снабжают его потоками информации, лишь небольшая часть которой является для него востребованной и нужной. В начале 90-х гг. прошлого столетия наше общество захлестнула огромным потоком информация, ранее находившаяся под запретом. Известным стало то, о чем люди не знали и не догадывались. Конечно, тот,

кто владеет информацией - владеет миром, но не все знания в этом информационном потоке полезны. Возникает угроза «информационного шока», человек тонет в этих информационных потоках, он не в состоянии обработать их и отделить зерна от плевел. Главным ориентиром для идентификации обывателя становятся навязываемые ему стандарты жизни, демонстрируемые в рекламе, где на первый план выходит «человек экономический», и идентификация происходит по принципу «я есть то, что я потребляю». СМИ нивелируют ценность приватной жизни человека, выставляя напоказ истории из жизни «звезд» и заодно активно приглашая стать «звездами» «простых людей» в различных реалити-шоу. Таким образом, происходит отчуждение индивида от его собственной приватной жизни в ее традиционном понимании.

Особую значимость в данной ситуации приобретает анализ особенностей русского менталитета. Как считает профессор Д.В. Полежаев, основной компонент ментальности - это социальная установка. Это феномен, который необходимо всегда учитывать, говоря о восприятии той или иной информации. Установки рассматриваются, прежде всего, как неосознанное состояние готовности воспринимать информацию, явления, оценивать те или иные события, законы и действовать по отношению к окружающему миру. Для установок характерны изменения, например, под влиянием пропаганды, идеологии, гипноза и т.д. [3, с. 5]. Необходимо отметить, что установки формируются не только под влиянием объективных условий жизни, но и под влиянием собственных ценностных ориентаций отдельной личности, социальной группы и общества в целом. И если происходит искажение традиционных ценностей в российском обществе под влиянием СМИ, активным навязыванием иной культуры, то это обстоятельство не может не отразиться на формировании национального самосознания современного россиянина, а следовательно, еще больше будет ощущаться «размытость» национальной идентичности.

Рассуждая о «русских» особенностях восприятия информации, нельзя не учитывать некоторые качества русского национального характера. Среди положительных качеств ученые отмечают: работоспособность и предприимчивость, стремление к поиску абсолютного добра, выражающееся в обостренной жажде социальной справедливости (к слову, социалистические идеи нашли благодатную почву на русской земле), добросердечие, патриархальный характер семейных ценностей. Из отрицательных черт русского народа чаще всего упоминают лень, злоупотребление алкоголем, неискренность и недоверчивость. Этот национальный парадокс, по мнению того же Д.В. Полежаева, объясняется тем, что вырабатываемые у русских национально-психологические установки часто не соответствуют друг другу: установка оценки может не определять поведенческой установки. Причинно-следственное соотношение блоков-установок как составляющих менталитета - довольно сложное явление, которое пока еще нуждается в дальнейшей конкретизации, несмотря на обилие различных его толкований [4, с. 9] .

С учетом парадоксальности (двойственности) русского характера необходимо табуировать (путем жесткой цензуры, изменений в законодательстве об сМи, а также путем формирования информационной культуры личности и т.д.) ту информацию, которая предположительно может нести негативные последствия для национального самосознания населения. Нельзя сбрасывать со счетов право «Не знать». Особенно это актуально на начальных ступенях развития личности, когда происходит первоначальное формирование социально-психологических установок.

Период демократических реформ дал экономическую свободу СМИ. Следствием стало насыщение рынка экранной продукции сравнительно дешевыми зарубежными, прежде всего, американскими образцами, демонстрировавшими невиданную до тех пор агрессию. Так, проблема агрессии на экране стала актуальной и в России. Кроме того, возникают ценностные конфликты, проявляющиеся в трансляции ценностей, чуждых для значительной части россиян. Проблема экранного насилия в значительной степени связана с экспансией американской продукции, транслирующей, в первую очередь, ценности материального богатства и индивидуализма, идеал физической силы как инструмент обретения материальных благ. При этом характерные для России ценности духовного уровня и идеалы коллективного бытия, взаимопомощи, альтруизма отходят на задний план либо оказываются и вовсе исключенными из экранного представления. Таким образом, негативную роль телевидения с большим количеством иностранной продукции, следует рассматривать в контексте ценностного конфликта, что проявляется через специфическое противоречие. Его можно сформулировать в виде дилеммы: современная Россия либо должна принять новые для нее нормы и ценности, транслируемые с экрана, либо отвергнуть их, выстроив соответствующие морально-правовые и социально-культурные барьеры.

В сознании многих телевизионных топ-менеджеров укоренилась мысль: эротика привлекает зрителя и позволяет нагнать рейтинг. Возникает конфликт между рейтингом и нравственностью. Нельзя говорить о том, что российское законодательство не обходит стороной проблему эротики на телеэкране, однако строгость российских законов компенсируется необязательностью их выполнения. Почему-то, сетуя на засилье неприглядной информации по телевидению, в Интернете и т.д., правящие круги не призывают запретить ее. Бесконтрольность неприглядной информации способствует развитию нетрадиционных взглядов на семью, семейные ценности. Это не вписывается в рамки русского самосознания, которому, как уже говорилось, характерны патриархальные традиции семьи. Здесь, скорее налицо возврат к доязы-ческой эпохе, когда человек еще не был окончательно выделен из природы, а был ее частью (только, конечно, теперь это человек с ноутбуком, мобильным телефоном и т.д.).

Неконтролируемая информация способна привести к примитивизации национальной культуры. Всячески насаждаются представления о человеке не как о венце творения, у которого особая миссия, особое предназначение, а лишь как о части животного мира. В современных западных и российских бестселлерах внимание концентрируется на организме, входит в моду романтизация физиологии. Корни западной архаизации лежат в западной культуре, которую условно называют «телесноориентированной». Достаточно взглянуть на католические иконы. В православных храмах нет такого гимна плоти [5]. Это со-

всем иной культурный фундамент, имеющий мало общего с православным культом аскезы и воздержания. А сегодня происходит насилие над русским национально-культурным архетипом, для которого всегда были характерны отсутствие фиксации на физической стороне взаимоотношении мужчины и женщины, а напротив, ее замалчивание. При этом следует отметить, что русская натура очень страстная, о чем упоминалось в произведениях русских писателей (Куприна, Тургенева) [6]. Там описания взаимоотношений удивительным образом сочетают страстность и целомудрие. На Западе такое сочетание трудно понять, для них не характерна двойственность менталитета.

Этот пример свидетельствует о том, что и в дальнейшем бесконтрольность подаваемой информации может вызвать в российском обществе тяжкие последствия. Если в западных странах было медленное падение нравов, то в России, в связи с утратой национально-культурной идентичности, будет что-то наподобие ядерного взрыва. На Западе разрушается лишь христианская часть архетипа, а языческая остается, то у нас даже этого равновесия не будет. Особенно, с учетом русского национального самосознания, в котором присутствует анархическое начало, очень сильно сдерживаемое ранее православной этикой. Без этого элемента русский анархизм чудовищен. Когда же, наконец, происходит сдвиг сознания, он касается ни много, ни мало абсолютных точек отсчета. Когда культурные скрепы распадаются вообще, изменения приобретают неконтролируемый, страшно разрушительный характер [7]. Десакрализация, отмена неписанных культурных табу есть грубое посягательство на основы образа жизни, на то, что принято называть культурным ядром. И как бы подобная информация ни преподносилась, последствия будут катастрофическими. Точно предсказать каким будет национальное самосознание невозможно, но если бесконтрольность информационных потоков будет присутствовать и дальше, ни о каком сохранении русской идентичности не может быть и речи.

Сегодня русское самосознание можно сравнить с психически больным человеком, переживающим распад, отчуждение от собственной личности - ее прошлого, настоящего, будущего. Усилия формирующегося общества знания необходимо направлять на преодоление кризиса национальной идентичности, необходимой для оздоровления национальной культуры. Если дальше проводить аналогию между психически больным человеком и размытой национальной идентичностью, то способ ее восстановления следует сопоставить с одним из методов психотерапии, так называемой маскотерапией [8, с. 2]. Суть этого метода - обретение идентичности безнадежно больным. А технически этот метод выглядит как создание из пластилина портретных изображений больного - масок. Он должен узнать себя в них, в них должно воплощаться здоровое начало из прошлого, которое надо выявить, рассмотреть в облике больного, воссоздать в портрете, то есть заново интегрировать целостность из здоровых элементов. В процессе лечения создается образ пациента в прошлом, исключаются из него деформированные моменты настоящего. Больной принимает этот образ, сопоставляет себя с ним и возвращается в состояние нормального человека.

Таким образом, обретение национальной идентичности - душевное исцеление общественного сознания - предполагает различные векторы духовных усилий нации: воссоединение со своей историей, прошлым; обретение идентичности в настоящем; видение нацией своего будущего [9, с. 3]. Важнейшим шагом является обретение историко-культурной идентичности с прошлым - так же как больная личность создает «образ себя», вспоминая свое «здоровое прошлое», так и культура для исцеления должна воссоздавать свой образ, сформировать его из здоровых элементов настоящего и прошлого. Функцию врача-психотерапевта должна нести гуманитарная культура, а обязано выполнять общество знания, подразумевающее помимо предоставления всеобщего доступа к информации, знаниям и качественному образованию, соблюдение культурного многообразия и уважение национального достоинства.

Ссылки: References (transliterated):

1. Меликов И.М. Грани свободы в русской культуре // Уче- 1. Melikov I.M. Grani svobody v russkoy kul'ture // Uchenye

ные записки. 2006. № 1. zapiski. 2006. No. 1.

2. Там же. 2. Ibid.

3. Полежаев Д.В. Идея менталитета в русской философии 3. Polezhaev D.V. Ideya mentaliteta v russkoy filosofii «zolotogo

«золотого века». Волгоград, 2003. veka». Volgograd, 2003.

4. Там же. 4. Ibid.

б. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Безобразия в образовании. б. Medvedeva I.YA., Shishova T.L. Bezobraziya v obrazovanii.

иРЬ: http://eparhia-saratov.ru. URL: http://eparhia-saratov.ru.

б. Там же. б. Ibid.

7. Касьянова К. О русском национальном характере. иРЬ: 7. Kas'yanova K. O russkom natsional'nom haraktere. URL:

http://eparhia-saratov.ru. http://eparhia-saratov.ru.

S. Марков А.П. Отечественная культура как ресурс образова- S. Markov A.P. Otechestvennaya kul'tura kak resurs obra-

тельной деятельности // Вестник Челябинской государ- zovatel'noy deyatel'nosti // Vestnik Chelyabinskoy gosudar-

ственной академии культуры и искусств. 2006. № 1. stvennoy akademii kul'tury i iskusstv. 2006. No. 1.

9. Там же. 9. Ibid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.