Научная статья на тему 'Человек, солдат, учёный, педагог'

Человек, солдат, учёный, педагог Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Человек, солдат, учёный, педагог»

памяти леонидА миХАйловичА ЧИСТОВА

(29.03.1924 - 20 декабря 2012)

А.Н. Сидоров

человек, солдат, учёный, педагог

Леонид Михайлович Чистов - известный экономист, общественный деятель, представитель отечественноговысшегоэкономичес-кого инженерно-строительного образования, академик-секретарь отделения управления социально-экономическими системами Петровской академии наук и искусств.

Леонид Михайлович был выдающимся представителем интеллигенции, педагогического вузовского сословия, на котором основывалась и непрерывно совершенствовалась высшая школа Советского Союза, а теперь и России. Не будет преувеличением сказать, что на таких неугомонных самоотверженных тружениках держится Россия.

За свои ратные и научно-трудовые усилия он был награждён свыше 30 государственными орденами, медалями и почётными знаками.

Истоки главных черт характера, таланта, воли, настойчивости, имеют глубинный, генетический характер и кроются в его происхождении. Он родился в деревне Ба-ково Новодугинского района Смоленской области в крестьянской семье. Семья была типично русская - десять детей (5 братьев и 5 сестёр).

Родители всячески поощряли ученье детей. Среднюю школу Леонид окончил отличником по всем предметам при особом увлечении математикой. Это оказалось особым даром при выборе будущей профессии и грядущих свершениях.

С марта 1943 г. начал службу в Советской Армии: сначала разведчиком в стрелковом полку, а после ранения - артиллеристом в противоздушной обороне, завершив участие в Великой Отечественной войне в Восточной Пруссии взятием Кенигсберга.

После демобилизации начался трудовой путь Л.М. Чистова, путь интеллектуального роста. Сначала - учитель математики в школе. Далее - Ленинградский кораблестроительный институт (диплом с отличием) и работа старшим инженером-экономистом сметного отдела Ленинградского Адмиралтейского судостроительного завода.

Неодолимая тяга к знаниям, совершенствованию привели Леонида Михайловича в аспирантуру Ленинградского института водного транспорта. Затем - активная научно-педагогическая деятельность, которой он самоотверженно занимался всю жизнь: доцент в Институте водного транспорта, профессор Финансово-экономического института и т.д.

В 1969 г. защитил докторскую диссертацию, а в 1970 г. ему присвоено учёное звание профессора.

С 1975 г. дальнейшая судьба Леонида Михайловича неразрывно связана с ИНЖЭКОНОМ. Здесь начался очередной взлёт его творческой карьеры. Этому способствовало усиление научно-теоретического общения с коллективом университета и видными учеными: В.В. Новожиловым, Г.А. Краюхиным, Г.С. Вечкановым, В.Я. Ель-меевым, В.А. Воротиловым, А.А. Збрицким, Д.С. Львовым, Ю.А. Маленковым, Б.М. Бо-голюбским, В.Н. Воловичем, А.И. Субетто, Б.М. Ченкиным и многими другими.

Особенно добрые отношения у него сложились с сотрудниками кафедры экономии и менеджмента в строительстве во главе с проф. В.В. Бузыровым.

Леонид Михайлович всегда трогательно вспоминал свои творческие контакты с академиком С.Г. Струмилиным. С ним он обсуждал вопросы эффективности производства, 5 уточнял и согласовывал своё видение пробле- g мы. Особенно его трогал следующий факт из ^

Леонид Михайлович Чистов

жизни академика: в тяжелеишие годы воины он усыновил более 10 детеИ. Образ академика С.Г. Струмилина стал для него путеводноИ звездоИ, котороИ так не хватает в настоящее время многим начинающим исследователям.

Леонид МихаИлович придерживался ряда принципов, следуя которым, он получал неизменно достоИные объективные результаты:

1) Это жёсткиИ анализ результатов имеющихся решениИ поставленноИ проблемы;

2) обязательная апробация основ решения проблемы на практике или по краИнеИ мере на аналоге - модели исследуемого объекта;

3) самокритичная оценка полученных результатов; 4) доброжелательное отношение к критическим замечаниям по поводу сформулированных решениИ проблемы и использование в этих замечаниях рационального зерна.

Результатом такого подхода стало формирование концепции экономическоИ науки -теории эффективного управления социально-экономическими системами (СЭС).

Л.М. Чистов - автор 450 научных работ, в том числе более 30 монографиИ и учебников.

Среди них следует отметить: Оптимизация развития социалистическоИ экономики (Л.: Лениздат, 1977); ЭкономическиИ анализ работы машиностроительного объединения. (М.: Машиностроение, 1979); Измерение и анализ результата и эффективности производства. (М.: СтроИиздат, 1984); Реконструкция деИствующих предприятиИ. (СПб.: СтроИиздат, 1994); Социальная защита в системе эффективного управления. (СПб.: ИСЭП РАН, 1994); Заработная плата - основа социальноИ защищённости качества жизни, стимулятор роста и производительности труда. (СПб.: Изд-во ФРА, 1995); Критика предмета и основных положениИ политичес-коИ экономии, макро- и микроэкономики. Доклад на II съезде ПАНИ, 27 октября 1995 г. в СПб. Сборник докладов и тезисов докладов «Управление социально-экономическими системами» (СПб.: ИС ЭП РАН, 1995); Ресурсная пропорциональность - основа эффективности управления. (СПб.: из-во ФРА, 1996); Эффективное управление социально-экономическими системами. (СПб.: Петрополис, 1998); Закономерности в динамике показателеИ социально-экономического развития страны. (Иркутск: Изд-во ИГУ, 2000); Ресурсные модели в системе эффективного управления. (СПб.: изд-во СПбГУ, 2000); Проблемы качества жизни народов России. (СПб.: МФИН,

2002); Ленинская теория империализма и современная глобализация. (СПб.: Астерион,

2003); Актуальные проблемы экономическоИ теории и практики. Часть I. (СПб.: Астерион, 2003); Экономика строительства. (СПб.: Пи-

тер, 2004); Актуальные проблемы экономи-ческоИ теории и практики. Часть II. (СПб.: Астерион, 2004); Теория эффективного управления социально-экономическими системами. Основа экономическоИ науки. Учебник по экономическоИ теории для студентов экономических специальностеИ. (СПб.: Астерион, 2005); Актуальные проблемы экономическоИ теории и практики. Ч. III. (СПб.: ПАНИ, Ас-терион, 2006); Трансформация сложившихся экономических наук. (СПб.: Астерион, 2007); Теория эффективного управления СЭС. Основы экономическоИ науки. Учебник по эко-номическоИ теории (гриф МОРФ). (СПб.: Асте-рион, 2009).

Среди перечисленных трудов выделяются 2 издания учебника «Теория эффективного управления социально-экономическими системами. Основа экономическоИ науки» с грифом министерства образования РФ. Учебник излагает востребованную практикоИ теорию эффективного управления производственными образованиями (системами) различных иерархических уровнеИ. КомплексныИ науч-ныИ подход, базирующиИся на соответствующих экономических законах, исключает использование несоответствующих результатов исследованиИ по экономическим проблемам (см. п.п. 19-21). Одновременно даны методологические основы эффективного управления социально-экономическоИ системы по всем основным его функциям. Это обеспечивает социально-экономическоИ системе инновационное развитие по оптимальному варианту. Теория излагает также научные основы решения главноИ проблемы человечества -преодоления эксплуатации трудящихся с учётом формирования соответствующеИ методологии ценообразования.

Научно-педагогические работники, как замечал Леонид МихаИлович, в «перестроечные» годы разучились применять научныИ подход как в преподавании своих дисциплин, так и в своих научных работах, что чревато застоем в экономическоИ теории и практике. Результат - творческая пассивность и некритичное отношение к западным «пособиям» (идеологии) и соответствующее качество преподавания экономики; патриотическое воспитание высших кадров слабеет.

В последнее время Л.М. Чистов несмотря на проблемы со здоровьем продолжал активно работать.

Его семья всегда была опороИ в его нелёгком труде, и это трудно переоценить.

Я склоняю свою голову перед памятью об этом деИствительно большом Человеке, Солдате, Учёном, Педагоге, деятеле экономичес-коИ науки, прекрасном муже и отце. Вечная ему память!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.