Научная статья на тему 'Человек потребляющий в предметном поле политических наук'

Человек потребляющий в предметном поле политических наук Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК ПОТРЕБЛЯЮЩИЙ / PEOPLE CONSUMING / ПОТРЕБЛЕНИЕ / CONSUMPTION / РЫНОЧНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА / MARKET-ORIENTED MODEL OF INTERACTION BETWEEN GOVERNMENT AND SOCIETY / СООБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / CONSUMER SOCIETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Томбу Дина Вольдемаровна

Основной целью статьи является привлечение внимание к новому социальному типу личности, определяемому как человек потребляющий. А также, к возможности использования данного понятия для определения базового социального характера, порождаемого современным обществом, в котором потребление играет ключевую роль в предметном поле политических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main purpose of the article is to attract attention to a new social type of personality, defined as a person consuming. And also, to the possibility of using this concept to identify the basic social nature posed by modern society in which consumption plays a key role in the subject field of political science.

Текст научной работы на тему «Человек потребляющий в предметном поле политических наук»

1. Как правило, действия Фонда к анализу и решению проблем весьма новаторские, что позволяет лицам, принимающим решений, посмотреть на одну и тоже проблему под разным углом зрения или с новой позиции.

2. Такого рода организации через исследовательские проекты, конференции и семинары ведут подготовку кадров, также они позволяют представителям власти улучшить свои профессиональные навыки.

3. Фонд имени Генриха Бёлля расширяет диапазон вариантов политики в процессе принятия важных политических решений.

4. Любая организация социально-политического спектра, в том числе и Фонд имени Генриха Бёлля, может предоставить уникальную возможность ре-крутизации лиц, которые уже имеют все навыки, чтобы работать в государственных структурах. И с другой стороны, принимая во внимание изменчивость политической ситуации, такие организации предоставляют практическую возможность для политиков продолжать свою деятельность после выхода из государственных структур по тем или иным причинам.

В заключении мне бы хотелось отметить, что деятельность Фонда Генриха Бёлля в качестве НПО социально-политического спектра очень важна. Значимость таких организаций, как Фонд Генриха Бёлля, растет с каждым днем, потому что большим плюсом их деятельности является их гибкость. Они могут адаптировать свою деятельность быстрее, чем государственные учреждения. Соответственно они реагируют на изменения жизни «за окном» гораздо быстрее, чем государственные структуры.

Список литературы

1. Belyaeva N. (2006). Public policy in Russia: theory and practice. Scientific schools formation // Public policy in modern Russia: actors and institutions. Articles collection. М.: HSE.

2. Heinrich Böll Foundation. Электронный ресурс: [http://ru.boell.org/en/categories/our-mission], (дата обращения: 15.02.15).

3. McGann, J., Johnson Erik C. (2005).Comparative Think Tanks, Politics and Public Policy Hardcover, P. 283.

4. Zaytsev D. (2008).Theories and methodology of political actors' influence on decision making (think tanks' example) // Human. Community. Governance. № 2, 2008. P. 413.

ЧЕЛОВЕК ПОТРЕБЛЯЮЩИЙ В ПРЕДМЕТНОМ ПОЛЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК

Томбу Дина Вольдемаровна

Канд. соц. наук, доцент кафедры политологии и социологии МПГУ. г. Москва

АННОТАЦИЯ

Основной целью статьи является привлечение внимание к новому социальному типу личности, определяемому как человек потребляющий. А также, к возможности использования данного понятия для определения базового социального характера, порождаемого современным обществом, в котором потребление играет ключевую роль в предметном поле политических наук. ABSTRACT

The main purpose of the article is to attract attention to a new social type ofpersonality, defined as a person consuming. And also, to the possibility of using this concept to identify the basic social nature posed by modern society in which consumption plays a key role in the subject field ofpolitical science.

Ключевые слова: человек потребляющий, потребление, рыночно-ориентированная модель взаимодействия власти и общества, сообщество потребителей.

Keywords: people consuming, consumption, market-oriented model of interaction between government and society, consumer society.

В обществознании, в целом сложилось устойчивое мнение в отношении основных социальных компонентов, определяющих тип общественной системы: базовый тип экономики, базовый тип социальной интеграции, контроля и управления, и базовый тип личности. Однако проблематика социального типа личности востребованного, сформированного, и максимально адаптированного к конкретному социуму остается открытой. Описание, реконструирование социального характера, порождаемого современным обществом, в котором потребление играет ключевую роль, принципиально важно для понимания природы и направленности сегодняшних политических процессов. Базовым принципом политических наук является понимание, того, что именно человек является исходной сущностью политики. Вопрос - какой человек? До недавнего времени, важнейшей отличительной чертой современности - считалось превращение общества в субъекта политического процесса, а власти в инструмент для

реализации общественного интереса. Возникший гражданский тип социальной конфигурации, формирующий отношения «общество-власть» определил новый тип личности - индивидуализированную личность, включенную в сложную систему взаимозависимостей, регулируемых рыночными механизмами. А власть соответственно была «не только обязана обществу своим происхождением и легитимностью, но и, в идеале, подотчетна и подконтрольна ему» [1, с. 33]. Однако прошло совсем немного времени и на смену граждано - центричной модели взаимодействия власти и общества со всей очевидностью приходит ры-ночно-ориентированная. Кроме того, индивидуализированная личность понятие само по себе слишком многогранное, содержащее в себе разные типы, и исторически, и культурно обусловленные формы становления и понимания сути индивидуализма. Для политической теории, нацеленной на объяснение и прогнозирование современных политических феноменов, концепций, ценностей,

необходима более четкая привязанность к сегодняшним реалиям в определении базового типа личности.

В этой связи, рассмотрение человека, потребляющего как нового антропологического типа в качестве субъекта и объекта политики на наш взгляд, представляет несомненный интерес. Прежде всего, это обусловлено тем, что сегодня потребление играет основную роль в процессе воспроизводства, подчиняя себе другие его составляющие производство, распределение, обмен.

Оно представляет собой общественно дифференцируемую форму жизнедеятельности и «является мощным стратифицирующим фактором, порождающим острые социальные коллизии во всех без исключения современных обществах», и в силу своей интегрированно-сти в создание и распределение общественного богатства, порождает социальное неравенство, социальную солидарность и борьбу. [3, с. 56]. Общество потребления базируется на экономике предложения недолговечных товаров и услуг, включая информационные абсолютно во всех сферах жизни, в том числе, в политической. И современная модель демократии как системы выборов оптимально ей соответствует. «Наиболее выигрышными приманками для избирателей служат, безусловно, чаще всего демагогические призывы к росту уровня и качества жизни, которое преподносится как умножение потребительских возможностей. Потребительский вектор политической демократии удачно встраивается в схему выражения пропорциональных интересов населения и вполне отвечает принципу социальной справедливости» [2, с. 58]. Здесь нельзя не отметить что сам факт осуществления демократических преобразований на постсоциалистическом пространстве был подготовлен изменениями-соблазнами в сфере индивидуального потребления. Которое, как показывает, уже не только западная практика очень быстро «выходит за рамки, диктуемые природными потребностями, и превращается в ключевую часть воспроизводства человека социального» [2, с. 112].

Потребление стимулирует производство (экономику) лишь тогда, когда оно встроено в социальную организацию культуры, повседневной жизни, в частную и публичную сферы, когда происходит переформатирование индивидуальных потребительских систем в систему социокультурных смыслов общества потребления. И вот уже, мы имеем дело, с универсальным общественным инструментом модификации современных стилей поведения, образа жизни, типа личности. « В такого рода скрытом социальном конфигурировании личного и коллективного потребления проявляется, на наш взгляд, процесс созидания и реконструирования цивилизационного порядка различных уникальных форм современности в большинстве стран» [3, с. 56].

Превращение социума в сообщество потребителей превращает поиск выгоды - материальной, социальной, политической - в определяющий принцип в отношениях общества и власти. Замена института представительства на отношения купли-продажи создает условия для навязывания покупателю (гражданину) любой политической продукции (персоны, идеи, реформы, акции), производимой исключительно в интересах заказчика (власти). «Политического потребителя» отличают два основных свойства. С одной стороны, он, подобно покупателю в магазине, настроен гораздо критичнее по отношению к

тому, что ему предлагают профессиональные политики, нежели гражданин, ощущавший свою идеологическую связь с определенной партией. Однако с другой стороны, в сравнении со своим историческим предшественником, имевшим четкие ориентиры в мире политики, намного сильнее подвержен воздействию разного рода "политических технологий" [ 4, с. 112].

Состав массы потребителей неоднороден, нельзя забывать, что современный человек, благодаря институту рекламы в том числе политической уже «запомнил» что он индивидуум. Кроме того, сегментация, возможно в больше степени, чем стандартизация является условием сохранения действующей власти в «атомизированном» гражданском обществе. Сегменты, возникающие в обществе потребления практически безопасны для власти, так соединены связями не приводящими к социальному единству. Они существуют в форме целевой аудитории для маркетологов, продавцов, политических консультантов, средств массовой информации. Довольно сложно вообразить человека, действующего в одиночку в качестве субъекта политических отношений, если, конечно он не теро-рист. «Потребление магически властвует над всеми и всем. Оно становится главным политическим рычагом. Жизненные интересы отдельного индивида, нации и государства заключаются в долгосрочном обеспечении потребления энергией, ресурсами, информацией. Глобализация потребления лишь закрепляет его всемогущество на мировом уровне. Торговля и экономический обмен, в конце концов, ориентированы на масштаб и качество потребления. Уровень жизни определяется доходом на душу населения, т.е. опять-таки так называемой корзиной потребления потребительских благ, услуг и условий. Магическая сила потребления имеет скрытый политический смысл, который задает вектор действия реальной политике, поведению разных слоев населения [2, с. 60].

«Человек потребляющий» способен конструировать образ будущего лишь в границах собственной идентичности, а еще точнее собственной биографии, в которой место общественным интересам и политическим ценностям отводится в основном в ситуации угрозы материальному и физическому благополучию. Нет сомнений в том, что политику создал человек разумный (homo sapiens) в том числе для того, чтобы соотносить индивидуальные усилия с коллективными, определяя общее будущее. Попытаться увидеть какое будущее ждет homo consumer -одна из задач политической науки.

Список литературы

1. Глинчикова А. Г. Р Россия и Европа: два пути к Современности. М:Культурная революция, 2014. — 608 с.

2. Ильин В.И. Потребление как дискурс. СПб.: Интер-социс, 2008. - 446 с.

3. Козловский В.В. Общество потребления и цивили-зационный порядок современности./ Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Том XIV № 5 (58) С.55.

4. Пшизова С. Н. От «гражданского общества» к «сообществу потребителей»: политический консюме-ризм в сравнительной перспективе (I) / С. Н. Пши-зова. -// Полис: Политические исследования. 2009. -№1. - С.100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.