Научная статья на тему 'Анализ деятельность НПО, как организации социально-политического спектра'

Анализ деятельность НПО, как организации социально-политического спектра Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
72
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ деятельность НПО, как организации социально-политического спектра»

можности интеграции и получения всей релевантной информации, достоверного системного анализа на основе информации от "всех источников", опосредующей в себе интеллект всех источников и обращающий его в отфильтрованный, достоверный и своевременный "управленческий интеллект". текущий управленческий процесс политических лидеров полагается почти полностью на поток "свободных информационных вводов", полученных от конкурирующей бюрократии, международных учреждений, субъектов олигархического сектора, преследующих собственные цели. В то же самое время потребность состоит в том, чтобы обеспечить сфокусированный к управленческой проблеме квант информации. Данные аспекты обеспечения информационной безопасности наиболее сложны в практической реализации, так как не могут быть сведены только к технологическим вопросам.

В рамках глобализации информационных отношений, а также с целью усиления своей роли (экономической, политической и военной) ведущие государства мира используют новый принцип информационной политики -необходимость достижения информационного превосходства, которое, в числе прочего, предполагает активизацию различного рода информационных атак [4, С. 68]. С позиций эффективного государственного и общественного управления достижение этого предполагает реализацию информационной экспансии: от различных по форме видов контроля над использованием национальных и интернациональных информационных ресурсов, до полного контроля над информационными ресурсами. Информационная экспансия как форма государственной информационной политики реализуется государственными институтами и негосударственными структурами под патронажем государства.

Возрастание информационной зависимости, увеличение емкости и мощности привлекаемых для управления информационных ресурсов, повышение открытости государственного управления являются позитивными моментами эволюции государственного и общественного управления. Одновременно они несут в себе негативные явления - проникновение современных информационных технологий в сферу дезорганизации государственного управления, прежде всего, на политическом уровне. Особую роль данные аспекты приобретают в современных условиях разворачивающейся мировой финансово-экономической рецессии, что предъявляет к политической элите повышенные требования в части знания основных положений антикризисного менеджмента [5, С. 130].

В современной России, при усложнении геополитической ситуации, просматривается тенденция усиления роли государства в ключевых секторах политики и экономики, продолжения курса "управляемой демократии", которая является разновидностью стиля авторитарного управления, характерного для всех этапов исторического развития страны. В этих условиях резко возрастает цена

принятых политическими лидерами управленческих решений. Здесь можно вспомнить яркий пример из истории, начавшей было возрождать в XI веке былое могущество Византии. Речь идет о катастрофической цене ошибки лидера элиты, когда в 1068 году из-за опрометчивости полководца Романа Диогена, провозглашенного императором, "Византийской империи был нанесен удар, от которого она так и не оправилась, хотя и смогла продержаться, в сокращенных размерах, в течение еще четырехсот лет" [6, С. 78].

Политическая элита нашей страны по-прежнему нередко мыслит и руководствуется категориями прошлого века, не использует современные информационные технологии управления, которые бы позволили оказывать требуемое влияние на формирование и развитие политических коммуникационных процессов в условиях современной глобализации. При этом, с учетом возможных резонансных последствий наложения негативного тренда мирового финансово-экономического кризиса и экономических санкций, чрезвычайно важно при принятии политических решений рассматривать отрасли социально-трудовой сферы не как "ресурсопотребляющие", за счет которых можно решать обостряющиеся социально-экономические проблемы, а как "ресурсообразующие", в которых формируется самый ценный компонент любого общества и государства - человеческий ресурс [7, С. 137].

Список литературы

1. Луман Никлас. Власть / Пер. с нем. А. Ю. Антоновского. (Серия "Образ общества"). М., Праксис, 2001. 256 с.

2. Кастельс М. / Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / Пер. с англ. А.Матвеева под ред. В. Харитонова. Екатеринбург: У-Фактория, 2004 г. 328 с.

3. Родионов М.А., Волкова Т.А. Политические коммуникации и властные элиты. Коммуникология. Международный научный журнал. Том 6, № 4. М., 2014.

4. Родионов М.А. Методологические аспекты информационного аудита в менеджменте предприятия. Научный вестник МГТУ ГА, № 156 (6). М., 2010.

5. Родионов М.А. Информационно-аналитическая поддержка принятия решений в антикризисном менеджменте. Научный вестник МГТУ ГА, № 131 (7), серия Менеджмент, экономика, финансы. М., 2008.

6. Б. Лиддел-Гарт. Стратегия непрямых действий / Пер. с англ. Б.Червякова, И. Козлова, С. Любимова. Серия "Энциклопедия военного искусства". М., "Издательство АСТ", СПб, "Terra Fantastica', 2003. 653 с.

7. Родионов М.А. Социально-политическая безопасность России. Учебное пособие. М., РАГС, 2009. 146 с.

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НПО, КАК ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Эта статья посвящена анализу деятельности Фонда Генриха Бёлля как некоммерческой организации социально-политического спектра. Целью Фонда имени Генриха Бёлля является поддержание развития политической

Шитова Александра Вячеславовна

Студентка магистратуры НИУ-ВШЭ, г. Москва

культуры, поддержка демократического развития политических институтов, в том числе и российских. Деятельность Фонда осуществляется по четырем основным направлениям: демократия, гендерное развитие, экология и международное сотрудничество [2].

Наш исследовательский вопрос будет следующим: каковы функции российского филиала Фонда Генриха Бёлля в современной социально-политической среде?

Цель статьи: определить ключевые направления деятельности Фонда Генриха Бёлля как организации социально-политического спектра.

Для того, чтобы проанализировать деятельность Фонда, мы, во-первых, должны определить, является ли Фонд Генриха Бёлля референтной группой, во-вторых, направлена ли деятельность фонда на достижение научных результатов, и в - третьих, являются ли результаты его деятельности независимыми от тех или иных политических институтов.

Представляется целесообразным, в первую очередь, определить значимость Фонда как референтоной группы. Прежде всего, Фонд Бёлля строит свою работу на взаимоотношении людей, которые привержены определенным социальным ценностям, таким, как свобода слова, соблюдения прав человека, решение политических конфликтов мирным путем. Например, Фонд стремится к укреплению демократии и принимает меры для предотвращения разрушения экосистемы. Одна из нескольких задач фонда - это обеспечение международного диалога посредством проведения научно-исследовательских проектов в географически социально - кризисных зонах. Поэтому можно отметить, что Фонд является такой референтной группы, которая для того или иного индивида служит своеобразным барометром социальных ценностей.

Второй критерий, по которому мы будем оценивать Фонд как организацию социально-политического спектра, является уровень значимости этой организации как «think tank».

Фонд Генриха Бёлля, в первую очередь - это «think tank» политической памяти. Эта организация была основана в память о Генрихе Бёлли, который являлся одним из известных социально-политических деятелей и публицистов Федеративной республики Германии.

Деятельность Фонда Генриха Бёлля выглядит как форум / клуб, это дискуссионная площадка, которая традиционно открыта для широкой общественности, для политиков и исследователей, которые разделяют похожие идеи и ценности. Для социально-научной значимости Фонда координаторы программ привлекают к совместной деятельности ведущих акторов гражданского общества: университетских профессоров, предпринимателей, ученых, молодых специалистов, журналистов и просто людей с активной гражданской позицией.

Очень важно также проанализировать автономию такой организации, аффилированность на политические институты. Очень часто политический статус аналитических центров связан с уровнем политической активности и степени влияния на политический и административный процесс. Способность организаций социально-политического спектра влиять на то или иное принятие политического решения, в свою очередь, предполагает наличие у такой организации ресурсов: человеческого и материального капитала, институциональных основ организации, престижа отдельных сотрудников этой организации. Особое значение имеет способность аналитического центра выступать в качестве общественной независимой экспертной организации [4].

Фонд имени Генриха Бёлля в России имеет постоянный штат сотрудников. Прежде всего, это профессионалы своего дела, которые могут быстро реагировать на возникающие краткосрочные политические проблемы. В этой организации работает постоянный коллектив и это,

несомненно, повышает статус Фонда среди других аналитических центров, СМИ и даже отдельных политиков. В то же время указанное обстоятельство может отрицательно сказаться на качестве предоставляемых результатов. Поэтому Фонд всегда готов принять к себе нового сотрудника - специалиста в своей профессиональной области.

Было бы несправедливо не упомянуть тот факт, что Фонда имени Генриха Бёлля является платформой для участия в обсуждениях на различные социально-политические темы. Он организует «круглые столы», проводит конференции и семинары, создает площадку для обмена экспертными мнениями и т.д.

На основе экспертного интервью с сотрудниками Фонда было выявлено, что Фонд сам является инициатором научно-исследовательских проектов, публикаций аналитических материалов: интернет-статей, книг, брошюр и т.д. Так же Фонд имени Бёлля публикует в интернете на собственном сайте статьи, доклады и презентации отдельных исследователей Фонда, которые имеют степень кандидата или доктора наук, что тоже подтверждает важность статуса этой организации.

Также можно выделить особенности партнерских отношений Фонда с важными акторами политического процесса:

- Сотрудничество на основе конкретных целей, участие в совместных проектах.

- Договорные союзнические отношений с активными участниками политического процесса. (Большое число партнеров - почти 60 стран) [2].

Целью этого исследования мы ставили выявление функций Фонда Генриха Бёлля как организации социально-политического спектра, поэтому представляется необходимым перейти к анализу наиболее важные из них.

1. Образовательная функция. Прежде всего, это функция гражданского образования. Среди тем образовательных программ можно выделить такие как: гражданская культура, демократические ценностей, международный диалог и многие другие. Формой обучения являются: краткосрочные семинары с использованием интерактивных методов, консультирование по конкретным вопросам. Кроме того, Фонд поддерживает талантливых студентов, работающих над социально-политическим вопросами, дает возможность выигрывать гранты для исследования наиболее важных актуальных проблем.

2. Коммуникативная функция Фонда выражается в том, что Фонд выступает в качестве посредника:

- Посредник между правительством и НПО, политической элитой и гражданским обществом (организация общественных слушаний, общественной экспертизы и других форм общественного участия).

- Фонд выступает в качестве посредника между НПО и научным сообществом, НПО и бизнесом (организации встреч, тренингов, вместе они создают площадку, которая обеспечивает возможность слушать, слышать и понимать друг друга, что так важно в современной ситуации).

- Фонд выступает в качестве посредника между НПО и средствами массовой информации, организует встречи журналистов с научным сообществом и с представителями НПО, где они обсуждают важные вопросы и вырабатывают совместные рекомендаций на ту или иную социально-политическую проблематику.

Что дает Фонд Генриха Бёлля как " think tank" социально-политического спектра:

1. Как правило, действия Фонда к анализу и решению проблем весьма новаторские, что позволяет лицам, принимающим решений, посмотреть на одну и тоже проблему под разным углом зрения или с новой позиции.

2. Такого рода организации через исследовательские проекты, конференции и семинары ведут подготовку кадров, также они позволяют представителям власти улучшить свои профессиональные навыки.

3. Фонд имени Генриха Бёлля расширяет диапазон вариантов политики в процессе принятия важных политических решений.

4. Любая организация социально-политического спектра, в том числе и Фонд имени Генриха Бёлля, может предоставить уникальную возможность ре-крутизации лиц, которые уже имеют все навыки, чтобы работать в государственных структурах. И с другой стороны, принимая во внимание изменчивость политической ситуации, такие организации предоставляют практическую возможность для политиков продолжать свою деятельность после выхода из государственных структур по тем или иным причинам.

В заключении мне бы хотелось отметить, что деятельность Фонда Генриха Бёлля в качестве НПО социально-политического спектра очень важна. Значимость таких организаций, как Фонд Генриха Бёлля, растет с каждым днем, потому что большим плюсом их деятельности является их гибкость. Они могут адаптировать свою деятельность быстрее, чем государственные учреждения. Соответственно они реагируют на изменения жизни «за окном» гораздо быстрее, чем государственные структуры.

Список литературы

1. Belyaeva N. (2006). Public policy in Russia: theory and practice. Scientific schools formation // Public policy in modern Russia: actors and institutions. Articles collection. М.: HSE.

2. Heinrich Böll Foundation. Электронный ресурс: [http://ru.boell.org/en/categories/our-mission], (дата обращения: 15.02.15).

3. McGann, J., Johnson Erik C. (2005).Comparative Think Tanks, Politics and Public Policy Hardcover, P. 283.

4. Zaytsev D. (2008).Theories and methodology of political actors' influence on decision making (think tanks' example) // Human. Community. Governance. № 2, 2008. P. 413.

ЧЕЛОВЕК ПОТРЕБЛЯЮЩИЙ В ПРЕДМЕТНОМ ПОЛЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК

Томбу Дина Вольдемаровна

Канд. соц. наук, доцент кафедры политологии и социологии МПГУ. г. Москва

АННОТАЦИЯ

Основной целью статьи является привлечение внимание к новому социальному типу личности, определяемому как человек потребляющий. А также, к возможности использования данного понятия для определения базового социального характера, порождаемого современным обществом, в котором потребление играет ключевую роль в предметном поле политических наук. ABSTRACT

The main purpose of the article is to attract attention to a new social type ofpersonality, defined as a person consuming. And also, to the possibility of using this concept to identify the basic social nature posed by modern society in which consumption plays a key role in the subject field ofpolitical science.

Ключевые слова: человек потребляющий, потребление, рыночно-ориентированная модель взаимодействия власти и общества, сообщество потребителей.

Keywords: people consuming, consumption, market-oriented model of interaction between government and society, consumer society.

В обществознании, в целом сложилось устойчивое мнение в отношении основных социальных компонентов, определяющих тип общественной системы: базовый тип экономики, базовый тип социальной интеграции, контроля и управления, и базовый тип личности. Однако проблематика социального типа личности востребованного, сформированного, и максимально адаптированного к конкретному социуму остается открытой. Описание, реконструирование социального характера, порождаемого современным обществом, в котором потребление играет ключевую роль, принципиально важно для понимания природы и направленности сегодняшних политических процессов. Базовым принципом политических наук является понимание, того, что именно человек является исходной сущностью политики. Вопрос - какой человек? До недавнего времени, важнейшей отличительной чертой современности - считалось превращение общества в субъекта политического процесса, а власти в инструмент для

реализации общественного интереса. Возникший гражданский тип социальной конфигурации, формирующий отношения «общество-власть» определил новый тип личности - индивидуализированную личность, включенную в сложную систему взаимозависимостей, регулируемых рыночными механизмами. А власть соответственно была «не только обязана обществу своим происхождением и легитимностью, но и, в идеале, подотчетна и подконтрольна ему» [1, с. 33]. Однако прошло совсем немного времени и на смену граждано - центричной модели взаимодействия власти и общества со всей очевидностью приходит ры-ночно-ориентированная. Кроме того, индивидуализированная личность понятие само по себе слишком многогранное, содержащее в себе разные типы, и исторически, и культурно обусловленные формы становления и понимания сути индивидуализма. Для политической теории, нацеленной на объяснение и прогнозирование современных политических феноменов, концепций, ценностей,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.