возможное поклонение морским божествам, которые предсказывают будущее и оказывают покровительство морякам (Посейдон, Амфитрита, Нерея и др.).
В древности развивалось и практиковалось каботажное (вдоль берега) плавание. Такие передвижения могли быть далекими, охватывающими всю Эгенеиду, так как земля всегда находилась в пределах видимости. Эти обстоятельства постепенно формировали уверенность мореходов в себе. Были освоены и ночные плавания. Уже во времена Одиссея мореходов вели в открытое море звезды, созданные Атласом и разбитые на созвездия кентавром Хироном. Из поэм Гомера узнаем о том, что древние греки знали Сириус, Орион, Плеяды, Волопас и Медведицу, что позволило древним выстраивать морские маршруты в северном направлении, устремившись в Эвк-синский Понт.
Для обеспечения безопасности плавания древние создают систему маяков, которые не только выполняли практические функции, но и в полной мере отражали еще сохранявшееся суеверие мореходов о религиозном строении мира, а это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения древних мореплавателей.
Таким образом, расширение плавающей ойкумены стимулировало не только экономические и политические процессы в Эгенеиде, но, несомненно, наложило отпечаток и на мировоззрение древних мореходов, которое было связано со специфической рефлексией действительности, преломленной в призме мифологических представлений и отношений между миром богов и миром человека.
ЭТНОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА
О. Петрова
ЧЕЛОВЕК КАК МОДЕЛЬ КОСМОСА В ЭСТЕТИКЕ ИТАЛИИ
(период Кватроченто)
В средневековой культуре существовали представления о человеке как о части природного мира. В философии к новому осмыслению человека пришли еще ученые Шартра в XII в. Они видели в нем природу, микрокосм, вписывающийся в совершенный порядок мира и отражающий его в себе. Человек составлен из тех же элементов, что и макрокосм. Но в целом средневековая мысль не выходила за рамки представлений о двойственной природе человека, где права тела и чувств не рассматривались как нечто важное и ценное, а в аскетических учениях не признавались вообще.
В эпоху Возрождения начинают переосмысливать устройство мира и место человека в нем, определяют достоинство человека, т.к. через эту категорию можно понять его исключительность.
Франческо Петрарка обосновывает высокое достоинство человека и в доказательство приводит традиционные христианские представления о человеке как образе и подобии Бога. Петрарка славит человеческие разум, чувства - добродетели, которые присущи только человеку и благодаря которым он может преступить границы смерти.
Колюччо Салютати понимает человеческое достоинство в деятельной жизни, вследствие чего человек оказывается сопричастным божественному через деятельность ради всеобщего блага.
Лоренцо Валла включает человека в животный мир и определяет его главное отличие как предназначение к вечности, которая выражается в безграничности его познавательной возможности.
Манетти говорит о совершенстве человеческой природы, где телесные и духовные свойства теснейшим образом связаны между собой и находятся в гармоничном единстве, и называет его полновластным хозяином мира, т.к. благодаря своим познанию и действию человек становится соавтором Бога в творении мира.
Фичино утверждает, что гармония космоса проецируется в гармонию мира и человека, в гармонию самой человеческой природы. Главное достоинство человека -это его разум, вследствие чего он обладает бессмертной душой и выполняет функцию связующего звена мира.
Пико делла Мирандола в своей системе мироздания отводит человеку центральное место. Он - узел мира. Такое положение в иерархии Вселенной связано с особенностью природы человека, лишенной изначальной заданности, но в то же время сочетающей в себе черты всех прочих сущностей. Человек - четвертый мир после над-небесного, небесного и подлунного, осуществляет в себе синтез. Он - микрокосм.
Таким образом, в течение XV в. гуманисты переосмысливали положение человека в мире. Они постепенно вводили его в животный мир, обосновывали его исключительность. В результате этого человек превратился из самого худшего творения Бога на земле (из-за своей греховности) в самое совершенное и занял центральное место в системе мироздания рядом с Богом.
Е. Козина
ТЕМА ДЕТСТВА В НИДЕРЛАНДСКОЙ ЖИВОПИСИ XV ВЕКА (на примере образа младенца Христа в творчестве Р. Кампена)
В первой половине XV в. в Нидерландах происходит становление бюргерской культуры. Ее идеи и мировоззренческие принципы находили свое выражение в разного рода ересях. Среди них - «Devotio Moderna» («Новое благочестие»), в основе которого лежали идеи пантеизма и индивидуализма. «Новое благочестие» стало своеобразным нравственным кодексом бюргерства.
Его ценности нашли отражение в живописи, стремительное развитие которой связано с тем, что она наглядно представляла заказчику-бюргеру его мироощущение. Идеи божественного и прекрасного выражались в ней через будничное и повседневное.
Средние века практически не знали мира детства. В ребенке видели маленького взрослого и соответственно его изображали. В образе младенца Христа подчеркивалась его божественная сущность.
Считается, что Эразм Роттердамский своими педагогическими сочинениями открыл мир детства. Однако он лишь теоретически обосновал то, что видел вокруг себя и что уже было воплощено в живописи.
В XV в. средневековые типы изображения Богоматери с младенцем наполняются новым содержанием. Теперь подчеркивается их земная природа. Чтобы показать действительно ребенка, его изображают обнаженным, т.к. в средние века каноническая одежда скрывала маленькое тельце и делала младенца похожим на взрослого.