бога во всей мифологической системе Древнейшей и Древней Греции.
Интересная информация была получена автором данной работы при сопоставлении уже известных данных о мифологии Ахиллеса-бога, а также античной легендарной традиции об Ахиллесе-герое с доолимпийской элевсинской мифологией Пер-сефоны-Деметры. Выяснилось, что Ахиллес-бог являлся ведущей фигурой в элевсинской мифологии, сыном-супругом Великой богини, основным образом доолимпийской мифологии. Положение образа Ахиллеса-бога, сопоставимого с такими фигурами, как Дионис, подземный Зевс, Посейдон и Океан-Ахелой, позволяет значительно расширить реконструкцию мифологии Ахиллеса-бога и выяснить её роль во всей мифологической системе Древнейшей и Древней Греции.
Существование фигур догомеровского Ахиллеса-бога и гомеровского Ахиллеса-героя порождает вопрос о трансформации образа. Для решения этой проблемы автор работы выделяла характерные моменты мифологии Ахиллеса-бога и сравнивала с тем, как они представлены у Гомера. Это позволило увидеть традиции и новаторство в изображении гомеровского Ахиллеса. Тезис о том, что некоторые моменты «Илиады» и «Одиссеи» позволяют подозревать сознательное противопоставление гомеровского Ахиллеса-героя Ахиллесу-богу, является главным итогом данного наблюдения.
Н. Степанова
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ МОРЕХОДОВ АНТИЧНОСТИ
Со времени появления первого корабля прошли тысячелетия, следовательно, можно предполагать, что за этот период времени у мореплавателей могло сложиться свое оригинальное мировоззрение. В связи с этим интересно и показательно изучение мировоззрения мореходов античности в его историческом развитии, которое отразило поворотные вехи в развитии духовной культуры человечества.
Развитие мореплавания и кораблестроения приводит к тому, что мореходство становится профессией. Причиной трансформации ремесла в профессию является то, что в условиях становления полисного типа государства профессия морехода становится прерогативой свободного гражданина. Однако все обстояло не так гладко. Свободного населения для успешного развития мореплавания в каждом отдельном полисе было недостаточно, поэтому развитие получило такое явление, как наемничество. Причем оно стало характерным для людей весьма обеспеченных.
Мореплавателем и мореходом мог стать не каяедый, а только тот человек, который сумел бы преодолеть, по мнению античных авторов, «семь легендарных морских страстей»: страх, голод, жалсду. одиночество, жалость к себе, раскаяние и надсаду.
Из всех известных мореходов античности наибольшей славой пользовались иллирийские, киликийские, критские, финикийские, самосские, сицилийские мужи, промышлявшие морем.
Моряками могли стать добровольно, но только очень отважные люди. Во-первых, покидая свою родину, они лишались покровительства отеческих богов. Во-вторых, приобретали могущественных противников в лице чужеземных богов, ревниво оберегавших интересы тех, кто исправно приносил им жертвы. С этим связано и
возможное поклонение морским божествам, которые предсказывают будущее и оказывают покровительство морякам (Посейдон, Амфитрита, Нерея и др.).
В древности развивалось и практиковалось каботажное (вдоль берега) плавание. Такие передвижения могли быть далекими, охватывающими всю Эгенеиду, так как земля всегда находилась в пределах видимости. Эти обстоятельства постепенно формировали уверенность мореходов в себе. Были освоены и ночные плавания. Уже во времена Одиссея мореходов вели в открытое море звезды, созданные Атласом и разбитые на созвездия кентавром Хироном. Из поэм Гомера узнаем о том, что древние греки знали Сириус, Орион, Плеяды, Волопас и Медведицу, что позволило древним выстраивать морские маршруты в северном направлении, устремившись в Эвк-синский Понт.
Для обеспечения безопасности плавания древние создают систему маяков, которые не только выполняли практические функции, но и в полной мере отражали еще сохранявшееся суеверие мореходов о религиозном строении мира, а это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения древних мореплавателей.
Таким образом, расширение плавающей ойкумены стимулировало не только экономические и политические процессы в Эгенеиде, но, несомненно, наложило отпечаток и на мировоззрение древних мореходов, которое было связано со специфической рефлексией действительности, преломленной в призме мифологических представлений и отношений между миром богов и миром человека.
ЭТНОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА
О. Петрова
ЧЕЛОВЕК КАК МОДЕЛЬ КОСМОСА В ЭСТЕТИКЕ ИТАЛИИ
(период Кватроченто)
В средневековой культуре существовали представления о человеке как о части природного мира. В философии к новому осмыслению человека пришли еще ученые Шартра в XII в. Они видели в нем природу, микрокосм, вписывающийся в совершенный порядок мира и отражающий его в себе. Человек составлен из тех же элементов, что и макрокосм. Но в целом средневековая мысль не выходила за рамки представлений о двойственной природе человека, где права тела и чувств не рассматривались как нечто важное и ценное, а в аскетических учениях не признавались вообще.
В эпоху Возрождения начинают переосмысливать устройство мира и место человека в нем, определяют достоинство человека, т.к. через эту категорию можно понять его исключительность.
Франческо Петрарка обосновывает высокое достоинство человека и в доказательство приводит традиционные христианские представления о человеке как образе и подобии Бога. Петрарка славит человеческие разум, чувства - добродетели, которые присущи только человеку и благодаря которым он может преступить границы смерти.
Колюччо Салютати понимает человеческое достоинство в деятельной жизни, вследствие чего человек оказывается сопричастным божественному через деятельность ради всеобщего блага.