Научная статья на тему 'Человек и экология: междисциплинарные исследования (проблемы экологического здоровья)'

Человек и экология: междисциплинарные исследования (проблемы экологического здоровья) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1675
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / ЭКОЛОГИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / БОЛЕЗНИ ЦИВИЛИЗАЦИИ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / PERSON / ECOLOGY / HUMAN FACTOR / CIVILIZATION / SICKNESS OF CIVILIZATION / ECOLOGICAL HEALTH / ECOLOGICAL PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Залевский Генрих Владиславович

Обсуждаются проблемы отношений человека и его естественной и искусственной среды обитания. Приводятся факты агрессивного поведения человека по отношению к ней. Среда обитания мстит людям болезнями цивилизации и экологии. Подчеркивается значение экологической психологии в профилактике экопатологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article are discussed the problems of relationship of men to his nature and art ecology. The facts are adduced of aggressive ecological behavior. The role of men factor of doing harm by men and civilization to nature is stressed. The ecology revenges oneself upon people by civilizations and ecologies diseases. The role of ecological psychology on the ecopathology prevention is underlined.

Текст научной работы на тему «Человек и экология: междисциплинарные исследования (проблемы экологического здоровья)»

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9

ЧЕЛОВЕК И ЭКОЛОГИЯ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО здоровья)1

Г.В. Залевский (Томск)

Аннотация. Обсуждаются проблемы отношений человека и его естественной и искусственной среды обитания. Приводятся факты агрессивного поведения человека по отношению к ней. Среда обитания мстит людям болезнями цивилизации и экологии. Подчеркивается значение экологической психологии в профилактике экопатологии.

Ключевые слова: человек; экология; человеческий фактор; цивилизация; болезни цивилизации; экологическое здоровье; экологическая психология.

Экология - это наука об отношениях организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Во второй половине прошлого столетия заговорили о серьезной опасности, угрожающей здоровью и жизни человека в связи с тем, что главной причиной прогрессирующего ухудшения здоровья людей становилось повсеместное ухудшение экологической ситуации ввиду техногенного загрязнения окружающей среды. Эта опасность, доминирующая в процессе разрушения здоровья людей, получила название «болезни цивилизации» (К. Ясперс). В медицине появился даже специальный раздел, посвященный заболеваниям, вызванным техногенным загрязнением среды и получивший название «экопатология».

В основе современного представления о здоровье и болезни лежит оценка взаимодействия организма со средой. Здоровье, по определению ВОЗ, есть состояние полного физического, духовного и социального благополучия. А оценка среды обитания человека возможна лишь через состояние здоровья самого человека.

Человек - биосоциальное существо, а точнее - био-психосоционоэтическое/духовное существо, живущее в общем доме совместно с другими видами [1, 2]. Как неразрывная часть экосистемы человек живет по естественным законам дома, где он постоянно/временно проживает, либо, выражаясь привычно, ему надлежит жить по законам природы. Однако человек, в отличие от других существ, живущих в полной гармонии со средой обитания, будучи частью единого дома, биопсихосоциодуховным существом, вдруг слишком возгордился и, отказавшись следовать общим законам своего дома, решил изменить его, адаптировав «под свой интерес». То, что из этого вышло, теперь называют экологическим кризисом.

Начало кризиса было заложено еще два столетия назад. Он только усугубился в ХХ в. и продолжается в настоящее время в связи с галопирующим загрязнением окружающей среды в глобальном масштабе и во * 6

всех сферах. Знание взаимосвязи окружающей среды и здоровья человека необходимо для понимания того, почему экологией необходимо заниматься уже сегодня, не откладывая ни на минуту, а то можно и опоздать.

Дело в том, что медико-экологические показатели России оцениваются как неблагополучные. Ученые уверены: если не принять экстренных мер, то неминуема общенациональная (не только демографическая) катастрофа, последствия которой трудно предсказать. Речь идет не только о таких общеизвестных фактах, как показатели средней продолжительности жизни (менее 65 лет, за что мы занимаем «почетное» 63-е место в мире).

В последние годы особое значение придавалось унификации перечня индикаторов здоровья населения и среды в связи с назревшей необходимостью создания географических информационных систем по экологическому здоровью (HEGIS). Этой проблеме были посвящены семинары ВОЗ в Болгарии в 1995 г., а также в России (Тула, 1997 г.), целью которых было выработать перечень индикаторов экологического здоровья в России, совместимый с перечнем индикаторов, применяемых в европейской географической информационной системе:

В программе ВОЗ «Здоровье для всех» выделены следующие индикаторы экологического здоровья:

1. Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни для разных категорий граждан.

2. Смертность (от злокачественных новообразований органов пищеварения, органов дыхания, от рака крови).

3. Младенческая смертность.

4. Доля детей с массой тела при рождении менее 2 500 г.

5. Показатели физического развития детей.

6. Заболеваемость: ОРЗ у детей, бронхиальная астма, онкологические заболевания, органов дыхания, пищеварения, крови, кожи, частота врожденных пороков развития, кишечные инфекции, данные по числу

1 Это фактически текст доклада, представленного автором на конференциях с международным участием по одноименной теме 20-25 июня 2010 г. в г. Горно-Алтайске и г. Бийске Алтайского края.

6

Экологическая психология

заболевших, госпитализации, смертности, гепатит А, болезни щитовидной железы, профессиональные заболевания.

Особую тревогу вызывает то, что у болезней цивилизации (все хронические заболевания, в том числе сердечно-сосудистые, органов дыхания, болезни пищеварения и обмена веществ, иммунологии, психические болезни и неврозы, бесплодие, а также увеличение числа злокачественных новообразований и др.) выявилась тенденция роста.

По данным Росгидромета, мониторинг воздуха в 284 городах России показал, что 66 млн человек живут в городах с загрязнением воздуха, превышающим нормы ПДК, из них 40 млн - в условиях, когда воздух значительно загрязнен, а 1 млн - в условиях, когда уровень загрязнения считается опасным. «Цена» экологического неблагополучия России составляет 350 тыс. дополнительных смертей в год, что стало одним из главных факторов катастрофического падения численности населения. Как могло случиться, что из-за негативной экологической обстановки умирают ежегодно 350 тыс. россиян?

Неблагополучную экологическую ситуацию наша страна получила в наследство от СССР как следствие милитаризации экономики и экстенсивного использования природных ресурсов. Однако опасное наследство не оправдывает того, что происходит со средой нашего обитания сегодня. В настоящее время общая экологическая культура населения столь низка, что до 80% объемов всевозможных выбросов, осуществляемых промышленными предприятиями, являются несанкционированными.

Основные пути проникновения химических загрязнений из окружающей среды в организм человека - это прежде всего воздух, сомнительного качества питьевая вода и продукты питания.

Известно уже более 250 химических веществ, метаболиты которых, изменяя структуру ДНК, провоцируют мутации, что приводит к перерождению клеток. Все большую тревогу вызывает воздействие загрязнения среды обитания на детородную функцию и здоровье потомства.

Одним из самых распространенных и опасных химических веществ, обладающих сильным канцерогенным действием, является бензопирен. В городах, где его концентрация превышает ПДК в 2-4 раза, частота заболеваний раком на 12-24% выше, чем в городах, где его концентрация менее 2 ПДК.

Отдельную группу составляют негативные техногенные факторы, не изученные до конца, но также имеющие высокий потенциал опасности: загрязнение неионизирующими электромагнитными излучениями (в России за последние десятилетия в сравнении с фоном выросли показатели в 20-30 раз, создан даже Центр электромагнитной безопасности), повышенный уровень шума в городах, воздействие ракетно-космической техники и др.

Некоторые факты по регионам:

1. Смертность от загрязнения воздуха взвешенными частицами в среднем по стране достигает 40 тыс. человек в год, в Дзержинске, Иркутске, Кемерово, Красноярске, Новокузнецке, Норильске - в 1,5-3 раза выше, чем в среднем по стране.

2. Сходная ситуация имеет место и с водными ресурсами. В настоящее время до нормативного качества очищается около 10% вод, требующих очистки. Водоемы загрязняются по-разному: в Тюменской и в некоторых других областях - избыточное наличие в воде высокотоксичных хлорорганических соединений (в т.ч. диоксинов); в Томской и в некоторых других - имеет место радиоактивное загрязнение рек вблизи плутониевых производств.

3. Продолжает ухудшаться качество подземных вод, около 50% их загрязнено сульфатами, хлоридами, нефтепродуктами и др. При указанных тенденциях к 2012 г. 80% вод в Московском регионе будут опасно загрязнены. Чувствительный показатель экологического неблагополучия - репродуктивное здоровье мужчин. В крупнейших городах региона здоровых мужчин менее 50%.

4. В Новосибирске, где ежегодно в атмосферу выбрасывается около 400 тыс. т вредных загрязняющих веществ, уровень заболеваемости беременных с 1991 по 2000 г. вырос более чем в 2 раза. Такие же тенденции прослеживаются и в других регионах.

Подводя итоги вышесказанному, можно признать: здоровье человека непосредственно зависит от окружающей среды, играющей главную роль в инвалидизации населения и сокращении продолжительности жизни от болезней цивилизации. Человек не может быть здоровым, если среда больна. Но можно утверждать и обратное: среда не может быть здоровой, если болен человек, а, прежде всего если он болен социально и духовно, т.е. в нем не воспитана экологическая культура.

Академик Д.С. Лихачев писал, что экология - не междисциплинарная наука, а проблема человеческой культуры в целом. Причины гибели биологических, экологических систем и культурных человеческих ценностей одни и те же, они в главном - в культурном уровне общества, в его нравственной культуре. Без нравственной культуры никакие законы и постановления не будут действовать. Если состояние культуры в нашей стране не будет улучшаться, не улучшится и положение с экологией. Приказами отношение к природе изменить нельзя.

В последние годы пробивается осознание того, что решение региональных и глобальных экологических проблем посредством одного только технико-естественнонаучного подхода невозможно. Здесь очень велика роль так называемого «человеческого фактора» [7-9].

Основными признаками антропогенного воздействия на среду обитания являются: нарушение ее структуры в результате уничтожения элементов среды (например, лесов), обеспечивающих определенные стороны функционирования популяции, истощение абиотических и

7

№ 38

Сибирский психологический журнал

2010 г.

биотических ресурсов; нарушение структурных связей среды в результате компенсаторного воздействия на одни из них за счет других; замена элементов трофических цепей и нарушение круговорота веществ, распространение монокультур, сосредоточение производства, выброс в среду элементов, не взаимодействующих в циклах круговорота, нарушающие эти циклы; создание новых структурных элементов и связей, ранее отсутствующих в природной среде. Например, синтетические вещества, взаимодействующие с биогенными факторами.

В связи со сказанным выше становятся очевидными роль и место психологии и психологов в этой сфере. В последнее десятилетие появилась даже особая область психологии - экологическая психология (environmental psychology, Umweltpsychologie, Umweltschutzpsycholo-gie) [10-12].

Экологическая психология является относительно молодой частью психологии. Она охватывает взаимовлияния человек-среда как взаимоотношения между материально-физическим и социокультурным внешним миром и человеческими переживаниями и поведением [3, 4, 5-15].

Environmental psychology is that branch of psychology that studies the relationship between people psychological processes and sociophysical features of the built and natural environment, in order to enhance human well-being and to improve people-environment relations [6. Р. 801-814].

Экопсихология притязает на интердисциплинар-ность, поскольку человеческая среда - феномен комплексный. Ею признается необходимость сотрудничества с инженерами, естественниками, экономистами, социологами, политологами, медиками, биологами, архитекторами, планировщиками городов, дизайнерами и другими специалистами.

Сегодня экопсихология как наука больше ориентирована проблемно и в меньшей степени - на создание собственных экопсихологических теорий, а потому при решении конкретных проблем она прибегает к теориям и знаниям всех психологических дисциплин. Например, для улучшения охраны природы на предприятиях используются знания из когнитивной, социальной, трудовой, организационной и рекламной психологии.

Научное исследование взаимосвязей (каузальных и коррелятивных) между переменными среды, переживаниями и поведением находящегося в ней человека является основным пунктом экопсихологического исследовательского интереса. Такие темы, как «загрязнение среды» или «экосознание», представляют собой прикладные области, а не только области экопсихологического исследования. Помимо научных задач, экопсихология должна заниматься множеством практических проблем, и тут возникают большие возможности для профессиональной деятельности дипломированных экопсихологов. Правда, их практически никто (прежде всего в России) не готовит. Пока только обозначены намерения в этом направлении.

Нас в этом отношении опережает, например, Германия, где психология начала интересоваться «экологическими перспективами» уже приблизительно 25 лет назад. Имеется довольно большое число публикаций в виде монографий, периодических изданий как в Германии, так и в других зарубежных странах. Что касается отечественных публикаций, то мы можем сослаться лишь на книгу В.И. Панова «Экологическая психология. Опыт построения методологии» [3], в которой автор пытается определить «проблемное поле экопсихологии» (психология глобальных изменений, природная среда как объект восприятия, психология окружающей среды, психология образовательной среды как части социокультурной среды, основные модели образовательной среды, проектирование и экспертиза образовательной среды, экологическое сознание, экопсихология развития и т.д.).

Итак, экопсихология занимается отношениями между человеком и средой. В рамках экопсихологии специалисты озабочены мыслями, моделями и теориями о том, как люди должны обходиться со своей средой, находясь в зависимости от нее. Из этого и вырастают центральные проблемы экопсихологии.

Одной из них является изменение экологического поведения людей, человечества. Как можно сподвигнуть людей к более справедливому поведению по отношению к среде? Когда и в каких созданных ими же условиях чувствуют себя люди лучше всего? Что это для природы, в условиях которой люди могут существовать и отдыхать?

Конкретно это означает, что экологию/среду следует учитывать, а экологические проблемы - решать. Нужно понять, как люди должны себя вести, чтобы это было в интересах среды обитания, и как могут измениться их мышление, суждения и чувства, чтобы учитывались в интересы среды обитания. Что в этом плане изменилось за последние годы? Вначале специалисты были озабочены выяснением того, что такое экологическое сознание, затем - каков вклад экологического сознания в экологическое поведение. Здесь наши достижения скромны. Сегодня мы имеем специфические модели и теории, которые объясняют экологическое поведение/ деятельность. Как же с помощью этих моделей и теорий можно изменить экологическое поведение людей?

Между экопсихологией и другими научными дисциплинами (прежде всего с экономикой) могут и должны быть точки соприкосновения. Стратегически было бы правильно свести в одних головах системы стимулов и необходимость изменений. Далее с техникой: инновации должны быть правильно использованы, чтобы действовали не исключительно принципы эффективности, но и принципы достаточности (Efficienz-Prinzip sonder nur das Sufficienz-Prinzip). Затем должна быть точка соприкосновения с медициной: что это значит для здоровья людей - вести себя экологично?

Сегодня в работе экопсихолога существуют большие трудности, поскольку мало кто имеет представление об экопсихологии вообще. При упоминании о психологии

8

Экологическая психология

люди думают прежде всего о психотерапии. Следует избавить человека от этого ограниченного представления и связанного с ним страха. Другая трудность: люди испытывают дискомфорт, когда их пытаются привлечь к исследованиям в сфере экологических проблем.

Как могут быть использованы результаты экопсихологического исследования в практике? В рамках экопсихологии лабораторные эксперименты довольно редки, преимущественно это полевые исследования: работа с людьми, в общинах, с прессой [13, 14].

Востребованы ли экопсихологи в нашем обществе? Да, востребованы, но, разумеется, необходимы время и большая работа с общественностью, управленцами разного уровня, бизнесменами. Востребованность растет, но нужны потрясающие примеры эффективной практики, а не только хорошие теории и модели. Необходимо значительное усиление экологической психоэдукации в образовательных учреждениях и за их пределами.

В рамках американской экопсихологии (environmental psychology) самыми актуальными являются следующие вопросы:

Что означает экологически осознанное действие в становящейся комплексной действительности?

Какое отношение с природой из этого вытекает и какие побуждающие экопсихологические стратегии могут выступить в качестве конструктивного ответа?

Почему отношение человека к сохранению нашей природы (экосистемы) все ухудшается; почему растет количество экологических кризисов, угрожающих благополучию и жизни людей?

Как может экопсихология стимулировать сознание, направленное на сохранение наших жизненных оснований?

Эти вопросы являются в одинаковой степени проблемными для нас, как и для американцев. Ведь среда обитания у нас одна - Земля.

Литература

1. Залевский Г.В. От «демонической» до «биопсихосоционоэтической» модели психического расстройства // Сибирский психологический

журнал. 2009. № 32. С. 57-64.

2. Залевский Г.В., Залевский В.Г., Кузьмина Ю.В. Антропологическая психология: биопсихосоционоэтическая модель развития личности и ее

здоровья //Сибирский психологический журнал. 2009. № 33. С. 99-103.

3. ПановВ.И. Экологическая психология. Опыт построения методологии. М., 1993.

4. Bechtel R.B., ChuchmanA. Handbook of Environmental Psychology. N.Y., 2002

5. Bonnes M. et al. Perceptions of urban environment and physical activity. 5th Annual meeting of HEPA-EUROPE. 11-12 november 2009. Bologna,

Italy.

6. Bonnes М. Carrus, Enviromental Psychology: a definition // Environmental Psychology, Overwie. Enciclopedia of Applied Psychology. 2004. Vol. 1.

Р 801-814.

7. Gibson J.J. The Ecological Approach to Visual Perception. N.Y.: Hillsdate, 1979.

8. Graumann C.F., LantermanE.D., Kruse l. Oekologische Psychologie. 2 Aufl. Beltz: Weinheim, 1996.

9. Hellbruek J., FischerM. Umweltpsychologie. Ein Lehrbuch. Hogrefe: Goettingen, 1999.

10. Homburg A., Matthies E. Umweltpsychologie. Umweltkrise, Gesellschaft und Individuum. Juventa: Weinheim, 1998.

11. Kaminski G. Psychologie und Umweltschutz // Umweltpsychologie. 2009. № 1(2). Р 8-24.

12. Miller R. Einfuehrung in die Oekologische Psychologie. Opladen: Leske, 1992.

13. MillerR. Umweltpsychologie. Eine Einfuehrung. Kohlhammer, Stuttgart, 1998.

14. Roszak Th. Oekopsychologie - Der entwurzelte Mensch und der Ruf der Erde. Stuttgart: Kreutz Verlag, 1994.

15. StengelM. Oekologische Psychologie. Oldenburg; Muenchen, 2002.

MEN AND ECOLOGY: INTERDISCIPLINARY STUDY (PROBLEMS OF ECOLOGICAL HEALTH)

Zalevskij G.V. (Tomsk)

Summary. In the article are discussed the problems of relationship of men to his nature and art ecology. The facts are adduced of aggressive ecological behavior. The role of men factor of doing harm by men and civilization to nature is stressed. The ecology revenges oneself upon people by civilizations and ecologies diseases. The role of ecological psychology on the ecopathology prevention is underlined.

Key words: person; ecology; human factor; civilization; sickness of civilization; ecological health; ecological psychology.

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.