Научная статья на тему 'Экологическая психология: проблемы экологического здоровья'

Экологическая психология: проблемы экологического здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2084
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / ЭКОЛОГИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / БОЛЕЗНИ ЦИВИЛИЗАЦИИ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / MAN / ECOLOGY / MEN FACTOR / CIVILIZATION / CIVILIZATION DISEASES / HEALTH ECOLOGY / ECOLOGICAL PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Залевский Генрих Владиславович, Кузьмина Ю. В.

В статье обсуждаются проблемы отношений человека и его естественной и искусственной сред обитания. Приводятся факты агрессивного поведения человека по отношению к ней. Подчеркивается значение человеческого фактора в том вреде, который наносится человеком и цивилизацией. Среда обитания мстит людям болезнями цивилизации и экологии. Подчеркивается значение экологической психологии в профилактике экопатологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological psychology: problems of ecological health

In the article are discussed the problems of relationship of men to his nature and art ecology and ecological health as one of actual problems of ecological psychology. The facts are adduced of aggressive ecological behavior. The role of men factor of doing harm by men and civilization to nature is stressed. The ecology revenges oneself upon people by civilizations and ecologies diseases. The role of ecological psychology on the ecopathology prevention is underlined. Keywords. Man, ecology, men factor, civilization, civilization diseases, health ecology, ecological psychology.

Текст научной работы на тему «Экологическая психология: проблемы экологического здоровья»

УДК 159.9

г.в. залебскии

зав.кафедрой генетической и клинической психологии ТГУ, доктор психол. наук, профессор, член-корр. РАО

Ю.В. КУЗЬМИНА,

старший преподаватель кафедры генетической и клинической психологии, канд. психол.наук

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

G.V. ZALEVSKIJ, Y.V. KUZMINA ECOLOGICAL PSYCHOLOGY: PROBLEMS OF ECOLOGICAL HEALTH

Аннотация: В статье обсуждаются проблемы отношений человека и его естественной и искусственной сред обитания. Приводятся факты агрессивного поведения человека по отношению к ней. Подчеркивается значение человеческого фактора в том вреде, который наносится человеком и цивилизацией. Среда обитания мстит людям болезнями цивилизации и экологии. Подчеркивается значение экологической психологии в профилактике экопатологии.

Ключевые слова: человек, экология, человеческий фактор, цивилизация, болезни цивилизации, экологическое здоровье, экологическая психология.

Summary: In the article are discussed the problems ofrelationship of men to his nature and art ecology and ecological health as one of actual problems of ecological psychology. The facts are adduced of aggressive ecological behavior. The role of men factor of doing harm by men and civilization to nature is stressed. The ecology revenges oneself upon people by civilizations and ecologies diseases. The role of ecological psychology on the ecopathology prevention is underlined.

Keywords. Man, ecology, men factor, civilization, civilization diseases, health ecology, ecological psychology.

Еще со второй половины прошлого столетия заговорили о серьезной опасности, угрожающей здоровью и жизни человека в связи с тем, что главной причиной прогрессирующего ухудшения здоровья людей становилось повсеместное ухудшение экологической ситуации, прежде всего, техногенное загрязнение окружающей среды. Эта опасность, доминирующая в процессе разрушения здоровья людей, получила название «бо-

лезней цивилизации» (К. Ясперс). В медицине появился даже специальный раздел, посвященный заболеваниям, вызванным техногенным загрязнениям среды, получивший название экопатология.

Человек - биосоциальное существо, а точнее - би-опсихосоционоэтическое/духовное существо (1-3), живущее в общем доме совместно с другими живыми видами. Будучи неразрывной частью экосистемы,

человеку предназначено жить по единым, естественным законам своего дома, где он постоянно/временно проживает, либо, выражаясь привычно, ему надлежит жить по законам природы. Однако человек, в отличие от других живых существ, живущих в полной гармонии со средой обитания, будучи частью единого дома, биопсихосоциодуховным существом, вдруг слишком возгордился и, отказавшись следовать общим законом своего дома, решил изменить его под себя, под свой интерес. То, что из этого вышло, теперь называют экологическим кризисом.

Начало кризиса было заложено еще два столетия назад. Он только усугубился в ХХ столетие и продолжается в настоящее время в связи с галопирующим загрязнением окружающей среды в глобальном масштабе и во всех сферах. Поэтому знание взаимосвязи окружающей среды и здоровья человека нужно для понимания того, почему экологией необходимо заниматься уже сегодня, не откладывая ни на минуту, а то можно и опоздать.

Дело в том, что медико-экологические показатели России оцениваются как неблагополучные. Ученые уверены: если не принять экстренных мер, то неминуема общенациональная, и не только демографическая, катастрофа, последствия которой трудно предсказать. И это не только общеизвестные факты, как показатели средней продолжительности жизни в РФ - менее 65 лет, за что мы занимаем почетное 63-е место в мире.

В программе ВОЗ «Здоровье для всех» выделены следующие индикаторы экологического здоровья:

1. Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни для разных категорий граждан.

2. Смертность (от злокачественных новообразований органов пищеварения, органов дыхания, от рака крови).

3. Младенческая смертность.

4. Доля детей с массой тела при рождении менее 2500 г.

5. Показатели физического развития детей.

6. Заболеваемость: ОРЗ у детей, бронхиальная астма, онкологические заболевания, органов дыхания, пищеварения, крови, кожи, частота врожденных пороков развития, кишечные инфекции, данные по числу заболевших, госпитализации, смертности, гепатит А, болезни щитовидной железы, профессиональные заболевания.

Особая тревога растет в связи с тем, что у болезней цивилизации, а к ним относят все хронические заболевания: в том числе сердечно-сосудистые, органов дыхания, болезни пищеварения и обмена веществ, иммунологии, психические болезни и неврозы, бесплодие, а также увеличение числа злокачественных новообразований и другие, выявилась тенденция роста.

По данным Росгидромета: мониторинг воздуха в 284 городах России показал, что 66 млн. человек живут в городах с загрязнением воздуха, превышающим нормы ПДК, из них 40 млн. - со значительным загрязнением, а 1 млн. живет в условиях, которые представляют

собой опасный уровень загрязнения. По экспертным оценкам, цена экологического неблагополучия России составляет 350 тыс. дополнительных смертей в год, что стало одним из главных факторов катастрофического падения численности населения России. Как могло случиться, что из-за негативной экологической обстановки умирают ежегодно 350 тыс. россиян?

Подводя итоги вышесказанному, можно признать, здоровье человека непосредственно зависит от окружающей среды, играющей главную роль в инвалидизации населения и укорочении жизни от болезней цивилизации. Человек не может быть здоровым, если среда больна. Но можно утверждать и обратное: среда не может быть здоровой, если болен человек. И, прежде всего, если он болен социально и духовно, т.е. в нем не воспитана экологическая культура.

Еще академик Д.С. Лихачев писал, что экология

- не просто междисциплинарная наука, а проблема человеческой культуры в целом. Причины гибели биологических, экологических систем и культурных человеческих ценностей одни и те же, они в главном - в культурном уровне общества, в частности в его нравственной культуре. Без нравственной культуры никакие законы и постановления не будут действовать. Если состояние культуры в нашей стране не будет улучшаться, не улучшится и положение с экологией. Приказами отношение к природе изменить нельзя.

В последние годы все же пробивается осознание того, что решение региональных и глобальных экологических проблем посредством одного только технико-естественнонаучного подхода не возможно. Здесь очень велика роль так называемого «человеческого фактора».

Основными признаками антропогенного воздействия на среду обитания являются: нарушение ее структуры в результате уничтожения элементов среды (например, лесов), обеспечивающих определенные стороны функционирования популяции, истощение абиотических и биотических ресурсов; нарушение структурных связей среды в результате компенсаторного воздействия на одни из них за счет других; замена элементов трофических цепей и нарушения круговорота веществ, распространение монокультур, сосредоточение производства, выброс в среду элементов, не взаимодействующих в циклах круговорота, нарушающие эти циклы; создание новых структурных элементов и связей, ранее отсутствующих в природной среде. Например, синтетические вещества, взаимодействующие с биогенными факторами.

В связи со сказанным выше становится очевидным роль и место психологии и психологов в этой сфере. В последнее десятилетие появилась даже особая область психологии - экологическая психология (environmental psychology, Umweltpsychologie, Umweltschutzpsychologie).

Экологическая психология является относительно молодой частью психологии. Она охватывает так

называемые человек-среда взаимовлияния как взаимоотношения между физически-материальным и социокультурным внешним миром и человеческими переживаниями и поведением (4, 7-20).

Экологическая психология является той областью психологии, которая изучает отношения между людьми, психологическими процессами и социофизической действительностью естественного и искусственного происхождения в интересах сохранения благополучия человека и укрепления человек-средовые отношения (10, Р. 801-814)

Экопсихология притязает на интердисциплинар-ность, поскольку человеческая среда - феномен комплексный и многие в нем заинтересованы. Поэтому ею признается необходимость сотрудничества с инженерами, естественниками, экономистами, социологами, политологами, медиками, биологами, архитекторами, планировщиками городов, дизайнерами и другими специалистами.

На сегодняшний день экопсихология как наука больше проблемно-ориентирована и в меньшей степени ориентирована на создание собственных экопсихо-логических теорий, а потому при решении конкретных проблем она прибегает к теориям и знаниям всех психологических дисциплин. Например, для улучшения охраны природы на предприятиях используются знания из когнитивной, социальной, трудовой, организационной и рекламной психологии.

Научное исследование взаимосвязей (каузальных и коррелятивных) между переменными среды и переживаниями и поведением находящегося в ней человека является основным пунктом экопсихологического исследовательского интереса. Такие темы как «загрязнение среды» или «экосознание» представляют собой прикладные области, а не только и исключительно области экопсихологического исследования. Помимо научных задач экопсихология должна заниматься множеством практических проблем, и тут возникают большие возможности для профессиональной деятельности дипломированных экопсихологов. Правда, их практически никто, конечно, прежде всего, в России, не готовит. Пока только обозначены намерения в этом направлении.

Нас в этом отношении опережает, например, Германия, где психология начала интересоваться «экологическими перспективами» уже более 25 лет назад. Имеются довольно большое число публикаций в виде монографий, периодических изданий, как в Германии, так и в других зарубежных странах. Что касается отечественных публикаций, то мы можем сослаться лишь на книгу Панова В.И. «Экологическая психология. Опыт построения методологии» (7), в которой автор пытается определить, прежде всего, «проблемное поле экопсихологии»: психология глобальных изменений, природная среда как объект восприятия, психология окружающей среды, психология образовательной среды как части социокультурной среды, основные моде-

ли образовательной среды, проектирование и экспертиза образовательной среды, экологическое сознание, экопсихология развития.

Итак, экопсихология занимается отношениями между человеком и средой. Психология здесь выражается в том, что в рамках экопсихологии специалисты озабочены мыслями, моделями и теориями о том, как люди должны обходиться со своей средой, сами завися от среды. Из этого и вырастают центральные проблемы экопсихологии.

Одной из них является изменение экологического поведения людей, человечества. Как можно сподвиг-нуть людей к более справедливому поведению по отношению к среде? Когда и в каких созданных ими же условиях чувствуют себя люди лучше всего? Что это для природы, в условиях которой люди могут существовать и отдыхать?

Конкретно это означает - экологию/среду учитывать и экологические проблемы решать. Это означает, что нужно, прежде всего, понять, как люди должны себя вести, чтобы это было в интересах среды обитания и затем, как может измениться их мышление, суждения и чувства, чтобы вести себя в интересах среды обитания. Что в этом плане изменилось за последние годы? Вначале были озабочены выяснением того, что такое экологическое сознание, затем - каков вклад экологического сознания в экологическое поведение. Здесь мы не многого достигли. Сегодня мы имеем специфические модели и теории, которые объясняют экологическое поведение/деятельность. Теперь размышляют, как с помощью этих моделей и теорий можно было бы изменить экологическое поведения людей.

Между экопсихологией и другими научными дисциплинами могут и должны быть точки соприкосновения. И, прежде всего, с экономикой. Стратегически было бы правильно свести в одних головах системы стимулов и необходимость изменений. Далее с техникой: надо чтобы инновации были правильно использованы, действовал не исключительно принцип эффективности,

а, скорее, принцип достаточности. Затем должна быть точка соприкосновения с медициной: что это значит для здоровья людей вести себя экологично? Что такое экологическое здоровье?

Сегодня все еще есть большие трудности в работе экопсихолога, поскольку мало кто имеет представление об экопсихологии вообще. При упоминании психологии люди думают, прежде всего, о психотерапии. Их нужно обязательно избавить от этого ограниченного представления и связанного с этим страха. Другая трудность - люди испытывают дискомфорт при попытке провести исследования в сфере экологических проблем с их участием.

Как могут быть использованы результаты экоп-сихологического исследования в практике? В рамках экопсихологии довольно редки лабораторные исследования, преимущественно это полевые исследования: работа с людьми, в общинах, с прессой.

Востребованы ли экопсихологи в нашем обществе? Да, востребованы, но, разумеется, требуется время, следует работать с общественностью, управленцами разного уровня, бизнесменами. Востребованность растет, но нужны потрясающие примеры эффективной практики, а не только хорошие теории и модели. Необходимо значительное усиление экологической психоэдукации в образовательных учреждения и за их пределами.

Проблемные вопросы, которые обсуждаются особенно в рамках американской экопсихологии (environmental psychology), это:

- Что означает экологически осознанное действие в становящейся комплексной действительности?

- Какое отношение с природой из этого вытекает, и какие побуждающие экопсихологические стратегии могут выступить в качестве конструктивного ответа?

- Как так происходит, что отношение человека к сохранению нашей природы (экосистемы) все ухудшается, что все больше наступает экологических кризисов на земле, угрожающие благополучию и жизни людям? Как может экопсихология стимулировать сознание, направленное на сохранение наших жизненных оснований?

Эти вопросы являются в столь же степени проблемными для нас, как и для американцев. Ведь среда обитания у нас одна - Земля. Правда, представления о том, что такое «экологическое здоровье», сильно отягощены культурными традициями и уровнем развития цивилизации. Это было выявлено в нашем исследовании (6), в котором приняло участие свыше 700 студентов разных курсов, специальностей и регионов (Дальний Восток, Западная Сибирь: Алтайский край и Томская область) и в котором мы использовали шкалу «Экологическое здоровье» теста американского экопсихолога Ричарда Страуба (20) «Оценка уровня здоровья и стиля жизни», адаптированного нами (2,5).

Литература

1. Залевский Г.В. От «демонической» до «биопсихо-соционоэтической» модели психического расстройства. //Сибирский психологический журнал. № 32, 2009, с.57-64.

2. Залевский Г.В. Введение в клиническую психологию. Томск, Изд-во ТГУ 2010

3. Залевский Г.В., Залевский В.Г., Кузьмина Ю.В. Антропологическая психология: биопсихосоционоэтическая модель развития личности и ее здоровья. //Сибирский психологический журнал. № 33, 2009, с.99-103

4. Залевский Г.В. Человек и экология: междисциплинарные исследования. //Сибирский психологический журнал.

5. Кузьмина Ю.В. Кузьмина Ю. В. Проблемы психологии здоровья: методы диагностики. /Ю.В.Кузьмина // Сиб. психол. журнал. - 2010. № 38. С.77-79.

6. Кузьмина Ю.В. Самооценка уровня здоровья и образа жизни студентов во взаимосвязи с биосоциальными факторами и личностными ресурсами. Авторефер. дисс. ...канд. наук. Томск. 2011

7. Панов В.И. Экологическая психология. Опыт по-

строения методологии. М.: Наука, 2004 Literature:

1. Bechtel R.B.&Chuchman A. Handbook of Environmental Psychology. N.Y., 2002

2. Bonnes M. et al. Perceptions of urban environment and physical activity. 5th Annual meeting of HEPA-EUROPE. 11-12 november 2009, Bologna, Italy

3. Bonnes, Carrus, Environmental Psychology: a definition. //Environmental Psychology, Overview. Enciclopedia of Applied Psychology, 2004. Vol. 1 pp.801-814).

4. Gibson J.J. The Ecological Approach to Visual Perception. Hillsdate, N.Y., 1979

5. Graumann C.F., Lanterman E.D., Kruse l. Oekologische Psychologie 2/Aufl., Beltz, Weinheim 1996

6. Hellbruek J., Fischer M. Umweltpsychologie. Ein Lehrbuch. Hogrefe, Goettingen 1999

7. Homburg A., Matthies E. Umweltpsychologie. Umweltkrise, Gesellschaft und Individuum. Juventa, Weinheim 1998

8. Kaminski G. Psychologie und Umweltschutz.// Umweltpsychologie 1(2), 8-24

9. Miller R. Einfuehrung in die Oekologische Psychologie. Leske, Opladen 1992

10. Miller R. Umweltpsychologie. Eine Einfuehrung. Kohlhammer, Stuttgart 1998

11. Fischer M. Stadtplanung aus der Sicht der Oekologischen Psychologie. Belz, Weinheim, 1995

12. Roszak Th. Oekopsychologie - Der entwurzelte Mensch und der Ruf der Erde/ Kreutz Verlag, Stuttgart 1994

13. Stengel M. Oekologische Psychologie. Oldenburg, Muenchen 2002

14. Straub R. Health Psychology / Straub R. - N.Y.: Worth Publishers, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.