Немцева А.В.
Байкальский государственный университет экономики и права E-mail: nanyav@mail.ru
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ТЕЛЕСНОСТЬ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ
Проблема человеческой телесности рассматривается в рамках социальной философии. Обоснована и актуализирована необходимость конкретно-исторического анализа данной проблемы. Показаны различия в подходах к изучению телесности в западной и отечественной традициях. Выявлено своеобразие понятия «телесность». Сформулировано отличие авторской трактовки проблемы и пути ее решения.
Ключевые слова: телесность, телесные практики, телесный мир, целостность.
Осмысление человеком самого себя - конкретно-исторический процесс, который зависит как от качества и своеобразия его предметной деятельности, так и от его духовного опыта. Духовный опыт, опыт социальных отношений и социальной памяти, включает в себя теории и концепции самоопределения, самопознания и самопрезентации человека. Современная эпоха переосмыслила и сконструировала множество «экстравагантных» подходов, создающих, в рамках философского анализа, интегративное представление о человеке. В то же время, его вряд ли возможно назвать системным: во многом оно зависит от того, на какую именно отрасль конкретно-научного знания о человеке опирается такой анализ. Медицина со множеством разделов, психология, педагогика, методики физического воспитания и подготовки спортсменов - таков далеко не полный список тех отраслей человеко-знания, которые трактуют проблему человеческой телесности, исходя из особенностей своей методологии и конкретно-социальных задач.
Среди философов также нет солидарности в понимании природы человека, его сущностных характеристик: сами по себе современные подходы представляют собой различное соединение теорий и разработок, не имеющих концептуальной целостности. Очевидно, такое исследование по самой природе является междисциплинарным, и это не может не определять его содержания.
Сегодняшний российский менталитет сформировался под воздействием весьма дифференцированной рыночной экономики. В социальном плане она сформировала вполне конкретный стереотип человека как «средства», вынужденно-необходимого условия для преумножения денежного капитала и других материальных благ. При этом немаловажную роль иг-
рает не только внешний облик человека и его телесное выражение, но также приобретение телом особого смысла и ценностного значения.
Тело человека трактуется как залог успеха в любых видах деятельности; с этой точки зрения оно становится все более значимым. В подтверждение этого современное общество, реализуя закон «спроса и предложения», конструирует такие культурные феномены и различные телесные практики, которые ориентированы на изменение тела человека. Наконец, нельзя не упомянуть весьма популярные ныне проблемы «языка тела», невербальной коммуникации, на которые все более ощутимое влияние оказывают законы моды. Этот интерес поддерживают СМИ, в частности, телевидение, где постоянно демонстрируются программы, посвященные преображению внешнего облика человека: «Модный приговор», «Перезагрузка», «Снимите это немедленно!», «Скажи, что не так?» и пр. Кроме того, этот интерес может подтвердить и быстрое распространение косметической хирургии и салонов, занимающихся преображением человеческого тела. Так, в городе Иркутске насчитывается около 1308 салонов красоты и около 200 спортивных залов (на 20.05.2010). В качестве косвенного аргумента все возрастающего интереса к проблеме человеческой телесности и ее соотнесенности с концепциями физического развития может служить обращение высших лиц государства к вопросам развития физической культуры, что проявилось в принятии государственной программы, стимулирующей строительство оздоровительных и спортивных учреждений. Человек оказался на грани возможного, порой переступая за порог допустимого в трансформациях своего тела.
Главная проблема заключается в осознании того, что есть мое тело и как более достойно ис-
пользовать его ресурсы. Строка О. Мандельштама - «Дано мне тело. Что мне делать с ним?» -достаточно четко формулирует эту мысль в современных культурных условиях России даже в рамках одной социальной группы.
Зачем дано человеку тело? Только ли это вместилище его души? Или система биологических (физических) свойств, объединенных в единое целое - организм? А может, тело имеет иное назначение и выполняет более значимые функции в жизни каждого человека, не ограничивающиеся только способностью удовлетворения витальных потребностей и поддержания самой жизни (в анатомическом смысле)?
Важно, что особое внимание, уделяемое проблеме телесности, связано с негативно окрашенными процессами бытия человека: усилением социального давления на него, подверженностью многочисленным научным воздействиям и экспериментам, ведущим к изменениям, отклонениям от заданной природой нормы [1, с.58].
На протяжении веков человечество экспериментировало со своим телом. Так, в первобытных обществах тело передавало сакральную информацию, которая часто имела и магичес-ки-защитную функцию, а также функцию идентификации с племенем и пр. Но с течением времени и сменой ценностных ориентиров в обществе менялось и отношение к телу. Так, для русской культуры вплоть до начала ХХ века характерна идея глубокой аскетичности телесного проявления, что является отражением религиозности русского народа. На основе христианской этики формируется философский аспект исследуемой проблемы. Так, С. Л. Франк подчеркивает важность человеческой телесности для формирования ценностной сферы и считает, что культурные факторы во многом формируют человеческое тело и всю телесную культуру. Образ телесного «Я» соотносится с культурными ориентациями, представлениями о достоинстве, силе, красоте, физической сноровке, социальной и культурной оригинальности и потенциальности, или идеальности и реальности [2, с. 204]. В данном случае телесное «Я» можно отождествлять с «Мы», так как «Мы» будет являться собирательным образом (понятием) социума, действующего в рамках определенного пространства и времени.
И сегодня существующие попытки преобразования тела являются не только желанием вы-
делиться из общей массы людей или протестом против политических и культурных установок существующей реальности (как это было в 70-х гг. ХХ века в нашей стране). Это преобразование является скорее проявлением осознания своего «Я», а также «Я - Другого» и попыткой обретения бытия путем познания себя как особой целостности. Эта необходимость возникла с возросшей информированностью человека, плюрализмом взглядов и, как следствие, - многообразием картин мира. Среди такого многообразия человек, потерявший устойчивые представления о мире и уставший от нерезультативных исканий, вполне закономерно подошел к проблеме познания себя в ином контексте.
Так, «Я» для русского человека - это всегда противоборство двух его начал, например, коллективного и индивидуального, религиозного и светского и пр. И проявление таких бинарных оппозиций определило в некоторой степени возросший интерес познания человеческой телесности сегодня.
В русской религиозной философии сущностные характеристики телесности человека раскрываются с позиции триединства тела-души-духа. Оно представляет собой достаточно сложный и интересный феномен, по-разному описанный отечественными философами, но сводящийся к совокупности этих составляющих человеческого бытия, а также проявляющийся в некоторой двойственности, противопоставлении духовного и телесного миров человека. И.А. Ильин называет эти миры внутренним и внешним, отдавая явное предпочтение первому. По его мнению, духовный опыт выше телесного, и именно первый дает возможность познавать истину.
Благодаря представлению о телесности как совокупности внешнего и внутреннего человеческих пространств, оно дает наиболее полное и ясное понимание телесности как объекта социогуманитарного знания.
Подлинно гуманитарный взгляд на телесность с позиции смысла и анализа ее ценностного содержания - взгляд сквозь призму «мира человека» культуры, а не мира природы или безличного социума. Разделяются внутреннее телесное пространство, включающее различные переживания и органические ощущения, желания, ощущение «самости», внутренние ресурсы человека; и внешнее, телесное пространство - пространство возможностей самовыра-
жения и взаимодействия с окружающим миром, телесная экспрессия, искусственные продолжения естественных органов, артефакты, результаты творчества. Таким образом, формирование телесности возможно как путем искусственного расширения телесных границ во внешнем пространстве, так и благодаря оптимизации внутреннего экзистенциального вектора.
Телесность рассматривается не вполне идентичной телу, она представляется «выше» и «шире» [1, с. 59], как бы выходит за грани физического тела и связывает нас с внешним миром, идентифицирует нас посредством предметов, вещей, с которыми мы взаимодействуем. Телесность в своей «вертикальности» проявляет духовную сущность, связывая человека с абсолютом - трансцендентном начале в самом себе через Дух. В своей «горизонтальной расположенности» телесность связывает нас с предметным миром и социальной средой, благодаря душевным качествам и характеристикам и вытекающим из них интересам.
Телесность - это не только конгруэнтность психического и физиологического; телесность -также знак, символ культуры, времени, причем как исторического, так и биологического [1, с. 60]. Телесность есть знак культуры какой-либо эпохи, если выражает в своих внешних проявлениях функцию идентификации (принадлежности) и замещения. Но телесность будет выступать также как символ, говорить о глубинных особенностях этой культуры, ее мировоззрении, ее ценностях, культурных установках и традициях, философско-религиозных особенностях, манерах подведения, церемониале, духовной ориентации, ментальности - то есть идентичности во внутреннем содержании культуры и общества, будет внутренним аспектом внешнего проявления. Телесность, таким образом, играет роль проводника в познании действительности, а также объекта когнитивного процесса.
Но у человека имеются органы чувств и чувственное воображение; с этими способностями связаны телесные ощущения боли, наслаждения, голода, холода, а также внутренние силы, которые с телом не имеют явной прямой связи. Но способ их функционирования невозможен без физического (природного) основания. Мы полагаем, что абсолютное противопоставление телесного и духовного можно считать несколько некорректным, ибо они - два дополняющих друг друга ас-
пекта человеческой сути. Они принципиально различаются в своих функциях познания окружающей действительности, но в тоже время выполняют одну роль - целостного видения мира.
Целостное видение мира дает возможность если не познать истину, то хотя бы приблизиться к ней на максимально близкое расстояние. Здесь стоит согласиться с теорией всеединства В. С. Соловьева, в которой раскрывается идея целостного знания как познания истины. По мнению В. С. Соловьева, «истина одна, но пути к ней различны»: путь религии, путь науки, путь искусства и пр. Для его концепции характерно синтетическое видение проблемы человека, которому дана сила мысли, реализующаяся как в виде отвлеченного, формального рассудка, так и в форме разума. Мысль не только не противоречит вере, сердцу и духовной интуиции [3, с. 28], но и творчески сочетает их возможности. Этой реализации помогает телесная составляющая человека, его способность видения, слушания, осязания. Чтобы познавать суть вещей, воспринимать предмет, важно правильно к нему обратиться - органами тела или души, или же одновременно и тем и другим, - выбор, конечно, зависит от объекта познания, как пишет И.А. Ильин [3, с. 29].Человек, пока он живет в земном объектном мире, функционировать в нем и познавать его может только посредством своего тела. В этом и раскрывается процесс познания бытия. Чтобы познать мир, необходимо познать себя, в частности, свое тело. Познавая свое тело, человек как бы «вписывается» в окружающую его действительность, используя для этого пять основных органов чувств. И пока у человека в наличии эти три феномена (тело, душа, дух), он есть человек телесный. Телесность - это одухотворенное тело, по определению Т. С. Леви [4, с. 7], и мы можем говорить о телесности как совокупности тела, души и духа, то есть его триединой природе. При выпадении из системы хотя бы одного элемента телесность распадается, человек умирает, в том числе и как личность. Восприятие и осознание смерти человека будет зависеть от того, какой из элементов утрачен. Но в любом случае целостность будет нарушена.
Взгляд на человека как на целостность и выражает специфику отечественной философии, которая формировалась на идеях православия, где ее главной идеей была идея о единстве души и тела. Стремление европейской философии к логическому анализу порождает ра-
ционально-упорядоченныи процесс освоения мира и специфические методы познания. В такой рационально-гносеологической традиции ярко выражен так называемый декартовский дуализм разделения души и тела, выразившийся в различных видах искусств: религиозной скульптуре, живописи, архитектуре.
Среди западных наработок, касающихся темы исследований, следует упомянуть американскую школу философов. Проблема человеческой телесности здесь звучит как «проблема разума и тела» (The Mind-Body Problem). На современном этапе развития науки ставятся те же вечные вопросы, но в соотношении физического и ментального, их значимости и первичности или же их равноправия относительно друг друга. В поиске механизма этой взаимосвязи и объяснения всех процессов философы основываются на естественнонаучных методах, при этом используя и методы логического анализа.
В русской религиозно-философской картине мира человек предстает как единение души и тела. «Живой человек есть некая целостность, он душетелесен...». С.Л. Франк в своей работе «Душа человека» всесторонне обосновывает тезис о душетелесности, и считает, что «тело без души и душа без тела равнозначно смерти». Надо отметить, что вопрос об этом до сих пор остается открытым и требует решения, суть которого мо-
жет предложить отечественная философская традиция, в которой «тело есть начало духа». Всю метафизику духа и плоти раскрывает нам пол человека, как считает В. Розанов, имея при этом духовную и плотскую природу [см.3, с.28]. А любовь - это орудие познания, она сближает людей, открывает перед одним душу другого, дает возможность заглянуть в душу природы, почувствовать действие космических сил. В этом утверждении и проявляется антропологическо-этическая направленность русской философской традиции, в основе которой лежат идеи православной культуры. В ней человек трактуется как уникальное существо, возникшее на пересечение двух миров - природного и духовного, он изначально душетелесен и целостен. Восстановление целостности (в связи с расщепленным как внутренним миром, так и внешним обликом) является главной проблемой современной культуры. Поэтому для нас важен не только ценностный подход, но также культурологический, семантический, функциональный, структурный. В которых изучение телесности будет включать в себя анализ смысла, значения, ценности - такого специфического человеческого измерения любого изучаемого явления, с точки зрения его структуры, функций, причин возникновения и закономерностей существования в окружающей действительности.
5.02.2013
Список литературы:
1. Немцева А.В., К вопросу о социально-философском аспекте телесности // Вклад Сибири в культурологическое пространство России. / Материалы всероссийской научной конференции по культурологи. Изд-во ИрГТУ, Иркутск 2009, -С.58-61
2. Франк С.Л., Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. СПб.: Наука. - 1995. 655 с.
3. Маслов Р.В., Проблема телесности в русской философской традиции. // Известия саратовского университета. Саратов, 2006, - С. 22-29
4. Зинченко В.П., Леви Т.С., Психология телесности между душой и телом. М.:АСТ.- 2007. 732 с.
5. Ludvig. K., The Mind-body Problem. An overview. City University of New York Graduate School. Malden, MA. USA p.417
6. Быховская И.М., Аксиология телесности.// Психология телесности между душой и телом. М.:АСТ.- 2007, - С. 53-66
Сведения об авторе:
Немцева А.В., аспирантка кафедры философии Байкальского университета экономики и права 664003, г. Иркутск, ул. Ленина 11, тел. (3952)255552, к. 2207, e-mail: nanyav@mail.ru
UDС 101:316.3
Nemtseva A.V.
Baikal National University of Economics and Law, e-mail: nanyav@mail.ru
MAN AND HIS CORPOREALITY: SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ASPECTS
The article views the problem of human corporeality in social and philosophical aspects. The author proves the importance of historical and philosophical analysis of the problem. The differences in the Russian and Western approaches to studying corporeality were revealed. The originality of the notion of corporeality was shown. The author proposes a new approach to the problem of human corporeality and a way to solve it.
Key words: corporeality, bodily practices, corporeal world, integrity, human being, body.