УДК 008+331
Л. Б. Зубанова
д-р культурологии, Челябинский государственный институт культуры E-mail: milazubanova@gmail.com
А. В. Бетехтин
канд. культурологии, министр культуры Челябинской области E-mail: minkult@gov74.ru
В. С. Цукерман
д-р филос. наук, профессор, Челябинский государственный институт культуры E-mail: kf4@chgaki.ru
ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ: АКТУАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
Рассматриваются вопросы современного этапа реализации региональной культурной политики в контексте формирования кадрового потенциала сферы культуры Челябинской области. Авторами предлагается вариант системного анализа условий формирования человеческого капитала территории через эффективное взаимодействие «рынка образования» и «рынка труда». Координируемый процесс развития рынка образовательных услуг и рынка труда базируется на определении и внедрении реально работающих механизмов взаимодействия учебных заведений (всех звеньев) и учреждений культуры и искусства/творческих коллективов по подготовке кадров под конкретные рабочие места. Основные выводы и рекомендации иллюстрируются результатами социологического опроса, проведенного в 2017-2018 гг. по заказу Министерства культуры Челябинской области и раскрывающего проблемы и перспективы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения студентов старших курсов Челябинского государственного института культуры и Южно-Уральского государственного института искусств.
Делается вывод о необходимости многоуровневого и многопрофильного эстетического комплекса, основной задачей которого является создание единого художественно-образовательного пространства на основе интеграции начального, среднего, высшего и послевузовского образования в художественной культуре Южного Урала.
Ключевые слова: сфера культуры, региональная культура, человеческий капитал, рынок образования, рынок труда, художественное образование
Для цитирования: Зубанова, Л. Б. Человеческий капитал сферы культуры: актуальные ориентиры формирования кадрового потенциала региона / Л. Б. Зубанова, А. В. Бетехтин, В. С. Цукерман // Вестник культуры и искусств. - 2018. - № 3 (55). - С. 102-109.
Эффективность реализации региональной культурной политики очевидно зависит от сформированного в регионе кадрового потенциала сферы культуры. Собственно кадры культуры, особенно ее художественной составляющей, и обеспечивают качество трансляции в социум ценностей и норм, в совокупности определяющих внешний типологический культурный облик региона и его внутреннюю культурную среду. В отечественной культурологической науке проблематика, связанная с кадровым обеспечением сферы культуры, и шире - формированием необходимого для нее человеческого капитала, остается периферийной, за исключением, пожалуй, собственно культурологической подготовки [7]. Мы предложим один из
возможных вариантов системного анализа условий формирования человеческого капитала сферы культуры на примере Челябинской области.
Обращение к теме человеческого капитала предполагает опору на классические идеи Гэри Беккера и Пьера Бурдье, определявших знаниевую, мотивационную, практико-ориен-тированную составляющие личности как возможные инвестиции в дальнейший профессиональный успех. Обозначенный прагматический аспект капитализации человеческих ресурсов традиционно воспринимается как не вполне применимый к специфическим условиям функционирования сферы культуры -непредсказуемой «живой ткани» художественно-творческого организма. Не вдаваясь в дис-
102
куссии о специфике бытования сферы культуры и особенностях самой культуры как действенной и эффективной преобразующей социально-интеллектуальной силы [3; 4; 8-10], сконцентрируем внимание на человеческом капитале, видя в нем кадровый ресурс, формирующийся на пересечении профессиональной образовательной подготовки и полученного производственного опыта, другими словами - рынке образования и рынке труда.
Проблемы подготовки молодых специалистов в системе высшего образования и их последующее профессиональное самоопределение хотя и окрашены сегодня актуальным ореолом «модернизационных трендов» и «цифровой парадигмы», но сохраняют устойчивость обращения как со стороны специалистов-практиков (непосредственно включенных в процессы координации рынка образования и рынка труда), так и исследователей теоретической направленности (отслеживающих и сопоставляющих процессы накопления и использования человеческого капитала в различных секторах и сферах) [2; 5; 7] на протяжении многих десятилетий. Позиции ученых в понимании проблемы варьируются от указаний на нечетко улавливаемые «сигналы» между взаимодействующими субъектами данных рынков [7] до фиксации явно обозначенного «разрыва», порождающего все новые и новые противоречия: «Сокращение потребности в определенных профессиях, отсутствие социально-экономических программ занятости, слабая связь учебных заведений с предприятиями по подготовке специалистов под конкретные рабочие места - всё это свидетельствует о межведомственной разобщенности, приводит к утрате ориентиров подготовки кадров с соответствующим уровнем профессионального образования и квалификации, негативно отражается на судьбе и стартовом успехе молодого человека» [5, с. 56].
Тема данной статьи вряд ли может быть отнесена к принципиально новому повороту в рассмотрении вопроса «кадровой укомплектованности» сферы культуры (не углубляясь
в подробности исторического анализа, подчеркнем, что весь путь становления региональной культуры есть, по сути, отражение личностных вложений в ее формирование со стороны исследователей, практиков, педагогов и просто энтузиастов искусства), однако, на наш взгляд, не является до конца исчерпанной в содержательном смысле, тем более когда речь идет о преломлении проблемы в ракурсе современного развития конкретной территории - Челябинской области.
Основная концептуальная установка авторов связана с проблемой формирования человеческого капитала (художественно-творческого потенциала территории) как источника стабильного функционирования всей системы художественной культуры региона. Эффективная и стабильно функционирующая система развития художественной культуры Челябинской области видится в создании оптимальной модели воспроизводства кадров через восстановление баланса в профессиональном взаимодействии образования, рынка труда и аудиторной среды (потенциальных абитуриентов, вовлекаемых в художественно-эстетическую сферу).
На сегодняшний день можно зафиксировать ряд противоречий в функционировании системы «рынок художественного образования - рынок труда» в Челябинской области, во многом препятствующих достижению указанного баланса.
На институциональном уровне:
- несоответствие количества и качества подготавливаемых (в учебных заведениях всех звеньев - от детских школ искусств до вузов) специалистов существующей структуре спроса на них в региональных учреждениях художественной культуры и творческих коллективах (одновременное наличие недоукомплектованного сегмента и сверхпредложения при отсутствии реального спроса);
- наличие межведомственного разобщения (федеральные и региональные уровни управления), приводящего к утрате действенных ориентиров подготовки необходимых кадров,
103
соответствующих структуре существующего в регионе художественного предложения [1];
- не вполне эффективно выстроенная коммуникация между профессиональным образованием в сфере искусства и перспективно ориентированными трендами усложняющейся художественной культуры региона (отсутствие перспективного планирования, «подушки безопасности» на будущее, предвосхищения и опережающего мониторинга подготовки специалистов, в будущем необходимых для творческих коллективов области);
- не выстроенная (в оптимальном варианте) инфраструктура рынка художественного предложения в регионе, выступающая объективным препятствием развития отдельных специальностей и направлений подготовки в сфере искусства (существование своеобразных «тупиковых линий» в системе вузовской подготовки);
- не в полной мере сбалансированный (с точки зрения ожиданий работодателей) уровень квалификации и объем компетенций как совокупности знаний и умений, требуемых по отдельным специальностям и направлениям подготовки;
- не налаженная система мобильного реагирования на возникающие «сигналы» между рынком труда и рынком образования, отсутствие прямого взаимодействия с вузами на основе договорных отношений о подготовке необходимых региону специалистов: не выстроенная система целевых форм подготовки и организации курсов переподготовки специалистов (через государственный заказ от Министерства культуры Челябинской области);
- отсутствие четкой системы информирования о действительной ситуации на рынке труда (реальные и ожидаемые потребности в специалистах), в соответствии с которой осуществлялось бы стимулирование и профори-ентационная деятельность при наборе в образовательные учреждения;
- недостаточно эффективно развивающаяся система любительского искусства, обеспечивающая как «приток» потенциальных
абитуриентов в профессиональные образовательные учреждения, так и в целом формирование полноценной художественной и интеллектуальной [8; 9; 11; 12] среды региона.
На личностно-субъективном уровне:
- «субъективные ошибки самоопределения»: личностно-психологические особенности учащегося, к числу которых можно отнести -изначально несформированные установки на художественно-творческую деятельность, неверно сделанный выбор в пользу художественно-эстетического обучения, отсутствие явной склонности к художественно-творческой деятельности (тип «случайного человека») или осознание личностной неуспешности в выбранной специализации, неготовность к возникающим трудностям и, как следствие, разочарование и эмоциональное отторжение от соответствующей практики обучения;
- «сопротивление референтной среды»: невыраженная поддержка со стороны непосредственного окружения (родственники, друзья), отсутствие внешних и личностно значимых стимулов к продолжению творческих занятий;
- «дисгармония восприятия образовательной среды»: фактор конфликтного соотнесения субъективных возможностей с объективными условиями функционирования образовательного пространства вуза; сложностями освоения образовательной программы, недостаточными творческими вложениями педагогов по специальности, низким уровнем развития инфраструктуры вуза (материальная база подготовки, техническая оснащенность и т. д.);
- «оторванность от практико-ориентиро-ванной творческой среды»: неэффективное взаимодействие образовательного и практико-ориентированного компонентов в процессах подготовки по творческим специальностям -невыраженная связь вуза с творческими коллективами города и области, отсутствие поддержки в организации профессиональных мероприятий (мастер-классов, выступлений на конкурсах, гастролей, фестивалей), субъективная инерционная стратегия обучающихся (концентрация лишь на освоении программы, без
104
«выхода» на публичные способы презентации творческих достижений), как следствие - невозможность полноценного развития творческих способностей обучающегося;
- «непрестижный имидж профессии»: падение авторитета и престижа профессии творческого работника, когда негативный (устаревший, воспринимаемый как неуспешный) имидж специалиста художественной сферы препятствует активной вовлеченности в профессиональную деятельность (последующее трудоустройство);
- «невостребованность творческих кадров на региональном рынке труда»: объективные трудности профессионального самоопределения и творческой самореализации в Челябинской области - низкий уровень оплаты труда, бытовая неустроенность творческих работников, их низкий статус и авторитет в регионе и т. д.
Специфическим обстоятельством развития художественно-образовательной среды Челябинской области является одновременное функционирование трех (по сути, дублирующих друг друга) высших учебных заведений, обеспечивающих подготовку профессиональных кадров в сфере искусства в условиях конкурентного противостояния, а не сотрудничества.
Таким образом, на сегодняшний день в Челябинской области актуализируется назревшая необходимость поиска путей решения существующих проблем и выработки алгоритма регулирования спроса и предложения (рынок образования и рынок труда) в системе функционирования художественной среды региона. Координируемый процесс развития рынка образовательных услуг и рынка труда должен, на наш взгляд, базироваться: на определении и внедрении реально работающих механизмов взаимодействия учебных заведений (всех звеньев) и учреждений культуры и искусства/творческих коллективов по подготовке кадров под конкретные рабочие места (институциональный уровень проблемы); на создании и поддержании выстроенной и эффективно воспроизводящейся системы стимулирования детей и молодежи к вхождению
105
в сферу художественно-эстетического образования (гарантирует последующее насыщение образовательной среды) - субъективный уровень проблемы.
В целом, как нам представляется, мониторинг профессиональной востребованности может идти по нескольким направлениям: мониторинг рынка труда - оценка соответствия предлагаемых вузом специальностей и специализаций существующим потребностям рынка; потребностей работодателя (востребованность специалистов с определенной системой знаний и умений) - оценка соответствия уровня квалификации выпускников требованиям работодателей; потребностей трудоустроившихся - оценка соответствия полученной при обучении теоретической и практической подготовки выпускника реальным задачам профессиональной деятельности. Безусловно, все три направления могут быть разделены лишь условно, обнаруживая взаимозависимость и сопряженность целей. А потому процесс их изучения должен осуществляться в логике комплексного анализа (что естественно не ставит под сомнение необходимость конкретных исследовательских процедур в каждом из указанных направлений) при наличии постоянной «обратной связи».
Обратимся к некоторым результатам социологического исследования, проведенного в 2017-2018 гг. по заказу Министерства культуры Челябинской области и касающегося проблем и перспектив профессиональной ориентации и профессионального самоопределения студентов старших курсов (200 респондентов) Челябинского государственного института культуры и Южно-Уральского государственного института искусств. И хотя представления опрошенных не могут в полной мере претендовать на реалистичные и проверенные опытом реальной включенности суждения (опрашивались еще не трудоустроенные студенты вузов), тем не менее практическая деятельность учащихся все же позволяет оценивать институциональную сферу художественной культуры Южного Урала через их личные наблюдения, с
опорой на мнения педагогов, оценки друзей и близких (по профессиональному кругу) людей.
Прежде всего вопросы в анкете были ориентированы на определение личностной готовности учащихся к профессиональному самоопределению, а также разнообразию вариантов специализации в профессиональной деятельности. Как показал опрос, варианты ответов, связанные с позициями отрицания необходимости профессионального трудоустройства («не планирую», «только если не смогу устроиться на иную работу»), не набирают более 1 % ответов. Большинством опрошенных (48,5 %) четко фиксируется готовность работать по специальности, невзирая в том числе и на прогнозируемые трудности и неблагополучные условия (более того, 16,5 % респондентов указали на то, что уже работают по специальности). При ответе на дополнительный вопрос, конкретизирующий планы на профессиональное трудоустройство: «Какая направленность дальнейшей профессиональной деятельности была бы Вам интересна?», были высказаны следующие пожелания: непосредственно исполнительская - 36 %, педагогическая - 31 %, управленческая - 19 %. Кроме того, 18 % опрошенных выбрали вариант ответа «без разницы, лишь бы была связана с любимым делом», что, безусловно, свидетельствует о выраженной нацеленности на профессионально-творческую самореализацию студентов творческих вузов.
По результатам опроса среди студентов фиксируется пока вполне устойчивая убежденность в возможностях профессионального трудоустройства на своей малой родине: так, при ответе на вопрос анкеты: «Чувствуете ли Вы, что Ваша профессиональная деятельность востребована в нашем городе и области?» большинство респондентов (66,5 %) выбирали вариант: «возможностей для трудоустройства не так много, но их можно найти». Дополнительный проверочный вопрос на аналогичную тему: «Как Вы думаете, легко ли Вам будет найти работу по специальности в нашем городе, области?» продемонстрировал, что еще 58,5 % опрошенных склоняются к ответу: «трудности,
вероятно, будут, но, надеюсь, они не помешают найти работу по специальности».
Таким образом, мы можем увидеть, что личностные ожидания учащихся относительно возможностей трудоустройства ориентированы на профессиональную реализацию на Южном Урале. Другими словами, личностно-субъек-тивный уровень проблемы профессиональной самореализации (собственно, сформированный образовательными учреждениями) в целом демонстрирует отсутствие явно выраженных противоречий.
Вместе с тем нельзя не учитывать ряд проблемных обстоятельств, возникающих в результате развития институциональной сферы, на фиксацию которых был направлен вопрос: «Какие причины могут оттолкнуть Вас от дальнейшего занятия профессиональной деятельностью?». К числу лидирующих позиций были отнесены: «низкий уровень оплаты труда» (36 %), «отсутствие в городе/области интересных мест для трудоустройства» (30 %), «невозможность творческой самореализации на месте работы» (25 %), «низкий авторитет и статус работника сферы культуры и искусства в регионе» (25 %). Очевидно, что наличествующие проблемные обстоятельства не только гипотетически могут (в умозрительном восприятии респондентов), но и реально оказывают негативное влияние на развитие художественной культуры Челябинской области.
Экспертным сообществом (педагоги Челябинского государственного института культуры и Южно-Уральского государственного института искусств), принявшим участие в исследовании, также фиксировались проблемные аспекты институциональной региональной среды, связанные со следующими позициями:
• неопределенность перспектив трудоустройства выпускников по специальности;
• неразвитость арт-рынка региона, инфраструктуры художественного предложения;
• недостаточная государственная поддержка сферы профессионального искусства, низкий уровень оплаты труда работников сферы;
106
• отсутствие систематической грамотной пропаганды классических (и современных высокого уровня) произведений художественного творчества в регионе;
• отсутствие симфонического оркестра в г. Челябинске как места трудоустройства лучших выпускников музыкальных факультетов и средства воспитания художественной культуры высокого уровня;
• явно выраженная пирамидальность художественной инфраструктуры: на профессиональном уровне практически негде работать либо работа плохо оплачивается;
• несформированная городская среда, не способствующая престижу творческой деятельности.
Перспективы развития системы художественного образования, таким образом, обеспечиваются устойчиво воспроизводимой ситуацией вхождения индивида в сферу искусства и художественной культуры (эстетического развития в детском возрасте) и удержания его на всех последующих ступенях. Именно так возникает многоуровневый и многопрофильный образовательно-воспитательный эстетический комплекс, основной задачей которого является создание единого художественно-образовательного пространства на основе интеграции начального, среднего, высшего и послевузовского образования.
В целом изучение роли вузов в региональном развитии имеет достаточно устойчивую традицию. Например, масштабное международное исследование «Обзор роли вузов в региональном развитии» реализуется Программой «Институциональное управление в высшем образовании» (1МНЕ) Организации экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР), в России курируется ВШЭ и строится на сопоставлении результатов участия вузов 14 регионов 12 стран мира - методами самообследования, экспертными опросами и через анализ документов [6].
Через всё исследование проходит мысль о влиянии вузов на рынок труда, о коммерциализации разработок университетов («вводом в производство» крупных предприятий региона). В этом смысле специфика художественного образования (по крайней мере, в указанных показателях) выступает как ограничение влияния. Но важное и в некотором роде идеологическое положение данной сферы связывается со ставшим довольно популярным в общественном дискурсе концептом «мягкой силы». Это особый ресурс информационного и культурно-символического влияния, конструирование и достижение необходимого стратегического результата путем использования собственной имиджевой привлекательности, авторитета и репутации через продвижение нематериальных ресурсов - культурных и интеллектуальных. И в этом смысле именно человеческий капитал сферы культуры, формируемый в профессиональных образовательных учреждениях и закрепляемый на местах трудоустройства, обеспечивает достижение поставленного результата. Соответствие между спросом и предложением на рынке образования и рынке труда требует осуществления достаточно точных прогнозов изменения рыночной конъюнктуры и потребностей в специалистах (причем специалистов, подготовленных определенным образом), переориентации системы обучения на предпринимательскую модель, способную к адекватному ответу на запросы современности.
1. Бетехтин, А. В. Художественные запросы и предпочтения населения в системе учреждений культуры и искусства Южного Урала / А. В. Бетехтин. - Челябинск : Энциклопедия, 2012. - 284 с.
2. Горшков, М. К. Непрерывное образование в контексте модернизации / М. К. Горшков, Г. А. Ключарев. -Москва : ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011. - 232 с.
3. Зубанова, Л. Б. «Культура в действии»: социологический мониторинг эффективности культурной политики / Л. Б. Зубанова, В. Я. Рушанин // Культурное наследие России : науч.-информ. журн. - 2015. -№ 3 (10). - С. 46-52.
107
4. Зубанова, Л. Б. Художественная культура в социологическом измерении: наследие прошлого и актуальные практики современности / Л. Б. Зубанова, М. Л. Шуб, А. Ю. Павлова. - Челябинск : Энциклопедия, 2014. - 184 с.
5. Ключарев, Г. А. «Разрыв» образования и рынка труда: мнения экспертов / Г. А. Ключарев // Социологические исследования. - 2015. - № 11. - С. 49-56.
6. Перфильева, О. В. Роль вузов в региональном развитии. Методология оценки социально-экономических эффектов реализации проекта по созданию федеральных университетов в интересах регионов, отраслей, системы образования / О. В. Перфильева // Вестник международных организаций. - 2010. - Т. 5. - № 3. - С. 11-21.
7. Российский работник: образование, профессия, квалификация / под ред. В. Е. Гимпельсона и Р. И. Капе-люшникова. - Москва : Издательский дом ВШЭ, 2011. - 576 с.
8. Синецкий, С. Б. Высшее профессиональное образование в сфере культуры как фактор культурной политики / С. Б. Синецкий // Человек и образование. - 2011. - № 4. - С. 20-22.
9. Синецкий, С. Б. Искусство и интеллектуализация общества: новый старый смысл культурной политики (начало) / С. Б. Синецкий, Т. М. Синецкая // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2014. - № 3 (39). - С. 41-45.
10. Синецкий, С. Б. Искусство и интеллектуализация общества: новый старый смысл культурной политики (окончание) / С. Б. Синецкий, Т. М. Синецкая // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2014. - № 4 (40). - С. 46-50.
11. Социокультурный потенциал Южного Урала: вызовы времени и ориентиры культурной политики : коллектив. моногр. / науч. ред. В. С. Цукерман. - Челябинск : Энциклопедия, 2011. - 279 с.
12. Степанова, Г. Н. Интеллектуальная организация: принципы построения и функционирования в экономике знаний XXI века / Г. Н. Степанова // Известия высших учебных заведений. - 2011. - № 9. - С. 181-191.
13. Стюарт, Т. А. Интеллектуальный капитал. Новые источники богатства организации : пер. с англ. / Т. А. Стюарт. - Москва : Поколение, 2007. - 368 с.
Получено 30.07.2018
L. Zubanova
A. Betekhtin
V. Tsukerman
Doctor of Culturology, Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts E-mail: milazubanova@gmail.com
Candidate of Culturology, Minister of Culture of Chelyabinsk region E-mail: minkult@gov74.ru
Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts E-mail: kf4@chgaki.ru
CULTURAL SPHERE HUMAN CAPITAL: URGENT LANDMARKS OF THE REGION'S HUMAN RESOURCES FORMATION
Abstract. The article considers the problems of current regional cultural policy pursue in the context of personnel potential in cultural sphere of Chelyabinsk formation. The authors give their own variant of system analysis of requirements to form territory human capital by means of effective interactions between "educational market" and "labor-market". Coordinated process of educational market and labor-market development is based on defining and installing of really functioning mechanisms of interaction between educational institutions (of all levels) and institutions of culture and art / creative groups training personnel for certain jobs. Main conclusions and recommendations have been illustrated by the opinion poll's results conducted in 2017-2018 on demand of the Culture Ministry of the Chelyabinsk Region which elicited the problems and prospects of professional orientation and professional self-determination of undergraduates of the Chelyabinsk State Institute of Culture and South-Ural State Institute of Arts.
108
The article draws a conclusion on the necessary creation of many-level and many-profile esthetic complex with the basic task to create universal artistic-educational environment based on integration of primary, secondary, university and post-graduate education in artistic culture of South Urals.
Keywords: cultural sphere, regional culture, human capital, educational market, labor-market, artistic education For citing: Zubanova L., Betekhtin A., Tsukerman V. 2018. Cultural sphere human capital: urgent landmarks of the region's human resources formation. Culture and Arts Herald. No 3 (55) : 102-109.
References
1. Betekhtin A. 2012. Khudozhestvennye zaprosy i predpochteniya naseleniya v sisteme uchrezhdeniy kul'tury i iskusstva Yuzhnogo Urala [Art inquiries and preferences of the population in the system of institutions of culture and arts of South Ural]. Chelyabinsk : Entsiklopediya. 284 p. (In Russ.).
2. Gorshkov M., Kliucharev G. 2011. Nepreryvnoe obrazovanie v kontekste modernizatsii [Continuous education in the context of modernization]. Moscow : IS OF RAS, FGNU TSSI. 232 p. (In Russ.).
3. Zubanova L., Rushanin V. 2015. Monitoring of efficiency of cultural policy in the region (on the example of Chelyabinsk Region). Kul'turnoe nasledie Rossii [Cultural heritage of Russia]. No 3 (10) : 46-52. (In Russ.).
4. Zubanova L., Shub M., Pavlova A. 2014. Khudozhestvennaya kul'tura v sotsiologicheskom izmerenii: nasledie proshlogo i aktual'nye praktiki sovremennosti [Art culture in sociological measurement: heritage of the past and relevant practices of the present]. Chelyabinsk : Entsiklopediya. 184 p. (In Russ.).
5. Kliucharev G. 2015. "Rupture" of education and labor market: experts' opinions. Sociological studies. No 11 : 49-56. (In Russ.).
6. Perfileva O. 2010. The Role of HEIs in Regional Development. A Methodology of Assessment of the Social and Economic Effects for the Project Implementation on Federal Universities Establishing in Russia on Regions, Industry and Education System. International Organisations Research Journal. Vol. 5. No. 3 : 11-21. (In Russ.).
7. Rossiyskiy rabotnik: obrazovanie, professiya, kvalifikatsiya [Russian worker: education, profession, qualification]. 2011. Gimpelson V., Kapeliushnikov R., ed. Moscow : HSE Publishing House. 576 p. (In Russ.).
8. Sinetskii S. 2011. Higher vocational education in the field of culture as a factor of cultural policy. Chelovek i obrazovanie [Man and Education]. No 4 (29) : 20-22. (In Russ.).
9. Sinetskii S., Sinetskaia T. 2014. Art and intellectualization of a society: The new old sense of cultural policy (beginning). Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. No 3 (39) : 41-45. (In Russ.)
10. Sinetskii S., Sinetskaia T. 2014. Art and intellectualization of a society: The new old sense of cultural policy (ending). Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. No 4 (40) : 46-50. (In Russ.)
11. Sotsiokul'turnyy potentsial Yuzhnogo Urala: vyzovy vremeni i orientiry kul'turnoy politiki [Sociocultural potential of South Ural: calls of time and reference points of cultural policy]. 2011. Tsukerman V., scientific ed. Chelyabinsk : Entsiklopediya. 280 p. (In Russ.).
12. Stepanova G. 2011. Intellectual organization: the principles of structure and functioning in economy of knowledge of the 21st century. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy [News of higher educational institutions]. No 9 : 181-191. (In Russ.).
13. Stewart T. 2007. Intellektual'nyy kapital. Novye istochniki bogatstva organizatsii [Intellectual capital. The new wealth of organization]. Moscow : Pokolenie. 368 p. (In Russ.).
Received 30.07.2018
109