Научная статья на тему 'Человеческий капитал Сергея Алексеевича Дятлова (к 50-летию со дня рождения)'

Человеческий капитал Сергея Алексеевича Дятлова (к 50-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
302
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Человеческий капитал Сергея Алексеевича Дятлова (к 50-летию со дня рождения)»

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Чекмарёв В. В. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ Сергея Алексеевича Дятлова (К 50-летию со дня рождения)

Сергей Алексеевич Дятлов - это, по сути не один человек, а три. И хотя все смысловые пласты его личности связаны между собой, неизбежно приходится выбирать между различными их векторами и модальностями давая портрет профессора. И чтобы субъективность выбора сгладить в тексте этого очерка будут звучать стихи Сергея Дятлова.

Один чётко очерченный срез - исследовательский: его книги, которые вводят в научный оборот новые факты, оценки и идеи. А ведь для этого требуется обладать особым умонастроением и пытливостью по отношению к социальной реальности. Карл Густов Юнг указал на феномен, названный им систематической слепотой: войдя в пору зрелости и равновесия, наука из чувства самосохранения категорически перестаёт замечать некоторые нежелательные для неё факты и явления. В книгах С. А. Дятлова всегда представлен такой «неканонический» материал. Не сказать, что все поднимаемые С. А. Дятловым вопросы абсолютно новы. Но, будучи собраны вместе и рассмотрены в единой информационно-экономической логике, они представляют вызов научному сознанию. Подобные вызовы-челлинджы далеко не всегда и не сразу получают признание со стороны парадигмальной экономической науки. Так, например, Джон Г элбрейт, великий американский экономист, труды которого читает весь мир, человек, запустивший в оборот целый ряд важнейших понятий, так и не дождался ни общенаучного признания, ни Нобелевской премии.

Бьются в окна слезинки дождя,

Обречённые струйкой стекают.

С клёна листья в конце октября,

Облечённые в грусть, опадают.

В книгах профессора Дятлова всегда присутствуют идеи, позволяющие иначе взглянуть на многие явления современной социально-экономической жизни, зачастую меняющие миропонимание людей. Эти книги всегда являются попыткой научной систематизации. Перед непрофессиональным читателем здесь могут возникнуть определённые трудности, связанные с научной манерой изложения, когда одна и та же проблема многократно обсуждается на разных уровнях, в различных проблемных ситуациях и при различных предпосылках. Примером может служить одна из стержневых исследуемых профессором Дятловым проблем, связанная с формированием информационно-сетевого общества (анализ формирующихся в современной экономике информационно-сетевых отношений является актуальным, но пока ещё мало исследованным направлением в экономической науке).

Другой стороной личности С. А. Дятлова является его ненавязчивость. Есть такие, казалось бы, неприметные экономисты, которые берут на себя закадровую роль! В результате творчество таких учёных оценивается как что-то само собой разумеющееся и давно всеми понятное. Имена первопроходцев по обыкновению стираются, и кажется, что всё произошло спонтанно. Кому, например, придёт в голову мысль, что детский сад сложился не сам собой, а его придумал Роберт Оуэн с учениками? А между тем они много чего изобрели и опробовали: и удачного, и того, что не прижилось. То же самое с участием рабочих в прибылях предприятия - впервые такую схему внедрили ученики Оуэна в Англии. Ещё пример - система самообслуживания, изобретения в первой половине ХХ века в шведском потребительском кооперативе и повсеместно распространившаяся впоследствии.

Так вот С. А. Дятлов из тех, кто прилагает усилия, чтобы спонтанный по внешней видимости процесс понимания стартовал и дозрел до такой стадии, когда общество оказывается способным его подхватить.

© Чекмарёв В. В., 2010

Экономика образования ♦ № 1, 2010|

169

День последний августа провожает лето.

Каждый раз, из года в год происходит это.

Понапрасну не грусти, не печалься зря,

Не бывает дней плохих у календаря.

С головою окунись в краски сентября!

Мы не поймём логику, последовательность, направленность, узловые моменты, перипетии и повторы творческого пути С. А. Дятлова, если не вспомним, что на протяжении нескольких десятилетий (несмотря на изменение предмета своих исследований) он находился на том участке экономической науки, который в советское время был догматизированной вульгарной идеологической версией марксизма. При этом в заслугу профессору несомненно следует поставить то, что в процессе преподавания он обращал внимание студентов на ранние работы Маркса об отчуждении и освобождении человека. Именно потребностями противостояния догматизму, углубления гуманистического марксизма явилось обращения С. А. Дятлова (совместно с А. И. Добрыниным) к проблеме исследования человеческого капитала. Со временем благодаря громадному интеллектуальному потенциалу этого дуэта, непоколебимой уверенности в эвристической значимости и перспективности разработки теории человеческого капитала, необыкновенной способности располагать к себе людей и давать им импульс к творческому поиску в рамках общей задачи на базе кафедры общей экономической теории СПбУЭФ сформировалась научная школа теории человеческого капитала.

Интеллектуальная атмосфера на кафедре общей экономической теории того времени отличалась тем, что достижения в свете теории человеческого капитала волновали воображение сильнее, чем в области науки и техники.

Тогда делались шаги с тем, чтобы поставить человека в сердцевину экономической теории. Эти шаги были связаны лишь с поисками общих очертаний места человека в экономической науке. Поэтому представление о нём было смутным, признавался лишь факт её возможности, но ожидание, связывающееся с таким построением экономической науки - многообещающим. Тем не менее появление стержневых идей и путь к признанию научного статуса теории человеческого капитала оказались сложнее, противоречивее, чем это рисовалось в сознании тех, кто мечтал о повышении роли человека в экономической теории.

Вы начинаете жить, и вам придётся участвовать в том, что называется борьбой за существование. Грубо говоря, есть три её вида: борьба на поражение, борьба на уничтожение и борьба на соглашение. И здесь Сергея Дятлова отличает интуитивная точность. При этом он внешне равнодушно-внимателен ко всем. Но это внешне. И вот тут-то следует рассказать о ещё об одном смысловом пласте личности Дятлова.

Улетели голуби, вороны остались.

Мира и добра мы не досчитались.

Бога молим и хотим возвратить скорей

В наши семьи и дома белых голубей.

В этой третьей своей ипостаси С. Дятлов всегда и неизменно грустно-весел. «Нет ничего лучше музыки... Разве что барышни?» - это грусто-весёлый Дятлов. «Самым прекрасным, самым пронзительным чувством, которое я когда-либо испытывал, - говорит Сергей Дятлов, - я обязан был музыке. Но её волшебное и мгновенное существование есть лишь то, к чему я бесплодно стремлюсь, - и жить так я не могу. Очень часто в концерте я начинал понимать то, что до тех пор казалось мне неуловимым. Музыка вдруг пробуждала во мне такие странные физические ощущения, к которым я считал себя неспособным. Но с последними замирающими звуками оркестра эти ощущения исчезали, и я опять оставался в неизвестности и неуверенности, мне часто присущими». И действительно, после концертов Сергей становился изменившимся и другим, как лес после дождя. Вот, к примеру, концерт Григория Чекмарёва (альтист Российского национального оркестра под управлением М. В. Плетнёва) в Плёсе откликнулся в душе С. Дятлова строчками:

Ютятся плёсами осенние туманы,

По небу птицы стаями летят.

Леса печально-празднично багряны,

На вальс их приглашает листопад.

А ещё Сергей очень по-доброму относится к женщинам. Всякая любовь есть попытка задержать свою судьбу, это наивная иллюзия короткого бессмертия. И всё-таки это, наверное, лучшее, что нам дано знать. Хотя и в этом, конечно, легко увидеть медленную работу смерти.

Но не во всякой любви есть печаль, печаль завершения и смерти любви, если она бывает счастливой, и печаль невозможности и потери того, что нам кажется никогда не принадлежало, - если любовь остаётся тщетной. Время проходит, и мы создаём себе иной образ и он опять станет в ином смысле столь же недостижимым, сколь недостижимым до этого было тело, волосы, взгляд.

Будучи в душе не только лиричным, но и поэтичным профессор Дятлов и о любви говорит почти иронично. Бывает, в хорошей компании Сергей предлагает: «А давай-ка выпьем рюмочку. Мы всё же, слава Богу, люди православные». И тут же тост о женщинах: «Царь Соломон сказал, что он не понимает трёх вещей: путь змеи на скале, путь орла в небе, и путь женского сердца к сердцу мужскому».

Вот таким триединым представляется мне мой большой друг профессор Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, доктор экономических наук Сергей Алексеевич Дятлов.

А в заключение очерки о моём друге пусть прозвучит его песня.

Вот опять осеннюю листву Красят краски октября.

И стучат тихонько по стеклу Капли мокрого дождя.

Птицы тянутся на юг к теплу.

Наступают холода.

И уже не встретить на лету Паутинки сентября.

В небе журавлиный клин летит,

Покидая край родной.

Падая с деревьев, лист кружит Жёлто-красно-золотой.

Незаметно в сердце входит грусть.

Вслед за ней печаль с тоской.

Заболит душа, и я очнусь,

И заплачу на собой.

Припев: Господи помилуй, Господи помилуй,

Господи помилуй мя.

Господи услыши, Господи услыши Слёзный плач души моя.

Господи помилуй, Господи помилуй,

Господи помилуй мя.

Господи помилуй, Господи помилуй,

Покаяние моя.

Вот опять осеннюю листву Красят краски октября.

И стучит тихонько по стеклу Капли мокрого дождя.

Осень — благодатная пора!

Не тоскуй и не грусти.

Помолись и поспеши душа Покаянье принести!

Tchekmaryov V.V. THE HUMAN CAPITAL SERGEY ALEKSEEVICHA DJATLOVA (TO THE 50 ANNIVERSARY FROM THE DATE OF A BIRTH)

Экономика образования ♦ № 1, 2010І

171

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.