ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Медведева Ольга Владимировна, аспирант Кубанский государственный технологический университет,
г. Краснодар, Россия (e-mail: [email protected])
В статье рассматриваются различные подходы к определению человеческого капитала; показано, что базой человеческого капитала являются три основных компонента: профессиональный капитал, капитал культуры и здоровья. Указывается, что одной из ключевых характеристик человеческого капитала является интеллектуальный ресурс
Ключевые слова: человеческий капитал, профессиональный капитал, капитал культуры и здоровья, социальный капитал, интеллектуальный ресурс.
Свободное, всестороннее развитие человека в условиях движения общества в направлении формирования основ «знаниеемкой экономики» подразумевает полноценную реализацию человеческого капитала как базового элемента подобного развития. В условиях ограниченности как ресурсов естественно-природного характера, так и материально-финансовой составляющей ресурсного потенциала, именно воспроизводство человеческого капитала становится тем ключевым процессом, который определяет эффективность социально-экономического развития.
В настоящее время практически бесспорным является тот факт, что конкурентоспособность экономики определяется величиной человеческого капитала, которым обладает конкретное государство. При этом существуют различные теоретические подходы к толкованию данного понятия.
Сам термин «человеческий капитал» был введен в научный оборот лауреатом Нобелевской премии Теодором Шульцем, который под данным понятием определял приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями. По мнению Шульца, улучшение благосостояния индивидов определяется наличием у них знаний, умений и определенных навыков, которые составляют человеческий капитал. По оценке Шульца, из совокупного продукта, производимого в обществе, на накопление человеческого капитала используется порядка 3/4 от его общей величины [1].
Таким образом, Т. Шульц одним из первых определил человеческий капитал в качестве основного производительный фактор постиндустриальной экономики.
Г. Беккер в развитие его идей обосновал эффективность вложений в воспроизводство человеческого капитала. В своей книге «Человеческий капитал», ставшей основой для последующих исследований в данной области, он определил человеческий капитал как совокупность врожденных
способностей, приобретенных навыков, знаний и мотиваций, воплощенных в человеке, которые используются им для производства товаров и услуг и являются источниками дохода как самого человека, так и всего общества.
Ученый одним из первых рассмотрел понятие человеческого капитала на микроуровне. В качестве инвестиций в человеческий капитал работников предприятия автор учитывал в основном затраты на образование и обучение, показав, что отдача от них составляет 12-14% годовой прибыли, что превышает рентабельность некоторых фирм.
Существенный вклад в развитие общей теории человеческого капитала внес еще один лауреат Нобелевской премии С. Кузнец, который в качестве первичного фактора роста ВВП выделил уровень накопленного национального человеческого капитала. При этом он констатировал наличие некоторого порогового значения величины накопленного человеческого капитала, без достижения которого невозможен переход к следующему технологическому укладу экономики.
Отдельные аспекты теории человеческого капитала, его структуры, формирования и развития, начиная с 1990-х гг., стали активно исследоваться и отечественными учеными.
В частности, С. А. Дятлов под человеческим капиталом понимает накопленный в результате инвестиций определенный запас здоровья, знаний, способностей, навыков и мотиваций человека, которые целесообразно им используются в определенной сфере общественного воспроизводства и способствуют росту его доходов, увеличению производительности труда и эффективности производства [2].
А.И. Добрынин и его соавторы рассматривают человеческий капитал как воплощенный в человеке запас знаний, способностей, навыков и мотиваций, сформировавшийся на основе накопленных затрат на образование, здравоохранение, специальную подготовку и миграцию рабочей силы [3].
И. А. Никитин и В.И. Романчин определяют человеческий капитал как определенный запас знаний, навыков, способностей, мотиваций и здоровья человека, сформированный в результате инвестиций и целесообразно использующийся в процессе труда для роста доходов человека, предприятия, государства [4].
Г.И. Бондаренко предложила социокультурную концепцию исследования человеческого капитала, которая позволяет обосновать воздействие социальных институтов на воспроизводство человеческого капитала, его формирование, накопление и рациональное использование. Автор утверждает, что инвестиции в человеческий капитал дают экономический и социальный эффект, однако носят довольно длительный характер, например, инвестирование в капитал образования в среднем занимает 12-20 лет, а в капитал здоровья вложения производятся в течение всей жизни индивида. Г.И. Бондаренко определила особенности современных социальных институтов по воспроизводству, накоплению и сохранению человеческого капи-
тала, в частности, отмечая, что институт образования участвует в формировании интеллектуальной составляющей человеческого капитала, институт семьи осуществляет функции его воспроизведения и реализации, а институт здравоохранения формирует физические свойства человеческого капитала [5].
Таким образом, анализ различных подходов к определению человеческого капитала показал, что в научной литературе его принято рассматривать в различных смыслах.
По мнению одной группы исследователей, под человеческим капиталом подразумевается совокупность способностей и качеств, имеющихся у человека и используемых им в производственных процессах. Вторая группа подходов к трактовке сущности человеческого капитала акцентирует внимание на факте накопления индивидуумом определенных способностей и качеств в результате инвестиций, осуществляемых в его развитие. Наконец, по мнению сторонников еще одной точки зрения, необходимо применять расширительный подход к трактовке сущности человеческого капитала, на основе включения в состав его элементов широкой совокупности личностных качеств, мировоззренческих установок, ценностных ориентиров, оказывающих определенное влияние на результаты деятельности индивида [6].
Несмотря на различное содержательное наполнение вышеприведенных подходов, все они базируются на выделение ключевой роли креативного компонента человеческого фактора системы экономических отношений, все более востребованного в условиях формирования «экономики знаний».
Как отмечает С.Г. Караткевич, общий (базовый) человеческий капитал формируется чаще всего в молодости, во время обучения в образовательных учреждениях, и, конечно же, под влиянием семьи. Следует отметить, что инвестиции в человеческий капитал влияют на формирование общего, т.е. базового человеческого капитала, так как многие предприятия требуют именно квалифицированных специалистов, обладающих приобретенными знаниями, умениями и навыками. И что самое важное, накопленный базовый человеческий капитал выступает основой для адекватного развития личности в обществе [7].
В то же время, развитие профессиональных навыков становится основой формирования и развития специфического человеческого капитала, который реализуется за счет инвестиций в переподготовку и повышение квалификации работников, как со стороны предприятий, так и самих работников. Следовательно, технологические особенности предприятия становятся источником формирования специфических, узкоспециализированных знаний и навыков, характерных для специфического человеческого капитала.
Таким образом, исследование развития теории человеческого капитала позволило сформулировать следующее его определение: человеческий капитал - это совокупность врожденных способностей и приобретенных навыков человека, его физического здоровья и накопленных знаний, позво-
ляющих обладателю получать определенный доход вследствие их приложения в процессе профессиональной деятельности.
Многогранность подходов к трактовке понятия «человеческий капитал» обусловливает сложную структуру исследуемого феномена, позволяя выделить в нем ряд ключевых элементов. Так, в частности, А. А. Ермоленко выделяет следующий комплекс компонентов, формирующих структуру человеческого капитала [8]:
• интеллектуальный капитал, направленный на формирование и развитие интеллектуального потенциала как отдельно взятой личности, так и общества в целом;
• капитал здоровья, наличие которого обеспечивает полноту, силу и действенность творческой деятельности;
• капитал эстетического формотворчества, ориентированный на реализацию художественного потенциала индивида;
• капитал рекордных достижений, обеспечивающий реализацию задач по качественному обновлению пределов реализации физических возможностей человеческого организма.
С точки зрения Е.А Моклаковой, человеческий капитал включает совокупность характеристик, которые можно объединить в несколько групп (рисунок 1).
В свою очередь, ряд специалистов отмечают, что базой человеческого капитала являются три основных компонента: профессиональный капитал, капитал культуры и здоровья.
Первым компонентом человеческого капитала является профессиональный капитал, структурно включающий в себя капитал образования и креативный капитал.
«Если образование влияет на производство, что важно для экономики то, следовательно, это и есть форма капитала», - отмечал Т. Шульц. Трудно не согласиться с тем, что навыки и знания, полученные в процессе обучения, влияют на производительность труда и производство в целом.
Характеристика человеческого капитала отдельного работника
— —-»-
Характеристики личности
Физиологические характеристики
Уровень физического здоровья
Характеристики профессионально й
компетенции
1. Уровень образования; 2 Уровень квалифжацш; 3. Компетенции
1. Лтюстньй ада птац^сн 1-ый потен 141 ап;
2 Уровень интеллектуального развития
Характеристи ки
психического
развития
1. Г^офессисмальныэ способности;
2. Особенности гл-ровсззрения
Рисунок 1 - Совокупность элементов человеческого капитала [9]
По расчетам специалистов, образование рабочего в объеме двух классов повышает производительность труда на 29%, трех классов — на 37%, четырех классов — на 43%, пяти классов — на 48%, шести классов — на 52%. Весомый эффект дает образование, полученное в старших классах, которое обеспечивает около 80% прироста квалификации.
Креативный капитал отражает способность рождать абсолютно новое знание, опыт или новацию как нестандартное решение в существующих условиях. Креативный капитал может существовать отдельно от капитала образования, однако в сочетании они способствуют скорейшему рождению новаторства более высокого уровня.
Следующий компонент человеческого капитала - это капитал культуры, определяющий систему ценностей, норм морали и этических норм поведения. Капитал культуры связан, в первую очередь, с нравственностью конкретно взятого индивида, на него оказывают влияние институт семьи, среда обитания и система культурных норм общества.
Элементами капитала культуры являются нормы поведения, ценностные ориентиры и структура мотивации персонала. Так как человеческий капитал неотделим от его носителя, то восприятие интересов через призму его ценностей обуславливают мотивацию действий и поступков.
Как отмечает И. Соболева, некоторые авторы считают возможным включить в состав элементов человеческого капитала социальный капитал, воплощенный в отношениях между людьми. При этом стремление представить социальный капитал в качестве элемента человеческого капитала характерно, как правило, для российских исследователей [10]. Социальный капитал включает в себя бриджинговый капитал, представляющий собой институт доверия между разнородными членами общества; бондинговый капитал, возникающий как феномен доверия в однородных группах общества. В цифровой экономике возникает новый вид социального капитала, который можно назвать социальный капитал сети (социально-сетевой капитал), возникающий в процессе интегратив-но-распределенного сетевого взаимодействия участников глобальных, национальных, корпоративных и социальных сетей. Новейшей формой проявления социального капитала (человеческого капитала) являются социальные сети. Регулирование и ин-ституционализация отношений между гражданами, бизнесом и правительством в социальных сетях является важнейшей функцией современного государства.
Последним, но не менее важным компонентом человеческого капитала является капитал здоровья. Не обладая достаточным здоровьем, человек не может плодотворно осуществлять свою трудовую деятельность. Капитал здоровья представляет собой инвестиции в человека, которые осуществляются с целью формирования, поддержания и совершенствования здоровья и работоспособности. Стоит отметить, что не все инвестиции в развитие здоровья рассматриваются как вложения в человеческий капитал, а лишь те, которые экономически целесообразны и общественно полезны.
При этом выделяют базовый и приобретенный капитал здоровья. Приобретенный капитал здоровья или профессиональное здоровье образуется в результате производственной деятельности и влияет на качество и производительность труда.
Таким образом, здоровье является базовым компонентом человеческого капитала, определяет продолжительность использования человеческого капитала, возможность в полной мере использовать человеком его трудовых качеств.
Одной из ключевых характеристик человеческого капитала, по мнению ряда специалистов, является интеллектуальный ресурс. Данное понятие воплощает систему отношений, связанных с производством знаний и интеллектуальных способностей на индивидуальном, коллективном и общественном уровнях, способных обеспечить социально ориентированный процесс устойчивого расширенного и сбалансированного воспроизводства национального богатства на интенсивной основе [11].
При этом перед любым государством в условиях современной «экономики знаний» стоит важнейшая задача, решение которой связано с обеспечением воспроизводства как всего человеческого капитала конкретного государства, так и интеллектуального ресурса как его ключевого элемента. В данном контексте следует отметить, что процессы воспроизводства человеческого капитала находят свое проявление на уровнях государства, предприятия и семьи. Их особенности иллюстрирует рисунок 2.
Рисунок 3 - Цели и инструменты воспроизводства человеческого капитала
на различных уровнях [12]
При этом именно на уровне конкретного предприятия происходит трансформация совокупности индивидуальных человеческих капиталов его работников в единый организационный человеческий капитал.
Список литературы
1. Паршина Н.В. Человеческий капитал: сущность, содержание, особенности // Мир современной науки. - 2013, № 3. - С. 4.
2. Дятлов С. А. Теория человеческого капитала. - СПб.: Изд. СПбУЭФ, 1996. - С.
22.
3. Добрынин А.И., Дятлов С. А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. - СПб.: Наука, 1999. - С. 31.
4. Романчин В.И., Никитин И.А. Человеческий капитал как основополагающий фактор эффективного антикризисного управления [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.pandia.ru/plproject.ru/part08-014.php.
5. Бондаренко Г.И. Человеческий капитал: взаимодействие социальных институтов, власти и бизнеса в условиях трансформирующегося российского общества. - Уфа: Наука, 2006. - С. 35.
6. Асланов Д.И. Структура и содержание понятия «человеческий капитал» и сопряженных понятий в контексте гуманистической парадигмы // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2011, № 10. - С. 288.
7. Караткевич С.Г. Методы формирования и оценки человеческого капитала социо-технических систем // Вопросы экономики и права. - 2011, № 7. - C. 54.
8. Ермоленко А. А., Ермоленко А. А. Человеческий капитал // Научная мысль Кавказа. - 2008, № 3. - С. 19.
9. Маклакова Е.А. Человеческий капитал: понятие, оценка, учет // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2010, № 1. - С. 58.
10. Соболева И. Парадоксы измерения человеческого капитала // Вопросы экономики. - 2009, № 9. - С. 54.
11. Татаркин А. И. Интеллектуальный ресурс общества и его роль в воспроизводственном процессе // Экономика региона. - 2010, № 3. - С. 26.
12. Плискевич Н.М. Динамика человеческого капитала в трансформирующемся обществе [Электронный ресурс]. Режим доступа: httр://www.kарitаl-rus.ru/аrtiсlеs/аrtiсlе/179043