НАУЧНЫЕ ОБЗОРЫ
© АРТЮХОВ И.П., ГОРБАЧ Н.А., ЛИСНЯК М. А.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ЗДОРОВЬЕ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
И.П. Артюхов, Н.А. Горбач, М. А. Лисняк Красноярская государственная медицинская академия им. В.Ф. Войно-Ясенецкого, ректор - д.м.н., проф. И.П.Артюхов.
Резюме. На основе анализа литературных источников установлено, что в настоящее время достаточно детально разработаны концепция и теория человеческого капитала, определены его структура и виды, характер формирования и потерь, основные факторы воспроизводства и развития. Вместе с тем обозначилась необходимость социально-гигиенической проработки проблемы капитала здоровья, определения достоверных критериев и методов его оценки, факторов, влияющих на его формирование и развитие.
Ключевые слова: человеческий капитал, формирование человеческого капитала, виды человеческого капитала, критерии и методы оценки человеческого капитала, капитал здоровья.
В современных условиях многие исследователи связывают экономическое развитие страны и уровень жизни населения с сохранением и развитием национального человеческого капитала. Год 2007объявлен «годом инвестиций в человеческий капитал». Хотя исторические корни теории человеческого капитала прослеживаются в трудах ученых-экономистов XIX века (У. Петти, А. Смита, Д. Риккардо, К. Маркса, А. Маршалла, У. Томпсона и других), понятие «человеческий капитал» окончательно сформировалось и вошло в научный оборот в западной экономической литературе, а также оформилась теория человеческого капитала как самостоятельный раздел экономического анализа на рубеже 50-60-х гг. XX века. Теория человеческого капитала получила свое развитие благода-
ря усилиям известных экономистов (Т. Шульц, Г. Беккер, Дж. Минцер, Л. Ту-роу, И.Фишер, Дж. Кендрик и др.). Г.Беккер определяет понятие человеческий капитал как совокупность врожденных способностей, приобретенных знаний, навыков и мотиваций, которые могут быть использованы в течение определенного времени для производства товаров и услуг и стать источниками дохода для человека, семьи, организации и общества [5, ^14]. Человеческий капитал формируется за счет инвестиций в человека (затраты на обучение, подготовку на производстве, расходы на здравоохранение, миграцию и т.п.). Те или иные аспекты проблемы человеческого капитала, его структуры, формирования и развития, нашли отражение в работах российских авторов, преимущественно экономической направленности [17,20,22,24,25,26,29,36,37,44,46].
М.М.Критский, рассмотрев проблему человеческого капитала, охарактеризовал его как всеобще-конкретную форму жизнедеятельности, предложил конкретные методы оценки величины индивидуального человеческого капитала по стадиям его движения, а также оригинальную методику расчёта стоимостной величины национального человеческого капитала [35, 36].
С.А. Дятлов трактует человеческий капитал как сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определённый запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и эффективности производства и тем самым влияют на рост заработков человека, фирмы и всего общества [24, 25].
Р.И. Капелюшников уточняет, что заслуга выдвижения теории человеческого капитала принадлежит известному американскому экономисту Т.Шульцу (лауреат Нобелевской премии 1979 г.), а базовая теоретическая модель была разработана в книге «Человеческий капитал» Г.Беккера (лауреат Нобелевской премии 1992 г.). Теория человеческого капитала изучает процесс качественного совершенствования людских ресурсов. Под человеческим капиталом при этом понимается воплощенный в человеке запас способностей, знаний, навыков и мотиваций [29].
Подобное определение дают А.И. Добрынин и соавт., указывая, что человеческий капитал - имеющийся у человека запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые содействуют росту его производительности труда и влияют на рост доходов. При этом авторы дополняют, что человеческий капитал, являясь частью совокупного капитала, представляет собой накопленные затраты на общее образование, специальную подготовку, здравоохранение, перемещение рабочей силы [22].
A.В. Корицкий рассматривает исторические корни и теоретические основы современной концепции человеческого капитала, подходы к анализу человеческого капитала, методы его количественной оценки, методы оценки эффективности инвестиций в образование, анализирует модели жизненного цикла человека. Автор отмечает, что важнейшими формами вложений в человека западные экономисты считают образование и подготовку на производстве (повышают уровень знаний человека, т.е. увеличивают объем человеческого капитала), охрана здоровья и медицинское обслуживание (сокращая заболеваемость и смертность, продлевает срок службы человека, а также увеличивает интенсивность его использования), миграцию, рождение детей и уход за ними (представляют собой форму воспроизводства человеческого капитала в следующем поколении) [34].
B. Щетинин фиксирует внимание на неоднозначность трактовки понятия «человеческий капитал» и в настоящее время. В узком смысле - одной из форм капитала является образование, которое становится частью человека (поэтому он человеческий), а также источником будущих удовлетворений или заработков (поэтому он капитал). В широком - человеческий капитал формируется путем инвестиций в человека в виде затрат на образование, охрану здоровья, миграцию и т.д. [52].
Ю.А. Васильчук, обращаясь к общей теории социального развития человека, выделяет следующие виды капитала: промышленный, административный и социальный [14].
Б. М. Генкин рассматривает человеческий капитал с экономических и со-
циологических позиций и выделяет его компоненты. Человеческий капитал -это совокупность качеств, которые определяют производительность и могут стать источником дохода для человека, семьи, производства и общества. По мнению автора, такими качествами являются здоровье, природные способности, образование, профессионализм, мобильность [17].
B.И. Романчин, И.А.Никитин трактуют человеческий капитал как сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в процессе труда, содействуя росту доходов человека, предприятия, государства. Авторы выделяют виды человеческого капитала, в том числе капитал здоровья [14].
C. А. Курганский провел всесторонний анализ сущности и структуры человеческого капитала, рассмотрел формальные модели производства человеческого капитала (Л. Туроу, Т. Шульца, А. Аулина, В. Гойло), раскрыл особенности его формирования и функционирования в реформируемой экономике России; обосновал необходимость оценки человеческого капитала как элемента национального богатства; разработал новые методологические подходы к комплексной его оценке [37].
Неоднократно предпринимались попытки структурировать человеческий капитал. Е.В. Ванкевич обозначает в структуре человеческого капитала: образование и профессиональную подготовку, информированность; физиологические характеристики личности и состояние здоровья; профессиональную и географическую мобильность; психологические характеристики личности, движущие потребности, мотивацию, ценности [13]. Ю.Г. Быченко (2001) выделяет биологический человеческий капитал (ценностный уровень физических способностей к выполнению трудовых операций, уровень здоровья населения) и культурный (совокупность интеллектуальных способностей, образованности, умений, навыков, моральных качеств, квалификационной подготовки индивидов, которые используются или могут быть использованы в трудовой деятельности и узаконивают обладание статусом и властью) [11]. Ф. Нойманн в качестве основных
компонентов указывает: культурно-этнические особенности; общее и профессиональное образование; ключевые квалификационные качества [41]. Е.В. Анишин, проведя углубленное исследование теоретико-методологических основ человеческого капитала как категории, выявил закономерности, тенденции и перспективы его развития. Автор предложил для более точного понимания категорию «человеческий капитал» в зависимости от сфер, принимающих участие в этом процессе, классифицировать на следующие группы: 1) человеческий капитал семьи (самого человека); 2) человеческий капитал организации; 3) человеческий капитал региона; 4) человеческий капитал общества (в целом) [1].
Э.Н. Богданова, Г.И.Колесников, Ю.М.Копылова, Е.М. Самородова,
Л.Г.Симкина, Е.В.Сумарокова, Ю.В.Чуприна, исследовав инвестиции в человеческий капитал, обозначили проблемы его сохранения, накопления и эффективного использования в России [8, 32, 33, 45, 46, 48, 50].
Г.И. Новолодская научно обосновала механизм формирования и функционирования модели воспроизводства конкурентоспособного человеческого капитала [40].
П.С. Демин анализирует понятие человеческого капитала, рассматривает его структуру, проблемы воспроизводства, виды инвестиций в него (расходы на образование, подготовка на производстве; здравоохранение; мотивация; поиск информации и миграция; фундаментальные научные разработки; экология и здоровый образ жизни; культура и досуг). Автор считает, что большинство составляющих человеческого капитала учитывает в себе индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Данный универсальный сопоставимый измеритель достаточно адекватно характеризует сумму накопленного определенным государством человеческого капитала [21].
Заслуживают внимания исследования Г.И.Бондаренко. Автор предложила социокультурную концепцию исследования человеческого капитала, позволяющую обосновать воздействие социальных институтов и процессов на социальное воспроизводство человеческого капитала (т.е. формирование, сохранение и рациональное использование). Автор подчеркивает, что человеческий капитал
может быть накоплен, а именно - индивидуум может приобретать определённые навыки, способности, может улучшить своё здоровье. Инвестиции в человеческий капитал дают экономический и социальный эффект, но носят довольно длительный характер (в капитал образования - 12-20 лет, в капитал здоровья
- в течение всей жизни индивида). Функционирование человеческого капитала зависит от социальных качественных характеристик индивида. Автор обозначила особенности современных социальных институтов по воспроизводству, накоплению и сохранению человеческого капитала: институт образования формирует интеллектуальную его составляющую; институт семьи выполняет функции его воспроизведения и реализации; институт здравоохранения - формирует биологическое и физическое качество человеческого капитала. Автором установлено, что в современных условиях все социальные институты выполняют свои функции не эффективно, поэтому необходимы научно-обоснованные программы по формированию человеческого капитала, его сохранению и оптимальной реализации [9, 10].
Проблема человеческого капитала неоднократно рассматривалась на заседаниях Никитского клуба, авторитетной независимой организации, учрежденной в июне 2000 года и объединяющей ученых и предпринимателей России. В рамках обсуждения темы «Человеческий капитал России: эволюция, структурные особенности, будущие вызовы» на заседании Никитского клуба 16 февраля 2005 г. Р.И. Капелюшников обозначил, что процесс системной трансформации в России сопровождался гигантским, одномоментным массовым обесцениванием накопленного в предыдущую эпоху человеческого капитала, как общего (знаний и навыков, полученных в системе формального образования), так и специфического (знаний и умений, приобретенных в производственной деятельности). Н.М. Римашевская остановилась на проблемах качества российского населения и привела данные отражающие долю человеческого капитала в ВВП: в большинстве стран она составляет 64%, а в России 14%.
А.Г.Вишневский обратил внимание аудитории на особенности формирования человеческого капитала в России, заключающиеся в уменьшении количества
носителей человеческого капитала в трудоспособном возрасте. В.Л.Тамбовцев в своем выступлении подчеркнул три момента: необходимо четко разграничивать микроэкономическое понятие человеческого капитала и смежные понятия
- человеческий потенциал и т.п.; не надо забывать про социально-значимые блага (образование, здравоохранение и т.п.), важность проблемы корректности измерения человеческого капитала. И. А. Гундаров сделал акцент на проблеме человеческого капитала с точки зрения психического состояния человека. Р.С.Гринберг отметил сложность проблемы в измерении человеческого капитала, прямую связь его с четырьмя сферами жизни (культура, наука, образование, здравоохранение), необходимость государственного участия в развитии этих сфер. В. С.Мясников считает, что значение и смысл человеческого капитала всегда определяются конкретно-историческими условиями, в модернизирующемся обществе, чем он выше, тем успешнее модернизация. Поэтому в России необходимо поставить на уровень государственной политики подготовку, сохранение, использование человеческого капитала [15].
Обсуждение проблемы человеческого капитала члены клуба продолжили на конференции «Демографический императив и человеческий фактор» (Москва, 12 октября 2006 г.). В.Л.Тамбовцев указывает, что в настоящее время в рамках ООН уже несколько лет публикуются оценки величины человеческого потенциала многих стран мира - «индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП), который определяется в методике как функция от трех факторов: среднедушевой доход, уровень образования и долголетие в стране. В соответствии с этим страны ранжируются, причем можно определить, какой из факторов какого размера вклад вносит в итоговую величину ИРЧП. Автор считает, что в условиях ограничения роста численности населения неизбежно переключение с экстенсивных факторов на интенсивные, отсюда особое внимание росту качества человеческого потенциала, компонентами которого являются продолжительность жизни и образование [16]. Публикуются доклады о развитии человеческого потенциала и в Российской Федерации [23]. С. Валентей, Л.Нестеров (1999) приводят методику расчета ИРЧП [12].
О.Н.Баева; Г.В.Барсуков, Е.М.Родионова рассматривают образование как условие формирования, накопления и воспроизводства человеческого капитала [3, 4]. Следует подчеркнуть, что еще М.ОгоББтап считал, что лица с лучшей образовательной подготовкой более эффективны в производстве и использовании своего «капитала здоровья»: ведут более здоровый образ жизни, избирают в среднем не такие вредные и опасные профессии, разумнее пользуются медицинскими услугами и т.д. [57].
В последние годы актуализировалось внимание не только к проблеме образования, но и здоровья населения как компонентам человеческого капитала.
И.В. Ильинский выделял как составляющие человеческого капитала: капиталы образования, здоровья и культуры. Капитал здоровья, по мнению автора, является национальным достоянием, несущей конструкцией, основой для человеческого капитала вообще, и представляет собой инвестиции в человека, осуществляемые с целью формирования, поддержания и совершенствования его здоровья и работоспособности. Автор в понятии капитала здоровья выделяет базовый (определяется совокупностью физиологических свойств человека, получаемых наследственным путём) и приобретенный (образуется в процессе формирования и потребления физических свойств человека, осуществляемом в производственной деятельности) капитал. Время функционирования человеческого капитала продлевают инвестиции в здоровье, его охрану, способствующие сокращению заболеваний и смертности, продлению трудоспособной жизни человека [26, 27].
О.В. Киселёва представила модель процесса формирования, накопления и воспроизводства национального человеческого капитала, где в качестве сфер его формирования обозначены, в первую очередь, семья, затем системы образования, здравоохранения, общественные институты и сфера НИОКР. На выходе даны качественные характеристики и показатели: ожидаемая продолжительность жизни, качество и объём знаний, деловая активность населения, производительность труда, рейтинг страны, социальное согласие и стабильность. Автор, применяя методику М.М. Критского для расчёта величин национального
человеческого капитала стран с различным уровнем социально-экономического развития, делает вывод, что на макроуровне формирования человеческого капитала решающее значение приобретает капитал здоровья, что подчёркивает важность государственной политики в области здравоохранения, особенно для России на фоне снижения общей численности населения, средней продолжительности жизни, общего статуса здоровья нации [30, 31].
Г.И. Синицына особое внимание уделила влиянию здоровья на качество человеческого капитала, рассматривая качество общественного здоровья как показатель уровня развития человеческого капитала региона, а ресурсные показатели системы здравоохранения как условия его эффективного функционирования. На примере Читинской области автор обозначила основные стратегии развития человеческого капитала [47].
Т.А. Демченко обращает внимание на деформацию человеческого капитала России в 90-е годы за счет вклада преждевременной смертности [20]. И.Е. Ка-лабихина указывает на рациональность гендерной дифференциации вложений в человеческий капитал, которую нарушают снижение рождаемости, развитие контрацепции, вовлечение женщин в общественное производство, рост образовательного уровня населения, рост доли неполных семей [28].
М. Гоклани Индур в рамках анализа проблемы человеческого капитала акцентировал внимание на взаимосвязи качества образования (принципиально необходимого для сохранения и создания нового человеческого капитала) и здоровья (здоровые люди более продуктивны и могут уделять больше внимания образованию и интеллектуальному развитию, при этом уровень образования повышается с увеличением средней продолжительности жизни). Автор уверен, что улучшение здоровья ведет к росту человеческого капитала [18].
Подобной точки зрения придерживаются и другие авторы. R.W.Fogel останавливается на взаимосвязи здоровья, человеческого капитала и экономического роста. Генетические факторы автором не признаются жесткими и абсолютно детерминирующими продолжительность жизни индивидуума [60]. Е. Бийо подчеркивает, что здоровье и образование - две координаты человеческого ка-
питала, чем больше в них вкладывается, тем больше отдача. По данным автора, существует корреляция между уровнем здоровья и доходами [55]. P. Howitt, анализируя здоровье, человеческий капитал и экономическое развитие, делает вывод, что влияние здоровья на экономическое развитие обеспечивается по шести основным каналам: 1) продуктивная эффективность (здоровый работник более продуктивен); 2) ожидаемая продолжительность жизни (стабильный уровень навыков на эффективного работника); 3) обучаемость (образование в течение жизни, начиная с детского возраста); 4) креативность (хорошее здоровье делает человека способным к творчеству); 5) адаптивность (чем выше уровень здоровья детей и матерей, тем лучше молодые люди могут справляться со стрессом, адаптироваться к неблагоприятным факторам); 6) неодинаковость (сильная отрицательная корреляция между показателями здоровья популяции и неодинаковостью дохода; факторы, повышающие уровень здоровья, уменьшают разницу в доходах населения) [59]. В США создан фонд «Здоровье как человеческий капитал» (Health as Нитап Capital Foundation), имеющий вебсайт с аналогичным названием. Миссия фонда: добиться рассмотрения здоровья как компонента человеческого капитала [59].
В статье «Теория человеческого капитала и его применение в оценке финансовых потоков здравоохранения» опубликованной в журнале «Экономическом лабиринт» (№4 за 2002 г.) дан детальный анализ существующих теорий человеческого капитала и обозначены его особенности. В данной работе делается вывод, что образование и здоровье являются очень важными объектами для дальнейшего исследования проблемы человеческого капитала [49].
Н.С.Матвеева, анализируя методы оценки и критерии экономической эффективности человеческого капитала, среди них выделяет методы экономической оценки по способу инвестирования в человеческий капитал - капиталы здоровья, образования и культуры. Автор, изучая влияние качества здоровья населения на эффективность использования средств, расходуемых в системе ФОМС, выявила, что качественная оценка составляющей человеческого капитала - качество здоровья населения повлияло на эффективность вложенных в программу
ОМС средств в сторону уменьшения [38, 39].
С.Ю. Рощин, О.С.Кузьмич (2006), рассматривая здоровье как экономическое благо, делают ссылку на работы Беккера (Becker, 1964), который считал здоровье составной частью человеческого капитала и проводил аналогию между инвестициями в капитал здоровья и другие формы человеческого капитала (образование). При этом подчеркивается, что здоровье не только представляет ценность само по себе, но также влияет на срок накопления и использования других видов человеческого капитала (образования, опыта). Авторы указывают, что теоретическая модель инвестиций в здоровье как в человеческий капитал получила развитие в работах Grossman (57). Исследования авторов показали, что накопленный человеческий капитал в России недоиспользуется в результате его преждевременной утраты. Интересен подход авторов к проблеме измерения здоровья, при этом, по мнению авторов, сравнительные характеристики самооценок здоровья и объективных показателей здоровья не имеют существенных различий [43].
А.И. Бабенко, рассматривая человеческий капитал в аспекте социальногигиенического познания, выделяет капитал здоровья, главную составляющую человеческого капитала. Автор анализирует взаимосвязь человеческого капитала, в том числе капитала здоровья с другими видами капиталов (производственным, административным, социальным) в зависимости от приоритета в социально-экономическом развитии общества. По мнению автора, в настоящее время в развитии общества происходит постепенный переход от приоритета производственного и административного капиталов к социальному и человеческому, соответственно изменятся и критерии общества (с уровня жизни и наличия благ, к качеству жизни и качеству населения). Автор подчеркивает, что развитие социально-гигиенических исследований должно быть направлено на разработку технологий управления социально-экономическими процессами в обществе по критериям человеческого капитала, а именно капитала здоровья [6, 7].
Д.И. Шмаков разработал методику оценки потерь капитала здоровья [51], отталкиваясь от положения, что важнейшие потоки инвестиций в человеческий
капитал - это инвестиции в образование, здравоохранение (увеличение «срока службы» человеческого капитала), рождение и воспитание детей (воспроизводство человеческого капитала). Автор считает экономическим выражением потерь капитала здоровья экономический ущерб в связи с медикодемографическими процессами, под которыми подразумевает заболеваемость, инвалидизацию и смертность населения. Автор детально описывает методику оценки потерь капитала здоровья, приводит формулы расчетов экономического ущерба в результате потерь здоровья. По мнению автора, показатели экономического ущерба в связи с медико-демографическими процессами (потерей капитала здоровья) могут рассматриваться как своеобразные индикаторы, характеризующие экономические аспекты общественного здоровья в регионах, стать необходимым этапом разработки региональных программ развития, использоваться при обосновании инвестиций в здравоохранение и выделении дотаций регионам [51]. Тему человеческого капитала и здоровья развивает П.П. Горбенко. Автором предлагается реализация нового подхода к сохранению и укреплению физического, психического и духовного здоровья нации, суть которого в переходе к «концепции воспроизводства (сохранения и укрепления) здоровья населения и развития человеческого капитала страны». Автор считает необходимым создание службы здоровья в образовательных учреждениях и обязательное преподавание предмета «Качество жизни и здоровье» [19]. И.П. Артюхов и соавт. обратились к проблеме «капитал Здоровья семьи - основа формирования человеческого капитала» [2].
Таким образом, анализ литературных источников показал, что в настоящее время достаточно детально разработаны концепция и теория человеческого капитала, определены его структура, характер формирования и потерь, основные факторы его воспроизводства и развития, взаимодействие с другими видами капитала, инвестиции в человеческий капитал, методы оценки человеческого капитала и критерии экономической эффективности. Наиболее активно велись исследования в области капитала образования и лишь относительно недавно на первый план выдвинулась проблема капитала здоровья, обозначилась необхо-
димость социально-гигиенической ее проработки, определения достоверных критериев и методов оценки капитала здоровья, факторов, влияющих на его формирование и развитие, с обозначением среди них управляемых.
HUMAN CAPITAL AND HEALTH: PROBLEM SETTING I.P. Arthyuhov, N.A. Gorbach, M.A. Lisnyak Krasnoyarsk state medical academy named in honour of V.F. Vojno-Yasenetskij
On the basis of literature review it was revealed that conception and theory of human capital were developed particularly; its structure, type, ways of forming, main factors of reproduction and development were determined. Moreover the necessity of remaking of social and hygienic problems of health capital was revealed.
Литература
1. Анишин Е.В. Человеческий капитал как совокупность социальноэкономических отношений : автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Чебоксары, 2006. - 26с.
2. Артюхов И.П., Новиков О.М., Капитонов В.Ф. Теоретические предпосылки к проблеме «капитал Здоровья семьи - основа формирования человеческого капитала» // Сиб. мед. обозрение. - 2007. - №1. - С.51-53.
3. Баева О.Н. Непрерывное образование как условие формирования человеческого капитала : дис. ... канд. экон. наук. - Иркутск, 1998. - 212 c.
4. Барсуков Г.В., Родионова Е.М. Человеческий капитал специалистов высшей квалификации // Образов. и общество. - 2006. - №2. - С. 81-85 / http://www.education.rekom.ru/2_2006/index_2_2006.html.
5. Беккер Г. Человеческий капитал // США: экономика, политика, идеология. -1993. - №11. - C.14.
6. Бабенко А.И. Методология разработки стратегии охраны здоровья населения // Бюл. СО РАМН. - 2002. - №21. - С.48-53.
7. Бабенко А.И. Человеческий капитал в аспекте социально-гигиенического познания // Бюл. СО РАМН. - 2004. - №2 (112). - С.176-179.
8. Богданова Э.Н. Инвестиции в человеческий капитал : сущность, тенденции, стратегия управления : дис. ... канд. экон. наук. - Кисловодск, 1997. -145с.
9. Бондаренко, Г.И. Человеческий капитал: основные факторы его воспроизводства и развития. - Ростов н/Д: Тера, 2005. - 254с.
10. Бондаренко Г.И. Человеческий капитал: взаимодействие социальных институтов, власти и бизнеса в условиях трансформирующегося российского общества: автореф. дис. ... док. соц. наук. - Уфа, 2006. - 43с.
11. Быченко Ю.Г. Важнейший показатель человеческого капитала // Человеч. ресурсы. - 2001. - № 3 / http://www.pmuc.ru/jomal/number8/bitchenco.shtml.
12. Валентей С., Нестеров Л. Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры // Вопр. экономики. - 1999. - № 2. - С. 92-93.
13. Ванкевич В.Е. Экономические отношения занятости: закономерности развития и регулирования. - БГЭУ, 2000. - С. 15.
14. Васильчук Ю.А. К общей теории социального развития человека // Глобальный мир. - М., 2002. - Вып. 2. - С. 4-65.
15. Выпуск 22/1. «Человеческий капитал России: эволюция, структурные особенности, будущие вызовы» / http://www.nikitskyclub.ru.
16. Выпуск 28. «Демографический императив и человеческий капитал» / http://www.nikitskyclub.ru.
17. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. - М.: Норма, 2007. - 448 с.
18. Гоклани Индур М. Глобализация человеческого благосостояния / http://www.polit.ru/research/2006/01/18/goklany.html.
19. Горбенко П.П. Человеческий капитал и здоровье // Нов. Санкт-Петерб. врачеб. ведомости. - 2007. - №1. - С.81-82.
20. Демченко Т. А. Человеческий капитал в реформируемой России: демографическое измерение : дис. ... канд. экон. наук. - Москва, 2001. - 136с.
21. Демин П.С. Человеческий капитал как фактор европейской экономической интеграции Республики Беларусь // Белорус. журн. межд. права и межд. отношений. - 2003. - № 3. - С. 29-36.
22. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. - СПб.: Наука, 1999. -310 с.
23. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2004 год / Программа развития ООН. - М., 2004. - С. 22 -23.
24. Дятлов С. А. Человеческий капитала России: проблемы эффективного использования в условиях переходной экономики. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ,1995.
- С.2-3.
25. Дятлов С.А. Теория человеческого капитала. - СПб.: Изд. СПбУЭФ, 1996.
- С. 38.
26. Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: Образование в инновационном воспроизводстве. - СПб.: Изд. СПбУЭФ, 1996. - С.25-28.
27. Инвестиции в человеческий капитал России: состояние, проблемы, перспективы / Под ред. И.В. Ильинского. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т технологии и бизнеса, 2003. - 216с.
28. Калабихина И.Е. Гендерный фактор в воспроизводстве человеческого капитала // Женщина. Гендер. Культура. - М.: МЦГИ, 1999. - С. 71-183.
29. Капелюшников Р.И. Теория человеческого капитала /
http://creativeconomy.ru/library/prd28.php.
30. Киселёва О.В. Национальный человеческий капитал: оценка и сравнительный анализ / Межд. науч. интернет-конф. «Интеллектуальный капитал и развитие инновационного бизнеса в высшей школе России и зарубежных стран»: мат. // http://www.plproject.ru/part002-03.php.
31. Киселёва О.В. Развитие теории человеческого капитала и особенности его оценки: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Орел, 2006. - 26с.
32. Колесников Г.И. Экономико-математические методы оценки проектов инвестиций в человеческий капитал фирмы: дис. ... канд. экон. наук. - СПб., 2000. - 140с.
33. Копылова Ю.М. Управление человеческим капиталом организации : дис. ... канд. экон. наук. - М., 1998. - 160 ^
34. Корицкий А.В. Введение в теорию человеческого капитала. - Новосибирск: СибУПК, 2000. - 112 с.
35. Критский М.М. Теория человеческого капитала как приоритетный фактор реформирования экономики // Экономич. теор. и хоз-ная реформа: сб. науч. трудов. - Спб.: СПбГИЭА, 1995. - С.5-28.
36. Критский, М.М. Человеческий капитал. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 120с.
37. Курганский С. А. Человеческий капитал: методологический анализ формирования и оценки: дис... д-р экон. наук. - СПб: СПбГУЭФ, 1999. - 353 с.
38. Матвеева Н. С. Влияние качества здоровья населения на эффективность использования средств, расходуемых в системе ФОМС / Ы^:/^ .rsl.ru/downloads/0287/ 200703200528/www.economer.khv.ru/content/n042-3/21vliyan.html.
39. Новолодская Г.И. Воспроизводство конкурентоспособного человеческого капитала : дис. ... д-ра экон. наук. - Иркутск, 2002 . - 420 а
40. Нойманн Ф. Методика экономической оценки человеческого капитала: тез. докл. межд. науч.-практ. конф. Государст. управление: трансформационные процессы в современном мире: Ч. 2. Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь. - Минск, 2002. - С. 98.
41. Романчин В.И., Никитин И.А. Человеческий капитал как основополагающий фактор эффективного антикризисного управления / http://www.plproject.ru/part08-014.php.
42. Рощин С.Ю., Кузьмич О.С. Здоровье как экономическое благо: его влияние на заработную плату и занятость / Реформирование общественного сектора: поиск путей повышения эффективности: сб. ст. в 2 ч., Ч.1. - СПб.: Издат. Дом СПб. гос. ун-та, 2006. - С. 118-171.
43. Саградов А. А. Воспроизводство населения и социальный капитал // Вест. МГУ. - Сер. 6. Экономика (рус.). - 2006. - № 5. - С.15-32
44. Самородова Е.М. Инвестиции в человеческий капитал. (Методолог. аспект) : дис. ... канд. экон. наук. - Орел, 2000. - 208с.
45. Симкина Л.Г. Человеческий капитал в инновационной экономике: дис. ...
докт. экон. наук. - СПб., 2000. - 349с.
46. Синицына Г.И. Человеческий капитал: оценка качества и эффективности использования: дис. ... канд. экон. наук. - Иркутск, 2002. - 144 с.
47. Сумарокова Е.В. Инвестиции в человеческий капитал: теория и практика // Образов. и общество. - 2004. - № 2. - С. 86-92.
48. Теория человеческого капитала и его применение в оценке финансовых потоков здравоохранения // Экономич. лабиринт. - 2002. - №4 (45) / http://www.economer.khv.ru/content/n045/16_kap.
49. Чуприна Ю.В. Человеческий капитал как основа доходов среднего класса: дис. ... канд. экон. наук. - СПб., 2001. -148с.
50. Шмаков Д.И. Разработка методики оценки потерь капитала здоровья. -http_www.ecfor.ru_pdf_Шмаков .pdf.
51. Щетинин В. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки // Миров. эконом. и межд. отношения. - М., 2001. - № 12. - С. 42-49.
52. Duflo E. The returns to human capital: health and education.- РАНО Headquarters Washington, March 3, 2004.- P6 /
http://www.paho.org/English/HDP/HDD/duflo.pdf.
53. Howitt P. Health, human caprral and economic growth: а schumpeterian perspective / РАНО Headquarters. - Washington, February 9, 2005. - P29 / http://www.paho.org/English/HDP/HDD/howitt.pdf.
54. Fogel R.W. Nutrition, Physiological Capital, and Economic Growth. - РАНО
Headquarters Washington, 2002. - P.29 /
http://www.paho.org/English/HDP/HDD/fogel.pdf.